Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РКИ'

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РКИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
154
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативный подход / коммуникативная компетенция / обучения / текст / лингвистический текст / аудирования / чтения / говорения. / communicative approach / communicative competence / learning / text / linguistic text / listening / reading / speaking.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хакимова, Гульнора Камиловна

Статья посвящена сущности коммуникативно-деятельностного подхода и алгоритму перехода к компетентностному подходу в преподавании русского языка как иностранного. Осуществление коммуникативного подхода к обучению на парах русского языка на основе современных технологии, закономерно соотносится с проблемой формирования студента как языковой личности, владеющей всеми видами речевой деятельности, обеспечивающие формирование навыков и умений аудирования, чтения, говорения, которые способны решать разнообразные задачи в процессе обобщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE APPROACH TO LEARNING AND MODERN TECHNOLOGIES IN TEACHING Russian as a foreign language

The article is devoted to the essence of the communicative-activity approach and the algorithm for the transition to a competency-based approach in teaching Russian as a foreign language. The implementation of a communicative approach to teaching the Russian language on the basis of modern technologies naturally correlates with the problem of forming a student as a linguistic personality who owns all types of speech activity, ensuring the formation of skills and abilities in listening, reading, speaking, which are able to solve various problems in the process of generalization.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РКИ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 10 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РКИ

Хакимова Гульнора Камиловна

Ассистент, преподаватель русского языка на кафедре узбекского языка и литературы Андижанского машиностроительного института

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена сущности коммуникативно-деятельностного подхода и алгоритму перехода к компетентностному подходу в преподавании русского языка как иностранного. Осуществление коммуникативного подхода к обучению на парах русского языка на основе современных технологии, закономерно соотносится с проблемой формирования студента как языковой личности, владеющей всеми видами речевой деятельности, обеспечивающие формирование навыков и умений аудирования, чтения, говорения, которые способны решать разнообразные задачи в процессе обобщения.

Ключевые слова: коммуникативный подход, коммуникативная компетенция, обучения, текст, лингвистический текст, аудирования, чтения, говорения.

The article is devoted to the essence of the communicative-activity approach and the algorithm for the transition to a competency-based approach in teaching Russian as a foreign language. The implementation of a communicative approach to teaching the Russian language on the basis of modern technologies naturally correlates with the problem of forming a student as a linguistic personality who owns all types of speech activity, ensuring the formation of skills and abilities in listening, reading, speaking, which are able to solve various problems in the process of generalization.

Keywords: communicative approach, communicative competence, learning, text, linguistic text, listening, reading, speaking.

ВВЕДЕНИЕ

В практике работы в образовательных учреждениях насущная проблема дня - воспитание социально активной личности, способной брать на себя ответственность за самостоятельно принятые решения. Для выпускников средних и высших образовательных учреждений обязательными стали

ABSTRACT

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 10 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

требования готовности к ориентации в насыщенной информационными потоками жизни, к непрерывному самообучению. В связи с внедрением новой формы государственной политике преподавания в ваших учебных заведениях возникает необходимость коммуникативной направленности преподавания курса русского языка, большего внимания анализу текстов различных стилей и типов речи, целенаправленному развитию монологической и диалогической речи учащихся, формированию умения рассуждать на предложенную тему.

В основе, разработанной К.Д. Ушинским системы первоначального преподавания языка лежит, прежде всего, умственное и нравственное развития обучающегося. Приучаясь мыслить, говорить и писать самостоятельно, ученик постигает бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка. Но о каких воззрениях мыслях и чувствах может идти речь, если язык для нашего студента, для которого русский язык является не родным, будет всего лишь концентратом сухих правил и схем? И дело тут не только в программах, учебниках или пособиях. Дело в подходе к обучению. Надо, чтобы, идя в аудиторию, преподаватель спрашивал себя не только чему, но и как учить, зачем учить [3].

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

В связи с этим особое значение имеет использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий. Использование коммуникативного подхода в изучение русского языка на основе современных технологии - норма сегодняшнего дня. Особенно это касается сферы изучения русского языка для тек кто не является носителями этого языка, где взаимодействие с преподавателем на занятиях не может быть эффективным без самостоятельного усвоения учащимися необходимой лексики, овладение нормами русского литературного языка, а также умения использовать языковые единицы в речевой практике. Главная особенность современного урока русского языка - сотворчество учителя и ученика в познании, в осмыслении языковых явлений. На уроках должна постоянно звучать живая речь. Не формулировки правил и исключений из них, а художественные тексты и высказывания самих ребят. Без языка литература не может существовать, а без художественных текстов язык остается в сознании учащихся мертвым собранием слов, форм, конструкций и правил их употребления. Задача учителя - отыскать в художественном произведении

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 10 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

такие языковые единицы, проанализировав которые, ученики получат ключ к разгадке подтекста, пониманию идейно-образного содержания.

Таким образом, в процессе изучения не родного языка в университете студент должен овладеть устойчивыми навыками адекватного восприятия и понимания чужой речи, а также способностью порождать собственное речевое высказывание, обладающее определенными коммуникативными свойствами и тогда будет актуально использование - аудирования, как одного из современных методов преподавания русского языка для студентов, у которых этот язык не является родным.

Проблемы аудирования широко освещаются в научной и методической литературе. Психологи, лингвисты и методисты признают это метод как самый сложный вид речевой деятельности, следовательно, и работа по формированию навыка воспринимать речь на слух требует кропотливых усилий. В этом плане привлекает внимание подход зарубежных психологов и методистов к изучению данного современного метода, в основе которого лежит сопоставление механизмов аудирования у носителей и изучающих новый язык. Ребенок сразу становится слушателем, только родившись, но спустя уже месяцы он начинает говорить, а читать и писать он научится лишь через несколько лет. Это значит, что аудитивные навыки первичны и лежат в основе формирования всех остальных речевых навыков и умений.

