Научная статья на тему 'Лидерские качества студентов педагогического вуза'

Лидерские качества студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
567
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / LEADER / ЛИДЕРСТВО / LEADERSHIP / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / LEADERSHIP QUALITIES / STUDENTS' SELF-MANAGEMENT / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жернова А. Ю., Петровская В. Г.

В статье рассматривается проблема организации работы студенческого совета педагогического вуза, одной из причин которой является недостаточная степень сформированности лидерских качеств студентов. Авторами сделан анализ зарубежных и отечественных теорий лидерства, определены качества, необходимые для работы в органах студенческого самоуправления. Описаны результаты эмпирического исследования, проведен сравнительный анализ степени выраженности лидерских качеств у студентов, организующих работу студсовета. Определена перспектива работы, которая заключается в разработке и реализации тренинговой программы, цель которой заключается в развитии волевых качеств, инициативности, флексибельности, стрессоустойчивости, решительности, умения отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликтные ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADERSHIP QUALITIES OF STUDENTS AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article discusses a problem of organization of students' council at a pedagogical university. One of the reasons of the research is an insufficient level of development of leadership qualities among students. The authors analyse the international and domestic theories of leadership, define the qualities necessary for work of self-management of students. The paper describes results of the empirical research, comparative analysis of the intensity of leadership qualities in students and how work of students' council can be organized. The prospect work that lies in the development and implementation of training programs may be aimed at the development of volitional qualities, creativity, flexibility, stress resistance, determination, and ability to defend their own point of view and to resolve conflict situations.

Текст научной работы на тему «Лидерские качества студентов педагогического вуза»

Библиографический список

1. Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля. Психологический журнал. 1995; Т. 16; №1: 47 - 59.

2. Далгатов М.М. Каузальная атрибуция и деятельность: феноменология, исследования, изменение. Москва, 2006.

3. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. Санкт-Петербург: Речь, 2004.

4. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychological Monographs: General and Applied. 1966; Vol.80, No.1: 1 - 28.

5. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. Санкт-Петербург: Питер, 2005. References

1. Kondakov I.M., Nilopec M.N. 'Eksperimental'noe issledovanie struktury i lichnostnogo konteksta lokusa kontrolya. Psihologicheskij zhurnal. 1995; T. 16; №1: 47 - 59.

2. Dalgatov M.M. Kauzal'naya atribuciya i deyatel'nost': fenomenologiya, issledovaniya, izmenenie. Moskva, 2006.

3. Karandashev V.N. Metodika Shvarca dlya izucheniya cennostejlichnosti: koncepciya imetodicheskoe rukovodstvo. Sankt-Peterburg: Rech', 2004.

4. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychological Monographs: General and Applied. 1966; Vol.80, No.1: 1 - 28.

5. Nasledov A.D. SPSS: Komp'yuternyj analiz dannyh vpsihologii i social'nyh naukah. Sankt-Peterburg: Piter, 2005.

Статья поступила в редакцию 24.06.16

УДК 159.9: 316.6

Zhernova A.Yu., student, Department of Psychology, Kuibyshev branch of Novosibirsk State Pedagogical University (Kuibyshev,

Russia), E-mail: [email protected]

Petrovskaya V.G., Cand. of Sciences (Psychology), Dean of Faculty of Psychology, senior lecturer, Department of Psychology,

Kuibyshev branch of Novosibirsk State Pedagogical University (Kuibyshev, Russia), E-mail: [email protected]

LEADERSHIP QUALITIES OF STUDENTS AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article discusses a problem of organization of students' council at a pedagogical university. One of the reasons of the research is an insufficient level of development of leadership qualities among students. The authors analyse the international and domestic theories of leadership, define the qualities necessary for work of self-management of students. The paper describes results of the empirical research, comparative analysis of the intensity of leadership qualities in students and how work of students' council can be organized. The prospect work that lies in the development and implementation of training programs may be aimed at the development of volitional qualities, creativity, flexibility, stress resistance, determination, and ability to defend their own point of view and to resolve conflict situations.

Key words: leader, leadership, leadership qualities, students' self-management.

