Научная статья на тему 'Социально-психологическая зрелость личности в контексте отношений преподавателей и студентов'

Социально-психологическая зрелость личности в контексте отношений преподавателей и студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ / THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL MATURITY OF THE INDIVIDUAL / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / TEACHER / СТУДЕНТЫ / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Албакова Зара Абдул-Мажитовна, Погорова Райшат Исмаиловна

Статья посвящена анализу отношения преподавателя и студентов, роли их социально-психологической зрелости как личности в развитии позитивности и эффективности этих отношений. В данной работе представлены некоторые описания качеств социальнопсихологической зрелости личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Албакова Зара Абдул-Мажитовна, Погорова Райшат Исмаиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL MATURITY OF THE INDIVIDUAL IN THE CONTEXT OF THE RELATIONS OF TEACHERS AND STUDENTS

This article is devoted to the analysis of the relationship of teacher and students, the role of socio-psychological maturity as individual in the development of positivity and effectiveness of these relationships. Some descriptions of the qualities of the social and psychological maturity of the individual are presented in this work.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая зрелость личности в контексте отношений преподавателей и студентов»

некоторый юношеский «максимализм» студентов, по их мнению - преподаватель - это некий бесстрастный «робот-всезнайка»). Менее студенты, при этом аспиранты более обращали внимание на основные ценностные установки преподавателя вуза, как то: склонность к познанию окружающего мира и систематизации знаний; стремление к творческому самовыражению через педагогическую и научную деятельность; профессиональное признание равных как средство самоконтроля и стимул к непрерывному профессиональному росту (в этом проявилась меньшая значимость данных факторов для самих студентов, их «детскость» и неопределенность в этой сфере в силу возраста).

Так же студенты менее обратили внимания на качество труда преподавателя, в то время как аспиранты, кто видел себя в будущем преподавателем вуза, значительнее придали значение компетенции преподавателя, которые определились наличием педагогических умений формулирования цели изучения учебной дисциплины и меры их достижения; измерением уровня достижений студентов адекватными методами преподавательско-педагогического контроля, а также соответствием этого уровня целям; оцениванием учебного процесса и определением направлений его совершенствования. Поэтому только аспиранты выделили важные навыки деятельности преподавателя вуза, а именно владение: основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе, методами и приемами устного и письменного изложения учебного материала, современными образовательными технологиями; активными методами обучения, основами применения информационных технологий в учебном процессе; методами формирования навыков самостоятельной работы студентов[4].

Резюмируя, можно создать студенческий профиль преподавателя вуза. К профессионально важным качествам личности преподавателя относятся: положительная мотивация, интерес и любовь к педагогическому труду, педагогические и организаторские способности, артистизм, адекватные профессии черты характера (требовательность, справедливость, доброжелательность). Даже по этим характеристикам, современный преподаватель вуза должен быть как: обучающий (передающий знания, стимулирующий активность студентов, формирующий навыки и умения); воспитывающий (заботящийся о всестороннем развитии личности студентов, формирующий профессиональные и психологические качества); исследующий (занимающийся научными исследованиями в области преподаваемой дисциплины); организующий (организатор занятий со студентами, их актор, мотиватор, стимулятор мотивации, контролер самостоятельной работы).

Интересно, что испытуемые выделили следующие личностные качества преподавателя вуза XXI века: любовь к своим студентам, доброта, понимание, обаяние, ответственность, требовательность, объективность, чуткость, популярность у студентов, эмоциональность, терпеливость, заинтересованность, толерантность, самокритичность, объективная самооценка. В профессиональном плане определили так: наличие когнитивных способностей, коммуникативная компетенция, адаптивный компонент, владение здо-ровьесберегающими технологиями и социальные качества [5].

Психологический анализ названных личностных качеств, стоящих на центральных местах, помогает увидеть некоторые черты современного студенчества. Во-первых, студенты переживают нехватку добра, теплоты и человеческого участия к себе лично. Это вызвано загруженностью как самих студентов, так и их родителей, близких, разобщенностью со сверстниками (виртуальное общение в социальных сетях заменяет реальное). Во-вторых, некоторый перенос образа «учителя» на образ «преподавателя», пролонгация детства на период обучения в вузе. В-третьих, студентов с первых курсов обучения в вузе реально представляют образ преподавателя, каким он должен быть, чем отличается от школьного педагога, поэтому важно и преподавателям «поддерживать» свое поведение и репутацию именно на уровне вузовского преподавателя, не заиграивая со студентами ни «в доброго» педагога, ни «в злого и т.д. и т.п.

Анализ профессиональных качеств говорит, в первую очередь, о преимуществе знаньевого и коммуникационного компонентов у вузовского преподавателя. Важна и адаптация как студентов к преподавателям так и преподавателей к студентам - как правило, в каждом семестре у студентов новые

преподаватели (в год бывает до 30 человек), у преподавателя новые студенческие группы (по разным подсчетам - 10-20 в семестр, если учитывать поточные лекции). Важен для современных студентов и здоровьесберегающий ресурс. В этом проявляется нацеленность всего российского социума на здоровый образ жизни.

