УДК 159.9
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
© 2020 Т. Э. Белянская
аспирант ВГПУ, преподаватель ВГЛТУ e-mail: tabel71 @mail.ru
Воронежский государственный лесотехнический университет
Студенческий возраст - важный этап становления личности, профессионального самоопределения. В данной статье описываются основные социально-психологические характеристики студенчества, которые необходимо учитывать при организации работы преподавателям высшей школы, что, несомненно, повысит уровень самообразования и самоактуализации будущих специалистов. Также важно учитывать особенности общения студентов, которые влияют на формирование коммуникативных компетенций.
Ключевые слова: студенты, студенческий возраст, профессиональная деятельность, психологическая готовность, кризис идентичности, общение, коммуникативная компетенция.
Рассматривая возрастную психологическую периодизацию, можно увидеть, что возраст 17 лет - это начало юношеского возраста, или молодости, который обычно совпадает с поступлением в высшее учебное заведение. Становясь студентом, человек активно овладевает знаниями, практическими профессиональными умениями, что требует реализации внутренних психологических ресурсов личности. Профессиональное самоопределение - это динамичный процесс. Студент, выбравший одно направление развития, может реализоваться и в других. В юношеском возрасте происходит проецирование социальной позиции и рисуется перспектива связи с обществом.
Этот возраст считается «самым решительным», так как именно этот период, определяя будущее человека, является временем очень активной, интенсивной работы над собой. По определению И.А. Зимней, студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, отличающихся наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [Зимняя 2000: 183]. Б.Г. Ананьев считает, что период жизни от 17 до 25 лет имеет важное значение, как завершающий этап формирования личности и как основная стадия профессионализации [Ананьев 2001]. «Прежде чем вступить в пору зрелости, на арену самостоятельной борьбы за существование, самостоятельной работы, - пишет
B.В. Зеньковский, - переживаем мы юность, в течение которой мы, уже познав действительность, зная уже себя, овладев уже основным материалом социальной традиции, как бы на "главной репетиции" подводим итоги подготовительной работе» [Зеньковский 2019: 73]. В исследованиях М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович,
C.Л. Кандыбович отмечается, что период студенчества - это период профессионального развития. Процесс профессиональной подготовки начинается с психологической готовности: образования установок, свойств личности, необходимых для согласованного усвоения воспитательных и учебных норм [Дьяченко и соавт. 2006].
Студенческий возраст является кризисным периодом в жизни человека, периодом встречи со взрослостью. Возникновение трудностей в данный промежуток жизнедеятельности человека связано прежде всего с разногласием: при полном
физиологическом созревании невозможна социальная реализация в профессиональной деятельности, поскольку учеба занимает основное время студента и тем самым тормозится возможность самоактуализации в полной мере.
Если анализировать социальную ситуацию развития личности студента, то мы видим, что в студенческом возрасте актуализируется внутренняя позиция с установкой на достижение глобальной цели - стратегии жизни, строятся планы для ее достижения. Сложность выбора в самоопределении подпитывается еще тем, что авторитетное взрослое окружение сомневается в правильности своих рекомендаций. То есть возникает момент самостоятельного принятия собственных решений и ответственности за них молодым человеком, в чем и выражается задача становления личности как субъекта саморазвития. Л.С. Выготский рассматривал жизненные планы как показатель овладения личностью своим внутренним миром и как систему приспособления к действительности, связывая с ними «целевую» регуляцию принципиально нового типа [Выготский 1983: 273]. В определенный период жизни потребность в труде (желание быть материально независимым от родителей) становится основной жизненной потребностью. Для другой возрастной группы труд может выступать средством удовлетворения потребности личности в общественном признании, престиже, способом самовыражения, достижения признания обществом ее индивидуальности [Абульханова-Славская 1991]. Эта модель включает в себя культурные аспекты общества и ориентирована на своевременность, сензитивность социального успеха.
Западными психологами процесс реализации определяется как процесс формирования идентичности. Э. Эриксон рассматривал поиск личностной идентичности как центральную задачу периода студенчества [Эриксон 1996]. Субъект осознает тождественность собственной личности, отвечает на ряд волнующих его вопросов о месте и значимости в данном обществе. Осваивая новые социальные роли, студент старается увязать все качества в непротиворечивую целостность, согласовать интроспективные оценки и оценки окружения.
На данном этапе могут возникнуть ряд противостояний:
- несогласованность временных перспектив с чувством времени;
- адекватная самооценка или нерешительность;
- примеривание различных социальных ролей или застревание на одной социальной роли;
- студенчество и застой в профессиональной деятельности;
- позиция лидера или неопределенность в отношениях;
- определенность в идеологии или отсутствие убеждений.
