Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
О
R
VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП
Закиров М.Н.
Преподаватель, НамГУ
АННОТАЦИЯ
В данной статье раскрывается методика определения спряжений глаголов преподавания для студентов национальных групп. Спряжение русских глаголов имеет много особенностей, знание которых в полном объеме предусмотрено программами по первому и второму сертификационному уровню для студентов, изучающих русский в качестве иностранного языка. Обучение студентов иноязычного обучения для начального этапа русскому языку предполагает, что наряду с расширением их словарного запаса и введением разговорных конструкций, необходимых в различных ситуациях общения на русском языке, даются общие базовые сведения о грамматической системе русского языка и его частях речи.
Ключевые слова: глагол, спряжения, личные окончания у глаголов.
METHODS FOR DETERMINING THE CONJUGATION OF VERBS FOR
STUDENTS OF NATIONAL GROUPS
Zakirov M.N.
Lecturer at Namangan State University
This article reveals the methodology for determining the conjugations of teaching verbs for students of national groups. The conjugation of Russian verbs has many features, the knowledge of which is fully provided for by the programs for the first and second certification levels for students studying Russian as a foreign language.
Teaching foreign language students for the initial stage of the Russian language suggests that along with the expansion of their vocabulary and the introduction of colloquial structures necessary in various situations of communication in Russian, general basic information is given about the grammatical system of the Russian language and its parts of speech.
Keywords: verb, conjugations, personal endings for verbs.
ABSTRACT
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
О
R
VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
ВВЕДЕНИЕ
Сколько великих людей восхищались русским языком. О его ценности, самобытности, значимости отзывались отечественные и зарубежные писатели и лингвисты. Приведем несколько примеров: Л.Н. Толстой: «Русский язык -настоящий, сильный, где нужно - строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно - бойкий и живой»
А.М. Пешковский замечает, что характерной особенностью русского языка является его динамичность, энергичность, которая объясняется наличием в русском языке такой самостоятельной части речи, как глагол. Характеризуя глагол, А.М. Пешковский писал, что «глаголы - это какие-то живые слова, оживляющие все, к чему приложены». Поэтому изучению глагола как части речи уделяется особое внимание в курсе русского языка с начального этапа в обучении русского языка для студентов изучающих русский в качестве иностранного языка. Глагол продвигает речевое развитие студентов, «дает движение фразе». Студенты изучают и основные грамматические категории глагола. Усвоение понятия «глагол», основных грамматических категорий станет основой формирования орфографического навыка в правописании личных безударных окончаний глаголов. Это положение подтверждали представители методики прошлого: как Н.Ф. Бунаков, В.А. Флеров, В.П. Вахтеров. Эта проблема продолжает интересовать и современных методистов: А.М. Пешковского, М.Р. Львова, Н.С. Рождественского, В.В. Репкина, А.М. Соловейчик. Изучение глагола немаловажная тема в учебной программе. Немаловажная, потому что обучение опирается на ту систему языковых знаний, которая будет сформирована в стенах университета. В этом мы видим актуальность темы.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Глагол, является самостоятельной частью речи. Он рассказывает о действиях и состояниях, тогда как имя существительное только называет предметы и явления. Эта важная роль глагола подчеркивается и латинским названием - verbum, что значит «слово». В старинных грамматических трудах эту часть речи называли «словом», или «речью», что также подчеркивало ее важное значение в языке. Можно привести немецкое название глагола -zeitwort - слово с выражением времени. Истоки развития понятия глагол в русском языке уходят в прошлое. Они были заложены М.В. Ломоносовым в первом грамматическом труде по русскому языку «Русская грамматика».
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
Грамматику Ломоносова сменил труд А.Х. Востокова «Русская грамматика», в которой он дает такое определение понятию глагол: «Глагол есть разряд слов, выражающих действие или состояние».
Спряжение русских глаголов имеет много особенностей, знание которых в полном объеме предусмотрено программами по первому и второму сертификационному уровню для студентов, изучающих русский в качестве иностранного языка. Обучение студентов иноязычного обучения для начального этапа русскому языку предполагает, что наряду с расширением их словарного запаса и введением разговорных конструкций, необходимых в различных ситуациях общения на русском языке, даются общие базовые сведения о грамматической системе русского языка и его частях речи. Центральное место на уроках по грамматике для начинающих занимает глагол. Все вопросительные и повествовательные конструкции строятся с использованием глаголов.
