Научная статья на тему 'Социально-психологическая диагностика личностных особенностей представителей студенческого актива в процессе формирования лидерских качеств'

Социально-психологическая диагностика личностных особенностей представителей студенческого актива в процессе формирования лидерских качеств Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
583
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СТУДЕНЧЕСКИЙ АКТИВ / ЛИДЕРСТВО / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / STUDENTS' GROUP OF ACTIVISTS / PERSONAL QUALITIES / LEADERSHIP / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голубева Галина Федоровна, Спасенников Валерий Валентинович

Рассмотрены основные подходы к исследованию лидерства в отечественной психологии. Осуществлен психологический анализ личностных особенностей представителей студенческого актива. Даны рекомендации по использованию надежного и валидного методического инструментария в процессе формирования лидерских качеств представителей студенческого актива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic approaches to research of leadership in Russian psychology are considered. Psychological analysis of personal peculiarities of representatives of the students group of activists is carried out. Recommendations on using reliable and valid methodological instrumentality in the process of formation of leaders qualities of representatives of the students group of activists are given.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая диагностика личностных особенностей представителей студенческого актива в процессе формирования лидерских качеств»

лидерского потенциала могут помешать внутренние ограничения, страхи, которые есть у большинства людей. Существуют приемы развития лидерских качеств в себе и других: оценить свои потребности и особенности, осознать цели и ценности; осознать, как применять лидерские способности. Необходимо помнить, что лидер - это тот, кто управляет процессом, в то время как участники процесса обеспечивают максимальный результат. Лидер больше слушает, чем говорит, демонстрирует поддержку и ориентирует на результат, принимая ответственность на себя. Кроме того, оставаясь естественным и искренним, лидер использует правила и приемы грамотного общения: смотрит в глаза собеседнику, общаясь с группой, обращается ко всем, наполнен энергией и уверен в решении задачи. Важное качество харизматичного лидера - гибкость и способность заряжать энергией. Благодарность жизни, близким, миру и разным людям - образ жизни успешного лидера.

Библиографический список

1. Асеева Е.С., Ивахин И.В., Лобынцева С.В., Плешков В.В. Лидер XXI века: Всероссийский

сбор лидеров детских общественных объединений. - ВДЦ «Орлёнок», 2003.

2. Кашкаров С. Секреты успеха лагеря «Лидер» // Народное образование. - 2006. - №3. -С. 129-136.

3. Колузаева Н.Г. Организация занятий со школьным активом // Классный руководитель. -2006. - №4. - С. 108-122.

4. Кулешов Н.А. Диагностические методы выявления негативных лидеров классном коллективе // Школьные технологии. - 2003. - №5. - С. 169176.

5. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. - М.: Просвещение, 1981.

6. Мурашов А. Надо ли воспитывать лидера? Надо! // Народное образование. - 2001. - №4. -С. 121-124.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2003.

8. Ковалёва А.Г. Педагогика «Орлёнка» в терминах и понятиях. - М.: «Собеседник», 2005.

9. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, Н.П. Ярошевского. - М., 1990.

УДК 378

Голубева Галина Федоровна, Спасенников Валерий Валентинович

Брянский государственный университет им. академика И.Г Петровского

spas03@online.debryansk.ru

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТУДЕНЧЕСКОГО АКТИВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

Рассмотрены основные подходы к исследованию лидерства в отечественной психологии. Осуществлен психологический анализ личностных особенностей представителей студенческого актива. Даны рекомендации по использованию надежного и валидного методического инструментария в процессе формирования лидерских качеств представителей студенческого актива.

Ключевые слова: личностные особенности, студенческий актив, лидерство, социально-психологическая диагностика.

В исследованиях отечественных психологов показано, что наилучшим образом социальному развитию личности студента способствует коллективная самоорганизация студенческой среды, одним из наиболее ярких проявлений которой выступает студенческое самоуправление. Кроме всего этого внеучеб-ная, общественная работа создает оптимальные условия для формирования лидерских качеств

молодого человека. Лидерство означает социальную активность, или «активную жизненную позицию» [1; 2; 4; 7 и др.].

Актуальность проведенного нами исследования определяется тем, что выявление людей с развитыми лидерскими чертами как внутри каждой студенческой учебной группы, так и среди представителей студенческого актива, умение работать с ними является одним из важнейших усло-

вий эффективного руководства со стороны ректората, факультетов и психологической службы вуза. При этом студенчество обладает огромным потенциалом для его всестороннего исследования, в том числе в социально-психологическом плане.

