Научная статья на тему 'Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы'

Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
10848
1885
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЛАДАНИЕ / КАЧЕСТВА СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ / ФАКТОРЫ СОВЛАДАНИЯ / РАЗВИТИЕ И ТРАНСГЕНЕРАЦИЯ КОПИНГ-ПАТТЕРНОВ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ КОПИНГ-ИССЛЕДОВАНИЙ / COPING / COPING FACTORS AND TRAITS / FAMILY COPING DEVELOPMENT AND ITS PATTERNS TRANSGENERATION / CONTEXT OF STRESS-COPING RESEARCH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крюкова Татьяна Леонидовна

В статье отражены современные наиболее интенсивно разрабатываемые в КГУ им. Н.А. Некрасова направления психологии совладания со стрессом. Отмечена многофакторная природа совладающего поведения субъекта и выделены основные факторы (диспозиционный, динамический, регулятивный и социокультурный) и качества данного сложного феномена, делающие его нелегким для изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coping behavior psychology: modern state, psychological and socio-cultural perspectives

The modern state of stress-coping research in Kostroma Nekrasov State University is being discussed in the paper. The author focuses on the most extensively developing fields, underlines 4 coping factors, the role and types of stress situations. A model of coping resources and coping development (transgenerational patterns included) are represented. 10 complex special coping behavior characteristics especially hard to assess and consider are singled out.

Текст научной работы на тему «Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы»

Психология совладающего поведения

Активно развивающейся авторитетной научной школой «Психология совладающего поведения» в КГУ им. Н.А. Некрасова руководит доктор психологических наук, профессор Татьяна Леонидовна Крюкова. Данная научная школа сравнительно молодая, но результаты ее работы значительны: исследования ученых КГУ им. Н.А. Некрасова, направленные на изучение совладающего поведения, способов совладания со стрессовой ситуацией и их зависимости от разных факторов, признаны как в России, так и за рубежом. Примечательно, что научная проблема, о которой рассказывает в следующей статье руководитель школы, родилась именно в КГУ им. Н.А. Некрасова и здесь же, благодаря работе Т.Л. Крюковой и ее коллег-единомышленников, стала основой нового и актуального научного направления.

УДК 159.922

Крюкова Татьяна Леонидовна

доктор психологических наук, профессор Кострома, Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

tat.krukova44@gmail.com

ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье отражены современные наиболее интенсивно разрабатываемые в КГУ им. Н.А. Некрасова направления психологии совладания со стрессом. Отмечена многофакторная природа совладающего поведения субъекта и выделены основные факторы (диспозиционный, динамический, регулятивный и социокультурный) и качества данного сложного феномена, делающие его нелегким для изучения.

Ключевые слова: совладание, качества совладающего поведения, факторы совладания, развитие и трансгенерация копинг-паттернов, социо-культурный контекст копинг-исследований.

Психология совладания с трудной (стрессовой) ситуацией как адаптивное поведение человека - это относительно новое направление в психологии, которое находится на стыке психологии личности, психологии развития, психологии здоровья, социальной и клинической психологии, что отражает современные тенденции интеграции науки в междисциплинарное знание.

Теоретическо-эмпирические исследования психологического стресса и совладающего (копинг) поведения ведутся в когнитивно-поведенческой парадигме в мировой психологии последние 40 лет (Lazarus R., Folkman S., Aldwin C., Hobfoll S., Moos R., Frydenberg E., Skinner E.). В России эти исследования активно начаты в 90-е годы, их парадигма неочевидна (Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, А.Б. Леонова, Т.Л. Крюкова, И.М. Никольская, Н.А. Сирота и др.).

Данная научная проблема начала жить и развиваться в стенах Костромского госуниверситета (изучение опыта зарубежных коллег по проблеме, создания и адаптации методик, кропотливого сбора и анализа данных, осмысления полученных результатов и создания собственной единой концепции стресса и совладающего поведения субъекта) в 1998 году при поддержке РГНФ, Института психологии РАН, а также многих прекрасных творческих людей (проф. Станислав Забельский из Польши, акад. К.А. Абульханова, проф. Л.И. Ан-

цыферова, проф. В.Н. Дружинин, акад. А.Л. Журавлев, проф. В.В. Знаков, проф. Е.А. Сергиенко, проф. М.А. Холодная и др.). С этого времени на кафедрах социальной психологии и специальной педагогики и психологии успешно работает целая плеяда ученых, внесших значительный вклад в изучение проблем стресса и копинга в различных контекстах.

