ПСИХОЛОГИЯ
УДК: 159.9.072.42
ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНЫХ УЛИЧНЫХ КРИМИНАЛЬНЫХ
ГРУППИРОВОК В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ПОЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Е.О. Чернова, А.Н. Грязнов1
1 Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания в сфере научных исследований
Аннотация. В статье раскрывается потенциал использования различных теорий для построения комплексной методологии исследования социально-психологических особенностей членов подростково-молодежных уличных криминальных группировок. Представлен анализ теоретического поля социальной психологии применительно к изучению данного феномена. Выделены несколько «концентрических кругов», на пересечении которых может быть обозначена искомая проблематика. Установлено, что сама проблема подростково--молодежных уличных криминальных группировок нуждается в актуализации, поскольку лишь фрагментарно изучена в отечественной социальной психологии с учетом современных условий. Наиболее адекватная методология ее изучения предполагает использование системного подхода в сочетании с другими теоретическими подходами.
Ключевые слова: теоретический анализ, методология, проблемное поле, подростково-молодежные уличные криминальные группировки, социализация.
THE PROBLEM OF YOUTH CRIME STREET GANGS
IN THE THEORETICAL FIELD OF SOCIAL PSYCHOLOGY
E. Chernova, A. Gryaznov
Abstract. The article reveals the potential of using different theories to build a comprehensive methodology for the study of socio-psychological characteristics of members of the youth criminal street gangs. The author conducts an analysis of the theoretical field of social psychology as applied to the study of this phenomenon. Identify several "concentric circles" at the intersection of which may be designated the required issues. Determined that the problem of youth street crime groups in need of updating and as a holistic phenomenon has not been studied in domestic social psychology taking into account modern conditions. The most adequate methodology of the study involves the use of a systematic approach in combination with other theoretical approaches.
Keywords: theoretical analysis, methodology, problem-solving, and youth street criminal groups, socialization.
В современном российском обществе социально-экономические, духовно-
нравственные перемены порождают ряд проблемных социальных явлений. К одной из таких наиболее серьезных проблем относится рост подростковой преступности. Желание и стремление повысить свой статус в микросоциальной среде наряду с социальным неблагополучием способствуют вовлечению подростковой молодежи в уличные криминальные группировки. Включенность подростковой молодежи в такие неформальные образования, в свою очередь, порождает нарушение нормативного характера их социальной адаптации и способствует формированию их «криминальной карьеры». В этой связи, глубокое и всестороннее изучение социально-психологических особенностей
подростковой молодежи, участвующей или вовлекаемой в функционирование уличных криминальных группировок, является важным фактором профилактики дезадаптации и развития дальнейших социальных отклонений членов
подростково-молодежных уличных
криминальных группировок.
Итак, изучаемая нами проблема находится на пересечении целого ряда исследовательских «полей», в рамках которых могут быть изучены те или иные социально-психологические характеристики заявленной целевой группы. Выделяя наиболее фундаментальные из них, отметим, что исследования социально-психологических особенностей членов подростково-молодежных уличных
криминальных группировок находятся на стыке общей психологии, социальной психологии, социологии, педагогики, девиантологии, криминологии, культурологии и некоторых других наук и дисциплин, что свидетельствует о ярко выраженном междисциплинарном характере исследований в данной области. В результате можно обозначить несколько «концентрических кругов» разной степени обобщения, в рамках которых располагается искомая
исследовательская проблема.
При изучении социально-психологических особенностей членов подростково-молодежных
уличных криминальных группировок важно придерживаться такого общеметодологического подхода в психологии как системный подход (А.Г. Асмолов, 2004; Б.Ф. Ломов, 1984; Э.Г. Юдин, 1978). Системный подход позволяет рассматривать изучаемый объект как целостное социально-психологическое образование,
выделяя при этом его отдельные, взаимосвязанные между собой элементы. Такими элементами могут являться, например, социально-психологические индикаторы
(маркеры), либо отдельные этапы развития психологического процесса. Системный подход позволяет учитывать динамический принцип развития личности, а именно - диалектику внешних условий и внутренних факторов.
