Научная статья на тему '«Психология совладающего поведения» Международная научно-практическая конференция'

«Психология совладающего поведения» Международная научно-практическая конференция Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
639
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Психология совладающего поведения» Международная научно-практическая конференция»

ствует не только разным суждениям о существе предмета (феномена), но и путанице в представлениях о разных явлениях (кружок в школе - общественное объединение). Очевидна потребность в учебных пособиях и учебниках, обеспечивающих самообразование взрослого и его курсовую профессиональную подготовку.

Особого и безотлагательного внимания требует разработка проблемы «Экономика детского движения».

Необходима наступательная работа по созданию позитивного имиджа детского движения в средствах массовой информации и при поддержке средств массовой информации.

Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, С. А. Хазова

«ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ» Международная научно-практическая конференция

16-18 мая 2007 г. в Костроме прошла Международная научно-практическая конференция «Психология совладающего поведения». Организаторами конференции выступили Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова (КГУ им. Н.А. Некрасова) при поддержке Института психологии Российской академии наук. На конференции собрались представители академической науки, психологи-практики, преподаватели, аспиранты, студенты из 16 регионов России (Вологда, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Кемерово, Коломна, Кострома, Краснодар, Нижний Новгород, Москва, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Челябинск, Ярославль) и зарубежья (Минск, Белоруссия; Белосток, Польша).

Конференция посвящена проблемам исследования совладающего (или копинг) поведения человека в стрессовой ситуации. Работа конференции осуществлялась по нескольким направлениям, каждое из которых включало в себя работу секций, проведение дискуссий, вечерних лекций и мастер-классов. Всего было заслушано двенадцать докладов на пленарном заседании, проведено четыре секции по фундаментальным и прикладным проблемам психологии совладающего поведения. В рамках конференции состоялись семь мастер-классов, вечерняя лекция Р.М. Грановской (Санкт-Петербург).

На открытии конференции выступили ректор КГУ им. Н.А. Некрасова, профессор Н.М. Рассадин и начальник Департамента образования и науки Костромской области А.А. Анохин.

Пленарное заседание открыла профессор Т. Л. Крюкова (Кострома) выступив с докладом на тему «Человек как субъект совладания». Докладчик представил основные положения психологии совладающего субъекта, критерии субъектного и антисубъектного совладания, эффективности и

продуктивности стратегий и стилей совладания. Было подчеркнуто, что новый подход осуществляется через анализ совладающего поведения как поведения субъекта, детерминируемого рядом факторов: диспозиционным (личностным), динамическим (ситуационным), социокультурным (экологическим) и регулятивным. Теоретико-эмпирическое исследование (1999-2005 гг.) и сформулированные положения позволяют рассматривать совладающее поведение с точки зрения личностного развития, благополучия, ресурсов, адаптации.

Пленарный доклад Е.А. Сергиенко (Москва) «Субъектная регуляция и совладающее поведение» был посвящен рассмотрению психологии субъекта как основы для целостного исследования человека. Были раскрыты уровневая организация (структура) субъекта и его функции. Докладчиком было отмечено, что и психологические защиты, и совладающие стратегии на разных уровнях организации собственной субъектности, не только индивидуально субъектны, но и являются более или менее зрелыми в разные периоды жизни.

Доклад М.В. Сапоровской (Кострома) «Меж-поколенное наследование копинга в семье» был посвящен рассмотрению идентификации как одного из механизмов межпоколенного наследования копинга. Было отмечено, что социальное наследование в семье следует рассматривать в контексте социально-психологического и регулятивного факторов совладающего поведения субъекта. Обращается внимание, что в процессе передачи и усвоения опыта совладающего поведения в семье участвуют все типы идентификации.

Доклад Н.А. Русиной (Ярославль) был посвящен теме «Психоэмоциональные ресурсы как механизм совладающего поведения (на примере психосоматических заболеваний)». В нем было показано, что психоэмоциональные ресурсы

© Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, С. /г. Хазова, 2007

221

личности включают четыре сферы: мысли, эмоции, тело, энергия. Сформулированные положения были обоснованы данными исследований системы личностных отношений, зоны психотравмирующих переживаний и адаптационных ресурсов для совладания у онкобольных и лиц с психосоматическими заболеваниями.

