УДК 316.61
Т. Т. Капезина
кандидат социологических наук, доцент кафедра философии и социальных коммуникаций Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Аннотация. Статья посвящена исследованию межличностных отношений в студенческой группе. Получение высшего образования подразумевает не только усвоение знаний, но и развитие гармонично развитой личности. В процессе обучения происходит формирование жизненной позиции человека, осуществление ее самореализации, самоуважения и самоутверждения.
Взаимоотношения в студенческой группе являются одной из важных составляющих процесса формирования личности будущего специалиста. Одним из наиболее эффективных способов исследования внутригрупповых межличностных отношений является метод социометрии. Понятие «социометрия» ввел в психологическую науку выдающийся американский психолог Дж. Л. Морено. В статье представлена упрощенная методика проведения социометрического исследования межличностных отношений в студенческой группе.
В результате проведенного исследования выявляются эмоциональные связи, т.е. взаимные симпатии и антипатии между членами группы; степень сплоченности - разобщенности в группе; лидеры в эмоциональной и деловой сфере; внутригрупповые подсистемы - сплоченные образования, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Ключевые слова: студенческая группа, групповое взаимодействие, сплоченность, староста группы, самоорганизация, социометрия, Дж. Л. Морено.
T. T. Kapezina
Candidate of Sociology, associate professor Department of philosophy and social communications Penza State University, Penza, the Russian Federation
RESEARCH OF INTERPERSONAL RELATIONS IN STUDENT GROUPS
Abstract. The article is devoted to investigation of interpersonal relations in the student group. Higher education involves not only the acquisition of knowledge, but also the development of a harmonious personality. The training is the formation of human life position, the implementation of its self-realization, self-esteem and self-affirmation.
Relationships in the student group are an important part of the process of formation of the personality of the future specialist. One of the most effective ways to study intra-interpersonal relations is the method of sociometry. The term «soci-ometry» was introduced in the psychological science of the eminent American psychologist John. L. Moreno. The article is a simplified method of sociometric study of interpersonal relations in the student group.
The study revealed an emotional connection, is mutual sympathies and antipathies between members of the group; the degree of cohesion - disunity in the group; leaders in the business and the emotional sphere; intra-subsystem - knit Education, headed by may have their own opinion leaders.
Key words: student group, group interaction, cohesion, the elder group, self-organization, sociometry, J.L. Moreno.
Одной из основных задач развития российского общества в настоящее время является повышение социально-экономического состояния его граждан, в том числе и будущих специалистов. Подготовка высокопрофессиональных
специалистов требует принципиально нового подхода к анализу сущности, содержания, характера и особенностей обучения в российских ВУЗах, поиска путей и методов управления этим процессом.
Центральной проблемой формирования специалиста становится качество образования, т.е. соответствие знаний, умений и навыков, социальных и психологических качеств молодых специалистов высоким функциональным требованиям практики. Поскольку образование для большей части молодежи коррелируется с жизненным успехом, отношение к проблеме его получения во многом зависит от того, насколько оно способно гарантировать этот успех. В сознании молодых людей существует довольно ясное представление о путях достижения успеха [1].
Личность в процессе образования усваивает образцы поведения общества и социальных групп «по принадлежности к ним» либо соотносит свое поведение с их нормами и ценностями. Одним из ближайших социальных окружений, через которое общество оказывает влияние на личность в сфере образования, является учебная группа, которая также представляет собой особую форму жизнедеятельности студентов [7].
Однако необходимо отметить, что значительная часть студентов испытывает трудности обучения в группе. Низкий уровень адаптации к групповому взаимодействию, отсутствие социального опыта коммуникативного общения являются тревожными сигналами. Сложившаяся в настоящее время практика, при которой будущие специалисты, включенные в социальную студенческую группу для эффективного взаимодействия в ней, используют практически один метод - самоорганизацию. Такой подход привел к недооценке значимости научно обоснованной, плановой работы с первичной социальной структурой учебного заведения.
Управление учебно-воспитательным процессом студенческой группы есть целенаправленная деятельность кураторов, преподавателей, администрации факультета и ВУЗа.
Одним из звеньев этой управляющей системы является староста группы. Староста должен пользоваться авторитетом в группе, уметь влиять на студентов своей группы, на их взаимоотношения, обладать лидерскими и коммуникативными качествами. Староста - это мостик развития связей между студенческим сообществом и администрацией ВУЗа. Но староста не всегда получает поддержку со стороны группы. Чаще всего староста назначается без учета интересов и мнения всех членов группы, не имея необходимых для этой роли качеств.
