Научная статья на тему 'Личностное и профессиональное развитие человека на основе кибернетичноматематических принципов'

Личностное и профессиональное развитие человека на основе кибернетичноматематических принципов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
79
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / ACMEOLOGY / КИБЕРНЕТИКА / МАТЕМАТИКА / MATHEMATIC / ЛИЧНОСТЬ / PERSON / АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ACMEOLOGICAL DEVELOPMENT / CYBERNETIC

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Антонов Валерий Николаевич

Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования проблемы акмеологического развития личности человека на основе кибернетически математического акмеологического подхода. Описаны концепция киберакмеологии, ее объект и предмет исследования, цель, методы, методика, методология киберакмеологии, а также кибернетично-математические методи, которые используются автором для исследования личностных и профессиональных качеств человека с помощью киберакмеологической информационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Антонов Валерий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT ACME-HUMAN ON THE BASE CYBERNETIC- MATHIMATICAL PRINCIPLS

The article is devoted to analysis of the results of an empirical study of problem acmeological development of the personality on the base cybernetic mathematical principle. Describe conception cyberacmeology, object and subject, method, methodological, cybernetic mathematical methods for study personal and professional parameter’s human with help cybernetic information system.

Текст научной работы на тему «Личностное и профессиональное развитие человека на основе кибернетичноматематических принципов»

интерес к познанию нивелируется и чаще всего подменяется интересом к развлечениям в социальных сетях - играм, развлекательным и коммуникативным форумам [1-2].

Эта серьезная психодидактическая проблема выступает водоразделом между студентами и преподавателями, создавая проблемы в их отношениях и взаимодействии. В основе этого мы видим парадокс отсутствия социально-психологической зрелости как у преподавателей, так и у студентов.

Отметим, что социально-психологическая зрелость представляет интерес для многих исследователей личности (В.А. Аверин, Г.Г. Александрова, Е.В. Андриенко, А.Н. Еремина, А. Инкельс и Г. Лейдерман, Р.Р. Калинина, Е.В. Ковалевская, И.С. Кон, Т.В. Коротовских, Л.В. Михайлова, Г. Олпорт, А.В. Поляков, А.Г. Портнова, К. Роджерс, В.М. Русалов, П.М. Якобсон и др.).

Понимая социально-психологическую зрелость, как и А.Л. Журавлев, как частный вид психосоциальной зрелости, характеризующийся общими и частными признаками зрелости, проявляющимися отношениями взаимодействиями, во-первых, личности с другими людьми, с группами и в целом с социальной средой; во-вторых, групп разной величины в их межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношениях [3]. Автором также в качестве подвидов социально-психологической зрелости дифференцируются: как зрелость системы ее отношений, зрелость групп разных размеров как качество межличностных отношений в них, и зрелость межгрупповых отношений, связей или взаимодействия, в частности общения. Более того, Р.Р. Калинина считает, что личностная зрелость включает в себя такие качества как ответственность, эмоциональная зрелость, самоконтроль поведения, самостоятельность, креативность, эмпатийность, терпимость, уверенность в себе, естественность, рефлексивность [4].

Возвращаясь к проблеме отношений преподавателей и студентов можно отметить, что социально-психологическая зрелость недостаточно сформирована как у студентов, так и у преподавателей.

У преподавателей отсутствует или в наличии недостаточный уровень развития эмоциональной зрелости, самоконтроля и гибкости поведения, креативности, терпимости к студентам, уверенности в себе, рефлексивности.

В отношении студентов мы не сможем найти предложенных В.М. Русаловым характеристик зрелого субъекта, которые в большинстве своём социально ориентированы: зрелый субъект действует во имя общества, решает социальные задачи, способствует творчеству других людей, принимает ответственные решения по взаимодействию с внешним миром [5]. Поэтому автор называет зрелого субъекта «особым просоциальным тип самоактуализированной личности», зрелость которого опирается на зрелость личности, а она, в свою очередь, основывается на зрелости темпераментальных и биологических свойств индивида.

Выход из данной ситуации мы видим в формировании социально-психологической зрелости и у студентов, и у преподавателей через их взаимодействие, в котором ключевым моментом выступает учебно-профессиональная деятельность и отношения, возникающие в ней. Например, одним из критериев успеха преподавателя как зрелой личности выступает формирование интерес у студентов к дисциплине, которую он преподает. В качестве приемов формирования интереса к предмету можно предложить: сформированность первого впечатления преподавателя у студентов; развитие учебной мотивации студентов к изучаемой дисциплине; использование разнообразия в применение методов и технологий в преподавании своей дисциплины; организация помощи в создании и вырабатывании навыков самостоятельной деятельности студентов в виде разнообразных заданий для самостоятельного изучения и творчества; развитие коммуникативной компетентности как у преподавателя, так и у студентов [6].

Таким образом, формируя социально-психологическую зрелость у преподавателей, мы тем самым, во-первых, создаем пример зрелого субъекта и личности для студентов, и, во-вторых, формируем опосредованно социально-психологическую зрелость у студентов. С другой стороны, зрелые субъекты-студенты, в свою очередь, «поставят перед необходимостью» формировать свою зрелость каждому преподавателю [7].