A.Ю. Жернова, студентка 3 курса факультета психологии, Куйбышевский филиал ФБГОУ ВО «Новосибирский

государственный педагогический университет», г. Куйбышев, E-mail: [email protected]

B.Г. Петровская, канд. психол. наук, декан факультета психологии, доц., каф. психологии, Куйбышевский филиал

ФБГОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Куйбышев,

E-mail: [email protected]

ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье рассматривается проблема организации работы студенческого совета педагогического вуза, одной из причин которой является недостаточная степень сформированности лидерских качеств студентов. Авторами сделан анализ зарубежных и отечественных теорий лидерства, определены качества, необходимые для работы в органах студенческого самоуправления. Описаны результаты эмпирического исследования, проведен сравнительный анализ степени выраженности лидерских качеств у студентов, организующих работу студсовета. Определена перспектива работы, которая заключается в разработке и реализации тренинговой программы, цель которой заключается в развитии волевых качеств, инициативности, флексибельности, стрессоустойчивости, решительности, умения отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликтные ситуации.

Ключевые слова: лидер, лидерские качества, лидерство, студенческое самоуправление.

Современная реальность, предъявляя все новые требования к социуму, требует развития личности педагога с хорошо развитыми лидерскими качествами, внутренним стремлением к активности, умеющего учитывать пожелания, интересы и способности обучающегося, способного их мотивировать, сопереживать, готовых выслушивать конструктивную критику, умеющих продуктивно взаимодействовать с коллективом детей и взрослых.

В нашей работе мы поставили цель: определить особенности развития лидерских качеств у студентов педагогических вузов. Обилие исследований в области проблемы лидерства, которую уже много лет иследуют социологи, философы, историки, политики, психологи, позволило М.Г. Ярошевскому выделить отдельную область психологии под названием «лидерология». Тема лидерства является составной частью социальной психологии с первых дней её существования, к настоящему времени психологи выделяют несколько основных теоретических подходов в понимании происхождения лидерства. Особое место в исследованиях, особенно американских, занимает теория черт, или «харизматическая теория» (Ф. Гальтон, Г. Тард, Г. Лебон,

К. Бэрд), где авторы объясняют лидерство наличием определенных черт характера или характеристик. Р Стогдилл и Р Манн попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества, выделив наиболее важные: 1) ум или интеллектуальные способности; 2) господство или преобладание над другими; 3) уверенность в себе; 4) активность и энергичность; 5) знание дела [1]. Позже Р. Стогдилл добавил к ним бдительность, популярность, красноречие.

Однако все эти особенности до конца не объяснили природу появления лидера. Поэтому второй подход к изучению лидерства - поведенческий - сосредоточил свое внимание на поведении руководителя, при этом в качестве наиболее значимого аспекта лидерства теперь рассматривалось влияние, оказываемое руководителем [2, с. 412]. В итоге были выявлены два основных вида поведения, свойственных различным лидерам: внимательность и заботливость в отношении к членам своей группы и инициативность (Р. Ликерт, Э. Хэлпин). Основной недостаток этой теории заключался в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства.

Ситуационная теория лидерства (Р Стогдилл, Т. Хилтон, А. Голдиер, Е. Хартли) утверждает, что в основном лидерство - это продукт ситуации, а лидер - функция определенной ситуации, и человек, «являющийся лидером в одной ситуации, не обязательно будет лидером в других ситуациях» [1, с. 277]. Слабость ситуационной концепции - в недооценке личной активности человека, стремящегося занять место лидера: нет подходящей ситуации, и лидером ему уже не стать. Уточняет, развивает и качественно обогащает ситуационную концепцию теория конституентов (последователей), которая объясняет природу лидерства, исходя из принципа «лидера создают последователи» [3, с. 161].

Важный теоретический подход в понимании происхождения лидерства представлен в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - как субъект управления этим процессом (Р. Бейлз, Ф. Слейтор, К. Бланшар) [4, с. 152].

