Научная статья на тему 'Проблема реализации лидерского и организаторского потенциала студентов педагогического колледжа'

Проблема реализации лидерского и организаторского потенциала студентов педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
882
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВ / ЛИДЕР / ОРГАНИЗАТОРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИДЕРЕ / TEAM / LEADER / ORGANIZATIONAL POTENTIAL / NOTIONS ON THE LEADER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Курачинова Юлия Леонидовна

В статье дано определение понятиям «лидер», «лидерство»; рассмотрены различные роли лидеров в коллективе, функции лидера, качества делового лидера. Определены принципы и отдельные способы реализации лидерского и организаторского потенциала студентов в учебной и внеучебной деятельности. Представлены результаты диагностики выявления представлений студентов о лидере, его значении для коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The definition of the concept "leader", "leadership" is given in the article; different roles of the leader in the team, functions of the leader, qualities of the business leader are considered. Principles and single ways of realization of leadership and organizational potentials of students in studying and free-of-study activity are defined. Results of diagnostics of revealing students' notions on the leader, his significance for the team are presented.

Текст научной работы на тему «Проблема реализации лидерского и организаторского потенциала студентов педагогического колледжа»

социальной жизни, являясь ее составной частью. Проектирование и реализация социального образования, в котором используются инновационные методы подготовки специалистов, в Тульской области - необходимое условие реформирования социальной сферы региона.

Библиографический список

1. Демографическая политика: региональный аспект / Под общ. ред. Т.П. Лысенко. - Тула: Гриф и К, 2005.

2. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. - М., 2000.

3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Перов М.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. -М.: Академия, 2001.

4. Пронина Е.Е. Массовая коммуникация и реальность: типология виртуальности // Средства массовой информации в современном мире: Тезисы науч.-практ. конф. - СПб., 1999.

УДК 377.3

Курачинова Юлия Леонидовна

Карачаево-Черкесский педагогический колледж имени Умара Хабекова

kurachinova@yandex.ru

ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ЛИДЕРСКОГО И ОРГАНИЗАТОРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

В статье дано определение понятиям «лидер», «лидерство»; рассмотрены различные роли лидеров в коллективе, функции лидера, качества делового лидера. Определены принципы и отдельные способы реализации лидерского и организаторского потенциала студентов в учебной и внеучебной деятельности. Представлены результаты диагностики выявления представлений студентов о лидере, его значении для коллектива.

Ключевые слова: коллектив, лидер, организаторский потенциал, представления о лидере.

В настоящее время перед профессиональным образованием встает задача подготовить не только специалиста, но и гибко ориентирующуюся в постоянно меняющейся действительности, готовую осваивать принципиально новые области и виды деятельности личность. В связи с этим особое место занимает проблема развития лидерских и организаторских качеств у студентов.

Один из самых популярных и дискуссионных вопросов: «Рождаются или становятся лидерами?» Каждый человек иногда становится лидером в той или иной ситуации. Некоторые лидируют всегда, являясь так называемыми харизматичными лидерами. Другие - лидируют лишь в определенных ситуациях. Всех лидеров, ситуативных и харизма-тичных, объединяют одинаковые характеристики. И в первую очередь - это стремление изменить, как минимум, ситуацию, а, как максимум, мир. Лидерский потенциал есть в каждом, и только иногда он развивается и проявляется постоянно, и только тогда можно с уверенностью говорить о лидерской позиции личности [6, с. 121-124].

Нередко понятия «лидер», «руководитель», «организатор» понимаются как слова синони-

мичные друг другу. Организатор - тот, кто управляет конкретной деятельностью, решает, как делать, объединяет людей для совместного дела.

Лидер - Ведущий - Человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Лидер -(от английского Leader - ведущий) - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулирования взаимоотношения в группе [8].

В социальной психологии выделяются две основные лидерские роли. Роль делового лидера включает действия, направленные преимущественно на решение поставленной перед группой задачи (например, реализация трудовой, учебной деятельности). Роль эмоционального лидера содержит действия, относящиеся главным образом к сфере межличностного общения в группе.

Лидер способен в значимых ситуациях оказывать существенное влияние на поведение остальных участников, руководить ими. Однако понятия «лидер» и «руководство» не совпадают. В отличие от руководителя, лидер не назначается

официально, не наделяется формально какими-либо полномочиями и не несёт законной ответственности за состояние дел в группе.

Лидер стремится «выложиться» для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен «завести» окружающих.

Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей. Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой (по большому счету - в интересах всех людей). Лидер-разрушитель действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).

В коллективе встречаются лидеры, роли которых различны. Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, поисково-туристской и другой деятельности. Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива. Лидер-умелец - это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе - самый опытный турист). Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном к сфере межличностного общения в коллективе, группе в рамках коллектива учащихся. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни группы сверстников, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.

Для воздействия на коллектив наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет умение определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте идут деловые лидеры. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности [3].

Для развития коллектива характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечивает каждому члену организации возможность пребы-

вания в роли лидера, и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации. Выделяют специфические качества, характеризующие делового лидера. Охарактеризуем их далее:

Способность управлять собой («если хочу, то смогу»). Способность в полной мере использовать свое время, энергию. Умение преодолевать трудности, выйти из стрессовых ситуаций. Заботиться о накоплении сил и энергии (в том числе и физических).

Наличие четких личных целей («знаю, что хочу»). Ясность в вопросах о целях своих поступков. Наличие целей совместимых с условиями общения и деятельности. Понимание реальности поставленных целей и оценка продвижения к ним.

Умение решать проблемы («найти выход в лабиринте мнений»). Умение вычленить в проблеме главное и второстепенное, оценить варианты решения проблемы, прогнозировать последствия после принятия решения. Определять необходимые ресурсы для решения проблемы.

Творческий подход к организации людей («не так, как все»). Поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем. Умение генерировать идеи. Стремление к нововведениям.

Умение влиять на окружающих («вести за собой»). Уверенность в себе. Умение устанавливать хорошие личные отношения. Способность убеждать и внушать. Умение слушать других;

Знание особенностей организаторской деятельности («организовать дело»). Умение подобрать и расставить людей, составить план и включить людей в его выполнение. Стимулировать работу товарищей, тактично осуществлять контроль за их работой.

Наличие организаторских способностей («в их единстве»). Организаторское чутье (психологическая избирательность, практико-психоло-гический ум, психологический такт). Эмоционально-волевая воздейственность (общественная энергичность, требовательность, критичность). Склонность к организаторской работе.

Умение работать с группой («сплотить товарищей на дело»). Понимание важности сплоченности коллектива, способность преодолеть ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива. Умение добиваться согласия в коллективе. Стремление к анализу развития группы и поиск путей ее развития [2, с. 129].

В книгах А.Н. Лутошкина и Л.И. Уманского приводятся общие и специфические качества лидера.

Общие качества (ими обладают не только лидеры, но и те, кто может стать лидером): компетентность, активность, инициативность, общительность, сообразительность, настойчивость, самообладание, работоспособность, наблюдательность, самостоятельность, организованность.

Специфические качества лидера (своеобразные индикаторы лидерского таланта):

- организаторская проницательность - тонкая психологическая избирательность, способность понять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, найти для каждого его место в зависимости от индивидуальных особенностей, настроения;

- способность к активному психологическому воздействию - разнообразие средств воздействия на людей в зависимости от их индивидуальных качеств, от сложившейся ситуации;

- склонность к организаторской работе, лидерской позиции, потребность брать ответственность на себя [5].

Для лидера характерно общественное признание и авторитет, без которых он не смог бы вести за собой. Кроме того, роль лидера состоит в том, чтобы устанавливать контакты между коллективами и согласовывать совместную работу. Как и у всякого члена коллектива, у лидера есть свои права и обязанности, но при этом обязанностей у него больше, чем у остальных. Например, такие как:

- информирование - лидер должен знакомить свою команду со всем новым и интересным, что узнал сам;

- вести вперёд - коллектив должен развиваться, и лидер в этом должен подавать пример своими делами;

- прислушиваться - лидер должен выслушивать все идеи, быть доступным для общения;

- согласовывать - работа лидера не должна противоречить идеям актива;

- учиться - лидер должен постоянно развиваться сам.

Лидерство - это смелость, способность произнести за других те слова, которых люди сказать не решаются, опасаясь чего-то. Лидер делает то, что соответствует желанию большинства, интересам дела. Он знает мнение группы, верит себе -это главное, а не ум и не сила.

Лидер - это человек, наиболее компетентный из команды в том деле, на которое все устремлены. В своей деятельности он исходит из того, что

лучше всего умеет делать, это и определяет характер совместной деятельности группы.

