Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
251
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общение / межличностные отношения / мордовская диаспора / студенты / стратегии поведения в конфликте / коммуникативные способности / эмпатические способности.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Султанова А.А., Климова Е., Парманов Р.

В статье представлена психологическая характеристика общения и межличностных отношений студентов из мордовской диаспоры. На основе результатов проведенного эмпирического исследования сделаны выводы о необходимости оптимизации общения и межличностных отношений студентов разных национальностей в условиях вуза посредством проведения специализированных тренингов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ»

shaxsining shakllanishi uning rivojlanishining ma'lum bir bosqichida bo'lgan akademik guruhda sodir bo'ladi. Shaxs rivojlanishining tabiati ko'p jihatdan shaxs kiritilgan va u birlashtirilgan guruhning rivojlanish darajasi bilan belgilanadi. Rivojlanishida jamoaviy darajaga yetgan akademik guruhlarda talabalarda zamonaviy mutaxassis uchun zarur bo'lgan ijobiy shaxs fazilatlarini shakllantirish uchun qulay sharoitlar mavjud.

FOYDALANILGAN ADABIYOTLAR:

1. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г. Ковалев. - М., 2001. - С. 52-56

2. Козуб Е.Л. Особенности взаимосвязи общения и межличностных отношений в студенческих группах педагоги- ческого вуза / Е.Л. Козуб. - М.,1994. - С. 74-89

3. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. Юсупянц Э.А. - Ростов н/Д., 2002. - С. 528.

4. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. - М., 2001. -С. 57-90

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОМ

СООБЩЕСТВЕ.

Султанова А.А.,

ТГПУ им Низами

преподаватель кафедры"Практическая пихология"

Климова Е. студентка 2 курса Парманов Р.

студент 2 курса

Аннотация. В статье представлена психологическая характеристика общения и межличностных отношений студентов из мордовской диаспоры. На основе результатов проведенного эмпирического исследования сделаны выводы о необходимости оптимизации общения и межличностных отношений студентов разных национальностей в условиях вуза посредством проведения специализированных тренингов.

Ключевые слова: общение, межличностные отношения, мордовская диаспора, студенты, стратегии поведения в конфликте, коммуникативные способности, эмпатические способности.

Аnnotatsiya. Maqolada Mordoviya diasporasi 1а1аЬа1агт^ ти^о1 уа shaxslararo munosabatlarining psixologik xususiyatlari keltirilgan. Empirik tadqiqot natijalariga ^'т, ixtisoslashtirilgan т^Ш ощаН universitet sharoitida ШГН тИШ talabalarining muloqot уа shaxslararo munosabatlarini optimallashtirish zarurligi to'g'risida хи^аШ chiqarildi.

Kalitso'zlar: muloqot, shaxslararo munosabatlar, Mordoviya diasporasi, talabalar, konfliktdagixatti-harakatlar tirategiyalari, muloqotqobiliyatlari, empatikqobiliyatlar.

Annotation. The article presents the psychological characteritiics ofcommunication and interpersonal relations of tiudentsfrom the Mordovian diaspora. Based on the results of the empirical tiudy, conclusions were drawn about the need to optimize communication and interpersonal relations of tiudents of different nationalities in a university setting through specialized trainings.

Key words: communication, interpersonal relations, Mordovian diaspora, tiudents, tirategies of behavior in conflict, communication skills, empathic abilities.

Условия существования в современном мире, требуют от студентов высокой коммуникабельности, компетентности, взаимопонимания и толерантности. Не стоит забывать, что мы живём в многонациональном государстве, где высоко межчеловеческие отношения в социуме играли важную роль в созидании и укреплении дружественных связей как в социуме, так и, безусловно, в студенческой среде, где закладываются гармоничные взаимоотношения, являясь фундаментом будущих взаимоотношений.

Сегодня недостаточно владеть только специально подготовленными знаниями, важно уметь коммуницировать, конструктивно выстраивать диалог. Поддерживать и настраивать себя на позитивно-продуктивное общение и сотрудничество.

