УДК 159.922.8+316.3/.4
Хуторянская Татьяна Валентиновна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, dialogus1@yandex.ru, Саратов
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ВКЛЮЧЕННЫХ И НЕ ВКЛЮЧЕННЫХ В ВИРТУАЛЬНУЮ
СУБКУЛЬТУРУ
Аннотация. Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования психологических особенностей подростков, включенных и не включенных в виртуальную субкультуру компьютерного андеграунда. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке подростков города Саратова (1-я группа - п = 30, 14-17 лет, интернет-пользователи подросткового возраста, включающие себя в виртуальную субкультуру компьютерного андеграунда; 2-я группа - п = 30, 14-17 лет, подростки, профессионально занимающиеся спортом (секция волейбола)) с применением диагностического инструментария: методика «Исследование акцентуаций характера (К. Леонгард, модификация С. Шмишека)»; методика «Исследование направленности личности (Б. Басс)»; методика «Изучение ценностных ориентаций (М. Рокич)»; методика «Изучение особенностей межличностного общения (Т. Лири)», методика «Определение стрессоустойчивости личности (Н. В. Киршева, Н. В. Ряб-чикова)». Установлено, что существуют значимые различия между психологическими особенностями подростков, включенных в виртуальную субкультуру, и подростков, не включенных в виртуальную субкультуру. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультационной практике педагогов-психологов и других специалистов.
Ключевые слова: психологические особенности, подростки, виртуальная субкультура, включенность, невключенность.
Введение
В последние годы активно возрастает количество людей, вовлеченных в виртуальное пространство сети Интернет. Если еще 10-15 лет назад компьютер с доступом во всемирную сеть считался роскошью, то в наши дни - это средство взаимодействия с миром, без которого многие люди не представляют своей жизни. Наиболее активно в этот процесс вовлечены подростки и молодые люди.
Понятие компьютерного андеграунда появилось несколько десятилетий назад, и данная субкультура представляет собой «обширную совокупность социокультурных групп, которые различаются по способу самовыражения и самоидентификации в виртуальном пространстве, но при этом едины
в своем негативно-позитивном отношении к существующему мировому порядку, с некоторыми небольшими различиями между ними. Люди, которые идентифицируются как агенты "компьютерного андеграунда", стремятся изменить окружающий мир или свое положение в нем посредством информационных технологий в корыстных или бескорыстных целях» [2, с. 9].
В связи с тем, что неуклонно растет число подростков, причисляющих себя к субкультуре компьютерного андеграунда, исследование личностных особенностей таких подростков в сравнении с подростками, не включенными в виртуальную субкультуру, представляется нам на сегодняшний день актуальным.
Теоретический анализ проблемы
Сегодня можно говорить о формировании виртуальной субкультуры, обладающей практически полным набором необходимых признаков: собственным сленгом, внутрен-
ней иерархией, набором устоявшихся идей, составляющих мировоззренческую позицию членов субкультуры, определенными этическими нормами, достаточным количе-
ством формальных и неформальных лидеров, формирующих вокруг себя устойчивые сообщества пользователей, осуществляющих идейное предводительство. Подавляющее большинство социальных сетей - это люди в возрасте от 14 до 25 лет. Социальные сети дают человеку возможность проживать реальную жизнь в ирреальном мире. Причем мир соцсети часто оказывается более привлекательным, нежели мир реальный. Если, например, в реальной жизни подросток не пользуется авторитетом в классе, то в виртуальном мире он может придумать себе образ успешного, красивого, умного и авторитет-
ного человека [3; 5; 7; 10].
Как всякая субкультура, Интернет объединяет большие группы подростков, формирует круг интересов и общения, стимулирует развитие межличностных отношений и имеет свои положительные и отрицательные факторы влияния на индивидуальную сферу психической деятельности личности [1; 4; 6]. Среди отрицательных факторов влияния виртуальной субкультуры на личность необходимо назвать, в первую очередь, перенос полюса коммуникативной активности из реальных условий социума в сеть [8].
