первого «недостатка» на «использование моделирования при невозможности или трудности реальных исследований» следует считать достоинством.
В заключение следует отметить перспективы использования виртуальных лабораторий в образовательном процессе. Во-первых, как уже отмечалось выше, их роль будет иметь огромное значение в дистанционном образовании. И в этой связи интерес представляют исследования, приведенные в [1; 2; 7]. В этих работах рассматривается парадигма облачных вычислений в совокупности с виртуальными лабораториями в образовательном процессе.
Облачные вычисления на сегодняшний день рассматриваются как одна из наиболее перспективных отраслей ИТ-рынка. «Облако» представляет собой динамически масштабируемый способ доступа к внешним вычислительным ресурсам в виде сервиса, предоставляемого посредством Интернета. При этом пользователю не требуется никаких особых знаний об инфраструктуре "облака" или навыков управления этой "облачной" технологией. Для фирм-заказчиков становится не так важно, чтобы их программное обеспечение находилось именно «на их территории». За счёт выведения обслуживания бизнес-процессов в «облачную среду» компании получают очевидные преимущества - это снижение требований к собственным ИТ-ресурсам и, как следствие, рациональное управление затратами.Это направление, очевидно, является перспективным, о чем свидетельствует уже многолетний опыт его успешного применения в Международном Университете природы, общества и человека «Дубна», расположенном в подмосковном г. Дубна.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Белов, М. А. Опыт использования открытого программного обеспечения в виртуальной компьютерной лаборатории на основе технологии облачных вычислений / М. А. Белов, О. Е. Антипов // Проблемы и перспективы развития образования в России: сб. науч. тр. VI Международ. науч.-практ. конф. - Новосибирск: ЦРНС, 2010.
2. Белов, М. А. Принципы проектирования виртуальной компьютерной лаборатории на основе технологии облачных вычислений / М. А. Белов, О. Е. Антипов // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании 2010: сб. науч. тр. Международ. конф. - Одесса: УКРНИИМФ, 2010.
3. Володин, A. A. Компьютерное имитационное моделирование при изучении основ цифровой техники будущими учителями технологии: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. А. Володин. - Воронеж, 2005. - 24 с.
4. Гомулина, H. H. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном физическом и астрономическом образовании: дис. ... канд. пед. наук / Н. Н. Гомулина. - М., 2003. - 332 с.
5. Григорьева, С. В. Условия эффективного применения виртуальных лабораторий при дистанционном образовании в военно-учебных заведениях: дис. ... канд. пед. наук / С. В. Григорьева. - СПб., 2008. - 156 с.
6. Назаров, А. И. Информационные и коммуникационные технологии в системе открытого обучения физике в региональном вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А. И. Назаров. - СПб., 2005. - 20 с.
7. Сорокин, А. В. Использование облачных технологий в образовании // Информационно-инновационные технологии: интеграция науки, образования и бизнеса: тр. II Международ. конф. - Алматы: Изд-во Ка-захск. нац. техн. ун-та имени К.И. Сатпаева, 2011.
8. Сохатюк, Ю. В. Использование виртуальных лабораторий - фактор повышения качества и эффективности формирования профессиональных компетенций у студентов // Педагогика: традиции и инновации: мат-лы Международ. науч. конф., октябрь 2011 г., Челябинск. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - Т. II. -С. 146-150.
9. Ходанович, А. И. Концептуально-методические аспекты информатизации общего физического образования на современном этапе: дис. ... д-ра пед. наук / А. И. Ходанович. - СПб., 2003. - 354 с.
10. Режим доступа: mggu-sh.ru/sites/default/files/statya_1_i_2. doc.
11. Якимова, Л. Г. Применение интерактивной модели виртуальной лаборатории в учебном процессе вузов МЧС России: автореф. дис. ... канд.пед. наук / Л. Г. Якимова. - СПб., 2012.
УДК 37.02 ББК 74.202
В. Ф. Горбатюк
ДИНАМИКА ПРОЦЕССОВ САМООРГАНИЗАЦИИ НА ДИАГРАММАХ ВРЕМЕНИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
Аннотация. В статье рассмотрены новые авторские методы обработки данных электронного журнала преподавателя: диаграммы времени и время выполнения задания как инструменты исследования динамики процессов самоорганизации-самообучения в учебных группах. Приведены результаты обработки экспериментальных данных для одного из предметов.
