Научная статья на тему 'Традиции и новации в детском движении на постпионерском пространстве'

Традиции и новации в детском движении на постпионерском пространстве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
322
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции и новации в детском движении на постпионерском пространстве»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Н. Ф. Басов, А. Г. Кирпичник, Т. В. Трухачева ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ДЕТСКОМ ДВИЖЕНИИ НА ПОСТПИОНЕРСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

19-22 марта 2007 г. по инициативе Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова при поддержке Комитета общественных связей города Москвы на базе Института педагогики и психологии КГУ состоялась научная дискуссия «Постпионерское пространство: традиции и новации в детском движении», посвященная 85-летию пионерской организации. Ее организаторами выступили Ассоциация исследователей детского движения, Дом детских общественных организаций Москвы, Межвузовский центр по научно-методическому обеспечению социальной работы в сфере детского и молодежного движения при Костромском государственном университете имени Н. А. Некрасова.

Цель дискуссии: выявить на основе сравнительного анализа основные тенденции в развитии детского движения; определить позитивный потенциал традиционного и нового в деятельности современных детских общественных объединений и обозначить пути реализации позитивного потенциала в условиях становления гражданского общества.

Участниками дискуссии стали ученые, специалисты, руководители региональных детских общественных объединений из Волгограда, Костромы, Москвы, Новосибирска, Омска, Рязани, Санкт-Петербурга, Твери, а также Киева (Украина) и Минска (Беларусь). Всего 45 человек.

При открытии научного собрания было оглашено приветствие Президента Ассоциации исследователей детского движения, первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Л. И. Швецовой, выступили со вступительными словами вицепрезидент Ассоциации исследователей детского движения, кандидат педагогических наук Т. В. Трухачева, ректор Костромского государственного университета имени Н. А.Некрасова, профессор Н. М. Рассадин, директор Института педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова, профессор А. И. Ти-монин, директор Дома детских общественных организаций г. Москвы И. А. Березкина.

Первое дискуссионное заседание было подготовлено делегацией столицы и посвящено обсуждению темы: «Новая региональная система детского движения Москвы: становление и поддержка».

Доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Центра теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО Л. В. Алиева в сообщении «Москва - родина детского движения» акцентировала внимание на необходимости учета в оценке истории пионерской организации таких свойств как идеологические ориентиры, ценности социально значимой деятельности, международных связей, отношения взрослых, а также специфически педагогических ценностей.

Доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО М. В. Богуславский размышлял об основных тенденциях развития детского движения России. По мнению ученого, наиболее вероятно, что в среднесрочной перспективе сложатся три сферы детских объединений: первая - политически реанимированные детские объединения гуманистической ориентации, которые будут, по мере возможности, продолжать осуществлять свою деятельность в основном по месту жительства или в рамках местного сообщества, реже региона, направленную преимущественно на развитие интересов членов организаций; другая сфера -это отстройка партиями через свои молодежные структуры детских припартийных объединений; и, наконец, если произойдет складывание объединенной молодежной организации в русле «Единой России», то может появиться массовая детская организация под патронажем этой партии.

Кандидат педагогических наук, вице-президент Ассоциации исследователей детского движения, ответственный секретарь городского координационного совета по государственной поддержке развития детского движения Москвы Т. В. Тру-хачева доложила об особенностях становления детского движения в современной столице, о струк-

218

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

© Н. Ф. Басов, А. Г. Кирпичник, Т. В. Трухачева, 2007

турном обеспечении этого процесса со стороны государственных органов Москвы.

Кандидат психологических наук, профессор Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова А. Г Кирпичник и кандидат педагогических наук, доцент Российского государственного социального университета О. В. Решетников привели данные социологического опроса, характеризующие социальные ресурсы развития детского движения Москвы. 83 процента подростков, по данным исследования, считают, что у ребят могут быть свои детские общественные объединения. 40 % выразили желание быть их участниками. 56 % юных москвичей признают ценностью добровольное участие в общественных делах. 83 % родителей поддержали бы участие их детей в детском общественном объединении.

Кандидат педагогических наук, научный сотрудник Центра теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО Д. В. Григорьев акцентировал внимание собравшихся на необходимости выстраивания идеологических означиваний в детском общественном движении.

Руководитель отдела Дома детских общественных организаций г. Москвы, руководитель программы «Продвижение» А. А. Газарян проанализировал возможности проектно-программного подхода в научно-методической поддержке деятельности детских общественных объединений.

Сотрудник Дома детских общественных организаций г. Москвы А. В. Булатов доложил некоторые выводы первой паспортизации детских общественных объединений столицы.

Опыт деятельности детских общественных объединений Москвы: «Цивилизация юных», пионерская дружина «Сигнальщики», отряд «Аванпост», центр детских и молодежных инициатив «Крылья» - презентовали их руководители Наталья Белоусова, Владимир Круглов, Константин Андреев, Лариса Денисова.

