СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Баранник Н.С., Горбатюк В.Ф.
Социометрия учебной группы при взаимном самообучении
В работе исследуется структура учебной группы при взаимном самообучении. Продолжается исследование авторской модели самообучения, объединяющей синергетику и традиционную педагогику. Для запуска присущих всему живому свойств самоорганизации-самообучения создается ситуация конструктивного хаоса. Студентам выдается электронный ресурс по предмету. Ведётся электронный журнал обучения. Используется социометрия Морено и опрос. С помощью индивидуального опроса удалось выявить структуру учебной группы при взаимном самообучении. Построена социограмма взаимного самообучения, с помощью которой выявлены лидеры самообучения. К концу обучения количество лидеров увеличилось, что характеризует устойчивость процессов саморазвития.
Ключевые слова: социометрия, взаимное самообучение, опрос, социограмма, лидеры самообучения.
В настоящей работе продолжается исследование модели самообучения [2, 4, 5], объединяющей как принципы традиционной педагогики, так и принципы системного подхода и синергетики: самоорганизация, самоуправление, самообучение. В авторской модели самообучения, кроме принципов синергетики, используются высокоэффективные методы обучения, основанные на взаимном самообучении [1]. С первого занятия преподаватель объясняет суть самоорганизации и самообучения и создаёт на занятиях в группе ситуацию конструктивного хаоса [5]. Студентам даются задания, электронный ресурс и разрешение общаться с преподавателем не в часы занятий. А траекторию своего обучения из множества возможных каждый студент выбирает сам: студенты изучают данный предмет так, как им удобно. Благодаря ситуации конструктивного хаоса в учебной группе совершенно спонтанно образуется «островок самообразования» и вся группа приобретает новое качество: всегда находится один или несколько студентов, которые самостоятельно начинают осваивать теоретический курс и выполнять задания мета-проектов [4]. Большинство студентов тоже не хотят отстать от лидеров самообучения. Не у всех это получается, поэтому им приходится не только самостоятельно работать, но и обращаться за помощью к своему преподавателю и к своим товарищам по учёбе. А это не что иное, как взаимное самообучение. Последнее гораздо эффективнее, потому что исчезает барьер «преподаватель-студент». При взаимном самообучении включаются какие-то скрытые резервы
человеческого мозга, который нами изучен недостаточно. Результат проявляется в том, что выполняются трудные задания мета-проекта, а конечном итоге вся группа более интенсивно учится и успевает.
Цель исследования: попытаться исследовать методами социометрии взаимные отношения в учебной группе и выяснить, как это влияет на процессы взаимного самообучения.
Задача исследования: исследовать возможности социометрических методов для изучения процессов взаимного самообучения. Как альтернативный вариант, провести с той же целью исследования с помощью индивидуального опроса.
Социометрические техники, разработанные Я. Морено [6], применяются для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Однако книга Я. Морено является библиографической редкостью, а громоздкость процедур обработки результатов приводит к тому, что социометрические исследования используются редко.
Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Социометрическая методика проводится групповым методом. Ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин).
В работе проводится исследование процесса изучения студентами группы Ф-13 довольно трудного предмета «Основы создания видео и мультимедиа обучающих средств» [3]. В течение всего семестра вёлся электронный журнал. На экзамене по предмету также была создана ситуация конструктивного хаоса и студенты выполняли задание в форме мета-проекта. Экзамен проходил в компьютерном классе. Перед началом экзамена аспирант Н.С. Баранник провел социометрию, на что ушло не более 10 мин. В нашем исследовании используется непараметрическая процедура, в которой испытуемому предлагается ответить на вопрос социометрической карточки без ограничения выбора: приятно или неприятно вам жить и общаться с данным членом академической группы? На рис. 1 приведен образец социометрической карточки. Напротив каждой фамилии членов группы в ячейку, которая находится в той же строке, что и фамилия участника «Кто выбирает», ставится «+» при положительном выборе, «0» при нейтральном выборе или «-» при отрицательном выборе, в зависимости от своего отношения к данному члену группы. В ячейку напротив своей фамилии каждый участник заносит знак «х».
