Научная статья на тему 'Взаимосвязь успешности учебной деятельности с уровнем групповой сплоченности студентов колледжа'

Взаимосвязь успешности учебной деятельности с уровнем групповой сплоченности студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
729
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LEARNING ACTIVITIES / SMALL SOCIAL GROUP / SOCIOMETRY / SOCIOMETRIC INDEX / GROUP COHESION / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / СОЦИОМЕТРИЯ / СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ИНДЕКС / ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коваленко В.И.

В статье анализируется взаимосвязь успешности учебно-воспитательного процесса и динамических процессов, протекающих в студенческих группах. Групповая сплочённость выступает наиболее значимым фактором, который характеризует группу. В качестве метода исследования, взаимосвязи уровня сплоченности студенческих групп и результатов учебной деятельности, использован социометрический подход. Представлены результаты социометрического исследования подростковых учебных групп. Анализируется взаимосвязь результатов учебной деятельности студентов колледжа и уровня сплочения студенческих групп. В результате исследования выявлена прямая взаимосвязь качества успеваемости и степени сплоченности групп. Разработаны рекомендации по улучшению морально-психологического климата в группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATION OF THE EDUCATIONAL ACTIVITY WITH THE LEVEL OF TEAM FEELING IN COLLEGE STUDENTS

This paper examines the relation of success in the educational process and the dynamic processes occurring in student groups. The author believes that group cohesion and the feeling of a team in your group perform the most significant factor that characterizes a group. To define the relation of the level of cohesion among students and the results of learning activities the author uses a sociometric approach. The research examines the relation of learning outcomes of college students and the level of cohesion student groups. The study has found a direct relation of the quality of performance, motivation for learning activities and the degree of cohesion of the group. The work gives recommendations to improve the moral and psychological climate in groups.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь успешности учебной деятельности с уровнем групповой сплоченности студентов колледжа»

Библиографический список

1. Волобуева Е.В. Влияние родителей на профессиональный выбор старшеклассника. Диссертация ... кандидата психологических наук. Ставрополь, 2007.

2. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. Под редакцией А.В. Петровского. Москва, 2005.

3. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: монография. Волгоград, 1994.

4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. Москва, 1971.

5. Кобзарева И.И., Берладина Е.Л. Психологическое сопровождение развития личности учащихся в условиях профильного обучения: монография. Элиста, 2010.

6. Психология в управлении человеческими ресурсами: учебное пособие. Т.С. Кабаченко. Санкт-Петербург, 2003.

7. Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды. Москва, 2003.

References

1. Volobueva E.V. Vliyanie roditelej na professional'nyj vybor starsheklassnika. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Stavropol', 2007.

2. Psihologicheskij leksikon. 'Enciklopedicheskij slovar' vshesti tomah. Pod redakciej A.V. Petrovskogo. Moskva, 2005.

3. Serikov V.V. Lichnostnyjpodhod v obrazovanii: monografiya. Volgograd, 1994.

4. Lejtes N.S. Umstvennye sposobnostii vozrast. Moskva, 1971.

5. Kobzareva I.I., Berladina E.L. Psihologicheskoe soprovozhdenie razvitiya lichnosti uchaschihsya v usloviyah profil'nogo obucheniya: monografiya. 'Elista, 2010.

6. Psihologiya v upravlenii chelovecheskimi resursami: uchebnoe posobie. T.S. Kabachenko. Sankt-Peterburg, 2003.

7. Klimov E.A. Psihologiya professional: izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva, 2003.

Статья поступила в редакцию 19.02.16

УДК 159.923

Kovalenko V.I., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Department of Psychology of Practical and Special Psychology,

Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: valentin.kovalenko.56@mail.ru

RELATION OF THE EDUCATIONAL ACTIVITY WITH THE LEVEL OF TEAM FEELING IN COLLEGE STUDENTS. This paper examines the relation of success in the educational process and the dynamic processes occurring in student groups. The author believes that group cohesion and the feeling of a team in your group perform the most significant factor that characterizes a group. To define the relation of the level of cohesion among students and the results of learning activities the author uses a sociometric approach. The research examines the relation of learning outcomes of college students and the level of cohesion student groups. The study has found a direct relation of the quality of performance, motivation for learning activities and the degree of cohesion of the group. The work gives recommendations to improve the moral and psychological climate in groups.