В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач. Сплоченность во многом определяется отношением членов группы к лидеру, его авторитетом как внутри, так и вне группы. Психологическое состояние своей защищенности, чувство, что с группой ничего не случится, обеспечивают лидеры, пользующиеся уважением и непререкаемым авторитетом. При твердой уверенности в правильности действий лидера все усилия членов группы интегрируются и направляются на творческое выполнение отданных им распоряжений. Поэтому так важен вопрос о подборе человека с необходимыми качествами, способного выполнять функции старосты и стать лидером в группе.
При изучении малых групп используются различные социологические методы, в частности, эффективны в этом случае методы социометрии [8]. В конце XIX века термин «социометрия» впервые был употреблен в связи с изучением воздействия одних групп людей на другие. Основная заслуга в создании определенной методологии социометрических исследований, совокупности
измерительных процедур и математических методов обработки первичной информации принадлежит американскому социопсихологу Дж. Л. Морено [2].
Социометрические методы действительно интенсивно применяются в теоретической и прикладной психологии и социологии. «Широкое распространение социометрии имеет ряд причин, - пишет Я.Л. Коломинский, - среди которых можно указать на тот факт, что она как бы заполнила вакуум, связанный с отсутствием других экспериментальных приемов, далее сказалось и то, что она давала результаты в форме количественных индексов в сфере, считавшейся традиционно неформализуемой» [3].
Социометрия - это не только особая школа социальной науки и практики, не только подход к изучению любых социальных явлений, но и язык общения всех гуманитариев, на котором может быть сформулирована модель любой степени сложности и которым можно пользоваться для поиска комплексного решения [2].
Для изучения взаимоотношений в малых группах широко распространены формы социометрического метода. По определению Морено, социометрия имеет дело с внутренней структурой социальных групп, которые можно сравнить с ядерной природой атома или физиологической структурой клетки. Предложенные Морено экспериментальные социометрические методы и его социологические установки очень популярны на Западе [6].
Таким образом, с помощью социометрии можно установить популярность -непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, неофициальные микрогруппы и взаимосвязь между ними, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.
Возвращаясь к вопросу о границах применимости социометрических методов, обратимся к мнению В.И. Паниотто, который считает, что «мы имеем все основания утверждать, что социометрический метод включает в себя весьма широкий класс исследовательских процедур, используемых в настоящее время социологами и социальными психологами» [5].
Автором предлагается упрощенная методика проведения социометрического исследования межличностных отношений в студенческой группе. Малая группа имеет одно основополагающее качество: в ней общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.
Исследование предназначено для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы; измерение степени сплоченности - разобщенности в группе; выявление лидеров в эмоциональной и деловой сфере; обнаружение внутригрупповых подсистем - сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры. Малая группа имеет одно основополагающее качество: в ней общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.
Несомненно, результаты исследования помогут куратору в решении основной задачи - активному содействию студенческой группе в ее становлении как организованного коллектива.
Для проведения исследования разрабатывается опросный лист с целью изучения представлений и предпочтений студентов по исследуемой проблеме. Он включает в себя два блока: первый блок объединяет вопросы, которые позволяют изучить представления студентов о старосте и его роли в группе, а также о формальных отношениях; второй блок о лидере в эмоциональной сфере, о симпатиях и антипатиях в группе. В таблице 1 представлен примерный перечень вопросов опросного листа. Количество опросных листов необходимо сделать соответственно количеству студентов в группе. Каждому респонденту выдается опросный лист, в котором отдельному члену группы присвоен определенный номер и предлагается сделать выбор из предложенного списка студентов, согласно критерию отбора. Самовыбор исключается.
Таблица 1
Перечень вопросов
Ф.И. ^ респондента
Вопросы Антонов Гришин Иванов Климов Миронов Петров Сидоров Харитонов
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Кто, по Вашему мнению, лучше справится с обязанностями старосты группы?
2. Если бы вновь формировали группу, кого бы Вы хотели в ней видеть?
3. Если бы вновь формировали группу, кого бы Вы не хотели в ней видеть?
4. С кем бы Вы хотели работать после окончания учебы?
5. С кем бы Вы не хотели работать после окончания учебы
6. Кого бы Вы пригласили на личную вечеринку ?
7. Кого бы Вы не пригласили на личную вечеринку?
8. С кем бы Вы поделились личными проблемами?