Поэтому знакомство с грамматическими формами русских глаголов необходимо начинать с первых занятий по русскому языку. Окончания глаголов в настоящем и будущем времени, с помощью которых выражается значение лица, называют личными окончаниями глагола. В русском языке есть два набора личных окончаний, то есть два типа спряжения глаголов. Для начала нужно для изучении спряжения русских глаголов, это учить глаголы в контексте. Стараться всегда работать над фразами, а не заучивать столбики слов - это более эффективно. Чтобы понять, как спрягаются глаголы, научить разбирать слово по составу, видеть основу слова. Тогда будет легко понять, какая часть остается неизменной, а какая изменяется в зависимости от местоимения. Также обратить внимание, что у некоторых глаголов основа инфинитива отличается.
Например: Инфинитив - бега-ТЬ
Я бега-Ю
Ты бега-ЕШЬ
Он (она, оно) бега-ЕТ
Они бега-ЮТ
Вы бега-ЕТЕ
Мы бега-ЕМ
Базовое орфографическое умение, которое должны полностью освоить студенты,— правописание безударных личных окончаний глаголов. Оно прямо связано с теоретической темой «Спряжение глагола». Как известно,
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
у глаголов в личных формах имеются две сильные позиции, два набора окончаний: I и II спряжения. Узнавая падежное окончание существительного, мы учитываем его склонение, определяя букву гласного в личном окончании глагола — его спряжение. В личных окончаниях глаголов выбирать практически приходится всего лишь между двумя буквами: е или и.
Почему же тогда так устойчивы ошибки в личных окончаниях глаголов? Ведь не секрет многие пишут «строЮтся» и «борЯтся» и т. п. Характер ошибок показывает, что одной из причин трудностей в усвоении правила написания гласной в окончании глагола является практика определения спряжения по 3-му лицу множественного числа.
Определение спряжение по 3-му лицу множественного числа заключается в следующем: поставить глагол в 3-е лицо множественного числа; если окончания -ут, -ют, то пишу -е; если окончания -ат, -ят, то -и-Алгоритм этот прост и удобен. Но для того чтобы пользоваться этим алгоритмом, студент должен правильно говорить, т.е. говорить орфографически. Некоторые учителя не учитывают, что есть немало глаголов, произношение которых в 3-м лице множественного числа варьируется: пи[л'а]т и пи[л'у]т, стро[йа]т и стро[йу]т, кле[йа]т и кле[йу]т и т. п. Если студент говорит неорфографически, то и не научиться правильно писать. А значит, не сформируется навык грамотного письма.
Из этого следует, что с самого начала необходимо учить студентов определять спряжение только по неопределенной форме. Определение спряжение по неопределенной форме глаголов состоит в следующем: глаголы, которые оканчиваются в неопределенной форме на-ить, относятся ко II спряжению и в окончании пишется -и- : строить-строит, клеить -клеит. Большинство глаголов на -ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть - I спряжения и в окончании пишется -е-: думать-думает, сеять - сеет. Но методист Д.С. Фомин, придерживаясь классической методики изучения данной темы, справедливо замечает, что, научившись определять спряжение глагола по неопределенной форме, некоторые студенты применяют этот способ ко всем глаголам без разбора. Из вышесказанного следует, что есть методические проблемы определения спряжения по этим двум способам, а, значит, и не может быть без проблем сформирован навык грамотного правописания личных окончаний глагола. Еще одна методическая проблема состоит в том, чтобы предупредить смешение студентов видов глагола. Трудность ее решения усугубляется отсутствием в программе обучения соответствующего понятия. Умение
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
перейти от одной глагольной формы к другой, не изменив при этом его вида, более чем важно для пишущего. Объясним почему. Допустим, студент выбирает букву в окончании глагола пересад.м. Чтобы определить спряжение, ставит его в начальную форму - пересаживать, относит к I спряжению (на что указывает суффикс -а-) и, соответственно, пишет в окончании букву -е-: пересадЕм. Как видим, неумение сохранить значение вида глагола приводит к неправильному определению типа спряжения и, как следствие, - к ошибочному написанию безударного личного окончания.
Как же предупреждается смешение видов глагола в традиционной практике обучения?
Обеспечивают ли учебники возможность работы в этом направлении? Практически нет. Как показывает анализ, при изучении неопределенной формы самыми частотными являются задания, которые предполагают распределение глаголов по группам в соответствии с вопросами: что делать? что сделать? Только комментарии лингвистически грамотного учителя, акцент на том, что вопросы личной и неопределенной форм должны соответствовать друг другу, помогут избежать ошибок типа: списываем - неопределенная форма списать. Как показывает практика, умение не подменять глагольную форму его видовой парой может быть успешно сформировано и на практическом уровне, без введения понятия вид, но при условии строгого соблюдения необходимой последовательности действий и, конечно, при наличии соответствующего дидактического материала в учебнике.