В качестве основы изучения проблемы лидерства в разрабатывавшихся отечественных теориях был взят деятельност-ный подход, предложенный М.Я. Басовым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым. Принципы деятельностного подхода являются методологической основой исследования лидерской деятельности, а трактовка сущности лидерства обосновано рядом положений:

1) лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система в этой структуре;

2) лидерство можно представить как особый вид деятель-ности,рассматривая триосновных звена его структуры: мотива-ционно-ориентировочное, исполнительное и контрольно-оценочное;

3) развитие лидерской деятельности целесообразно строить с точки зрения теории деятельности, поскольку без знания структуры деятельности невозможно построение концептуальных моделей управления её становлением и развитием [5, с. 123].

Следует подчеркнуть, чтонедаоство, аоенойсроевры, е наиболее изученный, а с другой стороны, - наименее понятный

конструкт в социальной психологии [6]. Поэтому ряд видных теоретиков лидерства (Дж. Пфеффер, Б. Кармел) заявили о наличии кризисной ситуации в области, особенно в разработке основных понятий лидерологии.

В нашей работе, исследуя недостаточную эффективность работы органов студенческого самоуправления педагогического вуза, мы проверяли гипотезу о том, что для студентов, входящих в их состав, характерна недостаточная степень выраженности лидерских качеств. Базой для исследования стал Куйбышевский филиал ФБГОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» (далее - Кф НГПУ), ФБГОУ ВО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности» (далее - КемТИПП) и ФБГОУ ВО «Сибирская академия управления и массовых коммуникаций» (далее - САУМК). Сформировано 3 группы испытуемых: 1) экспериментальная группа (студенты КФ НГПУ, участники студенческого самоуправления); 2) контрольная группа № 1 (студенты КемТИПП и САУМК, получающие образование менеджеров); 3) контрольная группа № 2 (студенты КФ НГПУ, будущие психологи). Для диагностики нами использованы методики: «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий), 16 факторный личностный опросник Р.Б. Кет-телла, Томский опросник ригидности (ТОРЗ) Г. Залевского. Для обработки результатов использовался метод Н-критерий Круска-ла-Уоллиса, который направлен на оценку различий по степени выраженности анализируемого признака одновременно между тремя и более выборками.

Нами получен целый спектр достоверных различий по методике «16-ти факторный личностный опросник Кеттелла» (та-Тнлица 1).По втеоннм зннчетиты в большей степени лидерскими качествами обладают испытуемые контрольной группы 2: общи-юео вноу.открытеае.неносермденные, готовые к содружеству, внимательные к людям, склонны к доминированию, отстаиванию своей точки зрения, у них прису ствует независимость мнения, они легко идут на конфсиирксто рый является нормальным явлением при выполнении какой-либо деятельности. Для обеих конвртеь ных групп свойственны: предприимчивость, социальная смелость, авантюризм, склонность к риску, общительность, от-

Таблица 1

Сводные данные Н-критерия по методике «16-ти факторный личностный опросник Кеттелла»

Группа Шкала X 9 Z Н-крит .рий Примечание

замкнутрать-общи тельность 13 13.4 11.57 7.19* 5%

интеллеэы 9 9.7 9.35 7.99* 5%

эмоцио налынрннеаевОкльеырть -аматвон альная стабильввевь 18.4 29.64 12.35 23.46** 1%

подчиненность-доминантность 16.6 13.93 11.78 10.8** 1%

сдержа нностс - аквггресснаевокь 15.6 .|9.9 12.21 24.63** 1%

низкая нормвтиветсыь по ведаевы-выаоквя нор- мативносерпввкдевие» высокая дортетивддсса поведения» 10.4 10.5 12.92 6.38* 5%

