ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ В СМЫСЛОВОЙ СФЕРЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ © Л. Г. Безумова © Н. Н. Ярушкин
Безумова
Лариса Геннадьевна преподаватель кафедры психологии управления Самарская
гуманитарная академия
Ярушкин Николай Николаевич
доктор психологических наук, профессор
заведующий кафедрой обшей и прикладной психологии
Самарский государственный педагогический университет
Рассмотрены понятия: смысловая сфера личности, личностная ценность, стуленческая группа, межличностные отношения. Привелены результаты исслелования изменения ценностей в смысловой сфере личности стулентов в процессе обучения.
Ключевые слова: смысловая сфера личности, лич-ност-ные ценности, учебная группа, студент, изменение ценностей.
Актуальность проблемы смысла связана с глобальными изменениями, происшедшими в нашем обществе в последние десятилетия. При всех сложностях российской действительности в научном обществе активно обсуждаются проблемы смысла как психологического феномена, который рассматривается исследователями в психологии развития, личности, акмеологии, социальной психологии.
Человек постоянно строит модель окружающего мира, вступая во взаимодействие как с другими людьми, так и с самим собой. Его поведение, общение, деятельность имеют осмысленный характер благодаря тому, что индивид как субъект этих видов активности обладает смысловой сущностью. Человек стремится найти смысл в своих действиях, в формах общения с другими людьми, при этом важно не то, что совершает человек в своей жизни, а зачем он это делает. Действия человека в мире имеют смысл, если они обладают своим собственным питающим источником смысла [1].
В психологической науке (А. Н. Леонтьев, Г. Г. Шпет) принято понимание смысла как отношения субъекта к действительности. Смыслы, по мнению многих авторов, рассматриваются в неразрывной связи с жизненными ценностями человека. Ведь когда смыслы, воплощенные в целях индивида, отражают в своем содержании основные жизненные ценности, ставшие лично значимыми ценностями, тогда человек
благодаря своим деяниям достигает в своем развитии как личность, как профессионал тех вершин, которые соответствуют его идеалам [7].
Вопросами психологии смыслов в рамках деятельностного подхода занимались различные исследователи, такие как А. Н. Леонтьев, который ввел понятие личностного смысла; А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, В. К. Вилюнас, предложившие такие новые понятия, как смысловая установка, смысловой конструкт; Д. А. Леонтьев, который ввел понятия смысловых структур и смысловых систем.
Первым в отечественной психологии раскрывает содержание понятия «смысл»
А. Н. Леонтьев, принимая за него отношение мотива деятельности к ее цели. Действие человека, включенное в индивидуальную деятельность, деятельность общества, обладает иерархией смыслов. Становление личности, согласно А. Н. Леонтьева, происходит посредством становления связной системы личностных смыслов, заключающегося в соотнесении мотивов друг с другом, когда некоторые занимают место подчиняющих себе другие, а некоторые и вовсе утрачивают свою смыслообразующую функцию [15].
В рамках деятельностного подхода доказывается, что человек стремится действовать осознанно и осмысленно. Смысл, по выражению Д. А. Леонтьева, есть «отношение между субъектом и объектом или явлением действительности, которое определяется местом объекта (явления) в жизни субъекта, выделяет этот объект (явление) в образе мира и воплощается в личностных структурах, регулирующих поведение субъекта по отношению к данному объекту (явлению)» [18, с. 114].
Смысловые структуры как превращенные формы жизненных отношений субъекта представляют собой обобщающее понятие для элементов структурной организации смысловой сферы личности. Смысловые структуры в своей совокупности образуют систему смысловой регуляции жизнедеятельности субъекта, т. е. систему психологических механизмов, обеспечивающих сообразность протекания деятельности интенциональной сфере ее субъекта. На высшем уровне смысловой регуляции находятся личностные ценности — структуры, в которых кристаллизуется обобщенный смысловой опыт социальных групп. Личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов [16].
