НА СТЫКЕ НАУК
AT THE JUNCTION OF THE SCIENCES
УДК 004.9
КИБЕРАКМЕОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: КОНЦЕПЦИЯ, ПРИНЦИПЫ, КРИТЕРИИ
Антонов Валерий Николаевич — доктор технических наук, профессор кафедры информационных технологий Национального технического университета Украины «КПИ» имени Игоря Сикорского; пр. Победы, 37, Киев, Украина, 252056; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ
В статье предпринята попытка разработки теоретической базы для системы обучения, в основе которой лежит идея акселерации качества обучения студентов, их деятельности и трудоустройства. Основные темы исследования: акселерация морально-этических, патриотических и профессиональных качеств личности; актуализация личностно-профес-сионального развития кадров на основе кибе-ракмеологии (КА); решение киберакмеологи-ческих проблем развития профессионализма личности; разработка и внедрение киберакме-ологических прикладных технологий как способов креативного саморазвития личности, её самоусовершенствования и самообразования; определение киберакмеологических основ профессиональной деятельности личности; выработка киберакмеологического индивидуального стиля профессиональной деятельности личности в современных условиях; киберак-меологическая мотивация профессиональной деятельности и достижения успехов в обучении, карьере, творческой жизни.
Концепция киберакмеологии основана на теоретическом и практическом (прикладном) моделировании талантов и способностей личности на основе современных информационных технологий (ИТ) за счёт методологии достижения акме-точек человека в разных областях и ситуациях. Большое значение имеет и реализация разработанной модели на основе фило- и онтогенеза.
Ключевые слова: личность, обучение, гармонизация личности, акмеология, технология, кибернетика.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. В настоящее время проблема качественного профессионального обучения является весьма актуальной для студентов всех вузов.
Анализ последних исследований и публикаций. С учётом основных понятий, методов и технологий системного анализа проведены исследования проблем развития акмеологии в Украине, которые, как уже было сказано, являются весьма актуальными [9-15]. Исследована проблема разработки, внедрения и реализации акмеологии в различных областях науки, техники, хозяйственной сферы и в образовании на основе современных информационных технологий (СИТ) [2-8].
В 2005 году появилось новое направление в развитии акмеологии — киберакмеология, наука о технологическом моделировании развития и совершенствования творческой индивидуальности личности. Это методология проектирования новых знаний о технологии достижения желаемого результата; технологические модели и методы создания архитектоники (гармоничное объединение в единое целое) креативного саморазвития личности на эволюционном пути творческой зрелости; срок, который вводится для обозначения нового направления в исследовании, анализе и внедрении математических акме-сис-тем, основанный на основных принципах таких наук, как кибернетика, акмеология, синергетика, бихевиоризм, креативность, когнитология.
Мною сделана попытка разработать инновационную теоретическо-практическую парадигму, которая базируется на основе понятия «гармонизация личности», с учётом базовых понятий системного анализа, акмеологии и киберакмеологии (КА). Суть этой парадигмы — акселерация профессиональной деятельности и актуализация лично-профессионального развития кадров на основе киберакмеологии и нейро-педагогики с учётом самоактуализации, самообразо-
вания, саморазвития, самомотивации, самосовершенствования, самореализации личности.
Были рассмотрены следующие проблемы: ки-беракмеологические проблемы обучения и развития профессионализма; киберакмедиагностические методы исследования в профессиональной работе; ки-беракмеологический профессионализм деятельности человека в экстремальных ситуациях; разработка и внедрение киберакмеологических прикладных технологий как средств креативного саморазвития личности, самосовершенствования личности, самообразования личности; применение киберакмеоло-гии для изучения и развития креативного потенциала личности и её рефлексивности; киберакмеология и развитие аутопсихологической компетентности лица с целью хранения профессионального здоровья и повышения морально-профессиональной компетентности; киберакмеологическая мотивация профессиональной деятельности и достижения успехов в учёбе, карьере, творческой жизни.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
В своих исследованиях я опирался на работы всемирно известного акмеолога А.А. Деркача [2—6]. Авторская концепция акмеологии в образовании характеризуется системным (интегрированным, комплексным) исследованием проблемы качественного и эффективного обучения акмеличности на основе инновационных технологий с учётом концепций и принципов базовых наук [1]: андрогогика, биология, психология, акмеология, кибернетика, математика, генетика, психогенетика, соционика, физиология, нейрофизиология, педагогика, нейропедагогика, экология, эйвайронментальная экология [7; 8], синергетика.