Студенты, преодолевающие первый кризис идентичности, способны в течение непродолжительного времени завершить психосоциальное самоопределение. У тех студентов, у которых возникли трудности в данном вопросе, может развиться отрицательная идентичность, выражающаяся в отрицании, презрении ко всем существующим социальным ролям и опоре на нежелательные идеалы и аддикции. В данный период могут возникнуть трудности из-за различия представлений об идеальности выбранной профессии и практической реальности. Может возникнуть экзистенциальный кризис, поэтому очень важно в студенческом возрасте самоопределиться, найти свое место в жизни. «Задаваясь вопросом о смысле жизни, -пишет И.С. Кон - юноша думает одновременно и о направлениях общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности: каково именно мое место в этом
мире, в какой именно деятельности в наибольшей степени раскроются мои индивидуальные способности?» [Кон 1989: 164].
Эриксоном было введено понятие «психосоциальный мораторий» - это определенный интервал времени, приходящийся на студенческий возраст, когда общество с пониманием относится к пробам различных социальных и профессиональных ролей молодых людей [Эриксон 1996]. Пока студент заканчивает высшее учебное заведение, он может обдумать правильность выбранного пути.
Начало студенчества можно сравнить с началом школьной жизни. Начав школьное обучение, ребенок приобретает новый социальный статус, но все школы имеют схожую структуру норм поведения и взаимоотношений. Вступление в студенчество характеризуется независимостью выбора. Молодой человек данного возраста принимает решение о том, какое образование ему получать, и нередко отделяется от родителей в материальном отношении.
В студенческие годы молодые люди нередко приобретают еще один социальный статус: супруги. Вступление в брак оказывает влияние на ход психического развития и связано с профессиональным становлением. Счастливый брак придает сил и уверенности, появляется ответственность за другого человека, эмоциональное отношение к окружающему миру становится положительно окрашенным. Следует отметить, что у женщин и мужчин, находящихся в браке, из-за разной загруженности домашними делами может по-разному складываться их профессиональное становление. Чрезмерная физическая перегрузка жены может повлечь психологический срыв, привести к семейному конфликту или даже распаду семьи. В этот период необходима помощь со стороны супруга в распределении домашних обязанностей. Появление ребенка в молодой семье - важная составляющая в осознании значимости себя, своего места в обществе, преемственности поколений, возникает духовное единение молодой пары. По мнению Т.М. Афанасьевой, совместный ребенок сразу делает всех этих людей родными, а молодоженов - не просто супружеской парой, но по-настоящему родственниками. Тем самым ребенок дает своим родителям и родителям родителей чувство общности забот, желаний, интересов [Афанасьева 1988: 72].
Период юности - период межкомпонентного развития как в физиологическом, так и в психоэмоциональном развитии. Ведущей деятельностью в юношеском возрасте является учебно-профессиональная деятельность. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению проявляется:
1) в сформированности познавательных психических процессов;
2) развитости структуры направленности личности, мотивов, убеждений, идеалов;
3) осознанности своих способностей, задатков, интересов, обеспечивающих становление индивидуальности;
4) критическом отношении к своей деятельности, рефлексии.
В студенческие годы психологические процессы протекают наиболее интенсивно и открывают много возможностей для преодоления трудностей, происходит окончательный этап формирования собственного внутреннего мира, качественный скачок неповторимой индивидуальности, особой личности, определяется стиль деятельности.
Познавательные процессы дают более эффективный результат за счет повышения уровня волевой саморегуляции. Ж. Пиаже констатировал, что «логика юношеского периода — это сложная когерентная система, отличная от логики ребенка, она составляет сущность логики взрослых людей и основу элементарных форм научного мышления» [Пиаже 2003: 102]. Особенность профессионального становления студента проявляется в развитии специальных способностей, когнитивные механизмы
формируются индивидуально и служат предпосылкой к возникновению и принятию интроспекции и рефлексии. Действия, эмоциональные состояния, рассуждения студента анализируются им самим. Интроспекция проявляется в создании идеалов будущей семьи, общественного уклада, моральных и нравственных ценностей.
На успешность обучения студента в вузе при одних и тех же внешних условиях учебной деятельности влияют такие индивидуальные особенности, как конституция, способности, темперамент, характер [Смирнов 2020: 309]. Студенты астенического типа строения тела, как правило, меньше расходуют энергию и могут выучить материал, не прибегая к многочисленному повторению; студенты с реактивным типом строения тела отвечают, как правило, в числе первых и на трудные вопросы стараются ответить в начале экзамена.
