Научная статья на тему 'Социометрия в помощь куратору'

Социометрия в помощь куратору Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1690
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОМЕТРИЯ / КУРАТОРСКАЯ РАБОТА / СТУДЕНЧЕСКИЕ ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Толкач Ольга Ярославовна

Показана целесообразность использования метода социометрии в кураторской работе. Данная методика позволяет выявить лидеров, предпочитаемых, изолированных и отверженных членов в студенческой группе, а также оценить психологический климат, выявить микрогруппы и изучить взаимоотношения внутри коллектива. Полученная информация полезна при формировании актива группы, а также для работы по поддержанию и укреплению развивающегося в коллективе здорового общественного мнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социометрия в помощь куратору»

УДК 378.018

О. Я. Толкач, доцент СОЦИОМЕТРИЯ В ПОМОЩЬ КУРАТОРУ

The expediency of using the method sociometry in curatorial work. This technique allows to identify the leaders, preferred, isolated and marginalized members of the student group, and to assess the psychological climate, microgroups identify and explore relationships within the team. This information is useful in the formation of asset groups, as well as to work to maintain and strengthen a team developing a healthy public opinion. In order to enhance the credibility of the collective wisdom of the curator should actively engage all students in the group to participate in a joint life, strive to organize attractive to all social work. Thanks sociometric study in the current academic year, elected a new asset group, which moved from the informal to the formal rank..

Введение. Личность, группа, коллектив, общество — явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. Поэтому личность человека нельзя рассматривать вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. Между тем социальная среда состоит из различных элементов, играющих неодинаковую роль во всей общественной системе, оказывающих на человека различное по силе и по характеру влияние. В обществе существуют и малые, и большие социальные группы. Человек подвержен влиянию как одних, так и других.

В малой группе определяющими являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами, эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению, социально-психологическая совместимость и т. д. В коллективе определяющими выступают те взаимодействия и взаимоотношения людей, которые объединены целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть ее реальным общественным и личностно-значимым содержанием [1].

Основная часть. Студенческая группа является весьма сложной, противоречивой структурой в системе образования. Формирование деканатами учебной группы по случайной выборке, без учета школьной подготовки, личных характеристик и социально-классовой принадлежности способствует возникновению очень непростых межличностных отношений в коллективе. Так как в учебной группе каждый студент обладает неповторимыми индивидуальными качествами, имеет свою точку зрения на разные жизненные вопросы, имеет особое отношение к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе, то могут возникнуть разногласия внутри членов коллектива. Поэтому часто наблюдаются непонимание и трения между студентами в одном коллективе, столкновение их нравственных, духовных и социальных интересов. В процессе взаимоотношений студентов конкретной учебной группы возникает необходимость самоопределения позиции, занимаемой каждым человеком в группе, которая свидетельствует об авторитете это-

го студента, об отношении к нему других людей. Чтобы устранить конфликты в группе, наладить контакт между студентами, требуется создать полноценное общение, способствовать развитию и формированию личности и изучать взаимоотношения в группе.

Одним из эффективных способов изучения отношений молодежи в малой группе является метод социометрии. Это комплекс методик, предназначенных для исследования личных, эмоционально-непосредственных отношений: взаимных симпатий и антипатий людей, их взаимной привлекательности и непривлекательности, авторитетности или неавторитетности. Социометрическая методика позволяет также выявить лидера в группе и оценить сплоченность коллектива [2]. Основы социометрической системы и микросоциологии были заложены Дж. Л. Морено в период 1908-1925 гг. Им впервые был предложен термин «социометрия», а также разработана особая социопсихологическая теория, согласно которой изменение психологических отношений в малой группе является якобы главным условием изменений во всей социальной системе.

Термин «социометрия» происходит от латинского слова societas - общество и греческого те1хшп- измеряю и обозначает, с одной стороны, отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение взаимных симпатий и антипатий внутри группы, а с другой стороны — прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач.

