Научная статья на тему 'Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе'

Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирпичник Анатолий Григорьевич

28-30 октября 2009 г. на базе института педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

28—30 октября 2009 г. на базе института педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе».

Ключевые слова: научно-практическая конференция, высшее образование, профессиональное воспитание.

Учредителями научного собрания выступили администрация Костромской области, Российская академия образования, Российский союз ректоров, Международная академия наук высшей школы, Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова. В работе конференции приняло участие 317 человек из Белгорода, Владимира, Вологды, Ижевска, Елецка, Костромы, Краснодара, Курска, Москвы, Мурманска, Новосибирска, Оренбурга, Приволжска, Перми, Пятигорска, Ростова-на-Дону, Рязани, Самары, Саранска, Саратова, Ставрополя, Твери, Тулы, Тюмени, Хабаровска, Черкесска, Шуи, Ярославля. Кроме того, в конференции приняли участие ученые из Минска (Беларусь), Пиотркова Трибунальского (Польша).

При открытии конференции с приветственным словом к участникам обратились губернатор Костромской области И.Н. Слюняев, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в ЦФО С.Н. Самойлов, архиепископ Костромской и Галичский Александр.

Об актуальности темы конференции, ее научной и практической значимости, недостаточности разработки, проблемных вопросах и возможных подходах к их решению, во вступительных докладах на пленарном заседании размышляли: заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЦФО С.Н. Самойлов, ректор КГУ им. Н.А. Некрасова, профессор Н.М. Рассадин, председатель отделения по университетскому педагогическому образованию УМО университетов России, профессор Н.Х. Розов, проректор Московского педагогического государственного университета, профессор Н.П. Пищулин.

На пленарных заседаниях участники конференции заслушали доклады д. пед. наук Т.А. Ромм (Новосибирск) «Профессиональное воспитание: к вопросу о возможности и необходимости», к. пед. наук Д.В. Григорьева (Москва) «Преодо-

ление общества потребления: возможности университетского воспитания», д. пед. наукМИ. Рож-кова (Ярославль) «Экзистенциальный подход к профессиональному воспитанию в высшей школе», ректора православного Свято-Тихоновского университета В.Н. Воробьева (Москва) «Преподавание теологии в университете - необходимая альтернатива атеистической парадигме в гуманитарных науках и образовании», д. пед. н. А.В. Репринцева (Курск) «Методики и технологии профессионального воспитания будущего учителя: от теории к практике», д. филос. н. М.Б. Финько (Ростов/Д) «Организационно-управленское обеспечение системы оценки качества внеучебной и воспитательной работы в вузе», д. пед. н. Е.И. Тихомировой (Самара) «Профессиональное воспитание в высшей школе», д. пед. н. А.И. Тимонина (Кострома) «Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студента вуза», д. пед. н. В.А. Ситарова (Москва) «О роли преподавателя в профессиональном воспитании студентов».

Работа научного собрания включила 3 секционных заседания: «Совершенствование профессионального воспитания студентов в системе высшего образования» (рук.: профессор А.И. Ти-монин, профессор Н. Ф. Басов), «Профессиональное воспитание и подготовка специалистов в условиях модернизации высшей школы» (рук.: профессор В.М. Басова, профессор Г.Е. Муравьева), «Особенности педагогического образования в системе классического университетского образования» (рук.: доцент Б.В. Куприянов, профессор Н.П. Пищулин).

В рамках конференции были организованы демонстрационные площадки по представлению опыта КГУ им. Н.А. Некрасова: «Профессиональное воспитание студентов в ходе реализации комплексной программы Института педагогики и психологии «Палитра Фестивалей», «Профес-

234

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, Том 15

Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе

сиональное воспитание студентов через организацию взаимодействия со средой», «Организация студенческого самоуправления как условие профессионального воспитания будущих специалистов».

В заключительный день конференции состоялись доклады ректора МГУ имени М.В. Ломоносова, вице-президента РАН, академика В.А. Садов-ничего и вице-президента РАО В.А.Болотова.

Научное собрание завершилось пленарным заседанием, на котором была заслушана информация об итогах работы секций, а также принята резолюция конференции.

Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе», прошедшей 28-30 октября в Костроме на базе Костромского государственного

университета имени Н.А. Некрасова Конференция была проведена в развитие предложений, выдвинутых Президентом Российской Федерации в выступлении перед участниками Российского союза ректоров, прошедшего в марте 2009 съезда. В её работе приняли участие губернатор Костромской области И.Н. Слюняев, заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЦФО С.Н. Самойлов, члены Совета Федерации Федерального Собрания, представители Федерального агентства по образованию и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Российского союза ректоров, Международной академии наук высшей школы, академики РАН и РАО, руководители российских и зарубежных вузов.

В ходе обсуждения участники конференции пришли к выводу о том, что несмотря на актуальность и значимость темы «Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе», она не получила достаточного научного осмысления.

Обсуждение на научном собрании позволило наметить основные подходы к современному пониманию сущности профессионального воспитания, подойти к ответу на вопрос о составе нравственных, социальных, культурных и профессиональных ценностей, способах их интеграции в личности выпускника высшей школы. В выступлениях определены новые подходы к организации процесса профессионального воспитания в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также обозначена

тематика будущих исследований, направленных на развитие фундаментальных и прикладных проблем профессионального воспитания.

