SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(4), April, 2023
АКТАНТНАЯ СТРУКТУРА ГЛАГОЛОВ ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Наркулова Индира Рустам кизи,
доктор философии по педагогическим наукам (PhD), старший преподаватель
В данной статье рассмотрены особенности актантных структур высказываний с глаголами восприятия, способы выражения правого и левого актантов глаголов восприятия, соотношение между семантикой глагола и способом выражения актантов, корреляция семантических признаков лево- и правостороннего актантов. В фокусе внимания находятся семантика и актантные структуры глаголов восприятия в современном русском языке.
Ключевые слова: глаголы восприятия, актант, актантная структура, активное восприятие, пассивное восприятие, экспериент, протогонист.
ACTANT STRUCTURE OF PERCEPTION VERBS IN MODERN RUSSIAN
ABSTRACT
This article examines the features of the actant structures of utterances with perception verbs, the ways of expressing the right and left actants of perception verbs, the relationship between the semantics of the verb and the way of expressing actants, the correlation of semantic features of left- and right-sided actants. The focus of attention is on the semantics and actant structures of perception verbs in modern Russian.
Keywords: perception verbs, actant, actant structure, active perception, passive perception, experimenter, protogonist.
ВВЕДЕНИЕ
Важной задачей современной лингвистики является всестороннее изучение одного из аспектов смысла предложения, а именно, особенностей содержания и выражения актантов глаголов в современном русском языке. Большую роль играет актантная структура глаголов, которая остается одной из актуальных проблем современной лингвистики. За последние десятилетия семантика и актантная структура глаголов прошла определенный путь развития и многие постулаты этой теории были пересмотрены, другие - расширены и углублены.
В настоящее время достигнуты определенные результаты в разработке понятийного аппарата данной теории, в частности, в выделении семантических
кафедры «Изучение языков» Университета общественной безопасности Республики Узбекистан
АННОТАЦИЯ
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(4), April, 2023
типов актантов и распространителей, в разграничении семантических актантов и сирконстантов, в определении принципов валентностной классификации глаголов, в выявлении соотношения валентности и значения глагола.
Сочетаемостные свойства глаголов восприятия в современном русском языке нельзя отнести к малоизученным явлениям в русской грамматической науке, однако известная сложность соотношения семантических актантов и способов их выражения в поверхностной структуре высказывания.
Глаголы восприятия - это глаголы, описывающие способы восприятия человеком окружающей действительности. Общее перцептивное значение данных глаголов 'воспринимать кого-либо, что-либо'. Кроме того, семантические структуры глаголов восприятия включают и несколько дифференциальных сем: 'способность перцептивного восприятия', 'постоянное функционирование способности', 'обладание перцептивной способностью', 'каузирование этой способности' [1,с.51]. Глаголы восприятия обозначают пять подсистем человеческого восприятия (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), каждая из которых включает определенное количество глаголов, обозначающих все виды восприятия. Глаголы этого класса неоднородны по своему характеру. Одни из них выражают зрительное восприятие, слуховое восприятие, а также тактильное восприятие и обоняние.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
В современном русском языке глаголы восприятия делятся на две группы: слова со значением пассивного и активного восприятия.
Активным называется восприятие, при котором субъект восприятия специально нечто делает для того, чтобы воспринимать объект [3, с.33]. К глаголам, обозначающим активное восприятие относят пробовать (на вкус), щупать, нюхать, слушать, смотреть и их производные. Все перечисленные глаголы активного восприятия сочетаются с наречиями цели (нарочно, специально, назло, умышленно, неумышленно и т.д.), что говорит об актуализации в семантической структуре данных глаголов семы 'контролируемость' Я специально не смотрел на нее. Я нарочно не слушал его. Я назло не попробовал суп, который она приготовила.
К основным единицам, обозначающим пассивное восприятие, то есть процесс, когда субъект просто воспринимает какой-нибудь объект, не являясь при этом активным, относятся глаголы видеть, слышать, обонять, осязать, пробовать (на вкус). В семантической структуре данных глаголов актуализируется сема 'неконтролируемость', что делает невозможным наличие
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(4), April, 2023
примеров типа Я специально слышу то, что вы говорите. Я намеренно вижу вас.
Для каждого вида активного восприятия существует парный глагол, обозначающий пассивное действие: смотреть - видеть, слушать - слышать, нюхать - обонять, щупать - осязать [2, с.31].
Исследование синтаксической валентности глаголов восприятия показало, что каждому глаголу присуща определенная система синтаксических валентностей, в которой реализуются все возможные сочетательные свойства слова. В грамматическом отношении данная группа глаголов достаточно разнообразна: правый актант данных глаголов может выражаться как винительном, так и в творительном, родительном, дательном и предложном падежах.
