лидерского потенциала могут помешать внутренние ограничения, страхи, которые есть у большинства людей. Существуют приемы развития лидерских качеств в себе и других: оценить свои потребности и особенности, осознать цели и ценности; осознать, как применять лидерские способности. Необходимо помнить, что лидер - это тот, кто управляет процессом, в то время как участники процесса обеспечивают максимальный результат. Лидер больше слушает, чем говорит, демонстрирует поддержку и ориентирует на результат, принимая ответственность на себя. Кроме того, оставаясь естественным и искренним, лидер использует правила и приемы грамотного общения: смотрит в глаза собеседнику, общаясь с группой, обращается ко всем, наполнен энергией и уверен в решении задачи. Важное качество харизматичного лидера - гибкость и способность заряжать энергией. Благодарность жизни, близким, миру и разным людям - образ жизни успешного лидера.
Библиографический список
1. Асеева Е.С., Ивахин И.В., Лобынцева С.В., Плешков В.В. Лидер XXI века: Всероссийский
сбор лидеров детских общественных объединений. - ВДЦ «Орлёнок», 2003.
2. Кашкаров С. Секреты успеха лагеря «Лидер» // Народное образование. - 2006. - №3. -С. 129-136.
3. Колузаева Н.Г. Организация занятий со школьным активом // Классный руководитель. -2006. - №4. - С. 108-122.
4. Кулешов Н.А. Диагностические методы выявления негативных лидеров классном коллективе // Школьные технологии. - 2003. - №5. - С. 169176.
5. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. - М.: Просвещение, 1981.
6. Мурашов А. Надо ли воспитывать лидера? Надо! // Народное образование. - 2001. - №4. -С. 121-124.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2003.
8. Ковалёва А.Г. Педагогика «Орлёнка» в терминах и понятиях. - М.: «Собеседник», 2005.
9. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, Н.П. Ярошевского. - М., 1990.
УДК 378
Голубева Галина Федоровна, Спасенников Валерий Валентинович
Брянский государственный университет им. академика И.Г Петровского
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТУДЕНЧЕСКОГО АКТИВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
Рассмотрены основные подходы к исследованию лидерства в отечественной психологии. Осуществлен психологический анализ личностных особенностей представителей студенческого актива. Даны рекомендации по использованию надежного и валидного методического инструментария в процессе формирования лидерских качеств представителей студенческого актива.
Ключевые слова: личностные особенности, студенческий актив, лидерство, социально-психологическая диагностика.
В исследованиях отечественных психологов показано, что наилучшим образом социальному развитию личности студента способствует коллективная самоорганизация студенческой среды, одним из наиболее ярких проявлений которой выступает студенческое самоуправление. Кроме всего этого внеучеб-ная, общественная работа создает оптимальные условия для формирования лидерских качеств
молодого человека. Лидерство означает социальную активность, или «активную жизненную позицию» [1; 2; 4; 7 и др.].
Актуальность проведенного нами исследования определяется тем, что выявление людей с развитыми лидерскими чертами как внутри каждой студенческой учебной группы, так и среди представителей студенческого актива, умение работать с ними является одним из важнейших усло-
вий эффективного руководства со стороны ректората, факультетов и психологической службы вуза. При этом студенчество обладает огромным потенциалом для его всестороннего исследования, в том числе в социально-психологическом плане.
В советский период исследования феномена лидерства, его стиля проводились исключительно с точки зрения деятельностного подхода и в русле проблематики малых групп. Основным акцентом в этих исследованиях было создание методик для выявления лидера в группе, определения его стиля [3; 6; 7; 8; 10 и др.].
Первые работы в области лидерства в отечественной психологии были проведены в 2030 годы ХХ века (Е.А. Аркин, А.С. Залужный, А.С. Макаренко и др.). В данный период феномен лидерства рассматривался в детских группах, оказав определенное влияние на разработку методического инструментария и представления о природе и механизмах лидерства [5; 9].