Авторские принципы — этасологический, андро-генно-половой, гендерный, генетико-психологичный, педагогический, этнологический, национальный, классовый, экологический, экономическо-политический. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Этасологический принцип обучения базируется как минимум на обучении родителей (а желательно и на обучении родителей родителей), а продолжается акме-педагогом с использованием таких наук, как андрогогика, педология, ювенология, геронтология, психология, акмеология, педагогика, генетика, биология, физиология, психогенетика и др. (270 наук о человеке). Существуют разные классификации возрастных периодов человека. Рассмотрим одну из них: пренатальный период (до рождения); перинатальный период (непосредственно перед и во время рождения); возраст новорождённого (от момента рождения до одного месяца); возраст младенца (от одного месяца до одного года); период преддо-школьного возраста (1—3 года); период дошкольного возраста (3—6/7 лет); младший школьный возраст (6/7-10 лет); подростковый возраст (10-15 лет); ранняя юность, или старший школьный возраст (1517 лет); юность (17-21 лет); молодость (21-35 лет); зрелость (35-60 лет); почтенный возраст, или возраст мудрости (60-75 лет); продолжительный возраст (75-90 лет); долгожители, или старейшины (старше
90 лет). И каждый из этих возрастных периодов требует своего подхода, методики, технологии воспитания, обучения, образования. При этом используются подходы таких наук, как педология, ювенология, андрогогика, акмеология, мудрагелиология, геронтология, человекология.
Гендерно-половой принцип обучения характеризуется исследованием двух абсолютно разных существ. Мальчики и девочки, юноши и девушки, мужчины и женщины — два абсолютно разных мира. Это две «совместимые» (родственные), но чрезвычайно сильно отличающиеся на генно-хромосомном, клеточном уровне человеческие био-психолого-социальные системы, которые базируются на принципиально разных подсистемах: эндокринно-гормональной, мозговой, костной, сердечно-сосудистой, мышечной, кровеносно-лимфатической, репродуктивной, иммунной, нервной и др. [16]. А главное — природно нацеленные на выполнение принципиально разных функций в этой жизни («женщины — с Венеры, мужчины — с Марса»). Китайские философы утверждали: «Женщина и мужчина — это два полярных начала, и эти начала формируют гармонию, только взаимодействуя друг с другом».
Известно, что понятие «пол» включает в себя биологически детерминированные аспекты различий между женщиной и мужчиной — генетических, гормональных, анатомических, физиологических [16]. Понятие «гендер» обусловлено наличием поведенческих факторов, определяющих мужественность (мускулинность) и женственность (фемининность). Феминология — это наука о месте и роли женщины в обществе, которая исследует совокупность психологических, социально-экономических, политических, правовых, социокультурных условий, которые были сформированы в обществе для реализации общих с мужчинами и специфических интересов женщины, обеспечения их жизнедеятельности во всех сферах общественной жизни. Женщины и мужчины развиваются не в одно время, у них различаются интересы, мотивации, по-разному происходит формирование личности. «Девушка раньше становится мудрее, раньше взрослеет. Поэтому если по годам она моложе мужчины лет на 10, то физиологически чаще всего с ним на равных» [16].
Для мужчин характерно так называемое монотрековое строение головного мозга: думает левым полушарием, хорошо ориентируется географически с помощью пространственного мышления. Мужчины лучше разбираются в математике, начертательной геометрии, чертежах, картах. И они более агрессивны и менее эмоциональны, чем женщины (доминантно левое полушарие — наподобие мощного биологического цифрового компьютера).
Женщины признаются «мультитрекинговыми», то есть легче воспринимают информацию из разных источников, ориентируются по запоминающимся предметам, обладают развитой интуицией (доминантно правое полушарие).
