УДК 316.6
ОСОБЕННОСТИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ЛИДЕРОВ МОЛОДЕЖНЫХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ГРУПП
© 2021 Т. И. Богачева
аспирант кафедры психологии e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
Статья посвящена исследованию направленности личности лидер ов моло де жных добровольческих групп. Проанализирован потенциал добровольчества в личностном развитии молодежи, рассмотрен исторический аспект становления добровольчества как социально значимого феномена для российского общества, приведены результаты эмпирического исследования особенностей направленности личности лидеров молодежных добровольческих групп, что дает возможность сформировать целостное представление о личности современного добровольца.
Ключевые слова: молодежь, добровольческая деятельность, доброволец, лидерство, лидер, направленность личности.
PECULIARITIES OF THE PERSONALITY OF THE LEADERS OF YOUTH VOLUNTARY GROUPS
© 2021 T. I. Bogacheva
Postgraduate Student of the Department of Psychology e-mail: [email protected]
Kursk State University
The article is devoted to the study of the personality orientation of the leaders of youth volunteer groups. The potential of volunteering in the personal development of young people is analyzed, the historical aspect of the formation of volunteering as a socially significant phenomenon for Russian society is considered, the results of an empirical study of the characteristics of the orientation of the personality of leaders ofyouth volunteer groups are presented, which makes it possible to form a holistic idea of the personality of a modern volunteer.
Keywords: youth, volunteering, volunteer, leadership, leader, personality orientation.
В условиях современной социально-экономической нестабильности, сопровождающейся трансформацией ценностей и идеалов, особенно возрастает интерес к молодым людям, которые отличаются высокой социальной активностью, готовы прийти на помощь нуждающимся и стремятся участвовать в социально-политической жизни общества, то есть к добровольцам. Особенную значимость представляет тот факт, что добровольческую деятельность можно рассматривать в качестве эффективного средства трансляции и популяризации гуманистических ценностей в молодежной среде, таких как альтруизм, сострадание, бескорыстие, неравнодушное отношение к другим людям, которые имеют все меньшую востребованность у подрастающего поколения, ориентированного на индивидуализм, прагматизм и приоритет личных потребностей и интересов над общественными.
Отличительная особенность добровольческой деятельности заключается в том, что в ее основе лежит идея о бескорыстном служении гуманистическим идеалам, их активная пропаганда и трансляция без извлечения какой -либо прибыли для себя. При этом разнообразие форм добровольческой деятельности достаточно велико: это взаимопомощь, совместные усилия людей, направленные на преодоление последствий катастроф, стихийных бедствий, бескорыстное участие в общественно значимых мероприятиях и др. Немаловажным представляется и тот факт, что добровольчество как социальное явление зародилось достаточно давно, а в процессе исторического развития человечества происходило постепенное видоизменение форм проявления добровольческой деятельности, что привело к возникновению добровольческих движений, объединений, ассоциаций, а в конечном итоге - к появлению понятий «доброволец» и «добровольчество». На сегодняшний день, вопросы, касающиеся феномена добровольчества, представляют значительный интерес для исследователей из самых разных областей, в том числе и для ученых-психологов [Бондаренкова 2013].