Лидер непременно должен быть носителем положительной сплачивающей коллективной деятельности; быть справедливым, видеть то, что нужно ребятам, подчинять им свои интересы. Лидер никогда и ни при каких обстоятельствах не противопоставляет себя коллективу, а умеет подхватить любое дело, сделав его полезным, увлекательным интересным.

Лидерский и организаторский потенциал проявляется в деятельности. Содержанием специально организованной, разнообразной деятельности по развитию лидерских и организаторских способностей могут стать различные методы, формы и средства.

«Деловая игра» используется в качестве инструментария для реализации и демонстрации лидерского и организаторского потенциала. В деловой игре вместо того, чтобы «обсуждать» возможное развитие ситуации, учащиеся получают определенные роли и общаются друг с другом, выступая от имени конкретного действующего лица - участника данной ситуации.

Деловые игры дают отличную возможность почувствовать, «что происходит, когда происходит вот это». Они подчеркивают значение чувств и эмоций в различных ситуациях, особенно в тех, которые связаны с человеческими взаимоотношениями. Повышают интерес учащихся, придают занятиям определенную динамику, благодаря чему слушатели могут изменить свое отношение к тем или иным вопросам. Деловые игры наиболее эффективны в тех случаях, когда учащиеся чувствуют себя легко и свободно, когда они действительно «играют».

Интерес студентов к игре обусловлен многими факторами: стремлением узнать новое, реализовать себя, выступить в роли лидера, организатора или просто развлечься. Общеизвестно, что в процессе игры происходит повышение активности, самостоятельности, инициативы и творчества. Эти выводы опираются на психологические постулаты о том, что игра построена на интересе, эмоциональной привлекательности, увлеченности, желании проявить себя с наилучшей стороны. Игра изменяет характер действий и поведения её участника.

Опыт показывает, что студенты проявляют высокую субъектную активность в процессе конструктивной дискуссии. Среди множества разно-

видностей общего обсуждения на занятиях наиболее часто используются следующие:

- обсуждение темы или вопроса, предложенные преподавателем или студентом;

- обсуждение конкретной ситуации или проблемы, предложенной преподавателем или студентом;

- обсуждение деловых игр, демонстраций;

- обсуждение фильма, прочитанной книги, лекции.

Далеко не всегда лидерские и организаторские способности могут быть развиты в учебной деятельности. Поэтому вовлечение студентов во внеучебную деятельность помогает достигать цели реализации лидерского и организаторского потенциала.

Раскрытию организаторского и лидерского потенциала способствует реализация следующих принципов: принцип гуманного отношения к личности; принцип активности; принцип учёта индивидуальных психологических характеристик личности; принцип творчества и спонтанности; принцип партнерского общения.

С целью выявления представлений студентов о том, кто такой лидер и что, значит, быть лидером, было проведено анкетирование «Недопи-санный тезис». Испытуемым предлагалось закончить определённую фразу соответственно личным взглядам, мнению на данную тему. В результате были получены следующие данные:

По мнению респондентов, «Быть лидером -это значит...»:

- быть первым среди первых и уметь сделать лидером других;

- уметь правильно оценить любую ситуацию;

- быть в ответе за остальных;

- быть смелым, умным, весёлым, разговорчивым. И вообще - хорошим человеком;

- быть «мозгом» своей команды.

В следующем тезисе студентам предлагалось либо поставить себя на место лидера, либо (если он сам является лидером группы) высказать своё мнение относительно незаконченного предложения «Я - лидер, потому что.»: .я стремлюсь и добиваюсь своей цели; .этого желает моё сердце; .все преграды обошла; .я стараюсь поддерживать людей во всех ситуациях, когда им это необходимо; .стараюсь участвовать в разных мероприятиях, на меня можно положиться; .я стараюсь находить общий язык с друзьями, быть во всём первой; .я достигаю своих целей; .мне нравится быть активным, быть в центре вни-

мания, быть ответственным за что-либо; .я могу вести за собой людей и научить их тому, что знаю сам; .вокруг меня собираются люди, я могу быстро организовать какое-то дело и подключить всех к работе; .умею слушать и помочь в трудную минуту; .стремлюсь к этому; ...я умею всё.

На предложение продолжить фразу «Мне нужно быть лидером, для того чтобы.», испытуемые ответили следующим образом:

- помочь другим, совершенствоваться самому;

- чувствовать себя Человеком;

- доказать самой себе, что я по-настоящему достойна этого звания;

- найти больше новых друзей, не скучать, радоваться жизни, быть лучше;

- помогать людям открываться;

- возможно, сделать что-то лучше в этом мире;

- выделяться из серой массы;

- приблизиться к своему идеалу;

- было легче жить во взрослой жизни;

- воодушевлять других;

- жить интересно, активно и со смыслом;

- чтобы показать свои способности, открыть в себе новые;

- был порядок;

- жизнь окружающих была добрее;

- чувствовать себя в своей тарелке, быть интересной людям, открыть себя.

