УДК 316.6
К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ЛИДЕРОВ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ГРУПП
© 2021 Т. И. Богачева
аспирант кафедры психологии e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье проанализированы роль и потенциал лидеров добровольческих групп в личностном развитии молодежи. Рассматриваются взгляды отечественных авторов относительно значимых личностных характеристик молодежных лидеров, приведены результаты эмпирического исследования личностных характеристик лидеров добровольческих групп, что дает возможность понять специфику функционирования лидерства в группах данной направленности и сформировать более целостное представление о личности современного добровольца.
Ключевые слова: добровольческая деятельность, доброволец, малая группа, лидер, личность, личностные характеристики, молодежь.
TO THE QUESTION ABOUT THE PERSONAL CHARACTERISTICS OF THE LEADERS OF VOLUNTARY GROUPS
© 2021 T. I. Bogacheva
Postgraduate student at the Department of Psychology e-mail: logtat91 @gmail.com
Kursk State University
The article analyzes the role and potential of leaders of volunteer groups in the personal development of youth. The views of domestic authors regarding the significant personal characteristics of youth leaders are considered, the results of an empirical study of the personal characteristics of leaders of volunteer groups are presented, which makes it possible to understand the specifics of the functioning of leadership in groups of this orientation and form a more holistic idea of the personality of a modern volunteer.
Keywords: volunteering, volunteer, small group, leader, personality, personality traits,
youth.
Добровольчество - это одно из наиболее знаменательных явлений в современном обществе. Его значимость нашла отражение на государственном уровне. Указом президента 2018 год был объявлен в Российской Федерации Годом добровольца (волонтера). Такое внимание со стороны государства неслучайно: это, с одной стороны, указывает на значимость добровольчества как социального феномена, а с другой - свидетельствует о необходимости привлечения внимания общественности к вопросам добровольческой деятельности [Богачева, Логвинова 2019]. Главной же целью государственной политики в сфере добровольческой деятельности является активизация потенциала добровольчества как ресурса развития
общества, а также создание условий для личностного развития людей, включенных в нее. Отметим, что отличительной особенностью добровольческой деятельности в нашей стране является задействованность в ней преимущественно молодых людей [Богачева, Логвинова 2019].
Активная поддержка и пропаганда со стороны государства добровольческой деятельности обусловлена еще и тем, что ее можно рассматривать в качестве эффективного способа организации досуга молодежи. Ведь в рамках добровольческой деятельности содержится мощный воспитательный потенциал, она способствует формированию гуманистических ценностей, активной жизненной позиции, развивает такие социально значимые личностные характеристики, как эмпатия, рефлексия, ответственность, умение планировать, организовывать свою деятельность и действия других людей. Кроме того, в процессе осуществления добровольческой деятельности молодые люди развивают коммуникативные навыки, реализуют свой творческий и лидерский потенциал, на основании чего, можно сказать, что включенность личности в добровольческую деятельность способствует прежде всего ее личностному развитию, самореализации и самовыражению. Однако отнюдь не в каждом добровольческом объединении создаются условия для самореализации и личностного роста добровольцев. В данном случае велика роль формальных и неформальных лидеров добровольческих групп.
Теоретический анализ существующих социально-психологических исследований позволяет заключить, что молодежное лидерство как феномен изучено на данный момент достаточно всесторонне и глубоко. В то же время малоисследованными остаются вопросы, касающиеся особенностей проявления феномена лидерства в добровольческих группах. Роль лидеров в жизнедеятельности добровольческих объединений чрезвычайно велика. Ведь именно лидеры во многом создают условия, обеспечивающие личностное развития членов группы, определяют направленность и ценности группы, что в конечном счете способствует сохранению целостности добровольческого объединения.
Отметим, что понятия «лидерство» и «лидер» не имеют единой трактовки у отечественных исследователей. Значительный вклад в развитие вопросов, касающихся молодежного лидерства, внесли представители Курской психологической школы (Л.И. Уманский, А.С. Крикунов, А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов, Д.В. Беспалов и др.), которые рассматривали лидерство как «степень ведущего влияния одних членов группы на других в создании оптимального решения групповой задачи». Лидером же, по их данным, является член группы, осуществляющий эту функцию. Специфика проявления лидерства в малой контактной группе обусловлена индивидуальными особенностями личности, условиями и характером деятельности, а также уровнем развития группы и ситуации [Чернышев и соавт. 2019].
