Научная статья на тему 'Исследование социально-психологической зрелости студентов с помощью методики «Я-метафора»'

Исследование социально-психологической зрелости студентов с помощью методики «Я-метафора» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ИНТЕГРИРОВАННОСТЬ И ДЕЗИНТЕГРИРОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПРОФИЛИ ГРУПП / РЕЛЕВАНТНОСТЬ / ОБРАЗ "Я" / OBJECTIVE METHODOLOGY / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL MATURITY / INTEGRATION AND DISINTEGRATION OF PERSONALITY / CONTENT ANALYSIS / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / SEMANTIC PROFILES OF GROUPS / RELEVANCE / SELF-IMAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погорова Райшат Исмаиловна

В статье приводятся результаты исследования изменений, происходящих в выраженности социально-психологической зрелости студентов, обучающихся по различным направлениям в образовательных учреждениях Северного Кавказа и Западной Сибири, за период подготовки в вузе. Автор использует методику «я-метафоры». Выявлено, что особенность становления социально-психологической зрелости студентов-психологов в сравнении со студентами-естественниками и гуманитариями состоит в ориентации на характер социального запроса к своей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Погорова Райшат Исмаиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of social and psychological maturity of students by means of the "Self-metaphor" methodology

The article presents the results of the research dealing with the changes in the intensity of social and psychological maturity of students majoring in various subjects in educational institutions of the North Caucasus and the Western Siberia, during the period of training at the university. The author uses the "Self-metaphor" technique. It has been found that the peculiarity of social and psychological development of students majoring in psychology in comparison to students majoring in the natural sciences and humanities is to focus on the character of social demand to their profession.

Текст научной работы на тему «Исследование социально-психологической зрелости студентов с помощью методики «Я-метафора»»

УДК 159.9.07

Погорова Райшат Исмаиловна

старший преподаватель кафедры психологии

юридического факультета

Ингушского государственного университета

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ «Я-МЕТАФОРА»

Pogorova Rayshat Ismailovna

Senior Lecturer, Psychology Department, Faculty of Law, Ingush State University

THE STUDY OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL MATURITY OF STUDENTS BY MEANS OF THE "SELF-METAPHOR" METHODOLOGY

Аннотация:

В статье приводятся результаты исследования изменений, происходящих в выраженности социально-психологической зрелости студентов, обучающихся по различным направлениям в образовательных учреждениях Северного Кавказа и Западной Сибири, за период подготовки в вузе. Автор использует методику «я-метафоры». Выявлено, что особенность становления социально-психологической зрелости студентов-психологов в сравнении со студентами-естественниками и гуманитариями состоит в ориентации на характер социального запроса к своей профессии.

Ключевые слова:

объективная методика, социально-психологическая зрелость, интегрированность и дезинтегри-рованность личности, контент-анализ, социально-психологические характеристики, семантические профили групп, релевантность, образ «я».

Summary:

The article presents the results of the research dealing with the changes in the intensity of social and psychological maturity of students majoring in various subjects in educational institutions of the North Caucasus and the Western Siberia, during the period of training at the university. The author uses the "Self-metaphor" technique. It has been found that the peculiarity of social and psychological development of students majoring in psychology in comparison to students majoring in the natural sciences and humanities is to focus on the character of social demand to their profession.

Keywords:

objective methodology, social and psychological maturity, integration and disintegration of personality, content analysis, social and psychological characteristics, semantic profiles of groups, relevance, Self-image.

В настоящее время общество испытывает потребность в активных гражданах, способных не просто воспроизводить существующие шаблоны деятельности, а в кризисных ситуациях принимать прорывные решения, то есть обладающих качествами, которые характеризуют зрелую личность в социально-психологическом плане. Социально-психологическая зрелость связана со зрелостью социальной, которая предполагает неравнодушие к судьбе страны и народа, формирование активной гражданской позиции. Рядовые члены общества порой не интересуются проблемами своего города, не говоря уже о масштабах всего государства, склонны делегировать право принятия решений, в том числе политических, кому-то другому. Патриотизм же можно выстроить в первую очередь на основе социально-психологической зрелости. Для многих регионов достаточно специфичным следствием социально-психологической незрелости личности является уход в экстремизм: предпочтение насильственных методов решения проблем и конфликтов, подверженность стороннему влиянию, неразвитость критического мышления.

