Александрова Н. С., Ситникова Е. Р. Организация театрализованных игр на уроках по развитию связной диалогической речи третьеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 04 (апрель). - 0,4 п. л. - иН1: http://e-koncept.ru/2020/202014.htm.
ART 202014 DOI 10.24411/2304-120X-2020-12014 УДК 159.922.72
Александрова Наталья Сергеевна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров [email protected]
Ситникова Елизавета Руслановна,
студентка ФГБОУ ВО «<Вятский государственный университет», г. Киров [email protected]
Организация театрализованных игр на уроках по развитию связной диалогической речи третьеклассников
Аннотация. Статья посвящена способам развития устной связной диалогической речи у младших школьников с помощью проведения театрализованных игр. Проблемой исследования стало изучение психолого-педагогических условий развития связной диалогической речи третьеклассников посредством использования на уроках театрализованных игр. Цель исследования - выявление педагогических условий развития связной диалогической речи на уроках в третьем классе в процессе проведения театрализованных игр. Авторы характеризуют способы развития устной диалогической речи третьеклассников на основных уроках в начальной школе, представляют разработанные и апробированные театрализованные игры. Ключевые слова: устная связная диалогическая речь, театрализованные игры, интерес, развитие.
Раздел: 19.00.00 Психологические науки.
Введение
Одним из важных приобретений ребенка в детстве является овладение родным языком. С помощью него ребенок познает окружающий мир, передает эмоции, делится впечатлениями. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого умственного развития ребёнка» [1].
Сформированные коммуникативные навыки благоприятно влияют на учебный процесс. Школьник имеет хорошо развитую речь, умеет вести диалог, может высказывать собственную точку зрения, отстаивать ее, принимать чужую. Не случайно коммуникативные действия входят в ФГОС начального образования. Изучив документ, мы нашли пункты, в которых указывается, что речь в жизни учеников начальной школы имеет важное значение и должна развиваться на каждом уроке:
- использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий [2].
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ББГ»! 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный >курнал
Александрова Н. С., Ситникова Е. Р. Организация театрализованных игр на уроках по развитию связной диалогической речи третьеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 04 (апрель). - 0,4 п. л. - иН1: http://e-koncept.ru/2020/202014.htm.
Постепенно учебная программа в школе усложняется, увеличивается объем материала и его сложность. Школьники начинают испытывать трудности при изучении нового материала, так как умственная нагрузка увеличивается и ребенок не всегда может сосредоточиться на сложном материале. Многие сталкиваются с проблемой заучивания текстов, пересказов, не всегда отвечают на поставленный учителем вопрос полным предложением. Так как материал для усвоения становится труднее, механическое запоминание не всегда спасает школьников, ведь понимание материала, умение использовать его в повседневной жизни - это одна из главных целей обучения. Эти проблемы сохраняются и на уроках окружающего мира, литературного чтения, математики, однако большинство учителей переносят работу над развитием связной речи на уроки русского языка.
В процессе обучения в начальной школе этим процессам уделяется большое внимание со стороны педагогов, но, к сожалению, большинство ребят к завершению начальной школы не обладают сформированными на высоком уровне навыками общения. Школьникам трудно начать диалог, уточнить информацию. Ответы на учебных занятиях становятся менее подробными, чаще шаблонными. Многие дети, которые учатся на «отлично», имеют проблемы с адаптацией в кругу сверстников, не могут завести друзей.
Методология и результаты исследования
Развитие связной речи может осуществляться с помощью разных методов и приемов, в том числе театральных игр.
Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, которое формирует личность ребенка, способствует его раскрепощению, проявлению творческого начала. В процессе театрализованной игры улучшается словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи.
Известный писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку» [3].
Такой способ подачи материала может благоприятно влиять на понимание детьми учебного предмета. Развитие любознательности и интереса к учебной деятельности становится главным результатом театрализованных игр. Благодаря постановкам дети учатся сопереживать, познают окружающий мир, происходит воздействие художественного образа на личность.
Театр как доступный вид искусства для школьников помогает решить актуальные проблемы устной диалогической речи, а также проблемы, связанные с образованием и воспитанием детей, развитием коммуникативных навыков, художественного воспитания. У ребенка развиваются мыслительные процессы, память, воображение, фантазия, речь.
Благодаря театрализованным играм происходит снижение учебной нагрузки на ребенка, а это влечет за собой привлекательность обучения. Дети получают сложную информацию в доступной форме, что помогает не только лучше ее запомнить, но и мотивировать детей на изучение темы. Младшие школьники заинтересованы в продвижении, проявляют активность и любознательность. Благодаря этому повышается эффективность организации воспитательно-образовательного процесса.
Анализ работ таких психологов и методистов, как Р. Е. Левина, А. П. Усова и Д. Б. Эльконина и других, показал, что ребёнок усваивает родной язык прежде всего подражая речи окружающих. Основатель Московского кукольного театра С. В. Образ-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Александрова Н. С., Ситникова Е. Р. Организация театрализованных игр на уроках по развитию связной диалогической речи третьеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 04 (апрель). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202014.htm.
