Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
О
R
VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ, НА ОСНОВЕ СТАТЬИ ПРОФЕССОРА Ф.А.ГАБДУЛХАКОВА «ВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ - ПРИЗНАК
СОВЕРШЕНСТВА»
В статье раскрываются вопросы подготовки языковой личности при обучении русскому языку, перечисляются основные показатели человека, свободно владеющего языком, также выделены те обязательства, которые возлагаются на языковую личность.
Ключевые слова: языковая личность, процесс обучения, методика, психолингвистика, носитель языка, развитие речи, навыки и умения.
The article reveals the issues of preparing a language personality when teaching the Russian language, lists the main indicators of a person who is fluent in the language, and also highlights the obligations that are imposed on a language personality.
Keywords: language personality, learning process, methodology, psycholinguistics, native speaker, speech development, skills and abilities.
Maqolada rus tilini o'rganishda til shaxsini tayyorlash masalalari, tilni erkin biladigan shaxsning asosiy ko'rsatkichlari, shuningdek, til shaxsiga berilgan majburiyatlar ham ko'rsatilgan.
Kalit so'zlar: til shaxsiyati, ta'lim jarayoni, metodika, psixolingvistika, ona tili, nutqni rivojlantirish, mahorat va ko'nikmalar.
ВВЕДЕНИЕ
Профессор, заслуженный преподаватель Наманганского государственного университета Фарит Ахунович Габдулхаков почти 50 лет занимался педагогической деятельностью. За это время он проработал на разных должностях, но главным его качеством было умение профессионально вести занятия.
Фарит Ахунович читал лекции по методике преподавания русского языка, психолингвистике, общему языкознанию. «Любимое занятие - общение, ведь когда общаемся, выясняется, что в каждом человеке мир отражается по-новому.
Гулнора Мирзахалова
магистрант 2 курса, НамГУ
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
ANNOTATSIYA
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
О
R
VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
Общение с новым человеком - открытие нового мира». Фарит Ахунович нашел для себя призвание - обучение языкам. «В мире нет двух языков, в которых можно было бы передать одно и то же содержание с помощью одинаковых средств. Язык является инструментом в руках человека, свободное владение им делает нас волшебниками», - считал он.
В октябрьском номере журнала «Ирмок» опубликована его статья «Тил билиш - баркамоллик белгиси» («Владение языком - признак совершенства»). В данной статье особое внимание уделяется вопросу подготовки языковой личности при обучении родному языку, перечисляются основные показатели человека, свободно владеющего языком. Особо следует отметить то, что в статье выделены те обязательства, которые возлагаются на языковую личность. Язык является достоянием всех его носителей. Каждый из них в определенной степени ответственен и за судьбу языка.
Чистота, доступность, благополучие языка всецело зависит от того, как его будут оберегать его носители. Соответственно, все мы должны бережно относиться к своему родному языку, любить и ценить его.
В настоящее время проблема совершенствования процесса обучения является наиболее актуальной. И поэтому, мы, опираясь на статью Ф.А.Габдулхакова [1], предприняли попытку раскрыть основные аспекты этой проблемы.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы перед учительством поставлена ответственная задача: свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей среднее учебное заведение. В решении этой задачи в условиях национальной школы возникают серьёзные трудности. Многие выпускники школ (особенно отдалённых сельских) практически не владеют русским языком, на изучении которого в учебных планах с 1 по 9 класс отводится примерно 1500часов. Плохое знание русского языка ограничивает для молодого человека, вступающего в жизнь, возможности участия в общественно-политической, экономической и культурной жизни.
Сложившиеся положение требует всестороннего анализа всех компонентов процесса обучения, выявления имеющихся недочётов. В настоящее время уделяется пристальное внимание уточнению содержания обучения, конкретизации методов и приёмов преподавания. Результатом этой работы
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
становится обеспечение процесса обучения строго регламентированным языковым материалом, который находит отражение в различных минимумах. Есть определенные достижения в совершенствовании методов, приёмов и средств обучения. Нужно отметить, что понятие «владение языком» применительно к условиям обучения второму языку. Понятно, что владение языком к концу процесса обучения должно отличаться от «владения» на продвинутом, тем более начальном этапе. В то же время, обучаемый, согласно требованиям сознательно коммуникативного метода, всегда должен относиться к изучаемому языку, как и средству общения.
