УДК 316.6
МОТИВАЦИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В XXI ВЕКЕ
© 2021 Т. И. Богачева
аспирант кафедры психологии e-mail: logtat91 @gmail.com
Курский государственный университет
В статье приведены результаты анализа современных отечественных исследований потребностно-мотивационной сферы российской молодежи, осуществляющей добровольческую деятельность, раскрываются психологические основы просоциального поведения и особенности мотивации добровольцев, что дает возможность более глубоко понять психологические аспекты детерминации помогающего поведения и расширить представления о личности современного добровольца.
Ключевые слова: добровольчество, добровольцы, добровольческая деятельность, психология личности, потребностно-мотивационная сфера.
VOLUNTARY ACTIVITY MOTIVATION AS A SUBJECT OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL RESEARCH IN THE XXI CENTURY
© 2021 T. I. Bogacheva
Postgraduate student at the Department of Psychology e-mail: [email protected]
Kursk State University
The article presents the results of the analysis of modern domestic studies of the need-motivational sphere of Russian youth volunteering, reveals the psychological foundations of prosocial behavior and the characteristics of the motivation of volunteers, which makes it possible to more deeply understand the psychological aspects of determining helping behavior and expanding ideas about the personality of a modern volunteer.
Keywords: volunteering, volunteers, volunteer activity, personality psychology, need-motivational sphere.
На сегодняшний день развитая система добровольчества стала одним из показателей сформированности гражданского общества. Во многом именно поэтому исследование вопросов, касающихся добровольчества, актуально на данный момент для достаточно широкого спектра общественных наук: психологии, социологии, политологии, культурологии и т.д. Значительный интерес к этой проблематике со стороны психологов-исследователей обусловлен недостаточной изученностью данного феномена в социальной психологии, а также существующей объективной необходимостью: ведь добровольческие идеи и инициативы активно проникают во многие сферы жизнедеятельности людей (образование, спорт, политика, работа с социально незащищенными слоями населения и т.д.), и нужно иметь точное представление, о том, что представляют собой их трансляторы - добровольцы, носителями каких ценностей, установок, идеалов они выступают.
Для того чтобы создать более точное представление о личности современного
добровольца, необходимо, прежде всего, установить особенности его потребностно-мотивационной сферы, так как именно они во многом детерминируют степень включенности индивида в добровольческую деятельность. Отметим, что создание целостной картины состояния потребностно-мотивационной сферы представителей добровольчества нашей страны невозможно без обращения к работам отечественных авторов. Немаловажным представляется тот факт, что данная проблематика у зарубежных исследователей активно изучается уже на протяжении достаточно длительного времени, в то время как в отечественной науке психологические аспекты добровольчества - это еще достаточно молодое направление научного поиска, нуждающееся в детальной проработке.
Говоря о сущности самой добровольческой деятельности, необходимо уточнить, что в ее основе лежит идея о бескорыстном служении другим [Богачева, Логвинова 2019]. Иными словами, если человек готов делать что-либо, не рассчитывая на вознаграждение, тогда его можно считать добровольцем (в зарубежной литературе используется термин «волонтер»). В связи с этим сначала считаем необходимым рассмотреть некоторые наиболее актуальные на данный момент психологические теории, объясняющие происхождение просоциального поведения, вариантом которого является добровольческая деятельность.
Психологические основы просоциального поведения исследовались Е.П. Ильиным. Согласно взглядам автора, в основе добровольческой деятельности лежит либо мотив морального долга, либо мотив морального сочувствия. Если доброволец обладает первым, то он совершает альтруистические поступки, преследуя в первую очередь личные интересы. Чаще всего добровольцы с таким типом мотивации, оказывая помощь другим, стремятся укрепить чувство собственного достоинства и обрести уверенность в себе. Отметим и тот факт, что, согласно мнению Е.П. Ильина, добровольцы, которым свойственен мотив морального долга, не всегда испытывают положительные эмоции в отношении объекта помощи.