Кто выбирает Кого выбирают Кол-во отданных голосов
Рис. 1. Индивидуальная социометрическая карточка
Вот эта первичная, полученная экспериментальным путём, информация вносится построчно в ячейки матрицы С2-АВ2 (рис. 2). Как только внесены результаты из индивидуальной социометрической таблицы последнего участника, в столбцах предварительной запрограммированной электронной таблицы AOAM появляются искомые результаты, а в ячейке В27 индекс сплоченности группы 1гр, который может принимать значения от -0,5 до +0,5.
А I_&_|С D E|F|e|H¡ || j|K|L|H N &|P|g> S| Т | U |V |W| Х| У| Z ¡AME АС| AD| fit AS |AH|A||AJ| AK | AL | AM |
i ФИО 1 2 3 4 5 6 7 3 Í 0 1 2 3 4 5 в 7 3 9 О 1 2 3 4 5
2 1 бараков Нин 0 11 о] 1 1 i 0 0jl 0 1 0 0 0 1 о[о 0 1 0 U | в 1 12 1 0,3333333 '14 r 0 7 0,666666? 6 0
3 г Богуш Дмитрий 1 °l 11 ÜJ 1 1 А± LiJ 0 1 Lil Q i|o ÜJ 1 16 1 0,7142357 16r 0 5 0,76190« 11 0
5 4 Булатом Анастас« # 0 - |> 11 -J - 1) п 0 olí 0 о oj 11 0 10 1 0,5238095 '12 r 0 9 0,571423« 7 0
6 5 Быстрый Ромм 1110 0 0 с- lb 1 I 1 1 0 1[Q 1 0 1 "I 14 0 7 1 0,6666667 'l2r 0 9 0,5714236 7 0
.1 Ь Бопынгнна В лада 'J 0 1 1 и и |> и| о 1 и и и и| ü и и 0 3 0 13 1 0,1423571 13r 0 а 0.6190476 1 0
а 7 Гончарова Ирина 1 1 0 0 0 0 0 о] 0 0 1 0 1 1|0 0 0 0 ol 7 0 14 1 0,3333333 9r 0 12 0,4235714 4 0
и в 1 рицсмчо Игорь 0 1 0 1 1 i 1 0 1 ■3 1 1 1 0 0 1 I 0 С' 11 14 0 7 1 0,666666 Í 14r 0 7 0,666666:.' 3 0
10 9 Жаеоролкоы Пот 1 1 1 1 1 1 0 ' I 0 1 1 1 1 0 1(0 1 1 1 ij 13 0 3 t 0,3571429 19^ 0 2 0,9047619 11 0
11 10 И ваи к цкая Анастас 0 0 0 1 1 1 0 1 1 0 0 1 0 01 0 1 0 1 a| 10 0 31 1 0,4761905 10r 0 11 0.4761905 4 0
12 11 Иванова Елена 0 0 1 1 0 1 0 0 1 0 0 0 0 0 olí 1 0 0 a J 7 0 14 1 0,3333333 16r 0 S 0,7619048 3 0
13 12 Курким Андрей 0 1 1 11 i i '1 ' 1 1 С' 1 1 11 ! 1 i| 19 0 2 1 0,»347619 13r 0 3 0,6190476 7 0
14 13 Курнуидев Дыитри 1 1 1 0 0 0 1 1 0 1 0 0 1 o| о 1 0 0 o| 11 0 10 1 0,5233095 'l3r 0 3 0.3571429 0
15 14 Лифа рева Елена 1 1 0 0 0 0 1 о 0 1 0 0 ol 0 0 0 ol 7 0 14 \ 0,3333333 7r 0 14 0,3333333 0
16 15 <1роскуря«оо Макс 1 1 1 1 1 0 1 1 1 I 1 0 1 1 ojl .1 0 1 o\ 14 0 7 % 0,666666' ier о 3 0,8571429 2 0
17 16 Рудякам Полина 1 0 10 0 0 1 1 1 0 0 1 1 0 ol 1 1 1 1 1l 13 0 8 1 0,6190476 ■ 3' 0 13 0,3309524 2 0
1В 11 Сален ко С «посла 1 1 0 0 1 0 1) ■ 0 0 1 • 0 О 1 1 ]| 1? \ Д 1 0,5233095 аг о 13 0,3309524 2 0
19 13 С«нраняк Артем 1 1 1 0 1 0 0 1 0 1 1 1 0 0 0 1 •I a| 13 0 3 1 0,6190476 '12' 0 9 0.5714236 2 0
20 19 Сизова Виктория 1 0 0 1 0 1 0 1 1 1 1 1 0 1 1 0 0 0 0 0 'A 11 0 10 1 0,5233095 15r 0 6 0,7142857 0 0
21 20 Tora peo Сергей 1 1 1 1 1 1 0 0 1 i 0 ■ : 0 0 1 1 0 1 i'l 15 0 6 1 0,7142857 Sr 3 13 0,0952331 1 0
22 71 111« репок Николай i 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 0 1 n 1 1 ! 0 ol 17 0 4 1 0,3095233 '12' 0 s 0,5714236 0 0
23 22 Xaiw по Илья 0 1 1 с 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 0 1 0 0 0 ijol 14 0 7 1 0.6666667 ' 5r 0 16 0.2380952 0 0
24 0 72 -1 0 0 0r22 -1 0 0 0
25 0 72 -1 0 0r22 -1 0 0 0
26 0 22 С 0 0r22 -1 (I 0 0