В настоящее время ряд исследователей полагают, что «нижняя» граница «размера» малой группы равна трем человекам, а не двум. В диаде практически не складывается тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью. В контактах между людьми в этом случае крайне сильно выступает эмоциональный (неформальный) фактор. Взаимодействие, по сути, становится дружбой, оно часто простирается за рамки службы, функциональных обязанностей. Наличие третьего человека переносит общение из сферы личностного в межличностное «пространство»; в триаде система взаимодействия становится пронизанной «дея-тельностным» началом. Пожалуй, еще более острым является спор о «верхней» границе численности малой группы. Продолжительным было представление о «магическом» числе 7+2, отражающем некоторые особенности оперативной памяти человека. Теперь, исходя из практики исследований, оптимальным принято считать численный состав малой группы в 10-20 человек. В некоторых случаях, когда речь идет о производственной бригаде, участке, учебном коллективе, этот предел увеличивается до 40 человек. При таких условиях методы социометрии еще применимы [3].
В зависимости от количества студентов в исследуемой группе выбирается критерий отбора (таблица 2).
Крите] ии отбора Таблица 2
Число членов групп Ограничение (количество выборов)
5-7 1
8-11 2
12-16 3
17-21 4
22-26 5
27-31 6
32-36 7
После проведения опроса составляется социоматрица для каждого вопроса отдельно. Социоматрица представляет собой таблицу, куда включаются положительные и отрицательные выборы, сделанные всеми членами изучаемой группы. Пример социоматрицы представлен в таблице 3.
Таблица 3
Социоматрица (1-2 вопрос)__
№ Кто выбирает Кого выбирают Число отданных выборов
1 2 3 4 5 6 7 8 + - всего
1 Антонов * 0 0 0
2 Гришин 1 * 1 1 2
3 Климов 1 * 1 0 1
4 Климов 1 * 1 2 1 3
5 Миронов 1 * 1 0 1
6 Петров 1 * 1 1 2
7 Сидоров 1 * 1 0 1
8 Харитонов 1 1 1 * 3 1 4
Число получ. выборов + 6 1 0 1 0 0 1 1
- 1 0 1 0 1 0 1
Всего 6 2 0 2 0 1 1 2 14
После обработки результатов опроса и построения социоматриц по всем предложенным вопросам вычисляются персональные социометрические индексы: социометрический статус (С), индекс эмоциональной экспансивности (Е).
Социометрический статус (С) - он отражает отношение членов группы к каждому ее представителю.
Количество полученных ^членом выборов
С = N - 1
Где N - количество членов в группе. Считаются положительные и отрицательные статусы.
Индекс эмоциональной экспансивности (Е) - он характеризует то, как человек относится к окружающим его членам группы, сколь активен он в своем выборе.
Количество выборов, отданных ^членом группы
Е = N - 1
Дополняет эти социометрические показатели индекс объема взаимодействия (А), который представляет каждого члена группы одновременно и как субъекта выбора, и как объекта. Для определения индекса объема взаимодействия необходимо посчитать: односторонние положительные и отрицательные выборы или связи и добавить к ним количество двухсторонних выборов. Количество двухсторонних выборов - это сумма взаимоположительных и взаимоотрицательных (симметричных отношений) и несимметричных выборов (когда один человек выбирает другого, но второй отказывает в этом первому). Количество взаимодействий ь члена группы А = N - 1
Для определения количества взаимодействий ь члена группы необходимо построить социограмму. Социограмма — графическое изображение схемы межличностных отношений (Рисунок 1 ).
Рисунок 1 - Социограмма (1-2 вопросы)
На социограмме показаны положительные и отрицательные выборы, а также взаимоположительные и взаимоотрицательные выборы.
Значение персональных социометрических индексов необходимо занести в таблицу (Таблица 4).
Таблица 4
Персональные социометрические индексы
№ Члены группы Социометрический Эмоциональная Индекс
статус экспансивность взаимности
Полож. Отриц. общая общая
1 Антонов 0,9 0,0 0,9 0,7 1,9
2 Гришин 0,6 0,0 0,6 0,6 1,4
3 Климов 0,1 0,4 1,4 0,7 1,4
4 Климов 0,6 0,0 0,6 0,6 1,3
5 Миронов 0,1 0,6 0,7 0,4 1,0
6 Петров 0,7 0,0 0,7 0,6 1,6
7 Сидоров 0,0 0,3 0,3 0,6 0,9
8 Харитонов 0,3 0,1 0,4 0,6 1,4
Анализ результата ответов на первый вопрос позволяет определить формального лидера; на второй и третий позволяют сопоставить положительные и отрицательные выборы членов группы; ответы на четвертый и пятый вопросы отражают формальную сторону отношений; шестой и седьмой ориентированы на неформальные отношения; в ответах на восьмой вопрос рассматриваются самые близкие симпатии и привязанности.