Первое официальное упоминание в России о добровольческой деятельности относится к концу XIX в. Однако активно пропагандироваться добровольческая деятельность стала уже в советское время, так как она поддерживалось существовавшей тогда идеологией. Добровольческая деятельность находила отражение в крупных всесоюзных мероприятиях. Например, в 60-е гг. прошлого века появились дружины по охране природы, занимающиеся борьбой с браконьерами, незаконными вырубками лесов, лесными пожарами, зародилось добровольческое движение помощи реставраторам и т.д. При этом только в 1995 г. была оформлена юридическая основа добровольческой деятельности и сформулировано определение добровольца (волонтера), которые отражены в статье 5 Федерального закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Е.А. Луговая предложила авторскую историческую периодизацию развития добровольчества в России:
- в первый период - дохристианский - добровольческая деятельность представляла собой оказание взаимопомощи в рамках родовой общины;
- во второй период (конец X в. - середина XVI в.) добровольческая деятельность существовала как форма христианской добродетели;
- третий период (середина XVII в. - конец XVIII в.) - становление добровольческой деятельности в рамках государственных благотворительных учреждений;
- в четвертый период (XIX в. - 1917 г.) основными представителями добровольчества и его активными трансляторами являлась русская аристократия, при этом добровольческий труд стал средством выражения гражданской активности интеллигенции, появляется женское добровольчество;
- пятый период (1922-1991 г.) - период массовой пропаганды и развития добровольческого движения и добровольческого труда в СССР;
- шестой период (с 1991 г.) - становление современных взглядов относительно феномена добровольчества, его места и роли в жизни общества [Луговая 2012].
Добровольческая деятельность представляет собой особый вид просоциального поведения, специфика которого выражается в таких характеристиках как: добровольный характер участия; личная инициатива и заинтересованность; безвозмездность труда; общественно полезный и значимый характер труда; отсутствие у субъекта добровольческой деятельности ожиданий финансового вознаграждения; деятельность осуществляется в свободное время, напрямую не связана решением личных проблем индивида [Палкин 2017].
Отметим, что добровольчество - это достаточно разноплановое социальное явление, так как добровольцами могут становиться люди разных возрастов, профессий, религий и этносов. В нашей стране наиболее активное участие в добровольческой деятельности принимает молодежь. Добровольческие молодежные объединения представляют собой разновидность малых групп, обладающую своими особенностями, обусловленными характером и содержанием их деятельности. На данный момент представляет особый научный интерес исследование не только социально-психологических аспектов добровольческой деятельности, но и установление специфики психологических характеристик индивидов, включенных в нее [Кулакова 2013].
Актуальность добровольчества как социального феномена в нашей стране выражается в значительном интересе со стороны отечественных исследователей к данному явлению. Так психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности исследовались Е.С. Азаровой, А.Б. Бархаевым, М.С. Яницким; особенности мотивации добровольческой деятельности отражены в работах У.П. Косовой, Л.А. Кудринской, Ю.В. Паршиной; вопросы, касающиеся психологической готовности к добровольческой деятельности, анализировала А.А. Шагурова; самореализация личности в рамках добровольческой деятельности представлена А.Н. Капустиной и Н.А. Потаповой; личностным характеристикам добровольца посвящены исследования Т.И. Богачевой, Е.В. Гришуниной, Е.Н. Пятаковой и др. [Азарова 2008; Богачева 2019; Кудринская 2004; Потапова 2006].
Немаловажно, что добровольческая деятельность в той или иной мере отражает специфику социально-политической и экономической жизни общества. Отличительные характеристики российского добровольчества заключаются в том, что оно представлено лишь в виде отдельных элементов социального добровольчества и чаще всего направлено на облегчение участи нуждающихся, без воздействия на причины социального неблагополучия [Логинова 2012].
В Федеральном законе «О добровольчестве (волонтерстве)», который вступил в силу с 1 января 2014 г., дается следующее определение данного социального феномена: «Добровольческая (волонтерская) деятельность - добровольная социально направленная, общественно полезная деятельность, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат)» [Постановление Правительства РФ от 5.10.2010]. В ст. 4 обозначенного выше документа определены цели и задачи добровольческой (волонтерской) деятельности. Так, кроме оказания безвозмездной помощи людям и безвозмездного участия в общественно значимых мероприятиях с согласия их организаторов, обозначены и такие задачи, как формирование гражданской позиции, чувства социальной ответственности, самоорганизации, солидарности, взаимопомощи и милосердия в обществе через осуществление добровольческой деятельности.