Таким образом, сегодня обществу как никогда раньше нужны специалисты-психологи, способные работать с проблемами социально-психологической и личностной зрелости. Одно из условий профессионализма - соответствие ценностям и ориентирам, разработанным профессиональным сообществом. В таком контексте становится актуальным вопрос: есть ли у смены потенциал, чтобы удержать планку ценностных ориентиров в профессиональной деятельности? Ответ на этот вопрос может быть получены в ходе изучения проблемы личностной и социально-психологической зрелости студентов-психологов, чему и посвящена данная работа.

Следует отметить низкую разработанность выбранной темы.

Теоретическая значимость данного исследования, выполненного с применением методики «я-метафора», заключается в возможности выявления качеств, которыми наделяют себя студенты вузов. В отличие от вопросниковых методов, данная методика позволяет вскрыть неявно, слабо осознаваемые представления людей о себе. На основании результатов можно составить представление об образе «я» студентов, обучающихся в вузах с разными культурно-экономическими контекстами, оценить, в чем они схожи или, наоборот, различны.

Цель исследования - оценить изменения выраженности социально-психологической зрелости у студентов-психологов, гуманитариев и естественников, происходящие за время их подготовки в вузе.

Основная гипотеза исследования: отличительная особенность становления социально-психологической зрелости студентов-психологов в сравнении со студентами других направлений профессиональной подготовки состоит в ориентации на характер социального запроса к своей профессии.

Выборка: студенты 1-4-х курсов, соответствующие уровням независимых переменных «профессия», «время обучения», «культурные условия».

Таблица 1 - Структура экспериментальной выборки

Направление Западная Сибирь (240 чел.) Северный Кавказ (243 чел.)

профессиональной 1-й 2-й 3-й 4-й 1-й 2-й 3-й 4-й Всего

подготовки курс курс курс курс курс курс курс курс

Психологи 42 21 13 15 30 31 30 30 212

Естественники 41 - - 32 35 - - 25 133

Гуманитарии 38 - - 38 34 - - 28 138

Объективная методика «я-метафоры» (А.Г. Жиляев, М.В. Богданова) [1] направлена на изучение степени интегрированности/дезинтегрированности личности (психометрическое обоснование выполнено в магистерской диссертации О.А. Колотовкиной (2013)) [2].

Для оценки степени личностной интегрированности использовались ситуации взаимодействия между метафорами образа «я». Эта шкала позволяет оценить степень интегрированности внешнего и внутреннего образов (верхний полюс шкалы - 6 баллов) или дезинтегрированности образов [3]. Кодировка осуществлялась тремя экспертами-психологами. Единицей анализа выступала отдельная ситуация (текст). Данные, переведенные в числовую шкалу, обрабатывались с помощью критерия Манна - Уитни.

Единицей анализа являлись сформулированные испытуемыми характеристики (слово или словосочетание), которыми они наделяли метафоры. Набор критериев для контент-анализа был сформирован эмпирически группой экспертов. Далее был выполнен подсчет частот попадания единиц анализа в каждую из категорий (одна единица могла попасть только в одну категорию).

Чтобы полученные результаты можно было интерпретировать применительно к социально-психологической зрелости, эксперты независимо друг от друга вынесли суждения о том, какие из категорий релевантны содержанию понятия социально-психологической зрелости. Релевантными концепту «социально-психологическая зрелость» считались категории, которые набрали 8 или 9 баллов (по шкале от 0 до 9 баллов). Список отобранных категорий приведен в таблице 2.

Таблица 2 - Категории, релевантные конструкту «социально-психологическая зрелость»

№ Категория Эксперты

1 2 3 Суммарный балл

1 Любовь 3 2 3 8

2 Польза 3 3 3 9

3 Доброта 2 3 3 8

4 Целеустремленность 3 2 3 8

5 Забота 3 3 3 9

6 Надежность 2 3 3 8

7 Трудолюбие 2 3 3 8

По итогам контент-анализа составлены семантические профили групп, которые подлежат интерпретации: анализу подверглись высокочастотные категории (в пределах первых 10-15, в зависимости от «разрыва» в показателях частот). Результаты визуализированы на рисунке 1.

Полученные результаты мы склонны толковать как по-настоящему социально-психологические характеристики, свойственные выделенным для обследования группам, поскольку частоты были подсчитаны на основе групповых матриц.

Студенты Северного Кавказа больше идентифицируют себя со своей культурой, чем с социальной ролью студента, тогда как студенты Западной Сибири больше склоняются к стереотипам студенчества как такового.

Что касается качеств, релевантных социально-психологической зрелости, то из семи качеств третье и четвертое (табл. 2) для разных групп оказались в числе высокочастотных.

Таким образом, студенты из разных регионов явно различаются между собой по набору свойств в их я-концепции, но их различия в плане социально-психологической зрелости не столь велики.