Теоретическим направлением изучения обозначенной проблемы служат наиболее общие теории возрастного развития личности (Л.И. Божович, 1995), а также более конкретные теории психологии подросткового возраста И.С. Кона (2003), Д.И. Фельдштейна (2008).
Следующим «концентрическим кругом» при изучении предложенной проблемы выступают теории среднего уровня меньшей степени общности, к которым относятся специфические теории девиантного и делинквентного поведения (Р. Блэкборн, 2004; Г.Г. Бочкарева, 1972; Я.И. Гилинский, 1993; Э. Дюркгейм, 1912; А.Е. Личко, 1982; В.Д. Менделевич, 2001). Наиболее общими теориями среднего уровня служат социология и психология девиантного поведения (например, теория социального напряжения Р. Мертона (1996), субкультурная теория А. Коэна (1955)), а также социология и психология малых групп. В данном спектре особую роль играют концепции внутреннего и социально-личностного конфликтов как предпосылки развития девиаций подростков (П.П. Блонский, 1964; А.А. Смирнов, 1976), теории кризиса идентичности (И.О. Кон, 2004; Э. Эриксон, 1996), теории психических состояний личности подростка как функции защитных механизмов (Р.М. Грановская, 1999; Л.Ю. Субботина, 2008; З. Фрейд, 1993).
В этот же спектр теоретических концепций можно отнести наиболее общие концепции оказания социально-психологической помощи. К примеру, таковой служит концепция В.Н. Мясищева о трансформации системы отношений личности с целью преодоления ее кризисного состояния (В.Н. Мясищев, 1998), концепции К. Левина и В.С. Мерлина о преодолении конфликта между родителями и детьми через развитие сотрудничества (К. Левин, 2000; В.С. Мерлин, 1934).
Наконец, третьим, еще более узким «концентрическим кругом» теоретического поля
изучаемой проблемы выступают частные исследования, посвященные ее отдельным аспектам и выявлению отдельных индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей личности подростков-преступников. Здесь можно отметить следующие основные направления исследований: уровня тревожности, агрессии и локуса контроля (Т.Н. Курбатова, 1995; А.А. Реан, 1994, 1996); мотивации и самосознания делинквентов (С.А. Беличева, 1993; Н.П. Крейдун, 1990); ценностно-смысловой сферы (Г.К. Валицкас, 1989; И.А. Кудрявцев, 1986; ДА. Леонтьев, 1999; Ю.Г. Пилипейченко, 1984); социально-
психологической адаптации молодежи в современных условиях (К.В. Абрамов, 2011, Л.И. Аскоченская, 2010, А.С. Буреломова, 2013, А.А. Ганеева, 2013, Е.А. Грищук, 2006, И.Н. Ефремкина, 2013, Т.Ю. Миронова, 2013, Г.В. Москаленко, 2012, Д.В. Семенова, 2001, Н.Н. Симонович, 2007); адаптации подростков группы риска (Я.С. Васильева, 2011, А.А. Доля, 2010, Е.В. Костюхина, 2008, С.И. Моисеева, 2003, О.Ф. Рогаль-Левицкая, 2014, В.П. Ульянова, 2008); агрессивного поведения членов преступных молодежных образований (И.П. Клеп, 2010, М.Л. Мельникова, 2007). В спектр данного теоретического круга можно отнести специфические концепции и методики по оказанию социально-психологической помощи несовершеннолетним правонарушителям
(S.Villani, 1999; Goldstein, 1995; Х. Райтингер, 1996), распространенные, преимущественно, за рубежом.