Такой интерес со стороны государства к добровольчеству обусловлен тем, что посредством него молодежь не только оказывает влияние на различные стороны социальной жизни общества, бескорыстно занимаясь общественно полезным трудом, но и развивается сама. Государство через поддержание добровольчества, с одной стороны, получает помощников и оказывает влияние на формирование будущего нашей страны, а с другой стороны, воспитывает сознательных, активных, целеустремленных и неравнодушных к проблемам других людей граждан. В то же время добровольчество выступает способом сохранения и укрепления общечеловеческих ценностей, таких как доброта, терпимость, безвозмездная помощь
человеку независимо от его социального статуса, этнической принадлежности, религии, возраста или пола [Кулакова 2013].
В связи с этим особый интерес для исследователей представляет изучение духовно-нравственных основ добровольческой деятельности и особенностей направленности личности современного добровольца. Согласно взглядам отечественных психологов, направленность личности является важной составляющей структуры личности. Впервые определение направленности личности в отечественной психологии дал С.Л. Рубинштейн. Автор определял ее через систему потребностей, интересов, мотивов, установок и тенденций личности: «направленность личности - это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь целями и задачами» [Рубинштейн 2004: 519].
Согласно взглядам С.Л. Рубинштейна, направленность личности включает несколько компонентов: установки, потребности, склонности и интересы. Они детерминируют мотивацию деятельности и поведения личности. Важная особенность этих компонентов заключается в том, что они не константны, а динамичны, то есть могут трансформироваться в процессе целенаправленного саморазвития и самообучения [Рубинштейн 2004].
К.К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, в которой выделяется 4 подструктуры, одной из которых является подструктура направленности личности. Автор считает, что направленность личности социально обусловлена и включает такие компоненты, как желания, стремления, склонности, интересы, убеждения, идеалы и мировоззрение [Платонов 1986].
Продолжая развивать идеи вышеуказанных ученых относительно направленности личности, Н.Е. Дружинин предложил рассматривать данное понятие как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности [Дружинин 2003].
Обобщая взгляды отечественных психологов в отношении содержания понятия «направленность личности», мы будем рассматривать его в более широком психологическом контексте, относя к его компонентам потребности, установки, интересы, склонности, ценности личности, которые определяют мотивацию деятельности и поведения личности.
Учитывая специфику добровольческой деятельности, уточним, что через направленность личности добровольца детерминируется его отношение к обществу, к отдельным категориям населения и другим людям в целом, а также к самому себе. Е.С. Азарова выделяет четыре типы направленности личности, в том числе и личности добровольца: гуманистическая, эгоистическая, депрессивная и суицидальная. Автор указывает, что добровольческая деятельность должна сопровождаться гуманистической направленностью личности, для которой характерно положительное отношение к себе, к другим людям и обществу в целом [Азарова 2008].
Однако, несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных феномену добровольчества, проблема направленности личности добровольцев еще требует более детальной и глубокой разработки. Так, на данный момент не установлены особенности направленности личности лидеров добровольческих групп. А ведь роль лидеров в жизнедеятельности добровольческих объединений чрезвычайно велика. Именно лидеры во многом создают условия, обеспечивающие личностное развитие членов группы, определяют направленность и ценности группы, то есть именно от них зависит то, какие установки, убеждения и идеалы транслируются в молодежной среде. Кроме того, лидеры добровольческих групп определяют содержание и динамику жизнедеятельности групп, обеспечивают эффективное
осуществление совместной деятельности, что в конечном счете отражается на продуктивности деятельности и целостности добровольческого объединения.
На основании изложенного ранее цель данного исследования заключалась в установлении особенностей направленности личности лидеров молодежных добровольческих групп. Гипотеза исследования заключалась в том, что особенности направленности личности лидеров молодежных добровольческих групп соответствуют содержанию и характеру добровольческой деятельности.
В выборку исследования вошли члены ресурсных центров добровольчества Курской и Орловской области, члены добровольческих отрядов Курского педагогического колледжа, участники смены «Я - лидер» ОЦ «Монолит», занимающиеся добровольческой деятельностью. Всего в исследовании приняло участие 54 лидера добровольческих групп в возрасте от 14 до 22 лет.