Необходимо владеть развитыми коммуникативными навыками, уметь выстраивать и поддерживать стабильные продуктивные межличностные отношения в коллективе. Педагогам-кураторам и психологам, сотрудникам психологических служб вузов следует уделять данным вопросам особое внимание в процессе работы со студентами.

Студенческие группы объединяют людей, отличающихся по национальности, вероисповеданию, цвету кожи и др. Однако эти различия не должны препятствовать формированию благоприятных взаимоотношений между ними. И, конечно же, для того, чтобы решить эти возникающие проблемы живого общения в коллективе, психологам и педагогам необходимо иметь четкое представление об особенностях общения и межличностных отношений представителей разных этносов. В статье мы постараемся затронуть эти вопросы и попробовать решить возникающие проблемы.

Проблемы общения и межличностных отношений разрабатывались многими учеными. В их числе: Ч. Кули, Г. Салливен, А. А. Бодалев, А. А. Леонтьев, В. Н. Мясищев, Н. Н. Обозов, М. И. Лисина, А. А. Кроник и др. [2; 4; 6-10; 12; 14].

Анализ психологической литературы показывает, что проблема общения действительно относится к числу актуальных и активно разрабатываемых в психологии. Общение анализируется как категория общей, социальной и педагогической психологии, как диалог в практической психологии и консультировании. Общение представляет существенную сторону социальной действительности. Оно выступает ведущим фактором психического развития [2; 10-11].

Общаясь и, в первую очередь, находясь в социуме, люди учатся выстраивать межлично стные отношения. Методом проб и ошибок пытаются найти компромиссы. Находят компромиссы в общении, взаимодействуя друг с другом.

В процессе общения возникают и формируются межличностные отношения, которые представляют готовность к определенному типу взаимодействия. Межличностные отношения характеризуются выраженными эмоционально-чувственными переживаниями и регулируются уровнем значимости или социальной аттракцией. Различные типы межличностных отношений выделяются по принципу определенной степени эмоциональной близости [3; 12; 14].

Начиная с юношеского возраста в процессе межличностного общения устанавливаются избирательные и значимые отношения. С поступлением в вуз меняется круг общения и его содержание. Взаимоотношения между студентами становятся центральным компонентом, ядром социально-психологического климата в студенческой группе [4].

Многие ожидают от студенческой жизни нового витка в своей жизни, оценивая её как возможность быть самостоятельным и независимым от родителей, полагаясь только на себя.

Это возможность новых знакомств, друзей, интересов, которые не могут выстроиться без дипломатичных и коммуникативных навыков. Обучаясь на факультете педагогики и психологии, многие думают, что здесь, вероятнее всего, обучаються безконфликтные студенты, так как сама обстановка благоприятствует этому, но к сожалннию и здесь есть проблемы взаимопонимания, сотрудничества и общения. В свою очередь, мы быстрее улаживаем проедконфликтные ситуации и не даём возможности эскалации конфликта.У каждого студента, пусть и небольшой, но все таки опыт своих взаимоотношений, гачиная с детского сада, школы, колледжей и теперь уже ВУЗа.

Такимобразом,синтезимеющихсязнаний,жизненногоопыта,самостоятельных рассуждений и действий, оказывают позитивное влияние на личностно-профессиональное развитие студенческой молодежи, позволяют существенно обогатить на качественном и содержательном состоянии выстраиваемого ими межличностного взаимодействия.

Как отмечает А.С. Чернышев, профессиональная подготовка студентов должно осуществляться через активное включение их в жизнь группы, в ее систему отношений и совместную деятельность; и проходит на основе вовлечения будущего специалиста в такие виды деятельности как учебная, научно-исследовательская и общественная деятельность [5, С. 27].

Основным видом деятельности студента выступает учебная деятельность, занимающим наибольший объем времени во всем процессе подготовки будущих специалистов.

