Научная статья на тему 'Динамическая модель обучения - эволюционные процессы'

Динамическая модель обучения - эволюционные процессы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ / ДИАГРАММА ВРЕМЕНИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ / СИНЕРГЕТИКА / САМООБУЧЕНИЕ / ЭВОЛЮЦИЯ ГРУППЫ / ТРИАДА ЛИДЕРОВ / ELECTRONIC JOURNAL / TIME ON TASK CHART / SYNERGETICS / SELF-STUDY / EVOLUTION OF A GROUP / TRIAD OF LEADERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбатюк Владимир Феофанович

В настоящей работе продолжается исследование предложенной автором модели обучения, основанной на принципах синергетики: самоорганизация-самообучение. Обучение людей сложный эволюционный процесс саморазвития, исследование которого результативнее проводить на стыке наук: синергетика, педагогика, психология.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this paper, the author continues the research of the learning model based on the principles of synergy: self-organization, self-study. Training people is a complex evolutionary process of self-development. And doing research in this area is affected by synergetics, pedagogy, and psychology

Текст научной работы на тему «Динамическая модель обучения - эволюционные процессы»

5. Оборнева, И.В. Автоматизированная оценка сложности учебных текстов на основе статистических параметров: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02/ И.В. Оборнева. - М., 2006. - 132 с.

6. Рыбанов, А.А. Количественные метрики для оценки качества квантования учебной информации //Педагогические измерения. - 2013. - № 4. - С.3-12.

7. Рыбанов, А.А. Оценка качества текстов электронных средств обучения // Школьные технологии. 2011. № 6. С. 172-174.

8. Устинова, Л. В. Проверка сложности выпускных работ учащихся и студентов на основе статистических параметров / Л. В. Устинова, А. Н. Адекенова, О. В. Литвинова // Молодой ученый. - 2015.- № 8. - С. 148-152.

9. URL: Gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2643/.

10. URL: www.moluch.ru/archive/88/16986/.

В.Ф. Горбатюк

ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ - ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация: В настоящей работе продолжается исследование предложенной автором модели обучения, основанной на принципах синергетики: самоорганизация-самообучение. Обучение людей - сложный эволюционный процесс саморазвития, исследование которого результативнее проводить на стыке наук: синергетика, педагогика, психология.

Ключевые слова: Электронный журнал, диаграмма времени выполнения задания, синергетика, самообучение, эволюция группы, триада лидеров.

V.F. Gorbatyuk

DYNAMIC MODEL OF TRAINING - EVOLUTIONARY PROCESSES

Abstract: In this paper, the author continues the research of the learning model based on the principles of synergy: self-organization, self-study. Training people is a complex evolutionary process of self-development. And doing research in this area is affected by synergetics, pedagogy, and psychology.

Keywords: Electronic journal, time on task chart, synergetics, self-study, evolution of a group, triad of leaders.

То, что происходит сегодня -результат твоих мыслей вчера...

В настоящей работе продолжается исследование предложенной автором модели обучения, основанной на принципах синергетики: самоорганизация-самообучение. Автором создаётся ситуация конструктивного хаоса, применяются идеи взаимного самообучения, что повышает эффективность обучения и способствует включению и развитию процессов самоорганизации и самообучения в студенческой группе. Результаты исследований отражены в ряде работ автора [1-4]. Ранее автором была введена модель обучения, которая справедлива для всего живого мира. Обучение любого живого существа является непрерывным циклическим процессом, в котором всегда присутствуют два элемента: получение знаний и применение знаний. Каждый обучаемый по своей индивидуальной траектории усваивает данный предмет. Процесс обучения контролируется путем выполнения заданий (практических, лабораторных и пр.), а также промежуточными и итоговой аттестациями.

Цель исследования: Попытаться проанализировать процессы эволюционного развития учебной группы.