Методический блок исследования включал 2 группы методов, направленных на выявление лидеров в добровольческих группах (тест «Самооценка лидерства», метод экспертных оценок) и на выявление особенностей направленности личности лидеров молодежных добровольческих групп (методика диагностики личностной установки «альтруизм-эгоизм» (вариант Н.П. Фетискина), методика «Экспресс-диагностики социальных ценностей личности», методика диагностики мотиваторов социально психологической активности личности) [Фетискин 2002].
Применение метода экспертных оценок позволило выявить лидеров среди представителей добровольческих групп ресурсных центров добровольчества Курской и Орловской области. Для достижения обозначенной выше цели руководителями Ресурсного центра добровольчества Курской и Орловской области были отобраны члены различных добровольческих объединений, которые, по их мнению, являются лидерами. Отбор осуществлялся экспертами на основе наблюдения за активностью и деятельностью добровольцев в естественных условиях. Для проверки репрезентативности формируемой выборки был использован тест «Самооценка лидерства», который позволил определить актуальный уровень проявления лидерства у респондентов. Среди членов добровольческих отрядов Курского педагогического колледжа и участников смены «Я - лидер» ОЦ «Монолит» применялся этот тест. В основное исследование были включены лидеры-добровольцы, чьи показатели соответствовали высокому уровню развития лидерства.
Результаты эмпирического исследования особенностей направленности личности лидера молодежных добровольческих групп позволили констатировать факты, изложенные ниже.
Согласно результатам исследования, на первом месте у лидеров молодежных добровольческих групп (ранг 1) находятся семейные ценности, которые подразумевают потребность индивида в доверительном общении с близкими, взаимоуважении, потребность в осознании собственной ответственности перед родственниками, проявление честности, любви и заботы по отношению к ним.
Менее значимыми для лидеров-добровольцев стали социальные ценности (ранг 2), проявляющиеся в потребности индивида в новых знакомствах, в доверительном общении в дружеской компании, в стремлении принимать активное участие в жизни социума.
Третье место в структуре социальных ценностей (ранг 3) исследуемых занимают профессиональные ценности, выражающиеся в потребности личности получить работу, соответствующую ее внутренним стремлениям и интересам, которая прежде всего доставляла бы радость и удовольствие, а также обеспечивала возможность карьерного роста и профессиональную самореализацию в рамках выбранной специальности.
Четвертое место у лидеров молодежных добровольческих групп (ранг 4) отведено общественным ценностям, которые подразумевают стремление индивида быть вовлеченными в разные виды общественной деятельности (в т .ч. и добровольческой).
На пятом месте у респондентов находятся интеллектуальные ценности (ранг 5), предполагающие ориентацию личности на интеллектуальное развитие через чтение образовательной литературы, просмотр образовательных передач, самосовершенствование, поиск новых знаний в определенной сфере.
На шестом и седьмом месте у лидеров-добровольцев - финансовые и духовные ценности (ранги 6 и 7 соответственно). Последние в рамках данной методики рассматриваются в религиозно-мировоззренческом аспекте и отражают верования индивида, его мировоззрение, размышления и суждения.
Наименее значимыми в иерархии социальных ценностей лидеров добровольческих групп (ранг 8) стали физические ценности, отражающие представления об идеале внешности человека, привлекательности его физической формы, а также выражающие в целом отношение человека к состоянию своего здоровья.
Как мы видим из результатов исследования, наиболее значимыми для лидеров молодежных добровольческих групп являются семейные и социальные ценности, в то время как наименее значимы для них духовные и физические ценности. Такие результаты можно объяснить особенностями выборки исследования (в ней достаточно большое количество представителей женского пола, для которых семья остается важнейшей ценностью), а также тем, что добровольческая деятельность выступает средством трансляции общечеловеческих и гуманистических ценностей - это любовь к близким людям, семье, взаимопомощь, поддержка нуждающихся и т.д.