Немаловажным представляется и тот факт, что, несмотря на многообразие взглядов относительно того, какими личностными характеристиками должен обладать член группы, чтобы занять в ней лидерскую позицию, систематизировать имеющиеся подходы в единую целостную картину отечественным исследователям пока не удалось.
Например, представители Курской психологической школы считают, что в структуре личности лидера-организатора центральным образованием следует считать его организаторские способности. По мнению Л.И. Уманского, значимыми для лидера являются такие личностные качества, как практическая направленность ума (способность применять знания и опыт в конкретной жизненной ситуации), общительность, глубина ума (способность понимать главное и второстепенное), активность (энергичность и напористость в решении групповых задач), инициативность (активное выдвижение идей и предложений), настойчивость,
самообладание, работоспособность, наблюдательность (внимательность по отношению к деталям), организованность [Уманский 2001].
Согласно взглядам Л.П. Шигаповой, молодежные лидеры должны обладать следующими личностным качествами: гражданственность, патриотизм, гуманизм, толерантность, настойчивость, самостоятельность, смелость, решительность, целеустремленность, работоспособность, ответственность, инициативность, трудолюбие, уверенность в собственных силах и способностях, амбициозность, самостоятельность в принятии решений [Шигапова 2008].
Т.В. Махина пришла к выводу о том, что в студенческих группах лидерами становятся индивиды, обладающие такими личностными качествами: желание и стремление браться за решение сложных и значимых задач, многогранность мышления, способность думать и действовать многовариантно, уверенность в себе, высокий уровень креативности, готовность пойти на риск, умение выделить главное в сложившейся ситуации, способность быстро адаптироваться в изменяющихся условиях, высокий уровень нравственной культуры, простота и честность в суждениях, порядочность в поступках, умение понимать других людей, по достоинству оценивать их значимость, потенциал и творческие способности [Махина 2003].
Вызывает вопросы мнение автора, о том, что указанные выше лидерские качества можно успешно сформировать у студентов во время их обучения в вузе посредством социально-психологического тренинга. При этом Т.В. Махина уточняет, что он должен обязательно являться составной частью учебно-воспитательного процесса и представлять собой целостную систему, включающую три компонента: тренинг развития сензитивных способностей, тренинг развития креативности и тренинг развития навыков эффективного взаимодействия в команде [Там же].
В.А. Дмитриева, исходя из онтопсихологической парадигмы, на основе обобщения результатов исследований психологических особенностей лидера, пришла к выводу о том, что ведущая роль в становлении личности в качестве лидера в малой группе принадлежит особенностям его биографии, проявляющимся в стиле его воспитания, порядке рождения, времени проявления ранней автономии. В.А. Дмитриева также считает, что главным средством развития лидерских качеств личности является культурное образование, состоящее из общей культуры, профессиональной культуры и опыта дипломатических отношений. Кроме того, согласно данным исследований автора, отличительными чертами успешных лидеров выступают хорошее физические здоровье, высокий жизненный тонус, хорошее настроение и удовлетворенность собственной внешностью (см.: [Вержибок 2012]).
В исследованиях Е.М. Веселовой выявлен ряд типичных личностных характеристик лидеров молодежных клубных объединений. К ним автор относит социабельность, высокий интеллект, добросовестность, доминантность, самодостаточность и развитый самоконтроль. Вместе с этим клубным лидерам присущи такие негативные личностные характеристики, как ярко выраженное чувство соперничества, агрессивность и упрямство [Веселова 2011].
Н.Д. Шафеева исследовала студенческое самоуправление как фактор развития лидерских качеств студентов. Автор, обобщив взгляды относительно структуры лидерских качеств студентов, выделила следующие базовые компетенции, которыми должен обладать индивид, чтобы занять в группе лидерскую позицию: высокий уровень развития мотивации достижения; ярко выраженное внутреннее стремление к саморазвитию; креативность мышления; высокая работоспособность; способность «заражать» последователей своими идеями; развитые навыки рефлексии и эмпатии; эмоциональная устойчивость; развитые управленческие компетенции; самостоятельность в принятии решений [Шафеева 2013].