Смысловая сфера личности представляет собой сложное образование, сущность которого отражается таким понятием как психологическая система, отличающаяся самоорганизацией, развитием во времени и в культурном пространстве. Многосторонний анализ смысловой сферы личности в отечественной психологии впервые осуществил Д. А. Леонтьев, по его выражению, смысловая сфера личности есть «особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах» [18, с. 154].
Смысловая сфера личности в определенный период времени характеризуется конкретными жизненными ценностями, входящими в ее структуру [27].
Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших для любой из наук, занимающейся человеком и обществом, т.к. ценности выступают интегративной основой для индивида, для большой и малой социальной группы, нации, для человечества в целом [19].
С психологической точки зрения ценностью становится то, что влечет, направляет индивида и творит его бытиево всех его проявлениях и устремлениях Ценности возникают и развиваются в изменчивом обществе, в социальных отношениях и реализуются в системе ценностных ориентаций человека как важнейшего элемента общей структуры диспозиций личности. Психологи рассматривают понятие ценности наряду с такими важными понятиями, как ценностные ориентации, ценностное отношение, ценностное сознание, социальные и личностные ценности и др.
Существуют различные трактовки понятия ценности: Н. Ф. Добрынин связывает их со «значимостью», А. И. Божович — с «жизненной позицией», А. Н. Леонтьев —
со «значением» и «личностным смыслом», В. Н. Мясищев — с «психологическими отношениями». Ценности считаются и элементами структуры сознания (Р. X. Шакуров и др.). Они выступают и как регуляторы социального поведения.
В наиболее распространенной концепции ценностей и ценностных ориентаций М. Рокича ценности представляют собой вид убеждений, имеющий центральное положение в индивидуальной системе убеждений. Ценности — есть руководящие принципы жизни, благодаря которым человек определяет, как себя нужно вести, каково желательное состояние или образ жизни, достойные или недостойные того, чтобы им соответствовать и к ним стремиться [30].
По теории универсального содержания и структуры ценностей Ш. Шварца и У. Билски, ценности трактуются как представления людей о целях, которые служат руководящими принципами в жизни человека. Ценности представляют собой в большей степени критерии выбора, оценки человеком поступков, событий, чем качества, присущие самим объектам [31].
Существуют три основные формы ценностей, предложенные Д. А. Леонтьевым: структуры общественного сознания (общественные идеалы), атрибут конкретных произведений и деяний, в которых общественные идеалы находят свое воплощение, и элемент личностной структуры индивидов, принадлежащих к данным социальным группам и реализующих эти ценности в своей деятельности. Личностные ценности представляют собой как раз последнюю из представленных форм.
Смысловую природу ценностей признают ряд таких авторов, как Б. С. Братусь,
В. П. Зинченко, О. А. Тихомандрицкая и др. Братусь Б. С. называет личностные ценности осознанными и принятыми человеком общими смыслами его жизни [8].
Выступая в качестве смысловых образований, ценности «связывают» когнитивную и мотивационную сферы, интегрируют их в единую смысловую сферу социальных ценностей.
Ценности, по высказыванию Ю. А. Шерковина, являются, с одной стороны, частью сознания и, с другой стороны, мотивами деятельности и поведения [26]. Эта «двойственность» положения ценностей может быть также объяснена их смысловой природой, ведь именно смысл активизирует деятельность человека, способствует активному взаимодействию человека и общества. Таким образом, в большей степени личностные ценности рассматриваются при отнесении их к смысловой сфере личности.
Ценности социальны, поскольку обусловлены системой воспитания, социальным опытом человека, и в то же время они индивидуальны, поскольку отражают своеобразие интересов, потребностей данного человека, его привычки, усвоенные типы поведения.
Понятия «социальные» и «личностные» ценности (в том числе и ценностные ориентации), как правило, рассматриваются в тесной взаимосвязи, и до недавнего времени в отечественной психологии, согласно положениям Д. А. Леонтьева, происходило фактически отождествление социальных и личностных ценностей [17].