Особенности высшей нервной деятельности, которые лежат в основе темперамента, также влияют на успеваемость студента в вузе. Ведь человек с сильной и подвижной нервной системой сможет более успешно подстроиться под организационные требования при обучении в вузе. Человеку со слабой инертной нервной системой будет необходимо использовать некоторые способы, чтобы не отстать от сокурсников в обучении: давать себе передышку в изучении материала, при ответах на экзаменах, часто анализировать и предвосхищать результат учебной деятельности. Здесь важна и чуткость преподавателя к особенностям такого студента: не требовать незамедлительных ответов и включения в работу, быстрого перехода от одного задания к другому.
Утверждение, что уровень развития способностей влияет на успешность обучения, - это неоспоримый постулат. Но здесь следует заметить, что, кроме креативности, уровня интеллекта, необходимы развитые специальные способности, которые будут соответствовать профилю учебного заведения, и высоко развитый социальный интеллект, который является базой коммуникативной компетентности и проявляется в умении общаться. Социальный интеллект позволяет устанавливать конструктивные взаимоотношения с окружающими и занимать достойное положение в обществе. Для студента, владеющего способностью воздействия на преподавателя, доступен прием замещения низкого развития общего интеллекта социальным интеллектом. Интеллектуальные способности в студенческом возрасте уже сформированы, но продолжают совершенствоваться сложные операции анализа и синтеза, обобщения, абстрагирования, аргументирования и доказательства.
Характер человека не влияет напрямую на успешность обучения, но его акцентуации могут создавать определенные трудности или, наоборот, способствовать успешности в обучении, в зависимости от организации учебного процесса в данном учреждении, стиля преподавания педагога и применяемых им методов. Над выявленными акцентуациями характера необходимо работать, чтобы избежать трудностей в обучении.
В студенческие годы реализуется в полной мере такой социально-психологический феномен, как общение. Нельзя рассматривать общение исключительно как процесс обмена информацией. Общение - это многогранный процесс понимания и восприятия индивидов. Общение входит в структуру коммуникативной компетенции - основы плодотворного сотрудничества и социальной адаптации человека. В студенческие годы значимые сферы жизнедеятельности молодых людей определяют ценностно-смысловую доминанту общения. Взаимоотношения давних товарищей, новые знакомые, противоположный пол, люди, влияющие на определение будущего, составляют круг общения и определяют темы общения [Мудрик 2001].
Говоря о студенческом возрасте, необходимо учитывать межличностное общение в группе, которое строится не только на обмене информацией, необходимой для обучения в вузе, но и на эмоционально-чувственном аспекте. Модель студенческой жизни предполагает постоянный и непрерывный контакт и взаимодействие членов группы, следовательно, появляется некая зависимость и ответственность в отношениях. В настоящее время исследованием межличностных отношений занимается множество ученых, например В.И. Слободчиков, В.Е. Каган, Т.В. Корнилова. Также освещали проблемы межличностного общения Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский.
Педагогический аспект межличностного общения в студенческой группе учитывает этику и нормы общения. Такие понятия, как честь, добродетель, гуманизм, достоинство, толерантность являются базовыми для установления взаимодействия на основе нравственности и морали.
Феномен общения волновал людей издавна. Со времен античности философы пытались дать определение понятию «общение». В ходе таких размышлений выделялась важность межличностных взаимоотношений, что остается актуальным и по сей день. В процессе общения мы проходим путь социализации, овладеваем нормами и правилами, принятыми в данном обществе. Помимо коллективных взаимодействий развиваются дружеские связи, вызываемые потребностями в общении с наиболее эмоционально близкими и понимающими людьми. Сложность потребности в общении заключается в ее двойственности:
1) в желании взаимодействия и эмоционального контакта;
2) в желании уединения и эмоционального покоя.
Взаимодействие необходимо любому человеку для самореализации себя как личности, окруженной единомышленниками, солидарной с социально значимыми людьми.
Межличностное общение студентов имеет особенность - желание реализации собственного «Я» в условиях групповых ценностных ориентаций. Главной социальной особенностью студенческого возраста является желание принадлежать к определенной социальной группе. Психические процессы, эмоционально-волевые состояния, индивидуальные свойства личности в студенческом возрасте переходят на более высокую организационную ступень, развивается сознание и самосознание. Учитывая данные особенности, можно выделить несколько функций межличностного общения студентов:
1) усвоение норм общественной жизни;
2) приобретение знаний, информации и опыта социальной жизни;
3) обмен эмоциями, позволяющий продуктивнее понять других людей;
4) реализация личности в обществе.