Кроме того, автор считает, что альтруизм в общепринятом его понимании могут проявлять только добровольцы, обладающие мотивом морального сочувствия. Как отмечает Е.П. Ильин, в основе их помогающего поведения лежат механизмы эмпатии и идентификации с объектами помощи. Однако, по мнению автора, мотив морального сочувствия достаточно неустойчив [Ильин 2000].
Е.П. Ильин также указывает на тот факт, что чаще всего за добровольческой деятельностью скрывается мотив альтруизма, выражающийся в желании бескорыстно заботиться о благополучии других. Немаловажно, что одним из показателей альтруизма можно считать наличие у добровольца собственного желания помогать нуждающимся в помощи, то есть в данном случае речь идет о форсированности у него внутренней мотивации добровольческой деятельности.
Нельзя не отметить, что до сих пор остается открытым вопрос относительно природы просоциального поведения. Согласно одной из точек зрения, желание помогать другим имеет генетические корни. Так, согласно положениям эволюционной теории (Л. Гринберг, Ч. Дарвин и др.), в основе помогающего поведения лежит генетическая потребность оказывать помощь другим людям, трансформируя и видоизменяя тем самым социальную среду и себя [Там же].
Представители теории социального обмена считают, что в основе просоциального поведения (а значит, и добровольческой деятельности) лежит эгоистический интерес, на основании чего справедливо утверждать, что добровольцы готовы помогать другим в тех случаях, когда выгода от их деятельности будет компенсировать затраченные ими физические и психические ресурсы. Также немаловажен и тот факт, что, согласно положениям теории социального обмена,
«чистый» альтруизм всегда подразумевает бескорыстную помощь другим [Там же].
Как следует из теории эгоистической мотивации, в основе просоциального поведения лежит стремление индивида удовлетворить прежде всего свои собственные потребности. В данном случае в качестве мотиваторов могут выступать перспективы карьерного роста, возможность общения со сверстниками, обретение уверенности в себе и т.д. [Там же].
Итак, как удалось нам установить, на данный момент в науке не сложилось единого мнения относительно природы просоциального поведения, тем не менее большинство отечественных и зарубежных авторов рассматривают добровольческую деятельность как вариант просоциального поведения, отличительной чертой которого является его альтруистическая направленность.
По нашему мнению, на данный момент мотивацию можно считать достаточно глубоко и всесторонне изученным психологическим феноменом добровольческой деятельности. Значительный вклад в исследование данной проблематики внесла Е.С. Азарова. Обобщив и систематизировав эмпирические данные, автор представила собственную типологию мотивов добровольческой деятельности. В ее основу положены цели, которые стремится достичь человек, занимаясь добровольческим трудом [Азарова 2008].
К компенсаторным мотивам Е.С. Азарова относит желание добровольца решать собственные проблемы (такие как стремление улучшить свое психоэмоциональное состояние, преодоление чувства одиночества и т.д.) через осуществление добровольческой деятельности. Идеалистические мотивы основываются на стремлении человека быть социально значимым, на его желании улучшить благополучие других людей. В основе мотивов выгоды лежит стремление добровольцев удовлетворять такие потребности, как приобретение профессионально-значимых навыков, желание устанавливать полезные связи, общественное признание и др. К мотивам личностного роста автор относит стремление добровольца к саморазвитию. Мотивы расширения социальных контактов Е.С. Азарова связывает с удовлетворением потребности добровольцев в межличностном общении со сверстниками, в стремлении интересно проводить свободное время, в желании быть в обществе значимых людей и др. [Азарова 2008].
Немаловажным представляется и тот факт, что согласно данным исследований Е.С. Азаровой, все чаще ведущими для молодежи становятся мотивы, не связанные с содержанием самой добровольческой деятельности. Как удалось установить автору, в нашей стране постоянно увеличивается количество молодых людей, которые рассматривают добровольческую деятельность с позиции ее потенциалов в получении практического опыта и установления полезных связей, которые позволят им в будущем найти престижную или высокооплачиваемую работу [Там же].