Key words: learning activities, small social group, sociometry, sociometric index, group cohesion.

В.И. Коваленко, канд. техн. наук, доц. каф. практической и специальной психологии, Новосибирский государственный

педагогический университет, г. Новосибирск, E-mail: valentin.kovalenko.56@mail.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УРОВНЕМ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

В статье анализируется взаимосвязь успешности учебно-воспитательного процесса и динамических процессов, протекающих в студенческих группах. Групповая сплочённость выступает наиболее значимым фактором, который характеризует группу. В качестве метода исследования, взаимосвязи уровня сплоченности студенческих групп и результатов учебной деятельности, использован социометрический подход. Представлены результаты социометрического исследования подростковых учебных групп. Анализируется взаимосвязь результатов учебной деятельности студентов колледжа и уровня сплочения студенческих групп. В результате исследования выявлена прямая взаимосвязь качества успеваемости и степени сплоченности групп. Разработаны рекомендации по улучшению морально-психологического климата в группах.

Ключевые слова: учебная деятельность, малая социальная группа, социометрия, социометрический индекс, групповая сплоченность.

Сплочённость малых групп представляет собой сложный и многогранный феномен и занимает одно из ведущих мест среди явлений, связанных с групповыми изменениями. Проблемами групповой сплоченности занимались Л. Фестингер, Т. Ньюком, А.И. Донцов, А.В. Петровский, Я.Л. Морено и др. [1] Исследование групповой сплочённости привело к созданию таких направлений как: методологическое, деятельностное (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский) [2]; социометрическое (И.П. Волков, Я.Л. Коломинский); социально-перцептивное (А.А. Бодалев, А.А. Деркач); параметрическая концепция (Л.И. Уманский, А.С. Чернышев); органищзационно-управленческий подход (А.Л. Журавлев, А.Л. Свенцицкий) [3].

Феномен групповой сплочённости выступает наиболее значимым фактором, характеризующим группу и, при этом, включает в себя следующие социально-психологические компоненты: уровень развития группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, личностные и групповые ценности, смыслы и групповые нормы. Все вышеуказанные социально-психологические компоненты являются составляющими для формирования сплоченности [4; 5].

Исследование зависимости успешности процесса обучения и воспитания от различных внешних и внутренних факторов про-

водятся как в области педагогики, так и в психологической науке [1; 6; 7; 8; 9]. Особый интерес, на наш взгляд, вызывает зависимость результатов обучения и воспитания от динамических процессов, протекающих в студенческих группах.

Г.М. Андреева одной из проблем формирования малой группы выделяет групповую сплочённость, то есть формирование особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам [4].

В качестве метода исследования, взаимосвязи уровня сплочённости студенческих групп и результатов учебной деятельности, мы использовали социометрический подход. Его автор -американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Социометрия является прикладным методом как в психологии (социальная психология, психотерапия), так и в социологии [10].

Модифицированный вариант социометрии может применяться и для исследования более крупных групп, например, организаций или групп населения в целях их изменения, улучшения и совершенствования.

В качестве целей социометрической процедуры выступают: - измерение степени сплочённости-разобщённости в группе;

- выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

- обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

- измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

- выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

- обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами [11].

Предметная область социометрии: эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие). Создавалась на основе взглядов К. Маркса, О. Конта и 3. Фрейда.

По мнению Я. Морено, эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру общества, которая недоступна простому наблюдению и может быть вскрыта только с помощью социальной микроскопии. Как указывает автор, микросоциология фактически возникла с появлением теории «социальной микроскопии». В соединении с социометрическими приемами она положила начало теоретическим и практическим основам микросоциологии. Изучение «первичных атомистических структур человеческих отношений» рассматривалось Морено как предварительная и необходимая основная работа для большинства макросоциологических исследований» [10, с. 22].

