Научная статья на тему 'Социально-психологические механизмы развития совладающего поведения детей и подростков в семье'

Социально-психологические механизмы развития совладающего поведения детей и подростков в семье Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1107
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические механизмы развития совладающего поведения детей и подростков в семье»

Библиографический список

1. Абулъханова К. А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения / Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. А. В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.И. Дружинин. - М.: Академический проект, 2000. - С. 13-26.

2. Белорукова И.О. Семейные трудности и психологическое совладание с ними на разных этапах жизненного цикла семьи: Дисс. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2005.

3. Брушлинский А.В. Психология субъекта.

- СПб.: Алетейя, 2003.

4. Голубева М.С. Совладеющее поведение родителей, воспитывающих детей с тяжелыми сенсорными нарушениями: Дисс. ... канд. психол. наук. — Косгрома, 2006.

5. Гущина ТВ. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса: Дисс. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2005.

6. Журавлев А.Л. Психология коллективного субъекта / Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинс-кого, М.И. Воловиковой. - М.: ПЕР СЭ, 2002. -С. 51-81.

7. Замыгиляева М.С. Оптимизм в структуре психологического совладания личности: Дисс. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2006.

8. Знаков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы. - М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2005.

9. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три конинг-шкалы. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007.

10. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Монография. - Кострома: Аватитул, 2004.

11 .Крюкова Т.Л., Петрова Е.А. Семейные ресурсы совладающего поведения: значение прародителей и предков // Психология и практика: Сб. науч. статей / Под ред. Т.Л. Крюковой, С.А. Хазовой - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Не-

красова, 2006. - С. 12-23.

12.Куфтяк R.B. Совладающее поведение в семье, регулярно применяющей физические наказания детей: Дисс.... канд. психол. наук. — Кострома, 2004.

13 .Подобина О. Б. Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери: Дисс. ... канд. психол. наук. — Кострома, 2005.

14. Психология совладающего поведения: Материалы междунар. науч.-иракт. конференции / Отв. ред. Е.А. Сергиенко, T.JT. Крюкова. -Кострома, 2007.

15. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997.

16. Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как фактор школьной адаптации первоклассников: Дисс. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2002.

] 7. Сапоровская М.В. Межпоколеннос наследование совладающего поведения в семье // Психология совладающего поведения: Материалы междунар. науч.-практ. конференции / Отв. ред. Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. - Кострома, 2007. С. 409-411.

18.Сергиенко Е.А. Субъектная рефляция и совладающее поведение // Психология совладающего поведения: Материалы междунар. науч.-практ. конференции / Отв. ред. Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. - Кострома, 2007. С. 64-66.

19.Хазова С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников: Дисс. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2002.

2d.Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени / Предисл. А.В. Брушлинского. - М.: Про-гресс-Универс, 1996.

2\. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N.Y.: Springer Publishing House, 1984.

22. Moos R. Development and application of new measures of life stressors, social resources, and coping responses // European Journal of Psychological Assessment. 1995; 11: 1-13.

М. В. САПОРОВСКАЯ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СЕМЬЕ

В статье раскрываются социалъно-психоло- дительские отношения являются фактором статические механизмы развития совладающего по- новления и развития стилевых характеристик сове дения детей в семье. Показано, что детско-ро- владающего поведения в детей и подростков. Со-

©М.В. Сапоровская, 2008

153

владающес поведение родителей так же рассматривается, как фактор, влияющий на качественные характеристики детско-родительских отношений.

В системе факторов совладающего поведения особо выделяется сфера отношений лично-сги, главным образом близких. Именно в этих системах отношений (детско-родительских, супружеских, сиблинговых и т.д.) становится и развивается совпадающее поведение личности как социальное поведение субъекта. Близкие отношения обеспечивают субъекту обратные связи, задающие способность осознанного саморегулирования, то есть, выбора конинг-стратегий в трудной ситуации. Наиболее ярким примером здесь являются детско-родительские отношения. Особая ценность этих отношений заключается в их продолжительном и непрерывном влиянии как в целом на психическое развитие личности, гак и на развитие системы совпадающего поведения в частности.

Анализ имеющихся в зарубежных и отечественных источниках данных и результаты исследований, проведенных в Костромском государственном университете им. Н.А. Некрасова (1999-2006 гг.), позволяют нам утверждать, что характеристики детско-родительских отношений и совладающее поведение родителей входят в структуру социально-психологического (средо-вого) фактора совладающего поведения детей.