Социальные ценности, выступающие, по выражению Белинской Е. П. и Тихомандрицкой О. А., «как некоторые общественные идеалы, выработанные общественным сознанием, усваиваются индивидом в процессе социализации и образуют ценностные структуры личности, т.е. превращаются в личностные ценности» [6, с. 121].
Индивидуальные (личностные) ценности есть форма существования социальных ценностей в структуре личности отдельного человека [17].
Ценности образуют определенные иерархии, определяемые общественными условиями развития личности. Существуют различные подходы к рассмотрению иерархической структуры ценностей личности (А. И. Донцов, М.Рокич, ШШварц, У.Билски и др.) [10, 30, 31].
Мы придерживается в своем исследовании модели структуры жизненных ценностей (авторы — Л. В. Карпушина, А. В. Капцов), построенной на основе концепции
И. Г. Сенина, с отличительной особенностью — появление направленностей (типов) ценностей: гуманистической (обращенность ценностей к человеку, направленность на благо других людей) и прагматической (ценности, дающие практические полезные результаты, связанные с комфортом человека) [13].
Итак, личностные ценности представляют собой основу смыслообразования, являются внутренними психологическими механизмами регуляции социального поведения личности.
Интериоризация социальных ценностей происходит в процессе социализации через идентификацию с референтными социальными группами и общностями. На этот процесс оказывают воздействие социокультурные и личностные факторы.
Сущность процесса социализации рассматривается как преобразование «социальных отношений между людьми в индивидуальные отношения личности», в основе которого заложен «механизм интериоризации-экстериоризации, функционирующий в процессе совместной деятельности» [3, с. 341].
Движение от усвоения ценностей социальных общностей к их трансформации в личностные ценности подразумевает, во-первых, движение от ценностей социальных групп к личностным ценностям (т. е. интериоризацию), а во-вторых, движение от структуры индивидуальной мотивации, основанной на потребностях, к структуре, базирующейся на ценностях (т. е. социализацию) [18].
Однако не все социальные ценности трасформируются индивидом и становятся его личностными ценностями. Необходимым для этой трансформации условием выступает включение индивида в коллективную деятельность с целью реализации соответствующей ценности. При этом, как отмечает Э. А. Арутюнян, система ценностей референтной для индивида малой группы выступает промежуточным звеном, опосредующим этот процесс [2].
Индивид является представителем определенных социальных групп — семьи, учебного или трудового коллектива, нации, — приобретая индивидуальный, групповой опыт, опираясь на индивидуальные и групповые регуляторы поведения, которые он усваивает в процессе социализации. Одновременная включенность индивида в разные социальные группы может быть различной — от формальной принадлежности к какой-либо группе до абсолютного принятия групповых ценностей, норм и их ассимиляции в виде интериоризованных механизмов регуляции.
Сама личность рассматривается психологами как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством. Чем больше человек смог усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет. Реализуя свои возможности в деятельности, личность существует и развивается, причем зрелая уже личность действует на основе своей системы ценностей.
Решающую роль в процессе человеческой деятельности играют социальные контакты (Бодалев А. А., Коломинский Я. Л., Мерлин В. С., Обозов Н. Н., Теплов Б. М. и др.). Жизнь в обществе невозможно представить без взаимодействия с различными людьми и в различных ситуациях. При взаимодействии с другими значимыми людьми человек обнаруживает либо сходство в ценностях, потребностях, либо различие в них, влияющие на его дальнейшее поведение. В отношения включаются оценки и эмоциональные переживания. Для возникновения положительных оценок необходимо сходство мнений по вопросам, касающихся личной, общественной или профессиональной жизни.
В коллективах людей возникают свои системы взаимоотношений, поэтому поведение человека, включенного в деятельность среди группы людей, должно рассматриваться в аспекте социально-психологических взаимосвязей [28].