Ключевые слова: электронный журнал, диаграмма времени выполнения задания, динамика, синергетика, самообучение.
V. F. Gorbatyuk
DYNAMIC PROCESS OF SELF-ORGANIZATION FOR DIAGRAMS TASK TIME
Abstract. This article discusses the new data processing techniques copyrights electronic journal teacher: chart time and run-time job as a research tool dynamics self-organization processes in educational groups. The results of experimental data for one of the items.
Key words: electronic journal, chart task time, dynamic, synergetics, self-learning.
Даже самые светлые в мире умы Не смогли разогнать окружающей тьмы. Рассказали нам несколько сказочек на ночь — И отправились, мудрые, спать, как и мы.
О. Хайям
В настоящей работе продолжается исследование предложенной автором модели самообучения, основанной на принципах синергетики: самоорганизация-самообучение. Используются: идеи П.Я. Гальперина, метод мета-проектов, технологии e-learning, взаимное обучение как модификация парного обучения [1, 2]. Автором создаётся ситуация конструктивного хаоса, применяются идеи взаимного самообучения, что повышает эффективность обучения и способствует включению и развитию процессов самоорганизации и самообучения в студенческой группе. Модель обучения, упомянутые технологии и методы выбраны автором потому, что они способствуют переводу обучаемых в режим саморазвития [6, 7].
Модель обучения основана на циклической модели: студенты получают знания по изучаемому курсу на занятиях от преподавателя и из электронного ресурса преподавателя, а применяют знания, выполняя индивидуальные задания преподавателя в форме мета-проектов. Выполненные задания сдаются в электронном виде. По каждому предмету ведется предложенный автором электронный журнал.
В данной работе автором предложены новые инструменты исследования процессов самоорганизации-самообучения в учебных группах:
o диаграммы выполнения заданий во времени как инструмент исследования самоорганизации-
самообучения в учебных группах; o графики времени выполнения заданий как инструмент исследования динамики процессов самоорганизации-самообучения.
Особенностью авторской модели самообучения является ведение электронного журнала учёта обучения для каждой учебной группы по каждому предмету. Предложенный автором электронный журнал преподавателя представляет собой таблицу, в ячейках которой приведены фамилия, имя отчество каждого студента и указаны все задания по предмету, которые студентам предстоит выполнить в ходе обучения. В ячейки таблицы преподаватель заносит дату выполнения каждого задания. Иногда студенты с первого раза не сдают задание. В этом случае в ячейке таблицы могут быть две и более даты. В электронный журнал удобно заносить и результаты аттестации: зачет и экзамен. В ряде работ автора предложены методики обработки данных электронного журнала [1-3].
На рис. 1 приведена страница электронного журнала преподавателя группы Ф-13 физико-математического факультета ТГПИ имени А. П. Чехова по предмету «Основы создания видео и мультимедиа обучающих средств» [5], изучаемому студентами этой группы в осеннем семестре 2011/2012 учебного года (бакалавриат, первый курс).
Чтобы данные электронного журнала можно было обрабатывать и анализировать, необходимо в каждой ячейке оставить только одну дату, последнюю. Затем данные электронного журнала копируются и переносятся в электронную таблицу Microsoft Excel. Далее преобразуется формат данных в формат дата «Образец: 14.3». В ходе обработки данных у автора возникла идея обрабатывать данные по столбцам, используя сортировку данных в электронной таблице Microsoft Excel. Из столбца отсортированных данных создается столбец данных о времени выполнения задания каждым студентом. Далее строятся диаграммы выполнения заданий студентами гр. Ф-13 во времени. Для этого на горизонтальной оси, являющейся осью времени, наносятся временные метки в днях и для облегчения построения диаграммы наносятся вертикальные линии времени с определенным интервалом. Например, для диаграммы выполнения во времени задания 1 этот интервал выбран равным 4 дням. На диаграмме в данном месте располагаются кружочки с номерами студентов и датой, соответствующими номерам в списке электронного журнала, если они выполнили и сдали задание в этот день.