В советский период исследования феномена лидерства, его стиля проводились исключительно с точки зрения деятельностного подхода и в русле проблематики малых групп. Основным акцентом в этих исследованиях было создание методик для выявления лидера в группе, определения его стиля [3; 6; 7; 8; 10 и др.].

Первые работы в области лидерства в отечественной психологии были проведены в 2030 годы ХХ века (Е.А. Аркин, А.С. Залужный, А.С. Макаренко и др.). В данный период феномен лидерства рассматривался в детских группах, оказав определенное влияние на разработку методического инструментария и представления о природе и механизмах лидерства [5; 9].

Интерес к лидерству был связан с развитием концепций коллектива (ГМ. Андреева, И.П. Волков, А.Л. Журавлев, А.Н. Лутошкин, В.В. Новиков, А.В. Петровский, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев, Н.П. Фетискин и др.), и с насущными практическими потребностями. Появляется большое количество работ, связанных с проблемой соотношения лидерства и руководства. Начинает разрабатываться традиционное для нашей психологии направление изучения лидерства в детских коллективах, активно ведутся разработки по сплочению воинских коллективов и оценки их морально-психологической устойчивости (А.В. Барабанщиков, А.Д. Глоточкин, Г.В. Ложкин, В.А. Пономаренко, В.Л. Маришук, В.В. Спасенников, П.Я. Шлаен и др.).

Большинство отечественных ученых трактует лидерство как один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки с учетом факторов совместимости и срабатываемости. При этом под совместимостью обычно понимается анализ социально-психологического климата в неформальной подструктуре общения, а под срабатываемос-тью - качество выполнения работ в формальной подструктуре общения (Р. С. Немов, Н.Н. Обозов, П.С. Кузьмин, А.С. Чернышев, Н.П. Фетискин и др.).

В проведённом нами исследовании принимали участие студенты Брянского государственного университета 2-5 курсов, входящих и не входя-

щих в студенческий «актив». Исследование проводилось в течение февраля-марта 2009 года. В исследовании принимали участие 60 студентов в возрасте 18-23 лет, из них 21 юноша и 39 девушек.

Первым этапом исследования был подготовительный, то есть установление гипотезы и подбор методик по данной проблематике.

Вторым был констатирующий этап, то есть проведение методик «Тест Кэттела (16PF-опрос-ник)», «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей - «КОС», «Методика самооценки лидерских качеств».

Третьим этапом работы был анализ полученных данных по выбранным методикам.

Анализ данных полученных при сравнении результатов по методике «Тест Кэттела» у испытуемых, входящих в студенческий актив и «рядовых» студентов показал: по шкале А «замкнутость-общительность» высокие показатели получены у 67% респондентов студенческого «актива» и у 20% «рядовых» студентов, что говорит об общительности, отзывчивости, активности в устранении конфликтов, доверчивости, не боязни критики.

Низкие показатели получены у 10% и 63% соответственно, характеризуют опрашиваемых как необщительных, замкнутых, безучастных, с некоторой ригидностью и присутствием излишней строгости в оценке людей.

По шкале Е «подчиненность - доминантность» высокие показатели получены у 63% респондентов студенческого «актива» и у 33% «рядовых» студентов, что говорит о властности, независимости, самоуверенности, упрямстве, доходящем до агрессивности, независимости в суждениях и поведении. Низкие показатели у 7 опрашиваемых студенческого «актива» и 47% обычных студентов свидетельствуют о застенчивости, склонности уступать, зависимости, тактичности, безропотности, почтительности, покорности до полной пассивности.

По шкале Н «робость-смелость» высокие результаты, полученные у 73% студентов «актива» и у 37% «рядовых» студентов свидетельствуют о социальной смелости, активности, готовности иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми, склонности к риску, расторможеннос-ти. Низкие оценки у 10% и 33% испытуемых, соответственно, говорят о застенчивости, не уверенности в своих силах, сдержанности, робости, предпочтении находиться в тени.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

низкий средний высокий

□ "рядовые" студенты □ студенческий "актив"

Рис. 1. Диаграмма результатов исследования с использованием 16 PF по шкале МО «Адекватность самооценки»

По шкале О «уверенность в себе - тревожность». При высоких оценках человеку свойственна тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность - это 27%, входящих в студенческий актив и 23% «рядовых» студентов. При низких оценках человек безмятежен, хладнокровен, спокоен, уверен в себе - это 50% и 37% соответственно.

