УДК: 159.9.072
РЕФЛЕКСИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЛЕНОВ ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНЫХ УЛИЧНЫХ КРИМИНАЛЬНЫХ ГРУППИРОВОК
Чернова Е.О., 2018
«Институт педагогики, психологии и социальных проблем», аспирант, г. Казань
Аннотация: в статье приведен анализ результатов авторского исследования рефлексивных особенностей членов подростково-молодежных уличных криминальных группировок. Проведенный срез показал, что такие подростки не обладают высоким уровнем рефлексивности. Их самооценка не является адекватной, отношения со сверстниками выстраиваются на двух значимых ценностях -уважении и страхе. Это создает фрагментарность восприятия реальности и препятствует нормативной социализации подростков, их последующей ре-адаптации в социум после совершения преступлений.
Ключевые слова: рефлексивность, рефлексивные особенности, подростково-молодежная уличная криминальная группировка, член группировки, социально-психологические особенности, социализация.
CRIMINIAL STREET ADOLESCENTS AND YOUTH BANDS REFLEXIVE FEATURES
Chernova Elena, 2018
«Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems», Graduate student
Kazan
Abstract: in the article the author provides a research analysis of the criminal street adolescents and youth bands reflexive features. The analysis shows that the adolescence do have a high level of reflection. Their self-esteem is not adequate, their relationship with the same age peers basis on respect and fear. It creates a fragmented perception of reality and hinders the normative socialization of adolescents, their subsequent re-adaptation into society after committing crimes.
Key words: reflexivity, reflexive features, street adolescents and youth bands, social and psychological features, socialization.
На современном этапе развития общества обостряются многие социальные проблемы, включая криминализацию подростково-молодежной среды. Отсутствие в нормативной среде достойных образцов для подражания способствует вовлечению подростков в криминальные и околокриминальные круги. Вступив в такую группировку, подростки фактически утрачивают функцию нормативной адаптации и социализации, а участие в групповых преступных действиях приводит к их отчуждению от общества и часто - к невозможности построения успешной жизненной карьеры. Данной проблеме уделено немало внимания в научной дискуссии (Башкатов И. П., 2002; Коновалова А. И., 2015; Савельев А. И., 2006; Салагаев А. Л., 2005; Тигунцева Г. Н., 2011; Злоказов К. В., 2014). В то же время, проблема нуждается в дополнительном изучении, поскольку подростково-молодежные уличные криминальные группировки (далее - группировки) функционируют как своего рода особые системы, с характерной субкультурой, и формируют социально-психологические особенности членов группировок, в дальнейшем препятствующие их нормативной социализации. Сложности исследования заключаются в том, что группировки представляют собой закрытые системы, и малодоступны для изучения. В этой связи, концептуализация понятия «подростково-молодежная уличная криминальная группировка» в социальной психологии так и не была завершена, о чем мы уже отмечали в своих более ранних работах (Чернова Е. О., Грязнов А. Н., 2016).
Выявление социально-психологических особенностей подростков-членов группировок базируется на гипотезе, что включение в группировки как специфические сообщества обусловлено наличием определенных личностных качеств. Одной из групп социально-психологических особенностей личности подростка-группировщика является его неадекватная самооценка. Включаяясь в группировку, подростки формируют фрагментарное сознание, поскольку одновременно проживают в двух реальностях: в реальной жизни и жизни в группировке, функционирующей по законам криминального мира. Подобное разбивание восприятия
окружающего мира на части способствует развитию неадекватной самооценки, оценки других и, в целом, мир не предстает как целостность. Нормативную среду подростки воспринимают как посторонний, чужой для них мир; окружающие люди делятся на «мы» и «они», последние при этом представляют определенную угрозу их состоянию. Формируется неадекватность восприятия мира и неадекватность восприятия себя в мире.
Рефлексивные особенности подростков изучались нами при помощи двух методик: методика определения индивидуальной меры рефлексивности А. В. Карпова и методика А. Рогова-А. Грязнова (Грязнов А.Н., 2008) в части рефлексивных качеств подростков. Выборка была сформирована из числа подростков 12-17 лет, состоящих на учете в ПДН и состоявших в группировках на момент совершения преступления (п=112).
Согласно полученным результатам по методике Рогова-Грязнова, социально-психологической особенностью подростков-группировщиков выступает четкая идентификация «мы-они». Подростки, состоящие в группировке, вполне четко ориентированы на сохранение границ своей группы, испытывают тревогу и страх потерять ее покровительство. Значимость ценности общения со сверстниками, состоящими в группировке, очень высока (вес 4,46), в то время как значимость общения со сверстниками, не состоящими в группировке, очень низка (вес 1,16). Этот фактор доказывает «фрагментированность» восприятия подростками реальности. Только желательные социальные связи (то есть, связи между членами группировок, а также связи внутри семьи) фиксируются в сознании подростков, все остальные связи и взаимодействия не носят характер значимой ценности.