Выборка, методики и методы исследования
Исследование проводилось на выборке подростков города Саратова: 1-я группа -п = 30, 14-17 лет, интернет-пользователи подросткового возраста, включающие себя в виртуальную субкультуру компьютерного андеграунда; 2-я группа - п = 30, 14-17 лет, подростки, профессионально занимающиеся спортом (секция волейбола). Для исследования психологических особенностей подростков, включенных и не включенных в виртуальную субкультуру компьютерного андеграунда, использовались следующие методики: методика «Исследование акцентуаций характера
(К. Леонгард, модификация С. Шмише-ка)»; методика «Исследование направленности личности (Б. Басс)»; методика «Изучение ценностных ориентаций (М. Рокич)»; методика «Изучение особенностей межличностного общения (Т. Лири)», методика «Определение стрес-соустойчивости личности (Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова)». Полученные результаты эмпирического исследования обрабатывались с помощью описательной статистики и методов математической статистики: и-критерий Манна-Уитни, коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Результаты исследования, их обсуждение
Результаты исследования акцентуации характера посредством методики Леонгар-да-Шмишека показывают, что существуют значимые различия между подростками, включенными и не включенными в виртуальную субкультуру, по следующим типам акцентуаций: застревающий тип иЭмп = 15,5 < иКр = 19, р < 0,01; педантичный тип иЭмп = 14 < ПКр = 19, р < 0,01; гипертимный тип иЭмп = 12 < ПКр = 19, р < 0,01; тревожно-боязливый тип иК = 18 < и = 19, р < 0,01;
Эмп Кр ' г — ' '
дистимичный тип иЭмп = 21 < ПКр = 27, р < 0,05.
Подростки-представители компьютерного андеграунда продемонстрировали следующие личностные качества: необщительность, настороженность в реальном общении с людьми, инертность поведения,
усидчивость, развитое чувство долга и ответственности, склонность к планированию, аккуратность, достаточно высокие моральные и этические требования, отдача делу, которым подросток занимается, умение раскрыть свои умения в выбранном деле. По сравнению с представителями компьютерного андеграунда, для подростков-спортсменов не характерна ригидность, инертность психических процессов, тяжесть на подъем, долгое переживание травмирующих событий. Также не характерна пунктуальность, аккуратность, они не зациклены на чистоте и порядке, не скрупулезны, не склонены жестко следовать плану, не склонены к частым самопроверкам, брюзжанию, формализму.
Исследование направленности личности по методике Б. Басса показало, что между
группами подростков выявлены значимые различия по шкале «Направленность на общение» иЭмп = 7 < иКр = 12, p < 0,01. Такой показатель свидетельствует о том, что у подростков-спортсменов, в отличие от представителей компьютерного андеграунда, выражена направленность на установление социальных контактов, стремление к социальному одобрению, ценность расширения и развития круга реального общения (следование социальным нормам, установление дружеских отношений).
У представителей компьютерного андеграунда выраженность направленности на дело значительно выше, по сравнению с направленностью на себя и на общение, что можно охарактеризовать как стремление раскрыть свои умения в выбранной деятельности, реализовать свои планы, отдача выбранному делу.
У подростков-спортсменов показатели направленности на дело и на общение находятся примерно на одном уровне, т. е. не наблюдается большого разрыва между показателями направленности на дело и на общение, что можно интерпретировать как совмещение направленностей и на решение поставленных задач, и на налаживание и сохранение положительных взаимоотношений с обществом.
На следующем этапе исследования мы оценивали, какие ценностные ориентации руководят поведением подростков, включенных в субкультуру компьютерного андеграунда, и подростков-спортсменов.
Анализируя полученные данные, можно сказать, что подростки - представители компьютерного андеграунда стремятся к независимости, чтобы через познание и развитие вести продуктивную жизнь, быть эффективным в делах, честным и образованным. Эти данные соотносятся с результатами тестирования с помощью методики К. Леонгарда, где у подростков ярко выражено стремление управлять собой, планировать и честно выполнять свою деятельность, при этом сохраняя минимальные коммуникативные контакты. Также данные ценности связаны с направленностью подростка на дело, которым он занимается.
Результаты исследования ценностных ориентаций подростков, профессионально занимающихся спортом, показали, что для
них ценным является стремление к активной, здоровой и свободной жизни, т. е. они стремятся к эмоциональной насыщенности жизни, придерживаются здорового образа жизни, стремятся к самостоятельности, независимости в суждениях и поступках. Также для подростков ценно уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе и отсутствие материальных затруднений. Для реализации терминальных ценностей подростки-спортсмены выбирают следующие цели-средства: смелая, независимая и решительная позиция относительно наиболее важных вопросов, жизнерадостность и чувство юмора, чувство долга, умение держать свое слово, умение настоять на своем, не отступать перед трудностями.
