Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы подростково-молодежных уличных криминальных группировок'

Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы подростково-молодежных уличных криминальных группировок Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
429
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / МЕТОДОЛОГИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНЫЕ УЛИЧНЫЕ КРИМИНАЛЬНЫЕ ГРУППИРОВКИ / THEORETICAL ANALYSIS / METHODOLOGY / SYSTEMATIC APPROACH / YOUTH STREET CRIMINAL GROUPS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чернова Е.О.

Статья выстроена на анализе различных теоретических оснований и методологических принципов, используемых в социальной психологии применительно к исследованию проблемы подростково-молодежных уличных криминальных группировок. На основе анализа сделан вывод о необходимости использования комплексной методологии исследования социально-психологических особенностей членов подростково-молодежных уличных криминальных группировок. Наиболее адекватная методология ее изучения предполагает использование системного подхода в сочетании с другими теоретическими подходами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE STUDY OF THE YOUTH CRIME STREET GANGS PROBLEM

Article is built on the analysis of various theoretical bases and the methodological principles used in social psychology in relation to research of a problem of teenage and youth street criminal groups. On the basis of the analysis the conclusion is drawn on need of use of complex methodology of research of social and psychological features of members of teenage and youth street criminal groups. The most adequate methodology of its studying assumes use of system approach in combination with other theoretical approaches.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы подростково-молодежных уличных криминальных группировок»

УДК 159.9.072.42

Е.О. Чернова

аспирант,

ФГБНУ «Институт педагогики и психологии профессионального

образования Российской академии наук»

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНЫХ УЛИЧНЫХ КРИМИНАЛЬНЫХ ГРУППИРОВОК

Аннотация. Статья выстроена на анализе различных теоретических оснований и методологических принципов, используемых в социальной психологии применительно к исследованию проблемы подростково-молодежных уличных криминальных группировок. На основе анализа сделан вывод о необходимости использования комплексной методологии исследования социально-психологических особенностей членов подростково-молодежных уличных криминальных группировок. Наиболее адекватная методология ее изучения предполагает использование системного подхода в сочетании с другими теоретическими подходами.

Ключевые слова: теоретический анализ, методология, системный подход, подростково-молодежные уличные криминальные группировки.

E.O. Chernova, Institute of pedagogy and psychology of professional education of Russian academy of education

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE STUDY OF THE YOUTH CRIME STREET

GANGS PROBLEM

Abstract. Article is built on the analysis of various theoretical bases and the methodological principles used in social psychology in relation to research of a problem of teenage and youth street criminal groups. On the basis of the analysis the conclusion is drawn on need of use of complex methodology of research of social and psychological features of members of teenage and youth street criminal groups. The most adequate methodology of its studying assumes use of system approach in combination with other theoretical approaches.

Keywords: theoretical analysis, methodology, systematic approach, youth street criminal groups.

На современном этапе, когда обостряются не только общесоциальные, но и специфические молодежные проблемы, происходит изменение традиционных моделей социализации, актуализируется поиск новых эффективных агентов социализирующего и адаптационного воздействия. В этой связи научный анализ функционирования неформальных (криминальных) подростково-молодежных объединений, активно вырабатывающих и внедряющих в повседневную практику собственную систему ценностей, социальные нормы, образ жизни, атрибуты, сленг, предлагающих специфические формы преодоления кризисных ситуаций, имеет не только теоретическую, но и высокую практическую значимость.

С целью разработки эффективного механизма профилактики вовлечения подростков в уличные криминальные группировки важно определиться с методологией изучения данной проблемы. Методология позволит выделить определенные психологические маркеры, исследовать их и на этапе аналитики сформировать целостную социально-психологическую картину феномена подростково-молодежных уличных группировок.

На наш взгляд, специфика изучаемой проблематики состоит в том, что, с одной стороны, существует множество отдельных исследований по проблемам криминализации подростковой среды; с другой же стороны, фактически можно говорить об отсутствии комплексной концепции в данном теоретическом поле. В этой связи, стоит подробнее остановиться на анализе теоретических основ проблемы подростково-молодежных уличных криминальных группировок в социальной психологии.

Методологией в исследовании обозначенной проблематики может служить личностно-ориентированный подход (С.Л. Рубинштейн, 2002; А.Н. Леонтьев, 1983; А.Г. Ковалев, 1963), в рамках которого выстраивается работа с несовершеннолетними преступниками на основе их индивидуально-личностных особенностей. Общеметодологическим принципом исследования также является субъектный подход в психологии (Б.Г. Ананьев, 1968; Ab. Брушлинский, 1983),

поскольку члены группировок рассматриваются как субъекты, деятели собственного жизненного пути, в определенной степени самостоятельности производящие выбор его траектории. Примером такого подхода являются концептуальные положения о самодетерминации поведения личности (Г.М. Андреева, 1999; О.А. Тихомандрицкая, 1988). На пересечении системного и субъектного подходов базируется идея взаимодействия в феномене межличностных отношений в микрогруппах (В.М. Мясищев, 1998; К.К. Платонов, 1972).

