Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИДЕРОВ МОЛОДЕЖНЫХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ГРУПП'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИДЕРОВ МОЛОДЕЖНЫХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ГРУПП Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
178
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Добровольческая деятельность / доброволец / молодежное лидерство / лидер / социально-психологические характеристики. / Volunteering / volunteer / youth leadership / leader / socio-psychological characteristics.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богачева Т. И.

В статье рассматривается потенциал добровольческой деятельности в личностном и профессиональном развитии молодежи. Проанализированы взгляды зарубежных и отечественных исследователей относительно природы и сущности лидерства в малой группе. Рассмотрена специфика исследований молодёжного лидерства в работах отечественных исследователей. Приведены результаты эмпирического исследования социально-психологических характеристик лидеров молодежных добровольческих групп, что дает возможность понять специфику функционирования лидерства в группах данной направленности и сформировать целостное представление о личности современного лидера-добровольца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE LEADERS OF YOUTH VOLUNTEER GROUPS

The article discusses the potential of volunteering in the personal and professional development of young people. The views of foreign and domestic researchers on the nature and essence of leadership in a small group are analyzed. The specifics of youth leadership studies in the works of domestic researchers are considered. The results of an empirical study of the sociopsychological characteristics of leaders of youth volunteer groups are presented, which makes it possible to understand the specifics of the functioning of leadership in groups of this orientation and form a more holistic view of the personality of a modern volunteer leader.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИДЕРОВ МОЛОДЕЖНЫХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ГРУПП»

УДК 316.6

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИДЕРОВ МОЛОДЕЖНЫХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ГРУПП

© 2022 Т. И. Богачева

аспирант кафедры психологии e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

В статье рассматривается потенциал добровольческой деятельности в личностном и профессиональном развитии молодежи. Проанализированы взгляды зарубежных и отечественных исследователей относительно природы и сущности лидерства в малой группе. Рассмотрена специфика исследований молодёжного лидерства в работах отечественных исследователей. Приведены результаты эмпирического исследования социально-психологических характеристик лидеров молодежных добровольческих групп, что дает возможность понять специфику функционирования лидерства в группах данной направленности и сформировать целостное представление о личности современного лидера-добровольца.

Ключевые слова: добровольческая деятельность, доброволец, молодежное лидерство, лидер, социально-психологические характеристики.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE LEADERS OF YOUTH VOLUNTEER GROUPS

© 2022 T. I. Bogacheva

Postgraduate Student of the Department of Psychology e-mail: [email protected]

Kursk State University

The article discusses the potential of volunteering in the personal and professional development of young people. The views of foreign and domestic researchers on the nature and essence of leadership in a small group are analyzed. The specifics of youth leadership studies in the works of domestic researchers are considered. The results of an empirical study of the socio-psychological characteristics of leaders of youth volunteer groups are presented, which makes it possible to understand the specifics of the functioning of leadership in groups of this orientation and form a more holistic view of the personality of a modern volunteer leader.

Keywords: volunteering, volunteer, youth leadership, leader, socio-psychological characteristics.

Добровольческая деятельность стала неотъемлемой частью жизни российского общества. Причем наиболее часто в нашей стране добровольцами становятся молодые люди, которые стремятся посредством добровольческой деятельности приобрести профессионально важные умения и навыки, расширить круг знакомств, обрести друзей и единомышленников, а также реализовать свой личностный потенциал.

Уточним, что в отечественной науке используются два понятия, равнозначные по своему содержанию: волонтерство и добровольчество. Однако именно последнее изначально возникло в русском языке и наиболее полно раскрывает сущность

добровольчества как социального феномена. Как считает В. Даль, ранее в русском языке использовалось понятие «повольщина», обозначающее деятельность, совершаемую на безвозмездной основе и направленную на оказание помощи другим людям. Но со временем на смену ему пришли более простые и благозвучные «доброволец» и «добровольчество», произошедшие от слова «добродушие», обозначающее расположенность человека к совершению добрых поступков [7]. В то же время западный синоним «волонтерство» также получил широкое распространение, как в российском обществе, так и в отечественной науке, в связи с чем понятие «доброволец» и «волонтер» можно считать тождественными по своему смысловому значению. Отметим, что, в нашей стране добровольцами изначально называли людей (преимущественно мужчин), которые по собственному желанию вступали в действующую армию [Там же].

