Научная статья на тему 'Философский аспект науки и техники в инженерном образовании'

Философский аспект науки и техники в инженерном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ / SCIENTIFIC KNOWLEDGE / ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / PHILOSOPHICAL-METHODOLOGICAL ANALYSIS / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENGINEERING EDUCATION / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ / COMPETENCY-BASED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князев Н.А.

В условиях интегративного способа развития науки философский ее аспект формирует у специалиста весьма полезный компонент расширительные (а следовательно, адекватные) компетенции мыслить в процессе научно-технической деятельности с позиции современных рационалистических ценностей науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL ASPECT OF SCIENCE AND TECHNOLOGY IN ENGINEERING EDUCATION

In terms of the integrative mode of development of science the philosophical aspect forms a very useful component to a specialist. The component is the expansion (and therefore adequate) competence of thinking in the process of scientific and technological activities from the perspective of modern rationalistic scientific values.

Текст научной работы на тему «Философский аспект науки и техники в инженерном образовании»

Решетнеескцие чтения. 2015

Рабочие программы дисциплин и ФОС сформированы в виде отдельных документов, причем ФОС является неотъемлемым приложением рабочей программы. В рабочих программах дисциплин в разделе IX «Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения» сделана запись: «Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации представлен в приложении к рабочей программе дисциплины».

В состав ФОС для промежуточной аттестации по дисциплинам включены разделы:

- комплект билетов для экзамена (дисциплины 1, 3);

- практические занятия (1, 3);

- лабораторные работы (1-3);

- комплект тестовых заданий (1);

- контрольная работа (2);

- курсовая работа (1);

- расчетно-графическая работа (домашнее задание - 2);

- реферат (3).

В каждом разделе ФОС приведен перечень оцениваемых компетенций и критерии (и шкалы) их оценивания.

Комплект билетов для экзамена представлен в текстовом виде. В каждый билет входят 3 вопроса: 1 и 2 - теоретического плана и 3 - практический. Например, «Аэрогазодинамика».

Билет № 4:

1. Потенциальное движение жидкости. Потенциал скорости.

2. Давление в критической точке за фронтом прямого скачка уплотнения. Формула Рэлея.

3. Задача или практическое задание.

Аналогичным образом сформирован весь комплект билетов. Содержание практической части билета может варьироваться. Конкретное задание вписывается в бланк билета из блока «Задачи и практические задания для подготовки к экзамену» этого же раздела ФОС.

В разделах «Практические занятия» и «Лабораторные работы» приведены перечни тем для практических занятий, перечень лабораторных работ и формы текущего контроля, а также ссылки на методические материалы, определяющие процедуру оценива-

ния знаний, умений, навыков, полученных при выполнении работы. Указанные материалы представляют собой отдельные документы (сборники задач, лабораторные практикумы, методические указания к лабораторным работам).

Комплект тестовых заданий содержит примеры (варианты) вопросов по разделам осваиваемой дисциплины в виде теста с указанием правильного ответа. Общее количество тестовых заданий превышает 100, и включение их в состав ФОС в полном объеме не имеет смысла. Все тестовые задания сформированы в виде отдельного документа (сборника тестов по дисциплине «Аэрогазодинамика»), на который сделана соответствующая ссылка. Поэтому в содержательной части ФОС приводится только по одному тестовому заданию из каждого раздела, приведена таблица правильных ответов по всем вопросам сборника тестов и параметры тестирования с использованием автоматизированной системы.

В раздел «Контрольные работы» для текущего контроля по дисциплине «Основы прикладной гидро-и аэродинамики» входит инструкция по подготовке к контрольной работе и ее проведению. Приведен перечень заданий, варианты которых оформлены в виде письменных тестов. Всего проводится 2 текущие контрольные работы, по каждой из которых разработано по 5 вариантов заданий.

В разделах «Курсовая работа» и «Домашнее задание» приведено наименование тем, варианты заданий, методические материалы к выполнению этих самостоятельных работ и перечень контрольных вопросов.