Рассматривая обозначенную проблему в рамках феноменологического направления (А. Шюц, 2001) или интерпретативного подхода (П. Бергер, Т. Лукман, 1995) мы неизбежно сталкиваемся с социальным конструкционизмом, позволяющим рассуждать о создании индивида через его окружение. Все агенты социализации - семья, школа, близкие друзья, сверстники - в определенной степени (через утверждение или отрицание его личности) участвуют в процессе становления подростка членом криминальной группировки. Следовательно, и коррекци-онная работа должна строиться по принципу максимального учета социального окружения. Примерно та же интерпретация ситуации наблюдается в теории стигматизации («наклеивания ярлыков» (Tannenbaum, 1953)), в соответствии с которой подросток является тем, кем его считает окружение; первичная девиация закрепляется вторичной, в случае если общество считает подростка девиантом.

Идея социальной обусловленности поведения личности подростка основана на общей теории детерминанты социальной ситуации в развитии личности (Л.И. Божович, 1995; Л.С. Выготский, 1934; Э. Дюркгейм, 1912; А.С. Макаренко, 1983-1986) и на теориях социальной сущности личности (Б.Г. Ананьев, 1968; А.Н. Леонтьев, 1983; С.Л. Рубинштейн, 2002; Д.Б. Эльконин, 1964). Разновидностью этих теорий являются теории нормативной обусловленности социального поведения личности (Р.Мертон, 1966). В этот же спектр теорий следует отнести теории социализации личности, в которых раскрываются основные закономерности и стадии данного процесса, выделяются социальные и психологические факторы, влияющие на успешность социализации (Б.Г. Ананьев, 1968; Г.М. Андреева, 2004; А.А. Бодалев, 1983; А.Н. Леонтьев, 1977; Т. Лукман, 1995; К.К. Платонов, 1972; Н. Смелзер, 2003). Любые отклонения от нормативной социализации рассматриваются как десоциализация (Е.П. Белинская, 2009; М.С. Рыбак, 1998), а переходные формы фиксируются как ресоциализация, терциарная социализация.

В рамках ценностной парадигмы, интегрирующей в себе психологические, педагогические, социологические и философские аспекты (А.Г. Здравомыслов, 1986; Д. Майерс, 2013; Г. Оллпорт, 2002; М. Рокич: 2000; С.Л. Рубинштейн, 2002; В.А. Ядов, 2009), проблема подростково-молодежных уличных криминальных группировок может быть рассмотрена сквозь призму ценностных доминант и их интерпретации подростками.

Господствующая в подростковой среде система ценностей детерминирует поведение подростков и фактически слабо зависит от внутренних качеств личности. В то же время ценностная система личности подростка может коренным образом различаться с господствующей в обществе системой ценностей, что приводит к поиску инокультурных - неформальных (в частности, криминальных) групп и участию в их деятельности.

Наиболее общими теориями среднего уровня служат социология и психология девиант-ного поведения (например, теория социального напряжения Р. Мертона (1996), субкультурная теория А. Коэна (1955)), а также социология и психология малых групп. В целом, весь спектр теорий девиантной и делинквентной личности можно свести к трем основным подходам: биологическому, психологическому и социальному.

Исследования в рамках биологического подхода акцентируют внимание на психобиологических предпосылках формирования асоциального и антисоциального поведения личности (В.А. Гурьева, 1998; К.С. Лебединская, 1988-1989; А.Е. Личко, 1982; Ч. Ломброзо, 1892).

Психологический подход реализован в исследованиях С.А. Беличевой (1993), Г.К. Ва-

лицкас (1989), А.И. Долговой (1980), Т.Н. Курбатовой (1995), изучавших психологические детерминанты отклоняющегося поведения. Так, в рамках теории фрустрации подростковая групповая преступность может быть изучена сквозь призму концепций агрессии, ее психологических функций (А. Адлер, 1995; Ю.М. Антонян, 1995; А. Бандура, 2000; Л. Берковиц, 2001; С.Н. Дубин-ко, 2000; А.Р. Ратинова, 2000; Л.М. Семенюк, 1996; З. Фрейд, 1991). В частности, концепциями, объясняющими подростковую агрессию, являются концепции агрессивной готовности личности подростка (А. Бандура, 2000; Дж. Доллард, 1932), индивидуально-психологической обусловленности агрессивного социального поведения (Д. Ричардсон, 1999), ситуативной детерминации агрессии (К. Додж и Н. Крик, 1990).