Исходя из этимологии понятия «добровольчество» и его содержании справедливым видится выделение следующих ее специфических признаков: отсутствие мотива материального обогащения; желание приносить пользу другим людям и обществу в целом; отсутствие принуждения [Там же].

Несмотря на то что интерес ученых-исследователей к проблематике добровольчества возник не так давно, в отечественной науке имеется уже достаточно большой спектр психологических исследований, относящихся к ней. Психологические основы добровольчества в отечественной психологии исследовали Т.О. Арчакова, П.А. Беляева, Е.В. Декина, Е.Л. Корнеева, У.П. Косова, У.П. Кретова, С.В. Курочкина, Я.В. Латюшин, Т.Б. Мацюк и др. Отметим, что на данный момент наиболее востребованной проблематикой исследований является мотивация добровольческой деятельности. Вместе с тем, представляет высокий научный интерес изучение личностных особенностей людей, занимающихся добровольческой деятельностью (эмпатия, эмоциональный интеллект, установки, ценности и т.д.), а также вопросы, касающиеся психологического сопровождения добровольческой деятельности [3].

Говоря о смысле и психологической основе добровольческой деятельности, важно уточнить, что в большинстве случаев она является альтруистической деятельностью, то есть человек, оказывающий помощь, не стремится получить за это материальное вознаграждение, а имеет искренне устойчивое желание бескорыстно помогать другим людям. Поэтому в психологической науке принято рассматривать добровольческую деятельность как вариант проявления просоциального, альтрустического поведения и форму помогающего поведения. Немаловажным является то, что оказание помощи предполагает широкий спектр альтруистических или просоциальных действий человека (от проявления любезности до спасения жизни другого человека) [7].

Говоря о добровольчестве в молодежной среде, следует отметить важную роль как формальных, так и неформальных лидеров в жизнедеятельности добровольческих объединений. При этом феномен лидерства не имеет однозначной трактовки у зарубежных и отечественных исследователей, а первоначально проблематика лидерства исследовалась зарубежными психологами, которые не дифференцировали его с понятием руководства [6].

Первые зарубежные исследования лидерства осуществлялась в рамках «теории черт», согласно которой способность к лидерству понималась как особый вид одаренности, обеспечивающей индивиду центральное положение в группе. Отмечается врожденность лидерских качеств. В ситуационных теориях специфика лидерства определяется характером ситуации, в которой находится группа и индивид, выступающий в ней в роли лидера. Согласно теории лидерства как функции группы (Г. Хоманс), лидером является член группы, способный сосредоточить в себе наиболее

значимые для нее ценности и направлять других челнов группы на достижение значимых для нее целей, осуществляя при этом функцию контроля. В рамках поведенческих теорий лидерства в центре научного внимания находился стиль лидерства и его влияние на производительность труда [3].

Невозможность всесторонне описать феномен лидерства в малой группе с позиции обозначенных выше подходов привела к появлению синтетической теории лидерства. В ее рамках лидерство - это сложный процесс, включающий средовые, групповые и культурные факторы (Б. Басс, Ф. Фидлер, Е. Холландер и Дж. Джулиан). Однако полноценной синтетической теории лидерства зарубежным исследователем создать не удалось, в связи с чем начали возникать мини-теории лидерства [2; 3]

Большинство современных теорий предполагает интеграцию личностного и ситуационного факторов лидерства. Причем общим для них является положение о том, что лидер должен не возвышать себя над другими членами группы, а стремиться быть рядом и вместе с ними, разделяя и поддерживая систему групповых норм и ценностей, воодушевляя группу на достижение значимых для нее целей.

Специфика отечественных исследований лидерства заключается в их ориентированности на реальные малые группы (молодежные объединения, учебные группы и др.), дифференциацию понятий «лидерство» и «руководство», понимание лидера как элемента целостной системы взаимоотношений, складывающихся в группе. В то же время наиболее востребованным среди отечественных исследователей молодежного лидерства стало представление о деятельностной детерминации групповых процессов, а также идея о опосредовании лидерства характером совместной деятельности малой группы. С точки зрения отечественных исследователей, лидерство рассматривается как продукт взаимодействия лидера и его последователей. Основной задачей лидера является построение системы прочных отношений с другими членами группы. Лидерство основывается на авторитете личности, обладание им дает возможность лидеру принимать решения в значимых для группы ситуациях в условиях совместной деятельности [Там же].

