Научная статья на тему 'Социально-психологические особенности членов подростково-молодежных уличных криминальных группировок как предмет психологического анализа'

Социально-психологические особенности членов подростково-молодежных уличных криминальных группировок как предмет психологического анализа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
270
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / ПОДРОСТКОВАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE INDIVIDUAL / ADOLESCENT ORGANIZED CRIME / THE SOCIO-ADAPTIVE POTENTIAL OF THE ADOLESCENT''S PERSONALITY / SOCIALIZATION / SOCIAL ADAPTATION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернова Е. О.

В статье анализируются социально-психологические особенности членов подростково-молодежных уличных криминальных группировок. Автором обоснована методология исследования, включающая в себя системный и субъектно-деятельностный подходы. Использован принцип комплексности, выделены несколько групп социально-психологических факторов, определяющих предрасположенность подростковой молодежи к вовлечению в криминальные группировки. Представлены результаты эмпирических исследований. В статье выделен аспект социально-адаптационного потенциала личности подростков. Результаты реализации экспериментального исследования показали, что подростки члены группировок имеют несколько иную ценностно-смысловую ориентацию, нежели их нормативные сверстники. Подчеркивается высокая значимость социальных контактов внутри группировок как закрытых систем; наибольшее значение для экспериментальной группы подростков имеют ценности социального признания и уважения, включенности в социальные контакты, а также стремление обеспечить материально собственную cемью и своих близких. Большинство обследованных подростков членов группировок имеют определенные акцентуации характера, что демонстрирует проблемность процесса их социализации. Автор делает вывод о необходимости выявления субъектного потенциала личности подростков членов группировок для проектирования системы превентивных мер против вовлечения их в группировки и успешной социальной адаптации и социализации после выхода из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF MEMBERS OF ADOLESCENT YOUTH STREET CRIMINAL GROUPS AS THE SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL ANALYSIS

The article is an analysis of the socio-psychological characteristics of members of adolescent youth street criminal groups. The author substantiates the research methodology, which includes system and subject-activity approaches. The principle of complexity was used, several groups of socio-psychological factors were identified that determined the predisposition of adolescent youth to involvement in criminal groups. The results of empirical studies are presented. The principle of complexity was used, several groups of socio-psychological factors were identified that determined the predisposition of adolescent youth to involvement in criminal groups. The article highlights the aspect of the socially-adaptive potential of the personality of adolescents. The results of the pilot study showed that adolescent group members have a somewhat different value-semantic orientation than their normative peers. The high importance of social contacts within groups as closed systems is underlined. The values of social recognition and respect, as well as inclusion in social contacts, are of the greatest importance for the experimental group of adolescents. The adolescents of this group have the desire to provide a materially own family. Most of the adolescent group members surveyed have certain character accentuations, which demonstrates the problematic process of their socialization. The author makes a conclusion about the need to identify the subject's personal potential of adolescent group members for designing a system of preventive measures against involving them in groupings and successful social adaptation and socialization after leaving them.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности членов подростково-молодежных уличных криминальных группировок как предмет психологического анализа»

УДК: 159.9.072

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЛЕНОВ ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНЫХ УЛИЧНЫХ КРИМИНАЛЬНЫХ ГРУППИРОВОК КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Е.О. Чернова

Аннотация. В статье анализируются социально-психологические особенности членов подростково-молодежных уличных криминальных группировок. Автором обоснована методология исследования, включающая в себя системный и субъектно-деятельностный подходы. Использован принцип комплексности, выделены несколько групп социально-психологических факторов, определяющих предрасположенность подростковой молодежи к вовлечению в криминальные группировки. Представлены результаты эмпирических исследований. В статье выделен аспект социально-адаптационного потенциала личности подростков. Результаты реализации экспериментального исследования показали, что подростки - члены группировок имеют несколько иную ценностно-смысловую ориентацию, нежели их нормативные сверстники. Подчеркивается высокая значимость социальных контактов внутри группировок как закрытых систем; наибольшее значение для экспериментальной группы подростков имеют ценности социального признания и уважения, включенности в социальные контакты, а также стремление обеспечить материально собственную cемью и своих близких. Большинство обследованных подростков - членов группировок имеют определенные акцентуации характера, что демонстрирует проблемность процесса их социализации. Автор делает вывод о необходимости выявления субъектного потенциала личности подростков - членов группировок для проектирования системы превентивных мер против вовлечения их в группировки и успешной социальной адаптации и социализации после выхода из них.

