УДК 316.6
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИДЕРОВ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП
© 2022 Т. И. Богачева
аспирант кафедры психологии e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье проанализирована значимость молодежного лидерства как предмета социально-психологических исследований. Рассмотрены актуальные направления исследований студенческого лидерства. Приведены результаты эмпирического исследования психологических характеристик лидеров студенческих групп, что дает возможность более глубоко понять специфику функционирования лидерства в группах данной направленности, а также дополнить и расширить имеющиеся представления о личности современного студенческого лидера.
Ключевые слова: молодежь, малая группа, лидерство, лидер, личность, психологические характеристики.
STUDY OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF LEADERS OF STUDENT GROUPS
© 2022 T. I. Bogacheva
Postgraduate Student of the Department of Psychology e-mail: [email protected]
Kursk State University
The article analyzes the importance of youth leadership as a subject of social and psychological research. The current directions of student leadership research are considered. The results of an empirical study of the psychological characteristics of the leaders of student groups are presented, which makes it possible to more deeply understand the specifics of the functioning of leadership in groups of this orientation, as well as to supplement and deepen the existing ideas about the personality of a modern student leader.
Keywords: youth, small group, leadership, leader, personality, psychological characteristics.
Молодежное лидерство на протяжении длительного времени остается актуальным предметом социально-психологических исследований. Такая востребованность данной проблематики среди психологов-исследователей обусловлена тем, что, во-первых, молодежь является наиболее социально активной частью населения страны, и посредством лидерства государство может оказывать влияние на ценности, идеалы, установки молодых людей, сохраняя тем самым преемственность общечеловеческих ценностей, национальных традиций и культурных норм. Во-вторых, молодежные лидеры - это члены группы, от которых в большей степени зависит
достижение групповых задач, поддержание групповых норм и характера психологического климата в молодежной группе, что в конечном итоге сказывается как на результатах ее совместной деятельности, так и на целостности группы. Эти и другие объективные причины порождают интерес со стороны психологов-исследователей к личности молодежного лидера. Несмотря на достаточно большое количество эмпирических работ в области молодежного лидерства, многие вопросы остаются открытыми, в частности касающиеся специфики психологических характеристик студенческих лидеров [10]
Значительный теоретический и эмпирический опыт изучения молодежного лидерства, в том числе и студенческого, накоплен исследователями Курской психологической школы (Д.В. Беспалов, И.Н. Логвинов, С.В. Сарычев, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев и др.) [16]. В рамках параметрической теории коллектива лидерство понимается как «степень ведущего влияния одних членов группы на других в создании оптимального решения групповой задачи». Лидером же принято считать «члена группы, осуществляющего эту функцию» [Там же, с. 41].
Как отмечается исследователями, специфика лидерства в малой контактной группе детерминируется условиями и характером совместной деятельности, личностными особенностями индивида, занимающего позицию лидера в группе, особенностями ситуации и уровнем развития группы [10. При этом специфика личностных характеристик молодежного лидера в значительной мере зависит от социальных, экономических и политических процессов, происходящих в обществе. Так, современный молодежный лидер должен уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, не только вести за собой, но и оказывать психологическую поддержку последователям, обладать развитым критическим мышлением (в связи с противоречивостью ценностей и норм, существующих в современном обществе). Кроме того, молодежные лидеры должны обладать выраженной ориентацией на успех, так как, согласно данным социологических исследований, именно эту стратегию предпочитает российская молодёжь [13].