Представляют интерес выводы Е.С. Азаровой о направленности личности добровольцев. Автором выделяет следующие ее типы: гуманистическая, эгоистическая, суицидальная и депрессивная. Е.С. Азаровой было установлено, что добровольческой деятельностью занимаются люди, у которых преобладает гуманистическая направленность личности, проявляющаяся в положительном отношении к себе и к обществу [Там же].
Итак, как следует из анализа работ Е.С. Азаровой, все многообразие мотивов добровольческой деятельности можно свести к двум группам: идеалистические (искреннее желание оказывать безвозмездную помощь) и прагматичные мотивы (добровольческая деятельность становится средством достижения личных целей добровольцев).
С.В. Михайлова занималась исследованием возрастных особенностей мотивации
добровольческой деятельности. Как было установлено автором, современная молодежь активно включается в разные виды добровольческой деятельности, преимущественно преследуя прагматичные интересы, например, чтобы получить навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности, или чтобы встретиться с потенциальными работодателями. Добровольцы же среднего возраста стремятся через добровольческую деятельность максимально полно раскрыть свой личностный потенциал, а старшего -хотят прежде всего удовлетворять свою потребность в заботе. Согласно мнению С.В. Михайловой, для российских добровольцев важно, чтобы в рамках добровольческой деятельности были удовлетворены потребности не только объектов помощи, но и их собственные [Михайлова 2011].
Л.Е. Сикорской также были выявлены возрастные различий в мотивации российских добровольцев. Так, автор пришла к выводу, что среди молодых людей, занимающихся добровольческой деятельностью, наиболее значимыми выступают не рационально-прагматические (материальное вознаграждение, призы, получаемые практические навыки), а эмоциональные мотивы (например, признание, благодарность людей за помощь). При этом добровольцами часто становятся студенты, так как они рассматривают добровольческую деятельность не только как возможность оказывать помощь другим, но и как форму профессиональной ориентации и практики, в связи с чем можно сделать вывод о том, что для молодежи важны мотивы, связанные с самореализацией, с приобретением профессионального опыта, а также с потребностью в общении и организацией досуга [Сикорская 2011].
Вопросы, касающиеся мотивации участия подростков и молодых людей в добровольческой деятельности, были исследованы Федеральным информационным центром молодежных социальных программ на базе всероссийского детского центра «Орленок». Результаты исследования показали:
- в качестве ведущих мотивов участия в добровольческой деятельности детей 8-18 лет выступили стремление чувствовать себя взрослым; приобретение уверенности в себе; возможность взаимодействовать со старшими и совместно с ними решать возникающие проблемы; получение социальных навыков (лидерские, организаторские, управленческие и др.).
- наиболее значимыми мотивами для молодых людей в возрастном диапазоне от 18 до 30 лет стали: возможность проявить свою индивидуальность; эмоциональное благополучие; искреннее желание помогать нуждающимся; общественное признание; получение профессионально значимых навыков; вознаграждение добровольческого труда [Корнеева 2015].
По мнению Л.А. Кудринской, мотивация добровольцев обусловлена направлением добровольческой деятельности, в которую они включены. Как было установлено автором, для добровольцев при общественных или политических организациях характерна социально-политическая мотивация (доброволец хочет иметь отношение к значимым событиям, происходящим в обществе). Как отмечает Л.А. Кудринская, добровольцы, активно участвующие в разного рода социальных проектах, обладают традиционно-ценностной мотивацией (искреннее желание помогать другим, стремление совершать добрые дела и др.) [Кудринская 2015].