Интерес к лидерству был связан с развитием концепций коллектива (ГМ. Андреева, И.П. Волков, А.Л. Журавлев, А.Н. Лутошкин, В.В. Новиков, А.В. Петровский, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев, Н.П. Фетискин и др.), и с насущными практическими потребностями. Появляется большое количество работ, связанных с проблемой соотношения лидерства и руководства. Начинает разрабатываться традиционное для нашей психологии направление изучения лидерства в детских коллективах, активно ведутся разработки по сплочению воинских коллективов и оценки их морально-психологической устойчивости (А.В. Барабанщиков, А.Д. Глоточкин, Г.В. Ложкин, В.А. Пономаренко, В.Л. Маришук, В.В. Спасенников, П.Я. Шлаен и др.).
Большинство отечественных ученых трактует лидерство как один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки с учетом факторов совместимости и срабатываемости. При этом под совместимостью обычно понимается анализ социально-психологического климата в неформальной подструктуре общения, а под срабатываемос-тью - качество выполнения работ в формальной подструктуре общения (Р. С. Немов, Н.Н. Обозов, П.С. Кузьмин, А.С. Чернышев, Н.П. Фетискин и др.).
В проведённом нами исследовании принимали участие студенты Брянского государственного университета 2-5 курсов, входящих и не входя-
щих в студенческий «актив». Исследование проводилось в течение февраля-марта 2009 года. В исследовании принимали участие 60 студентов в возрасте 18-23 лет, из них 21 юноша и 39 девушек.
Первым этапом исследования был подготовительный, то есть установление гипотезы и подбор методик по данной проблематике.
Вторым был констатирующий этап, то есть проведение методик «Тест Кэттела (16PF-опрос-ник)», «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей - «КОС», «Методика самооценки лидерских качеств».
Третьим этапом работы был анализ полученных данных по выбранным методикам.
Анализ данных полученных при сравнении результатов по методике «Тест Кэттела» у испытуемых, входящих в студенческий актив и «рядовых» студентов показал: по шкале А «замкнутость-общительность» высокие показатели получены у 67% респондентов студенческого «актива» и у 20% «рядовых» студентов, что говорит об общительности, отзывчивости, активности в устранении конфликтов, доверчивости, не боязни критики.
Низкие показатели получены у 10% и 63% соответственно, характеризуют опрашиваемых как необщительных, замкнутых, безучастных, с некоторой ригидностью и присутствием излишней строгости в оценке людей.
По шкале Е «подчиненность - доминантность» высокие показатели получены у 63% респондентов студенческого «актива» и у 33% «рядовых» студентов, что говорит о властности, независимости, самоуверенности, упрямстве, доходящем до агрессивности, независимости в суждениях и поведении. Низкие показатели у 7 опрашиваемых студенческого «актива» и 47% обычных студентов свидетельствуют о застенчивости, склонности уступать, зависимости, тактичности, безропотности, почтительности, покорности до полной пассивности.
По шкале Н «робость-смелость» высокие результаты, полученные у 73% студентов «актива» и у 37% «рядовых» студентов свидетельствуют о социальной смелости, активности, готовности иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми, склонности к риску, расторможеннос-ти. Низкие оценки у 10% и 33% испытуемых, соответственно, говорят о застенчивости, не уверенности в своих силах, сдержанности, робости, предпочтении находиться в тени.
80 70 60 50 40 30 20 10 0
низкий средний высокий
□ "рядовые" студенты □ студенческий "актив"
Рис. 1. Диаграмма результатов исследования с использованием 16 PF по шкале МО «Адекватность самооценки»
По шкале О «уверенность в себе - тревожность». При высоких оценках человеку свойственна тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность - это 27%, входящих в студенческий актив и 23% «рядовых» студентов. При низких оценках человек безмятежен, хладнокровен, спокоен, уверен в себе - это 50% и 37% соответственно.
По шкале Q2 «конформизм-нонконформизм» высокие показатели получены у 77% респондентов студенческого «актива» и у 10% «рядовых» студентов. Это говорит о том, что они предпочитают собственные решения, независимы, следуют по выбранному ими самими пути, сами принимают решения и сами действуют, однако, они не всегда доминантны, т.е., имея собственное мнение, не стремятся навязать его окружающим. Низкие показатели полученные у 10% и 63% испытуемых соответственно говорят о них как о зависимых от
группы, следующих за общественным мнением, предпочитающих и работать, и принимать решения вместе с другими людьми, ориентируясь на социальное одобрение. При этом зачастую отсутствует инициатива принятия решении.
