Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка / модель / педагогика / профессиональное образование. / professional training / model / pedagogy / professional education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эшманов, О.У., Равшанов, Х.А.

Понимание сущности педагогического сопровождения профессиональной подготовки студентов, структуры процесса педагогического сопровождения в модели, поиска новых путей подготовки кадров более высокого качества в вузах, на наш взгляд, под руководством преподавателя, метода моделирования позволяет сочетать эксперимент и теорию в педагогических исследованиях о даче.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE AGRICULTURAL SPECIALISTS

Understanding the essence of pedagogical support of professional training of students, the structure of the process of pedagogical support in the model, the search for new ways of training higher quality personnel in universities, in our opinion, under the guidance of a teacher, the modeling method allows us to combine experiment and theory in pedagogical research on the dacha.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА»

Oriental Renaissance: Innovative, (E)ISSN:2181-1784

educational, natural and social sciences www.oriens.uz

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7 3(6), June, 2023

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО

ХОЗЯЙСТВА

О.У. Эшманов1, Х.А. Равшанов2

1 исследователь, 2д.п.н.проф., Каршинский институт ирригации и агротехнологий при "Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации" Национальный исследовательский университет, Узбекистан, тел.: +998 90-679-62-09; oueshmanov@rambler.ru

АННОТАЦИЯ

Понимание сущности педагогического сопровождения профессиональной подготовки студентов, структуры процесса педагогического сопровождения в модели, поиска новых путей подготовки кадров более высокого качества в вузах, на наш взгляд, под руководством преподавателя, метода моделирования позволяет сочетать эксперимент и теорию в педагогических исследованиях о даче.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, модель, педагогика, профессиональное образование.

ABSTRACT

Understanding the essence of pedagogical support of professional training of students, the structure of the process of pedagogical support in the model, the search for new ways of training higher quality personnel in universities, in our opinion, under the guidance of a teacher, the modeling method allows us to combine experiment and theory in pedagogical research on the dacha.

Key words: professional training, model, pedagogy, professional education.

ВВЕДЕНИЕ

Необходимо обеспечить педагогическое сопровождение подготовки специалистов сельского хозяйства к профессиональной деятельности в высших учебных заведениях как целостную систему педагогических условий, способствующих формированию мировоззрения будущих специалистов. Сущность этого целостного процесса мы видим в устойчивой системе положительных компонентов мировоззрения, что является необходимым условием способности конструктивно анализировать жизненные ситуации и искать пути решения проблем. Понимая сущность педагогического сопровождения профессиональной подготовки студентов, можно отразить в

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(6), June, 2023

модели структуру процесса педагогического сопровождения, показать основные компоненты и механизмы активизации действия.

О.С.Газман определил гуманистическую сущность педагогического сопровождения, констатируя, что это не непосредственная «человек», а воздействие, направленное на «приобретенные ситуации, ценности, деятельность, общение, отношения, психологическую среду». Анализ существующих подходов к пониманию сущности педагогического сопровождения показывает управленческий характер этого явления, который определяется функциями и целями, ресурсами и обеспечивает взаимосвязь трех основных компонентов. Е.А.Александрова выделяла такие составляющие педагогического сопровождения, как вспомогательное, направляющее, педагогическое сопровождение культурного самоопределения личности.

Модель включает в себя цель, самооценку и результат. Определены следующие функции педагогического сопровождения: средовая диагностика, выявление субъектов, которые могут быть вовлечены в совместную деятельность, воспитательное воздействие на субъектов в ходе организованной воспитательной деятельности, организационно-педагогическое сопровождение, личностно-ориентированное педагогическое сопровождение, диагностика по определению эффективности. педагогического сопровождения профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.

Педагогическое обеспечение профессионального образования, на наш взгляд, включает в себя структуру образовательного процесса, которая выражается в: пересмотре программ по специальностям, введении новых предметов в вузах. Также поиск путей повышения эффективности образовательного процесса за счет бухгалтерского учета; при подготовке будущих специалистов необходимо обеспечить оптимальное сочетание региональных особенностей, земледелия, социальной значимости избранной профессии, использование новых, совершенствование методов обучения.

