Научная статья на тему 'К проблеме психологического исследования волонтерской деятельности'

К проблеме психологического исследования волонтерской деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1839
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
VOLUNTEER / VOLUNTEER ACTIVITY / PERSONALITY / YOUTH / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / PROSOCIAL BEHAVIOR / ALTRUISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полякова Ольга Осиповна, Ведяшкина Светлана Анатольевна

В статье обсуждается проблема психологического исследования волонтерской деятельности как важнейшего феномена современного общества. Психологическая сущность волонтерской деятельности рассматривается в соотнесении с такими понятиями, как «неадаптивная активность», «просоциальное поведение», «нормативное поведение», «сверхнормативное поведение» и «альтруизм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме психологического исследования волонтерской деятельности»

УДК 159.9 Психологические науки

Полякова Ольга Осиповна, кандидат психологических наук, доцент

кафедры психологии Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск, Россия Ведяшкина Светлана Анатольевна, студентка направления подготовки «Психология», Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск, Россия

К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье обсуждается проблема психологического исследования волонтерской деятельности как важнейшего феномена современного общества. Психологическая сущность волонтерской деятельности рассматривается в соотнесении с такими понятиями, как «неадаптивная активность», «просоциальное поведение», «нормативное поведение», «сверхнормативное поведение» и «альтруизм».

Ключевые слова. Волонтер, волонтерская деятельность, личность, молодежь, психологические особенности, просоциальное поведение, альтруизм.

Annotation. The article discusses the problem of psychological research of volunteer activity as the most important phenomenon of modern society. The psychological essence of volunteer activity is considered in correlation with such concepts as "nonadaptive activity", "prosocial behavior", "normative behavior", "excess behavior" and "altruism".

Keywords. Volunteer, volunteer activity, personality, youth, psychological characteristics, prosocial behavior, altruism.

В настоящее время волонтерская деятельность является довольно распространенным социальным феноменом. Многие государства поощряют

добровольческие движения, всячески содействуют их эффективной деятельности. Это мощный инструмент социальных перемен, культурного и экономического роста общества [8]. Например, в Великобритании численность волонтеров составляет 27% всего населения, в Германии добровольцев насчитывается 16%, во Франции 60% численности государства регулярно занимаются благотворительностью, в Японии 26% [4]. Россия по численности добровольцев входит в первую десятку лидеров [12]. По мнению современных исследователей, волонтерская деятельность будет все больше развиваться и использоваться во благо общества.

Волонтерская (добровольческая) деятельность отличается тем, что не требует специфического обучения, является формой безвозмездной, добровольной помощи. Чаще всего добровольческий труд используется в области образования, права, медицины, социальной сферы, при проведении общественно значимых мероприятий, для профилактики преступности, распространения ВИЧ/СПИД и наркомании [1].

Добровольчество все чаще является объектом исследований в области социологии, педагогики, истории, философии, психологии, медицины, юридических и экономических наук [1]. Ученые проводят исследования касательно психологических особенностей волонтеров, потребностно-мотивационной сферы добровольца, психологического содержания волонтерской деятельности (Е. С. Азарова, Н. В. Маковей, Н. А. Потапова, У. П. Кретова, Р. М. Шамионов, А. Н. Капустина, Е. Б. Пучкова и др.)

Практическая значимость исследования определяется тем, что, несмотря на широкое распространение волонтерской деятельности на все сферы жизни общества, волонтерство является недостаточно изученным социальным феноменом. Эффективность деятельности добровольческих организаций является актуальной проблемой и в настоящее время.

В настоящее время все больше научных работ посвящены волонтерской деятельности. Она интересует представителей различных областей наук. У. П. Кретова изучая данный социальный феномен, дает следующее определение: «Волонтерство - это общественно-полезная деятельность на основе

добровольного выбора, отражающего личные взгляды и позиции гражданина». Автор отмечает, что в процессе волонтерской работы, субъекты этого движения воспитывают в себе черты человечности и сострадания [8].

Исходя из самого определения волонтерской деятельности как направленной на оказание помощи другим людям, можно рассмотреть волонтерскую деятельность в более широких контекстах и соотнести ее с такими все более распространяемыми в науке понятиями, как «неадаптивная активность», «просоциальное поведение», «нормативное поведение», «сверхнормативное поведение» и «альтруизм».