Детско-родительские отношения как фактор совладающего поведения ребенка следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, эти отношения и связанные с ними детские переживания, оказывают влияние на формирование и развитие таких поведенческих стратегий и качеств личности, которые впоследствии опосредуют предпочтение тех или иных копинг-стратегий. Так, например, наличие в родительском отношении контроля, требовательности к социальной зрелости и эмоционального принятия способствует формированию у ребенка стремления к исследованию, а не избеганию фрустрационных ситуаций (Д. Боумрин, 1953, см. МассоЬу Е.Е, 1959.). В психоаналитической традиции истоки неудач человека в решении повседневных проблем усматриваются в переживаниях детства, связанных с взаимоотношениями родителей и детей (А. Адлер, 1927/1997; Э. Фромм, 1968/ 1994; Э. Эриксон, 1963/1996). Доверие человека к своим внутренним потенциалам, вера в соб-

ственные силы — та основа, которая позволяет человеку совладать с жизненными трудностями и быть более успешным. Такие качества личности формируются у ребенка при безусловном принятии его окружающими взрослыми. Атмосфера безопасности, защищенности, доброй воли окружающих позволяет ребенку не тормозить спонтанность своих интересов, чувств и потенциальных возможностей. Однако, ребенку необходимо не только чувствоват ь себя защищенным, желанным, но он должен уметь противостоять, защищаться, переносить поражения и огорчения. Страдание, печаль, тоска и смятение являются необходимым условием для развития у ребенка способности к самоактуализации, иначе «возникает избалованность, за которой стоит неуважение к целостности человека, внутренней природе и дальнейшему развитию индивидуальности» (А. Маслоу, 1957/1999).

Опираясь на данные теоретические позиции, нашим исследовательским коллективом в цикле эмпирических исследований были получены следующие факты. В условиях эмоционального отвержения, недостатка родительского внимания и заботы (гипоиротекции), неадекватно низкого уровня родительских требований и неустойчивости, непоследовательности стиля воспитания у ребенка младшего школьного возраста формируются такие деструктивные состояния и характеристики как: тревожность и даже враждебность по отношению к взрослым; эмоциональное неконтролируемое напряжение, нередко проявляющееся в серьезных страхах; недостаток социальной нормативности, выражающийся в различных формах негативизма. Это делает ребенка дезадаптированным, уязвимым и неспособным справиться с жизненными трудностями. (М.В. Сапоровская, 2002). Е.В. Куфтяк (2003) в своем диссертационном исследовании показала, что дети из семей, в которых ре1улярно используют физические наказания как воспитательный метод, совладают с жизненными трудностями, сочетая копинг-стратегии, направленные на проявление деструктивной эмоциональной экспрессии и поиск социальной поддержки. Такое сочетание делает совладение неэффективным, еще более увеличивая дистанции между родителями и детьми. Изучая дисфункциональную семью в период ее распада (изъятия ребенка из семьи), Т.В. Гущина (2005) выявила особенности совладающего поведения детей разных возрастов, свя-

занные с деструктивность материнского отношения к ним. Оказалось, что дети-дошкольники активно используют стратегии эмоциональной разрядки и стратегии, направленные на восстановление физических сил. Младшие школьники оказываются наиболее уязвимыми к стрессу и совладают только с помощью деструктивных способов совладания, используя социально нео-добряемые стратегии. В подростковом возрасте использование деструктивных копинг-стратегий приводит к формированию устойчивой системы девиантного поведения личности. Выборку Н. О. Белоруковой (2005) составили подростки и родители из условно благополучных семей. Было установлено, что требование от подростков со стороны матери социальных успехов, контроль за их достижением, являются мощным стимулом для подростка, способствуют развитию его саморегуляции (интериоризации внешнего контроля) и социально-приемлемых, эффективных форм поведения. Условное принятие, высокий уровень требований к подростку со стороны отца, при ориентации на сотрудничество с ним, опосредуют выбор подростком продуктивного совладания. В то же время инфантилиза-ция, стремление к сохранению симбиотических отношений между отцом и подростком обусловливают развитие у последнего пассивного совладания, ориентированного на предотвращение, избегание трудных ситуаций.

Второй аспект изучения детско-родительских отношений как фактора совладающего поведения ребенка связан с понятием социальнопсихологической поддержки в семье. С одной стороны понятие «социальная поддержка» в психологии предполагает все формы поддержки, обеспечиваемые другими людьми и группами, которые помогают индивиду преодолеть трудности жизни. С другой стороны, наличие социальной поддержки (особенно в системе детско-ро-дитсльских отношений) рассматривается как показатель качества межличностных отношений и необходимое условие их оптимизации, так как удовлетворяет стремление человека поделиться своими проблемами, заручиться одобрением и советом (G. Piers, I. Sarason, В. Sarason, 1996, см. Frydenberg, 1997). Поддерживающие отношения

- это связи, из которых индивид черпает ресурс психологического совладания с трудной ситуацией (T.JI. Крюкова, 2004).