Определяя совладающее поведение как особое социальное поведение, которое обеспечивает продуктивность, здоровье и благополучие человека, целенаправленное поведение, позволяющее человеку справляться со стрессом адекватными личностным особенностям и ситуации способами, мы подчеркиваем, что его главным отличительным признаком являются субъектные характеристики (Крюкова, 2004). Понятие выбора человеком способа действий в ситуации стресса является критериальным для специфики совладающего поведения и ключевым для понимания его осознанности. Со-владающее со стрессом поведение связано с системой целеполагающих действий, прогнозированием исхода процесса, творческим порождением новых выходов и решений трудной (проблемной) ситуации. Понимая совладающее со стрессом поведение как сложный междисциплинарный и многофакторный феномен, акцентируем следующее:

1. Это адаптивное поведение, используемое в стрессовых ситуациях с целью уменьшения воздействия

стресса для регуляции эмоциональных состояний, чтобы прекратить, избежать или вытерпеть действие стрессора. 2. Оно обеспечивает человеку продуктивность, хорошее здоровье, благополучие благодаря сознательному выбору способов поведения в соответствие с личностными особенностями и требованиями стрессовой ситуации (Крюкова, 2004, 2010). 3. Совладающее поведение принадлежит человеку как субъекту - свободному, независимому и самоэффективному (С.Л. Рубинштейн,

А.В. Брушлинский, В.В. Знаков).

Исследования психологических закономерностей совладающего поведения, проводимые в Костромском государственном университете под руководством проф. Т.Л. Крюковой, внесли определенный вклад в раскрытие его сущности и закономерностей; обосновали собственный подход к пониманию данного вида адаптивного поведения; выделили совокупность факторов выбора способов со-владания человеком (Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоров-ская, С.А. Хазова, Е.В. Куфтяк, О.Б. Подобина,

Н.О. Белорукова, Т.В. Гущина, М.С. Голубева, Е.А. Петрова (сейчас Дорьева) и др.).

Новый подход к пониманию совладающего поведения осуществляется через анализ диспозици-онного (личностного), динамического (процессуального, ситуативного), регулятивного и социокультурного (экологического) компонентов психологии субъекта, которые являются факторами данного вида поведения. Выделены и обоснованы качества совладающего поведения субъекта, делающие его сложным, но при этом, по-прежнему актуальным для изучения:

- адаптивность и одновременно - активность (инструментальность-созидательность);

- дуальность копинга как процесса: автоматизм и незамедлительность отклика на стресс - преднамеренность волевых регулятивных копинг-усилий;

- многоальтернативный выбор способа действий;

- недизъюнктивность (непрерывность) при одновременном использовании разнообразных способов;

- невозможность заранее предсказать их конструктивность/деструктивность;

- неоднородная в зависимости от ситуации и личности осознанность и целенаправленность (сходство с механизмами психологической защиты);

- разная степень контролируемости;

- социально-культурная обусловленность;

- значимость последствий для психологического благополучия субъекта;

- индивидуальная и групповые (коллективные) формы;

- сложная система ресурсов развития в онтогенезе.

Не все эти качества совладающего поведения окончательно прояснены в связи с высокой «изоб-

ретательностью», сложностью и гибкостью совла-дающего поведения субъекта как стороны процесса психосоциальной адаптации, а также пока не все они нашли достаточно полные и непротиворечивые эмпирические подтверждения.