Продолжая исследования модели обучения, автор обнаружил новые, ещё неизвестные свойства [4], о чём далее и пойдёт речь. Первое, на что следует обратить внимание, модель обучения представляет не застывшую, неизменную форму. Модель обучения отображает процесс обучения, т.е. как процесс - изменяется, развивается во времени. Поэтому будут рассматриваться срезы, как бы фотографии (кадры) этого процесса, отображающие изменения в учебной группе.

На рис. 1а, приведён первый кадр (фотография) динамической модели обучения для примера группы из 12 человек. На первом занятии преподаватель (Пр) выдаёт студентам свой бесплатный электронный ресурс (ЭР) по предмету и объясняет особенности авторской модели обучения. ЭЖ - электронный журнал обучения. Преподаватель выдал электронный ресурс, объяснил «правила игры», дал свои контакты: e-mail и мобильный телефон. Также предложил студентам, тем, кто хочет, сообщить свои контакты, хотя бы мобильный телефон. На удивление - все студенты сообщили преподавателю свои номера мобильных телефонов. Это говорит о желании студентов общаться с преподавателем и друг с другом. Как показано на рис. 1 б, студенты начинают ак-

тивно, без принуждения учиться и пытаться выполнять задания преподавателя. Как следует из второго кадра модели, студенты весьма активно работают с электронным ресурсом.

Авторская модель обучения (третий кадр) приведена на рис. 1в. Обучаясь в институте, студенты знакомятся и лучше узнают друг друга. По каким-то только им самим известным и понятным причинам они выделяют из всей группы тех, кто им симпатичен и с кем они хотят дружить. Со стороны эти выборы могут выглядеть как случайные. Это обстоятельство в модели учитывается появлением взаимных связей. К тому же они и помогают друг другу учиться. В группе возникает самоорганизация, самообучение и взаимное обучение. В каждой учебной группе всегда находятся несколько человек, которые соображают лучше и быстрее остальных. Как правило, они становятся лидерами самообучения и подтягивают до своего уровня своих друзей в группе. Так возникает и объясняется взаимное обучение. Результат - группа дружно учится, выполняет все задания и успешно сдаёт экзамен. Но если продолжить отслеживать дальнейшее обучение этой группы, то может оказаться, что модель обучения продолжает изменяться и развиваться.

а) б) в)

Рис. 1. Авторская модель обучения: а) кадр 1 - начало обучения; б) кадр 2 - самостоятельная работа с электронным ресурсом; в) кадр 3 - образование связей и взаимное обучение

На наш взгляд, главная особенность предложенной нами концепции динамической модели обучения группы - это эволюция учебных групп [4]. Термин «эволюция» происходит от латинского evolution, что в переводе означает развертывание. Понятие эволюции используется в узком и широком смыслах. В настоящей работе понятие эволюции будет рассматриваться в широком смысле как саморазвитие и усложнение от простейших форм вплоть до появления сложных образований [5]. Можно утверждать, что первые два кадра модели обучения (а и б) - общие для всех предметов и групп, отличаются только количеством студентов. В результате обучения между членами учебной группы образуются связи (синаптические или нейронные связи - по аналогии с нейронными сетями, авт.) [4, 9,10] - взаимное обучение и межличностные отношения, показанные на рис. 1 в. По аналогии с нейронными сетями можно сказать, что учебная группа по данному предмету может быть условно названа подобной по своему групповому поведению настроенной или обученной нейронной сети и может выполнять задания преподавателя по данному предмету [4]. Сохраняются или развиваются эти связи, как меняется в одной и той же учебной группе конфигурация этих связей в зависимости от изучаемого предмета или в зависимости от выполняемого задания по одному предмету - это предмет настоящих и дальнейших исследований. А пока на основании имеющихся экспериментальных данных, полученных в конце обучения, будем анализировать интегральные связи динамической модели обучения. После того, как выше была предложена концепция динамической модели обучения группы (рис. 1), уместно также обсудить и инструменты диагностики эмерджентных свойств: появления самоорганизации-самообучения и взаимного обучения.