27 0.201J99 1 2 3 4 5 0 7 3 Í 0 1 3 4 5 в 7 з 9 О 1 2 3 4 Ь 0 12.714286 12,714236 0,2012987 О
23 Irp м- деке сплоченности группы полГотрЬопь CI полГотрЬоп a JO JG
29 II М М М II - Jíl ВЛ BO
31 пустота - (del) отрицательный ибо - П" i I I í
32 Ci (К мил сям íi *д ого гуп пь JO I I I
33 E¡ ждыич f це его В n (SHU D a a я «тельные iopt ВО ва аимно отри цат ель« ы&эры
Рис. 2. Групповая социометрическая таблица
На рис. 2 приведена групповая социометрическая таблица. Приведем некоторые пояснения к этому рисунку. Различают персональные социометрические индексы и групповые социометрические индексы [6]. Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур
общения. Символы I и у обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях: I - выбираемый, у - он же выбирающий, у - совмещение ролей. Приведем определения некоторых индексов [6].
индекс социометрического статуса /-члена группы определяется по формуле:
С = 1=_, (1),
4 N - 1
где С. - социометрический статус /-члена, Й+ и Й- - полученные /-членом выборы, I - знак алгебраического суммирования числа полученных выборов /-члена, N - число членов группы.
индекс эмоциональной экспансивности у-члена группы определяется по формуле:
Е= , (2),
' N - 1
где Еу - эмоциональная экспансивность у-члена, Й - сделанные членом выборы (+,-). С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.
индекс «сплоченности группы» I гр определяется по формуле:
N N N N
1(1 А+) -1(1 А-)
I = ¡1=1 !Н '_9=1 ' (3)
N -1 '
где - А+ взаимно положительные выборы в группе; А-. - взаимно отрицательные выборы в группе.
Как видно из рис. 2, в группе выявлены лидеры по симпатиям и антипатиям. Но эти лидеры к процессам самообучения и взаимного самообучения имеют лишь косвенное отношение. Одним из недостатков непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в Опросниках «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно). Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант - параметрическая процедура с ограничением числа выборов.
Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов».
После социометрии практически все студенты одновременно начали выполнять экзаменационное задание. На рис. 3 приведен образец экзаменационного билета.
При выполнении практического задания студентам разрешалось: пользоваться как своими, так и институтскими компьютерами; общаться и помогать друг другу (взаимное самообучение); пользоваться доступом в сеть интернет (на своих компьютерах). Время выполнения задания не ограничивалось. На экзамене преподавателю помогал аспирант, который выяснял у студентов, уже сдавших экзамен, кто кому помогал не только в семестре, но и на экзамене. По данным этого опроса и была построена социограмма. На экзамене половина студентов выполнили задание в течение 60 мин, остальным потребовалось немного больше времени. Четыре студента, успешно работавшие в семестре, в качестве бонуса получили экзамен-автомат.
БИЛЕТ №8
« ОСВ Мультимедиа ОС « 1-й курс бакалавриат, профиль
(наименование дисциплины) «Технология»
(*урс> отделение)
1. Что такое ссылка в электронных изданиях? Форматы видео данных.