Педагогическое сопровождение процесса профессионального образования включает в себя умения, направленные на овладение знаниями, необходимыми для профессии, самосознание в профессиональной деятельности, развитие личностных качеств - конкурентоспособности, ответственности, инициативы, самодеятельности, стремления к саморазвитию и

др.

На наш взгляд, поиск новых путей подготовки более качественных кадров в вузах должен возглавить преподаватель. Обеспечить рациональность собственно образовательного процесса; разработка содержания образования,

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(6), June, 2023

разработка новых программ, направленных на формирование профессиональной компетентности и ее компонентов, личностных и нравственных качеств будущих специалистов сельского хозяйства, внедрение специальных курсов, способствующих адаптации обучающихся к образовательному процессу. Преподаватели целенаправленно используют эффективные методы обучения, координируют деятельность всех структур высших учебных заведений, общественных структур, создают единую систему педагогического сопровождения в сфере воспитательной работы.

Будущий специалист станет личностью, готовой к профессиональной деятельности, если ему будет оказана педагогическая поддержка в формировании необходимых качеств в течение всего образовательного процесса. Изменение образовательного процесса означает, что высшие учебные заведения должны создать единую систему формирования профессиональных, личностных и нравственных качеств студентов, которая будет способствовать достижению положительных результатов в подготовке к профессиональной деятельности.

Ведущая роль в педагогическом сопровождении процесса профессионального образования принадлежит обучающимся, ищущим новые пути оптимизации образовательного процесса, использующим инновационные технологии, методы и средства изучения предметов, формирующим профессиональные компетенции. Особенность вуза заключается в том, что, несмотря на то, что большинство работающих в нем преподавателей профильных предметов, несмотря на то, что они являются квалифицированными специалистами в области сельского хозяйства, не обладают педагогическими знаниями, это сказывается на качестве учебного процесса и, соответственно, на сказывается качество результата профессиональной подготовки.

В целях повышения качества подготовки будущих специалистов сельского хозяйства педагоги совершенствуют свои профессиональные знания, в то же время приобретают и совершенствуют психолого-педагогические знания и навыки, изучают и практикуют активные методы обучения и воспитания. Именно преподаватель наряду с подготовкой квалифицированного специалиста должен перевести свою деятельность в личностно-ориентированную парадигму, и в то же время адаптироваться к современным реалиям высшей школы. Повышение уровня педагогических знаний преподавателей непедагогических, в том числе сельскохозяйственных вузов осуществляется следующим образом: учебные центры, педагогические вузы,

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(6), June, 2023

научно-методические семинары, аспирантура, школа молодых учителей, все уровни научного - участие в методических конференции и т.д.

Е. И. Ефимов говорил, что недостаток педагогического мастерства в вузах — это неспособность ценить культуру будущего специалиста. Эта связь может быть реализована путем непрерывного личностного развития педагога вместе с учащимися [1]. Мы согласны с таким подходом и следующим мнением: «Педагог выступает как творец учебного процесса, организатор различных конкретных учебных ситуаций, поэтому успешность обучения и воспитания во многом зависит от педагогической зависимости педагога от мастерства»:

- побуждая человека к определению своего предназначения и саморазвития в специально смоделированном процессе подготовки, можно развивать личностно-ориентированный подход к обучению, рефлексивность в познавательной деятельности. Эмоционально-ценностный метод обучения побуждает учащихся к мышлению, способствует их включению в образовательный процесс;

- психолого-педагогическая поддержка в процессе обучения и воспитания, а также равноправные, надежные творческие отношения учителя и ученика способствуют формированию нравственной, зрелой личности. Он воспитывает у учащихся, прежде всего, личность учителя;

- анализ научно-методической литературы позволил сделать вывод о том, что большой потенциал педагогического сопровождения образовательного процесса в сельскохозяйственных вузах и реализации аксиологического подхода заключается в выявлении и реализации образовательной составляющей во всех сферах.