Далее вычисляются групповые социометрические индексы.
Индекс социометрической когерентности (К): характеризует меру связанности группы, настоятельность взаимных контактов, но без учета их знака, их направленности.
Количество отданных или (полученных) выборов
К = N (N - 1)
Индекс взаимности (G): измеряет сплоченность группы, проявляющуюся прежде всего в количестве взаимных положительных связей.
Количество взаимных положительных связей
G = N (N - 1)
Индекс групповой экспансивности (Y): характеризует тип и интенсивность группового взаимодействия:
X взаимоположительных + Хвзаимоотрицательных связей
Y = N
Индекс конфликтности (Э): выражает относительное количество отмечавшихся в группе взаимных отрицательных выборов.
X взаимоотрицательных выборов
Э = N (N-1)
В результате анализа данных можно определить формальных и неформальных лидеров группы, аутсайдеров; выявить симпатии и привязанности, а также антипатии членов групп; выявить формальную и неформальную стороны отношений, микрогруппы и их взаимоотношения; уровень конфликтности и сплоченности.
Полученная в результате проведенного исследования информация предназначена для использования в учебно-воспитательном процессе кураторами групп, преподавателями и администрацией факультета. С ее помощью можно будет принять меры по сплочению группы и улучшению эмоционального климата в коллективе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зборовский Г.Е. Общая социология / Г.Е. Зборовский — М. : Гардарики, 2004. —
592 с.
2. Золотовицкий Р.А. Социометрия Я.Л. Морено / Р.А. Золотовицкий // Методология и история психологии — 2007. — № 2. — С. 107-121.
3. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский — Изд-во: АСТ, 2010. — 448 с.
4. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах / А.И. Кравченко. — М. : Из-во: ТК Велби, Проспект. — 2010. — 240с.
5. Паниотто В. Кризис в методах опроса и пути его преодоления. - Социология: теория, методы, маркетинг / В.Паниотто, Н.Харченко. — 2012. — № 1. — С. 3-20
6. Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломин-ский — СПб. : Питер Ком, 2008. —576 с.
7. Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги — М. : ЦСПиМ, 2010. — 592 с.
8. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. — М. : «Добросвет», 2001. — 596 с.
REFERENSES
1. Zborowskii G.E. Obshchaia sotsiologiia [General sociology]. Moscow, Gardariki Publ., 2004, 592 p.
2. Zolotovitskii R.A. Sotsiometriia Ia.L. Moreno. Metodologiia i istoriia psikhologii = Methodology and History of Psychology, 2007, no. 2, pp. 107-121 (in Russian).
3. Kolominsky Ia.L. Sotsial'naia psikhologiia vzaimootnoshenii v malykh gruppakh [Social psychology of relationships in small groups]. Moscow, AST Publ., 2010, 448 p.
4. Kravchenko A.I. Sotsiologiia v voprosakh i otvetakh [Sociology Questions and Answers]. TK Welby Publ., Prospect Publ., 2010, 240 p.
5. Paniotto V. The crisis in the survey methods and ways to overcome it. Sotsiologiia: teoriia, metody, marketing = Sociology: Theory, Methods, Marketing, 2012, no.1, pp. 3-20 (in Russian).
6. Rean A.A. Kolominsky Ia.L. Sotsial'naia pedagogicheskaia psikhologiia [Social pedagogical psychology]. Saint Petersburg, Peter Combe Publ., 2008, 576 p.
7. Sheregi F.E. Molodezh.' Rossii: sotsiologicheskii portret [Youth of Russia: sociological portrait]. Moscow, TsSPiM Publ., 2010, 592 p.
8. Iadov V.A. Strategiia sotsiologicheskogo issledovaniia. Opisanie, ob"iasnenie, ponima-nie sotsial'noi real'nosti [The strategy of sociological research. Description, explanation, understanding of social reality]. Moscow, Dobrosvet Publ., 2001, 596 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Капезина Татьяна Тимофеевна - кандидат социологических наук, доцент, кафедра философии и социальных коммуникаций, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: tkapezina@yandex.ru.
AUTHOR
Kapezina Tatiana Timofeevna - Candidate of Sociology, associate professor, Department of philosophy and social communications, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: tkapezina@yandex.ru.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Капезина Т.Т. Иисследование межличностных отношений в студенческой группе / Т.Т. Капезина // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2016. — Т. 4 № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Kapezina T.T. Reresearch of interpersonal relations in student groups. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2016, vol. 4, no. 1, http://esj.pnzgu.ru (In Russian).