Научная статья на тему 'Технологии интерактивного обучения психологии как средство развития межличностных отношений студентов вуза'

Технологии интерактивного обучения психологии как средство развития межличностных отношений студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENTS'' GROUPS / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ГРУППЫ / ПСИХОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / INTERPERSONAL RELATIONS / PSYCHOLOGY / TECHNOLOGIES OF INTERACTIVE TRAINING / MEDICAL HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осадчук О.Л., Потапова Ю.В.

В статье обсуждаются теоретические вопросы, связанные с особенностями межличностных отношений в период юности, социально-психологической спецификой студенческих групп. Приводятся результаты опытно-экспериментального исследования технологий интерактивного обучения психологии в качестве средства развития межличностных отношений студентов медицинского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осадчук О.Л., Потапова Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologies of interactive psychology training as a means of interpersonal relations development of higher school students

The article discusses theoretical questions connected with the features of interpersonal relations during the period of youth and the socio-psychological specificity of students' communities. The authors present the results of the experimental research of interactive psychology training technologies as a means of interpersonal relations development of medical higher school students.

Текст научной работы на тему «Технологии интерактивного обучения психологии как средство развития межличностных отношений студентов вуза»

УДК 378.14.015.62 Осадчук Ольга Леонидовна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Омского государственного медицинского университета

Osadchuk Olga Leonidovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Science and Psychology Department, Omsk State Medical University

Потапова Юлия Викторовна

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии

Омского государственного медицинского университета

ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Potapova Yulia Viktorovna

Senior Lecturer, Education Science and Psychology Department, Omsk State Medical University

TECHNOLOGIES OF INTERACTIVE PSYCHOLOGY TRAINING AS A MEANS OF INTERPERSONAL RELATIONS DEVELOPMENT OF HIGHER SCHOOL STUDENTS

Аннотация:

В статье обсуждаются теоретические вопросы, связанные с особенностями межличностных отношений в период юности, социально-психологической спецификой студенческих групп. Приводятся результаты опытно-экспериментального исследования технологий интерактивного обучения психологии в качестве средства развития межличностных отношений студентов медицинского вуза.

Ключевые слова:

межличностные отношения, студенческие группы, психология, технологии интерактивного обучения, медицинский вуз.

Summary:

The article discusses theoretical questions connected with the features of interpersonal relations during the period of youth and the socio-psychological specificity of students' communities. The authors present the results of the experimental research of interactive psychology training technologies as a means of interpersonal relations development of medical higher school students.

Keywords:

interpersonal relations, students' groups, psychology, technologies of interactive training, medical higher school.

Сотрудничество врача и пациента - необходимое условие успеха лечебных мероприятий. Эффективность сотрудничества детерминируется межличностными отношениями врача и пациента. Межличностные отношения определяются в психологии как объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми [1]. Умение выстраивать межличностные отношения является одним из необходимых коммуникативных умений врача. Отсюда приоритетной задачей психологической подготовки будущего врача к профессиональной деятельности является овладение средствами построения продуктивных межличностных отношений.

В работе Ф. Райса, К. Долджина [2] представлен материал, свидетельствующий о том, что межличностные отношения студентов детерминируются возрастными особенностями данной социальной группы. С усложнением жизнедеятельности в юношеском возрасте происходит расширение диапазона социальных интересов. В связи с этим у юношей и девушек появляется все больше взрослых социальных ролей с вытекающей отсюда большей мерой ответственности. В юношеском возрасте преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза психологическая зависимость от взрослых, происходит утверждение социально-психологической самостоятельности личности, чему способствует насыщенное общение со сверстниками.

Согласно данным Е.Е. Сапоговой [3], в юношеском возрасте общение со сверстниками выступает средством усвоения взрослых статусов и ролей, отработки коммуникативных навыков и стилей общения в новой социальной среде. В отношениях со сверстниками, наряду с сохранением коллективно-групповых форм общения, нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей.

Межличностные отношения в студенческих группах представляют собой форму взаимосвязи со сверстниками, пропитанную специфическими задачами профессионализации. Являясь одной из разновидностей социальных групп, студенческая группа обладает рядом психологических особенностей, влияющих на устанавливаемые в ней межличностные отношения. К этим особенностям могут быть отнесены:

- стратегическая цель студенческой группы состоит в освоении профессии, однако далеко не всегда эта цель осознается членами группы как совместная цель;

- ведущим видом деятельности студенчества является учебно-профессиональная деятельность, а поскольку факторы учебного сплочения слабее, чем производственные факторы, поэтому порой процесс образования коллектива в студенческой группе идет не так быстро, как в условиях профессиональной деятельности;

- студенческая группа отличается относительной возрастной однородностью (разница в возрасте обычно не более 5 лет), что обусловливает возрастное сходство целей, интересов, способствует сплочению группы;

- в студенческой группе отсутствуют отношения «по вертикали», она функционирует на основе самоуправления через систему формальных и неформальных лидеров.