В основу данного метода положен социометрический опрос, в ходе которого выясняются взаимоотношения между членами коллектива (в частности студенческой группы), положение в нем отдельных членов путем взаимных выборов по предложенным критериям. Эффективность социометрии во многом зависит от психологической подготовки студентов — здесь не должно быть административного нажима. Участие в опросе - дело добровольное,

сугубо личное. Необходимо корректно и коротко изложить в популярной форме задачу опроса, указать на его важность и убедить студентов в сохранении тайны опроса. Предварительно каждому индивидууму разъясняют порядок заполнения социометрической карточки. Результаты опроса не следует полностью сообщать студентам, так как это может привести к нежелательным инцидентам и конфликтам [3].

Заполненные социометрические карточки в дальнейшем подвергаются количественной обработке: табличной (социоматрица), графической (социограмма) и индексологической.

С целью изучения межличностных отношений и установления психологического климата был проведен социометрический опрос в кураторской группе ХТОМ 3 (специальность «Химическая технология органических материалов») второго курса факультета «Технологии органических веществ» Учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет». В социометрической карточке были поставлены следующие вопросы:

— с кем из членов группы Вы предпочли бы работать в стройотряде, ехать на сельхозработы (указать 5 фамилий в произвольном порядке);

— кто из членов Вашей группы мог бы возглавить студенческий отряд (указать 3 фамилии);

— если бы Вам представилась возможность переформировать группу, то с кем бы Вы хотели остаться (оценка производится по шкале: +2 безусловно хочу, +1 — скорее хочу; 0 — мне все равно; -1 - скорее не хочу; -2 - безусловно не хочу);

— на какой балл (1—10) Вы оцениваете микроклимат и взаимоотношения в группе?

Для анализа ответов на первый вопрос была построена социометрическая матрица, отражающая картину межличностных отношений и партнерства в группе (таблица). Партнерство определяется взаимностью выборов, которые в матрице обводятся кружком.

Такая социоматрица позволяет выяснить отношение членов группы друг к другу, уста-

новить сплоченность группы, выявить лидера, установить социометрический статус и эмоциональную экспансивность. Определение неофициальных лидеров производится при помощи ответов на второй вопрос анкеты простым подсчетом количества полученных выборов для каждого члена группы.

Для получения более наглядной картины отношений, сложившихся в группе, используются социограммы. Социограмма — схема межличностных взаимоотношений в коллективе. Она построена по данным социоматрицы и представляет собой односторонние или взаимные выборы в виде соответствующих стрелок (рисунок). Социограмма позволяет выявить структурные элементы межличностных отношений внутри коллектива - лидеров, «предпочитаемых», «пренеб-регаемых», «изолированных» и «отверженных» членов малой группы; выделить микрогруппы и проанализировать внутри- и межгрупповые отношения. На социограмме в центральном круге находятся лидеры — наиболее авторитетные члены группы, получившие максимальное число позитивных выборов. В первом кольце — «предпочитаемые», во втором - «пренебрегаемые», в третьем — «изолированные» члены студенческой группы. За пределами круга находятся так называемые «отверженные» — члены группы, получившие максимальное количество отрицательных выборов при отсутствии даже одного положительного.

Рисунок. Социограмма:

О — девочки; □ — мальчики;

-«-»- — взаимная симпатия;

-----*■ — односторонняя симпатия

Для представления результатов опроса в количественной форме используются персональные и групповые социометрические индексы, позволяющие установить коэффициенты взаимности, коммуникативности, благоприят-

Таблица

Социометрическая матрица

N пп Кто выбирает Кого выбирают Кол-во взаимных выборов

123 ...

1 2 3 ФИО 0+1-2 ... +1+2+1 ... -10+1 ... 1 5 2

Кол-во выборов

Сумма баллов

ности психологического климата, самооценки группы, уровень группового единства, а также определить личный статус каждого члена коллектива [4].