Основной источник информации для этого - электронный журнал преподавателя. Автор несколько лет искал и отрабатывал методики обработки данных электронного журнала, приведённых в докладах, статьях и монографиях [1-3]. Особенностью авторской модели самообучения является ведение электронного журнала учёта обучения для каждой учебной группы по каждому предмету. Предлагаемый автором электронный журнал преподавателя представляет собой таблицу, в ячейках которой приведены фамилия, имя отчество каждого студента и указаны все задания

по предмету, которые студентам предстоит выполнить в ходе обучения. В ячейки таблицы преподаватель заносит дату выполнения каждого задания. Иногда студенты с первого раза не сдают задание. В этом случае в ячейке таблицы могут быть две и более даты. В электронный журнал удобно заносить и результаты аттестации: зачет и экзамен. Чтобы данные электронного журнала можно было обрабатывать и анализировать, необходимо в каждой ячейке оставить только одну дату, последнюю. Затем данные электронного журнала копируются и переносятся в электронную таблицу Microsoft Excel. Далее формат данных преобразуется в формат дата «Образец: 14.3». В ходе обработки данных у автора возникла идея обрабатывать данные по столбцам, используя сортировку данных в электронной таблице Microsoft Excel. В своих работах и монографиях [2-3] автор предлагает по данным электронного журнала строить диаграммы выполнения заданий во времени и графики времени выполнения заданий. Отсчет времени удобнее вести от первого занятия по предмету. Тогда можно получить информацию о том, сколько времени затратил каждый студент на выполнение задания.

Для исследования выбрана учебная группа Ф-13 (в 2013/2014 уч. году), в которой автор проводил занятия с первого курса. В настоящее время это группа третьего курса и называется ТЕХ-131. На рис. 2 приведён электронный журнал группы Ф-13. Диаграммы выполнения заданий и графики времени выполнения заданий приведены в работе автора [6]. Нулевая активность в начале семестра или «запаздывание» позволяет предположить, что у студентов вообще отсутствовал даже минимальный объём знаний после школы по данной теме. Отсюда отсутствие лидеров обучения при выполнении лаб. работ 1 и 2. Автору пришлось приложить большие усилия, чтобы студенты начали выполнять задания. Помог также и проведённый мастер-класс на тему «Работа в программе «Интерактивная физика». Как видно из диаграмм выполнения лабораторных работ, в учебной группе появились лидеры, число которых увеличивается [6]. Графики времени выполнения заданий показывают уверенное уменьшение времени. Это позволяет сделать вывод об устойчивом развитии процессов самообучения и взаимного обучения в группе [6].

Основы стандартизации, метрологии в тыввчесшд измерений Группа Ф-13 2013/2014 уч. год

ФИО ЛаЙ. I ЛаЙ. 2 ЛаЙ. 3 ЛаЙ. 4 Лай. 5 Реферат

Карина Б. 18.10 18.10 15.11 15.11 22.11 6.12 1

Александра В. 18.10 26.12 22.11 22.11 12.12 26.12 2

Дарья 3. 18.10 28.11 28.11 28.11 28.11 2.12 3

Светлана К. 25.10 29.10 29.10 12.12 12.12 26.12 4

Алексей Л. 12.11 12.12 17.12 27.12 27.12 17.1 5

Игорь Л. 4.10 18.10 25.10 25.10 25.10 27.12 6

Роман Л, 18.10 25.10 25.10 15.11 15.11 20.12 7

Анна М. 29.10 10.12 10.12 10.12 12.12 12.12 8

Анна О. 29.10 12.12 12.12 12.12 13.12 20.12 9

Анастасия П. 25.10 15.11 17.12 17.12 17.12 17.12 10

Лилия П. 25.10 22.11 22.11 2-6.11 13.12 17.1 11

Максим С. 25.10 10.12 17.12 26.12 26.12 17.1 12

Вероника С. 13.12 29.11 13.12 29.11 29.11 26.12 13

Дарья Т. 12.12 10.12 10.12 10.12 6.12 17.12 14

Виктория Ч. 18.10 12.11 3.12 3.12 29.11 17.12 15

Анастасия Ш. 4.10 18.10 25.10 25.10 15.11 17.12 16

Зо20.0Р зо 11.10 3ofll.ll зо 13.11 зо 13.12 30 31.12

Рис. 2. Страница электронного журнала группы Ф-13

Компьютерная поддержка теш о логически! дисциплин, часть 1: гр. ТЕХ-121 2014/2015