Сравнение первокурсников разных вузов позволяет получить некоторое представление о том, кто поступает учиться на психолога. «Лицо» первокурсников заметно феминизировано, ха-

рактеризуется набором позитивных качеств, отражающих традицию и добродетели. Для студентов Западной Сибири ведущими качествами выступают «сила» (6 баллов), «целеустремленность» (8) и «ум» (6). Что касается студентов выпускного курса, то очевиден прирост позитивных качеств, корреспондирующих с положительной самооценкой и личностной зрелостью.

Лицо выпускников психологического направления Северного Кавказа несколько «потеряло» в феминности и приобрело некоторые качества, характеризующие социальную роль и социально-психологическую зрелость, особенно это касается качества «польза» (9 баллов). У студентов Западной Сибири движение в сторону социально-психологической зрелости выражено вполне явно.

Выявленные изменения, вероятно, отражают и культурные традиции, и характер преподавания в регионах. Вместе с тем профессиональная подготовка психологов действительно приводит к повышению уровня социально-психологической зрелости будущих профессионалов.

У студентов-естественников Северного Кавказа за период обучения происходят сравнительно небольшие изменения в образе «я». Более выраженные перемены произошли у студентов-естественников Западной Сибири, причем сдвиг оказался не в пользу социально-психологической зрелости. Обратная картина наблюдается среди гуманитариев: существенные изменения в образе «я» произошли у студентов Северного Кавказа, тогда как студенты из Западной Сибири продемонстрировали более слабые изменения по данному параметру.

При сопоставлении образа «я» студентов различных специальностей (рис. 1) следует отметить разнонаправленные тенденции для гуманитариев и естественников.

Психологи Психологи Гуманитарии Гуманитарии Естественники Естественники Западная Северный Западная Северный Западная Северный Сибирь Кавказ Сибирь Кавказ Сибирь Кавказ

Рисунок 1 - Изменение представлений о себе (по признакам социально-психологической зрелости) от 1-го к 4-го курсу у студентов исследуемых направлений из Западной Сибири и Северного Кавказа

За время обучения в вузе в представлениях гуманитариев о себе наблюдается прирост качеств, свидетельствующих о социально-психологической зрелости, тогда как у естественников прослеживается обратная тенденция. Что касается психологов, то необходимо отметить, что их показатели социально-психологической зрелости неодинаковы в разных вузах.

Полученные результаты могут быть интерпретированы следующим образом. Профессиональная подготовка гуманитариев в большей степени способна изменить образ «я» студентов, чем подготовка естественников. По своему научному статусу психология занимает промежуточное положение между гуманитарными и естественными науками. Она оказывается более традиционной и менее подвижной [4]. Психологи оказались самыми чуткими к региональным особенностям обыденного сознания своих потенциальных работодателей, заказчиков и клиентов. Соответственно, психологи Западной Сибири за время обучения смещают представления о самих себе в сторону социально-психологической зрелости в ее западном понимании, а психологи Северного Кавказа за время обучения изменяют представления о себе в соответствии с ожиданиями, которые сформировались в обществе под влиянием коллективистских, родовых ценностей.

Ссылки:

1. Богданова М.В., Доценко Е.Л. Саморегуляция личности: от защит к созиданию. Тюмень, 2010. 204 с.

2. Колотовкина О.А. Теоретические и психометрические основания методики «Метафоры»: обоснование диагностического потенциала : магист. дис. Тюмень, 2013. 83 с.

3. Погорова Р.И. Становление личностной зрелости студентов в процессе обучения в вузе // Известия Южного федерального университета. 2014. № 11. С. 122-128.

4. Погорова Р.И., Доценко Е.Л., Фисенко Д.Н. Ценностно-смысловые ориентиры психолога (оценка социально-психологической зрелости в сравнении с гуманитариями и естественниками) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 1 (72), ч. 2. С. 183-188.

References:

1. Bogdanova, MV & Dotsenko, EL 2010, Self-identity: from protection to create, Tyumen, 204 p.

2. Kolotovkina, OA 2013, Theoretical and psychometric grounds "Metaphors" technique: study diagnostic capacity, Master thesis, Tyumen, 83 p.

3. Pogorova, RI 2014, 'Becoming a personal maturity of the students in the learning process in high school', Proceedings of the Southern Federal University, no. 11, p. 122-128.

4. Pogorova, RI, Dotsenko, EL & Fissenko, DN 2015, 'Value-meaning psychologist guidance (assessment of the socio-psycho-logical maturity, compared with the humanities and the natural scientists)', Actual problems of the humanities and natural sciences, no. 1, (72), part 2, p. 183-188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.