Пленарный доклад С.А. Хазовой (Кострома) «Одаренные старшеклассники: совладание с трудностями» был посвящен специфике совладания и копинг-ресурсов интеллектуально одаренных школьников. Было показано, что старшеклассники, отличающиеся своеобразием интеллектуальной сферы, активно и продуктивно участвующие в олимпиадах, научно-практических конференциях, не только более эффективно справляются с трудностями, но используют для этого особые ресурсы, в качестве которых выступают интеллектуальные достижения, высокий интеллект и хорошо развитая креативность. Делается вывод о более гибком и ориентированном на ситуацию со-владающем поведении одаренных.

Р.М. Грановская (Санкт-Петербург) в докладе «Система психологической защиты и копинг-стра-тегии» представила модель формирования целостной системы защиты, опирающейся на складывающуюся Модель мира и включающей три психологические подсистемы (коллективное бессознательное, подсознательные защиты и осознаваемые стереотипы) и одну социально-психологическую (копинг-поведение). Было показано, что по мере продвижения от первой подсистемы к третьей снижается мощность реакций, но увеличивается произвольность управления поведением. В этом контексте, считает автор, копинг-пове-дение выступает как результат становления сознания и самосознания личности и сопряжено с более зрелой картиной мира, оно помогает вписаться в общество, поскольку в существенной мере обусловлено культурными традициями.

Одной из проблем, освещенных в докладе М.А. Холодной (Москва) «Интеллектуальные ресурсы как основа совладающего поведения», была проблема роли интеллектуального контроля в организации совладания, который занимает центральное место в системе психических ресурсов личности. Интеллектуальный контроль позволяет разделить все ситуации на разрешимые/неразрешимые и преодолимые/непреодолимые, что дает возможность рассмотреть стили совладания на пересечении этих двух шкал. Автор обращает внимание на необходимость оценивать эффективность совладающего поведения с точки зрения

его мобильности и вариативности.

И.М. Никольская (Санкт-Петербург) в пленарном докладе «Совладающее поведение в защитной системе человека» рассмотрела строение защитной системы человека. Был представлен, разработанный автором, метод серийных рисунков и рассказов, с помощью которого в процессе изучения и коррекции внутреннего мира детей и подростков проводится исследование копинг-поведения.

В пленарном докладе В.В. Знакова (Москва) «Психология человеческого бытия и трудные жизненные ситуации» отмечено, что интенсивное развитие психологии совладающего поведения в значительной мере связано с усилиями костромской психологической школы (под руководством Т.Л. Крюковой), изучающей переживание человеком трудных жизненных ситуаций в рамках субъектно-деятельностного подхода. Указывается, что любая ситуация не дается человеку извне, возникает только в опыте субъекта в результате ее восприятия, понимания, оценки. Было отмечено, что в настоящее время в психологии совладающего поведения отсутствует ясность и определенность в понимании трудных жизненных ситуаций, что требует от психологов еще немалых усилий.

В докладе Е.В. Куфтяк (Кострома) «Совладающее поведение в контексте семейных трудностей» была обозначена актуальность заявленной темы и показано, что психологического совладание в семье выступает как регулятор, действующий в системах семейных отношений для обеспечения устойчивости и сохранения их целостности. Докладчик отметила, что компенсирующая активность супругов на разных этапах семьи свидетельствуют об индивидуальном социально-поддерживающем процессе целостности семьи. Были приведены основные результаты исследований совладающего поведения семьи в целом и отдельных ее членов.

В докладе А.Н. Поддьякова (Москва) «Типы преднамеренного создания трудностей и совла-дание с ними» было указано на невозможность понять особенности преодоления трудностей без понимания деятельности других субъектов по преднамеренному их созданию для решения собственных проблем. Автор считает, что имеет смысл говорить о творческих способностях и даже одаренности в области изобретения проблем, предназначенных для других. Обосновывается необходимость учета диалектического взаимодействия «создание - преодоление трудностей».

На первой секции «Теоретико-методологические проблемы и исследования совладающего

222

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

поведения» (сопредседатели В.В. Знаков, Москва; А.О. Прохоров, Казань; С.А. Хазова, Кострома) был рассмотрен широкий круг проблем, касающихся методологии исследования совладаю-щего поведения, соотношения понятий «защита», «совладание», «адаптация», «контроль поведения». Особый интерес вызвали доклады о копинг-поведении руководителей (К.И. Корнев, Омск), о специфике совладания у людей с различным типом романтической привязанности (О.А. Еким-чик, Кострома), о механизмах преодоления социально обусловленных кризисов жизни (А.Н. Демин, Краснодар). Активно обсуждались доклады, касающиеся ресурсов преодоления трудностей: интеллектуального ресурса (А.А. Алексапольс-кий, Москва), культуры и культурного наследия (О.И. Даниленко, Санкт-Петербург), духовного ресурса (И.Г. Самойлова, Кострома).