ФИО Задание1 Задан» 2 Задан» 3 Задайте 4 Реферат

Карина Б. 3.6 3.6 3.6 11.6 11.6 1

Дарья 3. 4.4 20.4 4.6 16.6 9.6 2

Алексей Л. 9.6 9.6 9.6 15.6 11.6 3

Игорь Л. 23.4 23.4 12.5 9.6 15.6 4

Роман Л. 7.5 5.6 7.6 15.6 16.6 5

Анна М. 7.4 22.4 3.6 9.6 9.6 6

Анна О. 26.3 23.4 16.6 16.6 16.6 7

Анастасия П. 26.3 6.4 27.4 1.6 5.6 Б

Лилия П. 9.6 9.6 3.6 15.6 15.6 9

Максим С. 9.6 9.6 9.6 15.6 16.6 10

Бероника С. 26.3 11.4 7.5 16.6 16.6 11

Галина Т. 1.6 4.6 5.6 16.6 11.6 12

Дарья Т. 26.3 7.4 25.5 3.6 15.6 13

Бнктория Ч. 4.4 14.5 7.6 16.6 10.6 14

Анастасия Ш. 23.3 6.4 25.4 3.6 7.6 15

Ср оен выполнения: 2123.03.15 0611.04.15 27.04.2015 03.0А. 2015 07.06,2015

Первое занята £ 14.02.2 015 .с5 (2 п/г) и 16.02.1015 пи (1 п/г)

Рис. 3. Страница электронного журнала группы ТЕХ-121

В весеннем семестре 2014/2015 уч. года автор проводил в этой группе (уже ТЕХ-121) занятия по предмету «Компьютерная поддержка технологических дисциплин, часть 1» и учебную практику. На рис. 3 приведена страница электронного журнала группы ТЕХ-121. Содержание заданий приведено в одной из работ автора [7]. По данным электронного журнала построена диаграмма выполнения Задания 1 во времени (рис. 4). Как можно видеть из диаграммы на рис. 4, в группе ТЕХ-121 быстро включились механизмы самоорганизации: есть лидеры, есть маленькая группа студентов, сгруппированных рядом с лидерской группой, вся группа выполнила Задание 1.

1111111111111111

Гр. ТЕХ-121 Задание 1 - 5 ведешь о 14.022015 по 23.032015

16

Инд ры

2

64

£ 80

09062015 03.М .20151

96

112

Время: (дни с 14.02.2015) Рис. 4. Диаграмма выполнения Задания 1 во времени

В осеннем семестре 2015/2016 в этой же группе (ТЕХ-131) автор продолжает проводить занятия по предмету «Компьютерная поддержка технологических дисциплин, часть 2». Столь продолжительное общение с одной и той же учебной группой (состав которой практически не изменился) даёт возможность попытаться исследовать процессы эволюционного развития этой группы.