Согласно результатам тестирования по методике Карпова, у подавляющего большинства подростков-группировщиков был выявлен низкий уровень рефлексивности. Так, почти три четверти испытуемых (72,3%) попали в группу с низким уровнем рефлексивности, чуть более четверти (27,7%) - в группу со средним уровнем рефлексивности. Основная совокупность испытуемых находится в пределах 2-4 стенов, что демонстрирует низкий уровень рефлексивности подростков-группировщиков и достаточную однородность данных. Ни один из испытуемых не прошел рубеж пятого стена, то есть, даже среди тех, кто попал в группу со средним уровнем рефлексивности, данный уровень характеризуется как средне-низкий. Также среди подростков-группировщиков фактически не выявлен нулевой уровень рефлексивности и уровень рефлексивности выше пятого стена. Это позволяет заключить, что средний и средне-низкий уровни рефлексивности подростков-группировщиков выступают их характерной социально-психологической особенностью.
Выявленный невысокий уровень рефлексивности по двум методикам позволяет заключить о неадекватности восприятия окружающей действительности подростками-группировщиками. Фактически они слабо анализируют ситуацию и воспринимают мир не таким, какой он есть в действительности, а сквозь призму криминальной субкультуры. Низкий уровень рефлексивности свидетельствует также и о том, что подростки не имеют качеств самоанализа, не склонны к эмпатии.
Так, результаты тестирования подростков-группировщиков по методике Рогова-Грязнова показали, что они не вполне адекватно оценивают восприятие себя со стороны нормативных сверстников, не состоящих в группировках. На вопрос анкеты: «Как ты думаешь, как оценивают тебя лица, не состоящие в группировке, и каким образом складываются твои отношения с ними? Ниже приведен ряд суждений. Оцени их» подсчитан средний балл. Наиболее высоким данный балл является по параметру «уважают меня» (4,88). Это позволяет заключить, что уважение является наиболее ценным для подростков, состоящих в группировке, среди других отношенческих качеств. Другим значимым параметром выступил параметр «боятся меня» (4,0) и «боятся вступать со мной в конфликт» (4,42). Страх оценивается подростками-группировщиками как средство установления превосходства. Уважение и страх для них выступают рядом идущими качествами. Несколько менее, но так же важен для подростков-группировщиков параметр «заискивают со мной, стремятся понравиться» (3,42), что тоже относится к фактору признания через силу. Прочие параметры не получили высоких оценок. Это может означать, что для подростков в процессе оценивания отношений взаимодействия с социумом прежде всего важны уважение к ним и страх, что позиционирует их в аспекте превосходства над остальными.
Проведенный анализ качеств рефлексивности иодростков-групиировщиков позволил заключить, что данное качество развито не достаточно и даже слабо. В свою очередь, это формирует неадекватность самооценки, оценки себя глазами других людей, а также неадекватность восприятия окружающего мира, не представляющего для подростков-группировщиков единой целостности. Взаимоотношения со сверстниками выстраиваются на основе стремления подчеркнуть свою значимость, на желании уважения к себе. Подобным образом подростки-группировщики еще более отдаляют себя от нормативного социального окружения, преграждая путь к возможной социальной реабилитации и ре-адаптации.
Список литературы
1. Башкатов И. П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. 416 с.
2. Грязнов, А.Н. Терциарная социализация личности больных алкоголизмом и наркоманией: Дис...д-ра псих. Наук: 19.00.05 / А.Н. Грязнов. - Ярославль, 2008. - 410 с.
3. Злоказов К. В., Муслумов Р. Р. Психологические особенности вовлечения несовершеннолетних в молодежные экстремистские группировки // Педагогическое образование в России. 2014. №5. С. 81-87.
4. Коновалова И. А. Объединение несовершеннолетних в группы как основа преступного поведения// ВестникМГОУ. Серия: Юриспруденция. 2015. №2. С. 102-109.
5. Методика определения индивидуальной меры рефлексивности А. В. Карпова и В. В. Пономаревой (эл. ресурс) URL: http://www.studfiles.ru/preview/4016868/
6. Савельев А. И. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних в крупных городах Сибири: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2006. 19
7. Салагаев А. Л. Исследования подростково-молодежных делинквентных сообществ (группировок) в России и бывшем СССР // Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии. М.: Институт социологии РАН, 2005. 346 с.
8. Тигунцева Г. Н. Реабилитация подростков-правонарушителей в пенитенциарных условиях: коммуникативное решение проблемы. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. 231 с.
9. Чернова Е. О., Грязнов А. Н. Проблема подростково-молодежных уличных криминальных группировок в теоретическом поле социальной психологии // Казанский педагогический журнал. 2016. №4 (117). С. 159-162.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ КАК ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ К ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
Небренчнн А.В., заведующий Центром аттестации работников образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, 2018
Аннотация: в настоящей статье раскрываются управленческие подходы к формированию и использованию оценочных материалов к основным общеобразовательным программам.
Ключевые слова: оценочные материалы, основная образовательная программа, положение о фонде оценочных средств.
FUND OF ASSESSMENT TOOLS AS A FORM OF SUBMITTING EVALUATION MATERIALS TO THE MAIN GENERAL EDUCATION PROGRAMS
Nebrenchin A. V., head Of the center for certification of education workers of the St. Petersburg Academy of postgraduate pedagogical education, 2018