Научная статья на тему 'Школьная дезадаптация как трудная жизненная ситуация, требующая совладающего поведения'

Школьная дезадаптация как трудная жизненная ситуация, требующая совладающего поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
629
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гущина Ксения Алексеевна

Рассматривается явление школьной дезадаптации как трудная жизненная ситуация для первоклассников и их родителей. Характеризуются основные причины и проявления дезадаптации. Рассматривается совладающее поведение как один из путей преодоления школьной дезадаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гущина Ксения Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьная дезадаптация как трудная жизненная ситуация, требующая совладающего поведения»

Как показывает практика работы некоторых школ, можно выделить три основных направления, в русле которых следует вести работу, связанную с психологическим обеспечением учебно-воспитательного процесса и внутришкольного управления:

1) совершенствование психологического климата педколлектива;

2) обеспечение процесса реализации психологической модели личности выпускника гимназии;

3) психологическое обеспечение саморазвития личности руководителя [3].

В психо лого-педагогической литературе справедливо отмечается, что руководитель современной школы сам должен быть готов к постоянному самообновлению и саморазвитию, чтобы рассчитывать на успех в управлении педагогическим коллективом. Развивающая школа «...нуждается в становлении нового (по человеческим и профессиональным качествам, по стилю сознания и поведения) типа руководителя школы, в формировании нового поколения руководителей» [3, с. 288]. Практика работы современных школ подтверждает это важное положение.

В целом, дальнейшее изучение вопросов, связанных с психологическим обеспечением управленческой деятельности руководителя школы, может стать важным и продуктивным направлением в развитии и совершенствовании системы внутришкольного управления.

Список литературы

1. Дёкина Е.В. Психологическое обеспечение организации работы с молодежью // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2013. Выпуск № 3 (7). С. 104.

2. Асеев В.Г. Психологическое обеспечение управленческой деятельности руководителя инновационной школы // Вестник Бурятского государственного университета, 2012. № 8.

3. Поташник М.М., Лазарев В.С. Управление развитием школой. М.: Новая школа, 1995.

ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ КАК ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ТРЕБУЮЩАЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

Гущина К.А.

Гущина Ксения Алексеевна - магистрант, кафедра специальной педагогики и психологии, Костромской государственный университет, г. Кострома

Аннотация: рассматривается явление школьной дезадаптации как трудная жизненная ситуация для первоклассников и их родителей. Характеризуются основные причины и проявления дезадаптации. Рассматривается совладающее поведение как один из путей преодоления школьной дезадаптации. Ключевые слова: школьная адаптация, школьная дезадаптация, трудная жизненная ситуация, совладающее поведение, копинг-стратегии.

В настоящее время затруднения процесса школьной адаптации, испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается выраженная тенденция к дальнейшему росту их количества.

Школьная адаптация рассматривается нами как процесс приспособления ребенка к новым социальным условиям и требованиям, видам деятельности и режиму жизнедеятельности школьного обучения, и в большинстве случаев он «стихиен»,

иначе говоря, дети самостоятельно приспособляются к школе и друг другу по истечении определенного времени (Костяк Т.В.) [2]. Если же данный процесс не происходит, то речь идет о процессе школьной дезадаптации.

В современной педагогике, психологии и социальной педагогике давно исследуется процесс дезадаптации, служит для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе, но однозначного толкования, которое могло бы выступать в качестве научного понятия, пока нет.

Вслед за Петровой Е.Ю., мы понимаем «школьную дезадаптацию», как самостоятельный феномен, как сложное, социально-психолого-педагогическое явление, являющееся результатом нарушения адаптационного механизма социализации личности [7].

Как для детей с нарушенным развитием, так и для детей нормы характерна длительность процесса дезадаптации. Для детей обеих групп основной причиной школьной дезадаптации в младших классах, могут выступать не только нарушения различного характера, но и, по мнению Г.М. Чуткиной, может выступать характер семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживания «мы», он и в новую социальную общность — школу — входит с трудом. Ряд авторов (Е.В. Новикова, Г.В. Бурменская, В.Е. Каган и др.) считают, что основной причиной школьной дезадаптации являются не сами промахи в учебной деятельности или отношения ребенка с учителем, а переживания по поводу этих промахов и отношений. Другой причиной возникновения дезадаптивного поведения может быть чрезмерное переутомление и перегрузка. Само поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Успешность обучения его в школе зависит от особенностей воспитания в семье, его уровня подготовленности к школе (Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили, В.С. Мухина и др.).

Как и многие отечественные и зарубежные авторы (Д. Брайт, Д. Майерс, S. Folkman, R. Lazarus, Л.И. Анцыферова, Р.М. Грановская, Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, Э.Г. Эйдемиллер и др.) мы так же считаем, что процесс школьной адаптации является трудной жизненной ситуацией не только для первоклассника, но и его родителей, особенно тогда, когда речь идет о нарушении и запаздывании данного процесса. А любая трудная ситуация, так или иначе, приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности ребенка, поэтому данная тема имеет актуальность в настоящее время.

