Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ И КУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТОВ.'

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ И КУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТОВ. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовность / нравственность / воспитание / культура / мыслительная деятельность / нравственное воспитание / традиция. / spirituality / morality / education / culture / mental activity / moral education / tradition.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ходжакулова, Д. И., Набиева, К.Ф.

В данной статье рассматривается тот факт, что формирование профессиональной культуры у будущих специалистов, воспитание их как совершенной личности, прогрессивного человека своей страны является одним из важнейших вопросов, и что узбекские мыслители серьезно относились к своим работам и выражали свои ценные мнения в формировании содержания нравственного воспитания в укреплении и развитии духовного духа народа. Великие мыслители, такие как Абу Наср аль-Фараби, Абу Райхан аль-Бируни и Абу Али ибн Сина, серьезно относились к процессу воспитания и выражали свои ценные идеи в своих всемирно известных трудах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PROFESSIONAL ETHICS AND CULTURE ON THE FORMATION OF SPIRITUAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF SPECIALISTS.

This article discusses the fact that the formation of professional culture in future specialists, their upbringing as a perfect person, a progressive person of their country is one of the most important issues, and that Uzbek thinkers took seriously in their works and expressed their valuable opinions in the formation of the content of moral education in strengthening and developing the spiritual spirit of the people. Great thinkers such as Abu Nasr al-Farabi, Abu Rayhan al-Biruni, and Abu Ali ibn Sina took parenting seriously and expressed their valuable ideas in their world-famous writings.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ И КУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТОВ.»

Oriental Renaissance: Innovative, (E)ISSN:2181-1784

educational, natural and social sciences www.oriens.uz

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7 3(3), March, 2023

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ И КУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

СПЕЦИАЛИСТОВ.

Д. И. Ходжакулова

доцент ТИТЛП

К.Ф. Набиева

магистрант М19-22 kamola0989@hotmail.com

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается тот факт, что формирование профессиональной культуры у будущих специалистов, воспитание их как совершенной личности, прогрессивного человека своей страны является одним из важнейших вопросов, и что узбекские мыслители серьезно относились к своим работам и выражали свои ценные мнения в формировании содержания нравственного воспитания в укреплении и развитии духовного духа народа. Великие мыслители, такие как Абу Наср аль-Фараби, Абу Райхан аль-Бируни и Абу Али ибн Сина, серьезно относились к процессу воспитания и выражали свои ценные идеи в своих всемирно известных трудах.

Ключевые слова: духовность, нравственность, воспитание, культура, мыслительная деятельность, нравственное воспитание, традиция.

ABSTRACT

This article discusses the fact that the formation of professional culture in future specialists, their upbringing as a perfect person, a progressive person of their country is one of the most important issues, and that Uzbek thinkers took seriously in their works and expressed their valuable opinions in the formation of the content of moral education in strengthening and developing the spiritual spirit of the people. Great thinkers such as Abu Nasr al-Farabi, Abu Rayhan al-Biruni, and Abu Ali ibn Sina took parenting seriously and expressed their valuable ideas in their world-famous writings.

Key words: spirituality, morality, education, culture, mental activity, moral education, tradition.

ANNOTATSIYA

Ushbu maqolada bo'lajak mutaxassislarda kasbiy madaniyatni shakllantirish, ularni barkamol inson, o'z Vatanining ilg'or kishisi sifatida tarbiyalash eng asosiy masalalardan biri ekanligi hamda xalqnig ma'naviy ruhini mustahkamlash va rivojlantirishda axloqiy tarbiya mazmunining shakllanishida o'zbek mutafakkirlari

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

o'z asarlarida jiddiy qaraganlar va o'zlarini qimmatli fikrlarini bayon etganliklari to'g'risida fikrlar yuritiladi. Abu Nasr al-Forobiy, Abu Rayhon Al-Beruniy, Abu Ali Ibn Sino kabi buyuk mutafakkirlar ota-onaga jiddiy yondashib, o'zlarining qimmatli g'oyalarini dunyoga mashhur asarlarida ifoda etganlar.