В соответствии с результатами исследования, выполненного Е.Л. Даниловой [4], в период обучения в вузе в студенческих группах происходят динамичные процессы формирования межличностных отношений (распределение групповых ролей, выдвижение лидеров и т. п.), проявляются такие социально-психологические явления, как:

- коллективные переживания - эмоциональные реакции группы на события в коллективе;

- коллективные мнения - сходные суждения, взгляды по вопросам коллективной жизни;

- явления подражания, конформизма, соревнования - формы взаимодействия членов группы, которые эмоционально ревностно относятся к результатам своей деятельности, стремятся добиться успеха.

Все эти групповые явления оказывают сильное влияние на поведение студентов, успешность их учебной деятельности и профессионального становления.

В то же время, согласно литературным данным, проблеме межличностных отношений в студенческих группах медицинского вуза в психологической науке уделено недостаточно внимания. Существует дефицит научных данных о влиянии технологий обучения на развитие межличностных отношений студентов медицинского вуза. Не выявлен педагогический потенциал дисциплины «Психология» в развитии межличностных отношений студентов медицинского вуза. Поэтому целью проведенного нами исследования выступило изучение влияния технологий интерактивного обучения психологии на развитие межличностных отношений студентов медицинского вуза.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что интерактивное обучение психологии может стать средством развития межличностных отношений студентов медицинского вуза.

Реализация поставленной цели и проверка сформулированной гипотезы потребовала решения следующих задач: 1) изучить межличностные отношения студентов медицинского вуза; 2) провести педагогический эксперимент, включающий интерактивное обучение студентов медицинского вуза психологии; 3) выявить динамику показателей межличностных отношений студентов медицинского вуза за период педагогического эксперимента.

В соответствии с задачами был выбран психодиагностический метод исследования: социометрическая методика изучения межличностных предпочтений Дж. Морено.

В эмпирическом исследовании, проведенном под нашим научным руководством [5], приняли участие 26 студентов 2-го курса педиатрического факультета Омской государственной медицинской академии.

Важным социометрическим показателем считается уровень благополучия межличностных отношений в группе, определяемый по соотношению лиц с высоким и низким социометрическим статусом. Как показали результаты социометрии по методике Дж. Морено, в данной группе уровень благополучия взаимоотношений является достаточно высоким, так как количество студентов с высоким социометрическим статусом «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше (14 человек), чем с низким социометрическим статусом «пренебрегаемых» и «изолированных» (12 человек). Эти данные демонстрируют популярность большинства членов студенческой группы.

Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько коэффициент удовлетворенности своим положением в группе (Куд). Куд - это число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком. Как показали полученные по методике Дж. Морено результаты исследования, коэффициент удовлетворенности студентов своим положением в группе средний: равен 0,4 балла (максимально возможный - 1 балл). При этом 14 студентов (54 % испытуемых) имеют высокие коэффициенты удовлетворенности своим положением в группе, 12 студентов (46 %) - средние и низкие коэффициенты. Это свидетельствует о том, что не все студенты взаимодействуют с теми, с кем им хотелось бы. Каждый член группы выбирает для общения шесть конкретных людей, но лишь двое из этих шестерых желают общаться с этим членом группы и делают взаимный выбор. Очевидно, полученные результаты объясняются тем, что исследуемая группа была образована год назад и до сих пор не все члены группы активно включены в неформальное взаимодействие.

Согласно полученным по методике Дж. Морено результатам, в данной экспериментальной выборке индекс изоляции невысок: равен 0,1 балла, что свидетельствует о благоприятности межличностных отношений в студенческой группе.

Для проверки предположения о влиянии технологий интерактивного обучения на развитие межличностных отношений студентов медицинского вуза был проведен педагогический эксперимент, предполагающий организацию интерактивного обучения дисциплине «Психология». Интерактивное обучение представляет собой обучение, построенное на взаимодействии всех участников образовательного процесса [6]. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Преподаватель выступает лишь в роли организатора процесса обучения, создателя условий для инициативы студентов.

Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова [7] относят к группе интерактивных технологий обучения технологию коллективной мыследеятельности, технологию коллективного обучения и технологию модерации.

Технология коллективной мыследеятельности разработана Г.П. Щедровицким. Формой организации коллективной мыследеятельности является организационно-деятельностная игра, в процессе которой происходит обучение и создание новых деятельностных образцов. Коллективная мыследеятельность становится возможной по причине наличия у участников игры разных точек зрения. Опираясь на энергетику конфликта точек зрения, руководитель игры использует эту энергию для нахождения решений обсуждаемой проблемы. Таким образом, технология коллективной мыследеятельности ориентирована на организацию коллективной работы - концентрацию интеллектуальных усилий.