Литература

[1]Москаленко О.В., Иванова Н.А. Акмеологические ресурсы управления развитием муниципальной образовательной системы. //Акме-ология. 2010. № 2. - С. 74-77.

[2]Миронова Г.В., Москаленко О.В. Взаимосвязь профессиональной самореализации молодежи с процессами ее самоактуализации, самоопределения и самоосуществления.//Мир психологии. 2011. № 1. - С. 193-200.

[3]Москаленко О.В. Личностно-профессиональное развитие современного человека.//Мир психологии. 2004. № 4. - С. 166-170.

[4]Москаленко О.В. Профессиональное самосознание личности: итоги, проблемы, перспективы//Акмеология. 2004. № 3. - С. 46-50.

[5]Москаленко О.В. К проблеме субъекта карьеры (кто эффективнее построит свою карьеру: Чацкий или Молчалин?).//Мир психологии. 2012. № 3. С. 260-266.

THE STUDENT IMAGE OF THE TEACHER OF THE HIGHER SCHOOL OF THE XXI CENTURY

Albakova Zara Abdul-Mazhitovna (Nazran, Russia) - the candidate of medical sciences, a senior lecturer, Ingush State University; Mag-istralnaya St. 39; zara.albakova@gmail.com

Abstract

The article is devoted to the analysis of the image of teachers in modern higher education. The most common qualities of the image of teachers, identified in the research of student descriptions of the teacher of the XXI century are enumerated in this work. Keywords: the teacher of the higher school, his\her image and quality, students.

УДК 159.9

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОТНОШЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ

Албакова Зара Абдул- Мажитовна (Назрань, Россия) - кандидат медицинских наук, старший преподаватель, Ингушский Государственный университет; ул. Магистральная 39; zara.albakova@ gmail.com

Погорова Райшат Исмаиловна (Назрань, Россия) - старший преподаватель, Ингушский Государственный университет; ул. Магистральная 39; pogorova-03@bk.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу отношения преподавателя и студентов, роли их социально-психологической зрелости как личности в развитии позитивности и эффективности этих отношений. В данной работе представлены некоторые описания качеств социально-психологической зрелости личности.

Ключевые слова: социально-психологическая зрелость личности, преподаватель, студенты.

Отношения преподавателя и студентов в XXI веке значительно трансформировались. Преподаватели, оставаясь на классических позициях вузовской педагогики, продолжают требовать от студентов знаний, умений и навыков. Современные студенты не разделяют этой позиции. Во-первых, в силу своего возраста студенты пытаются отрицать «все и вся», «провести революцию», продемонстрировать позицию «Я не такой как все». Во-вторых, действительно студент в XXI веке может практически все узнать, не выходя из дома - через Интернет и социальные сети. Более того, студенты задаются вопросом: «Зачем все учить, когда в любой момент можно все узнать с помощью компьютера?». Конечно, можно всегда увидеть информацию, но, к сожалению, такой путь не сформирует профессионала, который должен не только уметь увидеть, но и быть профессионально компетентным. Более того, «поход в социальные сети» не приносит новых знаний,

интерес к познанию нивелируется и чаще всего подменяется интересом к развлечениям в социальных сетях - играм, развлекательным и коммуникативным форумам [1-2].

Эта серьезная психодидактическая проблема выступает водоразделом между студентами и преподавателями, создавая проблемы в их отношениях и взаимодействии. В основе этого мы видим парадокс отсутствия социально-психологической зрелости как у преподавателей, так и у студентов.

Отметим, что социально-психологическая зрелость представляет интерес для многих исследователей личности (В.А. Аверин, Г.Г. Александрова, Е.В. Андриенко, А.Н. Еремина, А. Инкельс и Г. Лейдерман, Р.Р. Калинина, Е.В. Ковалевская, И.С. Кон, Т.В. Коротовских, Л.В. Михайлова, Г. Олпорт, А.В. Поляков, А.Г. Портнова, К. Роджерс, В.М. Русалов, П.М. Якобсон и др.).

Понимая социально-психологическую зрелость, как и А.Л. Журавлев, как частный вид психосоциальной зрелости, характеризующийся общими и частными признаками зрелости, проявляющимися отношениями взаимодействиями, во-первых, личности с другими людьми, с группами и в целом с социальной средой; во-вторых, групп разной величины в их межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношениях [3]. Автором также в качестве подвидов социально-психологической зрелости дифференцируются: как зрелость системы ее отношений, зрелость групп разных размеров как качество межличностных отношений в них, и зрелость межгрупповых отношений, связей или взаимодействия, в частности общения. Более того, Р.Р. Калинина считает, что личностная зрелость включает в себя такие качества как ответственность, эмоциональная зрелость, самоконтроль поведения, самостоятельность, креативность, эмпатийность, терпимость, уверенность в себе, естественность, рефлексивность [4].

Возвращаясь к проблеме отношений преподавателей и студентов можно отметить, что социально-психологическая зрелость недостаточно сформирована как у студентов, так и у преподавателей.

У преподавателей отсутствует или в наличии недостаточный уровень развития эмоциональной зрелости, самоконтроля и гибкости поведения, креативности, терпимости к студентам, уверенности в себе, рефлексивности.