Процесс педагогического сопровождения подготовки будущих специалистов сельского хозяйства к профессиональной деятельности должен включать следующие психолого-педагогические условия его реализации:

- формирование ценностных направлений личностного роста, самосовершенствования и самосознания специалистов сельского хозяйства;

- создание эмоционально-личностных взаимоотношений в группах студентов, эмоционально-позитивной психологической обстановки на уровне ценностно-смыслового восприятия образовательного процесса;

- использование методов, поощряющих индивидуальные достижения профессионального успеха;

- использование активных методов и подбор соответствующих средств при подготовке будущих специалистов сельского хозяйства к профессиональной деятельности;

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(6), June, 2023

- использование форм воспитательной работы, расширяющих рамки общения, обучающих диалогическим приемам и сотрудничеству, развивающих естественность, самостоятельность, стимулирующих положительную социальную активность учащихся, служащих повышению их нравственной зрелости и нравственных представлений;

- преподаватель высшей школы - человек, постоянно совершенствующий свои профессиональные и психолого-педагогические знания и умения.

Теоретическое и практическое направления объединяются в рамках определения условий осуществления педагогического сопровождения процесса профессионального образования. Педагогическое моделирование профессионального образования на сегодняшний день является наиболее перспективным из всех возможных методов. При построении модели педагогического сопровождения подготовки будущего специалиста сельского хозяйства необходимо учитывать теоретические основы, возможности использования моделирования в современной науке.

Теоретической основой моделирования педагогического обеспечения процесса профессиональной подготовки будущего специалиста служат следующие концептуальные идеи. В широком смысле под «моделью» понимается любое представление объекта, процесса или события, которое используется вместо него. Метод моделирования позволяет сочетать экспериментальное и теоретическое в педагогическом исследовании. Любая модель должна сопровождаться визуальными элементами и достаточно поясняться.

Отсюда следует, что создание модели педагогического сопровождения процесса подготовки будущего специалиста сельского хозяйства требует аналитического и графического описания. Создание моделей в педагогике часто заканчивается построением качественной модели [2].

Модель качества педагогического сопровождения подготовки специалистов сельского хозяйства отражает структуру учебно-воспитательного процесса и взаимосвязь его элементов. Создание модели означает мысленное и материальное подражание реальной системе путем создания специальных аналогов, воспроизводящих ее организацию и принципы работы.

Мы опираемся на идеи В. М. Данильченко и А. А. Шумейко при моделировании процесса подготовки будущих специалистов сельского хозяйства. Основное внимание модели должно быть направлено на формирование профессионального самосознания и аксиологических способов

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(6), June, 2023

деятельности, позволяющих выпускнику гибко двигаться на рынке труда и в сфере дополнительного и послевузовского образования.

Основные исследовательские задачи, которые мы ставили перед собой при моделировании педагогического обеспечения процесса профессионального образования, заключались в следующем:

а) учет аксиологического подхода в профессиональной подготовке;

б) осмысление и разработка технологий педагогического сопровождения личностного развития и роста обучающихся в профессиональной подготовке.

Представление модели позволяет выделить три основных блока взаимосвязанных компонентов проектирования процесса профессионального образования: личностный, функциональный, когнитивный.

Личностный компонент представляет собой совокупность общих правил, раскрывающих основные идеи и приоритетные ценности, основы мировоззрения, мировоззрения, то есть содержание человека в профессиональной подготовке. Как правило, они проявляются в определении принципов и целей человека, нравственных и жизненных качеств. В целом личностный компонент представляет собой содержание личностного развития студента, определяющее объем тех или иных ценностных ориентаций, нравственных, правовых, эстетических, политических, интеллектуальных регуляторов, определяющих сущность и содержание этого процесса. Л.И.Новикова, Н.Е.Щуркова, Г.К.Селевко, Л.Н.Седова и др. единодушно здоровы, духовно богаты, высокообразованы, адаптированы к современным условиям жизни, творческий тип, деятельное творчество, готовы строить свою жизнь и утверждают, что способный человека можно считать идеальным.

Деятельностная составляющая модели представлена образовательным процессом, который включает воспитательную и воспитательную работу, включает научно-практическую и спортивно-оздоровительную деятельность, социальную и молодежную деятельность. Поскольку образовательная среда вузов представляет собой открытую систему, элементами этой модели являются сообщества, ассоциации и институты вне вузов, которые также непосредственно влияют на личностное и профессиональное развитие студента.