Отметим, что актуальным на данный момент направлением исследований молодёжного лидерства является разработка программ по развитию лидерского потенциала молодежи, в частности выявление и подготовка молодежных лидеров из числа социально одаренных молодых людей. Особенно активно это направление разрабатывается в рамках внеучебной работы со студентами. Такой прикладной характер исследований лидерства стал актуальным в связи с тем, что, во-первых, внеучебная работа содержит наибольший потенциал в формировании лидерских качеств молодых людей [Там же]. Во-вторых, именно в студенческие годы молодые люди, приобретая определенные профессиональные знания и опыт, должны сформировать активную социальную позицию, которая сделает молодого специалиста более востребованным и конкурентноспособным на рынке труда. В связи с этим в учебных заведениях разрабатываются специализированные программы по развитию лидерских качеств обучающихся, основным содержанием которых является создание благоприятных условий для позитивного личностного самоопределения, формирования положительного образа «Я» и позиции конструктивного социального оптимизма [13; 17].
Кроме того, формированию лидерских качеств молодежи способствует создание особых развивающих социальных сред («социальных оазисов»), которые отличаются от обычной социальной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. В таких
условиях формируются межличностные и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности, а значит и развития его лидерского потенциала [17].
Таким образом, молодежное, и в частности студенческое, лидерство, является актуальным предметом социально-психологических исследований в силу его важности для личностного и профессионального становления молодежи, а также для социального, политического и экономического развития общества в целом.
На данный момент исследования, относящиеся к области студенческого лидерства, довольно многообразны по своей тематике. В рамках данной научной работы мы проанализируем наиболее актуальные направления исследований молодежного лидерства, касающиеся предмета нашего исследования.
Отметим, что значительная часть психологических исследований студенческого лидерства направлена на изучение личностных качеств лидера, а также условий и факторов их развития. Так, Т.В. Махиной было установлено, что лидерами в студенческих группах становятся индивиды, которые обладают такими личностными качествами, как высокая активность при решении групповых задач, критичность мышления, креативность, уверенность в себе, вариативность действий, готовность рисковать, умение выделить главное и второстепенное, способность быстро адаптироваться к новым условиям, порядочность, честность, умение адекватно оценивать личностный потенциал и творческие способности других людей. Важным представляется вывод автора о том, что обозначенные лидерские качества можно развивать и формировать у студентов в процессе обучения в вузе посредством использования социально-психологического тренинга [11].
В то же время Л.П. Шигапова полагает, что формирование лидерских качеств у студентов вуза наиболее эффективно будет осуществляться в случае их вовлечения в деятельность органов самоуправления. Однако для этого должны быть соблюдены следующие условия: участие студентов в деятельности органов студенческого самоуправления должно обеспечивать им осуществление роли лидера; применение широкого спектра технологий работы с молодежью (в том числе и инновационных), способствующих развитию лидерских способностей студентов; мониторинг личностных изменений студентов, включенных в деятельность органов студенческого самоуправления [20].
Особенности формирования лидерства в школьных и студенческих группах исследовались О.Б. Крушельницкой. По мнению автора, в межличностных отношениях обучающихся прослеживаются три подструктуры: аттракционная, референтометрическая и подструктура неформальной власти. Как было установлено О.Б. Крушельницкой, лидерами в студенческой группе становятся индивиды, обладающие наиболее высоким интегральным статусом, и студенты, доминирующие в каждой из трех выделенных подструктур. Автором также были выявлены некоторые особенности проявления лидерства в студенческих группах. Так, в студенческих группах колледжа лидерство определяется преимущественно референтометрической подструктурой, в вузовских студенческих группах оно детерминировано подструктурой неформальной власти, причем в «зрелых» учебных группах студенты, занимающие высокостатусные позиции в одной подструктуре, в большинстве случаев лидируют и в других подструктурах, а «умирающие» учебные группы характеризуются абсолютным лидерством [9].
В.А. Ясвин полагает, что наиболее оптимальной формой развития лидерского потенциала молодежи является образовательная площадка. Согласно позиции автора, реализация данной формы работы с молодежью будет эффективной, если созданы определённые условия: развитие студентов в интеллектуальной, нравственной и коммуникативной сфере; формирование социально активной и нравственно зрелой
личности, стремящейся к творческой и созидательной деятельности; установление партнерских взаимоотношений с окружающими людьми; сформированность компетенций, обеспечивающих самореализацию личности в различных областях ее жизнедеятельности [21].