Установленные возрастные закономерности

развития ко пинга в онтогенезе позволяют утверждать, что на этапах дошкольного детства и младшего школьного возраста копинг-стратегии, направленные на получение социальной поддержки от значимых взрослых (в сочетании с другими копинг-стратегиями) являются доминирующими в системе совладающего поведения ребенка. Однако родители не всегда способны оказать своему ребенку необходимую помощь. Эю происходит потому, что содержание стресса у взрослых и детей различно, поэтому субъективная оценка ситуаций как трудных у родителей и детей часто не совпадает. Кроме того, оказание психологической поддержки родителем возможно только при условии его эмоционально-теплого, эмпатийного отношения к ребенку. Необходимо, и чтобы родитель сам умел совладать с трудностями разного порядка. Нами установлено, что родительское отношение и стилевые характеристики совладающего поведения родителей оказывают влияние на эффективность социально-психологической адаптации ребенка как непосредственно, так и опосредованно, через интеграцию этих факторов. Использование родителями различных копинг-стратегий определяет особенности детско-родительского взаимодействия в трудной ситуации, основным показателем которого является инструментальная поддержка (или ее отсутствие). Качественные характеристики родительского отношения определяют содержание взаимодействия родителя и ребенка, основной характеристикой которого является наличие / отсутствие эмоциональной поддержки (М.В. Сапоровская, 2002, 2005).

Итак, детско-родительские отношения оказывают влияние на становление системы совладающего поведения ребенка через формирование и развитие у пего таких поведенческих стратегий и качеств личности, которые впоследствии опосредуют предпочтение им тех или иных копинг-стратегий. Эффективность совладающего поведения ребенка зависит от его средовых ресурсов, а именно от системы поддерживающих отношений в семье.

Как было ранее отмечено, не только детско-родительские отношения оказывают влияние на развитие копинг-поведения в детстве и отрочестве. На становление и развитие стилевых характеристик копинга детей влияют характеристики совладающего поведения их родителей. В основе этой закономерности, с нашей точки зре-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2008

155

ния, лежит процесс межпоколенной передачи (межпо коленного наследования) имеющегося в семье опыта совладания с трудными ситуациями. Традиции отечественной психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев) дают основание рассматривать межпоколенное наследование коттга в семье как передачу и присвоение семейных моделей копинга, усвоение опыта, знаний, умений, навыков и качеств совладающего (или несовпадающего) с трудностями человека (М.В. Сапо-ровская, 2001; Т.Л, Крюкова, 2004).

Один из путей наследования коиинга в семье

- это идентификация, т. е непосредственное переживание субъектом своей тождественности с объектом идентификации. Идентификация позволяет человеку присоединится, стать частью 1ругшового «Мы», удовлетворить потребность в аффилиации. В современной психологии идентификация как механизм развития личности охватывает три пересекающиеся области психической реальности. Во-первых, идентификация - это процесс самоотождествления субъектом себя с другим человеком, группой, образцом на основе установившейся положительной эмоциональной связи. Во-вторых, идентификация - это отождествление субъектом другого человека с собой, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями. В-третьих, идентификация—эго механизм постановки субъектом себя на место другого. Человек переносит себя в пространство, обстоятельства другого человека, что приводит к пониманию его личностных смыслов. Этот тип идентификации обеспечивает процесс взаимопонимания и опосредует помогающее (поддерживающее) поведение. Очевидно, что в процессе передачи и усвоения опыта совладающего поведения участвуют все типы идентификации. Безусловно, присвоение ребенком образцов совладающего поведения имеет существенные ограничения разного порядка, поэтому следует говорить лишь о таких общих, заданных в полярных шкалах характеристиках копинга родителей и детей, как эффективность / неэффективность и конструктивность / деструктивность. Опираясь на принятое в социальной психологии понимание и выделение критериев эффективности деятельности, в качестве критериев эффективности копинга можно рассматривать его продуктивность, т.е. решение задач копинга, соотнесенное с затратами копинг-ресурсов, и состояние удов-

летворенности субъекта, вызванное его определенными притязаниями и возможностью их достижения. Конструктивность / деструктивность копинга есть показатель качества преобразований, которые происходят с человеком в результате применения копинга.