Ключевые слова: социально-психологические особенности личности, подростковая организованная преступность, социально-адаптационный потенциал личности подростка, социализация, социальная адаптация, социально-психологические исследования.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF MEMBERS OF ADOLESCENT YOUTH STREET CRIMINAL GROUPS AS THE SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL ANALYSIS

E. Chernova

Abstract. The article is an analysis of the socio-psychological characteristics of members of adolescent youth street criminal groups. The author substantiates the research methodology, which includes system and subject-activity approaches. The principle of complexity was used, several groups of socio-psychological factors were identified that determined the predisposition of adolescent youth to involvement in criminal groups. The results of empirical studies are presented. The principle of complexity was used, several groups of socio-psychological factors were identified that determined the predisposition of adolescent youth to involvement in criminal groups. The article highlights the aspect of the socially-adaptive potential of the personality of adolescents. The results of the pilot study showed that adolescent group members have a somewhat different value-semantic orientation than their normative peers. The high importance of social contacts within groups as closed systems is underlined. The values of social recognition and respect, as well as inclusion in social contacts, are of the greatest importance for the experimental group of adolescents. The adolescents of this group have the desire to provide a materially own family. Most of the adolescent group members surveyed have certain character accentuations, which demonstrates the problematic process of their socialization. The author makes a conclusion about the need to identify the subject's personal potential of adolescent group members for designing a system of preventive measures against involving them in groupings and successful social adaptation and socialization after leaving them.

Keywords: socio-psychological characteristics of the individual, adolescent organized crime, the socio-adaptive potential of the adolescent's personality, socialization, social adaptation, socio-psychological research.

Вводная часть. В последние годы вновь наметилась тенденция к криминализации молодежной среды через создание преступных группировок, а уровень преступности среди несовершеннолетних остается высоким [11]. Это обусловливает необходимость исследования группировок в теоретическом и практическим

аспектах. Проведенный нами ранее теоретический анализ [9, с.45-48; 10, с.159-162] показал, что понятие «подростково-молодежные уличные криминальные группировки» (далее - группировки) как социально-психологический феномен не достаточно концептуализировано в отечественной

социальной психологии. В частности, практически не затронут аспект социально-психологических особенностей личности членов группировок, не достаточно изучены факторы, влияющие на включенность подростков в группировки. В данной статье мы исходим из принципа комплексности факторов, в связи с чем, считаем необходимым выявить группы социально-психологических, социальных,

личностно-психологических факторов

включенности подростков в группировки. Особенно важен здесь аспект групповой идентичности, наименее изученный в современной психологии. Данные группы факторов могут быть сгруппированы в два кластера: объективные (воздействие среды и микросреды) и субъективные (личностные особенности).

Все признаки группировок позволяют отнести их к особым системам, функционирующим по принципам систем, а отношения между их членами - к обусловленным социально-психологическими механизмами развития данных систем. Это предполагает системный анализ группировок. Целью такого анализа выступает поиск совокупности индикаторов

(психомаркеров) членов группировок для того, чтобы выстроить эффективную модель превентивных мер через влияние на процесс социализации подростков. В данной статье мы базируемся на нескольких макроиндикаторах особенностей подростков-членов группировок: во-первых, ценностно-смысловые ориентации и факторы социальных отношений; во-вторых, социально--адаптационный потенциал; в-третьих, субъектные особенности личности подростков (степень развития мотивации достижения); в-четвертых, рефлексивные особенности подростков.

Методология исследования. Основами нашего исследования являются системный и субъектно-деятельностный подходы, позволяющие раскрыть механизм социально-психологического

функционирования членов группировок как особого рода систем и выделить субъектный потенциал личности подростка как механизма адаптации к среде. Кроме того, методологически важным мы считаем использование понятийного поля «социально-адаптационный потенциал личности» [4, с.56-65], поскольку именно степень развития данного потенциала у подростков обеспечивает им возможность позитивной социализации и избегание первичного или повторного вовлечения в группировки, успешной адаптации в социум после выхода из них. Данное понятие развивается нами в рамках ресурсного

подхода, предполагающего рассмотрение процесса адаптации личности с позиции использования совокупности различных личностных ресурсов, позволяющих

преодолевать сложные жизненные ситуации и адаптироваться в социум [3;5;13].