Полноценное удовлетворение потребности в общении в межгрупповом взаимодействии произойдет в случае насыщенности жизни в коллективе и ее привлекательности для индивида. В противном случае уменьшается роль коллектива для студента и он будет искать общение вне формальной группы.
Вторая составляющая общения, уединение, необходима в случае возникновения внутреннего диалога, позволяющего разобраться во внутренних проблемах становления личности.
Студенческая группа - это социально-психологическая общность, имеющая схожие интересы и задачи и поведенческие особенности. Общая цель как дает возможность индивидуальной реализации каждого члена группы, так и способствует
групповому сплочению. Сплоченность студенческой группы - одна из характеристик ее развития, проходящая определенные стадии становления: начиная с разрозненности и индивидуализации каждого ее участника и заканчивая созданием цельного организма с эффективным лидерством. Хотя нередки случаи, когда лидерство проявляется ситуативно, в зависимости от сложившихся условий. В процессе развития студенческой группы вырабатываются определенные нормы и правила, которые определяют социально-ролевые ожидания каждого члена группы, что облегчает понимание и способствует гармоничному функционированию данного социального «организма». Студенческая группа считается целостной, если она социально контролируется и позволяет проявлять индивидуальность каждого члена группы. Барьеры, возникающие при общении любых возрастных категорий, присущи и членам студенческой группы. Нередки неправильные установки в перцепции или возникновение такого психологического феномена, как каузальная атрибуция. Студенческая группа с точки зрения психологического анализа - сложное неповторимое социальное явление, она имеет свою модель и управление, но также является частью более широкой общности (факультета, курса). Динамику развития студенческой группы следует изучать, принимая во внимание все взаимосвязи данной группы и личностные особенности каждого члена этой группы. Нет двух похожих студенческих групп. Социальная психология выделяет несколько принципов сравнительного анализа групп. В первую очередь, сравнивается организационное единство, которое обеспечивает деловое решение общегрупповых задач, взаимопомощь, стремление к сотрудничеству; во-вторых - психологическое единство: атмосфера в группе, чувство защищенности, дружелюбие между членами группы. Психологическое единство предусматривает волю к преодолению трудностей, возникающих на пути развития группы. В-третьих, изучается подготовленность группы. Каждая группа имеет свой собственный уровень совместной деятельности, приобретенные умения. Здесь рассматривается не подготовленность отдельно взятого студента, а именно их групповая деятельность. В-четвертых, рассматривается нравственная направленность группы, когда цели и мотивы каждого члена совпадают, общее стремление лежит в основе ее деятельности.
Таким образом, в динамике развития студенческой группы можно выделить несколько этапов:
1) номинальная группа - группа с временной ситуативной связью, краткой совместной деятельностью;
2) группа-ассоциация, которая имеет свою структуру, общую цель, но действия каждого индивидуальны, не ориентированы на групповой успех и взаимопомощь;
3) коллектив - социально зрелая группа, в основе ее деятельности лежат групповые цели, группа имеет высокий уровень подготовленности и психологического единства.
Достижение уровня «коллектива» - это долгий процесс комплексного развития социально-психологических и педагогических факторов.
Студенческие группы формирует деканат, не учитывая взаимные симпатии членов группы. Формирование здоровой психологической атмосферы и эмоционально положительного общения возлагается в этом случае на актив группы. Противоречия и конфликты - неизменные спутники жизни студенческой группы как части общества. От гибкости действий лидера группы зависит уровень терпимости, уступчивости во взаимодействии [Уманский, Лутошкин 1980].
Общение со сверстниками продолжает играть важнейшую роль в жизни студента. Потребность общения со сверстниками увеличивается и охватывает различные социальные пространства: публичные места, кафе, театры. Студенческий возраст - наиболее благоприятное время для поиска друга со схожими интересами. И зачастую именно студенческая дружба перерастает в стабильные и доверительные отношения. В таком друге ценится прежде всего искренность, понимание, эмоциональное принятие. Однако в студенческой дружбе могут возникать трудности из за повышенной требовательности и эгоцентричности. Отказ от общения со сверстниками выливается в коммуникативное уединение, и общение происходит исключительно со своим идеальным-Я, выражаясь в мечтаниях и грезах. Общение в этом возрасте может как расширяться, так и находиться в состоянии «ожидания», готовности вступить в коммуникативный контакт, но с высокой степенью избирательности. Новые знакомства помогают студенту самовыражаться и приобрести новый опыт, примерив новую социальную роль. Но желание быть частью группы сверстников зачастую превышает желание обрести индивидуальность, поэтому студенческие коллективы обладают конформностью в поведении и общении и зачастую направлены на достижение независимости от старших.