Обсуждению традиций и новаций в детском движении Костромской области было посвящено второе дискуссионное заседание научного собрания. Его открыл вступительным словом доктор педагогических наук, профессор, руководитель межвузовского центра по научно-методическому обеспечению социальной работы в сфере детского и молодежного движения при Костромском государственном университете им. Н. А. Некрасова, руководитель Костромского отделения Ассоциации исследователей детского движения Н. Ф. Басов.

Некоторые выводы из исторического опыта развития детского движения в России и Костромской области прозвучали в выступлении доктора исторических наук, профессора кафедры истории России КГУ им. Н.А. Некрасова В. А. Кудинова. Заместитель председателя комитета по делам молодежи Костромской области И. В. Гагарина рассказала о практике государственной поддержки детского и молодежного движения в регионе.

В выступлении председателя ФДПО Костромской области, методиста Дворца творчества детей и молодежи Н. Л. Степановой была представлена информация о становлении и развитии областной Федерации детских и подростковых объединений. Штаб-инструктор скаутского клуба «Юный разведчик» г. Волгореченска, аспирант кафедры социальной психологии КГУ имени Н. А. Некрасова А.Е. Шолыганов раскрыл опыт работы скаутской дружины «Кострома». Заместитель директора по воспитательной работе МО-УСШ N° 14 г. Костромы Т. Г. Шляпская проанализировала деятельность школьной детско-ветеранской организации «Победа». Директор Нерехтс-кого Дома детского творчества, соискатель кафедры социальной психологии КГУ им. Н. А. Некрасова А. Ю. Кургузова проинформировала о сложившейся в возглавляемом ей детском объединении «Новое поколение» практике взаимодействия подростков в обустройстве собственной и окружающей жизни. Проблемам становления детских общественных объединений в образовательном пространстве города Костромы и развития их взаимодействия с учреждениями образования посвятила свое выступление кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории педагогики КГУ им. Н. А. Некрасова О. С. Коршунова.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии КГУ им. Н. А. Некрасова И. Г. Самойлова представила участникам дискуссии эксклюзивный доклад «Религиозное детское движение «Юва шакти» в Сахаржа-йоги».

Тему «Детское движение в Беларуси на пост-пионерском пространстве: традиции и новации» представила на специальном дискуссионном заседании старший преподаватель Академии последипломного образования Республики Беларусь Н. М. Беляева. На территории республики с начала 90-х годов действует много детских общественных объединений. Наиболее многочисленное среди них Белорусская республиканская пионерская организация, насчитывающая в своих рядах

Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

219

около 500 тысяч подростков. Государство оказывает поддержку детским объединениям. Наблюдается курс на большую и единую детскую организацию.

Состояние и проблемы развития детского движения в Украине обсуждались на основе информации научного сотрудника Лаборатории детских объединений Института проблем воспитания Академии педагогических наук Украины Е. В. Кравченко. Согласно исследованиям, проведенным лабораторией, 18-20,5 % детей объединяют детские общественные объединения страны. Преобладают немногочисленные по составу, инициированные снизу местные организации.

Общая картина детского движения в регионах России складывалась на основе сообщений кандидата педагогических наук Т. Ю. Музыченко (Омск), руководителей детских объединений В. Г. Сыроежкиной и Е. В. Лизвинской (Волгоград), О. Н. Маслюк и С.Н. Иващенко (Рязань), председателя комитета по делам молодежи Тверской областиА. В. Бабурова.

В общей дискуссии приняли участие также доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики КГУ им. Н. А. Некрасова В.М. Басова, кандидат педагогических наук, доцент Новосибирского государственного педагогического университета Т. А. Ромм, кандидат педагогических наук, преподаватель Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена А. И. Синицина.

Представленная информация, обмен мнениями по существу поставленных в выступлениях проблем, позволили сделать некоторые выводы.

Постпионерское пространство как место в социальной жизни детства, освободившееся от присутствия в ней единой массовой самодеятельной коммунистической организации детей и подростков Советского Союза - Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, в последнее десятилетие XX - первые годы XXI в. обустраивалось в условиях трансформации государства и общества, существенных изменений в представлениях о детстве и его месте в социуме.

Впервые в отечественной истории для развития детского движения образовалось правовое поле, обусловленное актами международного сообщества и государственным законодательством. Детям официально предоставлены права на создание ассоциаций и мирных собраний, реализацию гражданских прав и свобод, зафикси-

рованных в Конвенции о правах ребенка. Детские объединения обрели права юридического лица. Специальными общенациональными и региональными законами предусмотрены меры государственной поддержки детских общественных объединений.

Детское движение, функционирующее на постпионерском пространстве, представлено многими объединениями, воссоздающими в большей или меньшей степени элементы пионерства, скаутинга, коммунарства, избравшими из пионерского прошлого отдельные профильные направления (тимуровское, юнкоровское, экологическое, юнармейское, следопытс-кое, художественно-творческое), или структурирующие отношения на новых основаниях (интернет-сообщества).