Отметим, что на данный момент среди отечественных исследователей нет единого мнения относительно содержания понятий «лидерство» и «лидер». При этом вопросы, касающиеся молодежного лидерства, всесторонне исследовались представителями Курской психологической школы (Д.В. Беспалов, И.Н. Логвинов, А.Н. Лутошкин, С.В. Сарычев, А.С. Чернышев, Л.И. Уманский). В рамках параметрической теории малой группы лидерство рассматривается как «степень ведущего влияния одних членов группы на других в создании оптимального решения групповой задачи». Лидером выступает член группы, осуществляющий эту функцию [9]. Как считают представители Курской психологической школы, специфика лидерства в малой группе (в том числе и молодежном объединении) детерминирована индивидуальными особенностями личности лидера, характером и спецификой условий совместной деятельности, а также уровнем развития группы и особенностями ситуации, в которой осуществляется совместная деятельность.

Несмотря на достаточно большое количество исследований, касающихся молодежного лидерства, изучение некоторых его аспектов еще представляет интерес для отечественных исследователей. Так, на данный момент остается открытым вопрос о специфике личностных характеристик лидеров в добровольческих группах. Однако данная проблематика имеет высокую как теоретическую, так и практическую значимость в связи с тем, что роль лидеров в жизнедеятельности добровольческих объединений весьма значительна. Во многом именно лидеры обеспечивают достижение групповых целей, в большей мере оказывают влияние на формирование психологического климата в группе и специфику межличностного взаимодействия в

ней, выступают трансляторами и носителями групповых ценностей и норм, обеспечивают личностное развития членов группы.

На основании изложенного выше цель исследования заключалась в изучении социально-психологических характеристик лидеров молодежных добровольческих групп. На наш взгляд, знание социально-психологических характеристик лидеров-добровольцев представляет значимость для психологической науки, так как посредством них транслируется отношение личности к окружающей социальной среде, выстраивается система ее межличностных отношений. Таким образом, можно утверждать, что знание специфики социально-психологических характеристик лидеров молодежных добровольческих групп позволит спроектировать наиболее оптимальные маршруты психологического сопровождения лидеров-добровольцев и всего добровольческого объединения в целом. В рамках данного исследования будем рассматривать под социально-психологическими характеристиками лидеров молодежных добровольческих групп их личностные особенности, которые проявляются в системе общественных отношений, социальных ценностей и норм поведения [1].

Для достижения обозначенной цели нами были выделены социально-психологические характеристики, которые, на наш взгляд, составляют психологическую основу социального взаимодействия исследуемых с окружающим социумом: коммуникативные и организаторские склонности, макиавеллизм, социабельность, ролевая позиция в межличностных отношениях, копинг-поведение в стрессовых ситуациях, психологический тип личности.

Эмпирическое исследование социально-психологических характеристик лидеров молодежных добровольческих групп осуществлялось в несколько этапов. На первом этапе нами были выявлены лидеры среди молодежи, занимающейся добровольческой деятельностью. Затем было осуществлено психодиагностическое исследование, направленное на изучение актуального состояния обозначенных ранее социально-психологических характеристик лидеров молодёжных добровольческих групп.

Гипотеза исследования заключалась в том, что социально-психологические характеристики лидеров молодежных добровольческих групп отражают специфику добровольческой деятельности.

Выборку исследования составили члены ресурсных центров добровольчества Курской и Орловской области, представители добровольческих отрядов Курского педагогического колледжа, участники смены «Я-лидер» ОЦ «Монолит», занимающиеся добровольческой деятельностью и являющиеся представителями событийного добровольчества. Всего в исследовании приняли участие 54 лидера добровольческих групп в возрасте от 14 до 25 лет.

В методический блок исследования вошли: шкала макиавеллизма (в адаптации В.В. Знакова) [5], методика диагностики коммуникативных и организаторских склонностей (В.В. Синявский и Б.А. Федоришин) [8], методика определения ролевых позиций в межличностных отношениях (по Э. Берну) [Там же], методика диагностики копинг-поведения в стрессовых ситуациях [4], методика определения психологической типологии личности (по К. Юнгу) [8], методика диагностики социабельности личности [2]. Для выявления лидеров в добровольческих группах использовался метод экспертного оценивания и тест «Самооценка лидерства» (модифицированный вариант Н.П. Фетискина) [8].