Интенсивность общения со старшими неравномерна и скачкообразна. Студенты не теряют связь со старшим поколением, но все реже обращаются за советом к ним. Необходимыми условиями эффективного взаимодействия с родителями являются взаимопонимание и взаимная поддержка. В этот возрастной период происходит сепарация от родителей.
Общение преподавателя и студента - это основа осуществления конструктивного взаимодействия, необходимого для реализации общей цели: получения качественного образования. Эту задачу в системе компетенций решает коммуникативная компетенция. В структуру коммуникативной компетенции входят обмен информацией, межличностные связи и сотрудничество. Становление коммуникативных умений зарождается еще в младшем школьном возрасте, продолжается в подростковом и в студенческие годы завершается развитием умений учитывать позицию собеседника и согласовывать совместные действия. В социальном окружении студент проявляет стандарты и стереотипы поведения, согласовывает их с эталонами этнонорм, повышает уровень личностного общения. Без этого не сформируется социальная коммуникативная компетенция, которая необходима для профессионального становления. Конечным итогом формирования коммуникативной компетенции является способность к организации любой профессиональной деятельности, грамотному общению, принятию мнения собеседника, толерантное и эмпатийное отношение к окружающему социуму. Следует заметить, что компетенция, которая формируется у студента в процессе обучения в вузе, трансформируется в компетентность, что проявляется в применении знаний, полученных в учебном процессе, на практике и выражается прежде всего в получении необходимых результатов при решении определенных задач.
Таким образом, мы видим, что студенческий возраст имеет свои социально-психологические особенности, и для построения эффективного учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении необходимо учитывать особенности студенческого возраста, новых психологических образований, особенностей общения.
Во-первых, это время профессионального самоопределения и активной работы над собой, познания нового.
Во-вторых, студенческие годы - кризисный период определения самоидентичности.
В-третьих, молодые люди строят планы на жизнь, обрисовывая далекие перспективы.
В-четвертых, в студенческие годы реализуется такой социально-психологический феномен, как общение, в том числе межличностное общение в группе.
В-пятых, для успешной учебной деятельности в вузе необходимо учитывать индивидуальные свойства личности: темперамент, характер, способности.
В условиях демократизации общества, и в частности такого социального института, как высшее образование, наиболее целесообразным является субъект-субъектное взаимодействие в системе преподаватель-студент. Учитывая индивидуально-личностные качества студентов, можно добиться высоких показателей в самореализации и самосовершенствовании будущих профессионалов. Преподаватель в системе личностно ориентированного обучения становится не только практиком, но и теоретиком учебно-познавательной деятельности студента. Современной тенденцией повышения качества образования в высшей школе является учет мотивационных факторов в студенческой среде. Реализовать задачу формирования коммуникативных компетенций можно посредством внедрения программ повышения коммуникативных компетенций студентов, проведения тренинговых мероприятий, внеурочной деятельности, внедрения активных форм обучения, таких как дискуссии, мозговой штурм, групповые формы работы на занятиях, заданий, имеющих поисковый и творческий характер, а также соревновательности. Основой плодотворной работы специалиста в любой профессиональной деятельности являются смысловая наполненность общения, отсутствие агрессии во взаимодействии, доброжелательность межличностных контактов.
Правильная с учетом социально-психологических характеристик студенческого возраста организация учебного процесса в вузе позволит сформировать коммуникативную компетентность.
Библиографический список
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 155 с.
Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. 1974. Вып. 2. Л.: ЛГУ. С. 3-15.
Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1988. 286 с.
Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. М., 1983. Т. 3. 368 с.
Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы. Мн.: Харвест, 2006. 416 с.
Зеньковский В. В. Психология детства. М.: Академический проект, 2019. 406 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов по педагогике и психологии. М.: Логос, 2000. 384 с.
Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. 187 с.
Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., 2001. 320 с.
Пиаже Ж. Психология интеллекта / пер. А.М. Пятигорский. СПб., 2003. 192 с.
Смирнов С.Д. Психология и педагогика в высшей школе. М.: Юрайт, 2020. 352 с.
Уманский Л.И., Лутошкин А.Н. Студенческая группа и групповая психология // Студенческая группа. М.: Молодая гвардия, 1980. С. 58-77.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Университетская книга, 1996.
344 с.