SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(2), Feb., 2023
ТЕКСТ КАК ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Мукаддас Ахмедова
Национальный университет Узбекистана доцент межфакультетской кафедры русского языка, к.п.н. axmedova. muqaddas@mail. ru
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены возможности традиционной и электронной среды изучения русского языка студентами-филологами. Особое внимание уделено работе с текстами по специальности как компоненту компетентностного подхода в современной лингводидактике. Формирование профессиональных компетенций студентов при обучении русскому языку является основным требованием при подготовке специалистов в системе высшего образования.
Ключевые слова: профессиональная компетенция, текст, общение, речевая культура, единица обучения, жанр, высказывание, монологическая речь, чтение.
ABSTRACT
The article considers the possibilities of the traditional and electronic environment for studying the Russian language by philology students. Particular attention is paid to working with texts in the specialty as a component of the competence-based approach in modern linguodidactics. Formation of professional competencies of students in teaching the Russian language is the main requirement for the training of specialists in the system of higher education.
Key words: professional competence, text, communication, speech culture, learning unit, genre, utterance, monologue speech, reading.
ВВЕДЕНИЕ
Работа с текстом на занятии по русскому языку не только развивает речь, но и формирует коммуникативную и профессиональную компетенцию студентов.
Основной единицей формирования профессиональной компетентности будущего филолога считается текст, который является основой для формирования навыков и умений чтения, письма, говорения и аудирования.
Известно, что работа с текстами осуществляется на всем протяжении процесса лингвистического обучения в вузе. А создание собственных текстов -рефератов, курсовых работ студентов на изучаемом языке - становится востребованным видом учебной деятельности.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(2), Feb., 2023
Практические занятия предлагаются в форме
• семинаров (дискуссии, доклады с обсуждением, деловые игры),
• компьютерных занятий (с текстовыми заданиями, тестами, практикумом по формам профессионального интернет-опосредованного общения),
• занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий (включая метод проектов, личностно ориентированный подход, проблемно-импровизационные задания, мультимедийные презентации и др.).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Текст является базовой единицей обучения профессиональному общению и направлен на формирование жанрово-стилистических профессиональных умений студента-филолога в образовательной среде университета и является важнейшим фактором совершенствования профессиональной коммуникативно-речевой культуры [1]. Текст является основой и критерием формирования коммуникативной, речевой и языковой компетенций студента. При этом необходимо подчеркнуть, что связный текст, цельный в семантическом и стилистическом отношении, является настолько же трудным материалом, насколько и необходимым в силу его обобщающего характера по отношению к единицам языка на всех его уровнях (фонетическом, лексическом, грамматическом).
Будущим филологам дается характеристика текста как единицы обучения языку и культуре профессионального речевого общения. Текст рассматривается как особая интегративная единица, способная соединить процессы ознакомления с иностранным языком и иноязычной культурой в единую эффективную коммуникативную систему Текст становится минимальной структурно-функциональной единицей изучаемого языка, сохраняющей его основные свойства, вытесняя предложение с места ведущей единицы обучения.
На занятиях по русскому языку предлагается работа над вторичными текстами разных жанров, такими, как аннотация, рецензия, план, тезисы, конспект лекции. Процесс овладения умениями и навыками письменной речи в рамках предложенных жанров существенно влияет на речевое развитие студента-филолога и является дидактическим средством овладения культурой профессионального речевого общения.
Работа с текстами позволяет мобилизовать значительные резервы повышения качества процесса обучения русскому языку, довести уровень усвоения до безошибочного узнавания лексико-грамматических и синтаксических структур, решить задачу формирования активного словаря, что
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(2), Feb., 2023
позволяет говорить о сформированности лингвистической, коммуникативной и профессионально-речевой компетенции студента-филолога.
Особо следует отметить важность такой опоры, как текст, при обучении монологической речи. Работа с текстом предполагает выполнение ряда упражнений, связанных с его пересказом. Пересказ текста по вопросам, ключевым словам и т.п. с расширением контекста, заменой ситуаций в тексте, созданием окончания текста по прочитанной первой части и т.д. развивает многие качества монологических умений. Работа с текстом, особенно на этапе совершенствования монологических умений, проходит в творческих заданиях (обсуждение поступков героев, критическая оценка действий и событий и т. д.). Определение темы, как правило, является заключительным этапом работы над совершенствованием монологического высказывания. Обучение монологической речи на основе текста имеет целый ряд преимуществ.