Согласно взглядам А.В. Авдеевой, значимые для студенческого лидера личностные качества можно объединить в несколько групп: исполнительские, интеллектуальные, организаторские и социально-коммуникативные качества. Как считает автор, выделенные лидерские качества можно и нужно формировать у студентов в процессе их обучения в вузе. Однако для того, чтобы в вузе студенты смогли развивать свой лидерский потенциал, в образовательном процессе должны реализовываться несколько педагогических принципов: воспитывающего обучения; сознательности и активности; индивидуализации и дифференциации обучения; управляемости процесса обучения; продуктивности обучения; последовательности и систематичности [1].
Вопросы, касающиеся процесса формирования лидерских качеств у студентов вузов, исследовала Г.М. Козыбакова. Автор пришла к выводу о том, что лидерские качества студентов можно эффективно формировать, если в педагогическом процессе вуза учитывается авторская модель готовности студента к лидерству, включающая мотивационно-личностный, когнитивный, операционно-деятельностный, операционно-контрольный и личностно-энергетический компоненты. Студенческие лидеры, согласно позиции Г.М. Козыбаковой, должны обладать такими личностными качествами, как толерантность, настойчивость, самостоятельность, смелость, решительность, целеустремленность, работоспособность, ответственность, инициативность, трудолюбие, уверенность в себе, амбициозность, самостоятельность в принятии решений и др. [7].
И.В. Дрыгина считает, что активизация лидерского потенциала студентов вуза обусловлена степенью сформированности их лидерских потребностей, лидерских возможностей, а также лидерских ценностей и средств, составляющих структуру лидерского потенциала [3].
Исследование студенческого самоуправления как фактора развития лидерских качеств студентов вела Н.Д. Шафеева. Согласно позиции автора, в структуре лидерских качеств студентов можно выделить такие базовые компетенции: сформированность мотивации достижения, внутреннее стремление к саморазвитию, креативность мышления, высокая работоспособность, способность вдохновлять членов группы своими идеями, развитая рефлексия и эмпатия, эмоциональная устойчивость, сформированность управленческих навыков, самостоятельность и независимость в принятии решений [18].
Л.Н. Конышевой было установлено, что студент становится лидером в учебной группе только в том случае, если он обладает определенными личностными характеристиками. По мнению автора, ими являются активность, инициативность, самостоятельность, решительность, а также развитые коммуникативные и организаторские способности. Наиболее оптимальным средством формирования лидерских качеств студентов Л.Н. Конышева считает органы студенческого самоуправления, благодаря которым становится возможным их вовлечение в социально значимую деятельность, посредством которой и происходит развитие лидерского потенциала личности [8].
Согласно взглядам Н.В. Беляковой, лидерство и личность студенческого лидера следует рассматривать в качестве ведущих факторов становления и развития студенческой группы. Основу студенческого лидерства, по мнению автора, составляют такие личностные характеристики студентов, как инициативность
и целеустремленность, от которых зависит достижение учебных и внеучебных задач, успешность групповой деятельности в целом [2].
Как считает Т.Н. Шевченко, в вузе в процессе обучения студентов должны использоваться специальные технологии по формированию студенческих лидеров. Автор указывает на тот факт, что в студенческой среде можно «создавать» лидеров, для чего нужно придерживаться нескольких образовательных принципов: единство учебной и внеучебной деятельности; оптимизация культурной и образовательной среды; включение студентов в разные виды учебной и внеучебной деятельности (научной, творческой, спортивной и др.); разработка индивидуальных образовательных траекторий студентов; психологическое сопровождение профессионального становления студентов [19].