По шкале Q2 «конформизм-нонконформизм» высокие показатели получены у 77% респондентов студенческого «актива» и у 10% «рядовых» студентов. Это говорит о том, что они предпочитают собственные решения, независимы, следуют по выбранному ими самими пути, сами принимают решения и сами действуют, однако, они не всегда доминантны, т.е., имея собственное мнение, не стремятся навязать его окружающим. Низкие показатели полученные у 10% и 63% испытуемых соответственно говорят о них как о зависимых от

группы, следующих за общественным мнением, предпочитающих и работать, и принимать решения вместе с другими людьми, ориентируясь на социальное одобрение. При этом зачастую отсутствует инициатива принятия решении.

На рисунке 1 представлены результаты, полученные по шкале МО «адекватность самооценки».

Чем выше оценка по этому фактору, тем в большей степени человеку свойственно завышать свои возможности и переоценивать себя.

Средние показатели говорят о том, что у испытуемых нормальная здоровая самооценка, и они способны быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других. Низкие показатели свидетельствуют о неудовлетворенности собой, своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью. Это означает, что испытуемые не способны принимать и уважать себя.

8 О

70-

60

50-

40- X

30-

20- X

У у

10- /

0- IX Г- Г -V

низкий средний высокий

□ "рядовые" студенты □ студенческий "актив"

Рис. 2. Диаграмма результатов методики «Самооценка лидерских качеств» у респондентов, входящих в студенческий актив и «рядовых» студентов

По данным исследования видно, что результаты диагностики по методике «Тест Кэттела (16PF-опросник)» у студентов, входящих и не входящих в студенческий актив отличаются. Особенно это очевидно в шкалах: А «замкнутость-общительность», Е «подчиненность-доминантность», F «сдержанность-экспрессивность», Н «робость-смелость», М. «практичность-развитое воображение», О «уверенность в себе-тревож-ность», Q1 «консерватизм-радикализм», Q2 «конформизм-нонконформизм», МО «адекватность самооценки».

При исследовании уровня самооценки лидерства, в целом, у испытуемых, не входящих в студенческий «актив» в 17% случаев и у испытуемых, входящих в студенческий «актив» в 80% выявлен высокий уровень лидерских качеств, что свидетельствует о способности управлять процессом организации межличностных отношений в группе, брать на себя ответственность за принятие решений, Средний и низкий уровень самооценки лидерских качеств выявлен по 70% и 13% соответственно у студентов, не входящих в студенческий «актив» и по 17% и 3% соответственно у студентов, входящих в студенческий актив, свидетельствует о низкой способности организовать и сплотить группу, принять решения относительно коллектива.

Результаты, полученные на основе анализа экспериментальных данных по методике самооценки лидерских качеств представлены на рисунке 2.

Показатели по методике «Самооценка лидерских качеств» у студентов, входящих и не входящих в студенческий актив различаются. Согласно полученным данным в целом развитость лидерских качеств выше у студентов, входящих в студенческий актив. Проведя следующие методики «Тест Кэттела (16PF-опросник)», «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей -КОС», «Самооценка лидерских качеств» мы получили результаты подтверждающие нашу гипотезу о том, что существуют различии в индивидуально-психологических качествах.

Коэффициент корреляции Спирмена, вычисленный для двух параметров (в нашем случае это адекватность самооценки и уровень развитости лидерских качеств), в группе испытуемых, входящих в студенческий актив равен 0,7; R крит.=0,36 при 0,05; R крит.=0,47 при 0,01, что является признаком зависимости между этими параметрами.

В процессе корреляционного исследования удалось выяснить направление корреляционных связей между изучаемыми показателями. На основании данных исследования был сделан вывод о том, что корреляционная связь между уровнем развитости лидерских качеств и адекватностью самооценки в группе испытуемых, входящих в студенческий актив значима.

Подобным образом была определена корреляционная связь между показателями адекватность самооценки и развитость лидерских качеств и в группе испытуемых, не входящих в студенческий актив. Коэффициент корреляции Спирмена в данном случае равен 0,8 (г=0,8), R крит. = 0,36 при 0,05; R крит. = 0,47 при 0,01, что также является признаком явной зависимости между этими параметрами.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что корреляционная связь между самооценкой и развитостью лидерских качеств значима.

