УДК 159.9
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФИЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ
© 2008 Л.Г.Жданова
Самарский государственный педагогический университет
Данная статья посвящена различным аспектам межличностных отношений в студенческом возрасте. Представлены результаты исследований особенностей межличностного взаимодействия у студентов гуманитарных и технических специальностей. Рассматривается динамика межличностных отношений в процессе обучения в вузе. Раскрыты особенности межличностных отношений студентов, проживающих в общежитии.
Студенческий возраст представляет особый период в жизни человека, прежде всего в силу того, что по общему смыслу и по основным закономерностям возраст от 18 до 25 лет составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г.Ананьева1. Студенчество включает людей целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформиро-ванностью устойчивого отношения к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора, адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии.
В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество - социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости.
Студент является активным, самостоятельно организующим свою деятельность
1 Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекоз-нания. - СПб.: Питер, 2001.
субъектом педагогического взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач.
Этот этап в жизни человека связан с формированием относительной экономической самостоятельности, отходом от родительского дома и образованием собственной семьи. Студенчество - центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов Студенчество связано общим для всех студентов видом деятельности - обучением в учебных корпусах, размещением некоторой части в общежитиях, повседневным общением в студенческих группах. Все это приводит к выработке специфических черт образа и стиля жизни, духовных интересов и потребностей, осознания своей причастности и принадлежности к студенчеству.
В студенческом возрасте особенно возрастает потребность в общении с людьми и в их признании. Эффективное решение проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения невозможно вне общения с окружающими людьми и без взаимопонима-ния2. Для студенческого возраста свойственны отзывчивость, стремление к максимальному проявлению себя, романтизм, повышенная динамичность социального состояния в то же время недостаток жизненного опыта, поверхностное восприятие явлений, склонность
2 Мудрик А.В. Современный старшеклассник // Хре-
стоматия по возрастной психологии. Учебное пособие
для студентов / Сост. Л.М.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Международная педагогиче-
ская академия, 1994.
к эффектным фразам, доверчивость. Для студентов характерно усиленное развитие потребности в общении и контактах с другими людьми, обусловленное активным взаимодействием студентов с другими социальными общностями и спецификой обучения и воспитания в вузе3. В общении студенты познают не только других, но и себя, овладевают опытом социальной жизни. Потребность в общении способствует установлению многообразных связей, развитию товарищества, дружбы, стимулирует обмен знаниями и опытом, мнениями, настроениями и переживаниями.
Содержание и характер общения юношей со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением и реализацией их как субъектов отношений в значимых сферах жизнедеятельности. Ценностно-смысловая доминанта общения обнаруживается в ведущей тематике бесед юношей и девушек: обсуждение личных дел (своих и партнеров), взаимоотношений людей, своего прошлого, планов на будущее, взаимоотношений юношей и девушек, отношений с товарищами, отношений с учителями, отношений с родителями, своего развития - физического, интеллектуального4. И.Э.Стрелкова подчеркивает, что необходимыми критериями дружеского общения в студенческом возрасте являются глубокое взаимопонимание, сочувствие, активное со-переживание5.
О.В.Хухлаева отмечает, что на первых курсах института характерно общение внутри широких групп (от учебной группы до всего курса). Оно концентрируется вокруг совместных праздников и отдыха. При дальнейшем обучении в институте на основе общих интересов постепенно выделяются дружеские группы из 5 - 8 человек. Важную роль в общении начинает играть обмен информацией.
3 Поварницына Л.А. К исследованию трудностей общения у студентов // Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: межвузовский сборник научных трудов. - М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1986. - С. 130 - 139.
4 Шаповаленко И.В. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гар-дарики, 2004.
5 Стрелкова И.Э. Социально-психологические особенности дружеского общения студентов // Вопросы педагогики и психологии / Сб. ст. под ред. Стрелковой И.Э. Изд-во Саратовского ун-та, 1970. - С.62 - 75.