робость -вмвсрвеь 20.6 1..64 10.85 22.93** 1%

жесткосяв- чувсаевоел дноесо 9.4 М.9 12.71 11.02** 1%

доверчиБвымь-падоаритол ьность 10.2 9.5 11.55 5.05 Нет различий

практичвnеть-мeчтетeлвтветь 7.4 1..49 10.57 5.7 4 Нет различий

прямол инeйнoc■гг■рДУПдoмaтион»Pты 9.2 12.64 11.07 3.0 4 Нет различий

спокойстеа^ -вуевоыдоаеа 8 8.9 14.58 15.49** 5%

консервтгузм е радикклизм 9 И.49 9.32 6.71* 5%

конфор внтм-реткoдфокм изм 9.2 8 11.52 7.41* 5%

низкий самокыьтропь-В ысокий самоконтроль 12.2 10.57 11.28 7.61* 5%

расслабленность - напряженность 10.4 12.07 15 9.91* * 1%

/7от/иечануе: Хс консыольааягруппа № 1, Y - контрольная группа № 2, Z - экспериментальная группа

15.99Т яри р < 0,05* Нэмп = —

|9.2Т0 ярр р < 0,0Т* * при п=3

зывчивость, импульсивность, расторможенность, беззаботность, недостаточное понимание опасности.

Испытуемые из экспериментальной группы - более отчужденные, точные, объективные, недоверчивые, скептичные, холодные (жесткие), сердитые, мрачные, что может быть связано с серьёзностью выполняемых ими задач и их функцией подчинения высшим органам управления в вузе, а также с контролем своих эмоций и желаний при выполнении поручений. В экспериментальной группе респонденты показали самые высокие баллы по шкале «интеллект», что может быть связано с тем, что в условиях малого вуза, где незначительное количество студентов, в студсовете в большинстве случаев оказываются обучающиеся не столько с организаторскими и коммуникативными способностями, сколько с высокой академической успеваемостью.

Студенты органов студенческого самоуправления более беспокойны, имеют тенденцию уступать, не вступать в споры в проблематичных ситуациях, утомляемы, в сравнении с контрольными группами, это связано, по-видимому, с тем, что обучающиеся с высоким уровнем академической успеваемости, склонны в целом к нормативности поведения и бесконфликтности, не желают вступать в конфронтацию.

Участникам студенческого самоуправления присущи высокая нормативность, сильный характер, добросовестность, ответственность, эмоциональная дисциплинированность, собранность, чувство долга, соблюдение моральных стандартов и правил, точность, деловая направленность. Эти качества характерны для исполнительской деятельности, где акцент делается на точном и бесконфликтном исполнении порученного, что идет вразрез с требованиями к участникам студенческого самоуправления, где необходимы также такие качества, как креативность, инициативность, настойчивость, решительность, умение отстаивать свою точку зрения и не пасовать перед авторитетами.

Экспериментальную группу отличают также робость, нерешительность, строгое отношение к правилам, предпочтение находиться в тени, что обусловлено высокой нормативностью поведения. Кроме того, эти студенты предпочитают наличие 1 - 2 друзей большому обществу, что не соответствует требованиям, предъявляемым к организации деятельности студсовета, где главное - это уметь контактировать с большими группами людей, быть уверенными в себе, уметь оказывать психологическое воздействие на другого, проявлять интерес к социальному взаимодействию. Одной из сложностей работы органов студенческого самоуправления является нерешительность студентов, повышенная тревожность и неуверенность в себе. Такие особенности характерны для подростков и юношей в том случае, если их обучение и воспитание проходило в ситуации жесткого контроля, подавления инициативности и самостоятельности, когда от них требуется простое выполнение поставленных взрослыми задач. В таких условиях невозможно проявление творческого потенциала личности, что негативно влияет на развитие лидерских способностей, создавая сложное психоэмоциональное состояние. В целом стоит отметить, что система школьного образования постсоветской эпохи отличалась тоталитарностью, где главную роль играл учитель, в то время как оптимальные условия для развития творческого потенциала личности ребёнка создает детоцентрированная система обучения и воспитания, когда с мнением ребёнка считаются, предоставляя ему возможность сотрудничать со взрослым и со сверстниками. Для системы профессиональной подготовки в высшей школе также, как и прежде,

Библиографический список

характерны жесткие, административные, консервативные способы работы со студентами, порой отрицание демократических способов работы, что не позволяет студентам стать «хозяевами» своей студенческой жизни.