цов высказал мысль, что каждому ребёнку свойственно стремление к актёрству. Заинтересовать детей театром несложно, ведь знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения [4].
Речевое, познавательное, социальное, эстетическое развитие ребенка происходит благодаря использованию театрализованных игр на уроках в начальных классах.
На любом из уроков по программам можно использовать театрализованную деятельность, которая не только дополнит занятие, но и станет помощником ребенку в изучении нового материала. Несмотря на большое количество положительных аспектов использования театрализованных игр на уроках, педагоги используют театрализованные игры в основном для развития творческого потенциала детей на праздниках, а в повседневной жизни на занятиях - эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей увлекательнее, разнообразнее. Такой способ организации деятельности на занятиях требует колоссальной подготовки, а на это не всегда хватает у педагогов времени и желания.
Изучив содержание учебной программы в третьем классе, мы пришли к выводу, что во всех учебниках присутствуют темы, которые можно рассказать детям с помощью театрализованных игр. Мы взяли четыре основных предмета в начальной школе: русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение.
Для проведения театрализованной игры в третьем классе были подобраны темы согласно учебному плану. Все театрализованные постановки проигрывались детьми. Сцены не такие сложные по содержанию, но требуют внимания от детей. Вся информация, которую на протяжении сценок рассказывают дети, не только соответствует учебной программе, но и позволяет детям узнать новые факты. Во время игры мы видели заинтересованные лица детей, которые наблюдали за процессом. Школьники, участвующие в постановках, получали огромное удовольствие, и у них появлялось желание вновь побывать у доски в роли сказочного героя. После инсценирования герои могли задавать вопросы зрителям, устанавливая обратную связь. Как показала практика, учебный материал в таком формате дети усваивают быстрее, так как запоминают его лучше.
В начале исследования нами была проведена экспериментальная работа, в ходе которой выяснилось, что не все дети обладают устной связной диалогической речью на высоком уровне. Присутствовала боязнь начинать разговор, не все дети могли поддержать тему, отвечали простыми предложениями, отказывались вести диалог. Все это говорит о том, что уровень развитости диалогической речи может быть выше. После проведения ряда театрализованных игр повторная диагностика показала повышение уровня развития устной связной диалогической речи. Дети стали более уверенными в себе во время ведения диалога.
Приведем примеры театрализованных игр, которые были разработаны нами в ходе исследования для уроков математики, окружающего мира и литературного чтения.
Математика
Маша. Эх... Математика сложная наука. Нужно считать, вычислять, чертить... а что бы было, если бы математики не было.
Принцесса. Разве ты не знаешь, что не будь математики, не было бы и прогресса. И ты не смотрела бы телевизор, не играла бы в компьютер. Давай я заберу у тебя все знания по математике, и мы проверим, как трудно будет без нее!
Маша. Простите меня, Ваше величество! Я исправлюсь.
Царь. Простите её, Ваше величество, она ещё молода, а математика является делом молодого человека.
ниегп
issn 2304-120X Александрова Н. С., Ситникова Е. Р. Организация театрализованных игр на уроках по развитию связной диалогической речи третьеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 04 (апрель). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202014.htm.
научно-методический электронный журнал
Царица. Вспомните, Ваше величество, великие работы Ньютона, когда ему было всего 24 года: он изобрёл математический анализ, сформулировал закон всемирного тяготения, а затем вывел из него Кеплеровы законы движения планет.
Маша. Ничего себе! А есть еще ученые-математики, которые прославились в юном возрасте?
Царь. Гаусс полушутя вспоминал, что умел считать раньше, чем выучился говорить. В 19 лет, построив циркулем и линейкой правильный 17-угольник, он сделал выбор. В дальнейшем его интересы охватили всю математику, астрономию, физику и геодезию.
Маша. Может быть, и я смогу открыть что-то новое?
Принцесса. Конечно, сможешь, если приложишь старания и усилия!
Маша. Нельзя терять ни минуты. Приступим прямо сейчас!
Русский язык
Ученый 1. Мне всегда было интересно, почему именительный падеж был так назван?
Ученый 2. Эх... Мне тоже, может быть, произошло от слова имя?
Ученый 1. Может быть, а давай не будем гадать и посмотрим в словаре происхождение слова.
Ученый 2. Давай! Мне нравится твоя идея!
Ученый 1. Смотри, смотри, история его названия начинается еще в Греции и в Риме!
Ученый 2. Ничего себе! Как же давно это было!
Ученый 1. Слушай дальше! Первыми название для него придумали греки. Римские учёные перевели эти слова на латынь. И греческое, и римское одинаково значили «имя».
Ученый 2. А мы ведь оказались правы... А что дальше?
Ученый 1. На русский язык это слово перевели как именительный. Тот, который именует, называет начальную форму существительного.
Ученый 2. А, я знаю, знаю! Преимуществом именительного падежа является и то, что в предложении именно он является одним из главных членов.
Ученый 1. Вот так история!
Окружающий мир
(Ученица: «Вчера дома я услышала от родителей такой разговор. Я хочу очень поделиться им с вами!»)
Мама. Ох, какая сегодня плохая экология, от неё у меня разболелась голова!