На последних курсах института уменьшается значимость компаний вообще, предпочтение отдается диадическому общению6.
Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.
Второй курс - период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Третий курс - начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Отныне формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации.
Четвертый курс - первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.
Пятый курс - перспектива скорого окончания вуза - формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т. п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза7.
С формированием межличностных отношений студентов связаны такие факторы, как мировоззренческая позиция, успехи в учебе, общественная активность, общность взглядов и интересов8. Под межличностными
6 Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
7 Рубин Б.Г., Колесников Ю.С. Студент глазами социолога. - Ростов: 1968.
8 Мусаева М.И. Формирование межличностных отно-
шений в студенческих группах. Межличностные отношения, их роль в совершенствовании учебной дея-
отношениями мы подразумеваем систему установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей9. Межличностные отношения людей - это субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые различными эмоциональными и другими переживаниями индивидов, в них участвующих. Они формируются не только в процессе прямого взаимодействия и совместной деятельности людей, влияя на их ход и результаты, но и через личностное отношение к труду, другим индивидам, самому себе.
Межличностные отношения реализуются через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и конкретного поведения. Оценочный компонент предполагает определение человеком того, что ему нравится или не нравится во взаимодействии с другими людьми. Эмоциональные переживания порождают определенный настрой психики партнеров по взаимоотношениям. А их поведение отражает или определяет дальнейшие перспективы продолжения или прекращения сотрудничества.
Через межличностные отношения и общение индивид опосредованно включается в систему общественных отношений. Взаимоотношения складываются и протекают в условиях взаимодействия большого числа людей. Отбор партнеров для общения и выполнения какой-либо деятельности - сложный процесс и зависит как от общей атмосферы в группах взаимодействующих людей, так и от психологических особенностей их самих.
Имеются данные, что успешность подготовки молодого специалиста в вузе зависит от ряда условий, в том числе и от характера взаимоотношений между студентами. Уровень успеваемости студентов находится в прямопропорциональной зависимости от уровня сформированности межличностных
отношений в группе10. К.А.Абульханова-Славская считает, что «для профессионального становления личности важна не та или иная формальная сетка межличностных отношений, а такой их тип, который представляет систему деловых и ценностных отношений, систему расстановки сил с учетом профессионального роста личностей, при которой требования к людям соотносятся с их возможностями»11.
Для изучения особенностей межличностных отношений у студентов разных специальностей мы использовали методику диагностики межличностных отношений Т.Лири. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке. При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
Мы сравнили типы межличностных отношений у студентов гуманитарных и технических специальностей. Выяснилось, что у студентов технических специальностей выше показатели таких типов отношений к окружающим как авторитарный, эгоистический, агрессивный, подозрительный. У студентов гуманитарных специальностей выше показатели по подчиняемому, зависимому, дружелюбному и альтруистическому типам отношения к окружающим. Гуманитарии более дружелюбны, а техники более склонны к доминированию.
Студенты гуманитарной направленности ориентированы на принятие и социальное одобрение, склонны к сотрудничеству, стремятся к компромиссам при решении проблем и в конфликтных ситуациях. Они стремятся помогать другим, сострадать, сочувствовать, проявлять теплоту и дружелюбие в отношениях. Гуманитарии более склонны уступать, прислушиваться к чужому мнению и советам.
тельности. Сб. научных трудов. - Ташкент: 1985. -С.64 - 70.
9 Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.
10 Ивошина Т.Г. Влияние уровня сформированное™ межличностных отношений на успеваемость студентов // Психологические аспекты социальных отношений личности / Под ред. Грибанова В.П. - Рязань: 1980. - С.60 - 63.
11 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - С. 176.
Студенты технической направленности стремятся полагаться на свое мнение, отличаются властностью, независимостью и расчетливостью. Они доминантны, упорны, настойчивы, более жестко относятся к окружающим, могут проявить агрессивность. Кроме того, техникам свойственны критичность и подозрительность по отношению к другим людям.