Костромские психологи интенсивно разрабатывают несколько направлений в психологии стресса и совладающего поведения, в рамках которых проводятся основные исследования: 1) факторы совла-дающего поведения и их взаимодействие; 2) типология стресса и совладания (виды стрессовых ситуаций и копинг-стратегий: например, копинг избегания и его разновидности); 3) модель ресурсов совладающего поведения (социальные, когнитивные); 4) динамика и развитие совладающего поведения в онотогенезе (в том числе, передача и «наследование» паттернов копинга), 5) совладание индивидуального и коллективного субъекта (в том числе, диадический копинг в семье); 6) кросс-куль-турные исследования стресса и совладания; 7) со-владание со стрессовыми состояниями, возникшими в близких (парнерских) отношениях) или со-владание, ориентированное на отношения.

Серия наших исследований расширяет типологию совладания со стрессом и углубляет понимание его механизмов на основе методологии социальной контекстуализации совладающего поведения (М.В. Сапоровская, С.А. Хазова, Е.В. Куфтяк,

О.Б. Подобина, Н.О. Белорукова, Т.В. Гущина, Е.А. Дорьева (Петрова), О.А. Екимчик и др.). Показано, что ситуация длительного внутрисемейного насилия ослабляет развитие у женщин зрелого поливариативного копинга. В системе помогающего поведения преобладают механизмы психологической защиты и пассивные, ориентированные на избегание, копинг-стратегии. Это способствует усилению психической травматизации жертвы, дезадаптируя ее и лишая чувства субъективного контроля над жизненной ситуацией. Преобладают механизмы психологической защиты и пассивные, ориентированные на избегание копинг-стратегии. Это способствует усилению психической травма-тизации женщины-жертвы, лишая ее чувства субъективного контроля над жизненной ситуацией. Так мужеубийство как акт ликвидации хронического стрессора рассматривается как способ совла-дания со стрессом, но в данном случае он является деструктивным эмоционально-ориентированным совладанием. Исследования совладания пожилых людей, живущих в разных условиях, семьях или домах-интернатах престарелых, показало, что возрастание сензитивности к стрессорам у пожилых людей приводит к использованию ими ограниченного количества стратегий, главным образом, отвлекающего типа. Использование руминативного копинга (настойчивых, повторяющихся жалобных размышлений/рефлексии, связанных с беспокойством) ведет к депрессивным состояниям (у пожи-

лых из дома-интерната чаще, чем у живущих в семье).

Подтверждено, что ситуации измены и связанной с нею ревности порождают стрессовые состояния у человека, состоящего в близких (романтических, супружеских) отношениях (Екимчик, 2011, Смирнова, 2012). Так стрессогенность ситуаций ревности проявляется в негативных эмоциональных переживаниях и физиологическом дискомфорте. Эмоции и чувства, возникающие при ревности, образуют комплексы, направленные на оценку собственных ресурсов, самой ситуации, способов со-владания с ней посредством отреагирования переживаний. Женщины воспринимают и переживают эти ситуации как более стрессогенные, чем мужчины, что проявляется в интенсивности их физиологических и эмоциональных реакций таких как, бессонница, страх потери, жалость к себе и фрустрация. Измена партнера является трудной жизненной ситуацией, требующей специальных усилий для ее преодоления, так как подрывает доверие к партнеру, лежащее в основе близких отношений. Для совладания с ситуациями измены, респонденты используют широкий репертуар копинг-стратегий, ориентированных, в первую очередь, на совлада-ние с негативными эмоциями или на избегание, в связи с их травматичностью и отсутствием доверия к неверному партнеру. Показано, что порождают стресс и ситуации собственной неверности (в этом случае чаще используется избегающий стиль копинга), и измена партнера по романтическим отношениям; при этом есть различии применяемых в данных ситуациях копинг-стратегий. Неразделенная любовь, а также стили любви мания и эрос чаще, чем другие, ведут к острым стрессовым переживаниям и несовладанию.

При исследовании стресса на рабочем месте (occupational stress) получены данные об отсутствии половых различий по уровню профессионального стресса между мужчинами и женщинами. Установлено, что уровень профессионального жизненного стресса в большей мере определяется когнитивной оценкой ситуации и ресурсами человека. Выявлено, что уровень стресса у руководителей высшего и среднего звена ниже, чем у служащих, выполняющих подчиненные функции. Этот показатель, как оказалось, связан с новым характером организации деятельности на современных предприятиях и уровнем ответственности за результат рядовых и руководящих работников. Факт, что люди с умеренным профессионально жизненным стрессом используют такие копинг-стратегии как самоконтроль и/или бегство избегание, а также юмор, что свидетельствует об амбивалентном состоянии продуктивности совладания субъектов с рабочими стрессами (Ковалева, 2011-2013).