В современном русском языке при глаголах восприятия в роли левостороннего актанта выступает Экспериент - актант, называющий одушевленное существо, являющееся субъектом восприятия, ощущения, чувства, переживания, физиологического, психического, эмоционального и ментального состояния, носителем эмоций.
Левосторонний актант глаголов восприятия (субъект восприятия) может быть выражен: именем собственным, нарицательным одушевленным // неодушевленным именем существительным (названием страны, международной организации, компании), личным местоимением.
Однако в исследуемой группе есть глаголы чуять, учуять, почуять, левосторонний актант которых может выражаться только конкретным одушевленным существительным, называющим животное. Например: Волк почуял добычу.
Глаголы нюхать, понюхать, чувствовать могут иметь в качестве левостороннего актанта как название человека, так и животного.
Опустившись на колени, она нюхала фиалки, нагнувшись к земле.
Нюхает Медвежонок травку, на зуб пробует, какая целебная-то не знает.
В случае выражения неодушевленным именем существительным указанный актант получает семантическую роль Протогониста -неодушевленного участника, обозначающего множество субъектов.
Сравните: ФБР не видит особой угрозы со стороны России = Чиновники ФБР не видят особой угрозы со стороны России.
Глаголы зрительного и слухового восприятия в контексте левостороннего актанта типа Россия, Белоруссия, Узбекистан, Счетная палата, Генпрокуратура, ООН, ЮНЕСКО, Национальный банк, ФБР, Североатлантический альянс,
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(4), April, 2023
Минобрнауки, имеют значение «усматривать, понимать, оценивать» и т.д. Такие контексты могут быть подвержены трансформации. Например: Узбекистан видит в России страну, имеющую авторитет во всем мире, и намерен развивать связи во всех сферах = Руководство Узбекистана оценивает Россию как страну, имеющую авторитет во всем мире, и намерен развивать связи во всех сферах.
Кроме глаголов слухового и зрительного восприятия, которые, как уже было показано выше, в значении интеллектуальной деятельности сочетаются с актантами типа Россия, Белоруссия, Узбекистан, Счетная палата, Генпрокуратура, ООН, ЮНЕСКО, Национальный банк, ФБР, Североатлантический альянс, Минобрнауки, такой способностью обладает и глагол тактильного восприятия прощупывать. Например: Вашингтон прощупывает болевые точки вокруг России. Азербайджан прощупывает пути возвращения в ОДКБ, где левосторонний актант обладает признаком неодушевленность и выражается именами существительными-названиями стран. Глаголы обоняния типа нюхать, понюхать, обнюхивать в подобных контекстах невозможны.
Встречаются глаголы восприятия, при которых отсутствует субъект в поверхностной структуре высказывания, то есть является он инкорпорированным (виднеться). Например:
Храм, который вдали на картине виднеется, сейчас стал музеем подвига Ивана Сусанина.
Правосторонний актант глаголов восприятия (объект восприятия) может быть выражены различными способами.
Внутри высказываний с глаголами восприятия можно выделить группы со следующими актантными структурами:
Глаголы зрения:
а) с актантной структурой субъект и объект зрения (видеть, смотреть, разглядеть, подсмотреть и т.д.):
Любой показ по ТВ мама ждет с нетерпением и смотрит этот фильм, зная в се ходы, шутки и афоризмы.
б) с актантной структурой объект в позиции подлежащего + субъект восприятия в дательном падеже ^показаться, виднеться, померещиться).
Храм, который вдали на картине виднеется, сейчас стал музеем подвига Ивана Сусанина.
в) с актантной структурой субъект действия и объект каузации: слепить (делать так, чтобы субъект ничего не видел).
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(4), April, 2023
Кто-то нарочно слепит «солнечным зайчиком» глаза публике.
г) с актантной структурой объект действия + глагол: промелькнуть, пестреть, проглянуть, проглядывать, просвечивать
Промелькнула тень. Тюль просвечивает.
Глаголы слухового восприятия:
а) с актантной структурой субъект слухового восприятия и объект (слышать, слушать, подслушивать, недослушать и т.д.).
Разин слышит шёпот: Ишь ты, братцы, атаман-то.
б) с актантной структурой субъект действия и объект каузации глушить (делать так, чтобы не было слышно), а также субъект действия, объект каузации и инструмент действия при глаголе оглушить.
Автомобильный «блокиратор» стоит $7 тыс. и глушит в радиусе 50 метров.