В разделе «Реферат» приведен примерный перечень тем рефератов, соответствующих содержанию дисциплины «Механика полета». Предложенный перечень может быть расширен за счет предложений обучающихся. Приведены правила написания и оформления реферата.

Таким образом, созданные методические материалы по дисциплинам за счет исполнения их составных частей в виде отдельных документов имеют относительно небольшой, можно сказать оптимальный,объем.

© Ерашов Г.Ф., 2015

УДК 101:001

ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ НАУКИ И ТЕХНИКИ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Н. А. Князев

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: knyazev@sibsau.ru

В условиях интегративного способа развития науки философский ее аспект формирует у специалиста весьма полезный компонент - расширительные (а следовательно, адекватные) компетенции мыслить в процессе научно-технической деятельности с позиции современных рационалистических ценностей науки.

Ключевые слова: интеграция, научное знание, философско-методологический анализ, инженерное образование, компетентностный принцип обучения.

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

PHILOSOPHICAL ASPECT OF SCIENCE AND TECHNOLOGY IN ENGINEERING EDUCATION

N. A. Knyazev

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: knyazev@sibsau.ru

In terms of the integrative mode of development of science the philosophical aspect forms a very useful component to a specialist. The component is the expansion (and therefore adequate) competence of thinking in the process of scientific and technological activities from the perspective of modern rationalistic scientific values.

Keywords: integration, scientific knowledge, philosophical-methodological analysis, engineering education, competency-based learning.

В процессе исследования событий, происходящих в современном техногенном мире и познании, наука в огромном многообразии своих дисциплин все чаще выбирает комплексные и интегративные способы своего развития. Некоторые аспекты этой примечательной тенденции стали предметом философско-методологической экспертизы в нашем материале. Одна из актуальных проблем этого предметного исследования заключается в необходимости устранения образовавшегося, на наш взгляд, пробела в инженерном образовании между интеграционными реалиями внутри самого научно-технического знания, с которыми имеет дело инженер-исследователь, и философско-методологическими аспектами видения этих реалий. Философски обобщенный аспект решения данной проблемы предполагает раскрыть его студенту со стороны наиболее устойчивых и наиболее глубинных (хотя и более общих) закономерностей развития современного научного и научно-технического познания. Философский аспект решения обозначенной нами проблемы не просто дополняет инженерное образование в лице обучающегося контингента существенными методологическими и мировоззренческими компетенциями. Этот аспект формирует у специалиста в теоретическом и творческом отношении весьма полезный компонент - расширительные (а следовательно, адекватные) способности мыслить в процессе научно-технической деятельности с позиции современных рационалистических ценностей науки.

Проведенные нами исследования в указанном направлении позволили сформулировать следующие выводы. Появление актуальной исследовательской проблематики нового типа в отношениях между философией и наукой обусловлено двумя основными причинами: во-первых, спецификой современного социума, в котором человеческая деятельность в любой общественной сфере жизни опирается на научное знание; во-вторых, широким интегративным способом объединения усилий ученых, представляющих различные научные направления.

В свою очередь, интегративные способы существования различных научных направлений можно, на наш взгляд, дифференцировать следующим образом:

- по целевому или функциональному их признаку (когда речь идет, например, о кибернетике или 1ВМС-конвергенции);

- по теоретическому содержанию концепций, выступающих в качестве «инструментария» в методологически сложных теоретических исследованиях (например, концепты «технологический уклад в промышленном производстве», «интеллектуальный капитал», «кластерный анализ развития региона»);

- по научно-отраслевому принципу, который реализуется в рамках таких, например, отраслей познания, как философия науки, философия техники, философия экономики.

Интенсивное развитие современного научного знания в сторону формирования интеграционных междисциплинарных комплексов и отраслей неизбежно приводит к тому, что и в методологическом сопровождении этого процесса происходят качественные изменения. Действительно, в методологии науки наблюдаются аналогичные события - все четче определяется тенденция интеграции и дифференциации различных ее уровней, в том числе и в отношениях между философией, методологией и наукой [1]. Несомненно, в этих условиях научной деятельности должны меняться и методы подготовки специалистов инженерно-технического профиля. Методы подготовки должны учитывать и качественные изменения в мотивации образования (самообразования) студентов, и новые критерии оценки результата исследовательской деятельности, и новые способы осуществления творческих этапов в процессе исследования. К характеристикам таких новых методов и способов подготовки необходимо отнести:

- диалогичность творческих процессов, умение организовывать научные дискурсы и участвовать в них;

- умение осуществлять поиск новых форм мышления с целью эффективного выхода из противоречивой научно-поисковой ситуации;

- умение синтезировать инновационный исследовательский результат, исходя из сопоставления фрагментов знаний от различных областей науки.