На рисунке 1 представлены результаты, полученные по шкале МО «адекватность самооценки».
Чем выше оценка по этому фактору, тем в большей степени человеку свойственно завышать свои возможности и переоценивать себя.
Средние показатели говорят о том, что у испытуемых нормальная здоровая самооценка, и они способны быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других. Низкие показатели свидетельствуют о неудовлетворенности собой, своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью. Это означает, что испытуемые не способны принимать и уважать себя.
8 О
70-
60
50-
40- X
30-
20- X
У у
10- /
0- IX Г- Г -V
низкий средний высокий
□ "рядовые" студенты □ студенческий "актив"
Рис. 2. Диаграмма результатов методики «Самооценка лидерских качеств» у респондентов, входящих в студенческий актив и «рядовых» студентов
По данным исследования видно, что результаты диагностики по методике «Тест Кэттела (16PF-опросник)» у студентов, входящих и не входящих в студенческий актив отличаются. Особенно это очевидно в шкалах: А «замкнутость-общительность», Е «подчиненность-доминантность», F «сдержанность-экспрессивность», Н «робость-смелость», М. «практичность-развитое воображение», О «уверенность в себе-тревож-ность», Q1 «консерватизм-радикализм», Q2 «конформизм-нонконформизм», МО «адекватность самооценки».
При исследовании уровня самооценки лидерства, в целом, у испытуемых, не входящих в студенческий «актив» в 17% случаев и у испытуемых, входящих в студенческий «актив» в 80% выявлен высокий уровень лидерских качеств, что свидетельствует о способности управлять процессом организации межличностных отношений в группе, брать на себя ответственность за принятие решений, Средний и низкий уровень самооценки лидерских качеств выявлен по 70% и 13% соответственно у студентов, не входящих в студенческий «актив» и по 17% и 3% соответственно у студентов, входящих в студенческий актив, свидетельствует о низкой способности организовать и сплотить группу, принять решения относительно коллектива.
Результаты, полученные на основе анализа экспериментальных данных по методике самооценки лидерских качеств представлены на рисунке 2.
Показатели по методике «Самооценка лидерских качеств» у студентов, входящих и не входящих в студенческий актив различаются. Согласно полученным данным в целом развитость лидерских качеств выше у студентов, входящих в студенческий актив. Проведя следующие методики «Тест Кэттела (16PF-опросник)», «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей -КОС», «Самооценка лидерских качеств» мы получили результаты подтверждающие нашу гипотезу о том, что существуют различии в индивидуально-психологических качествах.
Коэффициент корреляции Спирмена, вычисленный для двух параметров (в нашем случае это адекватность самооценки и уровень развитости лидерских качеств), в группе испытуемых, входящих в студенческий актив равен 0,7; R крит.=0,36 при 0,05; R крит.=0,47 при 0,01, что является признаком зависимости между этими параметрами.
В процессе корреляционного исследования удалось выяснить направление корреляционных связей между изучаемыми показателями. На основании данных исследования был сделан вывод о том, что корреляционная связь между уровнем развитости лидерских качеств и адекватностью самооценки в группе испытуемых, входящих в студенческий актив значима.
Подобным образом была определена корреляционная связь между показателями адекватность самооценки и развитость лидерских качеств и в группе испытуемых, не входящих в студенческий актив. Коэффициент корреляции Спирмена в данном случае равен 0,8 (г=0,8), R крит. = 0,36 при 0,05; R крит. = 0,47 при 0,01, что также является признаком явной зависимости между этими параметрами.
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что корреляционная связь между самооценкой и развитостью лидерских качеств значима.
Для студентов, не принадлежащих к группе студенческого актива характерны: средние показатели по самооценочной шкале, которые говорят о том, что у испытуемых адекватная самооценка и они способны быть для себя поддержкой и источником силы. Однако, уровень развитости лидерских качеств у них довольно низок, что свидетельствует о низких коммуникативных и организаторских способностях.
