Научная статья на тему 'Совладание в межпоколенном срезе'

Совладание в межпоколенном срезе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
612
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖПОКОЛЕННЫЙ КОПИНГ / СОВМЕСТНАЯ АКТИВНОСТЬ / ГРУППОВОЙ СУБЪЕКТ / INTERGENERATIONAL RELATIONS / INTERGENERATIONAL COPING / JOINT ACTIVITY / GROUP SUBJECT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сапоровская Мария Вячеславовна

В статье представлены результаты исследований совладающего поведения в контексте детско-родительских отношений. Межпоколенные отношения в семье рассматриваются как условия развития совладающего поведения детей и взрослых. Описаны новые перспективы изучения межпоколенного копинга в семье как социально-психологического феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coping in intergenerational section

The article presents the results of studies of coping in the context of parent-child relationship. Intergenerational relations in the family are seen as conditions for the development of coping behavior of children and adults. The article also discloses new perspectives for the study of intergenerational coping in the family as a social and psychological phenomenon.

Текст научной работы на тему «Совладание в межпоколенном срезе»

любовь и чувства, потребность быть вместе, характер партнера, дети, секс), способствует сохранению отношений. Немаловажным является тот факт, что любовь и чувства к партнеру выступают значимым стабилизатором для мужчин и женщин, способствующим сохранению отношений. Данное направление исследований имеет чрезвычайную практическую значимость в сфере оказания психологической помощи парам, разработке новых методов профилактики дистресса и разводов. Результаты нашего исследования позволяют констатировать наличие внутренних стрессоров в близких отношениях мужчины и женщины, а также стабилизаторов взимоотношений и их осознание партнерами, но пока не дают полного понимания того, как мужчины и женщины совладают с ними в контексте отношений, что открывает перспективы для дальнейших исследований.

Библиографический список

1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Введение в системную семейную психотерапию. - СПб.: Речь, 2001.

2. Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта / пер. с англ. - М.: Независимая фирма “Класс”, 1998.

3. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. - М.: Мысль, 1989.

4. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010.

5. Екимчик О.А. Когнитивный и эмоциональный компоненты любви у людей разного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - Кострома: КГУ им.

Н.А. Некрасова, 2009.

6. Петрова Е.А. Межпоколенные отношения как ресурс совладающего поведения: Дис. . канд. пси-хол. наук. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008.

7. Смирнова Н.С. Совладание с переживанием измены в романтических и супружеских отношениях / Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 26-28 сент. 2013 г. : в 2 т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - Т. 2. - С. 60-63.

8. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2007.

9. Randall A. K. and Bodenmann G. The role of stress on close relationships and marital satisfaction // Clinical Psychology Review. - 2009. - № 29. - Р. 105-115.

10. Wallerstein J.S. Psychological tasks of marriage // American J. of Orthopsychiatry. - 1996. -Vol. 66. - № 2.- P. 217-227.

УДК 159:316.6

Сапоровская Мария Вячеславовна

кандидат психологических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

saporov35@mail. ru

СОВЛАДАНИЕ В МЕЖПОКОЛЕННОМ СРЕЗЕ*

В статье представлены результаты исследований совладающего поведения в контексте детско-родительских отношений. Межпоколенные отношения в семье рассматриваются как условия развития совладающего поведения детей и взрослых. Описаны новые перспективы изучения межпоколенного копинга в семье как социально-психологического феномена.

Ключевые слова: межпоколенные отношения, межпоколенный копинг, совместная активность, групповой субъект.

Изучение совладающего поведения в аспекте межпоколенные отношений в семье является попыткой интеграции двух научных направлений - психологии совлада-ющего поведения и психологии межпоколенных отношений (МПО) в семье. Совладание представителей разных поколений в семье рассматривается нами как важнейшая форма их совместной активности, в значительной степени определяющая развитие семьи как группового субъекта.

Между копингом членов семьи и их отношениями существуют сложные каузальные связи. Отношения между представителями разных поколений в семье влияют на формирование и развитие каче-

ственных характеристик совладающего поведения детей, подростков и взрослых. Однако эффективность совладания со стрессом членов семьи отражается на их отношениях и в значительной степени определяет направленность их развития. Эта дихотомия обеспечивает новизну и перспективность данной проблематики, связанные с необходимостью изучения разноуровневых условий формирования и проявления копинга в межпоколенных отношениях в семье, его социально-психологических механизмов и тех групповых эффектов, которые являются результатом межпоколенного копинга.