Всякое межличностное отношение есть взаимодействие. В теории межличностного взаимодействия (подход Д. Тибо, Г. Келли) рассматривается взаимодействие в диадах. Получаемые в итоге взаимодействия вознаграждения или понесенные
потери детерминируются факторами — экзогенными детерминантами, в которые входят потребности, способности участников, сходство (различие) в их установках, ценностях, ситуационный контекст их межличностного контакта. По мнению авторов подхода, эти факторы коррелируют с социометрическим выбором.
Ряд исследований в зарубежной социальной психологии констатирует, что индивиды со схожими установками выбирают друг друга в качестве друзей, партнеров по взаимодействию. По мнению Д. Тибо, Г. Келли, «два человека, имеющие аналогичные ценности, могут представлять друг для друга вознаграждения просто экспликацией своих ценностей» [29, с. 43].
Социальное поведение ориентировано на общественные ценности, и социальная среда оказывает влияние на ориентации личности в том случае, когда у человека сформированы положительные установки по отношению к ней. В психологии известно, что установки людей на их взаимоотношения определяют, какие «социальные установки формируются у них относительно определенных ценностей» [24, с. 180].
Экспериментальные исследования показали, что действительно люди находятся под влиянием группы, если у них сформировались положительные установки по отношению к ней. Также было установлено, что «в зависимости от того, как относится — положительно или отрицательно — человек к своему партнеру и какую установку проявляет партнер к известной ценности, у личности создается совершенно определенная социальная ориентация по отношению к ней»[24, с. 182].
На изменение социальных установок личности оказывают влияние группы и общество в целом. Для выявления причин смены социальных установок необходимо изучение в комплексе ценностей личности и социальных групп, в которые она входит.
Человек, находясь в социуме, постоянно вступает в целую систему отношений как с отдельными личностями, так и с группами, при этом у него выстраивается определенная иерархия ценностей. Какие-то изменения ценностей могут возникать и на основе индивидуальных межличностных отношений.
Социальное воздействие на личность носит сложный характер, и установление его закономерностей является одной из задач социальной психологии. Изучение закономерностей взаимодействия личности с группой может быть использовано в процессе решения социальных задач, возникающих в ходе развития общества.
Основным методом изучения взаимоотношений в группе является социометрия. По выражению Я. Л. Коломинского, «все социометрические опросы независимо от замысла исследователя измеряют не процесс общения, а отношения членов группы друг к другу» [14, с. 88].
Исследованием межличностных отношений занимался американский психолог Дж. Морено, используя социометрический метод, основанный на фиксации взаимных чувств симпатий и неприязни среди членов учебной, производственной группы.
Особого внимания заслуживает юношеский возраст, для которого формирование определенных межличностных отношений в группе является весьма значимой проблемой, а место в системе этих отношений служит показателем успешности социальной адаптации личности.
Как отмечается в ряде исследований, юношеский возраст (16—21 год) благоприятен для образования ценностных ориентаций, ценностей, становления мировоззрения, выработки определенного отношения к окружающей действительности. Отличительной психологической особенностью этого возраста выступает также перестройка сферы общения.
Одним из ведущих видов деятельности в этот период является, прежде всего, учебная деятельность.
Специфической группой учащейся молодежи с присущими ей особенностями служит студенческая группа. Студенчество как социальная группа представляет собой объединение молодых людей с определенными социально значимыми задачами, планами, надеждами.
Существуют различные интерпретации понятия «студенчество», так, Т. В. Ищенко отмечает, что студенчество как особая общественная группа, резерв интеллигенции объединяет молодых людей примерно одного возраста и уровня образования, выступающих представителями различных слоев населения [11].
У каждого студента свой характер, свои мотивы, интересы, цели, ценности, смыслы, свое мировоззрение. Студенческий социум при этом подвержен множеству влияний извне, различным жизненным проблемам, возрастным катаклизмам. Все это оказывает существенное влияние на социальное становление личности и студенчества как социальной группы.
Студенческий возраст отличается оформлением системы ценностей и процессом самоопределения, поиском смысла собственного существования, в этот период также усиливается и влияние смысловой сферы на развитие личности.