2. Выполнить на компьютере практическое задание:
Поработать с одной из выбранных и согласованных с преподавателем интерактивной программой. Снять с экрана компьютера и записать в формате .ау| процесс выполнения задания преподавателя. Создать и смонтировать небольшой видеоклип. (Добавить титры: кто и что делал, какими программами, титры с пояснени-
Имя файла: Задание ФИО^к
Программное обеспечение и используемые данные мультимедиа (текст, изображения, аудио, видео и т.п.) можно брать из электронного ресурса.
Рис. 3. Образец экзаменационного билета
На рис. 4 приведен график, отражающий динамику выполнения экзаменационного задания. На вертикальной оси показано время выполнения задания. Время выполнения задания зафиксировано компьютером при сохранении файла с выполненным заданием. На горизонтальной оси показан номер студента, сдающего экзамен, который не совпадает с номером студента в списке группы.
На рис. 5 приведен электронный журнал обучения по данному предмету. Группа получила на экзамене 10 отличных и 12 хороших оценок. Все практические
задания были оригинальными и интересными, и сохранены преподавателем в папках студентов по предмету. Студенты выполняли экзаменационное задание в условиях, приближенных к реальным, с которыми им с большой вероятностью придётся столкнуться в жизни.
Рис. 4. Динамика выполнения экзаменационного задания
Гораздо информативнее социометрии оказались результаты опросов после сдачи экзамена, по результатам которых была построена социограмма взаимного самообучения, приведенная на рис. 6. Уверенно выявлен главный лидер самообучения - Куркумеев Дмитрий, который был отмечен в электронном журнале как лидер самообучения при подведении итогов изучения предмета в конце семестра. Как видно из социограммы, большинство студентов используют взаимное самообучение, получая помощь от главного лидера самообучения, и сами оказывают помощь другим студентам, выступая в роли лидеров. Что важно, выступая в роли лидера, т. е. учителя, студенты развивают в себе способность учить других, будучи студентами. Для педагогического вуза это очень ценное качество, которое, благодаря взаимному самообучению, развивается с первого семестра первого курса. Поэтому было бы целесообразно расширить применение взаимного самообучения другими преподавателями при изучении и других предметов учебного плана. Тогда к окончанию своего обучения в вузе у большинства студентов навыки взаимного самообучения стали бы профессиональными навыками педагогической деятельности. Эти навыки пригодятся и при воспитании собственных детей.
Сравнивая социограмму и электронный журнал обучения, можно констатировать, что число лидеров самообучения выросло. По данным электронного журнала, в семестре было четыре лидера самообучения, выделенные в электронном журнале обучения на рис. 5. На экзамене выявлено девять лидеров самообучения, что характеризует устойчивость процессов саморазвития-самообучения, запущенные в учебной группе.
-V» ФИО 1м«< 1 ■—» ъ 1 ■—•
1 Бфяка Лии Влкхвош ип.и 12-0». 11 ини ».ил ини »ни или вли
2 ».ни Ш1 и 1Ш11? и. и. и ели шш
3 БдоПЗК» Аши С<реми н#,и «да,ЦТ идал и,»лг лай жни •?,илт ели ШШ
4 в™»™— 110,и О*.», и кии «ии »лиг 27.Ш2 «**ш ОЛИ
5 Быстрия Рсыш Акф«жп н».и ¿5 .».и »111?? ЯП 12 М 1*12 ».ил 1ТЛЛ? »ли дли
С КЦЦ) »112.12 21*1.11 «1*111 шш
7 Гсяпфоы Иртттст Аласосфснп «иги »шит ни. и в, ил »ил шш
г »»«■-■— 11»,и и.н.и Ы 18« «ни жии «ни* «лл Д*1и
9 Жвсровсоы Полит Игорзт 2* »и пни К»,12 1ЩЦ кил шш
»« и в*.».и и.|ви и и и* №11 и вил Д»1и
или
11 ИшгЫ Е.1-ПП Дитмутя НИ« и»,и «LIV.lt ».«.и иии АПК •иш? 1111 и дни
12 К>Т4ЭИ Андрея ошл tL12.lL* иии ♦11112 мни или иил У