Установлено, что на современных учителей средней школы малого российского города действу-

ют такие основные стрессоры: аттестация (внешняя оценка), низкая учебная мотивация учеников и плохая обучаемость, неуважение к профессии педагога со стороны общества. У большинства учителей наблюдается повышенный уровень эмоционального выгорания. Уязвимость к стрессу и выбор стратегий совладания связан со стажем работы учителя. Но в целом, стаж работы нельзя назвать предиктором количества и качества стрессоров - стрессогенных ситуаций, а также выбора стилей и стратегий совладающего поведения у педагогов. Однако стресс-фактором он является. Учителя справляются со стрессами и перегрузками, используя, в основном, проблемно-ориентированный стиль совла-дания. Учителя, имеющие большой стаж работы в школе и использующие эмоционально-ориентированный стиль совладания со стрессом, в большей степени подвержены выгоранию. Также «выгоревшие» учителя используют, в основном, эмоционально-ориентированный стиль совладания. Учителя, использующие избегающий копинг-стиль (в частности, социальное отвлечение) менее подвержены эмоциональному выгоранию. Они находят социальную поддержку через общение с семьей, друзьями и коллегами. С увеличением стажа работы в школе выбор отвлечения и социального отвлечения становится более редким. Учителя, имеющие выраженную авторитарную установку по отношению к ученикам, более склонны к выгоранию, чем учителя, с демократическими установками на взаимодействие с другими. Негативным мы считаем такой результат: учителя, для которых работа имеет позитивный личностный смысл и является смыслообразующим мотивом их профессиональной деятельности, менее стрессоустойчивы и более подвержены выгоранию.

Результаты позволили систематизировать закономерности и механизмы копинга в зависимости от требований стрессовой ситуации, исследовать динамику проживания стресса и динамику совла-дания в значимых ситуациях. Это позволяет по-новому понимать динамический фактор совлада-ющего поведения и является важным основанием для разработки адресной психологической помощи. Проведена разработка новых видов копинга, таких как шопинг и прокрастинация.

Доказана важность механизма семейной трансгенерации (передачи) паттернов совладающего поведения как одного их социо-культурных факторов формирования индивидуальной и групповой системы совладающего поведения Сапоровская М.В., 2010-2013). Результаты показывают, что способы совладания с трудностями в семье передаются на основе трансгенерации или «социального наследования», т.е. разновидности социальной межпоко-ленной связи в семье, основанной на передаче и приеме опыта в направлении от предков к потомкам. Паттерны совладающего поведения в семейной груп-

пе передаются в соответствие с двумя типами меж-поколенной трансгенерации («межпоколенное воспроизводство» и «межпоколенная преемственность»). В основе межпоколенного воспроизводства находятся неосознаваемые механизмы подражания и идентификации. Именно поэтому, при воссоздании потомками опыта предков возможно повторение как конструктивного, так и деструктивного опыта оценки стрессов и совладания. Относительно меж-поколенной преемственности нами подчеркивается, что потомками учитывается и воссоздается только ценный и полезный опыт предков. В основе этого вида связи лежит процесс усвоения.

Исследования копинг-ресурсов под руководством Е.А. Дорьевой и С.А. Хазовой позволили описать феноменологию и динамические процессы в системе копинг-ресурсов субъекта, а также продвинуться в понимании роли ситуации в мобилизации (актуализации) ресурсов. Построена теоретическая модель функционирования системы индивидуальных копинг-ресурсов и выделены основные динамические процессы - процессы мобилизации, расхода, истощения, восстановления ресурсов. Процесс мобилизации понимается активация копинг-ресурсов на основе когнитивной оценки ситуации и своих возможностей, их соотнесения и выбора наиболее релевантных требованиям ситуации. Мобилизация предполагает разную степень произвольности, что связано в некоторой мере с осознанием субъектом собственных ресурсов,

а, следовательно, с возможностью контроля за их расходом. Расход ресурса предполагает эффективное/неэффективное его использование, которое ведет либо к накоплению, либо к истощению ресурсов (Хазова, 2010-2013).