Проведенный теоретический анализ работ позволяет заключить, что в исследовательском поле фактически не представлен социально-психологический портрет личности
несовершеннолетнего преступника, являющегося членом уличной криминальной группировки, а при изучении преступников подросткового возраста, как правило, не отражен групповой аспект принадлежности к подростковой преступности. По сути, первой попыткой изучения рассматриваемого феномена в отечественной науке и практике был исследовательский лейтмотив Л. Агеевой, И. Карпеца, Л. Прозументова, С.Л. Салагаева, впервые поставивших проблему подростково-молодежных уличных криминальных группировок. Так, в исследовании подростковых группировок А.Л. Салагаева (1988), проведенном в бывшем Советском Союзе, использован широкий спектр методов, начиная с анализа судебных дел из судебных архивов и кончая анкетированием подростков, интервью в следственном изоляторе в колонии для
несовершеннолетних (другое локальное исследование было осуществлено сотрудниками НИИ МВД под руководством Б.С. Овчинского и А.Б. Кашелкина в Люберцах Московской области (1991)). При этом феномен группировок был исследован в социологическом аспекте. Что касается поля социальной психологии, то выделения социальных аспектов проблемы явно не достаточно. При изучении подростково-молодежных уличных криминальных группировок необходимо выявить как социальные (социокультурные), так и социально-психологические, личностно-психологические факторы и особенности, способствующие вовлечению подростков в криминальную среду, факторы адаптации к ней, потенциал включения подростковой молодежи - членов преступных группировок в нормативную среду.
В ходе исследования проблемы, во-первых, необходимо отразить совокупность типичных характерологических черт и поведенческих установок членов подростково-молодежных уличных криминальных группировок; во-вторых, преломить данную проблему сквозь призму отношения к ним со стороны общества в целом и ближайшего социального окружения. Социально-психологические особенности подростковой молодежи преломляются в стереотипах восприятия социального окружения, то есть преодоление стереотипов выступает значимым фактором, определяющим успешность или неуспешность дальнейшей социализации и социальной адаптации подростков, однажды оказавшихся в криминальной группировке. Важен анализ фактора типичности, - относящейся
Литература
1. Коэн А. Отклоняющееся поведение и контроль над ним / А. Коэн // Американская социология. - М.: Прогресс, 1972. - С. 287-288.
2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - Л.: Медицина, 1999. - С. 87-
как к самим членам подростково-молодежных уличных криминальных группировок, так и к окружающему их микросоциуму. Типичность восприятия, принятия и поведенческого отношения социального окружения к подросткам - членам криминальных группировок и внутри самих группировок в контексте современного общества и составляет по существу проблемное поле социальной психологии. Следовательно, исследование социально-психологических
особенностей членов подростково-молодежных уличных криминальных группировок обусловлено изучением той социальной и микросоциальной среды, в которой они функционируют. В этом состоит необходимость использования системного подхода при анализе проблемы.
Итак, во-первых, проблематика социально-психологических особенностей членов подростково-молодежных уличных
криминальных группировок нуждается в актуализации с точки зрения социальной психологии. Во-вторых, требуется использование комплексной методологии с применением, в том числе, системного подхода.. В-третьих, важной задачей выступает поиск адекватных макро- и микроиндикаторов, отражающих данный комплексный характер проблемы. Собственно, построение такой оптимальной системы индикаторов является следующим шагом на пути к достижению цели исследования - построению модели превентивных факторов и мер, направленных на предотвращение вовлечения подростковой молодежи в криминальные уличные группировки.
90.
3. Мертон Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Социологические исследования. - 1992. - № 2. -С. 118-124.
4. Прозументов Л.М Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение / Л.М. Прозументов. - Томск. - Изд-во ТГУ, 1993. - 144 с.
5. Салагаев А.Л. Молодежные правонарушения и делинквентные сообщества сквозь призму американских социологических теорий / А.Л. Салагаев. - Казань: Экоцентр, 1997. - 156 с.
Сведения об авторах:
Чернова Елена Олеговна (г. Казань, Россия), аспирант, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: [email protected]
Грязнов Алексей Николаевич (г. Казань, Россия), доктор психологических наук, профессор, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем».
Data about the authors:
E. Chernova (Kazan, Russia), graduate student, FGBNU "The Institute of pedagogy, psychology and social problems», e-mail: [email protected].
A. Gryznov (Kazan, Russia), doctor of psychology, professor, FGBNU "The Institute of pedagogy, psychology and social problems».