Научная статья на тему 'Студенческий образ преподавателя высшей школы ХХI века'

Студенческий образ преподавателя высшей школы ХХI века Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
127
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / TEACHER OF THE HIGHER SCHOOL / ЕГО ОБРАЗ И КАЧЕСТВА / HIS/HER IMAGE AND QUALITY / СТУДЕНТЫ / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Албакова Зара Абдул-Мажитовна

Статья посвящена анализу образа преподавателей современной высшей школы. В данной работе перечисляются наиболее распространенные качества образа преподавателей, выявленные в исследовании студенческих описаний преподавателя ХХI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDENT IMAGE OF THE TEACHER OF THE HIGHER SCHOOL OF THE XXI CENTURY

The article is devoted to the analysis of the image of teachers in modern higher education. The most common qualities of the image of teachers, identified in the research of student descriptions of the teacher of the XXI century are enumerated in this work.

Текст научной работы на тему «Студенческий образ преподавателя высшей школы ХХI века»

ние соотношения отношение личности к собственному Я во времени (психологическое прошлое, настоящее и будущее) и качественных особенностей мотивационно-смысловых образований. В исследовании приняли участие 325 студентов вузов Алтайского края. Использовались метод семантического дифференциала Ч. Осгуда, опросник мотивационно-смыс-ловых образований Ю.М. Орлова-Б.А. Сосновского. Для определений связей между исследуемыми феноменами мы использовали коэффициент линейной корреляции г Пирсона.

Выявлено, что переживание глубины, осмысленности временной перспективы, наличие определенных целей в жизни тесно связано с величиной потребности в достижении значимых результатов деятельности, проявляющуюся в таких качествах личности как настойчивость и инициативность; тесно связана с величиной потребности в доминировании, проявляющуюся в таких личностных и поведенческих характеристиках как стремление к первенству во взаимоотношениях, к управленческой деятельности, к самоутверждению в обществе [1]. Переживания настоящего как ценностного также тесно связано с величиной выраженности потребностей в достижении аффилиации, доминировании и степенью их удовлетворения. Наличие определенных потребностей позволяют и к своему прошлому относится как к продуктивного периоду жизненного пути, дающему ценный опыт для построения продуктивного настоящего и планирования желаемого будущего [4]. Корреляционная связь параметров психологического прошлого, настоящего и будущего со шкалой «удовлетворенность познанием» (при отсутствии связи со шкалой «потребность в познании») возможно свидетельствует о том, что для данной выборки испытуемых именно степень удовлетворенности уровнем собственного опыта, знаний, компетентности порождает возможность долговременного целеполагания, выстраивания перспектив будущего.

Выявлены значимые связи мотивационно-смысловых образований и значений факторов семантического пространства оценки значений «мое прошлое», «мое настоящее», «мое будущее». Нами обнаружена отрицательная корреляция шкалы «мое прошлое» по фактору силы со шкалами «удовлетворенность познанием», «потребность в аффилиации». Можно говорить о соотношении эмоционально-смыслового переживания прошлого как «тяжелого», «большого», «сильного», с одной стороны, и отсутствия стремления устанавливать подлинные межличностные отношения, неудовлетворенность собственным опытом, багажом знаний компетентностью, с другой. Выявлена положительная корреляция шкалы «удовлетворенность доминированием» с измеряемыми эмоционально-смысловыми аспектами психологического времени и локусом контроля. Удовлетворенность процессом доминирования, лидирования взаимосвязана с субъективным переживанием настоящего и проецирования будущего в наиболее активных, позитивных и сильных позициях. При этом собственная личность также воспринимается вполне положительно и способной активно действовать в окружающем мире.

Мотивационно-смысловые образования, их количественная и качественная выраженность тесно связаны с переживанием временной психологической перспективы. Множественность мотивационно-смысловых проявлений направленности личности обуславливает формирование целенаправленного, длительного, содержательного будущего. Возможности формирования позитивного будущего берут свое начало в переживании ценности настоящего и эффективного осмысления прошлого опыта опять на основе количественного и качественного оформления мотивационно-смысловых характеристик направленности личности.

Таким образом, иерархизированная система мотивов и смыслов личности связана с субъективным восприятием времени своей жизни как целостного, согласованного и вполне определенного, осмысленного бытия. Выраженность стремлений к эффективным социальным взаимодействиям, к получению положительных результатов целенаправленной деятельности, к активному влиянию на других людей, на ситуации и, что важно, степень удовлетворенности таких стремлений связана с качеством переживания личностью «связи времён», со степенью осмысленности, определенности своей жизни.

Список литературы

[1]. Акимова Н.Н. Динамика мотиваицонно-смысловых образований личности студента: Монография. - Барнаул: Издательская группа «Си-пресс», 2012-216с.

[2]. Головаха Е.И., Кроник А.А. Понятие психологического времени: Категории материалистической диалектики в психологии. - М.: Институт психологии, 1988. -244с.