Общая теория социометрии базируется на следующих законах:

- закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу.

- социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм.

- социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно.

- социальный атом общества - это не отдельный индивид, а их сосуществование.

Суть общей теории социометрии состоит в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура).

Целью исследования стало выявление обусловленности успешности учебной деятельности студентов колледжа уровнем их групповой сплочённости. Базой исследования стали учебные группы первого курса Бизнес-колледжа Новосибирского государственного университета экономики и управления, сформированные из выпускников 9-х классов средней школы.

Наш интерес к этой категории обучающихся обусловлен особыми факторами, влияющими на процесс формирования групповой сплоченности.

Подростковый возраст представляет собой значимый сен-зитивный период, в котором акцентуации характера, по мнению А.Е. Личко, оказываются наиболее выраженными и находят свое наиболее явное проявление [12]. Это и многое другое вносит свои особенности в процесс формирования групповой сплоченности.

Всего было исследовано 8 групп учащихся Новосибирского Бизнес-колледжа в количестве 154 студентов. Период существования групп - 6 месяцев. Группы по своему составу примерно одинаковы и в первом семестре обучения обучались по единому учебному плану.

Задачи исследования включали:

а) измерение степени сплоченности и разобщенности в группах;

б) выявление социометрических позиций;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем;

г) влияние степени сплоченности групп на успешности обучения;

д) выработка рекомендаций для организации воспитательной работы в группах.

Исследование проводилось в форме анкетирования. Студентам было предложено ответить на три вопроса:

- кого из студенческой группы вы хотели бы пригласить на свой день рождения?

- к кому из студентов вы бы обратились за помощью в учебе?

- с кем из студентов группы вы бы пошли в сложный туристический поход?

В опросе использовалась непараметрическая процедура [9].

При обработке результатов была использована компьютерная программа для автоматизации расчета данных социометрии Sociometry Pro 2.3.

Согласно этой программе, различные социометрические индексы характеризуются следующим образом:

- плотность - индекс характеризует плотность структуры взаимосвязей группы.

- сплоченность - индекс характеризует силу (степень) взаимного притяжения клиентов в группе.

- устойчивость - индекс характеризует, какая минимальная часть группы должна покинуть ее, чтобы эта группа распалась на подгруппы, несвязанные между собой.

- напряжённость - индекс характеризует степень неудовлетворенности клиентов эмоциональными отношениями в группе.

- вес - индекс характеризует, какая часть группы считает i-го клиента значимым при данном критерии.

- эмоциональная экспансивность - индекс характеризует, какая часть группы является значимой для i-го клиента группы при данном критерии.

- удовлетворенность - индекс характеризует, какая часть выборов, сделанных i-м клиентом группы, является взаимной.

- статус - индекс характеризует, насколько притягательным является i-й клиент группы для выбора.

В таблице 1 представлены групповые индексы группы участников исследования для положительных выборов и отрицательных выборов.

Таблица 1

Групповые индексы группы для положительных и отрицательных выборов

Положительные выборы

Плотность Сплоченность Устойчивость Напряженность

0,303 0,221 5,17 0,384

Отрицательные выборы

Плотность Сплоченность Устойчивость Напряженность

0,547 0,221 8 0,432

В таблице 2 представлены индивидуальные индексы, полученные участниками исследования, для положительных выборов.

Таблица 2

Индивидуальные индексы клиентов для положительных выборов

Вес Эмоциональная экспансивность Удовлетворенность Статус

0,30263 0,3027 0,38035 0,85

Таблица 3 дает представление о выраженности авторитета на примере студентов, принимавших участие в исследовании -членов группы направления «Банковское дело».

Таблица 3

Упорядоченность социометрических коэффициентов участников исследования по авторитету и отверженности (20 чел.)