Мы полагаем, что система образования, студенческая среда создают необходимые условия для роста личности, формирования высшего уровня системы ценностей. Молодые люди стремятся самостоятельно определить важнейшие для себя цели, смысложизненные ориентиры, систему ценностей, в соответствии с которыми они и осуществляют свою жизнедеятельность, поэтому процесс интериоризации общественных ценностей нередко отличается стихийностью, непредсказуемостью [20].
Итак, повышенный интерес к проблеме ценностей со стороны различных исследователей свидетельствует об огромной роли, которую они играют в жизни каждого человека.
В современной психологической литературе проблема смысла, смысловой сферы, ценностей, ценностных ориентаций рассматривается в исследованиях теоретического и прикладного характера. Ценности личности могут проявляться в различных сферах ее жизни и соответствовать разным стадиям ее развития. Наиболее активно становление ценностной сферы личности происходит на подростковом и юношеском этапе развития, которому посвящено немало работ (Белинская Е. П., Васильева Ю. А., Постоева В. А. и др.) [6, 9, 21].
Вопросами развития системы ценностей в образовательной и социальной среде занимались такие психологи, как Г. Олпорт, М. Рокич, Дж. Гиллеспи; исследования таких авторов, как О. В. Зиневич, Л. Ф. Лисе, А. В. Шарикова, посвящены изучению системы ценностных ориентаций студентов. Выявлению специфики межличностных выборов в юношеском возрасте посвящены исследования М. Л. Соколовского, позволившие установить связь межличностного выбора старшеклассников с их собственными поведенческими характеристиками, категориально подчиненными понятию экстраверсии-интроверсии [23].
Ряд авторов изучают ценности, ценностные ориентации в контексте проблем регуляции социального поведения (В. А. Хащенко, Э. Г. Чернова, В. А. Ядов) и также рассматривают динамику ценностных ориентаций (А. Л. Журавлев, Ю. Ю. Колягина). В отношении современной студенческой молодежи представлены работы, отражающие особенности ценностно-потребностной сферы личности студентов (В. Г. Морогин), динамику ценностно-потребностной сферы личности студентов (Е. Н. Кубарев), изменение ценностей современных студентов (С. В. Мерзлякова), динамику развития ценностно-мотивационной сферы студентов различных вузов (А. В. Капцов, Л. В. Карпушина), процессы межличностного взаимодействия в учебных группах (Е. И. Колесникова, А. В. Капцов).
Таким образом, с одной стороны, обществу необходимо, чтобы образовательный процесс вуза способствовал формированию продуктивных ценностей современных студентов. Общество нуждается в разработке моделей поведения человека в новых социально-экономических условиях демократического общества, большая роль при этом отводится именно образованию как важнейшему фактору развития, особенно молодого поколения, ведь молодежь обладает высокой социальной динамичностью, быстрым восприятием как положительного, так и отрицательного, что есть в окружающей
ее среде. Она нуждается в правильном осмыслении происходящих в нашей стране изменениях.
С другой стороны, в настоящее время повышается активность человека, происходит его более глубокая рефлексия, направленная на мир и на себя, что очень важно, наблюдается перестройка ментальности, смена ценностей, ориентаций, появление у людей новых потребностей. И в связи с этим от ученых требуется разработка новых теоретических концепций, расширение исследований, выявляющих закономерности социального, личностного развития. Однако в психологической науке недостаточно изучена ценностная система личности студентов как психологический феномен и, как следствие, отсутствуют эффективные программы по развитию ценностей и ценностных ориентаций молодых людей. Именно всем этим и обусловлена актуальность представленного нами исследования.
Проводимые нами ранее исследования были направлены на изучение соотношения личностных ценностей и потребностей в смысловой сфере личности студентов [5], на изучение факторов влияния семьи на формирование ценностной системы личности студентов [4]. В то же время возникла необходимость проанализировать изменение системы ценностей студентов, и с учетом влияния на них вышеуказанных факторов была определена следующая цель исследования — выявить изменения ценностей в смысловой сфере личности студентов в процессе обучения в вузе.