Процесс формирования лидерских качеств студентов в деятельности органов студенческого самоуправления исследовала Л.Н. Конышева. Согласно результатам ее исследований, студент, чтобы занять лидерскую позицию в группе, должен обладать такими личностными характеристиками, как активность, инициативность, самостоятельность, решительность, а также иметь высокоразвитые коммуникативные и организаторские умения. Механизмом же формирования лидерских качеств студентов, по ее мнению, могут выступать органы студенческого самоуправления, но при условии, если они будут вовлечены в социально значимую деятельность. Основными критериями сформированности лидерских качеств у студентов Л.Н. Конышева считает наличие у них положительного опыта практической деятельности и признание авторитета студента как в группе членства, так и вне ее [Конышева 2009].
Н.В. Белякова, исследуя социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах, установила, что ведущим фактором, оказывающим влияние на становление и развитие студенческих групп, выступает процесс лидерства и прежде всего сами студенческие лидеры, способные своим поведением влиять на поступки других студентов. В качестве основы лидерства в студенческих группах выступают личностные качества студентов - инициативность и целеустремленность в достижении воспитательных и учебных задач, обеспечивающих успешность групповой деятельности [Белякова 2002].
М.Ю. Горбунова к ключевым характеристикам лидера относит высокую активность и инициативность в решении группой совместных задач; информационную осведомленность лидера как о решаемой задаче, так и о членах группы и ситуации в целом; ярко выраженную способность оказывать влияние на других членов группы; соответствие поведения лидера групповым ценностям, установкам и нормам; выраженность личностных качеств, выступающих в группе в качестве эталона [Горбунова 2006].
Как считает В.П. Познякова, наиболее значимыми для молодежного лидера являются следующие характеристики: высокая активность и инициативность при решении групповых задач; высокая информированность лидера об особенностях членов группы, о специфике решаемой задачи; способность оказывать влияние; соответствие лидера установкам, ценностям и нормам группы; наличие личностных качеств, которые считаются эталонными для группы (см.: [Вержибок 2012]).
В свою очередь, И.А. Панарин на основе исследования лидерства в молодежных движениях важнейшую роль отводит такому личностному качеству лидера, как социальная ответственность. По мнению автора, именно данная личностная характеристика определяет эффективность деятельности лидеров просоциальных молодежных движений. В качестве предпосылок формирования социальной ответственности могут выступать свойственные лидеру общественно одобряемые представления о социальной ответственности; наличие у лидера таких личностных качеств, как социальная зрелость, мотивация достижения успеха, система просоциальных ценностей, социальная активность и др. [Панарин 2010].
Как было установлено в ходе анализа психологической литературы, наиболее часто отечественные исследователи называют в качестве значимых для лидера следующие личностные характеристики: умение оказывать влияние на других людей, способность понимать другого (эмпатия), самообладание, инициативность, решительность, общительность, уверенность в себе, открытость новому, настойчивость, работоспособность, организаторские навыки. Однако, как мы видим, несмотря на востребованность среди исследователей проблемы личностных характеристик лидера, открытым остается вопрос о специфике личностных
характеристик лидеров добровольческих групп. На основании этих положений нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого стало изучение личностных характеристик лидеров добровольческих объединений.
Гипотеза исследования заключалась в том, что личностные характеристики лидеров добровольческих групп обладают своей спецификой, обусловленной характером и содержанием добровольческой деятельности.
В выборку исследования вошли члены Ресурсных центров добровольчества Курской и Орловской области, члены добровольческих отрядов Курского педагогического колледжа, участники смены «Я-лидер» ОЦ «Монолит», занимающиеся добровольческой деятельностью. Всего в исследовании приняли участие 54 лидера добровольческих групп в возрасте от 14 до 22 лет.
Для достижения обозначенной цели с учетом результатов теоретического анализа психологических исследований нами была уточнена и определена структура значимых для лидера добровольческих групп личностных характеристик, в нее вошли: коммуникативные и организаторские склонности, стрессоустойчивость, волевые характеристики (самообладание, настойчивость), способность к манипулятивному поведению, социальные ценности, личностная установка «альтруизм-эгоизм».
Методический блок исследования включил опросник ВСК [Касьянов 2006], тест «Самооценка стрессоустойчивости личности» (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова) [Фетискин 2002], шкалу «Макиавелизма» (в адаптации В.В. Знакова) [Знаков 2000], методику диагностики коммуникативных и организаторских склонностей (В.В. Синявский и Б.А. Федоришин) (см.: [Фетискин и соавт. 2002]), методику диагностики личностной установки «альтруизм-эгоизм» (вариант Н.П. Фетискина) [Фетискин и соавт.], методику «Экспресс-диагностики социальных ценностей личности» [Там же]. Для выявления лидеров в добровольческих группах использовался метод экспертного оценивания и тест «Самооценка лидерства» (модифицированный вариант Н.П. Фетискина) [Там же]. Результаты эмпирического исследования позволили констатировать факты, изложенные ниже.