В отношении студентов мы не сможем найти предложенных В.М. Русаловым характеристик зрелого субъекта, которые в большинстве своём социально ориентированы: зрелый субъект действует во имя общества, решает социальные задачи, способствует творчеству других людей, принимает ответственные решения по взаимодействию с внешним миром [5]. Поэтому автор называет зрелого субъекта «особым просоциальным тип самоактуализированной личности», зрелость которого опирается на зрелость личности, а она, в свою очередь, основывается на зрелости темпераментальных и биологических свойств индивида.

Выход из данной ситуации мы видим в формировании социально-психологической зрелости и у студентов, и у преподавателей через их взаимодействие, в котором ключевым моментом выступает учебно-профессиональная деятельность и отношения, возникающие в ней. Например, одним из критериев успеха преподавателя как зрелой личности выступает формирование интерес у студентов к дисциплине, которую он преподает. В качестве приемов формирования интереса к предмету можно предложить: сформированность первого впечатления преподавателя у студентов; развитие учебной мотивации студентов к изучаемой дисциплине; использование разнообразия в применение методов и технологий в преподавании своей дисциплины; организация помощи в создании и вырабатывании навыков самостоятельной деятельности студентов в виде разнообразных заданий для самостоятельного изучения и творчества; развитие коммуникативной компетентности как у преподавателя, так и у студентов [6].

Таким образом, формируя социально-психологическую зрелость у преподавателей, мы тем самым, во-первых, создаем пример зрелого субъекта и личности для студентов, и, во-вторых, формируем опосредованно социально-психологическую зрелость у студентов. С другой стороны, зрелые субъекты-студенты, в свою очередь, «поставят перед необходимостью» формировать свою зрелость каждому преподавателю [7].

Все это будет способствовать достижение и преподавателем, и студентами, вершины способностей, таланта, творчества, того многомерного состояния, которое характеризует рост человека как гражданина, личности, супруга или родителя, профессионала, то есть тому, как зрелость понимается в акмеологии [8].

Литература

[1]Миронова Г.В., Москаленко О.В. Взаимосвязь профессиональной самореализации молодежи с процессами ее самоактуализации, самоопределения и самоосуществления.//Мир психологии. 2011. № 1. - С. 193-200.

[2]Москаленко О.В., Иванова Н.А. Акмеологические ресурсы управления развитием муниципальной образовательной системы. //Акме-ология. 2010. № 2. - С. 74-77.

[3]Журавлев А.Л. «Социально-психологическая зрелость»: обоснование понятия// Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 2. C. 44-54.

[4]Калинина Р.Р. Проблемы личностной зрелости в педагогической деятельности. //Вестник Псковс.ГУ. 2010. № 11. - С. 23-31.

[5]Русалов В.М. Психологическая зрелость: единая или множественная характеристика? //Психологический журнал. 2006. № 5. - С. 8397.

[6]Москаленко О.В. Личностно-профессиональное развитие современного человека.//Мир психологии. 2004. № 4. - С. 166-170.

[7]Москаленко О.В. Профессиональное самосознание личности: итоги, проблемы, перспективы//Акмеология. 2004. № 3. - С. 46-50.

[8]Москаленко О.В. К проблеме субъекта карьеры (кто эффективнее построит свою карьеру: Чацкий или Молчалин?).//Мир психологии. 2012. № 3. С. 260-266.

THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL MATURITY OF THE INDIVIDUAL IN THE CONTEXT OF THE RELATIONS OF TEACHERS AND STUDENTS

Albakova Zara Abdul - Mazhitovna (Nazran, Russia) - the candidate of medical sciences, a senior lecturer, Ingush State University; Magistralnaya St. 39; zara.albakova@gmail.com Pogorova Raishat Ismailovna (Nazran, Russia) - senior lecturer, Ingush State University; Magistralnaya St. Trunk 39; pogorova-03@bk.ru

Abstract

This article is devoted to the analysis of the relationship of teacher and students, the role of socio-psychological maturity as individual in the development of positivity and effectiveness of these relationships. Some descriptions of the qualities of the social and psychological maturity of the individual are presented in this work. Key words: the socio-psychological maturity of the individual, the teacher, the students.

УДК 004.9

ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ОСНОВЕ КИБЕРНЕТИЧНО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

Антонов Валерий Николаевич (Киев, Украина) -профессор, Академик Украинской Академии Акмеологии; пр. Победы, 34; vant46@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования проблемы акмеологического развития личности человека на основе кибернетически математического акмеологического подхода. Описаны концепция киберакмеологии, ее объект и предмет исследования, цель, методы, методика, методология киберак-меологии, а также кибернетично-математические методи, которые используются автором для исследования личностных и профессиональных качеств человека с помощью киберакмео-логической информационной системы.

Ключевые слова: акмеология, кибернетика, математика, личность, акмеологическое развитие.

В результате анализа современных акмеологических исследований [1, 2, 3] в сфере личностного и профессионального развития человека автор спроектировал инновационную компьютерную систему для исследования генотипа человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.