Все это будет способствовать достижение и преподавателем, и студентами, вершины способностей, таланта, творчества, того многомерного состояния, которое характеризует рост человека как гражданина, личности, супруга или родителя, профессионала, то есть тому, как зрелость понимается в акмеологии [8].

Литература

[1]Миронова Г.В., Москаленко О.В. Взаимосвязь профессиональной самореализации молодежи с процессами ее самоактуализации, самоопределения и самоосуществления.//Мир психологии. 2011. № 1. - С. 193-200.

[2]Москаленко О.В., Иванова Н.А. Акмеологические ресурсы управления развитием муниципальной образовательной системы. //Акме-ология. 2010. № 2. - С. 74-77.

[3]Журавлев А.Л. «Социально-психологическая зрелость»: обоснование понятия// Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 2. C. 44-54.

[4]Калинина Р.Р. Проблемы личностной зрелости в педагогической деятельности. //Вестник Псковс.ГУ. 2010. № 11. - С. 23-31.

[5]Русалов В.М. Психологическая зрелость: единая или множественная характеристика? //Психологический журнал. 2006. № 5. - С. 8397.

[6]Москаленко О.В. Личностно-профессиональное развитие современного человека.//Мир психологии. 2004. № 4. - С. 166-170.

[7]Москаленко О.В. Профессиональное самосознание личности: итоги, проблемы, перспективы//Акмеология. 2004. № 3. - С. 46-50.

[8]Москаленко О.В. К проблеме субъекта карьеры (кто эффективнее построит свою карьеру: Чацкий или Молчалин?).//Мир психологии. 2012. № 3. С. 260-266.

THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL MATURITY OF THE INDIVIDUAL IN THE CONTEXT OF THE RELATIONS OF TEACHERS AND STUDENTS

Albakova Zara Abdul - Mazhitovna (Nazran, Russia) - the candidate of medical sciences, a senior lecturer, Ingush State University; Magistralnaya St. 39; [email protected] Pogorova Raishat Ismailovna (Nazran, Russia) - senior lecturer, Ingush State University; Magistralnaya St. Trunk 39; [email protected]

Abstract

This article is devoted to the analysis of the relationship of teacher and students, the role of socio-psychological maturity as individual in the development of positivity and effectiveness of these relationships. Some descriptions of the qualities of the social and psychological maturity of the individual are presented in this work. Key words: the socio-psychological maturity of the individual, the teacher, the students.

УДК 004.9

ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ОСНОВЕ КИБЕРНЕТИЧНО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

Антонов Валерий Николаевич (Киев, Украина) -профессор, Академик Украинской Академии Акмеологии; пр. Победы, 34; [email protected]

Аннотация

Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования проблемы акмеологического развития личности человека на основе кибернетически математического акмеологического подхода. Описаны концепция киберакмеологии, ее объект и предмет исследования, цель, методы, методика, методология киберак-меологии, а также кибернетично-математические методи, которые используются автором для исследования личностных и профессиональных качеств человека с помощью киберакмео-логической информационной системы.

Ключевые слова: акмеология, кибернетика, математика, личность, акмеологическое развитие.

В результате анализа современных акмеологических исследований [1, 2, 3] в сфере личностного и профессионального развития человека автор спроектировал инновационную компьютерную систему для исследования генотипа человека

с целью выдачи рекомендаций по развитию его внутренних потенциальных возможностей и достижению акме- точек в процессе жизнедеятельости личности. Исследования проводились на основе новой науки - киберакмеологии. Кибе-ракмеология - это наука о технологическом моделирование развития и усовершенствования творческой индивидуальности человека; методология проектирования новых знаний об технологии достижения желаемого результата; технологические модели и методах создания архитектоники креативного саморазвития личности на эволюционном пути творческой зрелости [4].

Концепция киберакмеологии заключается в теоретическом и практическом компьютерном моделировании акме-талантов и акме-способностей личности на основе инновационных информационных технологий. Объект исследования - комплексные суперсложные процессы управления и акселерации биологическими системами (человеком). Предмет исследования - кибернетично-акмеологические информационные системы для управления биологическими системами для креативного саморазвития человека, как личности на эволюционном пути развития творческой зрелости путем внедрения математических киберакме-систем. Цель киберакмеологии -состоит в реализации на компьютере всех потенциально-ресурсных возможностей личности, программирование его способностей, интеллекта, состояния согласованности с собой (с окружающей средой) с целью выдачи соответствующих индивидуальных рекомендаций, методик, технологий, алгоритмов относительно поведенческой акселерации его акме-возможностей [5].

Методы киберакмеологии базируются на моделях и методах кибернетики, нейрокибернетики, акмеологии, синергетики, бихевиористики и имеют широкое применение при проектировании и реализации киберакмеологичних информационных систем (КА-ИС), киберакмеологичних медико-биологических информационных систем (КАМБИС).