Папа. Да уж, экология у нас совсем плохая, вон и в газетах про неё пишут, и в телевизоре о ней рассказывают. Надо её исправлять!
(Ученица: «Вот только я не поняла, о чем это говорят мама с папой? Что такое экология? Почему ее надо срочно спасать?»)
Мама. Большие тучи собрались на темном синем небе, полил сильный густой дождь. Как хорошо. Ведь который день сильно палит солнце и дождя сильно не хватало!
Папа. Да. Листья умоются, трава зазеленеет, земля напьётся, да и человеку угодить под прохладный дождичек - одно удовольствие. А что вымокнет - не беда: высохнет рубашка.
Брат. Папа, папа смотри, что с твоей рубашкой стала - она вся в дырках!
Мама. Посмотри на деревья: листья все пожелтели, трава повяла!
Папа. Вот так дождик! Ядовитый!
Брат. А почему?
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Александрова Н. С., Ситникова Е. Р. Организация театрализованных игр на уроках по развитию связной диалогической речи третьеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 04 (апрель). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202014.htm.
Папа. Один завод дымит, два завода дымят, сто заводов дымят. Дымят оттого, что в топках горят уголь и нефть, а в них обязательно есть сера, которая попадает в воздух. Получается едкая серная кислота. Вот тебе и ядовитый дождик.
Мама. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют цепью загрязнения.
Литературное чтение
Библиотекарь 1. Здравствуйте, я известный библиотекарь и сегодня хочу познакомить вас с одним из писателей. Его настоящее имя - Александр Гликберг. За свою не очень долгую жизнь он написал много стихотворений, рассказов, сказок. Вам, наверное, интересно, почему его псевдоним Саша Черный?
Библиотекарь 2. А возник он спонтанно. В семье, где родился Александр Михайлович Гликберг, было пятеро детей. Двоих из них звали Сашами. Один был блондином, а другой - брюнетом. Чтобы не возникало путаницы, их стали звать соответственно Саша Белый и Саша Черный.
Библиотекарь 1. А что такое псевдоним? Библиотекарь 2. А это мы сейчас и узнаем у ребят.
После апробации театрализованных игр мы увидели улучшение связной диалогической речи детей. У 50% респондентов после проведенных занятий наблюдались улучшения. Устная связная диалогическая речь стала более уверенной, выразительной, богатой.
Заключение
Таким образом, мы увидели эффективность применения театрализованных игр на уроках в начальной школе для улучшения уровня развития устной связной диалогической речи. Педагогам необходимо использовать театрализованные игры на занятиях в школе не только для того, чтобы изучать новый материал было интересно, но и для развития речи. Умение вести диалог - важный процесс для каждого ребенка, так как именно он является основой коммуникативных навыков, которые так ценятся в современном обществе.
Ссылки на источники
1. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 2. - С. 140.
2. ФГОС. - URL: http://standart.edu.ru.
3. Грамматика фантазии: введ. в искусство придумывания историй / Джанни Родари; пер. с итал. Ю. А. Добровольской; [предисл. А. Г. Алексина]. - 2-е изд. - М.: Прогресс, 1990. - 191 с.
4. Эльконин Д. Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
Natalya Aleksandrova,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education
Chair, Vyatka State University, Kirov
Elizaveta Sitnikova,
Student, Vyatka State University, Kirov
The use of theatrical games in the classroom for the development of coherent dialogical speech of third graders
Abstract. The article is devoted to the methods of developing oral coherent dialogical speech in primary school students by means of theatrical games. The research subject was the study of pedagogical conditions for the development of coherent dialogical speech of third graders through the use of theatrical games in the classroom. The aim of the study was to identify the pedagogical conditions for the development of coherent dialog-
Александрова Н. С., Ситникова Е. Р. Организация театрализованных игр на уроках по развитию связной диалогической речи третьеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 04 (апрель). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202014.htm.
ical speech in third graders in the process of theatrical games. The authors characterize the methods of developing oral dialogical speech of third-graders at the basic lessons in primary school, and present some worked out and tested theatrical games.
Key words: oral coherent dialogical speech, theatrical games, interest, development. References
1. Vygotskij, L. S. (1983). "Myshlenie i rech"', Sobr. soch.: v 61., Pedagogika, Moscow, t. 2, p. 140 (in Russian).
2. FGOS. Available at: http://standart.edu.ru (in Russian).
3. (1990). Grammatika fantazii: wed. v iskusstvo pridumyvaniya istorij, Dzhanni Rodari, per. s ital. Yu. A. Dobrovol'skoj; [predisl. A. G. Aleksina], 2-e izd., Progress, Moscow, 191 p. (in Russian).
4. El'konin, D. B. (1999). Psihologiya igry, 2-e izd., Gumanit. izd. centr VLADOS, Moscow, 360 p. (in Russian).
ISSN 2Э04-120Х
ко ниеггг
научно-методический электронный журнал
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 20.02.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.03.20
Принята к публикации Accepted for publication 10.03.20 Опубликована Published 30.04.20
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Александрова Н. С., Ситникова Е. Р., 2020
www.e-koncept.ru