[3]. Зинченко В.П. Живые метафоры смысла // Вопросы психологии. - 2006. -№ 5. - С. 100-113.

[4]. Каширин В.П. Познание и развитие потребностно-мотивационной сферы личности // Акмеология. - 2014. -№ 3-4. - С. 216-217

THE RELATIONSHIP OF MOTIVATIONAL-

SEMANTIC SPHERE OF PERSONALITY AND ITS PSYCHOLOGICAL TIME

Akimova Natalia (Moscow, Russia) - candidate of psychological Sciences, associate Professor of psychology of work and professional activities, Russian state social University, Moscow, Wilhelm Pieck str., 4; akimov_72@mail.ru

Abstract

The article is devoted to the psychological time of personality and motivational-semantic sphere. Identified different motivational and semantic aspects of personality and subjective experience of the past, present, future life, his emotional-semantic loading. Key words: Motivation, meaning, personal meaning, and psychological time of personality.

УДК 159.9

СТУДЕНЧЕСКИЙ ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ХХ! ВЕКА

Албакова Зара Абдул- Мажитовна (Назрань, Россия) - кандидат медицинских наук,, Ингушский Государственный университет; ул. Магистральная 39; zara.albakova@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена анализу образа преподавателей современной высшей школы. В данной работе перечисляются наиболее распространенные качества образа преподавателей, выявленные в исследовании студенческих описаний преподавателя XXI века. Ключевые слова: преподаватель высшей школы, его образ и качества, студенты.

Интерес представляет исследование студенческого взгляда на преподавателя вуза XXI века, так как это исследование направлено не только на изучение преподавателей, но и помогает сформировать современный образ студенчества, определить как основные векторы работы их, так и направления оказания им помощи [1-2].

По мнению студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистрантов и аспирантов (исследование проводилось в ряде вузов РФ - г.г. Москва, Астрахань, Назрань и др., N=2500) профессия преподавателя вуза имеет свои особенности: высокую автономность профессии, требующую напряженного умственного труда; повышенную степень профессиональной ответственности; сопряжение функций педагога, исследователя и организатора труда студентов и своего собственного; потребность непрерывного саморазвития на основе педагогической деятельности и научных исследований и др. Важно, что все испытуемые обратили внимание и поставили буквально на первые места по значимости следующее - преподаватель должен уметь анализировать деятельность студентов и их психологические состояния, а также владеть навыками педагогического общения [3].

Как показало исследование, студенты предъявляют высокие требования к преподавателю - его когнитивной, мо-тивационной и эмоциональной сферам. Оказывается, по их мнению, преподаватель должен все знать, при этом быть стабильно эмоционально устойчивым и с огромным чувством любви к студентам, отвечать за формирование качественно новых взаимоотношений между преподавателем и студентами и проведение занятий с максимальной мотивацией студентов к познавательной деятельности (в этом мы видим

некоторый юношеский «максимализм» студентов, по их мнению - преподаватель - это некий бесстрастный «робот-всезнайка»). Менее студенты, при этом аспиранты более обращали внимание на основные ценностные установки преподавателя вуза, как то: склонность к познанию окружающего мира и систематизации знаний; стремление к творческому самовыражению через педагогическую и научную деятельность; профессиональное признание равных как средство самоконтроля и стимул к непрерывному профессиональному росту (в этом проявилась меньшая значимость данных факторов для самих студентов, их «детскость» и неопределенность в этой сфере в силу возраста).

Так же студенты менее обратили внимания на качество труда преподавателя, в то время как аспиранты, кто видел себя в будущем преподавателем вуза, значительнее придали значение компетенции преподавателя, которые определились наличием педагогических умений формулирования цели изучения учебной дисциплины и меры их достижения; измерением уровня достижений студентов адекватными методами преподавательско-педагогического контроля, а также соответствием этого уровня целям; оцениванием учебного процесса и определением направлений его совершенствования. Поэтому только аспиранты выделили важные навыки деятельности преподавателя вуза, а именно владение: основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе, методами и приемами устного и письменного изложения учебного материала, современными образовательными технологиями; активными методами обучения, основами применения информационных технологий в учебном процессе; методами формирования навыков самостоятельной работы студентов[4].

Резюмируя, можно создать студенческий профиль преподавателя вуза. К профессионально важным качествам личности преподавателя относятся: положительная мотивация, интерес и любовь к педагогическому труду, педагогические и организаторские способности, артистизм, адекватные профессии черты характера (требовательность, справедливость, доброжелательность). Даже по этим характеристикам, современный преподаватель вуза должен быть как: обучающий (передающий знания, стимулирующий активность студентов, формирующий навыки и умения); воспитывающий (заботящийся о всестороннем развитии личности студентов, формирующий профессиональные и психологические качества); исследующий (занимающийся научными исследованиями в области преподаваемой дисциплины); организующий (организатор занятий со студентами, их актор, мотиватор, стимулятор мотивации, контролер самостоятельной работы).

