Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
О
R
VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО (НА ПРИМЕРЕ ФЕРГАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Юлбарсова У.М.
Преподаватель, Ферганский государственный университет
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются особенности компетентностного подхода в образовании, а также анализируется использование компетентностного подхода в процессе преподавания русского языка как иностранного.
Ключевые слова: компетентностный подход, грамматико-переводный метод, сознательно-практический метод, коммуникативный метод, модульная система.
RUS TILINI CHET TILI SIFATIDA O'QITISHDA KOMPETENTSIYA YONDASHUVIDAN FOYDALANISH (FARG'ONA DAVLAT UNIVERSITETI MISOLIDA)
Maqolada ta'limda kompetentsiya yondashuvining xususiyatlari, shuningdek, rus tilini chet tili sifatida o'qitish jarayonida kompetentsiya yondashuvidan foydalanish tahlil qilinadi.
Kalit so'zlar: vakolatga asoslangan yondashuv, grammatik-tarjima usuli, ongli-amaliy usul, kommunikativ usul, modulli tizim.
THE COMPETENCE APPROACH IN TEACHING RUSSIAN AS FOREIGN
IN FERGHANA STATE UNIVERSITY
Yulbarsova U.M.
Lecturer, Ferghana State University
The article deals with the peculiarities of competence approach in education, and also examines the application of this approach in teaching Russian as a foreign language.
Yulbarsova U. M.
O'qituvchi, Farg'ona davlat universiteti
ANNOTATSIYA
ABSTRACT
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
О
R
VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
Key words: competency approach, grammar-transferable method, conscious-practical method, communicative method, modular system.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня компетентностный подход в образовании противопоставляется ЗУНовскому и квалификационному подходу к определению целей, результатов и соответственно стандартов высшего профессионального образования. Он предполагает разработку системы обеспечения качества подготовки будущих специалистов, отвечающей потребностям современного мирового рынка труда.
Следует отметить, что компетентностный подход противопоставляется «знаниевому» в смысле передачи учащимся готового знания в виде информации, сведений.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Единицами компетентностного подхода являются компетентность и компетенция. Компетентностью является совокупность профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций.
Использование компетентностного подхода в ходе подготовки специалистов приводит к формированию у обучаемых определенного набора ключевых компетенций, реализация которых позволит им (обучаемым) успешно социализироваться. В отличие от термина «квалификация» компетенции включают в себя помимо специфических профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициативность, готовность к сотрудничеству, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемные задачи различной сложности на основе имеющихся знаний, причем более значимыми и эффективными для успешной профессиональной деятельности становятся не разрозненные знания, а обобщенные умения, проявляющиеся в готовности решать жизненные и профессиональные проблемы, способность к иноязычному общению, подготовка в области информационных технологий и др. Компетентность можно определить как совокупность способностей реализации своего потенциала (знаний, умений, опыта) для успешной творческой деятельности с учетом понимания проблемы, представления прогнозируемых результатов, вскрытия причин, затрудняющих деятельность,
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
предложения средств для устранения данных причин, осуществления необходимых действий и оценки прогнозируемых результатов. В такой трактовке компетентности на первое место выдвигается не информированность обучающихся, а умение разрешать проблемы.
Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.
Использование компетентностного подхода в преподавании русского языка как иностранного способствует формированию профессиональных умений, необходимых будущему специалисту, предусмотренных квалификационными характеристиками. Основной целью обучения становится научить студентов русскому языку как реальному средству общения специалистов разных стран и одновременно представителей разных лингвокультурных общностей. В рамках данного подхода становится актуальной задача овладения языком как средством общения в реальных жизненных ситуациях.