Группа Ф-13 Пульта м г дна
ФИО Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание Т
Баранов Иван Вячеславович 22.093012 22.093012 21113013 201113012 21113012 29.113012 11133012 1 2 3 4 5 6 1 3 9 10 11 12 13 14 15 16 17 13 19 20 21 22
Биш Дж легши НшолаевЕЧ 31.093012 09.1flL3013 09.113012 29.113012 21113012 11133012 21133012
Бшге-ЩЕгяАша Сергеевна 11Л93012 11093012 22.093012 11103012 211I30I2 301113012 21133012
Братвы Анастасы Сергеевна 11.093012 0S.ML30I2 27.113012 01.133012 01.133012 27.133012 01013013
Быстрый Рсман Андреевич 11.093012 21093012 11093012 201113012 301103012 25.133012 21133012
Е ольштжа Ел ада Бладжмжрюла 11.093012 05.103012 01ЮШ 01.133012 04.123012 21013013 01013013
Гончарова Ирина Алекалдровна 11.093012 09.103012 09.103012 01.133012 11.133012 11133012 21133012
ГрнценЕО Игорь Бладнижрпвдч 11.093012 05.103012 11103012 301113012 06.113012 30.113012 01.133012
лЗЕсрсиис El Полина Иг оревна 11093012 1R.WJ0I2 21093012 11113012 2â.093012 01.133012 21133012
Иваннцкая Анастасы Агемавдривна 11093012 09.103012 12.103012 16.103012 01.133012 11133012 21133012
Иванова 1лена Владимировна 11093012 11093012 02.103012 09.103012 06.113012 30.113012 11.133012
Курин Андрей Мшайлошлч 22.093012 01.123012 04.133012 01.133012 301113012 14013013 14013013
Кур®™«в Дмитрий Валентинович 01093012 11.093012 11.093012 06.113012 06.113012 01093012 04I230I2
Лнф а рева Елена Владимир юна 01103012 11103013 13.103012 04.133012 11133012 11133012 11133012
Проскуряков Майям Игоревич 11093012 21093012 20.113012 01.133012 01.133012 11133012 21133012
Рудямва Полина Юрьевна 21093012 21093012 16.103012 301113012 301113012 14013013 14013013
СаленЕВ Святослав Зл аджмнрюяч 22.093012 22.093012 18. ШЛИ 18.123012 11133012 11133012 11133012
Сейралян Артём Арменюнч 22.093012 1Ш3013 30.113012 16.113012 301113012 11.133012 01013013
Сн;с ва ВнЕторЕЯ Олеговна 11.093012 11.093012 11.093012 22.093012 22.093012 22.093012 04133012
Токарев Сергей Сергеевич 22.093012 09.113012 27.113012 29.133012 01013013 01013013 01013013
ХалепоИльяИваяоЕЕЧ 11093012 18.112012 №113013 04.133012 21013013 04133012 14013013
Шерггнж Николай Анатольевич 1R.WJ0I2 1R.WJ0I2 11103012 301113012 05.113012 21133012 11013013
Рис. 1. Страница электронного журнала группы Ф-13
На рис. 2 приведена построенная автором диаграмма выполнения во времени задания 1 студентами гр. Ф-13. Как видно из диаграммы, отсчет времени удобнее вести от первого занятия по предмету. Тогда можно получить информацию о том, сколько времени затратил каждый студент на выполнение задания. С помощью диаграмм выполнения во времени задания уточняется суть подгрупп а) и б) и их структура:
о подгруппа а) - студенты, которые сами выполняют все задания в установленный преподавателем срок;
о подгруппа б) - студенты, которые не выполняют задания в срок.
Лидеры - студенты, самостоятельно первыми выполнившие задание. Как видно из диаграмм выполнения заданий, в подгруппу а) входят студенты-лидеры, выполнившие задания самыми первыми в двухнедельном интервале, отсчитываемом с момента выполнения этого задания самым первым студентом (кружочки желтого цвета). Небольшая группа студентов-лидеров, выполнившая задание за время, не превышающее контрольный срок, установленный преподавателем либо двухнедельный интервал с момента выполнения самым первым студентом-лидером, образует группу лидеров-стриммеров (термин автора). Все студенты-лидеры, выполнившие данное задание не позже двухнедельного интервала, отсчитываемого с момента выполнения этого задания самым первым студентом, образуют первые «островки самообразования» (термин автора) и вместе с лидерами-стриммерами образуют подгруппу а). Справа размер подгруппы а) ограничивается контрольным сроком выполнения задания, установленным преподавателем либо двухнедельным интервалом, отсчитываемым с момента выполнения этого задания самым первым студентом.