В докладах участников второй секции «Клинико-психологические аспекты совладающего поведения» (сопредседатели Н.А. Русина, Ярославль; Л.Т. Баранская, Екатеринбург; М.Л. Пай-кин, Кострома) обсуждались такие проблемы, как роль семейного копинга в формировании и закреплении психосоматических заболеваний у детей; особенности совладающего поведения пациентов при оперативных вмешательствах; определение способов и ресурсов совладания у женщин в ситуации психотравмы разного происхождения; учет стилей и стратегий совладающего поведения в психокоррекции и психотерапии. Всеобщее внимание привлекли доклады Н.В. Пережигиной (Ярославль) «Нейропсихологические корреляты особенностей совладающего поведения больных с аутоиммунным дефицитом в сравнении с онкобольными и нормой», а также доклад И.В. Ювен-ского (Кострома) «Деструктивные формы совла-дания у женщин совершивших мужеубийство».

На третьей секции «Исследования совладающе-го поведения в социальной и семейной психологии» (сопредседатели И.М. Никольская, Санкт-Петербург; А.Н. Демин, Краснодар; Е.В. Куфтяк, Кострома) обратили на себя внимание доклады о согласованности способов регуляции поведения и особенностей развития контроля поведения у детей-близнецов раннего возраста (ГА. Виленская, Москва), изучении удовлетворенности браком и доверии в отношениях в контексте конструктивного со-владания молодых супругов (Н.О. Белорукова, Кострома). Обсуждались проблемы регуляции поведения в семье в период ожидания ребенка (Ю.В. Ковалева, Москва), межпоколенных взаимоотношений в дисфункциональной семье (Т.В. Гущина, Костро-

ма), проявления коммуникативной компетентности как ресурса совладающего поведения (В.И. Каш-ницкий, Кострома), становления национальной идентичности во взаимосвязи с психологическим благополучием человека (И. Парфенюк, Польша).

Прозвучали доклады, в которых нашли отражение результаты исследования различных аспектов индивидуальных проявлений взрослых, детей и подростков в ситуациях преодоления социальных трудностей в семье и вне семьи (Н.В. Быкова, О.Б. Уси-кова, Е.А. Петрова, УЮ. Севастьянова, В.И. Шилов-ская, Кострома; Ю.Л. Сорокина, Ярославль).

На четвертой секции «Совладание в профессиональной деятельности» (сопредседатели С.М. Ка-шапов, Ярославль; А.А. Волочков, Пермь; Н.П. Фе-тискин, Кострома) в докладах рассматривалась система образования и субъекты образовательной деятельности (педагог-учащийся), включая и профессиональную подготовку - М.В. Борисов (Ярославль), А.А. Волочков (Пермь), И.Н. Козлова, Л.П. Чегодаева (Вологда). В докладе М.М. Кашапо-ва (Ярославль) подробно раскрыта тема творческих и личностных ресурсов педагогов и их развитие. Рассматривалась роль психологической помощи в формировании у учителей конструктивных способов совладания и избегания эмоционального выгорания И.Н. Козлова (Вологда). Обсуждались доклады, связанные с копинг-поведением учащихся разных возрастных категорий, и совладающими с разными учебными ситуациями: школьная неуспеваемость, одаренность (А.Н. Фоминова, Нижний Новгород), экзаменационный стресс (Е.Р Хабирова, Челябинск). Дискуссию вызвали доклады, связанные с профессией военнослужащих. А.С. Марков (Коломна) осветил проблемы совладающего поведения курсантов военных вузов. Прозвучали доклады, в которых нашли отражение результаты исследований гендерных особенностей в выборе копинг-стратегий (Н.П. Фетискин, Кострома; Е.В. Жукина, Санкт-Петербург).

Участники конференции особо отмечали хорошую организацию и целесообразность проведения конференции, позволившей объединить усилия психологов-исследователей и психологов-практиков в области изучения психологии совла-дающего поведения. Затронутые проблемы, их неразрешенность и множество дискуссий диктуют необходимость сделать такие научные собрания регулярными. На итоговом заседании конференции было принято решение о проведении Второй Международной научно-практической конференции «Психология совладающего поведения» в 2010 г. на базе КГУ им. Н.А. Некрасова.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.