Будущим менеджерам и участникам студсовета свойственно следование консервативным взглядам, принятие только идей, испытанных временем, и отказ от нестандартных решений, что позволяет нам сделать вывод о том, что такой взгляд на работу, не всегда позволяет выполнить ее продуктивно, т. к. обществу нужны новые решения старых задач, можно предположить, что придерживание консервативных идей накладывает отпечаток на эмоциональное и психическое состояние участников студенческого самоуправления, так как в юношеском возрасте для человека характерно непринятие взглядов предыдущего поколения, критичное отношение к «старым» идеям. В контрольной группе 2, наоборот, отмечен хороший уровень информированности, недоверие авторитетам и критичность к предыдущему поколению, стремление к поиску новых решений, желание экспериментировать, свободомыслие, готовность конфликтовать. Это объясняется различиями в педагогическом и психологическом образовании, в первом случае важно, чтобы студенты подчинились авторитетам, во втором случае при подготовке профессиональных психологов важно научить студента видеть суть противоречия, которое требует психологической проработки.

Для членов студсовета характерны независимость от группы, самостоятельность, находчивость, умение принимать решения, возможность господствовать, к тому же они не нуждаются в поддержке других людей, независимы. Но эти данные парадоксальны только на первый взгляд: в поведении участников экспериментальной группы зависимость от авторитетов, от руководителей причудливо уживается с нонконформизмом по отношению к своим сверстникам (!), что никак не добавляет авторитета у обычных студентов.

Для экспериментальной группы свойственны самоконтроль, точность, действие по осознанному плану, принятие социальных норм, контроль своих эмоций и поведения, доведение дела до конца, а это свидетельствует о том, что они могут быть эффективными лидерами. Сводные данные Н-критерия по методике «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)» также свидетельствуют о довольно высоком уровне лидерского потенциала участников студенческого самоуправления.

Данные по методике ТОРЗ показали более высокий уровень флексибельности у студентов КФ НГПУ: в контрольную группу 2 вошли студенты факультета психологии, где акцент в подготовке делается на практической работе с групповым и индивидуальным клиентом, при этом психологи чаще работают в ситуации высокой степени неопределенности, пробуют свои силы с людьми разного возраста, социального статуса, что требует определенной гибкости в общении.

Таким образом, мы установили, что для студентов, входящих в состав органов самоуправления педагогического вуза, характерна недостаточная степень выраженности лидерских качеств, поэтому для оптимизации деятельности студенческого совета необходимо целенаправленное развитие волевых качеств, инициативности, флексибельности, стрессоустойчивости, решительности, умения отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликтные ситуации. Перспективой исследования является разработка и апробация тренинговой программы, направленной на развитие лидерских качеств студентов.

1. Стогдилл Р. Лидерство и структура управления персоналом. Москва: Норд-Вест, 2000.

2. Пакулина С.А. Содержание и психологические механизмы адаптации студентов педагогического вуза в процессе обучения: монография. Москва: СГУ, 2012.

3. Столяренко В.Е. Социальная психология. Москва: Юрайт, 2015.

4. Бланшар К. Лидерство: к вершинам успеха. Перевод с английского. Под. редакцией Т.Ю. Ковалевой. Санкт-Петербург: Питер, 2010.

5. Евтихов О.В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и возможности развития: монография. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2011.

6. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. Москва: Аспект Пресс, 2012. References

1. Stogdill R. Liderstvo istruktura upravleniya personalom. Moskva: Nord-Vest, 2000.

2. Pakulina S.A. ipsihologicheskie adaptaciistudentov vuza v obucheniya: monografiya. Moskva: 2012.

3. Stolyarenko V.E. Social'naya psihologiya. Moskva: Yurajt, 2015.

4. Blanshar K. Liderstvo: vershinam uspeha. Perevod s anglijskogo. Pod. redakciej TYu. Kovalevoj. Sankt-Peterburg: Piter, 2010.

5. Evtihov O.V. Liderskñ potencial rukovoditelya: specifika, i vozmozhnosti monografiya. SibYuI Rossii, 2011.

6. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya: uchebnik dlya vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Aspekt Press, 2012.

Статья поступила в редакцию 08.06.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.