Рис. 2. Диаграмма выполнения Задания 1 во времени
Подгруппа б) начинается сразу же за правой границей подгруппы а). В результате рассмотрения диаграмм выполнения заданий во времени нами сделан вывод, что в подгруппу б) входят студенты, которые не выполняют задания в срок по разным причинам. Нами установлено, что в подгруппу б) входят студенты, выполнившие данное задание позже (позже установленного преподавателем контрольного срока) самостоятельно, либо в результате взаимного обучения после получения помощи от лидеров подгруппы а). В результате в подгруппе б) могут быть несколько «островков самообразования» разного размера, что и видно на диаграммах выполнения задания во времени. Причем, эти «островки самообразования» подгруппы б) распределены во времени хаотично и образованы уже не студентами-лидерами. Справа размер подгруппы б) ограничен временем окончанием семестра (окончанием зачётной сессии).
Рис. 3. График времени выполнения Задания 1
На рис. 3 приведен график времени выполнения Задания 1. Преподавателем задано 7 дней на выполнение Задания 1. За 29 дней задание выполнила вся группа; за 5 дней - 36 % или 8 человек из 22. На горизонтальной оси графика на рис. 3 - время в днях, с интервалом 2 дня, на вертикальной - часть группы (в процентах), выполнившая Задание 1, с интервалом 8 процентов. Для всех графиков времени выполнения задания: слева от графика - отсортированный столбец Задания, в центре - номера студентов из списка группы в электронном журнале, справа - время выполнения Задания каждым студентом.
Далее на рис. 4 приведены диаграммы выполнения Заданий 2-7 во времени. На рис. 5 - график времени выполнения заданий 2-7, причём на горизонтальной оси графиков - время в днях, с интервалом 8 дней, на вертикальной - часть группы (в процентах), выполнившая данное Задание, с интервалом 8 процентов.
Время выполнение Задания 2: 14 дней задано - за 103 дня задание выполнила вся группа; за 12 дней - 27 % или 6 человек.
Время выполнение Задания 3: 28 дней задано - за 103 дня задание выполнила вся группа; за 26 дней - 27 % или 6 человек.
Время выполнение Задания 4: 35 дней задано - за 114 дней задание выполнила вся группа; за 36 дней - 14 % или 3 человека.
Время выполнение Задания 5: 49 дней задано - за 144 дня задание выполнила вся группа; за 54 дня - 14 % или 3 человека.
Время выполнение Задания 6: 63 дня задано - за 144 дня задание выполнила вся группа; за 84 дня - 14 % или 3 человека.
Время выполнение Задания 7: 77 дней задано - за 130 дня задание выполнила вся группа; за 86 дней - 5 % или 1 человек.
Рис. 4. Диаграммы выполнения Заданий 2-7 во времени
никишин Зц»н|ц 7:
Рис. 5. Время выполнения заданий 2-7
Для сравнения [4] рассмотрим динамику процессов самообучения в группе Ф-44 2012/2013 по предмету «Основы создания видео и мультимедиа обучающих средств» (специалитет, четвертый курс). На рис. 6 приведена страница электронного журнала обучения.