Придерживаясь указанной методологии исследования, нами взяты за основу следующие методики для анализа социально-психологических особенностей членов группировок:

- методика определения ценностно-смысловых ориентаций и социальных отношений внутри группы М. Рогова-А. Грязнова (адаптированный вариант) [2];

- тест-опросник акцентуаций характера К. Леонгарда-К. Шмишека [1];

- тест-опросник мотивации достижения А. Мехрабиана [8];

- методика определения индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова и В.В. Пономаревой [6];

- шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда [12];

- метод кейс стадии (глубинные интервью, изучение документов) [7].

Эмпирическая база исследования. Полевой этап исследования осуществлен в марте - сентябре 2017 г. Исследование предполагало наличие двух групп испытуемых -экспериментальной и контрольной.

Экспериментальная группа сформирована на базе школы закрытого типа в Республике Татарстан. Испытуемые - отбывающие наказание в исправительно-воспитательном учреждении и состоящие на учете в ПДН по различным основаниям. Всего обследованию подверглись 112 подростков. Первоначально отбор нужной категории происходил на основе анкеты-фильтра, отсеивались подростки, совершившие одиночные преступления и не являющиеся членами группировок. Возраст испытуемых был ограничен 11 - 17 годами. Отбор испытуемых производился среди подростков, совершивших различные виды преступлений и противоправных деяний, но обязательным условием явилось их участие в группировках на момент совершения преступления, см. таблицу 1. В рамках использования метода кейс стади был изучен массив документов с целью диагностики индивидуальных социально-личностных

траекторий бывших членов группировок; проведены глубинные интервью с бывшими членами группировок. Проанализировано три случая.

Таблица 1. - Распределение испытуемых экспериментальной группы по причинам состояния на учете в отделении ПДН

Причина состояния на учете в отделении ПДН Подростки экспериментальной выборки

Хищения, кражи 65 чел. (58%)

Уклонение от учебы, бродяжничество, употребление ПАВ 20 чел. (18%)

Хулиганство 17 чел. (15%)

Тяжкие преступления 10 чел. (9%)

Контрольная группа представлена учащимися МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 98 (татарско-русская)» Вахитовского района г. Казани (Республика Татарстан, Россия). Главным условием их отбора при помощи анкеты-фильтра явилось отсутствие состояния на учете в отделении ПДН, а также отсутствие статуса членов неформальных уличных группировок. Обследовано 106 человек в возрасте 14 - 17 лет.

Основные результаты исследования. Социально-адаптационный потенциал личности подростков - членов группировок как одна из социально-психологических особенностей

определялся на основе нескольких методик, обозначенных нами выше. В данной статье мы остановимся на двух из них: методика М. Рогова - А. Грязнова (адаптированный вариант) и тест-опросник акцентуаций характера К. Леонгарда - К. Шмишека.

Анализ проведенных исследований показал, что между ценностями подростков - членов группировок и нормативных подростков имеются значимые различия, что недостаточно ярко и равномерно выражено по всем группам ценностей. Наибольшие различия наблюдаются по группе ценностей признания и уважения, социальных ценностей, см. таблицу 2. Так, для

подростков, членов группировок, наиболее значимыми являются ценности «общение со сверстниками», «признание и уважение среди сверстников», в то время как для нормативных сверстников данные ценности менее значимы среди других групп ценностей, но выделена ценность «высокий социальный статус в обществе». В группе материальных ценностей также заметны различия: для подростков - членов группировок важен не столько фактор материального дохода, сколько возможность обеспечивать собственную семью; в то же время среди нормативных сверстников, наоборот, важно обеспечить собственные нужды и потребности. По остальным группам ценностей также следует отметить некоторые значимые для нас как исследователей различия. Для подростков -членов группировок менее важны друзья, но очень важны хорошие взаимоотношения в семье; они практически не склонны к здоровому образу жизни; не выделяют в качестве приоритета интересную работу и возможность самосовершенствования. Что касается общественных ценностей, то позиции группировщиков примерно равны позициям их нормативных сверстников, в разрезе приведенных ценностных ориентаций.