Исследования ситуационного контекста мобилизации ресурсов убедительно показали, что ресурс всегда активируется ситуациями вызова, к которым чаще всего относят трудные жизненные ситуации, касающиеся как межличностных, в том числе, романтических отношений, так и предметной (учебной, профессиональной) деятельности.

Все факторы, детерминирующие регуляцию стресса и совладания с ним, оказывают гетерох-ронное влияние на выбор копинга и постоянно взаимодействуют. Ключевого фактора в системе 4-х факторов пока не выявлено. Содержание ситуации, культура испытуемых выступает фундаментальным контекстом исследований стресса и копинга. В целом, полученные результаты демонстрируют, что качества регуляции стресса и совладающего поведения не остаются неизменными в течение жизни человека, выступая динамичным, гибким, сложным адаптивным полифакторным феноменом.

На сегодняшний день в КГУ им. Н.А. Некрасова по проблемам психологии совладающего поведения защищены три докторские диссертации (Т.Л. Крюкова, 2005, Е.В. Куфтяк, 2011, М.В. Са-

поровская, 2013) и более 15 кандидатских диссертаций. Проведено и защищено более 130-ти квалификационных исследований выпускниками -психологами по данной проблематике. Работы некоторых из них отмечались за новизну и высокое качество на научных конкурсах, проводимых в МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках ежегодной конференции для молодых ученых «Ломоносов», в СПбГУ и др. (Н.О. Белорукова, О.А. Екимчик, Н.С. Смирнова, С. Гончарова, Н. Крюкова, Д. Виноградова, Е. Ильичева, Д. Быкова, О. Ковалева,

Е. Рыкунова, В. Меренюк, Л. Репина и др.).

Исследования по данной проблеме неоднократно получали финансовую поддержку Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, Президента Российской Федерации (руководители проектов Т.Л. Крюкова, Н.О. Белорукова, Е.В. Куфтяк, Е.А. Дорьева, О.А. Екимчик, С.А. Хазова, М.В. Сапоровская).

Сегодня разработаны и читаются студентам университета учебные курсы «Социальные стрессы», «Психотехнологии совладающего поведения», «Взрослые и дети в трудных жизненных ситуациях», «Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними» и др. Выпущено более 15-ти монографий и немало статей. Авторы были активны на многих российских конференциях, а также выступали с докладами на зарубежных конференциях (Германия, Берлин, 2007, Институт психологии Польской академии наук, Варшава, 2010; Беларусь, Минск, 2009; Университет Варанаси Хинди, Индия, 2010; Стамбул, 2011; Ереванский государственный университет, Армения, 2009, 2013; Кейптаун, 2012; Стокгольм, 2013).

С начала 70-х лет прошлого века костромские психологи традиционно занимались проблемами социальной психологии: длительное время значительной и авторитетной в России психологической школой исследователей была школа Льва Ильича Уманс-кого, блестящего психолога, исследователя социально-психологических явлений в малых группах. Продолжением этого направления является поведение личности в тех ситуациях, которые человек воспринимает как сложные, стрессовые, требующие напряжения для их преодоления. Поэтому неудивительно, что первые в России международные конференции по проблемам стресса и совладающего поведения прошли в Костроме в 2007, 2010 и 2013 годах. И теперь, когда речь заходит о копинге, наши российские коллеги говорят: «Копинг - это в Костроме...».

Библиографический список

1. Крюкова Т.Л. Социальные представления и установки как факторы совладания с трудностями межкультурного диалога россиян и европейцев // Вестник РГНФ. - 2010. - № 1. - С. 157-166.

2. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. Научная моно-

графия. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010.

3. Крюкова Т.Л., Гущина Т.В., Сапоровская М.В., Петрова Е.А. Психология межпоколенных отношений: конфликты и ресурсы. Монография / отв. ред. М.В. Сапоровская. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова - Verlag des Psychotherapeutischen Instituts Bergerhausen, Duisburg, 2009.