Детское движение на постпионерском пространстве в основном разрознено, его развитие происходило с учетом условий, мер государственной поддержки, инициативных действий руководителей и лидеров объединений.

Значительная часть объединений, действующих на постпионерском пространстве, относит себя к общественным, однако, по мнению участников дискуссии, таковыми не являются.

На постпионерском пространстве складывается новый опыт отношений детских объединений с органами государственной власти, а также опыт организации деятельности в условиях рынка. Происходит становление нового добровольческого корпуса взрослых организаторов, руководителей, инструкторов. Основой детского движения стали разновозрастные объединения.

Участники дискуссии высказали ряд предложений, требующих рассмотрения и обсуждения.

Очевидна необходимость складывания крупных, масштабных формирований, которые могли бы быть признаны как структурированная часть младшей части гражданского общества партнерами органов государственной власти.

Вопрос о взаимодействии взрослых организаторов в России - один из самых острых вопросов в развитии детского движения. Очевидна необходимость поиска формы такого взаимодействия.

Отсутствие единых программ профессиональной подготовки взрослых организаторов, руководителей, инструкторов детских объединений не позволяет определиться с понятиями (общественная организация детей, воспитательная организация, общественное детское движение) и способ-

220

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

ствует не только разным суждениям о существе предмета (феномена), но и путанице в представлениях о разных явлениях (кружок в школе - общественное объединение). Очевидна потребность в учебных пособиях и учебниках, обеспечивающих самообразование взрослого и его курсовую профессиональную подготовку.

Особого и безотлагательного внимания требует разработка проблемы «Экономика детского движения».

Необходима наступательная работа по созданию позитивного имиджа детского движения в средствах массовой информации и при поддержке средств массовой информации.

Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, С. А. Хазова «ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ» Международная научно-практическая конференция

16-18 мая 2007 г. в Костроме прошла Международная научно-практическая конференция «Психология совладающего поведения». Организаторами конференции выступили Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова (КГУ им. Н.А. Некрасова) при поддержке Института психологии Российской академии наук. На конференции собрались представители академической науки, психологи-практики, преподаватели, аспиранты, студенты из 16 регионов России (Вологда, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Кемерово, Коломна, Кострома, Краснодар, Нижний Новгород, Москва, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Челябинск, Ярославль) и зарубежья (Минск, Белоруссия; Белосток, Польша).

Конференция посвящена проблемам исследования совладающего (или копинг) поведения человека в стрессовой ситуации. Работа конференции осуществлялась по нескольким направлениям, каждое из которых включало в себя работу секций, проведение дискуссий, вечерних лекций и мастер-классов. Всего было заслушано двенадцать докладов на пленарном заседании, проведено четыре секции по фундаментальным и прикладным проблемам психологии совладающего поведения. В рамках конференции состоялись семь мастер-классов, вечерняя лекция Р.М. Грановской (Санкт-Петербург).

На открытии конференции выступили ректор КГУ им. Н.А. Некрасова, профессор Н.М. Рассадин и начальник Департамента образования и науки Костромской области А.А. Анохин.

Пленарное заседание открыла профессор Т. Л. Крюкова (Кострома) выступив с докладом на тему «Человек как субъект совладания». Докладчик представил основные положения психологии совладающего субъекта, критерии субъектного и антисубъектного совладания, эффективности и

продуктивности стратегий и стилей совладания. Было подчеркнуто, что новый подход осуществляется через анализ совладающего поведения как поведения субъекта, детерминируемого рядом факторов: диспозиционным (личностным), динамическим (ситуационным), социокультурным (экологическим) и регулятивным. Теоретико-эмпирическое исследование (1999-2005 гг.) и сформулированные положения позволяют рассматривать совладающее поведение с точки зрения личностного развития, благополучия, ресурсов, адаптации.

Пленарный доклад Е.А. Сергиенко (Москва) «Субъектная регуляция и совладающее поведение» был посвящен рассмотрению психологии субъекта как основы для целостного исследования человека. Были раскрыты уровневая организация (структура) субъекта и его функции. Докладчиком было отмечено, что и психологические защиты, и совладающие стратегии на разных уровнях организации собственной субъектности, не только индивидуально субъектны, но и являются более или менее зрелыми в разные периоды жизни.

Доклад М.В. Сапоровской (Кострома) «Меж-поколенное наследование копинга в семье» был посвящен рассмотрению идентификации как одного из механизмов межпоколенного наследования копинга. Было отмечено, что социальное наследование в семье следует рассматривать в контексте социально-психологического и регулятивного факторов совладающего поведения субъекта. Обращается внимание, что в процессе передачи и усвоения опыта совладающего поведения в семье участвуют все типы идентификации.

Доклад Н.А. Русиной (Ярославль) был посвящен теме «Психоэмоциональные ресурсы как механизм совладающего поведения (на примере психосоматических заболеваний)». В нем было показано, что психоэмоциональные ресурсы

© Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, С. /г. Хазова, 2007

221

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.