Данные теоретические положения отчасти нашли подтверждение в эмпирических исследованиях, в рамках которых были соотнесены характеристики совладающего поведения родителей и детей из дисфункциональных и нормально функционирующих семей (Е.В. Куфтяк, 2003; Т.В. Гущина, 2005; И.О. Белорукова, 2005)

Особый интерес в контексте изучаемой проблемы представляют дисфункциональные семьи (социально-неблагополучные семьи и семьи, в которых регулярно применяются физические наказания). Наблюдения показывают, что деги и подростки из таких семей часто используют деструктивные стратегии поведения, которые используют их родители для совладания с трудными жизненными ситуациями (употребление никотина, алкоголя, наркотиков, внутреннюю и внешнюю агрессию). Так, изучая характеристики совладающего поведения девиантных матерей и их детей, Т.В. Гущина (2005) выявила, что их ко-пинг, в целом, является деструктивным и неэффективным. Девиантные матери чаще всего используют стратегии эмоционально-ориентированного копинга, направленные на эмоциональное отреагирование и аутоагрессию. Результатом этого копинга является ощущение абсолютной беспомощности, безнадежности, невозможности изменить жизненные обстоятельства. Самым доступным способом, который помогает справиться с внутренним дискомфортом, оказывается употребление алкоголя, что влечет за собой разрушительные последствия. Репертуар совладающего поведения детей разнообразнее, чем у девиантных матерей. Однако большинство детских копинг-стратегий можно объединить в следующие группы, это: Аффективное отреагирование, которое происходит в результате использования социально неодобряемых копинг-стра-тегий; Поиск эмоциональной поддержки, направленной на восстановление отношения привязанности. Такой копинг, как правило, является эффективным для детей, но приводит к деструктивным последствиям в их развитии. Выявлены и общие характеристики Проблемно-ориентированного копинга девиантных матерей и

их детей-подростков. Оказалось, что и матери, и дети, активно используя стратегии данного стиля, «застревают» на этапе размышления, практически никогда не переходя к реальным действиям, что нередко приводит к кризису и распаду семьи. В семьях с регулярным использование физических наказаний (Е.В. Куфтяк) так же выявлены сходства копинга детей-жертв и родителей-агрессоров. Дети, по отношению к которым регулярно применяются физические наказания, используют копинг-страт егии, позволяющие им эмоционально отреагировать свое состояние через боль и страдания, подавить, вытеснить или отвлечься от ситуации, снять внутренне напряжение за счет признания своего проступка (Стараюсь забыть, Прошу прощения, говорю правду; Плачу, грущу; Играю во что-нибудь). Есть основания предполагать, что в данных семьях модели эмоционального копинга наследуются детьми от матери, а избегание и отвлечение - от отца. Интересно, что агрессивные образцы поведения пока дети не воспроизводят. Это можно объяснить, либо страхом наказания, которое последует за социально-неодоб-ряемым поведением, либо возрастом исследуемых детей, либо идентификационными отношениями с потенциальными объектами детской агрессии.

Обобщая результаты исследований, можно утверждать, что когшнг родителей и детей - членов деструктивных семей - отличается по содержательному критерию, но имеет выраженные сходства по качественному критерию. Однако следует подчеркнуть, что каждая конкретная личность не просто усваивает опыт семейной группы, но в силу индивидуальных особенностей, субъективно преобразовывает «чужой опыт», приобретая собственный опыт совладания с трудностями.

ВЫВОДЫ

1. Детско-родительские отношения являются важным фактором развития совладающего поведения детей на разных возрастных этапах.

1.1. Детско-родительские отношения оказывают влияние на становление системы совладающего поведения ребенка через формирование и развитие у него таких поведенческих стратегий и качеств личности, которые впоследствии опосредуют предпочтение им тех или иных копинг-стратегий.

1.2. Эффективность совладающего по-

ведения ребенка зависит от его средовых ресурсов, а именно от системы поддерживающих отношений в семье.

2. На развитие совладающего поведения детей влияют как характеристики родительского отношения и воспитания, гак и стилевые характеристики копинга родителей. В основе этой закономерности лежит процесс межпоколенной передачи (межпоколенного наследования) имеющегося в семье опыта совладания с трудными ситуациями.

3. Совладеющее поведение родителей, с одной стороны, обусловлено качественными характеристиками отношений в системе «родитель -ребенок», а с другой стороны, копинг оказывает влияние на особенности детско-родительского взаимодействия в трудных ситуациях, что, в целом, отражается на отношениях между родителями и детьми.