Для определения статистической связи между ценностями подростков двух групп испытуемых мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Были получены следующие показатели: терминальные ценности г = 0,247, инструментальные ценности г = 0,328, чем выше показатель корреляции, тем сильнее связь между признаками, тем ближе друг к другу распределение рангов. На основе полученных данных можно сделать вывод, что ранжирование ценностных ориентаций представителями компьютерного андеграунда и подростками-спортсменами тесно не связано, т. е. имеются значительные расхождения в ранжировании подростками списков терминальных и инструментальных ценностей.
Результаты исследования особенностей межличностного общения по методике Т. Лири у группы подростков компьютерного андеграунда не выходят за рамки нормы, но наблюдается соотношение доминирования с агрессивностью (вернее сказать, умеренное проявление доминирования сочетается с умеренным уровнем агрессивности).
У подростков-спортсменов стремление к авторитарности при выраженной дружелюбности и альтруистичности. Данные показатели можно интерпретировать как энергичность, успешность в делах, самоуважение и при этом стремление к сотрудничеству и инициативность в достижении целей группы, а также стремление быть в центре внимания, заслужить признание и любовь окружающих.
Статистически значимые различия по
методике Т. Лири получены по следующим показателям: авторитарный тип отношений
иЭмп = 7 < иКр = 9, р < 0,01; дружелюбный тип отношений и = 8 < и = 9, р < 0,01,
Эмп Кр
что подтверждает выраженность авторитарного и дружелюбного типа межличностных отношений у подростков-спортсменов.
Исследование стрессоустойчивости личности подростков по методике Н. В. Кирше-вой и Н. В. Рябчиковой показало, что стати-
стически значимых различий обнаружено не было, что можно интерпретировать, как примерно схожий (средний) уровень стрес-соустойчивости у испытуемых обеих групп. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о достаточно адекватном уровне реагирования на стресс у подростков, включенных и не включенных в виртуальную субкультуру компьютерного андеграунда.
Заключение
Проведенное исследование выявило, что существуют значимые различия между психологическими особенностями подростков, включенных в виртуальную субкультуру, и подростков, не включенных в нее.
Подростки, включенные в виртуальную субкультуру компьютерного андеграунда,
отличаются замкнутостью, стремлением к уединению, настороженностью в реальном общении с людьми и в то же время аккуратностью, умением решать поставленные задачи, отдачей делу, которым они занимаются, а подростки-спортсмены обладают противоположными психологическими качествами.
Библиографический список
1. Александрова Е. А. Самоопределение подростков в молодежных субкультурах // Школьные технологии. - 2000. - № 5. - С. 96-108.
2. Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете. - М.: Можайск-Терра, - 2000. - С. 100-131.
3. Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Психология жителей Интернета. - М.: Ленанд, 2015. - 224 с.
4. Лимов В. В. Влияние молодежной субкультуры на подростков // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - № 5. - С. 49-53.
5. Поляков С. Н. Современные молодежные субкультуры [Электронный ресурс] // Первый психологический портал г. Пятигорска. - 2013. -4 ноября. - URL: http://5psy.ru/obrazovanie/ sovremennie-molodejnie-subkulturi.html (дата обращения: 05.10.2016)
6. Резухина Е. В. Подростковые и молодежные
субкультуры: психологический аспект [Электронный ресурс] // Валеоцентр. - 2011. - 2 ноября. -URL: http://www.valeocentre.ru/12_9.html (дата обращения: 02.10.2016).
7. Соколова-Сербская Л. Молодежные субкультуры // Социальная педагогика. - 2008. -№ 4. - С. 86-89.
8. Туркатенко А. Молодежные субкультуры сегодня: попытка энциклопедии // Знание -сила. - 2007. - № 1. - C. 59-64.
9. Чернавский А. Анализ формирования компьютерного андеграунда в контексте современной киберкультуры // Компьютерная преступность и кибертерроризм: сборник научных работ. Выпуск 2. - Запорожье, 2004. - С. 58-65.
10. Jenks C. Subculture: the fragmentation of the social. - London; Thousand Oaks, Calif.: Sage Publications, 2005. - X. - 158 p.