Kalit so'zlar: ma'naviyat, axloq, tarbiya, madaniyat, aqliy faoliyat, axloqiy tarbiya, urf-odat.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время развиваются и совершенствуются профессиональные нормы, изменяются общественные отношения. Однако, в любой профессии честное и ответственное исполнение своих обязанностей - показатель личной эффективности работника, а также его востребованностью на рынке занятости. Данные особенности также являются главнейшими правилами профессиональной этики и культуры. В основе профессиональной этики лежат определенные принципы и нормы, которые обусловлены нести дополнительную ответственность, связанную с профессиональными обязанностями.

Одна из важнейших задач сегодня — это воспитание молодежи как гармонично развитых людей, прогрессивных людей своей Родины. Потому что молодые люди - будущее нашего государства.

В нашей стране проводятся глубокие комплексные экономические, политические и социальные реформы. Общество духовно развивается и обновляется. Укрепление и развитие морального духа народа - важнейшая задача государства и общества в Узбекистане. Духовность - такой драгоценный плод, что он вырос в сердцах наших древних и молодых людей с чувством независимости и свободолюбием в великой семье всего человечества. Духовность прививается человеку через молоко матери, пример отца и учения предков. Большое значение родного языка состоит в том, что он объединяет людей как признак духовности. Близость к природе, наслаждение красотой родного края питают и укрепляют духовность. Духовность становится могущественной силой только тогда, когда она основана на глубоком знании и понимании истории, культуры и миссии своего народа.

Высокодуховные люди продвигают страну. Человека идентифицируют по его духовному образу. Духовность начинается с образования. Как известно, без образования не бывает духовности.

Один из основоположников национальной педагогики Абдулла Авлони сказал: «Образование для нас — это вопрос жизни или смерти, спасения или

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

разрушения, верности или катастрофы!» является доказательством нашей точки зрения.

Обучение — это практическое и теоретическое взаимодействие учителя со студентом, направленное на конкретную цель с учетом духовных ресурсов и современных, требований и потребностей.

Роль образовательного процесса в развитии общества чрезвычайно уникальна. Необходимо обучать человека, мотивировать его учиться, работать и постепенно превращать это поведение в навык. Это развивает у человека способность наблюдать, а наблюдение дает разум. Ум сохраняет ум, и ум становится материальным и духовным источником. Таким образом человек постепенно достигает совершенства. Но это требует многолетней ответственности, достойного труда и настойчивости, воли педагога и обучаемого.

История развития общества показывает, что только в стране, где распространены духовность, просвещение и развита наука, можно построить справедливое общество и сформировать добрых и зрелых по отношению друг к другу людей. В таком обществе вера людей в будущее и стремление к творчеству, хорошей работе и здравому смыслу всегда будут приоритетом для граждан общества.

Независимость позволила нам построить просвещенное, культурное, справедливое и гуманное общество. Теперь каждый должен внести сознательный вклад в это общество в соответствии со своим местом и положением.

Духовность человека формируется на основе его моральных, юридических, экономических и политических знаний. Эти знания, в свою очередь, приводят к развитию и обогащению положительных человеческих качеств. Добродетели состоят из набора положительных человеческих качеств.

Качество — это этическая категория, которая представляет собой определенное качество человека.

Добродетель — это набор положительных моральных качеств, которые применимы к человеку, нации, народу, нации.

В процессе становления человека как человеческого существа уровень его зрелости определяется степенью воплощения в нем элементов порядочности, нравственности, культуры и духовности. Стоит остановиться на сути этих категорий.

Этикет — это способность каждого человека вести себя во взаимодействии и поведении с отдельным лицом или группой.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

Нравственность — это совокупность общепринятых норм поведения.

Культура — это сумма всех положительных достижений общества и его граждан.