Обобщая результаты анализа отечественных работ, можно сделать вывод о том, что наиболее часто мотивами добровольческой деятельности у современных российских добровольцев становятся:
- личные мотивы (доброволец стремится помогать людям, попавшим в ситуации, сходные с теми, что были в его жизненном опыте);
- гуманистические мотивы (готовность помогать другим из-за сострадания, бескорыстная забота о благополучии других и др.);
- эмоциональные мотивы (например, жалость, сочувствие, милосердие и т.д.);
- профессиональные мотивы (желание приобрести знания и навыки, необходимые для эффективного осуществления профессиональной деятельности).
Еще одним актуальным направлением отечественных исследований, касающихся психологических аспектов добровольчества, стало изучение потребностей, которые стремится удовлетворить молодежь, включаясь в те или иные виды добровольческой деятельности. Так, Г.Г. Бородаева и И.А. Руднева рассматривают несколько групп базовых потребностей молодежи, которые могут быть удовлетворены в рамках добровольческой деятельности.
• Потребность в социальном служении. В ее основе лежит стремление добровольца проявлять заботу о ком-то и желание быть нужным.
• Потребность в общении. Несмотря на то что общение становится ведущей деятельностью в подростковом возрасте, его роль в жизни молодежи остается значимой. Так как большинство молодежных добровольческих акций и проектов представляют собой массовые мероприятия, то у молодых людей появляется возможность «расширить круг общения», приобрести навыки межличностного взаимодействия, обрести единомышленников и даже друзей. Для волонтеров добровольческая деятельность перестает быть самоцелью, общение становится не менее важной ее составляющей. Кроме того, добровольцы получают опыт общения с представителями самых разных социальных, профессиональных и этнических групп, который может помочь им более эффективно осуществлять профессиональную деятельность.
• Потребность в творчестве. Добровольческой деятельностью могут заниматься люди разных возрастов, профессий религий и национальностей, не имея каких-либо специальных навыков. Причем каждый доброволец может найти в рамках осуществляемой общей деятельности возможности для раскрытия своей индивидуальности и творческого потенциала.
• Потребность в самовыражении. Довольно часто включение в добровольческую деятельность обусловлено стремлением человека более глубоко познать себя, свои возможности и раскрыть их в той или иной степени.
• Потребность в подтверждении своей самостоятельности и взрослости. Основана на демонстрации молодыми людьми своего стремления к автономии и независимости, а также на желании показать свою готовность участвовать в общественно-политических событиях страны [Бородаева, Руднева 2015].
Отметим, что для современных добровольцев важно, чтобы участие в добровольческой деятельности не только обеспечивало им удовлетворение личных потребностей, но и давало возможность получать дополнительные блага, присутствующие в добровольческой деятельности (общение со сверстниками, возможность путешествовать и др.).
Как считают Г.Г. Бородаева и И.А. Руднева, включенность молодежи в добровольческую деятельность дает возможность развивать лидерские, организаторские способности, приобретать навыки межличностного взаимодействия, навыки самопрезентации, а также формирует ответственность и самостоятельность в принятии решений.
Стоит отметить, что авторы, основываясь на данных своих исследований, пришли к выводу о том, что добровольческая деятельность для современных добровольцев выступает прежде всего средством реализации потребности быть нужным другим. Мотивы же включения молодежи в добровольческую деятельность определяются ее социальными и духовными потребностями [Там же].
Удовлетворенность молодежи добровольческой деятельностью исследовалась
Н.А. Потаповой. Автор выделяет следующие ее показатели:
1) удовлетворенность организацией деятельности;
2) удовлетворенность выполняемой работой;
3) удовлетворенность условиями труда;
4)удовлетворенность отношениями между участниками добровольческой деятельности [Потапова 2006].
Неудовлетворенность каким-либо одним или несколькими из обозначенных выше показателей ведет к уходу индивида из добровольческой группы или добровольчества в целом. При этом С.А. Соловьевой было установлено, что уход из добровольческой деятельности связан чаще всего с невозможностью удовлетворить мотивы, первоначально вызвавшие обращение к ней. Как считает автор, неудовлетворенность добровольческим трудом находит выражение в таких негативных личностных состояниях, как фрустрация, ригидность (если имеет место неосознаваемая неудовлетворенность) и агрессия (в случае осознаваемой неудовлетворенности) [Соловьева 2011].