Такие авторы, как Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента, относя ситуацию поступления ребенка в школу к одному из нормативных семейных кризисов, указывают, что родители впервые переживают тот факт, что ребенок принадлежит не только им, но и широкой социальной системе, которая также может оказывать на него влияние. Авторы отмечают, что «характер и качество адаптации детей к новой ситуации в их жизни определяется особенностями сложившихся внутрисемейных отношений» [6].

Среди одного из признаков, указывающих на переживание семьей данного кризиса, авторы называют трудности адаптации ребенка к новым социальным условиям, выражающиеся как в поведенческих проблемах, так и проблемах, связанных с учебой [9; 13].

Отечественные исследователи Р.М. Грановская, И.М. Никольская, Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская отмечают, что в период вхождения ребенка в школьную среду в семью проникают элементы другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих детей [6; 10]. У ребенка напряжение растет в связи с включением в новый социальный институт и изменением требований, тогда как у родителей, по мнению

А.В. Черникова, - в первую очередь по причине того, что «продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения» [12].

Процесс школьной дезадаптации, как и другие трудные жизненные ситуации, имеют ряд важнейших характеристик, связанные с рассогласованием между потребностями ребенка, его возможностями и условиями деятельности (Т. Томашевский, М. Тышкова); нарушением устойчивости привычного образа жизни (Р. Лазарус, И.М. Никольская, Э.Г. Эйдемиллер); эмоциональным напряжением или стрессом (И.Ф. Дементьева, И.Н. Евграфова, А.Ф. Кусов); изменениями в окружающей среде, нарушающими деятельность, отношения с детьми и взрослыми, привычный образ жизни (Л.И. Анцыферова) и др. Школьная дезадаптация характеризуется несоответствием между тем, что ребенок хочет, и тем, что он может, вызывая фрустрирующие реакции и требуя адаптивных способов совладающего поведения, основываясь на имеющихся собственных возможностях [1; 13; 15].

Дезадаптация, как трудная жизненная ситуация, вызывает у ребенка хроническую неуспешность. Ребенок хуже усваивает новый материал, навыки, и, как следствие, закрепляются неудачи, появляются плохие отметки. Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. В большинстве случаев характерно наличие негативистской демонстративности. Здесь проблемным является поведение ребенка, а не плохая учеба; он нарушает общие нормы дисциплины, проявляет агрессию к сверстникам. Чаще всего дети уходят от деятельности, а это уже другая сторона негативистской демонстративности. В основном дети неуверенные, пассивные. Избегают совместной деятельности не только со сверстниками, но и с учителем. Так или иначе, школьная дезадаптация в большинстве своих случаев проявляется в наличии чувства тревожности, беспокойства, отсутствии положительных эмоций, повторяющихся простудных заболеваниях. А так же в преобладании отрицательных эмоций, конфликтном поведении, частой смене настроения и аффективных вспышках, нарушениях сна, двигательной активности [9; 11; 13]. И для преодоления всех последствий необходимы конкретные действия, основанные на осознаваемых усилиях, для регуляции ребенком эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам, иными словами использовать имеющиеся стратегии совладания [4].

Т.Л. Крюковой дается определение совладающего поведения, согласно которому оно определяется как «позволяющее субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией» [5, с. 57]. В отличии от диспозиционного и ситуативного подхода, интегративный подход полностью характеризует совладающее поведение. Согласно ему адаптивность или неадаптивность стратегии совладания определяется особенностями ситуации и самой личностью. Как и Крюкова Т.Л. мы указываем на то, что существуют особые личностные качества, обуславливающие лучшее совладание с трудностями и стили преодоления стресса [4].

Так, по мнению Анцыферовой Л.И., для преодоления трудных ситуаций необходимо формулирование их как проблемы, определение целей, наметка плана решения, способов достижения цели, изменением собственных характеристик и отношений к ситуациям, «позитивное истолкование» или придание нейтрального смысла. Важны и вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей, а именно использование «техник» борьбы с эмоциональными нарушениями -психологический уход или бегство [1].

Хазова С.А. пишет, для того, что бы справляться с жизненными трудностями, необходимы дополнительные ресурсы, разделяя их на две группы. Первая группа -внешние (время, деньги, образование, уровень жизни, социальная поддержка и

157

отсутствие других жизненных стрессов), вторая - внутренние ресурсы совладания. Хазова С.А. акцентирует внимание на значимости внутренних ресурсах, которыми выступают личностные черты, создающие возможность совладать со стрессом эффективными способами. К ним относят не только оптимизм, но и самоэффективность, стойкость, субъективно воспринимаемый контроль над ситуацией, «объяснительный стиль мышления». Способствуют совладанию и позитивная самооценка, уверенность в себе, наличие необходимых социальных навыков, умение быстро восстанавливать физические и душевные силы после стресса [11].