Специалистам гуманитарного профиля особенно актуальны коммуникативные способности, они больше общаются и взаимодействуют с людьми. В то время как специалисты технического профиля относительно чаще обращаются к предметному и конкретному миру вещей, у них недостаточно развито умение общаться с людьми. Имеются данные, что гуманитарии как правило характеризуются широтой познавательных интересов, эрудированностью, хорошо владеть языком, иметь богатый словарный запас, уметь правильно его использовать, точно соотносить конкретные и абстрактные понятия и иметь в целом высокоразвитое абстрактное мышление. Студенты технических специальностей отличаются независимостью суждений, высоким уровнем развития пространственных способностей и невербального интеллекта12.
На примере студентов факультета психологии мы изучили динамику межличностных отношений студентов с первого по пятый курс. Результаты показали, что динамика межличностных отношений студентов-психологов в течение обучения в вузе соответствует переходу отношений от доминирования к дружелюбию. Конечно, полученные данные необходимо рассматривать с учетом специфики будущей профессии.
На первом курсе преобладают авторитарные отношения, поскольку происходит адаптация студентов к вузу. Ко второму курсу устанавливаются дружелюбные отношения между студентами. На третьем и четвертом курсе авторитарность снова занимает важное место, что, скорее всего, обусловлено спецификой обучения на факультете психологии, влияющей на межличностные отношения. На пятом курсе данный фактор не преобладает, на этом этапе ведущую роль занимают получение диплома, обеспечение
12 Педагогика и психология высшей школы / Под ред.М.В.Буланова-Топоркова. - Ростов-на/Д.: 2002.
будущего, профессиональный успех, стремление к саморазвитию.
Агрессивность межличностных отношений наиболее ярко выражен на первом курсе и третьем курсе, а к пятому курсу данный фактор значительно снижается, что можно объяснить формированием самосознания и ролевого поведения, способностью к самоконтролю, адекватным связям с окружающими, готовностью к активной деятельности. Подчинение и зависимость в межличностных отношениях имеет тенденцию к увеличению показателей с первого по пятый курс, что говорит об изменениях в оценке себя и влияния окружающих.
Наиболее ярко выражен фактор альтруизма на третьем курсе и четвертом курсе. Мы связываем это с отношением к однокурсникам, которое выражается в сострадании, симпатии, заботе, умении подбодрить и успокоить окружающих.
Показатели по фактору доминирования в межличностном взаимодействии ярче всего проявляются на первом, третьем, четвертом курсе. Для студентов наиболее сложным является первый курс вузовского периода. Он связан с коренной ломкой сложившихся представлений, привычек школьника, необходимостью менять и перестраивать свое поведение и деятельность, «входить» в новые условия. Наибольший отсев из вуза бывает именно в этот период. Поскольку студент еще не участвует в решении реальных задач, главной и вполне осмысленной его целью становится овладение способами и приемами учебной деятельности, приобретение необходимой системы фундаментальных знаний, овладение социальным статусом студента. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и по самовоспитанию профессионально значимых качеств. На третьем курсе происходит начало специализации, что зачас-
тую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. К концу третьего курса часто решается вопрос о профессиональном самоопределении. Показатели доминирования на четвертом курсе связаны с особенностями психологического факультета: с одной стороны студент-психолог должен был бы принимать сотрудничающее положение, с другой он ориентируется на создание собственного пространства, на формирование специальных способностей в связи с профессионализацией.
Высокие показатели дружелюбия наблюдаются на втором и на пятом курсах. На втором курсе сформировался процесс социально-психологической адаптации, произошло приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения. Для пятого курса более актуальным становится будущее место работы, повышается чувство долга. У студентов больше нет потребности в достижении успеха от учения, в самоутверждении, существует перспектива скорого окончания вуза. Главными признаками этого являются осмысленная твердая готовность к активной самостоятельной деятельности по выбранной специальности, стремление постоянно совершенствоваться в ней.