ФИО ЗадаввЕ 1 ЗааанпЕ1 ЗадаввЕ 3 ЗадаввЕ 4 ЗадаввЕ з ЗадаввЕ 6 ЗадаввЕ 7
В асопь ЁВ Артур Иг с р ёе нч 27.5 27.5 27.5 24.5 27.5 27.5 10.6
В 3 [ [1.1 ЬгЕ ДЕН [| [ 11г с р ЕЕ [I ч 29,4 29.4 29.4 6.5 6.5 13.5 10.6
Е е гн е;с АлЕксавлр Ла е.п с е [14 22,4 10.6 7.5 10.6 10.6
ЗЕпуввЕкава Юл он ЕлалвлвравЕа 4,4 15.4 16.5 27.5 30.5 6.6
Лса^авяЕ Артгр ЭрЕЕСтаввч 1,4 22.4 7.5 25.4 6.5 13.5 10.6
КоаЕвка Алёва АвлрЕевва 4,4 4.4 20.5 30.5 16.5 10.6 10.6
КулрЛВЕЁБ Игорь АлЕксавлраВЕЧ 1В.4 10.6 20.5 30.5 16.5 10.6 10.6
ЛасЕвИвав АлЕксавлр аввч 1,4 4.4 25.4 20.5 16.5 20.5 10.6
Маршално Илья Сергеевеч 27,5 27.5 27.5 27.5 27.5 27.5 10.6
Пар ашЕВ иа БаЕЕЛВЕ ПетравЕЧ 6,5 2.4 7.5 4.4 4.4 20.5 9.6
ЛЕГтрасяв Евгевея АлЕксавлравЕа
Лвлев ев ка Тнывф ее Павлаввч В, 5 В. 5 В. 5 15.5 16.5 21.5 В. 6
Ларвавав АлЕксавлр НвкалаЕБЕЧ
Салавская Елен а Алексееве а 4,4 4.4 В. 4 1В.4 16.5 20.5 10.6
Садька Пгарь АлЕксавлр аввч 2В.5 2 В. 5 29.5 2 В. 5 2 В. 5 3.6
СЕЕГЕрЕВ ЕВГЕВЕЁАВЛРЕЕВЕЧ
СалавьЕЕа Елен а Владимировна 16,5 16.5 16.5 5.4 5.4 27.5 10.6
ТРЕТЬЯКОВ ЕВГЕВЕВ Ба_1ЕрЕЕВЕЧ 17,5 17.5 27.5 27.5 27.5 30.5
Шаталова Лелея Анлр еевв а 15,4 1В.4 1В.4 1В.4 27.5 27.5 10.6
#ЕларЕвка МарЕЕа СёргЕгЕна
Занятея ло 22.iS.201,.1 1.4 15.4 29.4 13.5 27.5 10.6 10.6
Рис. 6. Страница модифицированного электронного журнала гр. Ф-44
Диаграммы выполнения заданий во времени для отсортированных данных (левый столбец) приведены в монографии автора [2]. Для исследования динамики процессов самообучения построены графики времени выполнения заданий (рис. 7). Для графиков выполнения Заданий 1-4: на горизонтальной оси - время в днях, с интервалом 4 дня, на вертикальной - часть группы (в процентах), выполнившая данное Задание, с интервалом 4 процента. Для графиков выполнения Заданий 5-7: на горизонтальной оси - время в днях, с интервалом 8 дней, на вертикальной - часть группы (в процентах), выполнившая данное Задание, с интервалом 8 процентов.
Время выполнение Задания 1: 7 дней задано - за 69 дней задание до сессии выполнила не вся группа (только 16 человек из 20); за 7 дней задание не выполнил никто, за 14 дней - 10% или 2 человека.
Время выполнение Задания 2: 14 дней задано - за 82 дня задание до сессии выполнила не вся группа (только 15 человек из 20); за 15 дней - 5 % или 1 человек.
Время выполнение Задания 3: 28 дней задано - за 82 дня задание до сессии выполнила не вся группа (только 16 человек из 20); за 31 день - 10 % или 2 человека.
Время выполнение Задания 4: 35 дней задано - за 71 день задание до сессии выполнила не вся группа (только 16 человек из 20); за 31 день - 20 % или 4 человека.
Время выполнение Задания 5: 49 дней задано - за 82 дня задание до сессии выполнила не вся группа (только 16 человек из 20); за 47 дней - 20 % или 4 человека.
Время выполнение Задания 6: 63 дня задано - за 82 дня задание до сессии выполнила не вся группа (только 16 человек из 20); за 62 дня - 30 % или 6 человек.
Время выполнение Задания 7: 77 дней задано - за 82 дня задание до сессии выполнила не вся группа (только 12 человек из 20); за 80 дней - 5 % или 1 человек.