В качестве объекта исследования рассматривались ценности в смысловой сфере личности студентов, а предмета исследования — изменение ценностей в смысловой сфере личности студентов в процессе их обучения в вузе.
Теоретическое изучение проблемы и анализ практического опыта позволили определить в качестве гипотезы исследования предположение о том, что в процессе совместной учебы в группе происходит уподобление ценностей у тех студентов, которые выбирают друг друга как партнеров для совместной учебной деятельности.
Методика
Выборку составили студенты инженерной специальности технического вуза г. Самары (4 группы численностью 71 чел. в возрасте 16—18 лет). Лонгитюдное исследование проводилось в течение трех лет, что дало возможность проследить изменение ценностей в смысловой сфере личности студентов. Первый эмпирический «срез» был сделан в группах в 2004 г., второй эмпирический «срез» — в этих же группах в 2007 г.
Нами были использованы следующие методы и методики: тест «Аксиологическая направленность личности» [12], социометрия, иерархический кластерный анализ (метод полной связи) с использованием пакета прикладных программ 81айз1аса 6.0.
Тест «Аксиологическая направленность личности» позволяет диагностировать такие личностные ценности, как: развитие себя, духовное удовлетворение, креативность, социальные контакты, собственный престиж, достижения, высокое материальное положение, сохранение собственной индивидуальности.
Исследование межличностных отношений в учебных группах проводилось с использованием социометрических методик, благодаря которым были выявлены диады субъектов, взаимно выбирающих друг друга для совместной учебной деятельности и отдыха.
На первом этапе исследования были определены личностные ценности студентов, выявлены взаимные пары, выбирающие друг друга для совместной учебы и проведения досуга, и с помощью евклидовой метрики измерены меры различий ценностной сферы этих пар.
На втором этапе было отслежено изменение за три года обучения ценностей тех студентов, которые выбирают друг друга как партнеров для совместной учебной деятельности и отдыха.
Результаты и их обсуждение
После психологического тестирования в учебных группах и проведения кластерного анализа были установлены закономерности, характерные для каждой учебной группы. На первом курсе у лиц, взаимно выбирающих друг друга по социометрической методике, диапазон мер различий ценностной сферы взаимных пар находится в пределах (табл. 1):
Таблица 1
Мера различий в ценностях взаимных пар в группах 2004 г. (в стенах)
№ группы тіп мера различий шах мера различий шах уровень различий
1 4,00 11,00 14,63
2 3,74 14,80 14,80
3 3,46 14,49 17,00
4 2,45 13,38 13,40
Низкая граница мер различий свидетельствует о близости ценностей двух субъектов, высокая, соответственно, — об удаленности ценностей.
После трех лет совместной учебы диапазон мер различий ценностной сферы взаимных пар теперь составляет (табл. 2):
Таблица 2
Мера различий в ценностях взаимных пар в группах 2007 г. (в стенах)
№ группы тіп мера различий тах мера различий тах уровень различий
1 2,83 9,43 14,49
2 3,16 8,66 9,64
3 2,65 10,95 11,36
4 2,65 12,04 13,00
Результаты эмпирических «срезов» указывают на то, что во взаимных парах с высокой мерой различий ценностной сферы двух субъектов произошло снижение этой меры, т.е. уподобление ценностей. В парах с низкой мерой было выявлено также уменьшение меры различий, за исключением четвертой группы, в которой произошло, наоборот, увеличение этой меры, т.е. личностные ценности студентов в диадах в этой группе подверглись поляризации. Таким образом, процессы, связанные с динамикой личностных ценностей студентов учебной группы, протекают в двух направлениях: поляризации и уподобления. Выявление причин обнаруженного факта подлежит дальнейшему исследованию.
