Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
УДК 378.014.15
О ФОРМИРОВАНИИ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Г. Ф. Ерашов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Представлены некоторые особенности формирования фонда оценочных средств по дисциплинам учебного плана.
Ключевые слова: высшее образование, учебная дисциплина, фонд оценочных средств.
TO THE DEVELOPMENT OF THE ASSESSMENT TOOLS IN THE DISCIPLINE
G. F. Erashov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The research presents some specific features to form the funds of assessment tools for the disciplines of the curriculum.
Keywords: higher education, academic discipline, the Fund of assessment tool.
В 2013 году приказом Министерства образования и науки от 19.12.2013 № 1367 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее - Порядок). В разделе 2 Порядка, посвященном организации разработки и реализации образовательных программ, определено содержание рабочей программы дисциплины (модуля).
Для проведения промежуточной аттестации студентов по дисциплине (модулю) или практике в состав рабочей программы включается фонд оценочных средств. Фонд оценочных средств (ФОС) - комплект методических материалов, нормирующих процедуры оценивания результатов обучения, т. е. установления соответствия учебных достижений запланированным результатам обучения и требованиям образовательных программ, рабочих программ дисциплин (модулей) и практик.
В соответствии с Порядком в состав ФОС по дисциплине (модулю) должны быть включены:
- перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины (модуля);
- описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;
- типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины (модуля);
- методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или)
опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Для каждого результата обучения по дисциплине (модулю) определяются показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования, шкалы и процедуры оценивания.
С учетом действующей в университете системой рейтинговой оценки успеваемости студентов, которая предусматривает накопительный характер формирования результатов промежуточной аттестации в зависимости от результатов текущего контроля успеваемости в течение семестра, в состав ФОС для проведения промежуточной аттестации включаются оценочные средства для проведения текущего контроля успеваемости обучающихся.
В пункте 23 Порядка указывается, что «каждый компонент образовательной программы разрабатывается в форме единого документа или комплекта документов». То есть и рабочая программа, и фонд оценочных средств могут представлять собой симбиоз нескольких взаимосвязанных документов.
С целью реализации требований Порядка в СибГАУ в 2015 году разработано Положение «О формировании фонда оценочных средств для промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования -программам бакалавриата, специалитета и магистратуры» (далее - Положение).
Автором, с учетом требований Порядка и Положения, разработаны рабочие программы и ФОС для нескольких дисциплин: 1) аэрогазодинамика; 2) основы прикладной гидро- и аэродинамики; 3) механика полета), особенности которых представляются вниманию читателей.
Решетнеескцие чтения. 2015
Рабочие программы дисциплин и ФОС сформированы в виде отдельных документов, причем ФОС является неотъемлемым приложением рабочей программы. В рабочих программах дисциплин в разделе IX «Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения» сделана запись: «Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации представлен в приложении к рабочей программе дисциплины».
В состав ФОС для промежуточной аттестации по дисциплинам включены разделы:
- комплект билетов для экзамена (дисциплины 1, 3);
- практические занятия (1, 3);
- лабораторные работы (1-3);
- комплект тестовых заданий (1);
- контрольная работа (2);
- курсовая работа (1);
- расчетно-графическая работа (домашнее задание - 2);
- реферат (3).
В каждом разделе ФОС приведен перечень оцениваемых компетенций и критерии (и шкалы) их оценивания.
Комплект билетов для экзамена представлен в текстовом виде. В каждый билет входят 3 вопроса: 1 и 2 - теоретического плана и 3 - практический. Например, «Аэрогазодинамика».
Билет № 4:
1. Потенциальное движение жидкости. Потенциал скорости.
2. Давление в критической точке за фронтом прямого скачка уплотнения. Формула Рэлея.
3. Задача или практическое задание.
Аналогичным образом сформирован весь комплект билетов. Содержание практической части билета может варьироваться. Конкретное задание вписывается в бланк билета из блока «Задачи и практические задания для подготовки к экзамену» этого же раздела ФОС.
В разделах «Практические занятия» и «Лабораторные работы» приведены перечни тем для практических занятий, перечень лабораторных работ и формы текущего контроля, а также ссылки на методические материалы, определяющие процедуру оценива-
ния знаний, умений, навыков, полученных при выполнении работы. Указанные материалы представляют собой отдельные документы (сборники задач, лабораторные практикумы, методические указания к лабораторным работам).
Комплект тестовых заданий содержит примеры (варианты) вопросов по разделам осваиваемой дисциплины в виде теста с указанием правильного ответа. Общее количество тестовых заданий превышает 100, и включение их в состав ФОС в полном объеме не имеет смысла. Все тестовые задания сформированы в виде отдельного документа (сборника тестов по дисциплине «Аэрогазодинамика»), на который сделана соответствующая ссылка. Поэтому в содержательной части ФОС приводится только по одному тестовому заданию из каждого раздела, приведена таблица правильных ответов по всем вопросам сборника тестов и параметры тестирования с использованием автоматизированной системы.
В раздел «Контрольные работы» для текущего контроля по дисциплине «Основы прикладной гидро-и аэродинамики» входит инструкция по подготовке к контрольной работе и ее проведению. Приведен перечень заданий, варианты которых оформлены в виде письменных тестов. Всего проводится 2 текущие контрольные работы, по каждой из которых разработано по 5 вариантов заданий.
В разделах «Курсовая работа» и «Домашнее задание» приведено наименование тем, варианты заданий, методические материалы к выполнению этих самостоятельных работ и перечень контрольных вопросов.
В разделе «Реферат» приведен примерный перечень тем рефератов, соответствующих содержанию дисциплины «Механика полета». Предложенный перечень может быть расширен за счет предложений обучающихся. Приведены правила написания и оформления реферата.
Таким образом, созданные методические материалы по дисциплинам за счет исполнения их составных частей в виде отдельных документов имеют относительно небольшой, можно сказать оптимальный,объем.
© Ерашов Г.Ф., 2015
УДК 101:001
ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ НАУКИ И ТЕХНИКИ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Н. А. Князев
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
В условиях интегративного способа развития науки философский ее аспект формирует у специалиста весьма полезный компонент - расширительные (а следовательно, адекватные) компетенции мыслить в процессе научно-технической деятельности с позиции современных рационалистических ценностей науки.
Ключевые слова: интеграция, научное знание, философско-методологический анализ, инженерное образование, компетентностный принцип обучения.