Во-первых, текст достаточно полно очерчивает речевую ситуацию, и учителю нужно только использовать ее для порождения речевых высказываний учащихся и частично видоизменять с помощью речевых установок и упражнений.
Во-вторых, грамотно отобранные тексты имеют высокую степень информативности, а значит, предопределяют содержательную ценность речевых высказываний учащихся, способствуют реализации образовательных целей обучения.
В-третьих, аутентичные тексты различных жанров дают хорошую языковую и речевую опору, образец для подражания, основу для составления собственных речевых высказываний по образцу.
Логика проведения учебного занятия, на котором присутствует работа с текстом, как основной формы традиционного процесса обучения строится преимущественно в виде активной деятельности преподавателя и пассивной позиции студентов и включает следующие этапы [2].
1. Погружение в тему занятия и совместную деятельность. Основной задачей первого этапа является погружение в образовательную коммуникацию и подготовка студентов к восприятию и изучению нового иноязычного текста. На данном этапе происходит актуализация знаний студентов через свободный обмен мнениями, мотивирование на чтение и восприятие текста как источник получения новой полезной информации.
2. Развертывание совместной деятельности по работе с иноязычным текстом. Основная задача - развитие образовательной коммуникации участников совместной деятельности через чтение, анализ и понимание
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(2), Feb., 2023
профессионального иноязычного теста. Данный этап включает в себя шаги: этап подготовки к восприятию иноязычного текста, чтение текста с использованием аудиофайла. Этап чтения текста с использованием аудиофайла включает в себя следующие действия:
- чтение теста с аудиозаписью. Студентам предлагается сначала прослушать аудиозапись текста и визуально отслеживать письменный текст вслед за диктором. Для этого каждый студент вначале самостоятельно определяет для себя слова и словосочетания, отражающие основной смысл каждого абзаца, а затем в паре обсуждают, дополняют друг друга или уточняют выделенные слова или словосочетания.
- пересказ абзаца. На этом этапе студенты делятся на мини группы (по 3-4 человека). Целью работы в группе является составление краткого пересказа прослушанного текста по абзацам с использованием слов и словосочетаний, отражающих смысл иноязычного текста, а также с помощью уже доступного словаря и справочной «шпаргалки». Студенты в группе распределяют текст для пересказа внутри группы и затем представляют свой вариант пересказа для аудитории. После выступления всех групп происходит обсуждение представленных пересказов и формируется единый (оптимальный) текст пересказа с уточнениями и дополнениями.
3. Рефлексия понимания текста и совместной деятельности на учебном занятии. Задачи этапа: закрепить навыки анализа текста, совершенствовать навыки ведения диалога, дискуссии на русском языке, оценка уровня владения иноязычными коммуникативными навыками. Студенты отвечают на вопросы по теме занятия. Делают выводы, закрепляя изученный материал [2].
В плане обучения студентов русскому языку традиционное занятие включает основные элементы интерактивных методов, например:
1. Предусмотрена совместная деятельность студентов и преподавателя и взаимодействие студентов друг с другом;
2. Учитывается личный опыт студентов по теме занятия;
3. Используются способы коллективной работы.
При этом недостаточное внимание уделяется практическим аспектам будущей профессиональной деятельности студентов. Подобные методики позволяют расширить теоретическую базу знаний обучающихся, однако содержат недостаточно практических занятий для возможности использовать в будущей профессиональной деятельности знания изучаемого языка.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(2), Feb., 2023
Таким образом, появляется необходимость совершенствования данной системы через использование в образовательном процессе ИКТ, которые позволят студентам данной специальности в большей мере овладеть знаниями и навыками в области иностранного языка, не только по изучаемой теме, но и ряду других направлений, и применять их в будущей профессиональной деятельности [3].
Приведем пример заданий при работе с текстами по языку специальности филологов.
Работа с текстом «Литературоведение».
Предтекстовые задания:
Задание 1. Познакомьтесь с основными понятиями, которые вы встретите в тексте.
Наука - литературоведение;
Объект науки - художественная литература;
Разделы науки - теория литературы, история литературы, литературная критика;
Смежные науки - философия, эстетика, социология, психология, история, лингвистика;
Вспомогательные дисциплины - текстология, библиография, историография.