Духовность — это совокупность всех положительных, духовных, интеллектуальных качеств, отражающих человеческий разум.

Процесс воспитания зрелого, разностороннего поколения требует, чтобы он был непрерывным, последовательным и интегрированным. Таким образом, совершенствование образовательного процесса в учреждениях профессионального образования, идеологическое содержание которых, как и профессиональные науки, является новым для преподавания социальных и гуманитарных наук, что должно создать резерв идей, формирующих необходимое социальное мировоззрение. Каждый специалист нового общества может развить этические навыки на основе подхода. В формировании духовно-нравственных привычек студентов в едином педагогическом процессе должны решаться следующие задачи:

- избавиться от идеологических ограничений в сфере образования в советское время;

- укрепление системы духовных ценностей, основанной на узбекском национальном менталитете и достижениях мировой цивилизации;

- следовать учениям идеи идеального мужчины, воспитанным в трудах восточных мыслителей;

- в трудах Президента Республики Узбекистан необходимо полностью соответствовать ответам на доктрину того, каким должно быть образование, особенно для современной молодежи.

- будущее нашей планеты зависит от того, как наши дети вырастут и станут людьми. Наша главная задача - создать необходимые условия для проявления молодыми людьми своего потенциала.

Сегодня формирование совершенной системы подготовки специалистов на основе достижений богатой современной культуры, экономики, науки, техники и технологий народа является важным условием развития Узбекистана.

Как отметил, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев, в своем Послании к Олий Мажлису и народу 20 декабря 2022 года, «ключ к процветанию - в образовании, воспитании, знаниях. Ибо все благие цели достигаются благодаря знаниям и воспитанию». Эти слова наших предков-просветителей джадидов должны стать практическим руководством для депутатов и сенаторов, политических партий, местных Кенгашей, всего государственного аппарата и общественности. Поэтому одна из наших

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

основных задач в 2023 году - повышение качества школьного образования и авторитета учителей в обществе, улучшение условий их труда и жизни. Не зря, глава государства отметил, что в нынешнем году призовые места заняли 381 спортсмен из Узбекистана на соревнованиях мирового и азиатского уровня, а также 43 одаренных представителя нашей молодежи на престижных предметных олимпиадах и конкурсах. Благодаря этому, сегодня Узбекистан становится одним из центров мировой политики, и это получает широкое признание международного сообщества.

Образование — это социальный институт, который подготавливает и адаптирует человека к различным культурам общества.

В образовании, как и в любой другой сфере, исторически были проблемы. Такие проблемы не ускользнули от нашей независимой республики. Для решения этих проблем и проведения необходимых реформ в сфере образования создана нормативно-правовая база системы образования. Согласно Закону «Об образовании» и «Национальной программе подготовки кадров» в стране создана единая система непрерывного образования, а реформа образования и ее перспективы основываются на следующих принципах:

а) доступ к образованию для всех граждан, независимо от национальности, религии, расы или вероисповедания.

б) преемственность, научность и последовательность системы образования.

в) приоритет национальных, общечеловеческих, духовных и просветительских ценностей в образовании.

г) гуманность образования, его демократичность и независимость учебных заведений от политических партий и других влияний.

Таким образом, пока эти принципы претворяются в жизнь, каждый член нашего общества, будь то плотник, бухгалтер, бизнес-лидер или известный политик, должен относиться к этой сфере с величайшим уважением.

Суть работы, проводимой в учреждениях профессионального образования, заключается в ее идеологической работе, основанной на идеологии национальной независимости, достигнутой в сферах духовной, нравственной, правовой, патриотической, гражданской, трудовой, культурно-экологической, экологической и так далее его целесообразно проводить в соответствии с идеалами. Решение этих задач - высокая задача, стоящая перед всеми педагогами.