Теоретической основой исследований членов подростково-молодежных уличных криминальных группировок может выступать часто используемая в последние годы теория психических аномалий личности подростка (МсКаг1Иу, 1978; КаШееМ, 1999), в особенности концепция акцентуации характера у подростков (А.А. Вдовиченко, 1976; А.Е. Личко, 1990). В рамках данной концепции, акцентуации характера подростка выступают главным фактором его вовлечения и участия в криминальных группировках.

Исследования в рамках социального подхода (Ю.М. Антонян, 1995; К.Е. Игошев, 1973;

A. Коэн, 1955; Р. Мертон, 1996; А.Р. Ратинова, 2000) базируются на социокультурных факторах, обусловливающих нарушения в социализации потенциальных преступников. Так, в рамках ценностной парадигмы особую значимость представляют теории молодежных субкультур: в неформальных группах подростков - доминирование контрнормативной шкалы ценностей (Г.К. Валицкас, 1989), которая обусловливает специфику рефлексии социальной ситуации подростками криминальных групп. К примеру, исследование функционирования криминальной субкультуры среди подростков в условиях учреждения закрытого типа (А.И. Горьковая, 1994;

B.Ф. Пирожков, 1998) позволяют выявить ее влияние на наиболее сущностные социально-психологические черты несовершеннолетних преступников, способствующие продуцированию их повторного криминально-ориентированного поведения.

К социальным теориям можно отнести и спектр теорий, объясняющих динамику деви-антного и делинквентного поведения подростков с позиции формирования «криминальной карьеры» (Кернер, 1996; Лозель и Биллман, 1998; Фаррингтон, 1988, 1996).

Отдельным пунктом следует осветить исследовательское поле молодых ученых по проблеме подростковой преступности. Следует отметить, что здесь преобладает изучение отдельных аспектов данной темы. Наибольшей проблематизации подлежит тема социальной обусловленности отклоняющегося поведения подростковой молодежи, исследованная в русле социальной психологии. Так, вопросы социально-психологической адаптации молодежи в современных условиях и основные сложности в адаптации, приводящие к девиантному и делин-квентному поведению, исследованы в работах К.В. Абрамова (2011), Л.И. Аскоченской (2010),

A.С. Буреломовой (2013), А.А. Ганеевой (2013), Е.А. Грищук (2006), И.Н. Ефремкиной (2013), Т.Ю. Мироновой (2013), Г.В. Москаленко (2012), Д.В. Семенова (2001), Н.Н. Симонович (2007). Проблемы адаптации подростков группы риска исследованы Я.С. Васильевой (2011), А.А. Долей (2010), Е.В. Костюхиной (2008), С.И. Моисеевой (2003), О.Ф. Рогаль-Левицкой (2014),

B.П. Ульяновой (2008). Тема агрессивного поведения членов преступных молодежных образований отражена в работах И.П. Клепа (2010), М.Л. Мельниковой (2007). Исследование психологических особенностей подростков с делинквентным и криминальным поведением проведено Е.Г. Дозорцевой (2000), Т.И. Палачевой (2014), Г.В. Уваровой (1999), в том числе - по отдельным психологическим характеристикам - В.П. Велевым (2012; самосознание и поведенческие аспекты), Н.Э. Ленюшкиным (2014; уверенность и темперамент). Вопросы психологической коррекции кризисных состояний личности подростков, в том числе из групп риска, исследованы В .А. Дерючевой (2003), Т.Н. Курочкиной (2006), М.В. Львовой (2000), М.Н. Паюшиной (2007),

Е.Р. Чернобродовым (2008).

Проведенный теоретический анализ работ позволяет заключить, что в исследовательском поле фактически не представлен социально-психологический портрет личности несовершеннолетнего преступника, являющегося членом уличной криминальной группировки, а при изучении преступников подросткового возраста, как правило, не отражен групповой аспект принадлежности к подростковой преступности.

При изучении подростково-молодежных уличных криминальных группировок необходимо выявить как социальные (социокультурные), так и социально-психологические, личностно-психологические факторы и особенности, способствующие вовлечению подростков в криминальную среду, факторы адаптации к ней, потенциал включения подростковой молодежи -членов преступных группировок - в нормативную среду.

Таким образом, исследование обозначенной проблемы требует использования комплексной методологии в рамках системного подхода, базирующегося на рассмотрении групповой подростковой преступности как феномена, детерминируемого совокупностью факторов. Одной из наиболее важных методологических задач здесь служит поиск адекватных индикаторов базовых понятий, отражающих комплексный характер проблемы.

Список литературы:

1. Коэн, А. Отклоняющееся поведение и контроль над ним / А. Коэн // Американская социология. - М.: Прогресс, 1972. - С. 287-288.

2. Прозументов Л.М. Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение / Л.М. Прозументов. - Томск, Изд-во ТГУ, 1993. - 144 с.

3. Becker, H. Outsiders: Studies in the Sociology of Deviance / KBecker. - N.Y.: Free Press, 1973. - 215 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.