Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ'

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речь / диалогическая речь / связная речь / диалог / общение / педагогические условия / интонация / процесс / речевая среда / реплика / личность / говорение / умение / беседа / коммуникация / взаимодействие. / speech / dialogical speech / coherent speech / dialogue / communication / pedagogical conditions / intonation / process / speech environment / replica / personality / speaking / skill / conversation / communication / interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахманова, Г. Г., Кобилова, Э. Ш.

В данной статье рассматриваются проблемы обучения русскому языку как иностранному, развитие речевого и умственного развития учащихся, обучение элементарным грамматическим навыкам, развитие диалогической речи, как основной формы речевого общения. Участие в диалоге осуществляется посредством диалогической речи, овладение которой является условием полноценного развития учащегося и его активности в общении с окружающими людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DIALOGICAL SPEECH IN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE

This article discusses the problems of teaching Russian as a foreign language, the development of speech and mental development of students, teaching elementary grammatical skills, the development of dialogic speech as the main form of speech communication. Participation in the dialogue is carried out through dialogic speech, the mastery of which is a condition for the full development of the student and his activity in communicating with people around him.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

Oriental Renaissance: Innovative, p VOLUME 2 | ISSUE 4/2

educational, natural and social sciences ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor Q SJIF 2022: 5.947

Advanced Sciences Index Factor ASI Factor = 1.7

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ

ЯЗЫКУ

Рахманова Г.Г.

Ассистент кафедры «Узбек тили ва адабиёти» ТГТУ им. И. Каримова

Алмалыкского филиала

Кобилова Э.Ш. студентка 1- курса факультета „Химической технологии"

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются проблемы обучения русскому языку как иностранному, развитие речевого и умственного развития учащихся, обучение элементарным грамматическим навыкам, развитие диалогической речи, как основной формы речевого общения. Участие в диалоге осуществляется посредством диалогической речи, овладение которой является условием полноценного развития учащегося и его активности в общении с окружающими людьми.

Ключевые слова: речь, диалогическая речь, связная речь, диалог, общение, педагогические условия, интонация, процесс, речевая среда, реплика, личность, говорение, умение, беседа, коммуникация, взаимодействие.

ABSTRACT

This article discusses the problems of teaching Russian as a foreign language, the development of speech and mental development of students, teaching elementary grammatical skills, the development of dialogic speech as the main form of speech communication. Participation in the dialogue is carried out through dialogic speech, the mastery of which is a condition for the full development of the student and his activity in communicating with people around him.

Keywords: speech, dialogical speech, coherent speech, dialogue, communication, pedagogical conditions, intonation, process, speech environment, replica, personality, speaking, skill, conversation, communication, interaction.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие речи и речевого общения является важнейшей задачей учебного заведения, где диалог выступает одной из форм речевого общения. Для построения диалога необходимыми являются такие умения как умение вступать в общение, владение формами речевого этикета, вербальными средствами общения.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Диалогическая речь-одна из основных форм речевого этикета. Несмотря на то, что она сложнее монологической, как с точки зрения напряжённости внимания, так и разнообразия используемых образцов.

Для построения диалога необходимыми являются такие умения как умение вступать в общение, выражать свои мысли, владение формами речевого этикета, вербальными средствами общения.

Проблема диалога являлась предметом изучения многих исследователей на современном этапе развития науки. В частности, она представлена в работах В. Ф. Беркова. Диалог рассматривается как особый вид деятельности, функции диалога реализуются в процессе непосредственного общения между собеседниками в результате чередования стимулирующих и реагирующих реплик.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Диалог представляет собой цепь реплик или серию высказываний, которые обычно порождаются одно другим в условиях непосредственного общения двух или более лиц(собеседников). Диалог связан с тремя умениями, обеспечивающими ход беседы:

Первое умение-стимулирование высказывания собеседника. Оно может быть в виде вопроса (Умеете ли вы играть в шахматы?), утверждения (Давайте поиграем) или просьбы (Помогите, пожалуйста).

Второе умение-реагирование на речевой стимул. Реплика-стимул и реплика- реакция составляют диалогическое единство. Наиболее распространены четыре типа диалогических единств:

-Вопрос-утверждение: Ты идёшь домой? -Нет, я остаюсь в школе.