Феномен межпоколенных отношений находится на стыке различных наук - философии, антро-

* Исследование проводиться при финансовой поддержке РГНФ, проект 12-16-44003а.

198

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

© Сапоровская М.В., 2013

пологии, этнографии, культурологи, психологии что, в целом, отражает междисциплинарный характер данного явления. С одной стороны, это указывает на фундаментальность, масштабность и современность исследования данного феномена. Кроме того, если говорить о внутрипсихологическом уровне междисциплинарности [5], то межпоколенные отношения, их феноменология - это та проблема, которая возникает на границах различных психологических направлений - возрастной, общей, социальной психологии, психологии личности, клинической психологии. Реализация междисциплинарного принципа в данном случае позволяет увидеть, проанализировать этот сложнейший феномен с различных сторон, в его разнообразных проявлениях. С другой стороны, междисциплинарность данной проблематики привела к редукции межпо-коленных отношений (МПО в семье, в частности) как собственно социально-психологического явления к тому, что изучается другими науками. В результате чего полученные знания в этой предметной области обладают высокой степенью плюра-листичности, что вызывает огромные сложности в его интеграции и систематизации. Понятийный аппарат в данном случае настолько сложен и многозначен, что одни и те же термины имеют принципиально разные значения, а научные языки характеризуются низкой совместимостью. Безусловно, признавая междисциплинарность феномена межпоколенных отношений, изучение МПО в семье мы относим к собственно социально-психологическим исследованиям. Основанием такой методологической позиции является, во-первых, признание психологии семьи как отрасли социальной психологии, а, во-вторых, категоризация МПО в семье как собственно социально-психологических отношений [6; 7].

Такой подход к пониманию межпоколенных отношений в семье позволяет нам рассматривать со-владающее поведение субъектов МПО через призму социально-психологического знания, что дает возможность раскрыть новые грани данного феномена и обозначить его роль в структуре межпоко-ленных отношений в семье.

Одним из важных направлений наших исследований являлось изучение межпоколенных отношений, а именно детско-родительских отношений как условия формирования совладающего поведения детей. Изначально мы исходили из ключевой позиции современной психологии, в рамках которой детско-родительские отношения рассматриваются как объективная детерминанта развития личности ребенка. Следовательно, эти отношения и связанные с ними детские переживания оказывают влияние на формирование и развитие таких качеств личности и поведенческих стратегий ребенка, которые впоследствии опосредуют предпочтение им тех или иных копинг-стратегий. Так, на-

пример, нами было установлено, что в условиях эмоционального отвержения, недостатка родительского внимания и заботы (гипопротекции), неадекватно низкого уровня родительских требований, неустойчивости, непоследовательности стиля воспитания у ребенка формируются такие деструктивные состояния и характеристики как тревожность и враждебность по отношению к взрослым; эмоциональное неконтролируемое напряжение, нередко проявляющееся в серьезных страхах; недостаток социальной нормативности, выражающийся в различных формах негативизма. Это снижает адаптивные способности ребенка, опосредует явления дезадаптации к новым социальным условиям, понижает стрессоустойчивость ребенка к трудным жизненным ситуациям, что в целом обеспечивает неэффективность совладания [7; 8].

Другая важная для нас позиция заключается в признании того факта, что совладающее поведение родителей представляет собой функциональную модель для детей. Механизмом, лежащим в основе, является идентификация, т.е. непосредственное переживание субъектом своей тождественности с объектом идентификации. Нами было установлено, что совладающее поведение родителей и детей, как в дисфункциональных, так и в условно благополучных семьях имеет выраженные общие характеристики. Данные этих исследований достаточно широко представлены в наших публикациях [1; 2; 4; 6; 7; 8; 9 и др.].