4. Куфтяк Е.В. Психология семьи: стресс, со-владание, устойчивость. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011.

5. Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 26-28 сент. 2013 г. В 2-х тт. / отв. ред.:

Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013.

6. Сапоровская М.В. Психология межпоколенных отношений в современной российской семье. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012.

7. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы» / под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.

8. Хазова С.А. Когнитивные ресурсы совладающего поведения: эмпирические исследования. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010.

УДК 159.922

Хазова Светлана Алексеевна

кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

hazova_svetlana@mail.ru

КОПИНГ-РЕСУРСЫ СУБЪЕКТА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ*

В статье представлены ключевые направления и перспективы теоретико-эмпирических исследований копинг-ресурсов в Костромской школе совладающего поведения.

Ключевые слова: копинг-ресурсы субъекта, возрастные особенности в феноменологии ресурсов, динамика системы ресурсов, феномен истощения копинг-ресурсов субъекта.

Изучение копинг-ресурсов субъекта является одним из важнейших направлений исследования совладающего поведения. Актуальность их определяется тем фактом, что именно ресурсы дают возможность человеку испытывать удовлетворение собственной жизнью, чувствовать себя и быть ее подлинным хозяином, в том числе и в ситуации экономической и социальной нестабильности в нашей стране и во всем мире. Копинг-ресурсы позволяют человеку успешно справляться с требованиями жизни, совладать с разнообразными стрессами. Именно ресурсы как внутренние силы субъекта существенно расширяют возможности человека, повышают его ценность в глазах окружающих, делают его более успешным, продуктивным, жизнестойким.

Исследования ресурсов имеют не слишком длинную историю, даже в зарубежной психологии она насчитывает едва ли более 30 лет, а это направление считается достаточно молодым и перспективным, инициирующим большое количество исследований. В отечественной психологии понятие «ресурс» используется в общепсихологических работах (Т.В. Корнилова, Е.А. Сергиенко), в психологии развития (Е.А. Сергиенко) и психологии личности (Д.А. Леонтьев), в исследованиях по социальной психологии (С.А. Багрецов, А.Н. Лутош-кин), в психологии стресса (В.А. Бодров), в психологии интеллекта (В.Н. Дружинин, М.А. Холодная), в психологии труда и спорта (Д.Н. Завалишина, Л.Г. Дикая, В.Г. Толочек). В качестве ресурсов за-

рубежные и отечественные исследователи рассматривают когнитивные способности (А.А. Алексаполь-ский, В.Н. Дружинин, Н.Б. Горюнова, Е.А. Сергиенко, М.А. Холодная), личностные черты (А. Antonovsky, М.Е.Р. Seligman, М. Csikszentmihalyi, В.А. Бодров, Е.Ю. Кожевникова, Д.А. Леонтьев), социальные группы, к которым принадлежит личность и отношения в них (C. Jakobi, G. Esser,

F. Petermann, H. Scheithauer, Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, Е.А. Петрова, В.А.Толочек), опыт проживания трудных ситуаций и совладания с ними (К. Олдвин, К. Саттон, М. Лэчман), а также условия и объекты среды (S.E. Hobfoll, A.S. Masten, M.-G. Reed).

Тем не менее, необходимо отметить, что исследования ресурсов чаще всего носят экстенсивный характер, эмпирические данные, полученные разными авторами, часто являются противоречивыми или недостаточными для обобщения результатов и обоснованных выводов. Кроме того, фактически отсутствует в отечественной психологии изучение динамических процессов в системе ресурсов субъекта: их мобилизации, расхода, сохранения, экономии, восстановления; в зарубежной психологии имеются лишь единичные работы в этой области (S.E. Hobfoll, C.J. Holahan, R.F. Baumeister,

B.J. Schmeichel, K.D. Vogs).

В костромской школе исследований совладаю-щего поведения вот уже на протяжении более чем десяти лет также предпринимаются весьма успешные попытки изучения копинг-ресурсов с опорой

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект №12-16-44002а(р)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.