Как показало исследование коллектива, в нем имеются два лидера, которые благотворно влияют на одногруппников, создавая благоприятный психологический климат, атмосферу преобладания взаимного понимания, внимания и уважения (коэффициент благоприятности в группе 0,64). При решении совместных задач без труда находится общий язык, хотя каждый при этом может остаться при своем мнении. Такая ситуация не вызывает серьезных проблем и разногласий. Общая интеллектуальная атмосфера в группе хорошая. В целом группа разделена на три микрогруппы, между которыми нет вражды, конфликтов и серьезных противоречий. Данные микрогруппы сформировались по интересам, темпераменту и месту проживания (минчане и иногородние студенты, проживающие в общежитии). Имеются в коллективе и «изолированные», которые не могут еще найти своего места в группе. Однако отношение к ним одногруппников не негативное, а скорее равнодушное. Радует высокий коэффициент групповой взаимности (0,74), который свидетельствует о значительной сплоченности группы. Балл оценки микроклимата группы (6,3) также указывает на удовлетворительное взаимодействие членов коллектива.

Ни одного выбора со стороны одногруппников не получила студентка, которая на момент проведения опроса являлась старостой группы. Эта девушка имеет достаточно высокий статус в группе (0,44), недавно вышла замуж, потеряла взаимосвязь с одногруппниками, так как у нее появились другие интересы, цели и обязанности. «Отверженной» ее считать нельзя, но и на должность старосты ее кандидатура не подходит.

Эта информация очень полезна для кураторов учебных групп. На ее основе необходимо проводить дополнительную работу по поддержанию и укреплению развивающегося в коллективе здорового общественного мнения, выразителем которого выступает актив группы. Благодаря социометрическому исследованию в текущем учебном году был избран новый актив группы, который из неофициального перешел в ранг официального. За прошедшие полтора года в группе сменилось три старосты. После проведенного исследования на рассмотрение коллектива группы были вынесены две кандидатуры на должность старосты. В настоящее время старостой группы избрана студентка Захарова И., которая по социометрии имеет самый высокий результат, является одним из лидеров в группе со статусом 0,86. Заместитель старосты — Сулимская Е. (статус 0,46) имеет

взаимный выбор со старостой, что обеспечивает их хорошую совместную работу. Она входит в состав одной из микрогрупп, включающей практически весь действующий актив группы. Станкевич Е. избрана секретарем первичной организации БРСМ факультета, по социометрии имеет высокий результат (статус 0,74), является «предпочитаемой». Кудинова А. — куль-торг группы, также занимает место в списке «предпочитаемых» со статусом 0,68.

Следует отметить, что после ознакомления студентов с результатами социометрического исследования и избрания нового актива не только улучшился микроклимат, но и повысилась общая успеваемость в группе. «Изолированные» члены группы стали настойчиво привлекаться к общественным мероприятиям, к участию в подготовке концертных номеров и т. п.

Выводы. Таким образом, метод социометрии очень полезно использовать в кураторской работе. Для того чтобы повысить авторитет коллективного мнения, куратор должен активно привлекать всех его членов к участию в совместной жизнедеятельности, стремиться организовать привлекательную для всех общественную работу. В первую очередь куратору необходимо уделить особое внимание «отверженным», «изолированным» студентам с низким статусом в коллективе, у которых появляется чувство неполноценности, ненужности, одиночества. Чтобы такие люди смогли стать полноправными членами коллектива, куратор и актив группы должны всячески способствовать повышению самооценки студента, чаще хвалить его в присутствии других, обращать внимание на достигнутые результаты, привлекать к участию в культурно-массовых мероприятиях и т. д. Подобное социометрическое исследование также помогает куратору грамотно и объективно составлять психолого-педагогическую характеристику коллектива студентов, в которой должны быть отражены не только общие сведения, учебная деятельность, но и организационная структура и взаимоотношения в группе.

Литература

1. Коломинский, Я. Л. Психология межличностных отношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. - Минск: Тесей, 2000. - 120 с.

2. Немов, Р. С. Путь к коллективу / Р. С. Не-мов, А. Г. Кирпичник. — М.: Просвещение, 1988.-486 с.

3. Кириченко, А. В. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях / А. В. Кириченко. — Минск: Тесей, 2003. - 236 с.

4. Гриневич, Е. А. Процесс воспитания / Е. А. Гриневич. - Минск: РИИТ БИТУ, 2005. - 88 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.