У лидеров добровольческих групп преобладает средний уровень развития настойчивости (44,4%), в то же время 38,9% респондентов обладают высоким ее уровнем, а 16,7% - низким. По шкале «самообладание» у исследуемых доминирует средний уровень развития (53,7%), 7,4% лидеров добровольческих групп имеют низкий уровень и 38,9% - высокий. При этом для лидеров добровольческих групп характерен преимущественно средний уровень по общему индексу ВСК (53,7%), 7,4% исследуемых обладают низким его уровнем и 38,9% - высоким. Таким образом, среди лидеров добровольческих групп преобладает средний уровень развития по каждой из волевых характеристик (общий индекс ВСК - 53,7% респондентов, настойчивость - 44,4%, самообладание - 53,7%). Такие результаты исследования говорят о том, что лидерами в добровольческом объединении становятся индивиды эмоционально зрелые, проявляющие активность, самостоятельность и независимость в принятии решений. Они характеризуются достаточной степенью спокойствия, уверенностью в себе, устойчивостью намерений и реалистичностью взглядов.
Исследованные нами лидеры обладают преимущественно уровнем развития стрессоустойчивости выше среднего, что соответствует 39% исследуемых. Немаловажно, что уровня развития ниже среднего и низкого у лидеров добровольческих групп выявлено не было. При этом уровень чуть ниже среднего имеют 7,4% респондентов, средний - 20,4%, чуть выше среднего - 38,9%, выше среднего - 22,2%, высокий - 11,1% и очень высокий у лидеров добровольческих групп выявлен также не был. Такие результаты свидетельствует о том, что лидерами в добровольческих объединениях становятся члены группы, которые обладают
развитыми навыками саморегуляции и способны контролировать свое поведение в ситуациях неопределенности.
Для лидеров добровольческих групп характерен преимущественно высокий уровень развития организаторских склонностей (44,4%), немного меньше исследуемых (42,5%) имеет средний уровень. Отметим, что лишь 13,1% лидеров добровольческих групп обладает уровнем развития анализируемого референта ниже среднего и никто из лидеров - низким или очень высоким (0%). Большая часть лидеров добровольческих групп (39%) характеризуется средним уровнем развития коммуникативных склонностей, почти каждый пятый исследуемый (22,2%) имеет высокий уровень их развития, очень высокий уровень свойственен только для 14,8% респондентов, 11,1% обладает уровнем развития анализируемого референта ниже среднего и 12,9% -низким. Как было установлено, среди лидеров добровольческих групп преобладает средний уровень развития коммуникативных склонностей (39%) и высокий уровень развития организаторских склонностей (44,4%). Такие результаты свидетельствуют о том, что лидеры добровольческих групп достаточно хорошо ориентируются в коммуникативных ситуациях, довольно быстро выстраивают коммуникации с окружающими людьми, стремятся расширять круг знакомств, способны принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях.
Для лидеров добровольческих групп характерен преимущественно средний уровень развития способности к манипулятивному поведению (53,5%), для 39% исследуемых свойственен низкий уровень и только 7,5% обладает высоким уровнем по данному показателю. Исходя из полученных данных, можно утверждать, что лидеры добровольческих групп обладают умеренной эмоциональной холодностью и цинизмом, в случае необходимости они могут использовать других членов группы в своих целях, при этом склонны проявлять сострадание и сочувствие по отношению к последователям. Им свойственна потребность оказывать помощь другим и стремление к сотрудничеству.
В структуре социальных ценностей для лидеров добровольческих групп наиболее значимыми являются семейные и социальные ценности, в качестве значимых выступили профессиональные и общественные ценности, малозначимые ценности для лидеров добровольческих групп - это интеллектуальные и финансовые, в то же время незначимыми для исследуемых стали духовные и физические ценности. Как мы видим, специфика добровольческой деятельности находит отражение в системе ценностей лидеров добровольческих групп.