Компьютераад поддержка тетнологически! дисциплин,часть 2: тр. ТЕХ-131 2015/2016

ФИО Эл. ^ео-ввк Презентация Видеоролик

Карина Б. 9.10 9.10 12.10 1

Дарья 3. 11.9 11.9 14.9 2

Алексей Л. 4.12 4.12 4.12 3

Игорь Л. 16.10 28.9 28.9 4

Роман Л, 12.10 30.10 18.12 5

Анна М. 25.9 25.9 9.10 6

Анна О. 2.10 2.10 2.10 7

Анастасия П. 8.9 8.9 14.9 8

Лилия П. 20.11 20.11 20.11 9

Максим С. 18.12 18.12 18.12 10

Вероника С. 29.9 29.9 29.10 И

Галина Т. 30.10 18.12 30.10 12

Дарья Т. 9.10 9.10 9.10 13

Виктория Ч. 23.10 23.10 18.12 14

Анастасия Ш. 10.9 9.9 8.9 15

Перво е занятие 0 7.09 /2015 02.11/2015 30.11/2015 30.12/20 1 5

Рис. 5. Страница электронного журнала группы ТЕХ-131

По данным электронного журнала (рис. 5) построена диаграмма выполнения задания «Электронный учебник» во времени. Как можно видеть из диаграммы на рис. 6, в группе ТЕХ-131 быстро включились механизмы самоорганизации: есть большая группа лидеров, вся группа выполнила задание «Электронный учебник!. И автором обнаружено поразительное явление: часть студентов сама не выполняла своё задание (студенты с номерами 1, 3, 4, 9, 11 и 13), что на диаграмме (рис.6) показано пунктирными кружочками. Вместо них это задание выполнили лидеры (за вознаграждение - шоколадки). К сожалению, автор как преподаватель обнаружил подобное не сразу, а чисто случайно, когда по какому-то наитию решил проверить авторство файлов каждого электронного учебника. Обнаружив такое, преподаватель аннулировал первоначальные бонусы у этих студентов и пригрозил штрафами. Первым «разоблачённым» оказался студент с номером 3, который очень быстро отреагировал и сделал работу сам, как и положено, что на диаграмме (рис. 6) показано стрелочкой к кружочку со сплошной линией и более поздней датой.

Время (дни с 07.09.2015)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 6. Диаграмма выполнения Задания Электронный учебник

во времени

Далее исправились студенты с номерами 1 и 11 и затем с номерами 4, 9 и 13, что также показано на диаграмме (рис. 6) стрелочками к сплошным кружочкам с более поздними датами. Чтобы было яснее, приведём в таблице 1 темы электронных учебников.

Таблица 1

Темы электронных учебников

№ ФИО Тема электронного учебника

1 Карина Б. Приготовление первых блюд

2 Дарья З. Технологии изготовления изделий из глины

3 Алексей Л. Комнатные растения

4 Игорь Л. Десерты

5 Роман Л. Фрезерный станок

6 Анна М. Бисероплетение

7 Анна О. Сервировка стола

8 Анастасия П. Вязание на спицах

9 Лилия П. Выпечка хлеба

10 Максим С. Культура дома

11 Вероника С. Искусство причёски

12 Галина Т. Аэрография

13 Дарья Т. Приготовление вторых блюд

14 Виктория Ч. Женский костюм

15 Анастасия Ш. Вязание крючком

Если сравнить темы электронных учебников предыдущей группы [8], то можно заметить существенное уменьшение тем по технологии обработки конструкционных материалов и резкое увеличение тем по кулинарии, домоводству и рукоделию, что представлено на рис. 7. Возможно, это объясняется тем, что в учебной группе ТЕХ-131 подавляющее большинство - девушки (73,33%), а в предыдущей учебной группе - девушек меньше половины (42,86%) [8].

Рис. 7. Распределение профессиональных представлений по данным таблицы 1

Перейдём к рассмотрению эволюционных процессов в динамических моделях рассматриваемой учебной группы, построенных автором для периодов обучения с первого по третий курс, приведённых на рис. 8. Состав учебной группы изменился несущественно: ушли 2 человека (с номерами 2 и 4) после первого семестра, прибавился 1 человек (с номером 12) на втором курсе.