В результате данного исследования мы пришли к выводу, что лидера воспринимают как носителя определённых качеств, а его личностные особенности соответствуют ценностям, которые принимаются и признаются в данной группе. Лидером является человек, который с увлечением общается с другими, вдохновляет окружающих на поступки, быстро принимает решения, передает другим уверенность в собственной правоте, ведет окружающих к победе. Он убедителен, приятно выглядит, использует разнообразные приемы общения, включается во все окружающие дела и преодоление проблем, если видит пути их решения.

Признаки лидерства - нетерпимость к проблемам, стремление к совершенствованию. Этот человек способен вдохновляться и способен вдохновлять других. Кроме того, лидер способен учитывать особенности окружающих и их сильные стороны, находить индивидуальный подход для того, чтобы привлечь максимальное количество знакомых к решению своих собственных проблем.

Итак, лидер обладает многими важными ресурсами и активно их реализует. Но реализации

лидерского потенциала могут помешать внутренние ограничения, страхи, которые есть у большинства людей. Существуют приемы развития лидерских качеств в себе и других: оценить свои потребности и особенности, осознать цели и ценности; осознать, как применять лидерские способности. Необходимо помнить, что лидер - это тот, кто управляет процессом, в то время как участники процесса обеспечивают максимальный результат. Лидер больше слушает, чем говорит, демонстрирует поддержку и ориентирует на результат, принимая ответственность на себя. Кроме того, оставаясь естественным и искренним, лидер использует правила и приемы грамотного общения: смотрит в глаза собеседнику, общаясь с группой, обращается ко всем, наполнен энергией и уверен в решении задачи. Важное качество харизматичного лидера - гибкость и способность заряжать энергией. Благодарность жизни, близким, миру и разным людям - образ жизни успешного лидера.

Библиографический список

1. Асеева Е.С., Ивахин И.В., Лобынцева С.В., Плешков В.В. Лидер XXI века: Всероссийский

сбор лидеров детских общественных объединений. - ВДЦ «Орлёнок», 2003.

2. Кашкаров С. Секреты успеха лагеря «Лидер» // Народное образование. - 2006. - №3. -С. 129-136.

3. Колузаева Н.Г. Организация занятий со школьным активом // Классный руководитель. -2006. - №4. - С. 108-122.

4. Кулешов Н.А. Диагностические методы выявления негативных лидеров классном коллективе // Школьные технологии. - 2003. - №5. - С. 169176.

5. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. - М.: Просвещение, 1981.

6. Мурашов А. Надо ли воспитывать лидера? Надо! // Народное образование. - 2001. - №4. -С. 121-124.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ковалёва А.Г. Педагогика «Орлёнка» в терминах и понятиях. - М.: «Собеседник», 2005.

9. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, Н.П. Ярошевского. - М., 1990.

УДК 378

Голубева Галина Федоровна, Спасенников Валерий Валентинович

Брянский государственный университет им. академика И.Г Петровского

spas03@online.debryansk.ru

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТУДЕНЧЕСКОГО АКТИВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

Рассмотрены основные подходы к исследованию лидерства в отечественной психологии. Осуществлен психологический анализ личностных особенностей представителей студенческого актива. Даны рекомендации по использованию надежного и валидного методического инструментария в процессе формирования лидерских качеств представителей студенческого актива.

Ключевые слова: личностные особенности, студенческий актив, лидерство, социально-психологическая диагностика.

В исследованиях отечественных психологов показано, что наилучшим образом социальному развитию личности студента способствует коллективная самоорганизация студенческой среды, одним из наиболее ярких проявлений которой выступает студенческое самоуправление. Кроме всего этого внеучеб-ная, общественная работа создает оптимальные условия для формирования лидерских качеств

молодого человека. Лидерство означает социальную активность, или «активную жизненную позицию» [1; 2; 4; 7 и др.].

Актуальность проведенного нами исследования определяется тем, что выявление людей с развитыми лидерскими чертами как внутри каждой студенческой учебной группы, так и среди представителей студенческого актива, умение работать с ними является одним из важнейших усло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.