В условиях независимости необходимо решить ряд задач в духовно-нравственном воспитании учащихся. В том числе:

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(3), March, 2023

- в сознании каждого студента государственная независимость — это высшая идейно-нравственная ценность народа, гордость за свою Родину, обеспечение ее безопасности и построение нового демократического общества на основе великого исторического прошлого Узбекистана, рыночных отношений для укрепления, избранных путь, чтобы правильно объяснить высокие духовно-нравственные ценности, проникнутые духом ислама, и превратить его в веру;

- внедрять универсальные ценности в сознание учащихся, воспитывать их в духе потребности в современных ценностях - высокой самооценке и достоинстве, попытках самовыражения в семейных обрядах, нетерпимости к таким порокам, как Использование служебных обязанностей в личных целях - залог вооружения высокими моральными качествами.

В целом нравственное воспитание играет ведущую роль в комплексе воспитательной работы. Внедрение нравственного воспитания учащихся в учреждениях профессионального образования лучше начинать с воспитания у них чувства нравственности и уверенности. Потому что невозможно сформировать у молодежи нравственные привычки, поведенческие навыки и привычки без формирования моральных убеждений. При этом особое внимание следует уделять обучению молодежи содержанию моральных норм и правил.

Узбекские мыслители сыграли особую роль в формировании содержания нравственного воспитания. Великие мыслители, такие как Абу Наср аль-Фараби, Абу Райхан аль-Бируни и Абу Али ибн Сина, серьезно относились к процессу воспитания и выражали свои ценные идеи в своих всемирно известных трудах. Эти произведения сыграли важную роль в развитии не только узбекского народа, но и человечества в целом. Их научные взгляды продолжают служить программой для человечества сегодня. Абу Наср аль-Фараби был известным мыслителем и величайшим пропагандистом древнегреческой науки и философии на Востоке. Он был мыслителем, заложившим основы развития средневековой социально-философской мысли. Фароби является автором более 160 брошюр, в том числе «Трактат о разуме», «Что учить до философии», «О субстанции», «Источники философии», «Введение в логику» и «Источник проблем». В этих работах Аллома фокусируется на таких вопросах, как структура и управление государством, предотвращение различных социальных конфликтов и создание зрелого социального сообщества. Впервые в средние века Фароби утверждал, что создание зрелого сообщества связано с решением проблемы создания совершенного человека. Этим вопросам посвящены его знаменитые

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

произведения «Об идеальном сообществе» и «О достижении счастья». В своих работах по образованию Фароби обсуждает важность образования, то, что в нем нужно искать, а также методы и приемы обучения. Его работы, такие как «Город благородных людей», «Ихса-аль-Ильм», «Происхождение науки» и «О смысле разума», отражают социально-педагогические взгляды.

Моральные нормы и содержание также находят отражение в традициях и обычаях общества. Этические ценности принимаются в качестве категории нравственного воспитания, и эти моральные ценности служат ключевым фактором при определении содержания и норм нравственного воспитания. В целом ценности означают общенациональные и общечеловеческие ценности. Ценности имеют социальный характер, возникают и развиваются в процессе практической деятельности людей. Ценности формируются в связи с комплексом событий, приносящих пользу людям в разных сферах, особенно в сфере производства и труда. Затем, в результате постепенного увеличения активности испытуемого, он начинает действовать как относительно самостоятельное поле. Моральные ценности активизируют ум и деятельность ребенка, помогают обеспечить единство работы и речи. К таким ценностям относятся человечность, просвещение, любовь, чистота, уважение к взрослым, любовь, доброта, дружба, щедрость, щедрость, милосердие и многое другое. В основе этих ценностей лежит идея побуждать ребенка сознательно следовать высшим человеческим качествам в обществе, в семье и в школе.

На ранних этапах процесса нравственного воспитания, когда человек слепо следует определенной степени прямого подчинения нормам морали, когда он достигает высокого уровня нравственности, правильное слепое подчинение сознательному восприятию должно приводить к формированию гармония между моральными нормами личности и моральными нормами общества. Одна из важнейших черт нравственной культуры - формирование гармоничных взаимоотношений между одним человеком и обществом, нравственного единства.