Рис. 7. Графики времени выполнения Заданий 1-7 в группе Ф-44
Резюме:
1. Предложена уточненная методика обработки данных электронного журнала обучения и новые инструменты исследования процессов самоорганизации-самообучения в учебных группах. Из столбца отсортированных данных создается столбец данных времени выполнения задания каждым студентом. Далее автор предлагает строить диаграммы выполнения заданий студентами во времени. Для этого на горизонтальной оси, являющейся осью времени, наносятся временные метки в днях и для облегчения построения диаграммы наносятся вертикальные линии времени с определенным интервалом. На диаграмме в данном месте располагаются кружочки с номерами студентов, соответствующими номерам в списке электронного журнала, если они выполнили и сдали задание в этот день. Отсчет времени удобнее вести не от начала семестра, а от первого занятия по предмету. Тогда можно получить информацию о том, сколько времени затратил каждый студент на выполнение задания.
2. Уточнена суть подгрупп а) и б) и их структура: подгруппа а) - студенты, которые сами выполняют все задания в срок; подгруппа б) - студенты, которые не выполняют задания в срок.
Лидеры - студенты самостоятельно первыми выполнившие задание. Лидеры выявлялись по двухнедельному интервалу с момента выполнения задания первым студентом.
В подгруппу а) входят студенты-лидеры, выполнившие самыми первыми в двухнедельном интервале, отсчитываемом с момента выполнения этого задания самым первым студентом. Небольшая группа студентов-лидеров, выполнившая задание за время, не превышающее контрольный срок, установленный преподавателем, образует группу лидеров-стриммеров (термин автора). Все студенты-лидеры, выполнившие данное задание не позже двухнедельного интервала с момента выполнения самым первым студентом-лидером, образуют первые «островки самообразования» (термин автора) и вместе с лидерами-стриммерами образуют подгруппу а).
Справа размер подгруппы а) ограничивается контрольным сроком выполнения задания либо двухнедельным интервалом, отсчитываемым с момента выполнения этого задания самым первым студентом.
Подгруппа б) начинается сразу же за правой границей подгруппы а). В результате рассмотрения диаграмм выполнения заданий во времени нами сделан вывод, что в подгруппу б) входят не только студенты, которые не выполняют задания в срок по разным причинам. Нами установлено, что в подгруппу б) входят студенты, выполнившие данное задание позже (позже установленного преподавателем контрольного срока) самостоятельно, либо в результате взаимного обучения после получения помощи от лидеров подгруппы а). В результате в подгруппе б) могут быть несколько «островков самообразования» разного размера, что и видно на диаграммах выполнения задания во времени. Причем, эти «островки самообразования» подгруппы б) распределены во времени хаотично и образованы уже не студентами-лидерами. Справа размер подгруппы б) ограничен временем окончанием семестра (окончанием зачётной сессии).
3. Предложена методика исследования динамики процессов самообучения. Суть методики: из столбца отсортированных дат выполнения задания получают столбец времени выполнения задания каждым студентом. Отсчет времени удобнее вести не от начала семестра, а от первого занятия по предмету. Затем в системе координат: процент студентов, выполнивших задание и время выполнения задания - строится график, показывающий динамику выполнения задания. Графики времени выполнения всех заданий наглядно показывают динамику процессов самообучения в учебной группе по данному предмету.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Горбатюк, В. Ф. Синергетика в современном обучении: монография / В. Ф. Горбатюк - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А. П. Чехова, 2012. - 208 с.
2. Горбатюк, В. Ф. Синергетика самообучения: монография / В. Ф. Горбатюк; науч. ред. И. В. Абакумова. -Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А. П. Чехова. 2013. - 180 с.
3. Горбатюк, В. Ф. Обработка данных электронного журнала учета результатов обучения // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. - 2013. - Гуманитарные науки. Специальный выпуск № 1. - С. 7-13.
4. Горбатюк, В. Ф. Эмерджентность и конструктивный хаос в авторской модели самообучения // Школа будущего. - 2013. - № 2. - С. 3-11.
5. Горбатюк, В. Ф. Основы создания обучающих средств мультимедиа: учеб. пособие / В. Ф. Горбатюк. -Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А.П. Чехова, 2011. - 200 с.