Таблица 2. - Терминальные ценности подростков, состоящих в группировках, и их нормативных сверстников (по методике М. Рогова - А. Грязнова, вариант адаптированный) (испытуемые имели возможности выбора нескольких вариантов ответов, ввиду чего сумма по столбцам составляет более 100%) [2]

Ценности, наиболее актуальные для подростков (вынесены подростками на первые позиции в ответах на вопросы анкеты) Иерархия ценностей

Подростки - члены группировок (количество выборов, % к общему числу) Нормативные подростки (количество выборов, % к общему числу)

Общечеловеческие ценности

Здоровый образ жизни 1,1 1,9

Друзья 5,3 11,3

Интересная работа 1,1 3,8

Хорошие отношения в семье 19,6 11,3

Развитие, самосовершенствование 1,1 4,7

Общественные ценности

Активная жизнь в обществе 1,8 7,5

Общая хорошая обстановка в стране 1,1 1,9

Продолжение таблицы 2

Труд на благо общества 1,1 0,9

Равенство, справедливость для всех 1,8 3,8

Ценности признания и уважения, социальные ценности

Быть значимым членом общества 1,8 0,9

Общение со сверстниками 20,0 2,8

Высокий социальный статус в обществе 9,8 10,3

Признание, уважение среди сверстников 33,0 3,8

Материальные ценности

Высокий материальный достаток 25,0 10,3

Деньги для удовлетворения собственных потребностей 1,8 11,3

Материальный достаток семьи (возможность ее обеспечения) 19,6 8,4

Таким образом, проведенный срез исследования показал очевидную ценностную ориентацию членов группировок на ведение коллективного образа жизни, приверженность ценностям «общинности». Для них не столь важны друзья, сколько включенность в общение со сверстниками, осознание собственной значимости в этой среде. По сути, это показывает, насколько среда группировки дает им возможность самореализации. Интересен также и тот факт, что семья для группировщиков является более значимой ценностью, чем для их нормативных сверстников. По-видимому, это

обусловлено имеющимся в семьях неблагополучием и стремлением его предотвратить в собственных будущих семьях.

Наличие статистически значимых различий по всем блокам ценностно-смысловых ориентаций испытуемых экспериментальной и контрольной групп подтвержден расчетами по 1-критерию Стьюдента. Блок «Общечеловеческие ценности» - X = 19,7, блок «Общественные ценности» - t = 20,1, блок «Ценности признания и уважения, социальные ценности» - 1=50,9; блок «Материальные ценности» - X = 37.

Таблица 3. - Показатели по блокам ценностно-смысловых ориентации в группе подростков - членов группировок (по методике М. Рогова - А. Грязнова, вариант адаптированный) [2]

Блоки ценностей Низкий показатель Средний показатель Высокий показатель

Общечеловеческие ценности 16% 46% 38%

Общественные ценности 46% 42% 12%

Ценности признания и уважения, социальные ценности 27% 29% 44%

Материальные ценности 22% 42% 36%

Общий показатель ценностно -смысловых ориентаций 28% 40% 32%

Как следует из данных, приведенных в таблице 3, высокие показатели ценностно-смысловых ориентаций у подростков, членов группировок, наблюдаются по блоку ценностей признания и уважения, социальных ценностей. Низкие значения наблюдаются по блоку общественных ценностей. По блоку общечеловеческих ценностей наиболее высок разброс приоритетов. Это демонстрирует низкую значимость ценностей общественного порядка и высокую значимость ценностей социальных -признания, общения, уважения в среде своих сверстников.

Анализ результатов по тесту Леонгарда-Шмишека продемонстрировал наличие акцентуаций характера у подростков - членов

группировок (обследовано 95 чел.). Подавляющее большинство обследованных подростков имеет определенные акцентуации, что свидетельствует о ненормативном течении процесса социализации. Прежде всего, наибольшая доля акцентуаций относится к характеристикам гипертимного и экзальтированного типов. Так, в обследованном массиве подростков - членов группировок 20% принадлежат к гипертимному типу; 20% - к экзальтированному типу. Оба этих типа характеризуются чрезмерной контактностью и стремлением к общению, нахождению в компании. Кроме того, носители данного типа обладают акцентуаций повышенной

конфликтностью. Для экзальтированного типа также характерно стремление помочь своим

близким и друзьям, что подтверждается результатами по тесту М. Рогова - А. Грязнова о приоритетах в денежном обеспечении собственной семьи как вариант альтруизма, и склонность к взаимовыручке и взаимопомощи на правах создания «общака».

