Проведенный анализ качеств рефлексивности иодростков-групиировщиков позволил заключить, что данное качество развито не достаточно и даже слабо. В свою очередь, это формирует неадекватность самооценки, оценки себя глазами других людей, а также неадекватность восприятия окружающего мира, не представляющего для подростков-группировщиков единой целостности. Взаимоотношения со сверстниками выстраиваются на основе стремления подчеркнуть свою значимость, на желании уважения к себе. Подобным образом подростки-группировщики еще более отдаляют себя от нормативного социального окружения, преграждая путь к возможной социальной реабилитации и ре-адаптации.
Список литературы
1. Башкатов И. П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. 416 с.
2. Грязнов, А.Н. Терциарная социализация личности больных алкоголизмом и наркоманией: Дис...д-ра псих. Наук: 19.00.05 / А.Н. Грязнов. - Ярославль, 2008. - 410 с.
3. Злоказов К. В., Муслумов Р. Р. Психологические особенности вовлечения несовершеннолетних в молодежные экстремистские группировки // Педагогическое образование в России. 2014. №5. С. 81-87.
4. Коновалова И. А. Объединение несовершеннолетних в группы как основа преступного поведения// ВестникМГОУ. Серия: Юриспруденция. 2015. №2. С. 102-109.
5. Методика определения индивидуальной меры рефлексивности А. В. Карпова и В. В. Пономаревой (эл. ресурс) URL: http://www.studfiles.ru/preview/4016868/
6. Савельев А. И. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних в крупных городах Сибири: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2006. 19
7. Салагаев А. Л. Исследования подростково-молодежных делинквентных сообществ (группировок) в России и бывшем СССР // Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии. М.: Институт социологии РАН, 2005. 346 с.
8. Тигунцева Г. Н. Реабилитация подростков-правонарушителей в пенитенциарных условиях: коммуникативное решение проблемы. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. 231 с.
9. Чернова Е. О., Грязнов А. Н. Проблема подростково-молодежных уличных криминальных группировок в теоретическом поле социальной психологии // Казанский педагогический журнал. 2016. №4 (117). С. 159-162.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ КАК ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ К ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
Небренчнн А.В., заведующий Центром аттестации работников образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, 2018
Аннотация: в настоящей статье раскрываются управленческие подходы к формированию и использованию оценочных материалов к основным общеобразовательным программам.
Ключевые слова: оценочные материалы, основная образовательная программа, положение о фонде оценочных средств.
FUND OF ASSESSMENT TOOLS AS A FORM OF SUBMITTING EVALUATION MATERIALS TO THE MAIN GENERAL EDUCATION PROGRAMS
Nebrenchin A. V., head Of the center for certification of education workers of the St. Petersburg Academy of postgraduate pedagogical education, 2018
Abstract: this article describes the management approaches to the formation and use of évaluation materials for basic General education programs.
Keywords: materials evaluation, basic educational program, the regulations of the Fund of assessment tools.
В современном образовании оценка успешности достижения планируемых результатов рассматривается как фактор развития образования и как одна из важнейших управленческих задач. Реализация образовательной программы предусматривает оценку достижений обучающихся, как предметных, так и метапредметных и личностных. Систематическое оценивание достижения планируемых результатов обучающимися позволяет сделать вывод об успешной или неуспешной реализации основной образовательной программы, так как основная цель оценивания - установление соответствия между планируемыми и реальными, достигнутыми результатами.
В соответствии с ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 28 п. 10) одной из компетенций образовательной организации является «осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения». Используемые при этом оценочные контрольно-измерительные материалы и составляют фонд оценочных средств.
Таким образом фонд оценочных средств (далее - ФОС) это - комплект методических и контрольно-измерительных материалов, нормирующих процедуры оценивания результатов обучения требованиям основной образовательной программы, рабочих программ, дисциплин, модулей.
Основными задачами разработки фонда оценочных средств являются:
• контроль и управление достижением целей образовательных программ всеми участниками образовательных отношений;
• оценка достижений обучающихся в процессе изучения учебного предмета (курса, модуля, дисциплины) с выделением как положительных, так и отрицательных результатов, с дальнейшим планированием предупреждающих или корректирующих мероприятий.
В соответствии с положениями ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. (ст. 2 п. 3) образовательная программа представляет собой «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, которая представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов». Таким образом, согласно действующему законодательству РФ в сфере образования, оценочные материалы являются структурным компонентом реализуемой основной образовательной программы, и без данной части, образовательная программа не может рассматриваться как документ, содержание которого соответствует требованиям законодательства.
Мы определили, что ФОС является неотъемлемой частью основной образовательной программы, соответственно порядок разработки, формирования и использования ФОС определяется локальными актами образовательной организации, регламентирующими порядок реализации основной образовательной программы (далее - ООП).