Он оглушил его камнем.
Важной особенностью высказываний и исследуемыми глаголами является определенная корреляция семантических признаков лево- и правосторонних актантов, зависящих от лексического значения глагола. В примерах типа Россия по-своему видит гуманитарную миссию в Сирии левосторонний актант требует от правостороннего актанта определенных лексико-грамматических характеристик, а именно: 'абстрактность', 'неодушевленность'. Правосторонние актанты в подобных контекстах представлены существительными типа риск, необходимость, влияние, ситуация, проблема и т.д.
Результатом такого анализа стало решение таких важных для русской лингвистической науки вопросов как, способы выражения правого и левого актантов, соотношение между семантикой глагола и способом выражения актантов, корреляция семантических признаков лево- и правостороннего актантов.
ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES)
1. Абдухафизов, С. Н., & Наркулова, И. Р. К. (2023). СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ГЛАГОЛАМ ВОСПРИЯТИЯ В ВЫСШИХ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 3(3), 275-282.
2. Наркулова, И. Р. К. (2022). СВОЙСТВА ГЛАГОЛОВ АКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2(Special Issue 28), 421-423.
3. Najmutdinova, M., & Narkulova, I. R. Q. (2023). O'zbekiston Respublikasi suverenligining huquqiy asosi. Science andEducation, 4(3), 895-899.
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(4), April, 2023
4. Khursandov, A. S. (2019). Peculiarities of Interconnecting Globalization and National Identification. Eastern European Scientific Journal, (1).
5. Abdurashidovich, M. K., & Kizi, Y. I. R. (2019). Developing self-study competence of pedagogies in English languages by computer technologies. Наука и образование сегодня, (11 (46)), 45-48.
6. кизи Наркулова, И. Р. (2022). ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ -БИЛНГВОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Educational Research in Universal Sciences, 1(3), 185-193.
7. НАРКУЛОВА, И. THE USE OF COMPUTER LINGUODIDACTICS IN THE PROCESS OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE. Social sciences.
8. Narkulova, I. R. (2023, January). PROJECT TECHNOLOGY AS A MEANS OF DEVELOPING THE INDIVIDUALITY OF CADETS. In International journal of conference series on education and social sciences (Online) (Vol. 3, No. 1).
9. Kizi, Y. I. R. Fachkompetenz als sprachliches konzept.
10. Mamatkulov K. TEACHING PROFESSIONAL COMPETENCE OF MILITARY PEDAGOGIES IN ENGLISH LANGUAGE BY INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGIES.
11. Kizi N. I. R. Interactive programs as a means of improving the quality of cadets' knowledge //ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal. -2022. - Т. 12. - №. 5. - С. 689-698.
12. Наркулова И. Р. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВАРЬИРОВАНИЕ ЗАИМСТВОВАНИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ СЛОВАРЯ СИ ОЖЕГОВА) //INTERNATIONAL CONFERENCES. - 2022. - Т. 1. - №. 10. - С. 7-9.
13. Астанов Ш. Ш. РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ СТРАН СНГ //УЗБЕКИСТОНДА ИЛМИЙ ТАДКДКОТЛАР: ДАВРИЙ АНЖУМАНЛАР: 10-^ИСМ. - С. 136.
14. Ашуров Р. Р. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ ВОЕННОГО ЮРИСТА Ёриев Озодбек Ойбек ^ли //УЗБЕКИСТОНДА ИЛМИЙ ТАДКДКОТЛАР: ДАВРИЙ АНЖУМАНЛАР: 10-^ИСМ. - С. 34.
15. АМАНБАЕВ Ж. А., НАРКУЛОВА И. Р. К. Технология организации самостоятельной работы в высших военных образовательных заведениях Республики Узбекистан //МОЛОДОЙ УЧЕНЫЙ Учредители: ООО" Издательство Молодой ученый". - 2022. - №. 23. - С. 136-139.
16. Наркулова И. Р. К. Профессионально-ориентированное обучение русскому языку курсантов юридического профиля на основе интерактивной программы //Science and Education. - 2023. - Т. 4. - №. 2. - С. 1348-1352.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(4), April, 2023
17. Закирова А. О., Наркулова И. Р. К. Роль русского языка в работе сотрудников органов внутренних дел //Science and Education. - 2023. - Т. 4. -№. 1. - С. 737-740.
18. Наркулов А. К. У. Роль правоохранительных органов и общественных организаций в сфере обеспечения общественного порядка (на примере США) //Science and Education. - 2023. - Т. 4. - №. 2. - С. 1615-1620.