Задание 2. Прочитайте следующие слова и словосочетаний. Значение незнакомых слов выясните по толковому словарю или по словарю литературоведческих терминов.
Словесность, художественный метод, литературное направление, литературное течение, литературная школа, поэтика, жанр, композиция, стиль, эпос, стихосложение, творческий процесс, содержание и форма художественного произведения, античность, эпоха Возрождения (Ренессанс), барокко, классицизм, романтизм, историзм.
Задание 3. Прочитайте текст. Выделите в нем смысловые части, в которых говорится:
1) о предмете и задачах литературоведения;
2) о разделах литературоведения;
3) об истории развития литературоведения;
4) о связи литературоведения с другими науками;
5) о вспомогательных дисциплинах литературоведения.
Литературоведение
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(2), Feb., 2023
Литературоведение - одна из двух филологических наук, наука о литературе. Другая филологическая наука, наука о языке - языкознание, или лингвистика. Обе эти науки - каждая по-своему - изучают явление словесности. Поэтому на протяжении последних столетий они развивались в тесной связи друг с другом., под общим названием «филология».
По существу же литературоведение и лингвистика различные науки, так они ставят перед собой разные познавательные задачи. Лингвистика изучает всякие явления словесной деятельности людей для того, чтобы установить в них особенности закономерного развития языков народов мира. Литературоведение изучает художественную литературу различных народов мира для того, чтобы понять особенности и закономерности развития ее содержания и форм. Таким образом, предметом литературоведения является художественная литература. Иначе говоря, литературоведение - это наука о принципах и методах исследования художественной литературы и творческого процесса.
Литературоведение включает в себя ряд взаимосвязанных разделов: теорию литературы, историю литературы и литературную критику.
Теория литературы определяет общие законы развития художественной литературы, выясняет сущность и функциональную взаимозависимость основных элементов литературного творчества (поэтического языка, жанров, стихосложения), а также особенности художественных методов, течений и направлений.
История литературы изучает литературу в ее развитии, смену стилей, течений, методов в разные эпохи и у разных народов, взаимодействие литератур, а также творчество отдельных писателей как закономерно обусловленный процесс.
Литературная критика анализирует произведения современных писателей, оценивает их с точки зрения современности, осмысляет незавершенные, иногда даже потенциальные процессы литературного развития.
Литературоведение имеет свои истоки в античности. Первые дошедшие до нас систематические трактаты «Об искусстве поэзии» и «Риторика» Аристотеля относятся к IV веку до н.э. в них Аристотель глубоко исследовал основы поэтики, композицию и характеры в трагедии и эпосе, проблемы стиля.
В эпоху Возрождения важный вклад в развитие литературоведения внесли итальянские гуманисты Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо. Они первыми начали собирать и изучать памятники античной литературы.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(2), Feb., 2023
Важным этапом в теоретическом осмыслении литературы стал XVII век. Он отмечен как количественным ростом трудов по поэтике, так и разнообразием направлений (ренессансный антицизм, барокко, классицизм).
В эпоху романтизма достоянием литературной мысли стало историческое исследование литературы как процесса обусловленного развитием общества. Историзм романтиков был развит в трудах Гегеля. Возникает немало работ, посвященных истории английской, французской, испанской и других литератур, труды по истории национальных эпосов.
Литературоведение Х1Х-ХХ веков характеризуется многообразием школ, методов и направлений, поиском новых подходов к изучению литературы.
Литературоведение тесно связано с рядом других гуманитарных наук. Литературоведение, помимо лингвистики, связано также с философией и эстетикой. Оно неотделимо от истории, так как оно не может не учитывать тесную связь развития литературы с исторической жизнью народов. Следует также сказать о связи литературоведения с социологией и психологией.
Литературоведение включает ряд вспомогательных дисциплин: текстологию, и историографию. Текстология устанавливает и изучает литературные тексты с целью их научной публикации; библиография систематизирует литературно-художественные и исследовательские издания, историография занимается описанием источников, которые содержат исторически складывающиеся знания о литературе.
Послетекстовые задания:
Задание 4. Опираясь на информацию текста, ответьте на следующие вопросы.
Что объединяет лингвистику и литературоведение? Почему, несмотря на тесную связь, лингвистика и литературоведение являются различными науками? В чем разница между литературной критикой и историей литературы?
Задание 5. Передайте информацию следующих предложений, используя причастный оборот.