1» Дш^в ЁШШВШ «».и НО», и 1LW.1L Н1Ш К.1Ш «.«».12 «ли или
и Еде Йдви^пиа ».= ю.и о?.м.ит 12.14.12 12.lt.LL «ли М. 12-12* 11.L2.11 «.ил* li.HU или н.ли Хчж«
1» Мест Игервя и».и UM.I1 24.1111 •1Л12 ЛИЦ и. ил 25Л12 нли
16 Р^лнжи Полли Ю;1ДШ вяаз и.о».и К 6.30.11 жни Я.1Ш? и.«1Л 11«1Л или
17 11.4).и iLW.ll и. ил или 11.1111 11.1112 или или
1» СсфЖП Артем А^НОКНП li.Vf.L2 шш: 11.12.11 ».1111 ■иш Й.1Ш пил пли или Одо«*
1» Скш Випер«! Олвтаа» и».и 1LW.11 11® л 21».и 12.0». и 22.«» Л «ли пли
20 Тоглр-э Сауна Сфгееип LLCD.ll Я.1Ш 2Т.11Л »ли fl.L2.UT или ««ш •УОШ или
21 Х*ТЯ1> НшИиини ам.и 04.и.ит 11.1L ЦТ «+.ил: и. ил млл и. и.ит или «4 Л и плит 14.» Ш (!.ли
22 Ш«рсаоЕ Нксохп Лшю.ип и».и 1>#.и и. 10. и «ни ».ни 25.11Л или пли
Рис. 5. Электронный журнал обучения
Список учебной группы
1 баранов Иван
2 Богуш Дмитрий
3 Букоеецкая Анна
4 Бупатова Анастасия
5 Быстрый Роман
6 Болынкина Влада
7 Гончарова Ирина
8 Гриценко Игорь
9 Жа воро! I кова Пол И1 га
10 Ивзницкая Анастасия
11 Иванова Елена
12 Кур юкин Андрей
13 Ку ржу ма ев Дм и г р и й
14 Пифарева Елена
15 Проскуряков Максим
16 Рудякова Полина
17 Саленко Святослав
18 Сейранян Артем
19 Сизова Виктория
20 Токарев Сер| ей
21 Шерстюк Николай
22 Халепо Илья
взаимное самообучение;
Рис. 6. Социограмма взаимного обучения
ж
Условные обозначения полей и стрелочек:
- главный лидер самообучения; | | - не использующие
- лидеры самообучения; -) - обуч ен ие (помощь
- испогьзуюшие взаимное самообучение; i-^-взаимнсе обучен и
Резюме
1. Проведение социометрических исследований в учебной группе показало, что более информативным явился индивидуальный опрос студентов сразу после сдачи экзамена. Результаты опроса позволили построить социограмму, документирующую процесс взаимного самообучения в группе.
2. Запущенные преподавателем в начале обучения процессы саморазвития-самообучения устойчивы, о чем свидетельствует рост количества лидеров самообучения.
3. Динамика выполнения экзаменационного задания (рис. 4) показывает, что при взаимном самообучении экзаменационные задания выполняются в разы быстрее. Преподаватель не «ищет и вытягивает» из студентов следы знаний, а констатирует выполнение довольно сложного задания. Студенты демонстрируют не только теоретические знания, но и уверенно демонстрируют владение практическими навыками использования знаний, т. е. навыками.
4. Желательно расширить применение взаимного самообучения другими преподавателями при изучении и других предметов учебного плана.
Литература
1. Баранник Н.С., Горбатюк В.Ф. Взаимное обучение как модификация парного обучения // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 6(2). - С. 350-354.
2. Горбатюк В.Ф. Модель обучения на основе синергетики и методе мета-проектов // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 6(2). - С. 355-359.
3. Горбатюк В.Ф. Основы создания обучающих средств мультимедиа: учебное пособие. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та им. А.П. Чехова, 2011. - 200 с.
4. Горбатюк В.Ф. Синергетика в современном обучении: монография - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та им. А.П. Чехова, 2012. - 208 с.
5. Горбатюк В.Ф. Хаос, эмерджентность и феномены самоорганизации-самообучения // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире: материалы докладов Международной научно-практической конференции, Сочи, 12-13 сентября 2012 года / под ред. академика РАО Г.А. Бе-рулавы. - Сочи: Издательство Международного инновационного университета, 2012. - С. 156-160.
6. Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. -М.: Академический проект. - 2004. - 320 с.