Таким образом, рассмотрев все трудности, все подводные камни, которые ожидают учителя при изучении темы «Правописание личных окончаний глаголов», мы приходим к выводу, что необходимо выработать определенную последовательность работы при изучении личных окончаний глагола. Основой формирования орфографического навыка будем считать классическую методику изучения данной темы. Однако, любая традиционная методика или форма работы не исключает внедрения новых, современных или авторски осмысленных приемов, упражнений, наглядного и дидактического материала. Важно, чтобы процесс обучения опирался на имеющиеся знания студентов.
Благодаря грамматической работе, проводимой в начале обучении студенты подготовлены к освоению способа решения орфографических задач в личных окончаниях глаголов. Недостающим звеном системы имеющихся у студентов грамматических знаний является понятие спряжение. Поэтому работу по формированию орфографического навыка правописания личных
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
окончаний глаголов следует начинать с формирования представлений о такой грамматической категории, как спряжение глагола.
Основной прием работы - сопоставление, который ставит студентов перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры, изученное ранее. К.Д. Ушинский считал, что сравнение есть основа всякого понимания и мышления, что все в мире познается не иначе, как через сравнение.
Выйти на понятие спряжение помогает работа с текстом, в котором есть разные формоизменения слов: пчела, пчел, пчелу; боялся, не боюсь; не тронет, не тронешь, не трону; ужалят, ужалю. Их группировка по столбикам в соответствии с грамматическим заданием позволяет организовать необходимые для выведения новых знаний наблюдения.
Представленные изменения существительного пчела по
падежам актуализируют термин склонение; операции с формами боялся, боялась, боялись еще раз убеждают студентов в том, что глаголы прошедшего времени изменяются по числам и родам, но «не умеют» изменяться по лицам; формы слова не тронет подсказывают, что этот глагол изменяется по лицам и числам.
Чтобы узнать новое научное слово, студенты должны обратиться к сообщению: «Тебе уже известно, что изменение имен существительных по падежам (в единственном и множественном числе) называется склонением. Изменению глаголов по лицам (в настоящем и будущем времени) ученые тоже дали название - спряжение». Осознанию вводимого понятия поможет выполнение задания, построенного на аналогии со склоняемыми частями речи: «Тебе уже приходилось склонять имена существительные, прилагательные и местоимения. Теперь ты часто будешь получать задание: проспрягай глагол. Что станешь делать, выполняя такое задание? В любом ли времени можно глаголы спрягать?..». О результативности работы на первом уроке можно судить по тому, сумеют ли студенты закончить недосказанную формулировку темы «Имена склоняются, а глаголы...».
ВЫВОДЫ
1. Изучив исторические, лингвистические сведения о глаголе, мы смогли, опираясь на современное определение понятия «глагол», дать характеристику глагола как части речи, обладающей собственными грамматическими категориями, и указать его синтаксическую функцию.
Oriental Renaissance: Innovative, p VOLUME 2 | ISSUE 5
educational, natural and social sciences ISSN 2181-1784
Scientific Journal Impact Factor Q SJIF 2022: 5.947
Advanced Sciences Index Factor ASI Factor = 1.7
2. Проследили закономерность изучения грамматических категорий глагола в начальном этапе обучении русского языка, выявив особенности изучения и распределения материала согласно уровню развития младших школьников.
3. Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель должен, прежде всего, учитывать психологическую природу орфографического навыка как важного источника грамотного письма.
4. Рассмотрев все особенности изучения темы «Спряжение глагола», мы пришли к выводу, что необходимо выработать определенную последовательность работы по изучению темы и правописанию личных окончаний глаголов. Необходимо использовать различные приемы, которые улучшат умения в правописании личных окончаний глаголов: упражнения, наглядность, занимательный материал. Уроки необходимо составлять так, чтобы процесс обучения опирался на имеющие знания студентов по теме «Спряжение глагола».
5. Описывая последовательность приемов работы по формированию орфографического навыка в правописании личных окончаний глаголов, мы подробно раскрываем суть каждого приема и его значение, отмечаем, что процесс обучения должен опираться на имеющиеся знания студентов по теме «Спряжение глагола».
REFERENCES
1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. / Н.Н. Алгазина. - М.: Дрофа, 2008.
2. Баранов М. Т Ознакомление учащихся IV класса с орфограммой и первоначальный этап формирования орфографического навыка. / М. Т Баранов. - М.: 2009.
3. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справочник для учащихся. / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под. ред. Н.М. Шанского.-М.: Дрофа, 2007.-287с.
4. Голанов И.Г. Морфология современного русского языка. / И.Г. Голанов. М.: Высшая школа, 2010. - 286с.
5. Гранин Г.Г, Бондаренко С.М. Секреты орфографии. / Г.Г Гранин, С.М. Бондаренко. - М. 2010.
6. Источник: https://www.ruspeach.com/learning/14714/© www.ruspeach.com -Русский для иностранцев