Библиографический список

1. Белорукова И.О. Семейные трудности и совпадающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи: Автореф. дисс.. .канд. пс. паук - Кострома, 2005.

2. Гущина Т. В, Защитное и совпадающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса: Автореф. дис ... канд. пс. наук. - Кострома, 2005.

3. Крюкова Т.П. Психология совладающего поведения - Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004.

4. Куфтяк Е.В. Совпадающее поведение в семье, регулярно применяющей физические наказания: Автореф. дисс ... канд. пс. наук. - СПб., 2003.

5. Сапоровская А4.В. Детско-родительские отношения и совпадающее поведение родителей как факторы школьной адаптации первоклассников: Автореф. дисс...канд. пс. наук. - Ярославль, 2002.

6. Крюкова TJL, Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. — СПб.: Изд-во «Речь», 2005.

7. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. -М.: Педагогика, 1993.

8. Фромм Э. Психология человеческой деструктивности. - М., 1994.

9. Никольская И.М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей - СПб.: Изд-во «Речь», 2000.

Педагогкка. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинстика, 4, 2008

157

10.Эриксон Э. Детство и общество — СПб.: Изд-во «Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.

11. Maccoby Е.Е. Role taking in childhood and its consequences for social learning It Child develop.

1959.V.30.

12.Frydenberg, E. Adolescent Coping-Theoretical and Research Perspectives. Routhledge. London andN.Y. 1997.

E.B. КУФТЯК ИССЛЕДОВАНИЕ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ГРУППЕ

Семья как малая социальная группа выступает одним из специфических типов малой группы. Анализируя проблемы и перспективы социально-психологических исследований семьи ряд авторов [3; 4; 11] выделили следующие принципиальные отличия семьи от других малых групп: закрытость; гетерогенность состава; наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в ссмьс; многосторонность и значимость семейных отношений, их взаимосвязь; наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые могут изменяться в процессе развития семьи; включенность в нее представителей разных поколений и гораздо больший срок близкого знакомства между ее членами, чем в других группах; отсутствие в семье связи совместной деятельностью, как в других группах; особая открытость, уязвимость членов семьи. Именно эти отличия определяют специфичность семьи как социальной системы.

Высокая значимость внутрисемейных отношений для членов семьи обусловливает и высокую степень готовности сохранения целостности семейной системы. Целостность как таковая является одним из наиболее специфических признаков социальной группы как системы. Целостность есть такая характеристика группы, которая одновременно означает порождение собственно групповой реальности. Следовательно, можно предположить наличие в группе определенных механизмов, направленных на поддержание и сохранение ее целостности. К формам групповой защитной активное™ относится групповая психологическая защита и совместный копинг (communal coping).

В семейной группе к групповой защитной активности относи гея семейное совладание. Се-

мейное совладание - это выбор стратегий действий более чем одного члена семьи в ответ на переживаемое внутреннее напряжение одного или нескольких членов семьи либо семейную дис-функционaibнасть (стрессовые нарушения гомеостаза семьи), способствующих сохранению, восстановлению и / или контролю семейной целостности [1; 8; 9]. Семейное совладание мы определяем как усилия, определенные действия членов семьи в поиске сохранения целостности семьи.

Учитывая значимость проблемы групповой защитной активности, ее недостаточную теоретическую разработанность, мы попытались осуществить свой подход к этой проблеме. Нами проведено исследование, направленное на изучение структуры семейного совладания в семейной группе. Эмпирическую базу исследования составили 294 человека (147 супружеских пар), которые были разделены на 4 группы в соответствии с этапами жизненного цикла семьи: формирующаяся семья, без детей (п — 54); молодая семья на этапе принятия факта появления в семье ребенка (п = 92); семья с дошкольником (п = 36); семья с подростком (п = 100). В исследовании нами использовались методики: методика многомерного измерения копинга «Лопинг-поведение в стрессовых ситуациях» Н. С. Эндлера, Дж. А. Паркера (CISS, Coping Inventory for Stressful Situations, 1990), надежно измеряющая три основных стиля совладающего поведения (проблемно-ориентированный копинг, направлен на разрешение проблем и трудностей; эмоцио-нально-ориентированный копинг, ориентирован на эмоции; копинг, ориентированный на избегание, включающий отвлечение и социальное отвлечение), адаптация Т. Л. Крюковой [6]; опросник «Супружеский копинг» М, Боуман {MCI,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.