В общем случае женщина — «двуполушарная», а мужчина — «однополушарный». Существует асимметрия структурной и функциональной организации головного мозга женщины и мужчины, а также
понятие «половой диморфизм», то есть неодинаковость их организмов, в частности, различия в структуре мозга: его масса, величина, количество серого (анализ информации) и белого (передача информации) вещества, а также функциональная направленность нейронов, строение ряда подкорковых образований, что подтверждают результаты, полученные с помощью МРТ(магнитно-резонансной томографии); ЯМР (ядерно-магнитного резонанса); ЭТ (эмиссионной томографии), гистологических исследований элементов головного мозга. У женщин в коре головного мозга — 23 млрд нервных клеток, у мужчин — 19 млрд. Это свидетельствует о том, что мозг женщины превосходит мозг мужчины в эмоционально-волевой и интеллектуальных сферах, но уступает в двигательной. У женщины и мужчины есть отличия и в лимбической системе. А это главный эмоциональный центр мозга, который оказывает регулирующее влияние на мотивацию и устремление, сон, аппетит, сексуальное поведение, работоспособность, память, депрессию, гнев, страх, блаженство, уныние, коммуникабельность. Существуют отличия и между миндалинами мозга, которые отвечают за сексуальные желания (у мужчин эти структуры крупнее), половое возбуждение, поведение, стрессовые реакции. Вообще мозг мужчины по многим структурным и функциональным особенностям отличается от мозга женщины. Словарный запас среднестатистического мужчины в 2 раза меньше, чем у женщины. Общеизвестно, что мужчины и женщины характеризуются разными физическими, биологическими, духовными, умственными, генетическими, психогенетическими, физиологическими и биохимическими особенностями. Половая дифференциация относится к числу тех универсальных явлений, которые изучают все науки о человеке. Динамическая вариативность полоролевых стереотипов стала предметом специального исследования.
Ключевую роль в половой характеристике человека играют половые гормоны: мужские — андроге-ны и женские — эстрогены. Каждый человек несёт в себе как мужские, так и женские гормоны, а потому каждый мужчина несёт в себе женщину, и наоборот.
Гендерные различия мужчин и женщин определяются тремя признаками: генетическими, анатомическими и поведенческими. Так, в частности:
• у мужчин одна Х-хромосома, а у женщин — две, несмотря на то, что одна из них — резервная;
• генетически женщины устроены сложнее, чем мужчины, так как активные Х-хромосомы клеток представляют собой набор из материнских и отцовских клеток; мужчины получают Х-хромосомы от матери, а в У-хромосоме содержится менее 100 генов, в то время как Х-хромосома содержит около 1500 генов;
• по структуре и биохимическому составу головной мозг женщины и мужчины различается, например, у мужчин миндалины крупнее, и они быстрее вырабатывают серотонин;
• мужчины и женщины по-разному реагируют на сильный стресс: у женщин задействованы миндалины левого полушария, и они запоминают детали
эмоций; у мужчин используются миндалины правого полушария, и они воспринимают суть проблемы;
• Женщины в два раза чаще страдают от тревожности и депрессии, зато в 3 раза реже совершают самоубийства, а вероятность того, что они пристрастятся к алкоголю, меньше в 5 раз; кроме того, в детстве они менее склонны к расстройствам речи и синдрому гиперактивности, а будучи взрослыми, — к асоциальным действиям.
Таким образом, женщина и мужчина — это разные существа, они имеют разную биоэлектрическую активность головного мозга, разные энцефалограммы, они не могут воспитываться одинаково, их природа разная, они по-разному смотрят на одинаковые вещи, по-разному слушают, говорят, чувствуют, видят, слышат, молчат, переживают; их природные задатки необходимо оберегать, раскрывать, а не вредить, не «ломать» и главное, — акме-развивать.
Вывод очевиден: обучать мальчиков и девочек, юношей и девушек, женщин и мужчин необходимо с использованием разных методик, технологий, алгоритмов и программ.
Педагогический принцип обучения основан на умении акме-педагога «видеть» в одном коллективе «разных» детей. Он должен уметь дифференцированно подходить к обучению, то есть не использовать одну методику для всех обучающихся, а найти к каждому из них индивидуальный подход. Леворуких, право-руких, амбидекстров также надо обучать по-разному. «Левшество», как и «правшество» — это разные типы организации мозга и разные способы протекания психических процессов. Не зря говорят: «Руки растут из головы». Ведь человек — это и индивид, и личность, и универсал, и акме-личность. Но воспитать акме-личность может лишь акме-педагог — личность, которая наделена акме-способностями от природы и практически освоила такие науки и дисциплины, как акме-психология, акме-педагогика, нейропедагоги-ка, психогенетика, биопсихология, психофизиология, а также принципы акме-образования, акме-обучения и акме-воспитания.