У. П. Кретова рассматривает волонтерскую деятельность, как вид неадаптивной активности личности, то есть готовности человека к непредвиденным ситуациям, требующим нестандартных решений; применение творческого подхода в ходе разрешения проблемных ситуаций. Добровольческую деятельность она рассматривает как неадаптивную, в силу ее нестандартности и в готовности действовать в нестабильной политической, социально-экономической обстановке. [8]

Исследуя добровольцев, У. П. Кретова пришла к выводу, что волонтеры относятся к своей деятельности крайне серьезно, считают ее ценной для социума. Ведущим мотивом, по мнению Кретовой, является внутреннее побуждение оказывать помощь, не ожидая вознаграждения. Волонтерство, как отмечает автор, характеризуется всеми признаками «неадаптивной активности личности»: в ходе деятельности волонтер способен придумывать новые способы разрешения проблемной ситуации; творческий подход к делу; выход за рамки предусмотренного; склонность идти на риск; брать на себя ответственность; инициативность. Волонтеры склонны к преодолению своих слабостей и стремятся к саморазвитию [8].

Волонтерскую деятельность можно рассмотреть через призму просоциального поведения. Отечественный психолог Р. М. Шамионов дает следующее определение: «Просоциальное поведение - это любое общественно одобряемое поведение, или любые направленные на благополучие других людей действия» [16]. Участие волонтеров в решении социально значимых

проблем однозначно направленно на улучшение социального бытия других людей и потому является просоциальным поведением.

Исследователи указывают, добровольческая деятельность является поощряемой и признаваемой в обществе, отвечает морально-нравственным законам социума (Е. С. Азарова, М. С. Яницкий) [17].

Исследование просоциального поведения началось за рубежом в середине 20 века, в нашей стране данное понятие изучается сравнительно недавно и еще не имеет четкой теоретико-методологической основы. В настоящее время нет конкретного определения феномена просоциального поведения. Согласно «Большому толковому психологическому словарю», просоциальное поведение - это обобщенное название всех социально одобряемых форм поведения, которыми являются: альтруизм, помогающее поведение, волонтерство и т. д. [16]. Изучая работы зарубежных и отечественных ученых, встает вопрос, имеет ли место в просоциальном поведении вознаграждение или же это сугубо бескорыстная помощь. По мнению ряда исследователей, поведение является просоциальным и в случае бескорыстной помощи, и в случае взаимной выгоды (Р. М. Шамионов, Р. Чалдини, О. О. Полякова, С. И. Соболев).

Просоциальным поведением можно назвать не только бескорыстное поведение, но и любое поведение, несущее пользу обеим сторонам, даже если оказывающий помощь извлекает из этого некую пользу для себя [10, 6]. В последнем случае, польза может быть совершенно любой, и это вовсе необязательно материальное вознаграждение. Волонтерская деятельность, как указывалось выше, не ставит собой целью получения вознаграждения, однако, являясь однозначно просоциальной, волонтерская деятельность может приносить другие выгоды волонтеру (получение опыта или дополнительных знаний, доступ к ресурсам, личностное развитие и т.п.).

С точки зрения психоаналитических исследований, важнейшим мотивом просоциального поведения является совладание со страхом смерти. Пытаясь справиться с этим страхом, у человека включаются защитные механизмы психики, которые блокируют мысли о смерти, не выпуская их в поле сознания. Эти защитные механизмы, по мнению исследователя, заключаются в

стремлении человека найти смысл своего существования, своей деятельности; а также в оценке человеком, насколько его бытие близко к эталону существования. Поэтому человек, помогая ближнему, становится чуть ближе к своему эталону, тем самым поддерживает работу защитного механизма и совладает со страхом смерти [14].

С точки зрения бихевиористов, потребность в заботе о другом человеке в нас заложена природой. Это обеспечивает шанс выживания рода, сменяемость поколений. Автор исследования указывает, что эмпатия, альтруизм, привязанность являются формами выражения просоциального поведения и являются врожденными. Однако, оказать помощь могут помешать некоторые обстоятельства: 1) недостаток необходимых знаний, умений, навыков; 2) не умение управлять своими личностными ресурсами; 3) преобладание эгоистической направленности личности [14].