Респондент Удельный вес коэффициента авторитета Удельный вес коэффициента отверженности

1 0,789 0,105

2 0,474 0,368

3 0,842 0,0526

4 0,263 0,632

5 0,368 0,316

6 0,632 0,263

7 0,684 0,105

8 0,684 0,158

9 0,211 0,737

10 0,789 0,105

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 0,158 0,684

12 0,579 0,263

13 0,421 0,421

14 0,684 0,158

15 0,105 0,632

16 0,737 0,158

17 0,684 0,158

18 0,737 0,105

19 0,211 0,632

20 0,895 0

В результате исследования была выявлена прямая взаимосвязь между уровнем сплоченности, абсолютной успеваемостью и качеством успеваемости (таблица 4).

Таблица 4

Взаимосвязь уровня сплоченности, абсолютной успеваемости и качества успеваемости

№ группы Индекс групповой сплоченности Абсолютная успеваемость (%) Качество успеваемости (%)

1 0,37 96 69

2 0,22 90 76

3 0,642 100 91

4 0,3 79 69

5 0,396 100 92

6 0,267 64 42

7 0,171 82 80

8 0,206 86 79

Индекс напряжённости, характеризующий степень неудовлетворённости студентов эмоциональными отношениями в группе, при примерном равенстве (в среднем 0,4) самый высокий в группе № 6 (0,622), где успеваемость самая низкая.

Мы попытались сравнить степень сплоченности групп при ответе на все три вопроса. В результате анализа индекс сплоченности в большинстве групп отличался незначительно (таблица 5).

Таблица 5

Сравнительный анализ индекса сплоченности по вопросам социометрической процедуры

№ группы индекс сплоченности

вопрос № 1 вопрос № 2 вопрос № 3

1 0,355 0,37 0,326

2 0,242 0,221 0,284

3 0,589 0,642 0,747

4 0,308 0,3 0,379

5 0,418 0,396 0,308

6 0,489 0,267 0,444

7 0,2 0,171 0,286

8 0,217 0,206 0,492

Самый высокий индекс по всем трём вопросам в группе № 3, самый низкий - в группе № 7. Причём, в группе № 6, наряду с низким индексом сплочённости по учебе, индексы по первому и третьему вопросам оказались в два раза выше. Это может свидетельствовать о низкой мотивации учебной деятельности в группе.

Перечень наиболее авторитетных членов групп в плане учебной деятельности значительно отличаются от перечня предпочитаемых членов группы, которых члены групп пригласили бы на день рождения или пошли бы с ними в турпоход. Вместе с тем, во всех группах за исключением группы № 5 первая тройка лидеров закончила первый семестр обучения с оценками «хорошо» и «отлично», что говорит об общей положительной социальной направленности групповых ценностей.

В процессе исследования была определена социометрическая структура группы. Выявлены высоко-статусные, средне-статусные и отверженные члены группы.

Проявилась микроструктура групп в виде неформальных объединений и их лидеров. Количество неформальных микро-групп в различных учебных группах отличается. Вероятно, это связано с наличием студентов с развитыми лидерскими качествами, а так же с разнообразием и доминированием интересов неформальных объединений. В отдельных группах выявлены соперничающие группировки. Как правило, это связано с соперничеством неформальных лидеров. Характерно, что в группе № 3 с самым высоким индексом сплочённости и самыми значительными результатами в учебе соперничество не наблюдается.

На основании исследования были выработаны рекомендации для внесения корректив в организацию и осуществление воспитательной работы со студентами колледжа.

Руководящему составу колледжа было предложено более тщательно подбирать кандидатуры кураторов студенческих групп, обладающих не только высоким профессионализмом, но и наличием таких личностных качеств как развитая аттракция, эмпатия и рефлексия.

В масштабах университета принято решение о включении в программу профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы» модулей «Психология и педагогика» и «Воспитательная деятельность научно-педагогических работников высшей школы». Изучение второго модуля является обязательным для всех кураторов университета.

Как показали результаты наших исследований, процесс сплочения студенческой группы идет быстрее там, где кураторы имеют значительный опыт воспитательной работы и уделяют большое внимание индивидуальной работе со студентами. Причём, делают это в большей степени не в силу своих должностных обязанностей, а, ориентируясь на собственные убеждения и ценностные ориентации [6; 7].