Деятельностный компонент включает в себя формирование профессионально важных, жизненно-деятельностных и нравственных качеств в учебной и внеучебной деятельности. Объектов в сфере образования много, они влияют друг на друга, сочетаются, их усилия создают условия для формирования профессиональных, деятельностных и нравственных качеств человека, формирования личности будущих специалистов. Единственной

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(6), June, 2023

целью является объединение различных структур и подструктур в дополнение к образовательной деятельности вузов.

Третий, познавательный компонент связан с разумной организацией содержания процесса подготовки к профессиональной деятельности в процессе обучения, освоением педагогических технологий и, по сути, определяется эффективными методами подготовки к профессиональной деятельности, в том числе формирование профессионально-личностных характеристик студента. Простейшая модель образовательного процесса представляет собой структурную схему, отражающую весь дидактический процесс обучения: передачу информации, понимание, применение знаний, умений и навыков, контроль. Такая модель, на наш взгляд, соответствует минимальной образовательной программе, определяемой в государственном образовательном стандарте или самостоятельно каждым вузом.

Познавательный компонент профессиональной подготовки специалистов сельского хозяйства включает гуманитарные и социально-экономические, математические и естественно-научные, общепрофессиональные и специальные предметы.

В нашем исследовании понятие «технология» используется с точки зрения практико-ориентированного подхода, что приводит к пониманию ее как оптимальной последовательности учебной деятельности [3]. Использование педагогических технологий осуществляется по принципу интеграции, что позволяет мобильно включать их в личностное взаимодействие обучающихся и в различные сферы образовательного процесса.

При описании технологий мы опираемся на классификацию, предложенную Л.В.Мардахаевым. Выделенные им субъектные технологии используются в личностном компоненте процесса подготовки к профессиональной деятельности - это индивидуальное педагогическое сопровождение студентов, технологии работы с особыми категориями студентов, самоконтроль личностного развития и др.

Соответственно используются деятельностные технологии в так называемом компоненте процесса профессионального образования - это совместная групповая деятельность, общение между всеми субъектами образовательного процесса, поддержка инициатив. Эти технологии основаны на идеях студентоориентированного подхода, педагогики сотрудничества преподавателей и студентов и направлены на дальнейшее развитие подготовки к профессиональной деятельности.

На наш взгляд, можно предложить технологию профессионального

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(6), June, 2023

образования, основанную на коллективной деятельности, вовлеченности в деятельность, организации деятельности, коммуникативных технологиях. Различные технологии расширяют возможности студентов по активизации их устремлений к профессиональному самовыражению, саморазвитию и самосовершенствованию, включая значимые для них виды деятельности и предметы в общении, позволяя актуализировать и персонализировать профессиональную подготовку. и личностного развития по всем предметам без исключения.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

На наш взгляд, необходимо разработать модель педагогического сопровождения процесса подготовки будущих специалистов сельского хозяйства к профессиональной деятельности. Образовательный процесс строится на основе квалификации специалиста, отражающей личностные и профессиональные качества, которые принимаются за основной принцип в целеполагании образовательного процесса в аграрном вузе. Приводятся содержательные параметры профессиональной деятельности, определяющие прогностическую модель деятельности специалиста. При описании структурного содержания модели отметим, что ее применение к образовательному процессу позволяет постоянно находить новые, эффективные методы обучения и воспитания в определенных условиях. В этом параграфе мы описали теоретическое моделирование процесса подготовки к профессиональной деятельности. Представлена модель педагогического сопровождения процесса профессиональной подготовки как механизм использования многочисленных возможностей образовательного процесса в сельскохозяйственном вузе для повышения качества подготовки будущих специалистов сельского хозяйства к профессиональной деятельности. В то же время повышение качества подготовки к профессиональной деятельности, формирование у студентов духовно-нравственных и жизненных качеств служит залогом эффективности деятельности высших учебных заведений.

REFERENCES

1. Давидов В.В. Проблемы развивающего образования / В.В.Давидов. — М.: Просвещения, 1986. — 130 с.

2. Мардахаев, Л.В. Методика и технология работы социального педагога / Л.В. Мардахаев. -М.: Гардарики, 2003. - 269 с.

3. Махмутов, М.И. Проблемное обучение / М.И. Махмутов. - М.: Редагогика, 1975. - 334 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.