Поступила в редакцию 05.10.2016
Hutoryanskaya Tatyana Valentinovna
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of Pedagogical Psychology and Psychodiagnostics, Saratov State University, dialogus1@yandex.ru, Saratov
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE TEENAGERS INCLUDED AND NOT INCLUDED IN VIRTUAL SUBCULTURE
Abstract. Results of a theoretical and empirical research psychological features of the teenagers included and not included in virtual subculture of a computer underground are stated. It is shown that the teenagers included in virtual subculture differ in isolation, aspiration to a privacy, vigilance in real communication with people, and at the same time accuracy, ability to solve objectives, complete
_PSYCHOLOGICAL RESEARCHES_
return to case in which it is engaged and teenage athletes have opposite psychological qualities. Results of the empirical research executed on selection of teenagers of the city of Saratov are provided (1 group - n = 30, 14-17 years, the Internet users of teenage age including themselves in virtual subculture of a computer underground; The 2nd group - n = 30, 14-17 years, the teenagers who are professionally playing sports (volleyball section)) using diagnostic tools: technique "Research of aktsentuation of nature (K. Leongard, S. Shmishek's modification)"; technique "Research of an orientation of the personality (B. Bass)"; technique "Studying of valuable orientations (M. Rokich)"; technique "Studying of features of interpersonal communication (T. Leary)", technique "Determination of resistance to stress of the personality (N.V. Kirsheva, N.V. Ryabchikov)". It is established that there are significant distinctions between psychological features of the teenagers included in virtual subculture and psychological features of the teenagers who aren't included in virtual subculture. The applied aspect of the researched problem can be realized in consulting practice of educational psychologists and other specialists.
Keywords: psychological features; teenagers; virtual subculture; inclusiveness; not an inclusive-ness.
References
1. Aleksandrova, E. A., 2000. Samoopredelenie podrostkov v molodezhnyx subkul'turax [Self-Determination of adolescents in youth subcultures]. Shkol'nye tehnologii [School technologies], 5, pp. 96-108. (in Russ.).
2. Voiskounsky, A. E., 2000. Fenomen zavisi-mosti ot Interneta [The Phenomenon of dependence on the Internet]. Gumanitarnye issledovanija v Internete [Humanitarian research on the Internet]. Moscow: Mozhaisk-Terra Publ., pp. 100-131 (in Russ.).
3.Kuznetsov, Yu. M., Chudova, N. V., 2015. Psixologija zhitelei Interneta [The psychology of the inhabitants of the Internet]. Moscow: Lenand Publ., 224 p. (in Russ.).
4. Limb, V. V., 2007. Vlijanie molodezhnoi sub-kul'tury na podrostkov [Influence of youth culture on adolescents]. Dopolnitel'noe obrazovanie i vospita-nie [Additional education], 5, pp. 49-53 (in Russ.).
5. Polyakov, S. N., 2013. Sovremennye molo-dezhnye subkul'tury [Modern youth culture]. Pervyi psihologicheskii portal g. Pjatigorska [Psychological First portal of the city of Pyatigorsk]. November 4 [online]. Available at: http://5psy.ru/obrazovanie/ sovremennie-molodejnie-subkulturi.html (Accesed 05 October 2016). (in Russ.).
6. Risuhina, E. V., 2011. Podrostkovye i molo-dezhnye subkul'tury: psixologicheskij aspekt [Adolescence and youth subculture: the psychological aspect]. Valeocentr [Velocentr]. November 2 [online]. Available at: http://www.valeocentre.ru/12_9.html (Accessed 02 October 2016) (in Russ.).
7. Sokolova-Serbskaya, L. 2008. Molodezhnye subkul'tury [Youth subculture]. Social'naja peda-gogika [Social pedagogy], 4, pp. 86-89 (in Russ.).
8. Turkatenko, A., 2007. Molodezhnye subkul'tury segodnja: popytka enciklopedii [Youth subculture today: the attempt of the encyclopedia]. Znanie - sila [Knowledge - force], 1, pp. 59-64. (in Russ.).
9. Chernavsky, A., 2004. Analiz formirovanija komp'yuternogo andegraunda v kontekste sovre-mennoj kiberkul'tury [Analysis of the formation of the computer underground in the context of contemporary cyberculture]. Komp'yuternaja prestupnost' i kiberterrorizm. Sbornik nauchnyh rabot. Vypusk 2 [Computer crime and cyberterrorism: the collection of scientific works. Issue 2]. Zaporozhye, pp. 58-65 (in Russ.).
10. Jenks, C., 2005. Subculture: the fragmentation of the social. London; Thousand Oaks, Calif.: Sage Publications, X, 158 p.
Submitted 05.10.2016