По остальным акцентуациям испытуемые распределились следующим образом: 6,3% являются носителями акцентуаций тревожно-боязливого типа; 7,4% - дистимического типа; 2,1% - педантичного типа; 6,3% - возбудимого типа; 10,5% - эмотивного типа; 2,1% - застревающего типа; 4,2% - демонстративного типа; 10,5% - циклоидного типа. Отсутствие акцентуаций зафиксировано лишь у 9,5% испытуемых.

Заключение и выводы. Проведенный анализ позволил зафиксировать социально-

психологические особенности личности подростка, члена группировки, в аспекте состояния его личностно-адаптационного потенциала. У подростков данной группы, в сравнении с их нормативными сверстниками, выделены приоритеты ценностно-смысловых ориентаций по блоку ценностей признания и уважения, социальных ценностей. Это демонстрирует высокую значимость социальных контактов внутри группировок как закрытых систем. Данный факт подтверждается и результатами теста Леонгарда-Шмишека: наибольшая доля всех акцентуированных личностей подростков данной группы является носителем гипертимного или экзальтированного типов личности, общим для которых служит повышенное стремление контактировать и быть в кругу общения. Блок общечеловеческих ценностей в совокупности имеет примерно

равную значимость в иерархии других блоков ценностей и для членов группировок, и для нормативных сверстников, но внутри данного блока имеются заметные различия. Так, для подростков, членов группировок, более весомое место в иерархии ценностей занимает семья. В блоке материальных ценностей наблюдается схожая картина: в совокупности данный блок имеет примерно равную значимость в иерархии ценностей экспериментальной и контрольной групп испытуемых, но внутри данного блока наблюдаются расхождения: для подростков -членов группировок наибольшее значение приобретает возможность материально обеспечить свою семью и близких, в то время как для нормативных сверстников - возможность самообеспечения как материальной

независимости. В среде подростков - членов группировок только десятая доля всех испытуемых не имеет никаких акцентуаций характера, что демонстрирует наличие ряда сложностей в процессе их социализации. Данные сложности они и пытаются преодолеть при помощи включенности в группировки как закрытые системы, позволяющие им реализовать свой потенциал в криминальной среде. Дальнейшие исследования позволят

проанализировать и выявить субъектный потенциал личности подростков, членов группировок, с точки зрения их адаптации и социализации в нормативный социум, что является важным фактором внедрения превентивных мер по противодействию вовлечению подростков в криминальные группировки.

1. Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. Практическое руководство / А.В. Батаршев. - М.: Психотерапия, 2006. - 288 с.

2. Грязнов А.Н. Терциарная социализация личности больных алкоголизмом и наркоманией: дис ... д-ра псих. наук: 19.00.05 / А.Н. Грязнов. -Ярославль, 2008. - 332 с.

3. Косырев В.Н. Методология, состояние и перспективы исследования проблемы личностного потенциала / В.Н. Косырев // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 5-6(027-028). - С. 358-362.

4. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации / Д.А. Леонтьев // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып.1.; под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. -347 с.

5. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 1624.

6. Методика определения индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова и В.В. Пономаревой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/piiSYiew/4016868/

7. Рождественская Е.Ю. Биографический метод в социологии / Е.Ю. Рождественская. - М. Высшая школа экономики, 2012. - 432 с.

8. Тест-опросник мотивации достижения А. Мехрабиана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psychology-info.ru/mehrab/

9. Чернова Е.О. Феномен подростково-молодежных уличных криминальных группировок как проблема исследований социальной психологии / Е.О.

Чернова // Akademicka psychologie. - 2016. - № 2. - С. 45-48.

10. Чернова Е.О. Проблема подростково-молодежных уличных криминальных группировок в теоретическом поле социальной психологии / Е.О. Чернова, А.Н. Грязнов // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 4(117). - С. 159-162.

11. Число преступлений, совершенных отдельными категориями лиц (по состоянию на конец 2016 года). Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat7r u/statistics/populatюn/шfractюn/#

12. Шкала социально-психологической адаптированности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spkaltan.ucoz.net/praktikum/programma _issledovanija_n-letnego.pdf

13. Эксакусто Т.В. Развитие личностного потенциала субъектов психологической безопасности / Т.В. Эксакусто, Ю.К. Дуганова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 836841.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторе:

Чернова Елена Олеговна (г. Казань, Россия), аспирант ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем, e-mail: [email protected]

Data about the author:

E. Chernova (Kazan, Russia), post-graduate student of the Institute of pedagogy, psychology and social problems, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.