Проблема изучения просоциального поведения связана с феноменами нормативного и сверхнормативного поведения. Нормативное поведение понимается, как поведение, согласующееся с общепринятыми правилами нравственности и морали. Именно они являются основными управляющими механизмами действий человека. Но необходимо отметить, что эти нормы каждым человеком трактуются по-своему в силу индивидуальных особенностей личности. Поэтому каждый человек неизбежно преобразовывает, изменяет и интерпретирует нормы под себя. Таким образом, из объективных регуляторов они превращаются человеком в ориентиры, которым он старается следовать. Сверхнормативное поведение - выход за рамки общепринятых правил; это творчество личности, заключающееся качественном улучшении старого; придание деятельности личностного смысла [10].

Нормативное и сверхнормативное поведение будет поведением просоциальным, если оно является полезным для социума.

Рассматривая волонтерскую деятельность, как поведение просоциальное, можно отметить, что это как раз тот вид деятельности, где человек может раскрыть свой личностный потенциал максимально полным образом. Помогая другим, человек и сам приобретает много нового, совершенствует себя как

личность.

Волонтерская деятельность выступает как реализация альтруистических стремлений личности. Понятие «альтруизм» водит французский философ, родоначальник позитивизма, О. Конт. И по его определению, альтруизм - это жить для других людей, привносить в их жизнь благо [15]. Альтруизм - это совокупность черт личности (эмпатийности, сострадательности, доброжелательности, человечности), которые заставляют его заниматься благотворительностью, оказывать помощь ближнему [5]. По мнению П. А. Большакова, изначально в человеке есть большее количество энергии, чем он может израсходовать. Чаще всего эта энергия либо тратится на себя, либо пропадает впустую, вызывая чувство пустоты, неудовлетворенности, апатии и даже может привести к депрессии. Но в некоторых случаях, имея определенную направленность личности, человек направляет избыток своей энергии во благо других людей. Тем самым приобретает за счет благих поступков чувство удовлетворения, наполняет свою жизнь смыслом [3].

Исследования многих ученых указывают, что альтруизм является достаточно распространенным мотивом волонтерской деятельности (Е. П. Ильин, У. П. Косова и др.). Альтруизм у добровольцев реализуется в виде сопереживания, желания помочь, внушить спокойствие и защищенность, проявить участие. Приверженцы эволюционной теории имеют мнение, что альтруистическая направленность заложена в человеке изначально, то есть имеет генетическую подоплеку (Ч. Дарвин, Л. Гринберг, Дж. Ф. Раштон) [7].

Согласно теории социального обмена, альтруизм это форма обмена нематериальными ресурсами между людьми. Это могут быть положительные эмоции, переживания, чувства, настроения, которыми люди делятся в процессе альтруистического взаимодействия. Человек может не осознавать мотивы своих альтруистических поступков, они как бы ускользают от его сознания в сферу бессознательного [9].

В теориях западных ученых феномен альтруизма рассматривается чаще всего с позиции выгодного поведения, имеющего внешние стимулы, не всегда осознаваемые человеком (Д. Майерс, Д. Ватсон, Л. Гринберг и др). В нашей

стране альтруизм рассматривается в двух направлениях: 1) альтруизм под воздействием чувства вины - отказ творить бескорыстное добро вызывает неприятные личностные переживания; 2) альтруизм как некое генетически заданное начало в человеке, которое является врожденным, естественным для человека [2].

Многие отечественные ученые долгое время занимались изучением мотивационно-потребностной сферы и пришли к выводу, что волонтеры руководствуются как внешними мотивами выгоды, так и внутренними побуждениями помогать другим людям (Е. С. Азарова, Л. А. Кудринская, У. П. Косова). Эти два мотива неразрывно связаны между собой. Реализуя альтруистические стремления, человек удовлетворяет потребность в самоактуализации [1 ].