Но как «создать» акме-педагога?
Варианты ответа на этот вопрос.
1.Методом проб и ошибок. Процесс длительный и непредсказуемый.
2.Интуитивно-чувственным методом.
З.Через селекцию, отбор, тестирование и диагностику.
4. Естественно-природным традиционным путём, как это и делается сегодня в педагогических вузах.
Но если профессор учит студента, то кто учит профессора? Известно, что в общем случае: воспитатель (например, в детском саду) воспитывает в духе порядочности и патриотизма, используя методы нейропсихологии и нейропедагогики; учитель (в школе) учит, как, зачем и для чего жить на свете; он делает это на основе моральных и национальных интересов, не забывая профессионально излагать свой предмет, то есть воспитывает и учит декларативным знаниям; преподаватель (в вузе) преподаёт предмет, дисциплину, науку на основе современных информационных
технологий; педагог обучает своему предмету с учётом его места в системе наук, опираясь на нейропедаго-гику и инновационные интернет-технологии.
К педагогам относятся: «компиляторы», «интерпретаторы», «плагиаторы», когнитологи, синергетики, акмеологи, киберакмеологи, флюгерные (ориентированные на внешний эффект и контролирующие органы), аперцепторные (ориентированные на индивидуальные черты обучаемого), фасилитаторы (то есть помощник-консультант обучаемого),, универсалисты.
Акме-педагог — это педагог, мастерски владеющий психологией, акмеологией, психогенетикой, нейропедагогикой, андрогогикой, ювенологией, ан-дрогогикой, с учётом концепции, принципов и критериев кибернетической акмеологии образования. Эти науки он использует для максимального раскрытия потенциально ресурсных возможностей обучаемых. Акме-педагог использует акме-синергетическую технологию обучения, поэтому он ещё и философ, креатолог, когнитолог, интеллектуал, полиглот, науковед. Это мастер, эксперт, искусствовед акмео-логического образования, когнитивно-креативного научного и теоретико-практического воспитания и передачи знаний, опыта, умений, а главное — технологий и методик добывания инновационных знаний и раскрытия генетико-психологических знаний личности о самой себе. Акме-педагог обучается всю свою жизнь и передаёт свои знания тем, кто имеет акме-мотивацию и акме-способности. Но известно, что воспитать, обучить, образовать одарённого может лишь одарённый, талантливого — талантливый, гениального — гениальный, то есть создать акме-лич-ность может лишь акме-педагог.
Да и типов обучаемых существует континуальное множество, в зависимости от критериев их оценки (Щ, пол, гендер, возраст, генетика, воспитание, статус, нация, раса и др.). Обучаемые бывают различных типов: от маргинально-эгалитарных до одарённых, талантливых, гениальных (от моноутилитарных до полиуниверсальных).
Цели акме-педагога:
• воспитать, просветить обучаемого относительно: цели, технологии, методики, алгоритма, программы его жизни; его жизненного пути; профессиональной ориентации, выбора профессии через призму своего предмета;
• познакомить с основами андрогогики, челове-кознания;
• научить своему предмету на основе концепции «3П + 3С» [14], с учётом фило- и онтогенеза обучаемого развить прекрасное в человеке и подавить в нем недостойное.
Но кто поможет создать того, кто создаст акме-педагога? И кто создаст биопсихологическую почву для «выращивания» акме-педагога, которая требует затрат энергии, финансовых средств, оргресурсов, знания и любви к знаниям, а также наличия мотивации? И хотя на эти вопросы ответить очень сложно, как и на вопросы «Что есть прекрасное?», «Что такое шарм?». Мой ответ на него базируется на универсально-системном синергетическом подходе с использованием метода кибернетической акмеологии
(КА). Этот метод основан на комплексном интеграционном системном компьютерно-интеллектуальном анализе 4500 черт характера, темперамента, генетики, психогенетики, биологии, психобиологии, биофизиологии личности на основе принципов 270 наук о человеке. Метод КА позволяет определять, классифицировать, систематизировать и континуально отбирать способных, талантливых, гениальных, даровитых, средних, посредственных, маргинальных на основе количественно-качественных критериев. В зависимости от цели исследования возможны следующие доминантно-качественные критерии: порядочность; патриотизм; санологические, собрио-логические, соционистические критерии; профессионализм. Я специально поставил «профессионализм» на 6-е место, считая, что это качество очень важное, но... личность сначала должна быть порядочной (ибо непорядочный профессионал никому не нужен); затем патриотичной; санологической; собриологической; соционистически-эмпатийной. Детально метод КА описан в монографии [9].