Те, кто контролирует деятельность учителя русской словесности, всё ещё считают своей главной задачей анализ хода урока, требуют соблюдения последовательности его компонентов, интересуются состоянием кабинета русского языка, школьной документации и т.д. В ходе проверки проводится традиционный контрольный диктант, результаты которого также не всегда адекватны объективным показателям уровня владения языком. Существующие приёмы контроля не дают возможности судить о сформированности необходимых умений и навыков слушания и понимания, продуктивного говорения и выразительного чтения.
Следует отметить, что отрицательную роль играет и негибкость методики. Независимо от того, с каким контингентом учитель работает, он прежде всего, должен заботиться о реализации программного материала. При этом не учитывается, например, что среди учащихся средних и старших классов могут быть и такие, кто по различным причинам не смогли овладеть навыками речи, следовательно, по всем законам логики, с ними нужно работать по программе начальных классов, начиная с элементарных упражнений на слушание, раскрытие значений лексических единиц и усвоение речевых образцов путем подражания. Однако отклонения от программы, все компоненты которой даны в определенной последовательности, не приветствуются. Все это приводит к тому, что учителя нередко безуспешно пытаются объяснить особенности сложносочиненных или сложноподчиненных предложений тем, кто не в состоянии понимать русскую речь.
Учитель скован отсутствием дифференцированных учебных программ, учитывающих не только особенности городской и сельской школ, но и уровень подготовленности учащихся одного и того же класса.
Незаслуженно мало внимания уделяется в методической литературе вопросам формирования первичных речевых умений и навыков. Большинство
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
ученых занимаются вопросами «развития речи», упускал из виду, что нельзя развивать то, чего ещё нет.
«На многих посещенных нами уроках русского языка в национальных школах дети отвечали на вопросы, декламировали, пересказывали услышанное, задавали вопросы и т.д. Все это создавало иллюзию полноценного общения на русском языке. Однако при проверке нередко выяснялось, что не все ученики, отличавшиеся на уроке, в состоянии вести беседу на другие темы, отвечать на те, же вопросы в другой формировке. Ученики не всегда были способны переносить приобретенные знания, умения и навыки в другие ситуации, использовать их при решении других задач. Для сравнения можно проследить за закономерностями овладения родным языком. Первые слова ребенка на родном языке являются результатом довольно-таки продолжительных во времени «упражнений» на восприятие и осмысление речевых единиц. Каждое произносимое ребенком слово «поддерживается» значительным количеством слов и предложений, смысл которых он понимает. До этого ребенок пользуется паралингвистическими средствами общения - на речь окружающих он реагирует и отвечает мимикой, жестами, действиями и т.д. Такие формы общения не практикуются в обучении второму языку, с первых уроков русского языка учителя рассчитывают на то, что ученик, не понимающий порой ни одного слова, заговорит. В результате ребенок начинает пользоваться единственно возможным выходом - старается выучить формулы ответов на возможные вопросы»[1]. Нередко учителя попросту подсказывают ответы, закладывая в вопросительные предложения «строительный материал» для ответов. К сожалению, умение отвечать на вопросы, в которых есть элемент подсказки, для большинства учащихся остается, чуть ли не единственным умением, приобретенным за все годы обучения.
Анализ посещенных уроков показал, что речевым тренировкам учащихся отводится незначительная доля учебного времени даже в классе, разделенном на подгруппы. Во многих учебниках русского языка преобладают языковые упражнения, рассчитанные на накопление знаний. Имеющиеся речевые задания охватывают в основном такие функциональные типы речи, как повествование и описание. Упражнения на рассуждение, различные логические задания, обладающие наибольшей коммуникативной ценностью, в учебниках занимают скромное место.