6. Горбатюк, В. Ф. Саморазвитие учебной группы при взаимном самообучении // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире: мат-лы Международ. науч.-практ. конф., Сочи, 10-11 сент. 2013 г. / под ред. академика РАО Г. А. Берулавы. - Сочи: ФГНУ ИОТ РАО, 2013. - С. 422-427.
7. Горбатюк, В. Ф. Авторская модель на основе синергетики и взаимного самообучения // Системный синтез и прикладная синергетика: мат-лы V Международ. науч. конф.: в 3 т. / под ред. Т. А. Шебзуховой, И. М. Першина, А. М. Макарова - Пятигорск: Изд-во ФГАОУ ВПО «СКФУ» (филиал) в г. Пятигорске, 2013. -Т. II. - С. 79-87.
УДК 20.01.04 ББК 74.580.2
Н. И. Лященко
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ
Аннотация. Эффективный информационный процесс в автоматизированной обучающей системе происходит при оптимальном формировании моделей учебного курса, учебных воздействий, предоставления информации. Рассмотрим подробно указанные модели составляющие основу информационного процесса.
Ключевые слова: компьютер, обучение, система, программа, модель, обучаемый, образование, сеть, алгоритм, граф.
N. I. Lyaschenko
MODEL OF FORMATION OF THE STRUCTURE OF THE EDUCATIONAL MATERIAL AND ORGANIZATION OF INFORMATION PROCESSES IN AUTOMATED TRAINING SYSTEM
Abstract. Effective information process in the automated training system occurs at optimum formation of models of the training course, training actions, provision of information. Let's discuss these models form the basis of the information process.
Key words: computer, learning, system, software, model, student, education, net, algorithm, graph.
В последнее время производство и продвижение информационно-образовательных услуг и продуктов нового поколения приобретает массовый характер, поэтому задача их разумного выбора и распределения в зависимости от форм, целей и ступеней обучения крайне важна. Ответственность и профессионализм в этом деле гарантируют преподавателям большую результативность учебных процессов, тогда как неравномерная структура и непродуманная содержательная часть образовательного цикла способны свести на нет потенциальный эффект любых инноваций. Образно выражаясь, информационные технологии являются подспорьем для глубокого познания и активного учения, а не компенсацией лени и отсутствия способностей. Данное положение касается обеих сторон процесса обучения - и берущих, и дающих знания.
При выстраивании учебного материала следует учитывать то, насколько используемые электронные средства обучения соответствуют личным, возрастным особенностям учеников, задачам и специфике изучаемого материала, а также способствуют закреплению навыка при выполнении того или иного вида упражнений. В данном случае быстрота и легкость, с которыми обучающиеся справляются с заданием при помощи программ, еще не являются показателями качества усвоения ими знаний.
Залогом успешного овладения учебным материалом, представленной в электронном виде, часто выступает грамотный и понятный навигационный сервис, помогающий быстро найти необходимые информационные единицы. Во многих электронных обучающих программах встроена система учета проб и ошибок учащегося, его склонностей и темпа работы. Это позволяет программе (так называемому электронному учебнику) подобрать наиболее эффективную для данного обучаемого траекторию занятия, дифференцировать формальную и содержательные стороны учебной деятельности.
В настоящее время в контексте информатизации более уместно противопоставлять не обучение «по старинке» и с использованием передовых, а обучение посредством готовых информационных модулей (в том числе на электронных носителях) включению обучаемых в гиперсистемные связи. Тенденция разграничения данных подходов пока не слишком очевидна, но в дальнейшем, надо полагать, отрыв будет более ощутимым. Главная особенность информационных гиперсистем - отсутствие четкой границы между создателями и потребителями информации (учебного материала). Упрощенная иерархия гиперсвязей позволяет всем желающим беспрепятственно корректировать и дополнять имеющуюся информационную (гипермедийную) базу. Таким образом, учебный материал приобретает свойства пластичности, а информационная система легко управляется на всех этапах ее проиводства и функционирования.
Информационные системы всегда накладываются на рабочие системы, но они могут быть представлены либо техническими средствами, либо людьми. Таким образом, под информацией следует понимать не сами объекты и процессы, а их существенные и представительные характеристики, выделенную сущность явлений материального мира. При этом объекты и процессы отра-