Анализ данных по методике «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности» позволил выявить следующие данные относительно потребностей (мотиваторов) лидеров молодежных добровольческих групп: у исследуемых преобладает потребность в достижении успеха в целом (42,5%), менее выражена у респондентов тенденция к аффилиации (35,3%), то есть стремление к групповому признанию и уважению. Наименьшую представленность у лидеров молодежных добровольческих групп имеет такой мотиватор, как стремление к власти (22,2%). Такие результаты исследования свидетельствуют о том, что для лидеров молодежных добровольческих групп достижение успеха в целом является наиболее важным фактором мотивации. Кроме того, лидеры-добровольцы склонны стремиться к признанию и одобрению со стороны группы членства, что может быть обусловлено как их активной социальной позицией, так и их возрастными и индивидуальными особенностями. Интересно, что в наименьшей степени у лидеров добровольческих групп выражено стремление к власти.
Результаты исследования личностной установки «альтруизм-эгоизм» лидеров молодежных добровольческих групп позволили констатировать, что большинство лидеров молодежных добровольческих групп (65%) обладает альтруистической направленностью, 29% исследуемых имеют смешанный ее тип (т.е. альтруистическая и эгоистическая направленность выражены в равной мере), и только 6% респондентов характеризуются доминирующей эгоистической направленностью. Таким образом, как удалось установить в ходе эмпирического исследования, среди лидеров молодежных добровольческих групп доминирует альтруистическая установка, что соответствует характеру и сущности добровольческой деятельности.
Обобщая результаты эмпирического исследования особенностей направленности личности лидеров молодежных добровольческих групп, можно констатировать, что
ценности, установки и мотивы респондентов в полной мере отвечают общепринятым представлениям о духовных и нравственных качествах представителей добровольчества, в связи с чем справедливо считать, что особенности направленности личности лидеров молодежных добровольческих групп в полной мере соответствуют содержанию и характеру добровольческой деятельности.
Библиографический список
Азарова Е.С., Яницкий М.С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 306. С. 120-126.
Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности. Хабаровск, 2008. 287 с.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
Богачева Т.И., Логвинова М.И. К вопросу о личностных особенностях членов добровольческих групп // Психология - наука будущего: поиск молодых ученых: материалы региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов (Курск, 16 мая 2019 года) / под общ. ред. проф. С.В. Сарычева. Курск: Курск. гос. ун-т. 2019. С. 9-12.
Бондаренкова Г.П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике / учебно-методическое пособие. М.: АНО «СПО СОТИС», 2013. 320 с.
Дружинин Н.Е. Словарь по профориентации и психологической поддержке. Томск: Томский центр профессиональной ориентации, 2003. 92 с.
Кудринская Л.А. Мотивация добровольческого труда: теоретические подходы в социологии // Гражданское общество в России: опыт участия женских НПО: сб. материалов. М., 2004. С. 71-77.
Кулакова В.Е. Студенческое добровольчество как социальный феномен современного общества: материалы Международной молодежной школы-семинара, 2013. URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id=21335035 (дата обращения: 29.05.2021).
Логинова Н.В. Добровольчество как социальное явление: опыт презентации концептуального словаря // Политическая лингвистика. 2012. № 3(41). С. 149-156.
Луговая Е.А. Феномен добровольчества в социокультурном пространстве России: автореф. дис. ... канд. культурологии. Саратов, 2012. 48 с.
Палкин К.А. Состояние и перспективы изучения психологических детерминант волонтерской деятельности // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 4. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21335035 (дата обращения: 02.06.2021).
Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.: постановление Правительства РФ от 5.10.2010 г. № 795. Государственная программа. URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml 20345 (дата обращения: 03.06.2021).
Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 254 с.
Потапова Н.А. Групповые и личностные факторы социально-психологического климата волонтерских объединений: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2006. 215 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004. 72О0 с.
Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 №135-ФЗ). URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/ (дата обращения: 03.03.2021).
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. 490 с.