В группе первого курса (Ф-13) выделяется студентка с номером 3 (рис. 8, а), которая все задания выполнила одна, самостоятельно. Входя в число лидеров, ни с кем из своей учебной группы не взаимодействовала, держалась сама по себе. В связи с небольшим изменением состава группы, на втором и третьем курсах она стала с номером 2. Лидерами оказались студентки с номерами 15 и 16, которые на втором и третьем курсах стали с номерами 14 и 15. Две девушки-лидеры с номерами 2 и 4 после этого семестра перешли в другие учебные группы. Остальные студенты очень интенсивно общались, взаимодействовали, помогали друг другу учиться и выполнять задания, при этом лучше узнавая друг друга. Вся группа выполнила все задания, а особенности обучения студентов по предмету отражены в работе автора [6].

На втором курсе (рис. 8 б) в группе ТЕХ-121 образовалась «триада» лидеров (а это признак эволюционных процессов в группе): девушки с номерами 2, 8 и 15, которые являлись как бы мозговым центром группы. Эти девушки, особенно с номером 15, охотно принимали помощь преподавателя, а задания по довольно сложным темам, связанным с моделированием технологических

процессов выполняли самые первые. Задания по предмету - это математическая статистика, планирование эксперимента и оптимизация статистических моделей [7]. Единственные в группе лидеры «триады» активно взаимодействовали с остальными студентами своей группы, подтягивали их по возможности до своего уровня, объясняли и помогали выполнять сложные задания. Преподавателю дать индивидуальные конкусльтации новой студентке (с номером 12) и студентом с номером 5 с недостаточным уровнем математической подготовки. Студентка с номером 13 (по её словам) смогла самостоятельно выполнить все задания, но это позволяет сделать вывод о её неискренности. Вся группа выполнила все задания.

На третьем курсе (рис. 8, в) в группе ТЕХ-131 сохранилась «триада» лидеров как устойчивая структура (образовавшаяся благодаря эволюционным процессам в группе): девушки с номерами 2, 8 и 15, которые остаются как бы мозговым центром группы. Но появились и отдельные, независимые от «триады» лидеры: с номерами 5, 6, 7 и 14. Студентка с номером 12 немножко не дотянула до лидерства, но своё оригинальное задание выполнила очень качественно. Наличие в группе «триады» очень сильных лидеров привело к неожиданным последствиям. Как уже упоминалось выше, часть группы: студенты с номерами 1, 3, 4, 9, 11 и 13 к третьему курсу сильно обленились (по словам других студентов группы) и не захотели выполнять задание сами. Они решили воспользоваться «услугами» лидеров «триады» за вознаграждение - шоколадки. Обман студентов благодаря электронным технологиям обучения (по мнению автора) и непредсказуемости преподавателя (по мнению студентов) вскрылся. Преподаватель отменил незаслуженные бонусы и предложил выполнить задание самостоятельно, во избежание штрафов на экзамене. Все провинившиеся студенты (с номерами 1, 3, 4, 9, 11 и 13) выполнили необходимые задания в разное время, но уже самостоятельно. Это был хороший воспитательный урок для всей группы - как не надо учиться! Как бы то ни было, вся группа выполнила все задания и сдала экзамен по предме-

Рис. 8. Динамическая модель обучения: а) группы Ф-13 (2013/2014); б) группы ТЕХ-121 (2014/2015); в) группы ТЕХ-131 (2015/2016)

Исследования эволюционных процессов в этой же группе ТЕХ-131 будет продолжено при изучении предмета «Компьютерная поддержка технологических дисциплин, часть 3» в весеннем семестре 2015/2016 учебного года.

Таким образом, в работе подтверждено мнение автора об эволюционных процессах в учебной группе, происходящих при обучении. Обучение людей - сложный эволюционный процесс саморазвития, исследование которого результативнее проводить на стыке таких наук, как синергетика, педагогика, психология [4, 11, 12].