Многие отечественные авторы считают, что на формирование и развитие качественных характеристик совладающего поведения детей, влияют отношения между представителями разных поколений в семье. А сами детско-родительские отношения и связанные с ними детские переживания оказывают влияние на формирование и развитие таких качеств личности и поведенческих стратегий ребенка, которые впоследствии опосредуют предпочтение им тех или иных копинг-стратегий. Сапоровской М.В. исследований совладающего поведения в контексте детско-родительских отношений было установлено, что в условиях эмоционального отвержения, недостатка родительского внимания и заботы (гипопротекции), неадекватно низкого уровня родительских требований, неустойчивости, непоследовательности стиля воспитания у ребенка формируются такие деструктивные состояния и характеристики как тревожность и враждебность по отношению к взрослым; эмоциональное неконтролируемое напряжение, нередко проявляющееся в серьезных страхах; недостаток социальной нормативности, выражающийся в различных формах негативизма. Это снижает адаптивные способности ребенка, опосредует явления дезадаптации к новым социальным условиям, понижает стрессоустойчивость ребенка к трудным жизненным ситуациям, что в целом обеспечивает неэффективность совладания [8, 9].

Было выявлена зависимость между значимостью роли родителя для взрослого и выбором копинг-стратегий. Чем больше значимость роли, тем больше удовольствия он получает при непосредственном взаимодействии с ребенком, тем чаще он выбирает копинг, ориентированный на активное участие в разрешении трудной жизненной ситуации.

Таким образом, мы говорим о том, что процесс дезадаптации является трудной жизненной ситуацией для всей семьи, порождающий не только отрицательные эмоции и переживания, дискомфорт, но и нарушение деятельности, сложившихся отношений, нарушения развития личности ребенка. Для преодоления последствий необходимы дополнительные ресурсы и копинг-стратегии.

Список литературы

1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. Т. 15, 1994. № 1. С. 3-18.

2. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений // М: Академия, 2008 г. 176 с.

3. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. М: СПб., Речь, 2005. 240 с.

4. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Монография. М: Кострома: КГУ им.Н.А. Некрасова «Авантитул», 2004.

5. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // М.: Ин-т психологии РАН, 2008. С. 55-65.

6. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов. М.: Речь, 2006. 360 с.

7. Петрова Е.Ю. Школьная дезадаптация и педагогические условия ее преодоления // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2012. № 11 (126). С. 166-169.

8. Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как фактор школьной адаптации первоклассников: Автореф.дисс.к.психол.н. Костром. Гос. ун-т им. Н.А. Некрасова, Кострома, 2002. 15 с.

9. Сапоровская М.В. Совладание в межпоколенном срезе // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. № 5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sovladanie-v-mezhpokolennom-sreze (дата обращения: 29.07.2016).

10. Фирсанова Е.Ю. Изучение особенностей адаптации к школе у детей с нарушениями речи//«Психологическая наука и образование», 2009. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psyedu.ru/ (дата обращения: 18.11.2016).

11. Хазова С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников / С.А. Хазова // Психологический журнал, 2004. Т. 25. № 5. С. 59-69.

12. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Независимая фирма «Класс», 208 с.

13. Чиркина Г.В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2012. № 2 (221). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.m/artide/n/problema-obucheniya-detey-s-narusheniyami-rechi-v-kontekste-ih-osobyh-obrazovatelnyh-potrebnostey/ (дата обращения: 23.04.2016).

14. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. М: СПб.: Речь, 2003. 316 с.

15. Lazarus R.S., Folkman S. Stress. Appraisal and Coping. [Текст] / R.S. Lazarus, S. Folkman. N.Y.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЦ С ЗАВИСИМЫМ

ПОВЕДЕНИЕМ Каминская А.М.

Каминская Анна Михайловна - магистрант, кафедра общей психологии и социальных коммуникаций, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Сочинский государственный университет, г. Сочи

Аннотация: в статье анализируются проблемы зависимого поведения. Автором анализируются психологические аспекты зависимости. Проводится попытка описания психологического портрета зависимой личности, выделяются структурные и отношенческие категории психического, а также изменение личностных параметров, характеристик, процессов и свойств личности на примере употребления психоактивных веществ.

Ключевые слова: зависимость, аддитивное поведение, внутренняя картина болезни, психологические аспекты зависимого поведения.

Проблема зависимостей и зависимого поведения является актуальной проблемой исследования и по настоящий день. Разработка концепции зависимости длительное время находилась в лоне медицины, где превалировал клинический, физиологический и биогенетический подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.