Однако механизмы подражания и идентификации являются не единственным источником воспроизводства моделей совладающего поведения в семье. На данном этапе развития психологии совла-дающего поведения в контексте семейных отношений изучается феномен группового копинга, который можно рассматривать как систему взаимонап-равленных, согласованных или совместных действий членов семьи, в условиях которых происходит передача и подкрепление принятых в семье поведенческих моделей совладания [1; 3]

Наше внимание было сфокусировано не только на совладающем поведении детей и подростков в аспекте межпоколенных отношений. Нас также интересовало, как качественные характеристики родительского отношения отражаются на совлада-ющем поведении родителей. Одно из наших исследований показало, что чем выше для взрослого значимость роли родителя, чем больше удовольствия он получает при непосредственном взаимодействии с ребенком, тем чаще он выбирает копинг, ориентированный на активное участие в разрешении трудной жизненной ситуации. В целом исследования в данном направлении позволили нам описать социально-психологический механизм развития совладающего поведения родителей в контексте межпоколенных отношений в семье. Его можно представить следующим образом. Жизненные

трудности разного уровня (болезни, конфликты, недостаток времени, денег, ролевое напряжение и т.д.) неизбежно возникают в процессе межпоко-ленного взаимодействия и являются ситуационной детерминантой совладающего поведения родителей. Взрослые совладают с этими трудностями привычным образом, опираясь на уже сложившуюся ранее систему совладающего поведения. Эффективность или неэффективность совладания родителей с трудностями детско-родительского взаимодействия опосредует качественные характеристики родительского отношения к ребенку. Эмоциональное отношение к ребенку, эффективность воспитательных воздействий, обратная связь, которую родитель получает от ребенка, вызывают у него состояние удовлетворенности / неудовлетворенности родительством. Позитивное эмоциональнооценочное отношение (удовлетворенность родительством) оказывает влияние на выбор субъектом преобразующих ситуацию и/или собственное состояние действий - стратегий проблемно-ориентированного копинга, что в целом способствуют развитию его субъектности. Негативное эмоционально-оценочное отношение (неудовлетворенность родительством) способствует развитию деструктивных форм совладания (внутренней и внешней агрессии, ухода от проблемного разрешения ситуаций, когда это необходимо, отвлечение от трудностей с помощью стратегий зависимого поведения и т.д.).

При исследовании совладающего поведения в контексте межпоколенных отношений, нам представлялось необходимым изучение семейных историй совладания, что дало нам возможность не только выявить паттерны копинга, воспроизводимые в межпоколенной динамике, но и зафиксировать те условия, в которых актуализируется этот процесс. Контент-анализу были подвергнуты эссе на тему «Как они выживали». Оказалось, что описывается модель совладания бабушки, затем матери, на третьем месте - модели отца и деда. Часто респонденты используют механизм социального сравнения. Сопоставление, сравнение опыта трудных жизненных ситуаций человека в современном мире и далекого, но крайне тяжелого опыта прародителей, приводят респондентов к заключению о том, что если предки справлялись с такими стрессами, то проблемы сегодняшнего дня пережить намного легче. При анализе паттернов совладаю-щего поведения предков, которые положительно оцениваются потомками, было установлено, что чаще всего указываются оптимизм, юмор и трудолюбие. Эти стратегии относятся к копингу Позитивный фокус, Положительная переоценка, Работа. Всего было получено 40 указаний на паттерны совладающего поведения прародителей и родителей, в которых описывается 18 поведенческих стратегий. Объединяя стратегии по содержанию,

можно сказать, что стратегии проблемно-ориентированного копинга указываются в 25% случаев; контроль эмоций, самообладание - в 20% случаев; позитивный фокус, юмор - в 17%; работа - 12,5%. Таким образом, в большинстве случаев положительно оценивается потомками опыт проблемноориентированного копинга, что сопровождается чувствами гордости, уважения, восхищения предком.

Анализ описаний респондентов и их указаний на то, что хотели бы они воссоздать из совладания предков в собственном опыте, показал, что именно стратегии Оптимизм, Юмор воссоздаются потомками чаще, а вот стратегии проблемно-орентиро-ванного копинга предков - нет. Следовательно, ко-пинг предков, который чаще всего положительно оценивается потомками, осознано ими не воссоздается, что, однако, не исключает возможности его бессознательного воспроизводства.

Еще одним чрезвычайно важным фактом, полученным при анализе нарративов, оказалось то, что во всех работах, где отсутствовало описание эмоционально-чувственного фона, также полностью отсутствуют указания на воссоздание потомками элементов опыта совладания предков. Это приводит нас к заключению о том, что положительные эмоции и чувства потомков к предкам являются важным условием межпоколенной трансгенерации опыта совладающего поведения.