М.С. Ионова и Н.В. Резепова проанализировали особенности лидерских качеств студентов с разным социометрическим статусом и пришли к выводу о том, что студенты, обладающие наибольшим количеством положительных социометрических выборов («звезды»), характеризуются высоким уровнем развития лидерских качеств, проявляют инициативу в общении, настойчивость в деятельности, способны быстро ориентироваться в сложных ситуациях и находить оптимальные способы их решения, в то время как большинство «отвергнутых» и «изолированных» обладают низким уровнем развития как лидерских качеств, так и коммуникативных и организаторских склонностей. Авторами также была установлена положительная корреляция между уровнем развития лидерских качеств и степенью выраженности организаторских и коммуникативных склонностей студентов. При этом М.С. Ионова и Н.В. Резепова обращают внимание на тот факт, что большинство студентов обладают средним уровнем развития лидерских качеств, что указывает на необходимость ведения целенаправленной работы по их формированию и развитию у студентов вуза [5].
С.В. Исаев и Ю.В. Потапова осуществили сравнительный анализ образов идеального и реального лидера студенческой группы медицинского вуза и пришли к выводу о том, что образ идеального лидера представляет собой сочетание личностных черт реальных людей, а также установили, что в большинстве случаев лидером в студенческой группе становится индивид, обладающий ярко выраженными чертами экзальтированности, гипертимности и возбудимости [6].
Говоря о феномене лидерства в студенческой среде, следует обратиться к работам И.В. Михеевой и Я.К. Смирновой. Авторы пришли к выводу о том, что формальные и неформальные студенческие лидеры используют разные защитные механизмы. Так, неформальные лидеры чаще применяют эготизм и проекцию, в то время как формальные лидеры - ретрофлексию. При этом авторы отмечают, что защитные механизмы, используемые лидерами обеих групп, могут носить как адаптивный, так и дисбалансирующий характер. Однако в большинстве случаев речь идет об их дисбалансирующей роли [12].
Как было установлено нами в ходе теоретического анализа эмпирических работ, касающихся студенческого лидерства, эта проблематика достаточно востребована среди отечественных исследователей, причем наиболее часто последние обращаются к личности лидера и его личностным особенностям. Однако большинство исследований носит узко специализированный характер, то есть исследуются студенческие лидеры определенной направленности групп (студенты-медики, студенты-колледжа, студенты-менеджеры и т.д.). Мы в рамках данной работы видим своей задачей углубить и дополнить имеющиеся данные относительно личностных характеристик студенческих лидеров вуза.
На основании изложенного ранее нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого стало изучение психологических характеристик лидеров студенческих групп.
В выборку исследования вошли учебные студенческие группы ФГБОУ ВО «Курский государственный университет». Всего в исследовании приняло участие 164 студента, обучающиеся на разных специальностях, среди которых было выделено 42 лидера. Возраст исследуемых от 17 до 24 лет.
Для достижения обозначенной цели, с учетом результатов теоретического анализа психологических исследований студенческого лидерства нами были изучены такие психологические характеристики студенческих лидеров, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени раскрывают специфику личности студенческого лидера, а именно: стрессоустойчивость, настойчивость, самообладание, склонность манипулировать другими в межличностных отношениях, коммуникативные и организаторские склонности, копинг-поведение в стрессовых ситуациях, ролевые позиции в межличностных отношениях, направленность личности в континууме «экстраверсия-интроверсия».
Методический блок исследования включил опросник ВСК (А.В. Зверкова и Е.В. Эйдмана) [14], тест «Самооценка стрессоустойчивости личности» (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова) [15], шкала макиавеллизма личности (в адаптации В.В. Знакова) [4], методику диагностики коммуникативных и организаторских склонностей (В.В. Синявский и Б.А. Федоришин) [15], методику диагностики копинг-поведения в стрессовых ситуациях [Там же], методику определения ролевых позиций в межличностных отношениях (по Э. Берну) [Там же], методику диагностики психологической типология личности (по К. Юнгу) [Там же]. Для выявления лидеров в студенческих группах использовалась прибор-модель совместной деятельности «Арка» (Л.И. Уманский) [17].
Результаты эмпирического исследования позволили констатировать факты, изложенные ниже.