-Вопрос-вопрос: Ты идёшь домой? -Почему ты меня спрашиваешь?

-Утверждение-утверждение: Я иду домой. -Я тоже иду домой.

-Утверждение- вопрос: Я иду домой. -Почему ты идёшь домой?

Третье умение - развертывание реплики-ответа, придание высказываниям характера беседы.

Например:

-Вопрос-утверждение:

-Пойдём на рыбалку?

- Нет, спасибо. Нет, я не могу.

-Утверждение-утверждение:

-Эти сладости для тебя.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

- Благодарю. Мне понравились сладости.

Диалогическая речь характеризуется определенными коммуникативными, психологическими и лингвистическими особенностями.

На содержание и характер диалогического общения влияют психологические процессы:

-восприятие речи собеседника и ориентировка в ситуации; -формирование содержательной стороны высказывания; -языковое оформление мысли и восприятия реплик партнёра по общению. На начальном этапе обучения русскому языку учитель использует определённые методические приёмы. Так, вводя слова, словосочетания или фразу, подбирает определённые ситуации, которые показали бы учащимся функцию, назначение этих лексических единиц в общении, т.е. то, что с их помощью можно передать в речи. Например, назвать предмет, охарактеризовать его свойства (цвет, размер, качество), указать количество (один, много), местоположение предмета, назвать действие, соотнести его с настоящим, будущим или прошедшим временем.

Установлено, что материал запоминается при его многократном повторении в различных ситуациях речевого общения, привносящих каждый раз что-то новое.

Общение на изучаемом языке осуществляется не только в устной речи, но и на основе содержания прочитанных текстов. Для этого используются задания коммуникативного характера для беседы о прочитанном.

Диалогическая речь всегда мотивированна. Появление у учащихся желания что-то сказать, выразить свои мысли, чувства, а не только воспроизводить чужие слова или заученный наизусть текст, создаётся определёнными условиями.

Это, прежде всего, использование таких стимулов, которые вызывает у учащегося потребность «выразить себя», что возможно при создании благоприятного психологического климата, располагающего к высказываниям, доброжелательного отношения коллектива, учителя, заинтересованность в выполнении предложенных заданий, стремление выполнить их хорошо. Благоприятные условия для общения располагают учащихся к тому, чтобы слушать, говорить, читать на изучаемом языке и делать это с удовольствием, вселяют уверенность в том, что они могут понимать говорить на русском языке. Немалую положительную роль в процессе играет акцент учителя на успехах учащихся.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 4/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Учитель постоянно показывает учащимся их продвижение и достижение в овладении диалогической речью.

Речь всегда обращена к слушателю, адресована аудитории. Это означает, что мы всегда говорим с кем-то, для кого-то, чтобы высказать своё мнение, поделиться мыслями, убедить, доказать, спросить, попросить, и т.д.

Речь носит обращенный характер. Говорящий привлекает слушателей тогда, когда он выражает что-то своё, индивидуальное. Так, если учащийся рассказывает о своём любимом животном, да ещё показывает фотографию или игрушку, он «создаёт» себе слушателя, и его речь приобретает обращенный характер. Учитель даёт задания, которые реализует эти характеристики речи, исходя из конкретных условий группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение диалогической речи учащихся начинается с их реагирования на реплику собеседника. Сначала учитель даёт стимулирующие реплики. Разнообразие реакций зависит от группы, от языковых средств, которыми они располагают. от индивидуальных особенностей учащихся. Затем стимулирующие реплики дают сами учащиеся, а другие реагируют на них.

После того как учащийся научится без труда, в быстром темпе реагировать на стимул с помощью одной реплики, учитель показывает, как можно развернуть реагирующую реплику в короткое высказывание.

REFERENCES

1. Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи / /Сост. М. М. Алексеева. М.: Академия, 2009.226 с.

2. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды /А. А. Леонтьев. - М.: Московский психолого-социальный институт; 2001. -448-450 с.

3. Берков В.Ф. Культура диалога - Мн.: Новое знание, 2012. -152 с.

4. Винокур Т.Г. Диалог - М.: Дрофа ,2008. - С.119-120.

5. Рахманова Г.Г. Знаки препинания при междометиях и междометных образованиях. // Central Asian journal of Literature, Philosophy and Culture/ December 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.