Концепция киберакмеологии заключается в теоретическом и практическом моделировании талантов и способностей личности на основе современных информационных технологий (СИТ) за счёт методологии достижения акме-точек человека в разных областях и ситуациях и реализация построенной модели на основе фило- и онтогенеза.
Кроме перечисленных выше критериев, мною введены и динамически-континуальные критерии кибернетической акмеологии:
• морально-патриотический: порядочность, совесть, духовность, нация, религия;
• саналого-собриологический: здоровье, энергетика, отсутствие вредных привычек;
• профессионально-культурный: профессионализм, культура, искусство, язык;
• социолого-эмпатийный: сопереживание, понятливость, био-психогенетическая совместимость;
• научно-исследовательский: наука, вера, исследования, анализ, индукция, дедукция, тяга к знаниям;
• психогенетический: генетика, психология, праксиология;
• био-этасологический: биология, биофизика, физиология, возраст, нейроювенология, нейрогеронтоло-гия;
• нейропедагогический: нейробика, нейропсихология, нейроандрогогика;
• киберакмеологический: кибернетика, акмеология, информатика, интернетика;
• технологично-системно-математический: технология, методика, системный анализ, математическая психогенетика.
ВЫВОДЫ
Исследование было проведено с использованием метода кибернетической акмеологии и нейропе-дагогики как междисциплинарной науки развития и воспитания человека. Нейропедагогика позволяет решать гендерно-этасологические проблемы обучения и воспитания человека и получать: новые
научные теоретические, эмпирические и практические данные относительно разных типов функ-циональой организации головного мозга у юношей и девушек; новые знания о функциональном развитии головного мозга ребёнка и взрослого; новые стратегии экспериментального исследования активного отношения личности к процессу жизнедеятельности; новые научные программы, методики, технологи работы с человеком; новые нейропсихо-логические методы диагностики и прогноза психологического развития; новые формы психологической коррекции поведения ребёнка и взрослого на основе творческой педагогики для раскрытия креативных возможностей человека; новые научные подходы к гендерному обучению и воспитанию в семье, дошкольных учреждениях, школах, вузах, организациях послевузовского образования и непрерывного образования и самообразования. Нейропеда-гогика — базовая наука, которая обьединяет такие науки, как нейроанатомия; нейробиология; нейро-морфология; нейропсихология; нейрофизиология; нейрогенетика; психогенетика.
Главная цель нейропедагогики — помочь преподавателю, учителю, воспитателю оптимально и творчески решать педагогически-воспитательные и морально-этические задачи, используя знание индивидуальных особенностей мозговой организации высших психических функций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главная цель кибернетической акмеологии — применение компьютерных инновационных технологий для автоматизации проблем акме-нейропедаго-гики с целью получения эффективных и оптимальных компьютерных методик, алгоритмов, программ развития, воспитания, усовершенствования и самоусовершенствования акме-человека.
Разработана, реализована и эксплуатируется Ки-бернетично-математическая акме-энергетическая эргономико- эргатическая фрактально-андрогенная компьютерно-технологическая интернет-система, спроектированная на перечисленных принципах и авторских критериев КА-О. Система предназначена для мониторинга и контроля за онто- и филогенетическими характеристиками человека с целью выдачи ему индивидуальных рекомендаций для индивидуального самообучения, самовоспитания, самообразования и выбора жизненного пути (ибо «Кто никуда не плывёт, для того нет попутного ветра». — М. Монтень). В заключение скажу о том, что я пришёл к следующему выводу: «Обучать в одном классе талантливых, гениальных, способных и посредственных — значит превращать обучение в фарс, а обучать детей без учёта их гендерно-половых, психофизиологических и генетико-этасологических особенностей — это невежество».
ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Эта информационная система базируется на следующих инновационных технологиях: интернетика,
GRID и grade-технологии, вебинары, аудио- и видеолекции (Mediated Leaning, Creative Leaning, Leaning Circles, Cyberacmeology Leaning), в перспективе будет использоваться на авторском сайте (www.vant.ho.com. ua) c целью её некоммерческого использования для тестирования, диагностики и мониторинга потенциально ресурсных возможностей человека в качестве системы поддержки принятия решений для качественного акме-индивидуального самообучения, самовоспитания, самообразования.
ССЫЛКИ
[1]. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекоз-нания. — М.: МПСИ, 2008.— 432 с.
[2]. Деркач А.А. В помощь исследователю-акмеоло-гу: о логике акмеологического исследования // Акмеология. 2013. № 4. — С. 11-24.
[3]. Деркач А.А. Методологические составляющие состояния психической готовности к деятельности // Акмеология. 2012. № 3(43). — С. 10-20.
[4]. ДеркачА.А., Сайко Э.В. Самореализация — основание
акмеологического развития: Монография. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010.— 224 с.
[5]. Деркач А.А. Роль организационной среды в становлении личности профессионала // Акмеология. 2011. № 3. — С. 5-12.
[6]. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004.— 752 с.
[7]. Гагарин А.В. Теоретические и эмпирические аспекты формирования экологического сознания в природо-ориентированной деятельности учащихся / А.В. Иващенко, В.И. Панов, А.В. Гагарин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». 2012. № 2. — С. 82-100.
[8]. Гагарин А.В. Личностно-профессиональное развитие студентов в информационно-средовых взаимодействиях / А.В. Гагарин, Л.К. Раицкая, Л.А. Быстрякова // Социально-экологические технологии. 2013. № 1. С. 063-076.
[9]. Антонов В.Н., Антонова-Рафи Ю.В. Кибернетическая акмеология: теория и практика моделирования, акселерации и развития человека. — Киев: КНТ, 2011.— 236 с.
[10]. Антонов В.Н. Кибернетическая акмеология: технология развития и совершенствования человека. — Киев: ИПЦ, 2011.— 238 с.
[11]. Антонов В. Н. Личностное и профессиональное развитие человека на основе кибернетично-математи-ческих принципов // Акмеология. 2015. № 3. — С. 27-28.
[12]. Антонова-Рафи Ю.В., Антонов В.Н. Методический и алгоритмический инструментарий личностного и профессионального развития человека // Акмеология. 2015. № 3. — С. 28-29.
[13]. Антонов В.Н. Кибернетическая акмеология в вопросах и ответах: Монография. — Киев: Аграр Медиа Групп, 2015.— 236 с.
[14]. Антонов В.Н. Акме-диагностика развития человека: концепция «3П + 3С» // Акмеология. 2016. № 3.
[15] Антонова-Рафи Ю.В., Антонов В.Н. Гендерно-этасологический аспект акме-диагностики // Акмеология. 2016. № 3.
[16]. Этинген Л.Е. Чем отличается мужчина от женщины. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2012.— 368 с.
CYBERACMEOLOGY IN EDUCATION: CONCEPT, PRINCIPLES, CRITERIA
Valery M. Antonov, Doctor of Engineering, Professor, Department of Information Technologies, Igor Sikorsky KPI National Technical University of Ukraine, 37, pr. Pobedy, Kiev 252056, Ukraine; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The author tries to develop a theoretic paradigm for education system on the basis of a concept of acceleration of quality of education for students, their activities and employment. The main topics of the study are as follows: acceleration of moral, ethical, patriotic and professional attributes, actualization of personal and professional development of staff on the basis of cyberacmeology (CA), solution of cyberac-meological problems of personal professionalism development, development and implementation of cy-beracmeological applied technologies as instruments of creative self-development, self-improvement and self-education, determination of cyberacmeological basis of professional activities, development of cyberacmeological individual style of professional activities in modern times, cyberacmeological motivation of professional activities and achievement of success in education, career and creative life.
The concept of cyberacmeology is based on theoretical and practical (applied) modelling of talents and capabilities of a person on the basis of modern information technologies (IT) by means of the acme point achievement method in various spheres and situations. Implementation of the developed model on the basis of phylogenesis and ontogenesis is of great importance.
Key words: personality, education, harmonization of personality, acmeology, technology, cybernetics.
REFERENCES
[1]. Ananev B.G. Psixologiy i problem chelovekoznaniy [Psychology and problems humans knowledge]. Moscow: 2008.— 432 s.