При подготовке и проведении различных мероприятий рекомендовано учитывать межличностные отношения в группе, симпатии и антипатии студентов, их принадлежность к различным микро-группам, а так же социальную направленность данных микро-групп.

В группах, где выявлены соперничающие неформальные группировки, целесообразно провести ряд организационно-воспитательных мероприятий по улучшению морально-психологического климата.

Особенное внимание рекомендуется обратить на студентов получивших одни лишь отрицательные выборы, социальная позиция которых - вне учебной группы.

Для обеспечения успешности учебно-воспитательного процесса одного проведенного нами исследования недостаточно. Оно может быть продолжено и дополнено пакетом методик, направленных на выявление динамики внутригрупповых процессов (с учетом индивидуальных личностных характеристик студентов) и своевременной коррекции совместных усилий организаторов и участников процесса обучения и воспитания.

Библиографический список

1. Виноградова С.Н. Особенности социально-психологических феноменов сплоченности студенческих групп. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Психология. 2010; 2: 52-65.

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: учебное пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2003.

3. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. Москва: Просвещение, 1989.

4. Андреева Т.М. Социальная психология: учебное пособие для вузов. Москва: Аспект Пресс, 2008.

5. Буравцова Н.В. Архетипические основы профессионального становления личности (проективная методика анализа неосознаваемых побудителей и сопроводителей профессионального становления личности). Социосфера. 2012; 3: 32-37.

6. Буравцова Н.В. Коваленко В.И. Психологические факторы, обусловливающие развитие организационно-управленческих навыков будущих менеджеров. Мир науки, культуры, образования. 2013; 4 (41): 181-183.

7. Коваленко В.И. Зависимость результатов учебной деятельности от уровня сплоченности студенческих групп. СМАЛЬТА. 2014; 2: 62-64.

8. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. Ответственные редакторы Журавлев А.Л., Шорохова Е.В. Москва: Социум: институт психологии РАН, 2001.

9. Сидоренков А.В. Эмпирическое обоснование методики групповой сплоченности. Психологический журнал. 2012; 2: 45-58.

10. Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе; перевод с английского Москва: Акад. Проэкт, 2004.

11. Perlmutter B.F. Crocker J., Cordray D., Garstecki D. Sociometric status and related personality characteristics of mainstreamed learning disabled adolescents. Learning Disability Quarterly, Volume 6, Issue 1, 16 February 1983, P. 20-30.

12. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Издание 2-е. Ленинград: Медицина, 1983.

References

1. Vinogradova S.N. Osobennosti social'no-psihologicheskih fenomenov splochennosti studencheskih grupp. Vestnik Samarskojgumanitarnoj akademii. Seriya Psihologiya. 2010; 2: 52-65.

2. Petrovskij A.V., Yaroshevskij M.G. Teoreticheskaya psihologiya: uchebnoe posobie dlya studentov psihologicheskih fakul'tetov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2003.

3. Doncov A.I. Problemygruppovojsplochennosti. Moskva: Prosveschenie, 1989.

4. Andreeva T.M. Social'naya psihologiya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Aspekt Press, 2008.

5. Buravcova N.V. Arhetipicheskie osnovy professional'nogo stanovleniya lichnosti (proektivnaya metodika analiza neosoznavaemyh pobuditelej i soprovoditelej professional'nogo stanovleniya lichnosti). Sociosfera. 2012; 3: 32-37.

6. Buravcova N.V. Kovalenko V.I. Psihologicheskie faktory, obuslovlivayuschie razvitie organizacionno-upravlencheskih navykov buduschih menedzherov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 4 (41): 181-183.

7. Kovalenko V.I. Zavisimost' rezul'tatov uchebnoj deyatel'nosti ot urovnya splochennosti studencheskih grupp. SMAL'TA. 2014; 2: 62-64.

8. Psihologiya sovmestnoj zhiznedeyatel'nosti malyh grupp i organizacij. Otvetstvennye redaktory Zhuravlev A.L., Shorohova E.V. Moskva: Socium: institut psihologii RAN, 2001.