Также мы исследовали динамику межличностных отношений студентов, проживающих в студенческом общежитии разный период времени. В ходе проведенного нами исследования и дальнейшего анализа данных были получены достоверные статистические различия по следующим типам отношения к окружающим: авторитарный, зависимый, доминирующий, подчиняемый, дружелюбный.
Для студентов, проживающих первый год в студенческом общежитии, наиболее характерным типом межличностных отношений является подчиняемый. Людей с этим типом межличностных отношений отличает застенчивость, кротость, слабоволие, пассивность, неуверенность в себе со стремлением найти опору в ком-либо более сильном или склонностью уступать более сильному партнеру по взаимодействию без учета ситуации, недостаток настойчивости и упорности, организованности, с заметным преобладанием мотивации избегания неуспеха, а также широких контактов и социальных ролей. У студентов, прожи-
вающих в общежитии первый год отмечаются также высокие показатели по подозрительности, что свидетельствует о высокой спонтанности, повышенном чувстве справедливости, сочетающимся с убежденностью в собственной правоте. Такие люди имеют легко загорающееся чувство враждебности при противодействии и критике в свой адрес, непосредственность и прямолинейность в высказываниях и поступках, повышенную обидчивость. Вместе с тем значимые результаты по зависимости и альтруистичности позволяют говорить о наличии конформных установок, конгруэнтности в контактах с окружающими, податливости мнению окружающих, склонности к компромиссам.
Таким образом, все вышеперечисленное позволяет нам сделать вывод о наличии противоречивых типов межличностных отношений у студентов, проживающих первый год в студенческом общежитии, что влияет на успешность проживания и взаимодействие с окружающими людьми и свидетельствует о трудностях социально-психологической адаптации к данным условиям жизни молодых людей.
Студенты, проживающие третий год в студенческом общежитии, характеризуются такими индивидуально-личностными характеристиками, как эмоциональность, низкий уровень агрессивности, повышенная откли-каемость на средовые воздействия, стремление к причастности групповым мнениям, сотрудничеству, когда участники ситуации приходят к альтернативе, удовлетворяющей интересы обеих сторон. Эти люди стремятся найти общность с другими, восприимчивы, испытывают потребность в выражении дружелюбия к окружающим. Вместе с тем, значимые показатели по шкале «доминирование» свидетельствуют о чувстве соперничества за признание в глазах наиболее авторитетных личностей, о стремлении занять и утвердить свою активную позицию, удовлетворить свои интересы, отстаивая собственное мнение, которое формируется в процессе высокой поисковой активности и на основании широкого круга интересов и личном энтузиазме.
Студенты, проживающие пять лет в студенческом общежитии, характеризуются оптимистичностью, высокой активностью,
выраженной мотивацией достижения, лишь тенденцией к доминированию при активном воздействии на окружение, повышенным уровнем притязаний, легкостью и быстротой в принятии решений, с ориентацией на собственное мнение - на это указывает авторитарный тип межличностных отношений. Эти люди стремятся найти общность с другими.
Таким образом, мы рассмотрели межличностные отношения студентов в зависимости от трех различных факторов: гуманитарная или техническая специальность, обучение на разных курсах, проживание в обще-
житии разный период времени. Все эти факторы оказывают несомненное влияние на межличностные отношения в студенческом возрасте. Динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных отношений оказывают сильное действие на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Благоприятное положение студента в окружающей его среде содействует нормальному развитию его личности.
INTERPERSONAL RELATIONS IN STUDENTS' GROUPS DEPENDING
ON A FORMATION PROFILE
© 2008 L.G.Zhdanova
Samara state pedagogical university
This article deals with different aspects of interpersonal relations in the student life. Peculiarities of interpersonal co-operation of the students of humanitarian and technical specializations are given. The dynamics of interpersonal relations in the process of studies in high school is considered. Peculiarities of interpersonal relations of students housed in the dormitory are analyzed.