С раннего возраста человек начинает усваивать простейшие нормы моральной культуры сначала в семье, а затем в отношениях с друзьями. Мотивы следования этой этике различны. Уважение и любовь к родителям побуждают ребенка следовать моральным нормам и таким образом обретать доброту и любовь родителей. Кроме того, применение наказания при несоблюдении норм морали побуждает ребенка быть бдительным. Стремление к общению со сверстниками, а также внутренняя потребность мотивируют ребенка придерживаться моральных норм. Все это поможет каждому ребенку

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

примириться с моральными ценностями и научиться им следовать. Это также помогает человеку развить навыки и способности следовать моральным нормам. Но соблюдение таких этических норм — это еще не уровень морального сознания. Потому что в данном случае этические нормы возникают не из внутренних потребностей, а в результате внешних воздействий. Однако эта первая ступень морального уровня очень важна, потому что служит отправной точкой для дальнейшего развития. На этом этапе нравственного развития важнейшую роль играет уровень нравственной культуры в окружающей среде.

На всех этапах развития моральные знания, сложившиеся в обществе, необходимо дополнять новыми моральными знаниями. Можно с уверенностью сказать, что это юридический процесс. Итак, какими бы богатыми ни были наши моральные знания сегодня, закон диалектического развития требует дальнейшего пополнения этих моральных знаний. Особенно с учетом того, что качественные изменения, происходящие сегодня в Республике Узбекистан, требуют переосмысления этических взглядов, использования новых знаний, полученных в развитии науки и технологий, в процессе нравственного воспитания, мы чувствуем потребность в этой задаче. Итак, мы определили третью задачу нравственного воспитания: дополнять нравственные знания, использовать новые знания и достижения науки.

Таким образом, в процессе единого образовательного процесса работа нравственного воспитания может осуществляться такими методами, как беседа, дискуссия, лекция, а нравственные привычки - через практику, организацию различных видов деятельности.

REFERENCES

1. Узбекистон Республикаси Президентининг "2022-2026 йилларга мулжалланган Янги Узбекистоннинг Тараккиёт Стратегияси т^рисида" ги ПФ-60-сонли Фармони. 2022 йил, 28 январь.

2. Узбекистон Республикаси Президентининг "Давлат олий таълим муассасаларининг академик ва ташкилий-бошкарув мустакиллигини таъминлаш буйича кушимча чора-тадбирлар туFрисида"ги ПК,-60-сон К,арори. 2021 йил 24 декабрь.

3. Подласый И.П. Педагогика.В2-х кн.-М:ВЛАД0С.2003.

4. Сластёнин В.А.Исаев И.Ф. Шиянов Е.Н. Общая педогогика В 2-х кн.-М.Владос.2003.

5. Ф.Жуманова, С.Авазова, Г.Жобборова, У.Хуснетдинов. Умумий педагогика асослари. Т.: "Ishonchli hamkor", 2020.

ВЫВОД

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

6. Baratov, R. (2021). Prospects of Higher Education System (on the Example of Uzbekistan). International Journal on Orange Technologies, 3(3), 128-131.

7. Баратов, Р. У. (2022). ТРАНСПОРТ ТИЗИМИДА ТАЪЛИМ ИСЛОХРТЛАРИ ВА ИСТИКБОЛЛАРИ. Academic research in educational sciences, 3(TSTU Conference 1), 90-95.

8. Baratov, R. U. (2019). INTEGRATION OF A SCIENCE, FORMATION, AND MANUFACTURE IN THE COURSE OF PROFESSIONAL TRAINING. In ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПОЛИТОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ (pp. 51-54).

9. Baratov, R., & Uzbekova, S. (2022). INTEGRATION OF SCIENCE, EDUCATION AND PRODUCTION IN THE PROCESS OF TRAINING. World scientific research journal, 4(2), 7-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.