До последнего времени в процессе обучения иностранным языкам применялись два основных метода — переводно-грамматический и прямой. В поисках нового метода многие наши методисты и преподаватели снова обращаются к принципам «прямизма», стремясь в то же время положить в основу обучения данные современной структурной лингвистики. Наряду с этим наблюдается стремление реализовать в обучении иностранному языку сознательно-практический метод. Отличительной особенностью этого метода является практическое усвоение учащимися лексических, грамматических и фонетических особенностей иноязычной речи на основе их сознательного понимания. Решающим фактором обучения считается иноязычно-речевая практика, но она основывается на языковой теории. Последней должно отводиться не более 15-20% учебного времени. Наличие сознательности при этом методе обеспечивает наиболее быстрое, легкое и прочное усвоение иностранного языка, а речевая практика способствует развитию у учащихся иноязычного мышления. Поскольку язык теснейшим образом связан с мышлением, то практическое владение языком невозможно без умения мыслить на нем, поэтому мышление на иностранном языке рассматривается в качестве основной иноязычно-речевой способности, которая всегда воспитывается или развивается у учащихся в процессе их обучения иностранному языку.
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
Сегодня первое место среди методов обучения русскому языку как иностранному принадлежит коммуникативному методу (название предложено Е.И. Пассовым). Его целью является развитие у учащихся умений решать коммуникативные задачи средствами иностранного языка, свободно общаться с его носителями. Таким образом, язык усваивается во время естественного общения, организатором и участником которого является преподаватель. При этом учащийся выполняет роль субъекта этого общения и постоянно должен действовать.
Это направление методических исследований развивается под значительным влиянием коммуникативной лингвистики и рассматриваются в качестве главных свойств изучаемого языка такие его качества, как коммуникативность, системность, функциональность.
Рассматривая преподавание русского языка как иностранного с точки зрения компетентностного подхода, можно говорить о необходимости перехода от переводно-грамматического и сознательно-практического методов преподавания русского языка как иностранного к коммуникативному методу овладения языком.
В Ферганском государственном университете компетентностный подход в преподавании русского языка как иностранного реализуется в системе модульного обучения, при этом модуль понимается как единица содержания дисциплины. Содержание обучения, построенное на принципах модульности, создает условия для цикличного управления образовательным процессом и в конечном счете - для достижения выдвигаемых целей.
На базе государственного образовательного стандарта по русскому языку как иностранному преподавателями вуза была составлена учебная программа, на основе которой преподавателя кафедры методики русского языка разрабатывается новое учебное пособие.
Пособие не имеет поурочной разработки, что позволит сделать его структуру гибкой и даст преподавателю возможность выбирать те или иные темы с учетом потребностей, личностных характеристик и интересов конкретного контингента учащихся. Модульное обучение студентов русскому языку как иностранному обеспечивает гибкость содержания, приспособление к индивидуальным потребностям личности и уровню ее подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе. Тем самым появляется возможность планировать и реализовывать индивидуальную образовательную траекторию. Нелинейные траектории в
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
организации образовательного процесса - необходимый элемент модели обучения, ориентированной на студента.
Реализация компетентностного подхода в преподавании русского языка как иностранного в вузе способствует достижению его основной цели -подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
REFERENCES
1. Гиздулин, Э. Ф. (2021). Стратегии обучения как важное условие для развития автономного обучения. In Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования (pp. 48-51).
2. Gizdulin, E. (2022). THE MOTIVES OF EASTERN MYSTICISM IN THE WORKS OF RUSSIAN WRITERS OF THE XIX CENTURY. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2(5), 731-736.
3. Verbitsky A. Contextual learning in a competence approach // Higher education in Russia. - 2006. - No. 11. - pp. 39-463. Гиздулин, Э., & Акбаров, О. (2021). Видовые особенности лирики Е. Евтушенко. Общество и инновации, 2(10/S),
4. Ivanova E. O. Competence-based approach in relation to knowledge-oriented and culturological // Online magazine "Eidos". - 2007. - September 30. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm
5. Larionova O. Competence - the basis of contextual learning // Higher education in Russia. - 2005. - No. 10. - pp. 118-122.
6. Nalitkina O.V. Competence approach as the basis of a new paradigm of education // Proceedings of the A.I. Herzen Russian State Pedagogical University. - 2009. -Issue 88. - pp.170-174.
47-51.