Технология коллективного обучения предложена В.К. Дьяченко. Коллективным является такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе. Структурной единицей коллективной формы организации процесса обучения является общение обучающихся в парах смешанного состава, которые в процессе учебного занятия меняются.

Технология модерации определяется как комплекс методов и приемов организации совместной деятельности, позволяющей вовлечь участников в процесс выявления, осмысления и анализа затруднений в деятельности, поиск путей их разрешения. Большое значение в модерации придается визуализации содержания, направлений и способов деятельности. Структурированный ход образовательного процесса предполагает чередование организационных форм: индивидуальная работа - парная работа - групповая работа - коллективная работа.

В процессе обучения психологии студентов медицинского вуза использовались различные методы интерактивного обучения:

- метод учебной дискуссии - публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы;

- игровые методы обучения (деловая и ролевая игра), являющиеся уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта - как практического, направленного на овладение средствами решения задач, так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в различных ситуациях;

- кейс-метод - метод коллективного анализа реальных ситуаций, интегрирующий в себя различные формы развивающего обучения;

- «мозговой штурм» - метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения;

- метод проектов, в основе которого лежит развитие умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Этапы интерактивного обучения во всех его методах схожи, ими выступают: 1) вхождение в тему, т. е. настрой участников групповой работы на содержание обсуждаемой проблемы; 2) проработка темы в микрогруппах, т. е. поиск совместного решения; 3) презентация результатов наработок групп, общая дискуссия, обобщение и конкретизация результатов работы; 4) подведение итогов работы и обмен впечатлениями.

В педагогическом эксперименте акцент ставился на групповых исследовательских проектах студентов, представляющих собой обучение в сотрудничестве. Это создавало благоприятные условия не только для рассмотрения проблемы с разных точек зрения, но и для приобретения коммуникативных умений исполнения разных социальных ролей (генератора идей, координатора, исполнителя, критика, оценщика и др.).

Для выполнения группового исследовательского проекта академическая группа делилась на микрогруппы из 3-5 человек, при этом задание получала группа в целом. Структура групповых

исследовательских проектов, выполняемых студентами медицинского вуза, совпадала со структурой научного проекта, включающей: формулирование значимой в исследовательском плане проблемы; выдвижение гипотезы; исследовательский поиск путей решения проблемы; анализ, обработку, интерпретацию, оформление и презентацию полученных результатов.

Тематика групповых исследовательских проектов касалась как теоретических вопросов программы учебной дисциплины «Психология», так и относилась к какой-либо практической проблеме, актуальной для деятельности медицинских работников.

Типами групповых исследовательских проектов, предлагаемых студентам медицинского вуза по психологии, являлись:

- проведение теоретического исследования (написание реферата, литературного обзора), предполагающего сопоставление данных, представленных в разных источниках, и на основе этого собственную трактовку решения определенной психологической проблемы в сфере здравоохранения;

- поиск в художественной, публицистической, мемуарной литературе, художественных фильмах отрывков, иллюстрирующих психологические аспекты практической деятельности медицинских работников, и их последующая научная интерпретация;

- выполнение психологического исследования опытно-экспериментального характера (например, самонаблюдения), а затем его научное объяснение;

- конструирование конкретной клинической ситуации с психологическим обоснованием вариантов ее оптимального решения и др.

Как показали результаты социометрии по методике Дж. Морено, после проведения педагогического эксперимента увеличилось количество студентов с высоким социометрическим статусом «звезд» и «предпочитаемых» (85 %). Возросла удовлетворенность студентов своим положением в группе: у 84 % зафиксированы высокие коэффициенты удовлетворенности своим положением в группе.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: интерактивное обучение психологии может выступать средством развития межличностных отношений студентов медицинского вуза. Использование технологий, предполагающих взаимодействие участников образовательного процесса, создает благоприятные условия для формирования у студентов медицинского вуза коммуникативных умений, необходимых современному врачу.

Ссылки:

1. Обозов H.H. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.

2. Райе Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.

3. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. М., 2005.

4. Данилова Е. Л. Особенности межличностных отношений в студенческой группе // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II междунар. науч. конф. Челябинск, 2013. С. 70-72.

5. Чистяков О. Н. Взаимосвязь эмпатии и способов поведения в межличностных конфликтах будущих работников здравоохранения // Сборник материалов 78-й итоговой студенческой научно-практической конференции с международным участием, посвященной 95-летию со дня рождения профессора Ю.М. Лубенского. Красноярск, 2014. С. 298-299.

6. Интерактивный метод обучения в медицинском вузе на примере ролевой игры / А.И. Артюхина [и др.] // Успехи современного естествознания. 2014. № 4. С. 122-127.

7. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.