Таким образом, подводя итоги анализа отечественных исследований потребностно-мотивационной сферы добровольцев, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, в отечественной психологической науке вопросы, касающиеся состояния потребностно-мотивационной сферы представителей добровольчества актуальны и продолжают активно исследоваться. В наиболее общем виде можно выделить две группы мотивов добровольческой деятельности: идеалистичные и прагматичные, причем последние получили достаточно широкое распространение среди современной молодежи.
Во-вторых, добровольческая деятельность обеспечивает удовлетворение потребности молодежи в социальном служении, оказании добровольной и бескорыстной помощи различным категориям людей.
В-третьих, главной причиной ухода из добровольчества молодежи становится неудовлетворение ее первоначальных мотивов, что находит выражение в таких негативных личностных состояниях, как фрустрация, ригидность и агрессия.
Несмотря на кажущуюся проработанность и всестороннюю исследованность вопросов, касающихся состояния потребностно-мотивационной сферы добровольцев, результаты научного поиска отечественных исследователей нельзя назвать всеобъемлющими, в связи с чем рано говорить о завершённости разработки данной проблематики.
Библиографический список
Азарова, Е. С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности / Е. С. Азарова. - Хабаровск, 2008. - 287 с. - Текст : непосредственный.
Богачева, Т. И. К вопросу об исследовании мотивации представителей добровольческих объединений материалы / Т. И. Богачева, М. И. Логвинова. - Текст : непосредственный // Материалы XX Всероссийской научно-практической конференции «Осознание культуры - залог обновления общества. Перспективы развития современного общества». - Рибест, 2019. - С. 165-168.
Бородаева, Г. Г. Волонтерская деятельность как фактор формирования личности студента / Г. Г. Бородаева, И. А. Руднева. - Текст : электронный // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2015. - № 1. - URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=647 (дата обращения: 12.10.2020).
Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 512 с. - Текст : непосредственный.
Корнеева, Е. Л. Основные направления исследования волонтерской деятельности / Е. Л. Корнеева. - Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. -2015. - Т. 7. - С. 131-141.
Кудринская, Л. А. Добровольческий труд и факторы его воспроизводства в современном обществе / Л. А. Кудринская. - Текст : электронный // Вестник РУДН. Серия: Социология. - 2005. - №1. - ШЬ:
https://cyberleninka.ru/article/n/dobrovolcheskiy-trud-i-faktory-ego-vosproizvodstva-v-зоугетеппот-оЬзсИез1:уе (дата обращения: 12.10.2020).
Михайлова, С. В. Десять советов по работе с добровольцами руководителю общественной организации / С. В. Михайлова. - Текст : электронный // Студенческое самоуправление ЯГПУ [сайт]. - иЯЬ: http://yspu.ucoz.ru/publ/26-1-0-19 (дата обращения: 15.11.2012).
Насиновская, Е. Е. Вопросы мотивации личности с позиции деятельностного подхода / Е. Е. Насиновская. - Текст : непосредственный // Психология в вузе. - 2003. -№ 1-2. - С. 216-225.
Потапова, Н. А. Групповые и личностные факторы социально-психологического климата волонтерских объединений : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Н. А. Потапова. - Санкт-Петербург, 2006. - 215 с. -Текст : непосредственный.
Сикорская, Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи / Л. Е. Сикорская. - Текст : электронный // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - №2. - иЯЬ: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-potentsial-dobrovolcheskoy-deyatelnosti-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 13.10.2020).
Соловьева, С. А. Динамика ценностно-смысловой сферы личности в период молодости в зависимости от типа осмысленности жизни : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / С. А. Соловьева. - Казань, 2011. -236 с. - Текст : непосредственный.