Для студентов, не принадлежащих к группе студенческого актива характерны: средние показатели по самооценочной шкале, которые говорят о том, что у испытуемых адекватная самооценка и они способны быть для себя поддержкой и источником силы. Однако, уровень развитости лидерских качеств у них довольно низок, что свидетельствует о низких коммуникативных и организаторских способностях.

Выводы

1. Применение валидного и надежного методического инструментария в обработке психодиагностической информации повышает эффективность социально-психологического анализа, а при условии использования современных информационных технологий в значительной степени увеличивает оперативность и объективность результатов социально-психологических исследований.

2. Использование предложенных нами подходов для социально-психологической диагностики личностных особенностей представителей студенческого актива целесообразно осуществлять комплексно, по блочно-модульному принципу, что для решения каждой конкретной задачи (диагностика коммуникативных и организаторских способностей, выявление неформальных лидеров, определение статусно-ролевых позиций) позволяет повысить эффективность деятельности психологической службы вуза и более опера-

тивно ставить и решать задачи, связанные с адаптацией студентов к образовательному процессу на всех этапах студенческого самоуправления.

Библиографический список

1. Багрецов С.А., Галентов А.П., Спасенни-ков В. В. Формирование малых групп на основе техники репертуарных решеток // Личность и группа в социально-психологических исследованиях. - М.: ИП РАН, 1994. - С. 69-77.

2. Голубева Г. Ф. Тест личностных конструктов как метод изучения групповой динамики в политической, социальной и экономической психологии // ЧФ: Проблемы психологии и эргономики. - 2001. - №>6. - С. 23-26.

3. Глоточкин А.Д., Ложкин Г.В., Спасенни-ков В.В. Методика формирования малых групп с учетом межличностных и операциональных аспектов взаимодействия операторов // Психологический журнал. - 1986. - Т. 7. - №1. - С. 22-29.

4. ЖуравлевА.Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования // Совместная деятельность: методология, теория, практика. - М.: Наука, 1988. - С. 19-36.

5. Коломинский Я.Л. Путь изучения и форми-

рования личных взаимоотношений между учениками класса // Вопросы психологии. - 1963. -№2. - С. 101-108.

6. Ложкин Г.В., Багрецов С.А., Спасенни-ков В. В. Метод аппаратурной диагностики мотивационной структуры группы операторов // Совместная деятельность: методы исследования и управления. - М.: ИП РАН, 1992. - С. 166-178.

7. Лутошкин А.Н. «Цветопись» как прием эмпирического изучения психологического климата коллектива // Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. -М.: Наука, 1979. - С. 162-175.

8. Спасенников В.В. Анализ и проектирование групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях. - М.: ИП РАН, 2002. - 202 с.

9. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Институт психотерапии, 2002. - 188 с.

10. Чернышев А.С. Лабораторный эксперимент в социально-психологическом исследовании организованности коллектива // Психологический журнал. - 1980. - Т. 1. - №4. - С. 84-94.

УДК 378

Ананьев Александр Васильевич

Курский институт непрерывного профессионального образования

ananye v@yan dex. ш

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА КУЛЬТУРЫ

В статье анализируется феномен профессиональных ценностей педагогического коллектива, их генезис и влияние на эффективность социально-профессиональной педагогической деятельности. Автор обосновывает сопряженность состояния ценностно-смысловой сферы педагогов с результативностью освоения воспитанниками ценностей и нормативов нравственной культуры социума, продуктивностью их социальной адаптации в существующей системе общественных отношений.

Ключевые слова: профессиональные ценности, педагогическая деятельность, коллектив, дополнительное образование.

Совершенно очевидно, что миссия образования состоит в приобщении ребенка к ценностям культуры с учетом его личных интересов, национальных особенностей, традиций его микросоциума. Так понимаемая миссия образования предполагает возможность «погружения» входящего в жизнь человека в культуру, что дает возможность противостоять перенасыщению ребенка информацией и, как

следствие, обнищанию его души, распаду всей системы наследования культурно-исторического опыта, разобщению поколений, утрате традиций. Образование способствует установлению реального взаимодействия и обогащения истории и культуры - русской и других народов. Речь идет не о навязывании тех или иных образцов культуры, а о создании адекватных условий, в которых знания, ценности, образцы будут «присваивать-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.