Исследование актуального уровня развития организаторских склонностей лидеров-добровольцев позволило установить, что большинство исследуемых (44%) обладают высоким уровнем их развития. Отметим, что примерно такая же часть лидеров добровольческих групп (42%) характеризуется средним уровнем, только

14% лидеров молодежных добровольческих групп обладают уровнем развития анализируемого референта ниже среднего. Немаловажным видится тот факт, что у лидеров-добровольцев не выявлен как низкий, так и очень высокий уровни развития организаторских склонностей (0%). Данные результаты позволяют констатировать, что лидерами в добровольческих группах становятся индивиды, которые обладают развитыми организаторскими склонностями.

Анализируя результаты исследования коммуникативных склонностей лидеров молодежных добровольческих групп, отметим, что в данном случае большая часть исследуемых (39%) имеет средний уровень развития, при этом для 22% респондентов характерен высокий, у 15% лидеров-добровольцев выявлен очень высокий уровень их развития. Кроме того, у 11% исследуемых отмечен уровень развития анализируемого референта ниже среднего и у 13% - низкий. Лидерами в добровольческом объединении не всегда становятся индивиды, характеризующиеся выраженной направленностью на установление и поддержание контактов с другими людьми.

Переходя к анализу эмпирических данных, полученных при изучении показателей макиавеллизма лидеров молодежных добровольческих групп, уточним, что под данным понятием рассматривается склонность личности манипулировать другими людьми в межличностных отношениях. Как было установлено, большинство лидеров добровольческих групп обладает средним уровнем развития склонности к манипулятивному поведению (54%), значительная часть исследуемых (38%) характеризуется низким уровнем и лишь для 8% исследуемых свойственен высокой уровень. Анализируя результаты исследования, хотелось бы обратить внимание на то, что лидерами в добровольческих группах становятся индивиды, не имеющие высоко развитой склонности манипулировать другими людьми, обладающие умеренным цинизмом, необходимым для достижения общегрупповой цели.

Результаты исследования типологических особенностей личности лидеров-добровольцев показали, что большая часть исследуемых (75%) обладает амбиверсией, для 25% респондентов характерна экстраверсия. Примечательно, что среди лидеров молодежных добровольческих групп не было выявлено исследуемых с выраженной интроверсией, в связи с чем можно констатировать, что лидерами в добровольческих группах становятся индивиды, как ориентированные на свой внутренний мир и собственные переживания, так и проявляющие интерес к переживаниям и потребностям других людей.

Применение методики диагностики копинг-поведения в стрессовых ситуациях дало возможность установить, что лидеры-добровольцы наиболее часто используют стратегию разрешения проблем (49%), в то же время значительная часть исследуемых ориентирована на поиск социальной поддержки в стрессовых ситуациях (32%) и лишь небольшая часть лидеров-добровольцев применяет стратегию избегания (19%). На основании полученных эмпирических результатов можно констатировать, что лидерами в добровольческих группах становятся индивиды, которые могут сохранять самообладание и самостоятельно принимать решения в стрессовых ситуациях.

Как показали результаты исследования доминирующего эго-состояния лидеров молодежных добровольческих групп, у большинства исследуемых доминирует эго-состояние Родитель (47%). Интересно, что для достаточно большого количества лидеров-добровольцев (29%) характерно преобладание эго-состояния Ребенок. Взрослое состояние Я в большей степени выражено только у 14% лидеров добровольческих групп. Исходя из результатов исследования, нами была выделена группа лидеров-добровольцев, которые имели достаточно близкие показатели по всем трем эго-состояниям, в связи с чем они не были нами отнесены ни к одной из описанных ранее групп, а выделены в отдельную группу (их количество составило

10%). Таким образом, как было установлено, у большинства лидеров молодежных добровольческих групп в межличностных отношениях с другими людьми преобладает эго-состояние Родитель, что, на наш взгляд, можно объяснить близостью позиции лидера родительскому состоянию Я. Доминирование у лидеров молодежных добровольческих групп эго-состояния Родитель обеспечивает им успешную ориентацию в стандартных повседневных ситуациях жизнедеятельности добровольческого объединения и запускает стереотипные формы поведения в них, что особенно важно в ситуациях дефицита времени и в условиях неопределенности. Преобладание у лидеров-добровольцев родительского состояния Я можно связать также со спецификой ведущей деятельности их групп - оказание безвозмездной помощи другим людям, что по своей сути наиболее близко эго-состоянию Родитель.