Сначала проанализируем такую психологическую характеристику лидеров студенческих групп, как склонность манипулировать другими людьми в межличностных отношениях (макиавеллизм личности). Как было эмпирически установлено, большая часть лидеров характеризуется средним уровнем развития данного референта (64,9%), в то же время у 18,8% выявлен низкий уровень развития склонности манипулировать другими людьми и 16,3% исследуемых - высокий.
На основании полученных эмпирических данных можно утверждать, что лидерами в студенческих группах становятся индивиды, которые обладают определёнными манипулятивными навыками и предпочитают оказывать влияние, не предъявляя требования, поручения или физически агрессивные способы воздействия, а используя похвалу, лесть в целях мотивирования последователей к деятельности.
Как следует из результатов исследования организаторских склонностей, большинство лидеров студенческих групп (39,6%) обладают высоким уровнем их развития, немного меньше исследуемых (28,5%) характеризуются очень высоким уровнем, при этом средний уровень преобладает у 17,1% респондентов, а у 14,8% -ниже среднего. Важным представляется тот факт, что низкий уровень развития данного эмпирического референта в группе исследуемых не выявлен.
Немаловажно, что среди лидеров студенческих групп преобладает не только высокий уровень развития организаторских склонностей, но и высокий уровень развития коммуникативных склонностей (53,7%), что может быть связано с развитой системой межличностных отношений и важностью коммуникаций для данного вида
молодёжных групп. Отметим также, что для 22,2% лидеров-студентов характерен средний уровень развития коммуникативных склонностей, у 12,9% выявлен очень высокий уровень, 7,5% исследуемых обладают уровнем развития ниже среднего. В отношении данного эмпирического референта был выявлен низкий уровень развития (3,7%), что свидетельствует о том, что лидер в студенческой группе не всегда должен обладать развитыми коммуникативными навыками.
Далее проанализируем данные, полученные при исследовании волевых характеристик личности студенческого лидера. Как было установлено, общий показатель волевой регуляции поведения выражен у лидеров студенческих групп преимущественно на среднем уровне (53,7%), в то же время для 7,4% исследуемых характерен низкий уровень, для 38,9% - высокий.
Исследование настойчивости лидеров студенческих групп позволило констатировать следующее: у респондентов преобладает средний уровень развития данного показателя (41,3%), 40,2% лидеров характеризуются высоким уровнем развития этого волевого качества и лишь 18,5% - низким.
Изучение самообладания лидеров студенческих групп выявило преобладание у исследуемых высокого уровня развития (50%), при этом количество лидеров со средним уровнем также достаточно велико (42,5%), низкий же уровень выявлен лишь у 7,5%.
На основании проведенного анализа эмпирических данных, полученных при изучении волевой сферы лидеров студенческих групп, можно утверждать, что для индивида, стремящегося занять лидерскую позицию в студенческой группе, более важной является такая волевая характеристика, как самообладание, нежели настойчивость. Подобные результаты можно связать с тем, что в процессе совместной деятельности и общения у членов студенческой группы часто возникают ситуации, требующие от лидера развитого умения контролировать свое психоэмоциональное состояние.
Теперь рассмотрим результаты исследования стрессоустойчивости лидеров студенческих групп. Как было установлено, у лидеров-студентов доминирует уровень развития стрессоустойчивости выше среднего (35,1%), достаточно большое количество исследуемых имеют уровень чуть выше среднего (24,2%), у немного меньшего числа респондентов (18,5%) - средний уровень развития стрессоустойчивости (18,5%), по 11,1% лидеров свойственен высокий и очень высокий уровни развития. Отметим, что такие уровни развития стрессоустойчивости, как очень низкий, низкий, ниже среднего и чуть ниже среднего, у лидеров студенческих групп выявлены не были. На основании этого справедливо утверждать, что стрессоустойчивость является значимой психологической характеристикой для лидеров студенческих групп, что, в свою очередь, обусловлено наличием в жизнедеятельности студенческих групп напряженных ситуаций и ситуаций неопределенности.