Это приводит к тому, что для изучающего русский язык важны как процесс специального обучения аудированию, приобретаемого при обучении и совершенствуемого самостоятельно, так и необходимость знать свои природные способности для самообучения пониманию иноязычной речи на слух. Основу аудитивной информации составляют параллельно действующие психологические процессы - восприятие на уровне слова, предложения, диалога, и понимание, результат смысловой переработки аудиоинформации, порождает коммуникативное намерение учащегося, логику мысли. Психолингвистики отмечают, что фоновая информация оказывает существенное влияние на способность памяти удерживать связные тексты, так ассоциативные связи возникают уже на этапе знакомства с заглавием текста [1].

Таким образом при изучении русского языка с позиций формально-грамматических студент фактически отторгнут от духовной жизни. Он может без запинки просклонять имя существительное, выполнить, не задумываясь, упражнение с пропущенными орфограммами, но остается глухим к красоте, гармонии, живой душе слова. Тогда как сама природа русского языка, его связь

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 10 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

с предметами, вещами, как и с миром понятий, мыслей и чувств человека, требует вдумчивого, осмысленного подхода к его изучению и тогда помогает аудирование в паре с говорением.

Даже на парах развития речи часто основное внимание переподаватели уделяют грамматически и фонетически правильному оформлению речи без учета мотивов и целей говорящего. Однако язык, в отличие от любой искусственной коммуникативной системы знаков, выступает не только как средство общения между людьми, но и в других довольно многообразных функциях. В то же время язык является не только средством выражения мысли, но и материалом, орудием ее формирования. И учить языку - значит вместе развивать духовные способности учащихся.

Далее если мы рассмотрим чтение как комбинирующий метод аудирования то оно формируется на стадии восприятия графических образов, а с помощью проговаривания происходит воссоздание слухо-моторных образов слов. Здесь ключевой единицей языка является - текст, он как помогает выявить внутренние связи между единицами разных языковых уровней. Работа по анализу текста предполагается как своеобразная исследовательская деятельность учащихся, нацеленная на выявление функциональных возможностей языка, закономерности употребления единиц языка в построении речи. Важным является вопрос о критериях отбора текстов для изложений и лингвистического анализа. Учащимся необходимо предлагать тексты разных стилей. Особенно важна работа с разнотипными и простыми текстами: они служат для студентов, для которых русский язык является не родным образцом того, как при анализе произведений литературы (искусства, музыки, живописи) можно выражать мысли и чувства, проявить себя как личность, наделенную даром не только увидеть, понять, почувствовать, но и с помощью слова по-своему выразить это восприятие.

Анализ текста является основной базой для формирования умений обучающихся создавать собственное высказывание в устной или письменной форме, а также для тренировки умения осуществлять все виды речевой деятельности. Учитывая, что каждый текст принадлежит к тому или иному функциональному стилю, его надо рассматривать и как основу изучения стилистики, знакомства с ее наиболее значимыми правилами и законами [2].

Таким образом текст является основой создания развивающей речевой среды с высоким потенциалом. В нем выявляются и исследуются закономерности русского языка, реализуется один из основных принципов

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 10 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

усвоения русской речи - принцип оценки выразительности речи, который обеспечивает не только усвоение смыслового содержания языковых единиц, но и понимание их выразительной (стилистической) функции. На основе анализа и изучения текста, развивается говорение, которое выстраивается адекватно процессу коммуникации, при этом приоритетная роль отводится совершенствованию навыков и умений устной речи. При чтении вслух у учащихся совершенствуется слухо-произносительные навыки, накапливается опыт воспринимаемых звуковых образов в потоке связной речи, соотношения понятий, беглость чтения. Для того, чтобы сделать процесс аудирования изучающих русский язык успешным, необходимо разработать систему тренировочных упражнений, нацеленных на максимальную активизацию природных механизмов.

Такие условия позволяют варьировать подходы к аудированию, индивидуализировать этот процесс. Этому могут способствуют современные обучающие средства, одним из которых является универсальный мультимедийный интерактивный комплекс «Лингвотренажер Еп101», предназначенный для формирования и совершенствования иноязычных речевых умений учащихся. В основе обучения данным комплексом - принцип дифференцированного и интегрированного обучения, принцип коммуникативной направленности, принцип наглядности и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве лингвистического содержания обучению представлено предметно-смысловое и лексико-грамматическое наполнение, логика которого позволяет разнообразить методические приемы, обеспечивающие формирование навыков и умений аудирования, чтения, говорения. Самым объемным компонентом лингвотренажера является словарь, способствующий воспринимать аутентичную речь. Независимо от того, насколько хорошо владеет учащийся грамматикой и фонетической стороной речи, учащийся успешно готовится к коммуникации. Таким образом, осуществление коммуникативного подхода к обучению на уроках русского языка закономерно соотносится с проблемой формирования студента как языковой личности, владеющей всеми видами речевой деятельности, способной решать разнообразные задачи в процессе обобщения. А также в процессе изучения русского языка учащийся не только постигает способ выражения мыслей, но и воспринимает язык как источник сведений о национальной культуре народа,

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 10 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

так как язык является признаком нации, выражает национальную культуру народа, который на нём говорит.

REFERENCES

1. Ахмедова М.М. Использование новых технологии в изучении русского языка// Актуальные проблемы преподавания языков в неязыковых вузах. - Т.: ТМИ, 2019.

2. Информатика: проблемы, методология, технологии: материалы XI Международной научно - методической конференции. - Воронеж: ВГУ, 2011.

3. Михайлова Е.В. Коммуникативный подход в обучении русского языка. -М.: Языкознание и литературоведение, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.