Следует различать понятия просоциального поведения, альтруизма и помогающего поведения (М. Нафтали, Л. Е. Никитина, Н. Ю. Слабжанин, Н. А. Потапова). Помогающее поведение рассматривается как оказание помощи другому человеку в трудной, опасной ситуации в виде участия, сопереживания, материальной поддержки, не имея мотивов получения выгоды [13]. Поведение на основе альтруизма является высшим уровнем готовности к помощи ближнему, оказание моральной поддержки, понимания. Альтруистическое поведение по своему характеру является целенаправленным, осознанным, личностно-значимым для человека. К такому поведению склонны люди, для которых альтруизм является основой их ценностно-смысловой ориентации. Они не рассчитывают на получение выгоды. Помощь людям является вершиной гуманизма, своего рода, служением законам нравственности, справедливости, морали [11]. Просоциальное поведение как более широкий феномен включает в себя помогающее и альтруистическое, и может быть основано и на осознанной альтруистической мотивации, и на осознанной ориентации на получение каких-либо выгод для себя.

Таким образом, рассматривая различные работы отечественных и зарубежных психологов, можно сделать вывод, что феномен волонтерства, входя в предметную область научных исследований, пока еще недостаточно

изучен. Феномен волонтерства в психологических исследованиях рассматривается в призме понятий «просоциального поведения», «нормативного и сверхнормативного поведения», «неадаптивной активности личности», «альтруизма», «эмпатии», «помогающего поведения», и т.д. Все больше научных работ посвящаются проблеме добровольчества, ученых интересуют мотивы, отношение волонтеров к своей работе, качества личности добровольцев.

Библиографический список

1 Азарова Е. С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности / Е. С. Азарова, М. С. Яницкий // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 306. - С. 120-125.

2 Березина Т. Н. Воспитание добра / Т. Н. Березина. - М. : Просвещение, 2015. - 120 с.

3 Большаков П. А. Важность альтруизма в современном обществе / П. А. Большаков // Вестник научных конференций. - 2015. - № 4. - С. 16-17.

4 Волонтерское движение в различных странах мира [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.molodezh79.ru/novosti/item/2494-voloпterskoe-dvijeшe-v-razmyh-stranah-mira.

5 Гидлевский А. В. Проблема оснований и проявлений альтруизма / А. В. Гидлевский, Т. А. Здриковская, Р. А. Зотов // Вестник Омского государственного университета. - 2014. - № 3. - С. 60-61.

6 Евграшкина Ю.Н., Полякова О.О. Особенности просоциального поведения студентов с различным уровнем развития эмпатии // Огарев-online, 2014, №1 (15). - С. 8.

7 Косова У. П. Мотивация волонтерской деятельности / У. П. Косова // Гуманитарные науки. - 2012. - № 2. - С. 124-128.

8 Кретова У. П. Психологические особенности мотивационно-смысловой сферы лиц, включенных в волонтерскую деятельность / У. П. Кретова // Гуманитарные науки. - 2015. - № 1. - С. 24-29.

9 Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2002. - 512 с.

10 Полякова О. О. Особенности представлений о просоциальном поведении у мордовской молодежи / О. О. Полякова // Финно-угорский мир. -2014. - №1. - С. 80-86.

11 Потапова Н. А. Волонтерство как феномен самореализации личности / Н. А. Потапова. - СПб. : Питер, 2004. - 230 c.

12 Россия вошла в первую десятку стран мира по числу волонтеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.miloserdie.ru/article/rossiya-voshla-v-pervuyu-desyatku-stran-mira-po-chislu-volonterov/.

13 Слабжанин Н. Ю. Мозаика российского добровольчества. Факты, ресурсы и мнения / Н. Ю. Слабжанин. - Новосибирск : ЮСД, 2003. - 264 c.

14 Соболев С. И. Формирование просоциального поведения у современной молодежи: современные подходы / С. И. Соболев // Психологические исследования. - 2013. - № 2. - С. 34-41.

15 Современный психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб. : АСТ, 2007. - 496 с.

16 Шамионов Р. М. Психология социального поведения личности / Р. М. Шамионов. - Саратов : Наука, 2009. - 215 с.

17 Яницкий М. С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности: дис. ...док. психол. наук / М. С. Яницкий. - Новосибирск, 2000. - 302 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.