Таким образом, обобщая многолетние исследования совладающего поведения взрослых и детей в межпоколенном контексте, мы пришли к постановке новой проблемы, связанной с необходимостью поиска и изучения феноменологической сущности межпоколенного копинга в семье как социально-психологического явления. Решение данной проблемы связано с необходимостью теоретикометодологического обоснования категоризации межпоколенного копинга как социально-психологического феномена, описанием его механизмов (воспроизводства и преемственности) и вызванных им групповых эффектов - групповой (семейной) идентичности и социальной фасилитации. Данный подход позволит рассмотреть совладание членов семьи - представителей разных поколений, не только как важную форму их совместной активности, но и как «живой организм», включающий межин-дивидуальные и межгрупповые взаимодействия людей.

Постановка и острота проблемы феноменологической сущности межпоколенного копинга в семье соответствует требованием нового века, в котором по-прежнему актуальными являются вопросы индивидуального и группового «выживания». Как и на предшествующих этапах развития человеческого общества, это выживание в значительной степени зависит от накопленного предыдущими поколениями опыта и передачи его потомкам.

200

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

Опыт поколения - это интегративный, экзистенциальный феномен, который является сложным сплавом знаний, переживаний, ценностей, смыслов, сохранившихся в памяти осмысленных и пережитых ситуаций познания и общения. Особое место в структуре этого опыта занимает опыт совладаю-щего поведения, который следует рассматривать как одну из релевантных характеристик поколения.

Межпоколенный копинг как форма совместной активности членов семьи, основанной на механизмах трансгенерации (воспроизводства и преемственности), является важным внутригрупповым процессом, во многом определяющим направленность социально-психологического развития семьи как группового субъекта. Традиционное изучение совладающего поведения членов семьи в контексте когнитивной или поведенческой парадигм является ограниченным, не позволяющим отобразить всю сложность и многогранность изучаемого феномена.

Социально-психологическая специфичность феномена межпоколенного копинга в семье, его отличие от уже изученного индивидуального и семейного (главным образом супружеского) копинга требует нового оригинального подхода к изучению данной проблемы в рамках социально-психологической науки. Мы убеждены, что межпоколенный копинг необходимо рассматривать в контексте поэтапного, уровневого развитии семьи как группы, что позволит определить его роль в формировании «зрелости» семейной группы, как ее особой групповой характеристики.

В целом, достижение поставленной цели позволит решить актуальную научную проблему в области социальной и практической психологии, связанную с изучением факторов стабилизации / дестабилизации, интеграции / дезинтеграции семьи в межпоколенческом срезе.

Библиографический список

1. Крюкова Т.Л., СапоровскаяМ.В., КуфтякЕ.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. - СПб.: Изд-во «Речь», 2005. - 240 с.

2. Крюкова Т.Л. Психология межпоколенных отношений: конфликты и ресурсы / отв. ред. М.В. Сапоровская. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова; Verlag des Psychotherapeutischen Instituts Bergerhausen. - Duisburg, 2009. - 361 с.

3. Куфтяк Е.В. Психология семейного совла-дания. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 318 с.

4. Психология стресса и совладающего поведения: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 23-25 сент. 2010 г. В 2 т. Т. 2 / отв. ред. Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 241 с.

5. Прогресс психологии: критерии и признаки / под ред. А.В. Журавлева, Т.Д. Марцинковской, А.В. Юревича. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2009. - 335 с.

6. Сапоровская М.В. Психология межпоколен-ных отношений в современной российской семье. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. - 430 с.

7. Сапоровская М.В. Социальная психология семьи и межпоколенных отношений. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - 186 с.

8. Сапоровская М.В. Родители и дети: развитие совладающего поведения в семье // Психология совладающего поведения / ред. Т.Л. Крюкова, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - С. 347-365.

9. Сапоровская М.В. Межпоколенные отношения в семье как условия развития совладающего поведения в детском и подростковом возрасте // Актуальные проблемы психологии личности: сборник научных статей / науч. ред. К.В. Карпинский. -Гродно: ГрГУ, 2011. - С. 194-214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.