Далее обратимся к данным, полученным при изучении типа личности студенческих лидеров (экстраверсия, интроверсия, амбиверсия). Как было установлено в ходе эмпирического исследования, большая часть лидеров характеризуется амбиверсией (71,8%), в то время как экстраверсия преобладает у 25,3% исследуемых, а интроверсия - у 2,9%. В связи с этим справедливо сделать вывод о том, что лидеры студенческих групп не имеют четкой диффренциации в континууме «экстраверсия-интроверсия» и в зависимости от ситуации распределяют свое внимание и энергию или на внешний мир, или внутрь себя.
Изучение ролевых позиций лидеров студенческих групп в межличностных отношениях позволило констатировать следующее: у исследуемых преобладает Эго-состояние «Родитель» (41,5%), менее выражено Эго-состояние «Ребенок» (32,3%)
и в меньшей степени у студентов представлено Эго-состояние «Взрослый» (26,2%). Отметим, что критикующее родительское Эго-состояние доминирует над заботящимся родительским состоянием «Я» (34,9% и 6,6% соответственно). Справедливо предположить, что большая часть студенческих лидеров в межличностных отношениях выбирает позицию критикующего Родителя, которая, с одной стороны, дает возможность лидерам быстро и эффективно осуществлять ориентировку в стандартных жизненных ситуациях, а с другой стороны, проявляется в их позиции наставника во взаимоотношениях с последователями (запрещают, направляют и поощряют действия других членов группы).
При изучении копинг-стратегий лидеров студенческих групп нам удалось установить, что у исследуемых доминирует стратегия разрешения проблем (71,4%), для 21,5% респондентов характерна преимущественно стратегия социальной поддержки, и только у 7,1% доминирует стратегия избегания. Таким образом, студенческие лидеры предпочитают использовать стратегию разрешения проблем, которая является продуктивным способом совладения со стрессовой ситуацией и при которой индивид стремится использовать имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска наиболее эффективных способов разрешения возникших трудностей.
Исследование психологических характеристик современных студенческих лидеров позволило установить, что они обладают высоко развитыми коммуникативными и организаторскими склонностями, достаточно высокой стрессоустойчивостью, умеют хорошо контролировать свое психоэмоциональное состояние (причем показатели самообладания оказались для них более значимыми, чем степень развития настойчивости), в стрессовых ситуациях и ситуациях неопределенности наиболее часто используют стратегию решения проблем, в межличностных отношениях у них преобладает Эго-состояние «Родитель», они склонны к использованию манипуляций в отношении других членов группы и характеризуются преимущественно амбиверсией.
Таким образом, результаты исследования позволили установить, что психологические характеристики лидеров студенческих групп в целом соответствуют сложившимся научным представлениям о личностных характеристиках молодежного лидера, но и имеют определенную специфику, обусловленную характером и содержанием учебной и внеучебной деятельности, реализуемых в рамках образовательного пространства вуза.
Библиографический список
1. Авдеева, А. В. Формирование лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в вузе: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / А. В. Авдеева. - Тамбов, 2010. - 195 с.
2. Белякова, Н. В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах: диссертация. ... кандидата психологических наук / Н. В. Белякова. - Москва, 2002. - 197 с.
3. Дрыгина, И. В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза / И. В. Дрыгина, О. А. Шушерина, В. В. Игнатова; Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО «Сиб. гос. технол. ун-т». - Красноярск: СибГТУ. 2006. - 154 с.
4. Знаков, В. В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования / В. В. Знаков // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - №25. -С. 16-22.
5. Ионова, М. С. Особенности лидерских качеств студентов с разным социометрическим статусом / М. С. Ионова, Н. В. Резепова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. - №1. - иЯЬ: Ийрз://суЬег1ептка.га/ай1с1е/п/озоЬеппозй-ШегзкШ-касИез1у-зШдепШу-з-га2пут-зо1зюте1:псЬезк1т-з1а1:шот (дата обращения: 25.11.2021).