Исследование социабельности лидеров молодежных добровольческих групп показало, что большинство исследуемых (44%) характеризуется средним уровнем ее развития. Достаточно большое количество лидеров-добровольцев (27%) обладает уровнем развития выше среднего. В то же время высокий ее уровень имеют 18% респондентов, а 11% - низкий. Большинство лидеров-добровольцев обладает средним уровнем развития социабельности, на основании чего справедливо утверждать, что лидеры молодежных добровольческих групп проявляют сформированные перцептивно-интерактивные навыки в ситуациях межличностного взаимодействия, но при этом испытывают определённые трудности в процессе взаимодействия с социальной микросредой.

Полученные в ходе эмпирического исследования данные, позволяют сделать вывод о том, что наиболее часто у лидеров молодежных добровольческих групп в межличностных отношениях преобладает родительское состояние Я, в стрессовых ситуациях они в большинстве случаев используют стратегию разрешения проблем. Для исследуемых характерен преимущественно средний уровень развития социабельности, что свидетельствует о том, что лидеры данной группы испытывают определенные трудности в процессе взаимодействия с социальной микросредой. Для большинства лидеров молодежных добровольческих групп свойственен средний уровень развития коммуникативных склонностей и высокий уровень развития организаторских склонностей, что свидетельствует о том, что в рамках добровольческой деятельности наиболее значимыми для индивида, стремящегося занять позицию лидера в добровольческом объединении, являются организаторские склонности. У исследуемых преобладает амбиверсия, что позволяет сделать вывод о том, что для лидера-добровольца важна ориентированность не только на собственный внутренний мир, но и на переживания, потребности и интересы других людей, что в целом соответствует содержанию добровольческой деятельности.

Таким образом, результаты исследования позволили установить, что социально-психологические характеристики лидеров молодежных добровольческих групп, с одной стороны, отражают специфику добровольческой деятельности, а с другой стороны, выражают личностные особенности, которые лидеры-добровольцы проявляют в системе общественных отношений, социальных ценностей и норм поведения.

Библиографический список

1. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. - 3-е издание, испр. и доп. - Москва: Смысл, 2007. -528 с.

2. Богачева, Т. И. Исследование социабельности как личностной характеристики лидера: построение опросника и его валидизация / Т. И. Богачева // Экспериментальная психология. - 2021. - Том 14. - № 4. - С. 76-89.

3. Богачева, Т. И. К вопросу о личностных характеристиках лидеров добровольческих групп / Т. И. Богачева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. - № 2(58). - иЯЬ: Ь11р8://ар1-mag.kursksu.ru/api/v1/get рд1У3990 (дата обращения: 13.06.2022).

4. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. -Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 336 с.

5. Знаков В. В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования / В. В. Знаков // Психологический журнал. - 2000. - Том 21. - №25. -С. 16-22.

6. Логвинова, М. И. Просоциальные молодежные субкультуры как ресурс развития коллективистической направленности лидеров-добровольцев / М. И. Логвинова // Развитие субъектов образовательного процесса в современных условиях : Материалы Международной научно-практической конференции. Памяти профессора И.Ф. Бережной посвящается, Воронеж, 17 сентября 2020 года / Под общей редакцией Л.А. Кунаковской, О.Б. Мазкиной, С.В. Поповой. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2020. - С. 177-180.

7. Основы организации и управления добровольческой деятельностью: Учебник для студентов вузов / Под общей редакцией О.А. Аникеевой, А. П. Рудницкой, О. В. Решетникова. - Москва: РГСУ, 2019. - 245 с.

8. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - Москва: Издательствово Института Психотерапии. 2002. - 490 с.

9. Чернышев, А. С. Параметрическая теория малых групп и коллективов / А. С. Чернышев, С. В. Сарычев, Н. Н. Гребеньков. - Курск: Курский государственный университет, 2019. - 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.