Важной проблемой процесса обучения второму языку следует считать проблему преодоления психологического барьера, возникающего при переходе
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
от выражения своего отношения к действительности с помощью средств родного языка к аналогичным действиям с помощью средств другого языка. При общении на родном языке ребенок чувствует себя легко и раскованно, не боится допускать ошибки, а процесс обучения в школе отличается строгостью. На уроке русского языка не каждый ученик решится «осваивать» единицы второго языка путем «проб и ошибок». Любая неудача может вызвать нежелательную реакцию одноклассников, а то и учителя. Чтобы решить эту проблему, нужно прежде всего, изменить взаимоотношения учителя и учащегося, создать в классе такую обстановку, в которой обучаемые чувствовали бы себя раскованно, не боялись бы допускать ошибки. При этом необходимо иметь в виду, что психологический барьер возникает не только на начальном этапе обучения, но и при попытке применить усвоенный языковой материал в новой ситуации даже на продвинутом этапе. Иногда особую трудность составляет начало разговора. Отсюда вывод - нужно учить детей не только языковым единицам и их применению, но и различным паралингвистическим средствам, облегчающим начало процесса коммуникации.
Главной фигурой в процессе обучения и воспитания был и остается учитель, а решение значительной части вышеперечисленных проблем зависит от улучшения качества его подготовки.
Главным критерием при отборе будущих учителей русского языка из числа выпускников национальной школы должен быть уровень владения речью. При подготовке специалистов из числа выпускников национальной школы нужно учитывать пробелы и недочеты школьного обучения русскому языку. Работу необходимо начинать «с обучения практическому владению языка во всех видах речевой деятельности - говорении, слушании, чтении, письме, что обеспечит работу с фактами языка на занятиях по современному русскому языку»[4,С.17]. То есть будущего учителя русского языка сначала нужно довести до уровня носителя языка. Хорошим подспорьем могли бы служить в данном случае подготовительные курсы, на которых главное внимание обращалось бы на формирование и развитие речевых умений и навыков абитуриентов. В то же время «нельзя принять утверждение, что совершенствование речи студентов является только задачей преподавателей практического курса русского языка»[4,С.14]. Между тем в вузовском курсе психологии нет специального раздела, где говорилось бы об особенностях формирования и развития речи на родном и на втором языках. Педагогический цикл также не в полном объёме освещает проблемы проведения уроков
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
русского языка и ничем почти не отличается от аналогичных курсов для других специальностей. И языковед, и литератор, и обществовед, не говоря уже о педагоге и психологе, должен при организации лекционных и практических занятий исходить из того, что готовят будущих учителей русского языка.
Необходимо изменить и отношение самих студентов к процессу обучения. Многие из них считают, что посещение всех занятий и наличие положительных оценок по предметам достаточно для того, чтобы стать хорошим учителем. А для этого еще нужно умение свободно общаться на русском языке, которое формируется и совершенствуется в постоянных тренировках. Несмотря на то, что на факультетах русского языка и литературы есть все условия для общения на русском языке, многие студенты чаще говорят на родном языке. Регулярные речевые тренировки в институте, в общежитии, по ходу внеаудиторных занятий и других мероприятий в течение 4 лет могли бы существенно повлиять на общеречевую подготовку будущих учителей, призванных обучать, прежде всего, русской речи.
Среди проблем, от решения которых зависит совершенствование обучения русскому языку, также можно было бы назвать проблему внедрения научных изысканий методических центров в других республиках.
Из-за отсутствия творческих связей между специалистами в практике обучения русскому языку не учитываются достижения ученых, представляющих другие республики.
Ещё одна проблема - ответственность за подготовку каждого конкретного ученика по русскому языку. Сегодня за нее отвечают многие, так как школьника учат в течение девяти лет несколько учителей, что на деле означает: конкретной ответственности не несет никто из бывших наставников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, достижение главной цели - обеспечение свободного владения русским языком всеми выпускниками национальной школы - зависит от решения перечисленных и других не названных в данной работе проблем.
Создание творческой атмосферы в школах, вузах, предоставление учителю большей свободы в выборе методов и приёмов обучения, определении структуры урока с уточнением требований к результатам его труда - один из путей решения этих проблем.
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 3 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
REFERENCES
1. Габдулхаков Ф.А. «Вопросы совершенствования процесса обучения. Русский язык в национальной школе». - 1988.
2. Габдулхаков Ф.А. «Психолингвистика в обучении русскому языку». - 2017.
3. Габдулхаков Ф.А. «Очерки методики обучения русскому языку». - 2012.
4. Городилова Г.Г. «Актуальные проблемы методики преподавания лингвистических дисциплин. Лингвистическая подготовка будущего учителя -словесника. М., 1999. С.14-17.
5. http.//www. rusmetodika.net.