Конференция приняла следующие решения:

1. Подготовить информацию о проведенной конференции в газету «Поиск» и другие СМИ, освещающие события науки и образования.

2. Предложить организаторам конференции организовать публикацию материалов конференции, раскрывающих сущностные аспекты теории и практики профессионального образования. Участникам конференции осуществить подготовку соответствующих статей.

3. Считать целесообразной разработку целевой программы «Профессиональное воспитание в высшей школе». Предложить организаторам конференции сформировать межвузовскую рабочую группу для разработки концепции этой программы.

4. Обратиться в Рособрнадзор с предложением о создании и персональном составе рабочей группы по разработке основного содержания и критериев оценки профессионального воспитания в рамках государственной аккредитации.

5. Рекомендовать Российскому союзу ректоров (В.А. Садовничий) провести выездное заседание президиума РСР совместно с Советом ректоров Центрального федерального округа (И.Б. Федоров), посвященное обсуждению вопросов профессионального воспитания и разработки программ внедрения существующего опыта в практику работы вузов.

6. Отметить большие научно-методические и творческие наработки коллектива Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова по профессиональному воспитанию, значимые для отечественной системы образования, теории и практики организации профессионального воспитания в высшей школе.

7. Рекомендовать Костромскому государственному университету имени Н.А. Некрасова определить в качестве приоритетного направления научно-исследовательской деятельности вуза и его подразделений тему: «Профессиональное воспитание в высшей школе».

8. Направить резолюцию конференции в Совет Федерации Федерального Собрания РФ (С.М. Миронову), аппарат полномочного представителя Президента РФ в ЦФО (Полтавченко), Рособразование (Булаеву), Рособрнадзор (Л.Н. Глебовой), губернатору Костромской области И.Н. Слюняеву, Российскую Академию Образования (Никандрову), Российский союз рек-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №5

235

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

торов (В.А. Садовничему), Международную академию наук высшей школы, председателю совета по педагогическому образованию академику РАН и РАО В.Л. Матросову, президенту РАО «Российские железные дороги» В.И. Якунину, ассоциациям предпринимателей.

Участники конференции отмечают отличную организацию конференции, создание условий для плодотворной работы и выражают глубокую благодарность руководству Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова и всем организаторам конференции.

УДК 329.78

А.В. Малиновский

СЕМИНАР-КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ (Москва - Великий Устюг - Москва)

17—19 ноября 2009 года Международная Ассоциация исследователей детского движения провела свое очередное научное мероприятие — семинар-конференцию «Научная школа исследования детского движения: Становление. Развитие. Результаты». Работа на семинаре-конференции была направлена на оценку стратегии формирования новой области междисциплинарного знания — социокинетики.

Ключевые слова: детское движение, социокинетика, научная школа.

Это был очередной шаг к осмыслению процессов развития общегуманитарного знания, становления внутри него новой науки о детском общественном движении, связанной со своеобразием как объекта научного познания - участия детей в решении вопросов, касающихся их жизни в школе, обществе и государстве, так и недостаточную изученность такого явления как научная школа в области изучения общественной жизни детей.

Предварительный анализ проблемы (А.Г. Кирпичник, Т.В. Трухачева, Л.В. Алиева), послуживший первоосновой для обмена мнениями и последующая дискуссия на семинаре-конференции еще раз показали, что в последние годы заметно расширился интерес исследователей к изучению современного состояния, опыта и проблем развития детского движения. Детское движение перестало быть проблемой, представляющей интерес исключительно для педагогики. Значительно расширился объем исследований в психологии, политологии, социологии и других науках. Вокруг ряда исследователей, чьи научные интересы связаны с изучением общественной деятельности детей и подростков, складываются сообщества последователей. В новых общественно-исторических условиях они учитывают предшествующий опыт изучения теории и методики деятельности Всесоюзной пионерской организации, осуществлявшийся в научных школах Б.Е. Ширвидта, В.В. Лебединского, Т.Е. Конниковой, развивают

идеи И.П. Иванова. В начале 1990-х годов в Санкт-Петербурге возникло общественное объединение «Педагогика социального творчества», представляющее по существу уникальную научную школу. В Москве складывается группа исследователей, проявляющих интерес к детским добровольным объединениям, в рамках научной школы академика Л.И. Новиковой. Ее инициаторы Л.В. Алиева, Н.Л. Селиванова. В настоящее время процесс консолидации ученых, студентов, аспирантов, докторантов вокруг актуальных идей набирает силу, что дает основание говорить о рождении интереса к деятельности своеобразных научных школ.

Это позволило сформулировать общий взгляд на социокинетику как научную школу в «широком» и «узком» смыслах.

В «широком» смысле - научная школа - это процесс и одновременно результат длительного планомерного формирования признанным в своей области знания ученым (учеными) интереса к определенной проблеме (теме), мало изученному явлению, углубленному ее (его) изучению и созданию на этой основе сообщества единомышленников, развивающих существующие представления об этой проблеме (теме), об этом явлении.

В «узком» смысле научная школа социокине-тики - не имеющая строгого организационного оформления группа ученых из разных отраслей знания по изучению организованного общественного поведения детей и молодежи, «невидимый колледж» (Д. Прайс), объединенных Ас-

236

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, Том 15

© А.В. Малиновский, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.