К компетенции образовательной организации относится разработка и принятие локальных актов (ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. (ст. 2 п. 3). Таким образом, определение исчерпывающего перечня необходимых локальных актов определяет
образовательная организации. Однако, считаем необходимым перечислить наименования локальных актов, в содержании которых регламентируются вопросы, связанные с ФОС (таблица 1)
Примерное наименование локального акта Примерный перечень вопросов, подлежащих регламентации
Положение о порядке разработки, утверждения и внесения изменений и дополнений ООП. Порядок утверждения ФОС. Порядок обновления ФОС.
Положение о порядке проведения промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости Указание, что контрольно-измерительные материалы, используемые при всех видах аттестации, входят в состав ФОС определенной ООП. Примерный перечень оценочных средств.
Положение о рабочей программе учебного предмета Указание в графе «контроль» учебно-тематического планирования наименование КИМ в соответствии с ФОС.
Положение о ФОС Прядок разработки и требования к структуре, содержанию и оформлению, процедуру согласования, утверждения и хранения ФОС. Примерный перечень оценочных средств.
Таблица 1.
В том случае, если какого-либо из перечисленных в таблице 1 локальных актов в общеобразовательной организации нет, он подлежит разработке.
Существуют разные подходы к определению структуры ФОС, так как нормативного документа, однозначно регламентирующего требования к ФОС на федеральном уровне не существует. Учитывая, что компетенцией образовательной организации является ООП, соответственно структуру ФОС определяет образовательная организация, закрепляя это в содержании локального акта.
Как правило, ФОС к основным общеобразовательным программам представлен следующими компонентами:
1. Титульный лист (приложение 1).
Комплект оценочных средств, разработанный для соответствующего предмета, а также оценки метапредметных и личностных результатов обязательно имеется титульный лист, на котором рекомендуется разместить следующую информацию: наименование образовательной организации (в соответствии с Уставом), информация об согласовании, утверждении, принятии ФОС (как правило, все даты, грифы, совпадают с титульным листом ООП), наименование документа «Фонд оценочных средств» с указанием учебного предмета, класса, года разработки.
2. Примерный перечень оценочных средств.
Примерный перечень оценочных средств определяется образовательной организацией. Как правило, в данном документе размещается информация о наименовании оценочного средства, краткой характеристики оценочного средства, форме представления оценочного средства в ФОС. Примерный образец документа приведен в приложении №2.
3. Реестр фонда оценочных средств.
Реестр ФОС позволяет наглядно увидеть количеств проверочных работ по определенному предмету (модулю, курсу, дисциплине) на определенном этапе его освоения. Реестр содержит информацию об наименовании оценочного средства, его разработчике (которым может быть педагог, педагогический коллектив, либо указание на литературный источник, например, «Тесты по ... предмету», который имеется в библиотеке образовательной организации), о рассмотрении и согласовании оценочного средства и дате принятия. Примерный вариант данного документа приведен в приложении № 3, и разработан для нескольких уровней общего образования.
4. Комплект оценочных средств, разработанный по соответствующему предмету в соответствии с примерным перечнем.
В данном разделе ФОС содержатся непосредственно оценочные средства, используемые при реализации ООП. Комплект оценочных средств по каждому предмету или курсу соответствует разделу рабочей программы и включает тестовые задания и другие оценочные средства по каждому разделу. Каждое оценочное средство по теме обеспечивает проверку усвоения конкретных элементов учебного материала. Каждое оценочное средство должно содержать информацию о критериях (шкалах) оценки, виде и форме и методе контроля, требованиях к проведению оценочной процедуры. При формировании комплекта КОС обеспечивается его соответствие:
- федеральному государственному образовательному стандарту или федеральному компоненту
государственного образовательного стандарта;
- учебному плану;
- рабочей программе по учебному предмету;
- образовательным технологиям, используемым в преподавании учебного предмета.
Использование материалов, входящих в комплект контрольно-оценочных средств,
фиксируется в рабочей программе педагога в разделе «Контроль». Комплект оценочных средств включает в себя материалы для проведения стартовой (входной), текущей, промежуточной аттестации.
5. Комплект измерительных материалов для оценивания уровня успешности формирования метапредметных и личностных результатов на определённых этапах обучения.
Информация о процедурах оценки успешности формирования метапредметных и личностных результатов обучения и воспитания содержится в соответствующем разделе ООП. В данном разделе рекомендуется разместить комплект оценочных средств для реализации данного вида контроля.
6. План - график проведения контрольно-оценочных мероприятий.
План - график проведения контрольно-оценочных мероприятий разрабатывается с учетом учебного плана, календарного учебного графика образовательной организации а также рабочей программой предмета (дисциплины, курса, модуля) и содержит информацию о дате проведения оценочной процедуры и наименовании используемого оценочного средства.
Сколько фондов оценочных средств должно быть в образовательной организации?