Методика киберакмеологии - это совокупность взаимосвязанных способов и приемов проведения работ в области совершенствования, акселерации и саморазвития внутренних возможностей человека. Методология киберакмеологии - это учение о научных методах познания и преобразования мира человеком; совокупность приемов исследования, применяемых в киберакмеологии согласно специфике обьекта ее познания. Это совокупность технологий, которые применяются в процессе разработки обеспечения киберакмеологичних информационных систем, объединенных единым философским подходом. Для личностного и профессионального развития человека автором применяются следующие кибернетично-математические методи (КММ) [6].

КММ в фундаментальных и прикладных профессиональных акме- исследованиях. Фундаментальные исследования - направлены на изучение человека для непосредственного практического ефекта от применения их результатов. Прикладные исследования - осуществляют с целью получения и использования новых знаний для решения прикладных задач. Также осуществляется дифференциация и интеграция таких наук как инженерная психология, психология принятия решений. Математические модели и методи, которые описывают и реализуют психологично- акмеологические феномени бывают интегрированные. Примером статистической модели прогнозирования есть регресионный анализ и каноническая корреляция. В кореляционных исследованиях, которые виявляют лишь статистические связи, ставят задание спрогнозировать возможность измеримых психо- акме характеристик индивида или групи. В прикладних психо- акме исследованиях используют математические методи с последующим решением соответствующих регрессионных уравнений. Фундаментальные теории разрабатывают путем применения математических моделей, которые исследуют био обьекти как относительно простые системи. фективное прогнозирование реализуют при использовании статистических моделей типа моделей дискриминантного и регресийного анализа, или методов имитационного моделирования, которые обьединяют обьясняющие и и прогностические фукции. В прикладних исследованиях - применение статистических моделей прогноза (регресионный, дискриминантний анализ) комбинируют с методами многомерного статистического анализа (фактор-ним, компонентным, кластерным). Методы многомерного статистического анализа используют и в фундаментальных ис-

следованиях, для измерения латентних переменных на основе их корреляции. В прикладних исследованиях перечисленные методы связаны с решением задач классификации обьектов.

КММ в емпирических и теоретических акмеологи-ческих исследованиях. Емпирические исследования - осуществляют непосредственно с обьектом для проверки правильности теоретических положений. Теоретические исследования - связаны нс з реальными характеристиками, а со знаково-символическими, пространственно-образными структурами, например: формулы, модели, графика и т.д. Бльшинство научных исследований имеют комбинированный характер: теоретико-емпиричний. В общем случае математические модели -описывают и обьясняют функционирование определенного психического процеса. Существуют такие основные види математического моделирования: аналитическое, имитационное, комбинированное моделирование. Автором также используются: КММ в експериментальных акме- исследованиях; КММ статистики и КММ корреляционного анализа; КММ прогнозирования; Кибернетично-Математические трендовые методи; КММ кластергзацй и КММ факторного аналгзу.

Выводы. Разработанная КиберАкме-ИС с использованием перечислентх КММ - имеет большое значение для каждого, позволяя любому пользователю получить научно обоснованные и математически выверенные ответы на акме- вопросы, и давать акме- рекомендации на каждый день, неделю, месяц и т.д.

Литература.

[1]. Деркач А.А. Роль организационной среды в становлении личности профессионала // Акмеология. № 3. 2011. С. 5-12.

[2]. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация - основание акмеологи-ческого развития. М.: МПСИ - Воронеж: Модэк, 2010.

[3]. Антонов В.Н. Человек как предмет междисциплинарного киберне-тично-акмеологического исследования // «Акмеология». - Москва. -СВ № 3-4/ 2014. - с. 201.

[4]. Антонов В.Н. Комплексно-синтетическое развитие и усовершенствование человека. - // «Акмеология». - Москва. - СВ № 3-4/ 2014. - с. 202.

[5]. Антонов В.Н. Компьютерно-кибернетический инструментарий формирования акме- личности (оценка и диагностика) // «Акмеология». - Москва. - СВ № 3-4/ 2014. - с. 203.

[6]. Антонов В.Н. Компьютерные акмеологические прикладные исследования на принципах кибернетической акмеологии // спец. Выпуск научно-практического журнала «Акмеология». - Москва - декабрь. -2013. С. 133-134.

PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT ACME-HUMAN ON THE BASE CYBERNETIC-MATHIMATICAL PRINCIPLS

Antonov Valeriy Nicolaevich (Kyev, Ukraine) - D.Ps. Professor, Academic Ukraine Academy Acmeology, pr. Pobeda, 34, [email protected]

Abstract

The article is devoted to analysis of the results of an empirical study of problem acmeological development of the personality on the base cybernetic mathematical principle. Describe conception cyberac-meology, object and subject, method, methodological, cybernetic mathematical methods for study personal and professional parameter's human with help cybernetic information system. Key words: acmeology, cybernetic, mathematic, person, acmeological development.

УДК 004.9

МЕТОДИЧЕСКИЙ И АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Антонова-Рафи Юлия Валериевна (Киев, Украина) доцент Национального Технического Университета Украины «КПИ»; Антонов Валерий Николаевич (Киев, Украина) - профессор, Академик Украинской Академии Акмеологии; пр. Победы, 34; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.