6. Исаев, С. В. Образ идеального и реального лидера в студенческой группе медицинского вуза / С. В. Исаев, Ю. В. Потапова // Омский психиатрический журнал. -
2016. - №3 (9). - иЯЬ: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/obraz-idea1nogo-i-rea1nogo-1idera-v-studencheskoy-gruppe-meditsinskogo-vuza (дата обращения: 25.11.2021).
7. Козыбакова, Г. М. Формирование лидерских качеств у студентов вузов: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / Г. М. Козыбакова. -Туркестан, 2010. - 27 с.
8. Конышева, Л. Н. Формирование лидерских качеств студентов посредством участия в деятельности органов самоуправления: диссертация ... кандидата психологических наук / Л. Н. Конышева. - Киров, 2009. - 190 с.
9. Крушельницкая, О. Б. Исследование лидерства в школьных и студенческих группах / О. Б. Крушельницкая // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. - 2011. - №3. - С. 60-73.
10. Логвинова, Т. И. Роль клубной деятельности в формировании лидерского поведения студентов / Т. И. Логвинова, М. И. Логвинова, И. Н. Логвинов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. -
2017. - №2 (42). - иЯЬ: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/ro1-k1ubnoy-deyate1nosti-v-formirovanii-1iderskogo-povedeniya-studentov (дата обращения: 25.11.2021).
11. Махина, Т. В. Особенности использования социально-психологического тренинга в целях развития лидерских качеств студентов - будущих менеджеров: диссертация ... кандидата психологических наук / Т. В. Махина. - Москва, 2003. -204 с
12. Михеева, И. В. Роль защитных механизмов психики в формировании мотивации формального лидерства в студенческой группе / И. В. Михеева, Я. К. Смирнова // Известия АлтГУ. - 2012. - №2-1. - ШЬ: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/ro1-zaschitnyh-mehanizmov-psihiki-v-formirovanii-motivatsii-forma1nogo-1iderstva-v-studencheskoy-gruppe (дата обращения: 27.11.2021).
13. Пономарёв, А. В. Лидерство в молодежной среде: учебное пособие / А. В. Пономарёв, О. А. Ланцев, М. С. Кырчиков; Министерство науки и высшего образования РФ. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. - 216 с.
14. Психологические тесты / составитель С. Касьянов. - Москва: Эксмо, 2006. -
608 с.
15. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - Москва: Издательствово Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
16. Чернышев, А. С. Параметрическая теория малых групп и коллективов / А. С. Чернышев, С. В. Сарычев, Н. Н. Гребеньков. - Курск: Курский государственный университет, 2019. - 264 с.
17. Чернышев, А. С. Социально одарённые дети: путь к лидерству / А. С. Чернышев, Ю. Л. Лобков, С. В. Сарычев, В. И. Скурятин. - Воронеж: Кварта, 2007. - 210 с.
18. Шафеева, Н. Д. Студенческое самоуправление как фактор развития лидерских качеств студентов: диссертация ... кандидата психологических наук / Н. Д. Шафеева. - Москва, 2013. - 242 с.
19. Шевченко, Т. Н. Лидерство как условие формирования конкурентоспособного специалиста социально-культурной сферы / Т. Н. Шевченко //
Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - №51. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/liderstvo-kak-uslovie-formirovaniya-konkurentosposobnogo-spetsialista-sotsialno-kulturnoy-sfery (дата обращения: 18.11.2021).
20. Шигапова, Л. П. Формирование лидерских качеств студентов вуза в деятельности органов самоуправления: диссертация ... кандидата педагогических наук / Л.П. Шигапова. - Казань, 2008. - 228 с.
21. Ясвин, В. А. Развитие лидерского потенциала старшеклассников и студентов в условиях / В. А. Ясвин // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. - 2011. - №3 (12). - С. 73-84.