[2]. DerkachA.A. V pomoshsh issledovateliu-armeology: o logike akmeologicheskogo issledovaniy [For help researcher acmeologer: logical acmeology investigate] // Akmeologia [Akmeology]. № 4. 2013. S. 11-24.
[3]. DerkachA.A. Metodologicheskie sostavliaiujshshie sostoynia psichicheskoy gotovnosty k deialnosty [Methodical component status physical preparedness for activities] // Akmeologia [Akmeology]. № 3 (43). 2012. S. 10-20.
[4]. Derkach A.A., Sajko Je.V Samorealizacija — os-novanie akmeologicheskogo razvitija [Self-realization — the
acmeological development basis]: monografija. — Moscow: MPSI; Voronezh: MODJeK, 2010.— 224 s.
[5]. Derkach A.A. Rol organizacionnoj sredy v stanovle-nii lichnosti professional [Role of the organizational environment in formation of the identity of the professional]. Akmeologia [Acmeology], 2011, № 3, S. 5-12.
[6]. Derkach A.A. Akmeologicheskie osnovy razvitija professional [Acmeological bases of development of the professional]. — Moscow: Izd-vo MPSI; Voronezh: NPO «MODEK», 2004.— 752 s.
[7]. Gagarin A.V. Teoreticheschkie i jempiricheskie as-pekty formirovanija jekologicheskogo soznanija v prirodoor-ientirovannoj dejatelnosti uchashhihsja [Teoretical and empirical aspects of formation of ecological consciousness in nature] / Ivashhenko A.V., Panov VI., Gagarin A.V. // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Psihologija i pedagogika. [Bulletin of the Russian University of peoples ' friendship. Series: Psychology and pedagogy]. 2004. № 2. 2012. pp. 82-100.
[8]. Gagarin A.V Lichnostno-professionalnoe razvitie studentov v informacionno-sredovyh vzaimodejstvijah [Personal professional development of students information and environmental interactions] / Gagarin A.V., Raickaja L.K., Bystrjakova L.A. // Social'no-jekologicheskie tehnologii [So-cio-environmental technologies]. 2013. № 1. S. 063-076.
[9]. Antonov V.N. Kiberneticheskaia akmeologia: teoria i praktika modelirovania, akselerazii i razvitia cheloveka [Cybernetic acmeology: theory and practice modeling, acceleration and progress human] / Antonov V.N., Antonova-Rafi J.V. Kiev [Kyiv].— 2011.— 236 s.
[10]. Antonov V.N. Kiberneticheskaia akmeologia: techn-ologia razvitia i sovershenstvovania cheloveka [Cybernetic acmeology: technology development and improvement human]. Kiev [Kyiv].— 2011.— 238 s.
[11]. Antonov V.N. Lichnostnoe i professionalnoe razvitie cheloveka na osnove kibernetichesko-matematicheskix prin-zipov [Personal and professional development human on the base cybernetic mathematic principle] // Akmeologia [Akmeology]. 2015. № 3. S. 27-28.
[12]. Antonov V.N., Antonova-Rafi J.V. Metodicheskiy i algoritmicheskiy instrumentariy lichnostnogo i profesional-nogo razvitiy cheloveka [Methodical and algorithmically tool personality and professional development human] // Akmeo-logia [Akmeology]. 2015. № 3. S. 28-29.
[13]. Antonov V.N. Kiberneticheskay akmeologija u zapu-taniax i vidpovidiyx [Cybernetic acmeology in the questions and answers] — Kiev [Kyiv]. 2015. 236 s.
[14]. Antonov V.N. Acme- diagnostika razvitiy cheloveka: konsepziy «3 P + 3 C» [Acme diagnostics development human: constption «3 p + 3 C»] // Akmeologia [Akmeology]. 2016. № 3 (59). T. 2: «Prilogenie k vupusku». S. 31-33.
[15]. Antonova-Rafi J.V., Antonov V.N. Genderno-etaso-logichniy aspect acme-diiagnostiki [] // Akmeologia [Akmeology]. 2016. № 3 (59). T. 2: «Prilogenie k vupusku» S. 68-69.
[16]. Etingen L.E. Chem muschina otlichaetciy ot gen-schinu [Man and woman: differentness] Moscow, AST-PRESS KNIGA.— 2012.— 368 s.