Межличностные отношения между студентами представляют с собой прежде всего, форму взаимодействия друг с другом. Отношения типа «студент-студент» в вузовской среде относиться к горизонтальному уровню взаимодействия, которое характеризуется интенсивностью неформального общения, удовлетворением

психологических потребностей, формированием черт характера и свойств личности, пропитанную специфическими задачами профессионализации.

Например, как отмечает Е.Е. Сапогова [6, С. 57], общение со сверстниками решает целый ряд специфических задач. В трактовке автора, оно представляет с собой, прежде всего, важный канал специфической информации, которую нельзя или по каким-то причинам стыдно получить от взрослых. Кроме того, по ее данным, общение со сверстниками в студенческом возрасте продолжает выступать средством усвоения молодыми людьми статусов и ролей, отработки коммуникативных навыков и стилей общения в новой социальной среде. Важно также и то, что данное общение выступает разновидностью эмоционального контакта, способствующей осознанию группой своей принадлежности, автономия, эмоционального благополучия и устойчивости.

Общение - одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека, направлено на установление взаимодействия (психологического контакта) между людьми, в процессе которого у людей возникают и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

За последние десятилетия изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и прежде всего, социальной психологии. Предметом исследования общения в социальной психологии является изучение психологической структуры, механизмов общения, средств и форм общения человека с другими людьми.

В заключении, еще раз отметим, что общение, - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека

В социальном аспекте - общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому.

Что касается межличностного общения в студенческой среде, то названная проблема в настоящее время особо актуальна, т.к. во-первых, социальная среда оказывает социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента со стороны учебной группы, в которую он входит; во-вторых со стороны других социальных групп, с которыми он непосредственно взаимодействует в процессе обучения и социализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 2003. - 272 с. 3. Волгаева Т. А. Менталитет мордовского этноса: истоки и сущность: историко-культурологический аспект: дис. ... канд. истор. наук. - Саранск, 2007. - 249 с.

2. Гарри Стек Салливан и межличностная теория психиатрии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psychojoumal.ru/psychologiйs/259-garri-йek-saШvan-i-mezЫichnoйnaya-teoriya-psiЫatrп.html.

3. Кроник А. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. - М.: Мысль, 1989. - 204 с. 8. Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. - М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги, 2000. - 320 с.

4. Мудрик А. В. Юношеский тип общения // Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984. - С. 59-69.

5.Чернышев А.С. Психологические проблемы современной молодежи / А.С. Чернышев // Молодежь провинции: проблемы и перспективы. - Курск. - 2011. - 154 с.

б.Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2005 - 460 с. - С. 57-90.

SOCIAL PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF INTERPERSONAL RELATIONS IN THE STUDENT COMMUNITY

Umarova M.Kh.

TDPU named after Nizami Associate Professor of the "Pedagogy" Department, Ph.D.

Pulatova M.S.

Tashkent State University of Oriental Studies.

Annotation: This article describes the socio-pedagogical-psychological features of interpersonal relations in the tiudent community. As the policy of our independent tiate is to protect human interetis and create a decent way of life for him, in order to do these things, the future specialiti, pedagogue-teacher should know the laws of social exigence and be useful from them, obeying the norms of life in the society. that he is ready to take his rightful place and fulfill his civic duty.

Key words: relationship psychology; interpersonal relationships; mutual relations; effective effect; interpersonal communication; undertiand each other; social experience.

Аннотация: В данной статье описаны социально-педагогико-психологические особенности межличностных отношений в студенческом сообществе. Так как политика нашего независимого государства заключается в защите интересов человека и создании для него достойного образа жизни, то для этого будущий специалист, педагог-педагог должен знать законы общественного бытия и извлекать из них пользу, подчиняясь нормы жизни в обществе, что он готов занять достойное место и выполнить свой гражданский долг.

Ключевые слова: психология отношений; межличностные отношения; взаимоотношения; эффективный эффект; межличностное общение; понимать друг друга; социальный опыт.

Annotatsiya:Usbu maqolada talabalar jamoasida shaxslararo munosabatlarning ijtimoiy pedagogik-psixologik xususiyatlari yoritib berilgan. Mutiaqil davlatimizning

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.