Следует отметить, что за годы обучения в группах количество взаимных выборов студентов как по учебе, так и по отдыху уменьшилось, что, по-видимому, связано с расхождением в личностных ценностях студентов, поскольку, как показывает ряд исследований, к четвертому курсу обучения снижается мотивация учебной деятельности из-за обострения кризиса идентичности [20, 22] (Таблица 3).
Таблица 3
Количество взаимных пар студентов по учебе и по отдыху
№ группы Учеба-2004г Учеба-2007г 0тдых-2004г 0тдых-2007г
1 8 3 15 6
2 9 1 12 2
3 21 8 41 22
4 23 9 23 7
Далее было выявлено, что процессы взаимодействия студентов в группах происходят интенсивнее по отдыху, чем по учебе. Студенты активнее взаимодействуют
в парах именно в плане организации досуга и отдыха, что наглядно видно из представленных на рисунке 1 диаграмм по группам, поскольку линии тренда по отдыху в основном расположены круче линий тренда по учебе, где ось X — дистанции ценностей 2004 г., ось У — разности дистанций ценностей 2007 г. и 2004 г.
Анализируя представленные графики, можно сказать, что взаимоотношения студентов в группах после трех лет совместного обучения более активно выстраиваются в области отдыха и досуга и менее направлены на учебу. Полученную закономерность можно интерпретировать следующим образом. На первом курсе малознакомые друг с другом студенты готовы сотрудничать со студентами своей группы, о чем свидетельствует высокий уровень взаимных выборов как по совместной учебной деятельности, так и по организации совместного отдыха, но по мере развития групп и с учетом возрастных особенностей (21 год), когда происходит новый этап в развитии самосознания, самоидентификации, четверокурсники теряют общий интерес к учебному процессу в целом [25].
О О С •Ч- (Ч Взаимные выборы по ценностям 1 группы □ 1-1
1 ?0 80
-20 -
-40 - □
-60 -
♦ учеба □ отдых
—Линейный (учеба) -Линейный (отдых
Взаимные выборы по ценностям 4 группы
100 1 50 -0 --50 --100 -
♦ учеба □ отдых
Линейный (учеба) "Линейный (отдых)
Рис. 1. Взаимосвязь дистанций ценностей (в %) студентов взаимных пар 2004 г. и разности дистанций ценностей 2007 г. и 2004 г. по группам
Выводы
В настоящее время проводимые в обществе реформы помогают молодым людям вписаться в новые общественные отношения. При этом в интересах российского общества важно учитывать процессы смыслообразования, цели, ценностные ориентации, ценности молодежи.
В условиях неустойчивости социальной системы ценностей особая роль отводится образовательным учреждениям, высшей школе по формированию ценностей, норм личности с использованием различных средств воспитательной работы.
Влияние смысловой сферы, в частности, ее главной структурной составляющей - личностных ценностей на развитие личности усиливается в юношеский период, в период получения профессионального образования. Одним из ведущих видов деятельности в этот период выступает, прежде всего, учебная деятельность, заключающаяся в усвоении знаний.
Проведенные нами исследования по изучению ценностей в смысловой сфере личности студентов показали, что за три года обучения на четвертом курсе происходит:
сокращение числа взаимных выборов студентов как по учебе, так и по отдыху, поскольку снижается мотивация учебной деятельности из-за обострения кризиса идентичности;
процессы, связанные с динамикой личностных ценностей студентов, протекают в двух направлениях: поляризации и уподобления;
взаимоотношения между студентами более активно направлены на совместное проведение отдыха и менее — на учебу из-за снижения общего интереса к учебному процессу в целом.
Таким образом, процессы, связанные с изменением личностных ценностей, свидетельствуют об особенностях развития смысловой сферы личности, о развитии личности в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агафонов, А. Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. Самара : Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. 122 с.
2. Арутюнян,Э. А. Микросреда и трансформация общественных ценностей в ценностную ориентацию личности // Образ жизни и ценностные ориентации личности. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1979. С. 49—61.