Выводы
1. Применение валидного и надежного методического инструментария в обработке психодиагностической информации повышает эффективность социально-психологического анализа, а при условии использования современных информационных технологий в значительной степени увеличивает оперативность и объективность результатов социально-психологических исследований.
2. Использование предложенных нами подходов для социально-психологической диагностики личностных особенностей представителей студенческого актива целесообразно осуществлять комплексно, по блочно-модульному принципу, что для решения каждой конкретной задачи (диагностика коммуникативных и организаторских способностей, выявление неформальных лидеров, определение статусно-ролевых позиций) позволяет повысить эффективность деятельности психологической службы вуза и более опера-
тивно ставить и решать задачи, связанные с адаптацией студентов к образовательному процессу на всех этапах студенческого самоуправления.
Библиографический список
1. Багрецов С.А., Галентов А.П., Спасенни-ков В. В. Формирование малых групп на основе техники репертуарных решеток // Личность и группа в социально-психологических исследованиях. - М.: ИП РАН, 1994. - С. 69-77.
2. Голубева Г. Ф. Тест личностных конструктов как метод изучения групповой динамики в политической, социальной и экономической психологии // ЧФ: Проблемы психологии и эргономики. - 2001. - №>6. - С. 23-26.
3. Глоточкин А.Д., Ложкин Г.В., Спасенни-ков В.В. Методика формирования малых групп с учетом межличностных и операциональных аспектов взаимодействия операторов // Психологический журнал. - 1986. - Т. 7. - №1. - С. 22-29.
4. ЖуравлевА.Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования // Совместная деятельность: методология, теория, практика. - М.: Наука, 1988. - С. 19-36.
5. Коломинский Я.Л. Путь изучения и форми-
рования личных взаимоотношений между учениками класса // Вопросы психологии. - 1963. -№2. - С. 101-108.
6. Ложкин Г.В., Багрецов С.А., Спасенни-ков В. В. Метод аппаратурной диагностики мотивационной структуры группы операторов // Совместная деятельность: методы исследования и управления. - М.: ИП РАН, 1992. - С. 166-178.
7. Лутошкин А.Н. «Цветопись» как прием эмпирического изучения психологического климата коллектива // Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. -М.: Наука, 1979. - С. 162-175.
8. Спасенников В.В. Анализ и проектирование групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях. - М.: ИП РАН, 2002. - 202 с.
9. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Институт психотерапии, 2002. - 188 с.
10. Чернышев А.С. Лабораторный эксперимент в социально-психологическом исследовании организованности коллектива // Психологический журнал. - 1980. - Т. 1. - №4. - С. 84-94.
УДК 378
Ананьев Александр Васильевич
Курский институт непрерывного профессионального образования
ananye v@yan dex. ш
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА КУЛЬТУРЫ
В статье анализируется феномен профессиональных ценностей педагогического коллектива, их генезис и влияние на эффективность социально-профессиональной педагогической деятельности. Автор обосновывает сопряженность состояния ценностно-смысловой сферы педагогов с результативностью освоения воспитанниками ценностей и нормативов нравственной культуры социума, продуктивностью их социальной адаптации в существующей системе общественных отношений.
Ключевые слова: профессиональные ценности, педагогическая деятельность, коллектив, дополнительное образование.
Совершенно очевидно, что миссия образования состоит в приобщении ребенка к ценностям культуры с учетом его личных интересов, национальных особенностей, традиций его микросоциума. Так понимаемая миссия образования предполагает возможность «погружения» входящего в жизнь человека в культуру, что дает возможность противостоять перенасыщению ребенка информацией и, как
следствие, обнищанию его души, распаду всей системы наследования культурно-исторического опыта, разобщению поколений, утрате традиций. Образование способствует установлению реального взаимодействия и обогащения истории и культуры - русской и других народов. Речь идет не о навязывании тех или иных образцов культуры, а о создании адекватных условий, в которых знания, ценности, образцы будут «присваивать-