Преподаватель является неотъемлемой частью учебной группы, изучающей его предмет. Он должен выступать не как «небожитель», а как равноправный член учебной группы, доступный для общения, с которым студенты могут и хотят общаться. Такое положение нисколько не принижает роли преподавателя, а наоборот - повышает его статус до фасилизатора, тьютора, организатора и координатора (дирижера) эволюционного процесса обучения (и воспитания). Не стоит забывать очевидную истину о предназначении: все учебные заведения созданы для обучаемых, в нашем случае высшие учебные заведения - для обучения студентов.

В ходе построения и анализа динамических моделей было обнаружено не только проявление лидеров, но и образование новых устойчивых структур внутри учебной группы - объединение лидеров. В нашем случае - образование «триады» лидеров. А это признак эволюции группы.

Предложенная динамическая модель обучения показывает большое значение внутригруп-пового взаимодействия как между студентами, так и между студентами и преподавателем. Использование автором технологий электронного обучения не только не снижает интенсивность упомянутых взаимодействий, но и расширяет возможности преподавателя.

Полученные результаты подтверждают мнение, что авторская модель обучения позволяет включить «дремлющие» механизмы саморазвития, которыми природа наделила каждого, и повысить результативность и качество обучения студентов [1-4]. Подавляющее большинство студентов учится с радостью и большим интересом. В группе выполняются все задания.

Предполагается продолжить исследования как динамической модели обучения, так и особенностей эволюционных процессов саморазвития при обучении групп.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбатюк, В.Ф. Синергетика в современном обучении: монография - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. инта им. А.П. Чехова, 2012. - 208 с.

2. Горбатюк, В.Ф. Синергетика самообучения: монография / В.Ф. Горбатюк; науч. ред. И.В. Абакумова. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А.П. Чехова. 2013. - 180 с.

3. Горбатюк, В.Ф. Хаос, самоорганизация и самообучение: монография / В.Ф. Горбатюк; науч. ред. И.В. Абакумова. - Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2014. - 204 с.

4. Горбатюк, В.Ф. Обучение самоорганизующихся систем естественного интеллекта: монография / В.Ф. Горбатюк. - Таганрог: Изд. отдел Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2015. - 204 с.

5. Некрасов, С.И., Некрасова, Н.А., Пеньков, В.Е. Эволюционно-синергетическая парадигма: проблемы, поиски, решения. Учебно-методическое пособие для магистрантов и аспирантов - М.: РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2007. - 100 с.

6. Горбатюк, В.Ф. Результативность самообучения и взаимного обучения // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. - 2015. - № 2. - С. 104-111.

7. Горбатюк, В.Ф. Моделирование физических и технологических процессов: учебное пособие / отв. ред. П.П. Исаев. Таганрог: Таганрог. гос. пед. ин-т, 2010. - 176 с.

8. Горбатюк, В.Ф. Особенности профессиональных представлений у студентов профиля «Технология» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 8. - С. 146-150.

9. Russell, Stuart, Norvig, Peter. Artificial Intelligence: A Modern Approach, Third Edition (AIMA-3). 2010. 1152 p.

10. Kacprzyk, Janusz, Pedrycz, Witold. Springer Handbook of Computational Intelligence. // Springer. 2015. 1634 p.

11. Smeyers, Paul, Depaepe, Marc. Educational Research: The Attraction of Psychology. // Springer Science & Business Media. 2012. 184 p.

12. Haken, Hermann. Synergetics: An Introduction. // Springer Science & Business Media. 2013. 390 p.

Г.А. Дорофеева

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ОТВЕТОВ РЕСПОНДЕНТОВ, ОБСЛЕДУЕМЫХ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В целях оптимизации усилий по формированию владений экологическими навыками как учёные, так и педагоги-практики проводят исследования с людьми различных возрастов. Для проверки ответов респондентов на искренность, а также для учёта уровня социальной желательности их ответов в исследованиях, связанных с проблемами экологической культуры, могут быть применены как некоторые психологические методики в целом, так и отдельные шкалы комплексных диагностических процедур.

Ключевые слова: социальная желательность, экологическая культура, исследование.

G.A. Dorofeeva

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.