Образовательная организация разрабатывает ФОС к каждой реализуемой основной образовательной программе.
С чего начать формирование фонда оценочных средств?
Процедура разработки ФОС может быть представлена следующими этапами:
1. Предварительный этап (этап проектирования).
На данном этапе руководителем образовательной организации оформляется распорядительный акт о рабочей группе работников, занимающихся разработкой ФОС. Так как ФОС является неотъемлемой частью ООП, информация о рабочей группе разработчиков ФОС может быть включена в распоряжение о рабочей группе по проектированию ООП.
На данном этапе рабочая группа определяет перечень учебных предметов (модулей, курсов, дисциплин) для реализации которых необходимы оценочные средства, определяет примерный перечень оценочных средств, а также формы, методы и виды контроля. Соотносит информацию с планируемыми результатами освоения ООП.
2. Основной этап (этап формирования).
Фонды оценочных средств составляются или разрабатываются по каждому предмету учебного плана, где предусмотрено проведение контрольных и проверочных работ, формируются комплекты контрольно-оценочных средств. На этом этапе определяются критерии оценивания результатов выполнения контрольных заданий.
Важной процедурой разработки ФОС является проведение внутренней (или при желании и возможности - внешней) экспертизы материалов ФОС. Результаты экспертизы рекомендуется оформлять актом. При проведении экспертизы, члены экспертной комиссии определяют:
• соответствие оценочных материалов требованиям ФГОС, учебному предмету, учебному плану ООП, рабочей программе;
• диагностичность целей контроля;
• валидность оценочных средств;
• соответствие оценочных материалов целям контроля;
• связь критериев с планируемыми результатами;
• использование форм контроля адекватных возрасту обучающихся;
• системную организацию оценочных материалов (базовый, повышенный, высокий уровни достижения планируемых результатов).
Являясь составной частью ООП, фонд оценочных средств хранится вместе с основной образовательной программой.
Приложение 1.
НАИМЕНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Принято
Педагогический совет
(либо иной орган, в компетенцию которого входит утверждение ООП в соответствии с Уставом ОО) Протокол № от «_»_201_г.
Протокол №_от «_»
Директор
Утверждаю
Ф.И.О. 201 г.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебному предмету
(наименование предмета)
« » класса
ГОРОД 2017
Приложение 2.
Примерный перечень оценочных средств (примерный образец)
№ п/п Наименовани е оценочного средства Краткая характеристика оценочного средства Представление оценочного средства в фонде
1. Контрольная работа Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу Комплект контрольных заданий по вариантам
2. Проект Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся Темы групповых и/или индивидуальных проектов
3. Реферат Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё Темы рефератов
4. Доклад, сообщение Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой Темы докладов, сообщений
публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской темы
5. Творческое задание Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий
6. Тест Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося Фонд тестовых заданий
7. Эссе Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме Тематика эссе
8. Лабораторная работа Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела Комплект лабораторных работ
9. Диктант Средство проверки орфографических, грамматических, лексических и фонетических навыков обучающихся Комплект текстов
10. Сочинение Средство контроля уровня сформированности коммуникативной, языковой компетенций Тематика сочинений
Приложение 3.
РЕЕСТР ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (примерный образец)
№ Наименование Разработчик Кем, когда Дата принятия
п/п согласован
Начальное общее образование. 1 класс. Математика.
1 Проверочная работа «Проверочные МО учителей Методический
по теме «Сравнение работы» С. И. начальной школы совет
групп предметов» Волкова. М.: «Просвещение» 2014. Стр. 4-5 протокол № 1 от 25.08.2014 Протокол № 1 от 28.08.2014
2 Проверочная работа «Проверочные МО учителей Методический
по теме «Числа от 1 работы» С. И. начальной школы совет
до 10» Волкова, М.: протокол № 1 от Протокол № 1 от
«Просвещение» 25.08.2014 28.08.2014
2014. Стр. 8-9
Основное общее образование. 5 класс. Русский язык
1 Диктант с грамматическим заданием Сборник диктантов: 5-9 классы / Сост. Н.В. Горшкова. М.: ВАКО. Стр. 8 МО учителей русского языка и литературы, протокол № 1 от 26.08.2014 Методический совет Протокол № 1 от 28.08.2014
Основное общее образование. 5 класс. Математика
1 Тест 1. Натуральные числа и шкалы Контроль-измерительные материалы. Математика. 5 класс / Сост. Л.П. Попова. - 2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2013. Стр. 4 -5 МО учителей математики, протокол № 1 от 26.08.2014 Методический совет Протокол № 1 от 28.08.2014
2 Контрольная работа № 1. Натуральные числа и шкалы Контроль-измерительные материалы. Математика. 5 класс / Сост. Л.П. Попова. - 2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2013. Стр. 78 МО учителей математики, протокол № 1 от 26.08.2014 Методический совет Протокол № 1 от 28.08.2014