В данной связи все большее внимание обращается на концепцию практико-ориентированного обучения, основанного на компетентностном принципе. В формировании компетенций студента, осваивающего современные учебные программы университета, необходимо, на наш взгляд, найти правильную расстановку акцентов индивидуального его отношения и к профессиональным знаниям, и к пониманию основных

Решетнееские чтения. 2015

тенденций развития научно-технического прогресса, и к важнейшим миросистемным событиям глобального техногенного пространства.

Библиографическая ссылка

1. Князев Н. А. Философские проблемы сущности и существования науки : монография / Сиб. гос. аэро-космич. ун-т. Красноярск, 2008. 272 с.

Reference

1. Knyazev N. A. The philosophical problem of essence and existence science : monograph ; Sib. st. aerospace university. Krasnoyarsk, 2008. 272 p.

© Князев Н. А., 2015

УДК 37.013

О СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКЕ ДАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Ю. Б. Козлова, М. М. Сапрыкина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: saprykina.mm@ya.ru, yulya_sib_gau@mail.ru

Выделена проблема развития самоактуализации личности (студентов) аэрокосмического вуза. Анонсирован план исследования и специфика подготовки среды для статистической обработки результатов.

Ключевые слова: исследование, самоактуализация, личность.

STATISTICAL DATA PROCESSING FOR EDUCATIONAL RESEARCH

Yu. B. Kozlova, M. M. Saprykina

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: saprykina.mm@ya.ru, yulya_sib_gau@mail.ru

The self-actualization problem of students of Aerospace University is highlighted. The research plan and the specificity ofpreparation conditions for statistical processing of results are announced.

Keywords: research, self-actualization, personality.

Одной из социальных особенностей становления личности в современном обществе является то, что в информационном обществе преобладают информационные ресурсы. Они более доступны по сравнению с материальными, требуют меньше усилий к освоению, в связи с чем в психологическом плане для личности снижается фактор ощущения успешности и, как следствие, мотивации. Если 20-30 лет тому назад СибГАУ (в прошлом завод-втуз) мог в качестве особенности становления личности студента (развития специалиста) опираться на параллельную к учебе трудовую деятельность, то сейчас ощущаются две проблемы: личность (студент) с более лучшим уровнем самоактуализации и мотивации и недостаточное число реальных производственных процессов, которые можно было бы использовать педагогически в качестве целеполагающей основы.

Одно из классических исследований, посвященных вопросам самоактуализации, проводил Абрахам Маслоу, и в его работах также отмечается возможность педагогического воздействия в вопросах самоактуализации учащихся (студентов), особенно в условиях низкой базовой мотивации.

Организуя и проведя исследования, мы сталкиваемся с необходимостью обработки результатов [2-5].

Для любого педагогического эксперимента нужно опытное подтверждение или опровержение гипотезы исследования или истинность теоретических результатов, т. е. подтверждение того, что предлагаемое педагогическое воздействие обеспечивает определенный результат. Целью эксперимента является проверка гипотезы в группе или нескольких группах испытуемых и сравнение результатов разных групп. На текущем этапе исследование вопросов самоактуализации личности (студента) находится на этапе проектирования, но однозначно. Одним из видов эксперимента будет анализ воздействия на студента деятельности студенческих советов средствами социальных сетей. Для оптимизации обработки данных необходима система или программное обеспечение, которое будет анализировать статистические данные взаимодействия через социальные сети, в нашем случае статистику определенной группы.

Прежде чем создать собственную систему или программное обеспечение, необходимо изучить или рассмотреть способы расчета статистики, а также

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.