Образец: Литературная критика - это раздел литературоведения, который анализирует произведения современных писателей и определяет пути литературного развития. - Литературная критика - это раздел литературоведения, анализирующий произведения современных писателей и определяющий пути литературного развития.
1. Теория литературы - это раздел литературоведения, который изучает сущность и взаимозависимость основных элементов литературного творчества и определяет особенности художественных методов, течений и направлений. 2.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(2), Feb., 2023
История литературы - это раздел литературоведения, который исследует возникновение и развитие литературных направлений, а также изучает творчество отдельных писателей. 3. Текстология - это вспомогательная дисциплина литературоведения, которая устанавливает и изучает литературные тексты с целью их научной публикации. 4. Библиография - это вспомогательная дисциплина литературоведения, которая систематизирует литературно-художественные и исследовательские издания.
Задание 6. (Электронное задание выполняется на компьютере). Восстановите вопросы, ответами на которые являются следующие предложения.
1............... ?
Текстология - это вспомогательная дисциплина литературоведения, устанавливающая и изучающая литературные тексты.
2.............?
Дисциплина, систематизирующая литературно-художественные и исследовательские издания, называется библиографией.
3.............. ?
Литературная историография - это дисциплина, которая занимается описанием источников, содержащих знания о литературе.
Задание 7. Работа в малых группах. Прочитайте текст еще раз. В каждой смысловой части найдите предложения, содержащие основную информацию.
Имейте в виду, что основная информация обычно находится в начале смысловой части, а последующие предложения развивают ее. Основная информация может содержаться также в последнем предложении.
Задание 8. Работа в малых группах. Опираясь на выделенные вами предложения, сформулируйте основную тему каждой смысловой части (в форме назывных предложений). Таким образом вы получите назывной план текста.
Задание 9. Напишите конспект текста. Можете использовать составленный вами план, так как его пункты отражают основные положения текста.
При написании конспекта можете сохранить без изменения предложения конспектируемого текста или использовать другие формулировки, более краткие и с более простой структурой. Можно записывать слова сокращенно.
Задание 11. Восстановите устно информацию текста, пользуясь составленным вами конспектом.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(2), Feb., 2023
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении отметим, что методически обоснованный отбор текстового материала и его оптимальная организация способствует созданию собственных высказываний и текстов в рамках конкретной ситуации. Экспликация понятия коммуникативной компетентности, с которым сопрягается современная методика преподавания языка к конкретному виду речевой деятельности (ВРД) в определённой сфере создаёт вариативность обучения и способствует выработке основной составляющей коммуникативной компетентности современного специалиста - умению общаться.
ЛИТЕРАТУРА
1. Куликова И.В. Развитие речемыслительных способностей студентов при работе с учебным гипертекстом на иностранном языке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014 № 4 -С. 74-77.
2. Бурханова Ф. Б., Родионова С. Е. Внедрение инновационных активных и интерактивных методов обучения и образовательных технологий в российских вузах: современное состояние и проблемы [Электронный ресурс]: // Вестник Башкирск. ун-та. 2012. №4.
3. Дубровина Н.А. Использование компьютерных технологий для оптимизации учебного процесса по иностранному языку в неязыковом вузе [Электронный ресурс] // Научные труды Дальрыбвтуза. 2010. Т 22. C. 211-214
4. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. М.: Academia, 2008. -
5. Бредихина, И. А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. Пособие. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018.— 104 с.
6. Елагина М.Ю., Михеева Т.Б. Коммуникативность в системе гуманитарного знания. Учебное пособие (междисциплинарный модуль) - Ростов-на-Дону: ИП Беспамятнов С.В., 2021- 90 с.
7. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. 2004. - № 5. - С. 3-12
8. Сластенин, В.А. Педагогика профессионального образования. / В.А. Сластенин М.: Академия, 2006. 368 с.
9. Талызина, Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. - 1996. - №3. - С. 120-125.
336 с.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(2), Feb., 2023
10. Пособие по обучению профессиональной научной речи. Башлакова О.Н. и др. -М.: Изд-во МГУ, 1991. -176 с.
11. Смирнова Е. В. Использование средств ИКТ для формирования и развития речевой иноязычной деятельности «говорение» // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17) - С.115-118.
12. Пассов, Е.И. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и ее реализация) /Е.И. Пассов, Л.В. Кибирева, Э. Колларова. СПб.: Златоуст, 2007. 199 с.