9. Sidorenkov A.V. 'Empiricheskoe obosnovanie metodiki gruppovoj splochennosti. Psihologicheskijzhurnal. 2012; 2: 45-58.

10. Moreno Ya.L. Sociometriya: 'eksperimental'nyj metod i nauka ob obschestve; perevod s anglijskogo Moskva: Akad. Pro'ekt, 2004.

11. Perlmutter B.F. Crocker J., Cordray D., Garstecki D. Sociometric status and related personality characteristics of mainstreamed learning disabled adolescents. Learning Disability Quarterly, Volume 6, Issue 1, 16 February 1983, P. 20-30.

12. Lichko A.E. Psihopatiii akcentuacii haraktera u podrostkov. Izdanie 2-e. Leningrad: Medicina, 1983.

Статья поступила в редакцию 17.03.16

УДК 37

Nagoev B.B., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Kabardino-Balkarian State University n. a. H.M. Berbekov (Nalchick, Russia), E-mail: nagoev_b@rumbler.ru

Khagazheeva I.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kabardino-Balkarian State University n. a. H.M. Berbekov (Nalchick, Russia), E-mail: inna_hagazheeva@mail.ru

Bashieva Zh.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kabardino-Balkarian State University n. a. H.M. Berbekov (Nalchick, Russia), E-mail: zhanna.bashieva@mail.ru

Abazokova T.A., senior teacher, Kabardino-Balkarian State University n. a. H.M. Berbekov (Nalchick, Russia), E-mail: dayanaabazokova@mail.ru

THE CHARACTERISTICS OF ROLE SETTINGS OF SPOUSES FROM PRODUCTIVE AND NON-PRODUCTIVE FAMILIES.

The paper is dedicated to an analysis of results of studies of particular features of role settings among spouses. The definition of a concept of a productive family is given. The issues related to acmeological factors of productive development of a family are outlined. The use of the "productivity" category towards a family is substantiated. The results of the research what are the specific features in setting roles by a husband and a wife in a family when they carry out their family responsibilities are also represented. The authors have fulfilled a comparative analysis of not only quantative, but also qualitative assessment of characteristics of role-appropriate attitudes and behavior of husbands and wives in a family. The analysis of the perception and attitude to the generally accepted role behavior by spouses is shown.

Key words: role behavior, family roles, attitude, role settings, productivity, productive family, non-productive family.

Б.Б. Нагоев, канд. психол. наук, доц., Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, E-mail: nagoev_b@rambler.ru

И.Р. Хагажеева, канд. пед. наук, доц., Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, E-mail: inna_hagazheeva@mail.ru

Ж.Д. Башева, канд. пед. наук, доц., Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, E-mail: zhanna.bashieva@mail.ru

Т.А. Абазокова, ст. преподав., Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, E-mail: dayanaabazokova@mail.ru

ХАРАКТЕРИСТИКИ РОЛЕВЫХ УСТАНОВОК СУПРУГОВ ИЗ ПРОДУКТИВНЫХ И НЕПРОДУКТИВНЫХ СЕМЕЙ

В статье представлен анализ результатов исследования особенностей ролевых установок супругов из семей с разным уровнем продуктивности. Даётся определение понятию продуктивная семья. Затрагиваются вопросы, касающиеся акмеоло-гических факторов развития продуктивной семьи. Обосновывается применение категории «продуктивность» применительно к семье. Приводятся результаты исследования особенностей ролевых установок супругов в процессе реализации им своих семейных функций. Рассматривается особенности влияние этих ролевых установок на особенности выполнения супругами своих семейных ролей. Представлен сравнительный анализ не только количественной, но качественной оценки характеристик ролевых установок и соответсвующего поведения супругов в семье. Приводится анализ восприятия и отношения супругов к общепринятым нормам осуществления ролевого поведения.

Ключевые слова: ролевое поведение, семейные роли, установка, ролевые установки, продуктивность, продуктивная семья, непродуктивная семья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.