Интересно, что испытуемые выделили следующие личностные качества преподавателя вуза XXI века: любовь к своим студентам, доброта, понимание, обаяние, ответственность, требовательность, объективность, чуткость, популярность у студентов, эмоциональность, терпеливость, заинтересованность, толерантность, самокритичность, объективная самооценка. В профессиональном плане определили так: наличие когнитивных способностей, коммуникативная компетенция, адаптивный компонент, владение здо-ровьесберегающими технологиями и социальные качества [5].

Психологический анализ названных личностных качеств, стоящих на центральных местах, помогает увидеть некоторые черты современного студенчества. Во-первых, студенты переживают нехватку добра, теплоты и человеческого участия к себе лично. Это вызвано загруженностью как самих студентов, так и их родителей, близких, разобщенностью со сверстниками (виртуальное общение в социальных сетях заменяет реальное). Во-вторых, некоторый перенос образа «учителя» на образ «преподавателя», пролонгация детства на период обучения в вузе. В-третьих, студентов с первых курсов обучения в вузе реально представляют образ преподавателя, каким он должен быть, чем отличается от школьного педагога, поэтому важно и преподавателям «поддерживать» свое поведение и репутацию именно на уровне вузовского преподавателя, не заиграивая со студентами ни «в доброго» педагога, ни «в злого и т.д. и т.п.

Анализ профессиональных качеств говорит, в первую очередь, о преимуществе знаньевого и коммуникационного компонентов у вузовского преподавателя. Важна и адаптация как студентов к преподавателям так и преподавателей к студентам - как правило, в каждом семестре у студентов новые

преподаватели (в год бывает до 30 человек), у преподавателя новые студенческие группы (по разным подсчетам - 10-20 в семестр, если учитывать поточные лекции). Важен для современных студентов и здоровьесберегающий ресурс. В этом проявляется нацеленность всего российского социума на здоровый образ жизни.

Литература

[1]Москаленко О.В., Иванова Н.А. Акмеологические ресурсы управления развитием муниципальной образовательной системы. //Акме-ология. 2010. № 2. - С. 74-77.

[2]Миронова Г.В., Москаленко О.В. Взаимосвязь профессиональной самореализации молодежи с процессами ее самоактуализации, самоопределения и самоосуществления.//Мир психологии. 2011. № 1. - С. 193-200.

[3]Москаленко О.В. Личностно-профессиональное развитие современного человека.//Мир психологии. 2004. № 4. - С. 166-170.

[4]Москаленко О.В. Профессиональное самосознание личности: итоги, проблемы, перспективы//Акмеология. 2004. № 3. - С. 46-50.

[5]Москаленко О.В. К проблеме субъекта карьеры (кто эффективнее построит свою карьеру: Чацкий или Молчалин?).//Мир психологии. 2012. № 3. С. 260-266.

THE STUDENT IMAGE OF THE TEACHER OF THE HIGHER SCHOOL OF THE XXI CENTURY

Albakova Zara Abdul-Mazhitovna (Nazran, Russia) - the candidate of medical sciences, a senior lecturer, Ingush State University; Mag-istralnaya St. 39; zara.albakova@gmail.com

Abstract

The article is devoted to the analysis of the image of teachers in modern higher education. The most common qualities of the image of teachers, identified in the research of student descriptions of the teacher of the XXI century are enumerated in this work. Keywords: the teacher of the higher school, his\her image and quality, students.

УДК 159.9

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОТНОШЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ

Албакова Зара Абдул- Мажитовна (Назрань, Россия) - кандидат медицинских наук, старший преподаватель, Ингушский Государственный университет; ул. Магистральная 39; zara.albakova@ gmail.com

Погорова Райшат Исмаиловна (Назрань, Россия) - старший преподаватель, Ингушский Государственный университет; ул. Магистральная 39; pogorova-03@bk.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу отношения преподавателя и студентов, роли их социально-психологической зрелости как личности в развитии позитивности и эффективности этих отношений. В данной работе представлены некоторые описания качеств социально-психологической зрелости личности.

Ключевые слова: социально-психологическая зрелость личности, преподаватель, студенты.

Отношения преподавателя и студентов в XXI веке значительно трансформировались. Преподаватели, оставаясь на классических позициях вузовской педагогики, продолжают требовать от студентов знаний, умений и навыков. Современные студенты не разделяют этой позиции. Во-первых, в силу своего возраста студенты пытаются отрицать «все и вся», «провести революцию», продемонстрировать позицию «Я не такой как все». Во-вторых, действительно студент в XXI веке может практически все узнать, не выходя из дома - через Интернет и социальные сети. Более того, студенты задаются вопросом: «Зачем все учить, когда в любой момент можно все узнать с помощью компьютера?». Конечно, можно всегда увидеть информацию, но, к сожалению, такой путь не сформирует профессионала, который должен не только уметь увидеть, но и быть профессионально компетентным. Более того, «поход в социальные сети» не приносит новых знаний,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.