3. АсмоловА- Г. Психология личности: культурно-историческое развитие человека. М. : Смысл : Академия, 2007. 528 с.
4. Безумова, Л. Г. Соотношение личностных ценностей и потребностей как источник смыслообразования // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2007. № 1. С. 24—35.
5. Безумова, Л. Г. Соотношение ценностей и потребностей в смысловой сфере личности студента // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2007. № 2. С. 29—36.
6. БелинскаяП. Социальная психология личности : учебное пособие для вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М. : Аспект Пресс, 2001. 301 с.
7. Бодалев,А. А. О смысле жизни человека, его акме и взаимосвязи между ними // Мир психологии. 2001. № 2(26). С. 54—58.
8. Братусь,Б. С. Аномалии личности. М. : Мысль, 1998. 301 с.
9. Васильева, Ю. А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический журнал. 1997. № 2. Т. 18. С. 58—78.
10. ДонгрвА■ И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. 1974. № 5. С. 67—76.
11. Ищенко,Т. В. Место студенчества в социальной структуре общества. Томск,
1975.
12. Капцов,А. В. Аксиологическая направленность личности. Руководство по применению теста: методическое пособие / А. В. Капцов, Л. В. Карпушина. Самара : Самар, гуманит. акад., 2005. 32 с.
13. Карпушина,Л. В. Структура жизненных ценностей различных социальных групп студентов вузов : автореф. дис.... канд. психол. наук. Самара, 2003.
14. Коломинский,Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск,
1976.
15. Леонтьев,А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
16. Леонтьев,Д. А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб. : Питер, 2000. С. 372—377.
17. Леонтьев, Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. 1996. № 4. С. 35—44.
18. Леонтьев,Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М. : Смысл, 2003. 487 с.
19. Леонтьев,Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С.15—26.
20. Мерзлякова, С. В. Психологические особенности ценностных ориентаций современных студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Астрахань, 2006. 24 с.
21. Постоева, В. А. Ценностно-потребностная сфера личности социально-депримированных подростков : дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2004. 156 с.
22. Психолого-педагогическое обеспечение многоуровневого высшего образования / под ред. А. В. Капцова. Самара : СамГАСА, 2003. 316 с.
23. Соколовский, М. Л. Поведенческий аспект межличностных выборов в юношеском возрасте (половая дифференциация) : дис. ... канд. психол. наук. 19.00.07. Ставрополь, 2002. 262 с.
24. Социальная психология личности / под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. М. : Наука, 1979. 344 с.
25. Чаденкова,0. А. Особенности учебной мотивации студентов различных вузов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2005. № 1.
С. 109—121.
26. Шерковин Ю. А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 3. С. 137.
27. Шлыкова, Ю. Б. Возможности изучения смысловой сферы личности посредством автобиографического текста // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла). Материалы международной конференции (Москва, 19-21 мая 2005г.). М. : Смысл, 2005. С. 148—151.
28. Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М. : Просвещение, 1969. 317 с.
29. Kelly,H.H.,Thibaut J.W. The Social Psychology of Groups. N.Y., 1959.
30. Rokeach,M. The nature of human values. New York: Free Press, 1973.
31.5cferartZ)S.H.f>iZs/a/W.Towardauniversalpsychologicalstructureof human values / /
J. of Personality and Social Psychology. 1987. V. 53. P. 550—562.
32. Schwartz, S.H., Bilsky W. Towards a theory of the universal content and structure of values: Extentions and cross-cultural replications // J. of Personality and Social Psychology. 1990. V. 58. P. 878—891.
THE CHANGE OF VALUES IN THE SENSIBLE SPHERE OF STUDENT'S PERSONALITY DURING THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY L. Besumova N. Yarushkin
The sensible sphere of personality, personal values, student's group, interpersonal relations were considered. There have been given the results from the research of change of personal values in the sensible sphere of student's personality during the educational process.
Keywords: sensible sphere of personality, personal values, student's group, change of values.