Среди лидеров добровольческих групп преобладает альтруистический тип направленности личности (65,2%), причем эгоистическая тенденция доминирует лишь у 5,5% лидеров-добровольцев, смешанный же тип характерен для 29,3% исследуемых. Такие результаты указывают на то, что добровольческой деятельностью занимаются преимущественно индивиды, обладающие потребностью заботиться и оказывать помощь другим. В связи с тем что альтруистическая направленность преобладает у лидеров, которые являются наиболее социально активной частью добровольцев и выступают в качестве носителей и трансляторов групповых норм, ценностей и идеалов, можно предположить, что подобная направленность доминирует и у их последователей (т.е. у членов добровольческих групп, представителями которых выступили респонденты).
Как удалось установить в процессе эмпирического исследования, современные лидеры добровольческих групп обладают развитыми коммуникативными и организаторскими склонностями, достаточно высокой стрессоустойчивостью, развитыми волевыми характеристиками (самообладание, настойчивость), а также способны к манипулятивному поведению. Направленность личности лидеров
добровольческих групп указывает на их ориентацию на гуманистические ценности и идеалы.
Таким образом, результаты исследования позволили установить, что личностные характеристики лидеров добровольческих групп в целом соответствуют сложившимся научным представлениям о личностных характеристиках молодежного лидера, но имеют и определенную специфику, обусловленную характером и содержанием добровольческой деятельности.
Библиографический список
Белякова, Н. В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Н. В. Белякова. - Москва. 2002. - 197 с. - Текст : непосредственный.
Богачева, Т. И. К вопросу о личностных особенностях членов добровольческих групп / Т. И. Богачева, М. И. Логинова. - Текст : непосредственный // Психология -наука будущего: поиск молодых ученых: материалы региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов (Курск, 16 мая 2019 года) / под общей редакцией профессора С.В. Сарычева. - Курск: Курск. гос. ун-т. 2019. - С. 9-12.
Вержибок, Г. В. Лидерство в социальном и образовательном пространстве : учебно-методическое пособие / Г. В. Вержибок, В. И. Шупляк. - Минск : РИВШ. 2012. - 362 с. - Текст : непосредственный.
Веселова, Е. М. Социально-психологические особенности взаимосвязи лидера и малой группы в деятельности клубов исторической реконструкции: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Е. М. Веселова. - Москва, 2011. - 142 с. - Текст : непосредственный.
Горбунова М.Ю. Социальная психология : краткий курс лекций для вузов / М. Ю. Горбунова. - Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 223 с. - Текст : непосредственный.
Знаков, В. В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования / В. В. Знаков. - Текст : непосредственный // Психологический журнал. -2000. - Т. 21. - №25. - С. 16-22.
Конышева, Л. Н. Формирование лидерских качеств студентов посредством участия в деятельности органов самоуправления : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Л. Н. Кошышева. - Киров, 2009. - 190 с. -Текст : непосредственный.
Махина, Т. В. Особенности использования социально-психологического тренинга в целях развития лидерских качеств студентов - будущих менеджеров : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Т. В. Махина. - Москва, 2003. - 204 с. - Текст : непосредственный.
Панарин, И. А. Психология социальной ответственности лидеров молодежных движений: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / И. А. Панарин. - Москва, 2010. - 416 с. - Текст : непосредственный.
Психологические тесты / составитель С. Касьянов. - Москва : Эксмо. 2006. -608 с. - Текст : непосредственный.
Уманский, Л. И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. Избранные труды / Л. И. Уманский. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. -208 с. - Текст : непосредственный.
Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - Москва : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с. - Текст : непосредственный.
Чернышев, А. С. Параметрическая теория малых групп и коллективов / А. С. Чернышев, С. В. Сарычев, Н. Н. Гребеньков. - Курск : Курск. гос. ун-т, 2019. -264 с. - Текст : непосредственный.
Шафеева, Н. Д. Студенческое самоуправление как фактор развития лидерских качеств студентов: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Н. Д. Шафеева. - Москва, 2013. - 242 с. - Текст : непосредственный.
Шахназарян, Н. В. Социально-психологические и личностные характеристики лидеров студенческих групп: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Н. В. Шахназарян. - Ленинград, 1984. - 178 с. - Текст : непосредственный.
Шигапова, Л. П. Формирование лидерских качеств студентов вуза в деятельности органов самоуправления: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Л. П. Шигапова. - Казань, 2008. - 228 с. - Текст : непосредственный.